Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГГ.'

ИСТОРИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОФСОЮЗ / ПЕРЕСТРОЙКА / КОЛЛЕКТИВ / MANAGEMENT / PHYSICAL CULTURE / SPORTS / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS SOCIETY / TRADE UNION / PERESTROIKA / COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ворожко Ю. В., Червева О. П.

Рассмотрены процессы перестройки в сфере физической культуры и спорта на примере деятельности Всесоюзного добровольного физкультурно-спортивного общества профсоюзов Кемеровской области, который фактически являлся наряду с Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту важнейшим органом управления спортом в Кемеровской области. Цель - проанализировать эффективность преобразований и результатов реформирования физкультурно-спортивного движения в Кемеровской области в середине 1980-х гг. Источниковую базу составили новые, неопубликованные ранее документы из фондов музея физической культуры и спорта Кузбасса. В статье проанализированы и подкреплены статистическими данными сведения о кадровом потенциале, спортивных сооружениях, изменениях и результатах преобразований физкультурно-спортивного движения в Кемеровской области в середине 1980-х гг. Выявлен положительный и отрицательный опыт работы Всесоюзного добровольного физкультурно-спортивного общества профсоюзов. Предлагается точка зрения авторов об эффективности реформ, итогах перестройки и периодизации истории физкультурного движения. Анализ данной проблемы позволит не только дополнить историю физической культуры, одного из важных направлений спортивной науки, но и определить с учетом предыдущего исторического опыта эффективные пути современного развития физической культуры и спорта в практическом ключе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS MOVEMENT IN THE KEMEROVO REGION IN THE MID-1980S

The article features the changes and reforms in the sphere of physical culture and sport in 1980s. It focuses on the case of the All-Union amateur sports society of the labor unions of the Kemerovo region. During the perestroika period, this organization used to be the main controlling authority in the sphere of sport, together with the USSR State Committee for Physical Culture and Sports. The article introduces previously unpublished documents from the collections of the Museum of Physical Culture and Sports of Kuzbass. The authors also analyzed data on the personnel potential, sports facilities, and related positive and negative experience. They assessed the effectiveness of the reforms and periodization of the history of the local physical culture movement. The analysis contributes to a better understanding of the history of physical culture, which is one of the important scientific directions of sports science. The obtained results can facilitate sport officials in planning a better road map for public sports.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГГ.»

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-1-12 History and Archeology

оригинальная статья УДК 93/94:796.01(571.17)

История физкультурно-спортивного движения в Кемеровской области в середине 1980-х гг.

Юрий В. Ворожко а Ольга П. Червева ь @

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Россия, г. Омск Ь Музей физической культуры и спорта Кузбасса, Россия, г. Кемерово @ [email protected] Ш https://orcid.org/0000-0003-2261-716X

Поступила в редакцию 14.01.2020. Принята к печати 03.03.2020.

Аннотация: Рассмотрены процессы перестройки в сфере физической культуры и спорта на примере деятельности Всесоюзного добровольного физкультурно-спортивного общества профсоюзов Кемеровской области, который фактически являлся наряду с Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту важнейшим органом управления спортом в Кемеровской области. Цель - проанализировать эффективность преобразований и результатов реформирования физкультурно-спортивного движения в Кемеровской области в середине 1980-х гг. Источниковую базу составили новые, неопубликованные ранее документы из фондов музея физической культуры и спорта Кузбасса. В статье проанализированы и подкреплены статистическими данными сведения о кадровом потенциале, спортивных сооружениях, изменениях и результатах преобразований физкультурно-спортивного движения в Кемеровской области в середине 1980-х гг. Выявлен положительный и отрицательный опыт работы Всесоюзного добровольного физкультурно-спортивного общества профсоюзов. Предлагается точка зрения авторов об эффективности реформ, итогах перестройки и периодизации истории физкультурного движения. Анализ данной проблемы позволит не только дополнить историю физической культуры, одного из важных направлений спортивной науки, но и определить с учетом предыдущего исторического опыта эффективные пути современного развития физической культуры и спорта в практическом ключе.

Ключевые слова: управление, физическая культура, спорт, физкультурно-спортивное общество, профсоюз, перестройка, коллектив

Для цитирования: Ворожко Ю. В., Червева О. П. История физкультурно-спортивного движения в Кемеровской области в середине 1980-х гг. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1. С. 1-12. Б01: https:// doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-1-12

Введение

Как свидетельствуют результаты анализа источников, перестройка физкультурного движения началась с реформ государственных и общественных органов управления, изменения форм и методов спортивной работы. Вопросы перестройки профсоюзной работы, приведение ее в соответствие с задачами социально-экономического ускорения заняли центральное место на XVIII съезде профсоюзов СССР. Не осталось в стороне от перестройки и советское физкультурное движение. Решением президиума Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) от 20 февраля 1987 г. «О мерах по совершенствованию руководства физкультурным движением профсоюзов» были упразднены Всесоюзные добровольные спортивные общества профсоюзов и создано единое Всесоюзное добровольное физкультурно-спортивное общество (ВДФСО) профсоюзов. Этим постановлением ВЦСПС, а также постановлением секретариата ЦК КПСС от 17 февраля 1987 г. «О некоторых мерах по изменению руководства физкультурным движением в профсоюзах»

перед физкультурными организациями профсоюзов была поставлена задача: добиться, чтобы занятия физическими упражнениями стали всенародным делом, повседневной потребностью каждого человека [1]. На наш взгляд, цель и задачи реформ физкультурного движения с 1985 г. оставались прежними, нерешенными, перекочевавшими в период перестройки. Цель данной статьи - проанализировать эффективность преобразований и результатов реформирования физкультурно-спортивного движения в Кемеровской области в середине 1980-х гг.

Главное направление в деятельности физкультурно-спортивного общества профсоюзов оставалось прежним -работа в каждом трудовом коллективе и учебном заведении. В рекомендациях к деятельности указывалось, что необходимо уделить первоочередное внимание развитию таких форм работы общества, как организация самодеятельных спортивных и физкультурно-оздоровительных клубов, любительские объединения по интересам, группы здоровья и комплекса ГТО, методические кабинеты для оказания помощи самостоятельно занимающимся физической

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-1-12

культурой и спортом, университетам и школам по пропаганде здорового образа жизни [2].

Предполагалось, что создание единого профсоюзного общества откроет новые резервы в управлении физкультур-но-спортивной работой и избавит от многих негативных факторов, порожденных прежней структурой: раздробленность и разобщенность; нездоровая конкуренция; отсутствие единства требований к кадрам; параллелизм в работе.

Мощным положительным фактором развития нового общества должна была стать концентрация средств и управленческих функций, что позволило бы специализировать кадры по направлениям работы, обеспечить более профессиональное, более компетентное руководство и оказание практической помощи коллективам физкультуры и спортивным школам.

Принятые решения в официальных документах рассматривали последующий период как новый этап физкультурного движения в профсоюзах, что, на наш взгляд, носит во многом дискуссионный характер. Цель, задачи, средства и методы реализации реформ в области физической культуры и спорта оставались прежними, как и до перестройки.

Анализ стратегических приоритетов системы физкультуры и спорта ВДФСО профсоюзов

Юридически образование совета произошло в Кемеровской области на объединенном пленуме областных советов 24 апреля 1987 г., а по сути он приступил к работе 1 июля 1986 г. (к этому времени закончилась деятельность областных советов добровольных спортивных обществ (ДСО)). С августа начал формироваться областной спортивный клуб. За первые 10 месяцев деятельности совет выполнил задачи первого этапа работы по созданию единого профсоюзного общества [3]:

• проведены объединенные пленумы в 9 городах;

• проведена отчетно-выборная кампания в коллективах физкультуры, спортивных клубах, городских и районных советах;

• выполнена программа учебы «Физкультурные кадры», на четырех семинарах прошли переподготовку около 200 работников различного профиля1;

• созданный аппарат областного совета участвовал в разработке программ «Физкультура - 90» [4] и программы строительства спортивных сооружений в области на средства профсоюзов до 1996 г. Ежемесячно проводились заседания президиума областного совета, на которых было рассмотрено 52 вопроса, составлены и утверждены календарные планы мероприятий, проекты бюджетов, штатные расписания на 1988 г. районных и городских советов;

• городские советы провели работу по созданию новых коллективов физкультуры.

Статистические данные ВДФСО профсоюзов убедительно свидетельствовали о концентрации кадровых и материально-технических ресурсов. В областном совете насчитывалось около 700 тыс. членов общества, 1108 коллективов физкультуры, 1774 штатных физкультурных работника, 46 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), из них 11 специализированных школ олимпийского резерва, 7 штатных команд по игровым видам спорта. Спортивные сооружения насчитывали 28 стадионов, 202 спортивных зала, 12 крытых плавательных бассейнов, 78 лыжных баз, 82 стрелковых тира, 2 дворца спорта с искусственным льдом. На спортивных сооружениях могли заниматься ежедневно 130 тыс. человек2.

Напряженная активная организационно-методическая работа начала приносить свои первые положительные результаты. Вместе с тем в процессе объединения обществ выявились и негативные факты, существующие в структуре управления:

• диспропорция в выделении профсоюзных средств, штатов по городам и районам. Из 51 ДЮСШ профсоюзов 28 школ находились в г. Кемерово, в г. Новокузнецк -всего 11. Управление школ было излишне централизовано на период реорганизации, только 2 школы из 51 находились на самостоятельном балансе: горнолыжные школы в городах Мыски и Таштагол. В Междуреченске, Ленинске-Кузнецком, где городские советы имели неплохую собственную спортивную базу, спортивные школы профсоюзов отсутствовали. В г. Анжеро-Судженск, где общая численность работников спортсооружений насчитывала 51 человека, в ДЮСШ работало только 10 тренеров [5];

• наличие подразделений с явно выраженным трудоза-тратным принципом работы.

Так, при областном совете ДСО «Труд» в г. Кемерово числился спортивный комбинат со штатной численностью 36 человек с годовым фондом заработной платы 70 тыс. руб., в состав которого входили сгоревшая в 1985 г. лыжная база, ликвидированный загородный спортивно-оздоровительный лагерь, несуществующий трамплин и т. д. Низкий уровень работы был выявлен в коллективах спортивных сооружений, находящихся на балансе прокопьевского городского совета: центрального стадиона «Шахтер» и трамплина. При выделении штатной численности категория стадиона была умышленно завышена. Стадион имел в штате 33 единицы, платных услуг населению в 1987 г. было оказано всего на сумму 3018 руб. [6].

1 Комплексная программа «Физкультурные кадры Кемеровского областного совета ВДФСО профсоюзов на 1987-1990 гг.». Кемеровский областной совет ВДФСО профсоюзов г. Кемерово. 1987. С. 36.

2 О задачах Кемеровской областной организации ВДФСО профсоюзов по дальнейшему повышению роли физической культуры в оздоровительной работе среди трудящихся: доклад I отчетно-выборной конференции Кемеровской областной организации ВДФСО профсоюзов. Кемерово, 20 февраля 1988 г.

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-1-12

В горнолыжной школе г. Мыски на период реорганизации работало 2 штатных тренера и один почасовик, а по управленческому и вспомогательному аппарату - 20 человек.

В результате анализа отчетной документации нами обнаружено значительное количество сооружений на балансе ДСО, годами не обновлявших статус «на капитальном ремонте». В подобном состоянии руководителями легко оправдывалась бездеятельность коллективов спортивных сооружений.

Выявлена другая, не менее важная проблема - отсутствие эффективной контрольно-ревизионной службы, практики экономического анализа эффективности использования средств и штатов, как следствие - иждивенческое настроение у многих физкультурных организаторов городского и районного звена [7].

Многие коллективы физической культуры активно проводили работу по оказанию платных услуг населению и переходу на частичное самофинансирование, но эта работа проводилась не всегда эффективно. Например, спортивные сооружения КМК в 1987 г. оказали платных услуг на сумму 260 тыс. руб.; 22 спортивных объекта на балансе областного совета: 3 стадиона (Ленинск-Кузнецкий, Киселевский, Прокопьевский); конькобежная дорожка, 2 дома физкультуры, 10 лыжных баз - платных услуг населению оказали на сумму 80 тыс. руб., в 3 раза меньше, чем на КМК.

К одним из первых важнейших решений новой системы управления можно отнести перевод 6 специализированных школ олимпийского резерва на самостоятельный баланс с получением права юридической самостоятельной организации со своим счетом в банке, бюджетом. Школы были укреплены штатной численностью и финансированием, что позволило самостоятельно и эффективно решать задачи по подготовке олимпийского резерва. Специализированные школы имели 29 филиалов в городах области.

Предпринимались попытки в решении проблем штатной численности спортивных сооружений, имеющих характеристику «трудозатратных» [8]. При рассмотрении бюджетов городских и районных советов за 1988 г. за основу рассматривали сложившуюся ситуацию в распределении штатов и финансирования, была произведена значительная корректировка и перераспределение средств среди горрайсоветов.

Как показал анализ документов, на момент реорганизации общества в 7 районных советах не было председателей районных советов: ДСО «Урожай», в Юргинском и Яшкинском райсоветах в течение 2-х лет, а в Беловском и Чебулинском по году, в ряде городских советов были председатели-совместители. Вскоре это упущение было

исправлено - во всех 31 городских и районных советах были утверждены избранные председатели3. Исключение составлял небольшой г. Тайга, где было принято решение не создавать городской совет, а его функции возложить на отделенческий спортивный клуб «Локомотив». Впоследствии, как показывают итоги работы, за год спортивный клуб «Локомотив» не выполнил возложенных на него обязательств: по основным показателям работы г. Тайга безоговорочно занял последнее место в социалистическом соревновании [9].

Основой планирования в практике работы физкультурных организаций страны были утвержденные комплексные программы. Мы выявили определенный опыт формирования досрочных программ обкомов и территориальных комитетов (теркомов) профсоюзов. Данные организации разработали в 1987 г. программу «Физкультура - 90»4.

Областным советом профсоюзов была утверждена программа строительства физкультурно-спортивных сооружений до 1996 г. на общую сумму 36 млн руб.5. Эта программа была создана на основе решений XVIII съезда профсоюзов, где было принято решение направить на строительство в районы Сибири и Дальнего Востока и крайнего севера один млрд руб.6.

Всего было намечено построить 104 объекта, что почти вдвое позволило бы увеличить пропускную способность спортивных сооружений Кузбасса. Программа была гарантирована финансированием областного совета профсоюзов, но не обеспечена строительными фондами и лимитами. Основным методом строительства становился хозспособ. Эта особенность программы предопределяла необходимость в проявлении инициативы и деловитости всеми заинтересованными организациями в реализации намеченных планов, крупными промышленными объединениями и предприятиями, включении объектов спортивного строительства в государственные планы министерств и ведомств [10].

Мы считаем, что при формировании программы были допущены серьезные ошибки, а также не учтены природные особенности региона. Ее основу составляло строительство и реконструкция 22 стадионов и 13 спортивных комплексов с плавательными бассейнами, и в то же время почти отсутствовали 1 хоккейная коробка, 1 лыжный стадион, 1 загородный пионерский лагерь, 1 конькобежная дорожка, спортивные сооружения для зимних видов спорта. Общая стоимость 10-летней программы строительства объектов культуры и физкультуры составляла 78 млрд руб.

3 Инструкция о проведении выборов руководящих органов Всесоюзного добровольного физкультурно-спортивного общества профсоюзов. М., 1989. С. 3.

4 Физкультура - 90 // Информационный бюллетень ВДФСО профсоюзов. 1988. С. 25.

5 Комплексный план работы Кемеровского областного совета ВДФСО профсоюзов по физическому воспитанию трудящихся, студенческой и учащейся молодежи, высшему мастерству и олимпийскому резерву; организационно-политическому укреплению физкультурных организаций на 1988-1990 гг. Кемерово, 1988. С. 47.

6 Материалы XVIII съезда профессиональных союзов СССР. М.: Профиздат, 1987. С. 191.

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-1-12

Выявление ошибочного направления работы системы

В декабре 1987 г. работу областного совета проверяла комиссия Всесоюзного совета общества. Комиссия отметила низкий уровень деятельности отдела оргработы и кадров областного совета, отделов физического воспитания трудящихся промышленности и строительства, легкой и пищевой промышленности. Были сделаны указания на низкий уровень подготовки вопросов на президиуме, бессистемность в командировках работников аппарата совета, отсутствие достоверных профкарт по отраслям промышленности и др.

На заседании президиума Всесоюзного совета общества 28 января 1988 г. при рассмотрении вопроса «О работе Новокузнецкого городского совета» были указаны недочеты в работе областного совета в жесткой форме. В большей степени вина за это была возложена на заместителя председателя областного совета Вишнякова и заведующих отделами Чекмачеву и Маркачева и исполняющую обязанности заведующего орготделом и кадров Карнилову. Резкой критике была подвергнута работа отдела спорт-сооружений и материально-технического снабжения (заведующий отделом Меньшов) и отдела высших и средних учебных заведений (заведующий отделом Пикуза). Комиссия по физическому воспитанию студентов ВУЗов и учащихся средних учебных заведений не работала. Была зафиксирована более слабая между спортивными клубами ВУЗов и коллективами средних учебных заведений, чем прежде, при прежней структуре ДСО. Отдел спор-тсооружений и материально-технического снабжения не справлялся с поставленными задачами7. За допущенные ошибки в работе президиум совета вынес наказания двум заведующим отделами - Трофимову и Коляко8.

Серьезные претензии были предъявлены к финансовому отделу облсовета, заведующему отделом Марасанову, который не сумел обеспечить эффективную контрольно-ревизионную работу при наличии двух ревизоров в отделе. Отделом не проводился экономический анализ деятельности совета9.

Серьезный анализ деятельности областного совета был сделан при подготовке и проведении областной отчетно-выборной конференции 1988 г. В период подготовки и составления отчетов особое внимание уделялось всестороннему анализу деятельности всех звеньев ВДФСО профсоюзов на предмет выполнения постановления президиума ВЦСПС «О мерах по совершенствованию руководства физкультурным движением профсоюзов», осуществления коренной перестройки физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди трудящихся и учащейся молодежи10.

В ходе отчетно-выборной кампании общие собрания и конференции признали работу 1247 коллективов физкультуры удовлетворительной, 19 коллективам дали неудовлетворительную оценку.

В состав советов ВДФСО было избрано 8914 человек (6235 мужчин, 2679 женщин), в том числе 2522 члена КПСС, 3781 член ВЛКСМ. Также 1759 были представителями сельской местности. На собраниях и конференциях выступили более 8 тыс. активистов физкультурного движения, которые внесли конкретные предложения по улучшению практической деятельности советов, затронули темы недостаточной материальной базы, отсутствия кадровых физкультурных работников, неудовлетворительного состояния по внедрению новых форм физкультурно-массовой работы на целом ряде предприятий. Много внимания уделялось вопросам создания условий для организации активного отдыха трудящихся, широкому привлечению их к систематическим занятиям физическими упражнениями в спортивных секциях и оздоровительных группах, в том числе на общественных началах.

Критике были подвергнуты те организации ВДФСО, которые в период после реорганизации решили сократить количество спортивных мероприятий городского и районного масштабов, такая критика была высказана в адрес Новокузнецкого, Анжеро-Судженского, Беловского городских советов, Юргинского и Тисульского районных советов.

Особо резкой критике подвергался председатель Киселевского городского совета ВДФСО профсоюзов Никифоров, который впоследствии не был избран в состав городского совета.

Наше глубокое убеждение заключается в том, что уровень подготовки кадров во многом объективно отражает состояние дел, результат деятельности прямо пропорционально зависит от знаний, профессионального мастерства, квалификации физкультурных работников. В организациях областного совета работало 1774 физкультурных работника, из них 42,3 % имели высшее физкультурное образование, 30 % - среднее физкультурное образование. К работе в физкультурных организациях на общественных началах было привлечено более 13 тыс. инструкторов-общественников -методистов и тренеров.

Из 31 председателя городских и районных советов специальное образование имели только 15 человек, из 15 избранных председателей районных советов 12 человек впервые вступили в эту должность, при этом только 5 из них имели специальное физкультурное образование. Средний возраст руководящих кадров составлял 35 лет.

Простой арифметический подсчет показывает, что на одного физкультурного работника на территории

7 Хотелось бы отметить, что команда - основа успеха. Высокий профессионализм и ответственность членов команды, слаженность их работы, взаимная поддержка обеспечивают успех. Если приказы не исполняются, то ожидать эффективной работы организации невозможно [11].

8 План работ комитета по физической культуре и спорту Кемеровского облисполком на 1987 г. Кемерово, 1986. С. 6.

9 План работ комитета по физической культуре и спорту Кемеровского облисполком на 1988 г. Кемерово, 1987. С. 5.

10 Сборник документов и материалов цикла «КПСС в стенограммах, документах и материалах». М.: Политиздат, 1986. С. 320.

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-1-12

Кемеровской области, без учета преподавателей ВУЗов и техникумов, приходилось около 10 тыс. трудящихся. Такое положение в области, да и в других регионах страны создалось, прежде всего, вследствие того, что штатные физкультурные работники по физической культуре могли быть введены только на тех предприятиях и в организациях, где численность работающих превышала 500 человек. В Кузбассе на 1988 г. зарегистрировано 1570 организаций, где имелось число работающих менее 500 человек. Кроме того, на большом количестве предприятий и организаций, где могли быть введены должности инструкторов-методистов по производственной гимнастике и массовой физкультурно-оздоровительной работе, должности не были введены.

В г. Новокузнецк на 27 предприятиях и в организациях не были созданы коллективы физической культуры, где должны были быть инструкторы физкультуры. Это такие подразделения, как «Южкузбассуголь», «Кемеровоуголь», автобаза объединения «Гидроуголь», управление «Южные электрические сети».

В области имелось 1108 коллективов физической культуры, они объединяли почти 5 тыс. профсоюзных комитетов, и 438 инструкторов-методистов по производственной гимнастике, инструкторов-методистов по физической культуре и спорту - в среднем 1 инструктор на 2,5 коллектива физической культуры и на 11 профсоюзных организаций.

На фоне реорганизации выявилась важная проблема, создающая весомые помехи в настройке деятельности областного совета - престижность профессии физкультурного организатора была на низком уровне. Многие физкультурные организаторы по личной инициативе уходили в другие сферы деятельности.

При организации нового профсоюзного общества заметно повысилась заработная плата работников советов, повысилась также зарплата и ряда председателей советов коллективов физкультуры крупных предприятий и председателей спортивных клубов. Это должно было создать некую привлекательность к профессии, способствовать укреплению и стабилизации кадров в обществе.

Проблема переподготовки и образования кадров нового совета была решена принятием комплексной программы «Физкультурные кадры Кемеровского областного совета "ВДФСО профсоюзов" в свете решений XXVII съезда КПСС на 1987-1990 гг.». Данным документом была предусмотрена система повышения квалификации штатных физкультурных работников и общественного актива: воспитание, учеба, повышение профессионального мастерства, совершенствование гражданских позиций11.

Областным советом была разработана и внедрена новая номенклатура должностей, которая состояла из основной и учетно-контрольной. В основную номенклатуру было

введено 22 должности работников аппарата областного совета и его подведомственных организаций.

Постановлением президиума ВЦСПС от 16 марта 1987 г. было предусмотрено проводить аттестацию руководящих работников профсоюзных органов не позднее 6 месяцев со дня их избрания12. В случае областного совета аттестация руководящих органов должна сочетаться с учебой, ростом персональной ответственности и повышением требовательности к кадрам.

Основным организационным звеном физкультурного движения оставался коллектив физической культуры. Многообразны были формы оздоровительной и спортивной работы в коллективах: физическая культура в режиме труда и после работы, создание комнат здоровья, восстановительных центров на производстве, оздоровительных групп, школ здоровья, любительских клубов по интересам, загородные формы отдыха - все это было направлено на улучшение здоровья трудящихся и членов их семей. Чем выше организованность коллектива физкультуры, тем эффективней он может влиять на физическое и социальное здоровье трудящихся.

В Кузбассе в начале 1988 г. насчитано 1108 профсоюзных коллективов физической культуры, которые объединяли свыше 700 тыс. трудящихся, т. е. только половину членов профсоюзов Кемеровской области. Высшая форма коллектива физкультуры - спортивный клуб13. Спортивных клубов насчитывалось всего 17: 4 коллектива, 7 ВУЗов, 5 отделенческих и узловых железнодорожного транспорта, 1 техникум. Коллективы физкультуры КМК и ЗапСиба были представлены к присвоению звания «Спортивный клуб».

Всего в области насчитывалось 108 коллективов физкультуры крупных предприятий и объединенных коллективов, где имелись штатные советы коллективов физкультуры с относительно хорошей зарплатой председателя совета коллектива в размере 190-220 руб. в месяц. В Новокузнецком теркоме угольщиков таких коллективов было 18, в Ленинск-Кузнецком - 14, в обкоме металлургов - 12.

Именно эти вышеперечисленные коллективы задавали тон в организации физкультурно-оздоровительной работы. В связи с этим предполагалось, что все внимание физкультурных организаторов должно было быть направлено на организационное укрепление и создание новых крупных объединенных коллективов физкультуры - одной из самых действенных форм укрепления коллективов физкультуры по отраслевому и территориальному принципу. Областной совет в сентябре 1987 г. обобщил опыт создания таких коллективов в г. Белово, где были созданы 4 объединенных коллектива.

В докладе Кемеровской городской конференции общества была озвучена информация о создании 5 объединенных коллективов физкультуры, из которых фактически было

11 Там же.

12 Постановление ВЦСПС «О введении аттестации ответственных работников аппарата профсоюзных органов и подведомственных профсоюзам организаций» № 3-6 от 16 марта 1987 г. М., 1987. С. 9.

13 Справочное пособие для профсоюзного актива «Физкультурно-спортивная работа профсоюзов». М.: Профиздат, 1985. С. 12-175.

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-1-12

создано 4, 5-й коллектив (горкома Агропромышленного комплекса) существовал только на бумаге.

По статистическим данным 1987 г. в среднем по Кузбассу потери рабочего времени по болезням составили 844 дня в год, а по некоторым отраслям показатель был значительно выше средних (Новокузнецкий, Прокопьевский, Киселевский теркомы угольщиков, профсоюзы рабочих строительства и промышленно-строительных материалов, лесной и деревообрабатывающей промышленности).

К отраслям, наиболее эффективно использующим физическую культуру на пользу производства и заботящимся о здоровье трудящихся, относились химическая, металлургическая, угольная и строительная.

На КМК в 1987 г. только за счет значительного снижения простудных заболеваний получен экономический эффект около 300 тыс. руб. Здесь в 1986-1987 гг. были введены 15 комнат здоровья, 4 восстановительно-профилактических центра с тренажерными залами, бассейнами для закаливающих процедур, саунами. Данный эффект был достигнут благодаря активности врачебно-инженерных бригад и совета коллектива физкультуры.

Положительным примером является комплексный подход к организации отдыха во внутрисменных режимах и после трудового дня на производственном объединении «Органика», где внедрялась производственная гимнастика, работали 7 комнат здоровья, оздоровительный центр, в котором занимались 22 группы по профессиональной физической подготовке оздоровительно-профилактический направленности, по месту жительства работал теннисный клуб. По инициативе председателя совета коллектива физкультуры Макарова под контроль врачебно-инженерной бригады взяли физическое воспитание детей детских садов объединения. В результате всех мероприятий достигнуто снижение заболеваемости на 1987 г. по сравнению с предыдущим на 12,5 % в днях.

По статистическим данным в области работало 137 культурно-спортивных комплексов (КСК) - сельских, городских, районных. КСК являлись аккумуляторами средств, усилий специалистов и организации активного досуга населения. На п/о «Азот» культурно-спортивный комплекс сконцентрировал свои усилия на организации досуга трудящихся, членов их семей на базах отдыха. По календарю здоровья проводились массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия подразделений объединения.

А на шахте им. В. И. Ленина г. Междуреченск КСК объединял усилия не только дворца культуры и спортивных сооружений, но и работу клубов по месту жительства и редакцию многотиражной газеты. В 1987 г. 41 % трудящихся были привлечены к участию в различных мероприятиях КСК. В физкультурно-спортивных клубах занималось 340 человек по интересам.

Клубы любителей физической культуры, физкультурно-оздоровительные группы заслуженно были признаны

школами здорового образа жизни, где продолжалось формирование социальной коммуникабельности, развитие, совершенствование жизненно-важных умений, укрепление здоровья, профилактики заболеваний занимающихся.

Положительная практика работы реализации «самостоятельного туризма» [12] была зафиксирована в г. Междуреченск, где занимающихся туризмом насчитывалось 4700 человек [13]. Особой популярностью пользовался семейный туризм [14] - систематически проводились соревнования «Папа, мама, я - туристская семья», массовые слеты туристов, были организованы туристские секции. Активную пропагандистскую работу по привлечению занимающихся к занятиям туризмом вели клубы «Простор», «Горизонт», «Одиссей», «Ритм», «Карат».

Профилактика заболеваний была довольно разнообразна, одно из направлений - послерабочее восстановление, на которое также возлагались большие надежды. В Кемеровской области было зарегистрировано 766 тыс. трудящихся в химической, металлургической, угледобывающей отраслях промышленности, деятельность которых была сопряжена с влиянием неблагоприятных факторов труда на организм человека. К сожалению, условия для проведения производственной физкультуры в режиме труда были недостаточны - в целом на различных предприятиях области имелось лишь 218 комнат здоровья.

В практике работы коллективов физкультуры, спортивных клубов присутствовали массовые спортивные мероприятия: «Лыжня зовет», соревнования пятиугольников, различные лыжные и легкоатлетические пробеги с соревновательными нагрузками для лиц, не имеющих предварительной физической и специальной подготовки. Для уменьшения травматизма областной совет принял решение проводить мероприятия после определенных подготовительных занятий [15].

Одной из главных проблем считалось состояние физкультурно-массовой и спортивной работы на селе. По статистическим данным на селе трудилось более 245 тыс. человек. Перед сельскими тружениками Кузбасса была поставлена огромная задача в решении продовольственной программы. По итогам 1987 г. общая рентабельность сельскохозяйственного производства составляла 20 %. Сумма задолженности по кредитам госбанка составляла 1 млрд 200 тыс. руб.

Вопрос об устойчивом обеспечении населения страны продовольствием рассматривался как важнейшая социальная и политическая проблема, от которой зависела в конечном итоге судьба перестройки - так подчеркивалось на собрании актива областной партийной организации в январе текущего года, где обсуждались дополнительные меры по улучшению снабжения населения области продуктами питания в соответствии с требованиями июньского пленума ЦК КПСС 1987 г.14

14 Справочник партийного работника. Выпуск двадцать восьмой. М.: Политиздат, 1988. С. 32-703.

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-1-12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи явно выражена роль и значение физической культуры как важного фактора в укреплении здоровья селян, повышения работоспособности тружеников полей, организации разумного досуга и дополнительного рычага в решении задач продовольственной программы.

В сельской местности действовало 425 коллективов физкультуры, в их числе 61 - в колхозе, 196 - в совхозах, 168 - на предприятиях, в организациях, которые вносили определенный вклад в укрепление здоровья трудящихся, Агропрома. Следует отметить, что уровень работы многих из них не отвечал поставленным задачам, перестройке жизненного уклада селян.

Анализ организаторской работы по физической культуре в отрасли, стиля и методов руководства сельским физкультурным звеном показывает, что состояние оздоровительной и физкультурно-массовой работы за три года ухудшилось. Здесь имелся ряд проблем, в первую очередь - кадровый потенциал.

За 1986-1987 гг. текучесть инструкторов-методистов, основных штатных работников, составляла 85 %. За этот же период в 12 районных советах семенились председатели, из них только трое имели физкультурное образование [16].

Спортивная база на селе состояла из 4 стадионов, 8 лыжных баз, 17 стрелковых тиров, 35 спортивных залов, большинство которых располагались в районных центрах, и 400 игровых площадок. Во многих хозяйствах не было вообще никаких спортивных сооружений. Можем сделать вывод, что перед реорганизацией спортивных обществ не предпринимались действенные меры, направленные на изменение создавшегося положения.

В стремлении решить сложившиеся проблемы на строительство и реконструкцию 40 спортивных объектов в сельской местности облсовпрофом было выделено 8 млн руб. По плану работы на 5 лет укреплению материальной базы должно было способствовать поступление новых спортивных залов модульных конструкций15.

Нельзя не отметить положительные отзывы областного совета о работе бывшего секретаря Беловского РК КПСС П. Н. Акатьева и директора совхоза «Пермяковский» В. Н. Шурбиной По их инициативе в совхозе была построена горнолыжная трасса с подъемником, в 1987 г. при профкоме совхоза «Пермяковский» была открыта ДЮСШ [17]. Для работы с детьми были приглашены ведущие специалисты и тренеры - мастера спорта СССР, которым созданы жилищные и рабочие условия. В ДЮСШ занималось 180 учащихся. На Беловском море был создан спортивно-оздоровительный лагерь для отдыха и тренировок более 80 учащихся этой школы.

Тем не менее темпы развития в целом носили явно не ускоренный характер. Только одна ДЮСШ областного совета была открыта в сельской местности. Более 20 % выпускников сельских школ не выполнили нормативы комплекса ГТО.

Солидарность авторов с исследованиями воздействия уровня физической культуры, который является фактором прямо воздействующих на рост производственного труда и национального дохода, несущественна. Скорее, мы утверждаем, что влияние физической культуры на производство намного сложнее, чем прямая зависимость [18]. Среди трудящихся Агропрома был выявлен высокий уровень заболеваемости, что приводило к большим потерям на производстве. Потери в днях по заболеваемости на сто трудящихся в 1986 г. составили 792,5 дня, в 1987 г. - 762,8 дня.

Отмечена очень слабая связь по совместной работе с областным агропромкомитетом, оргкомитетом профсоюза работников агропромышленного комплекса, хозяйственными организациями и их руководителями на местах в отношении кадровой политики. В докладе секретаря ОК КПСС тов. В. П. Лучшева на январском собрании областного партийного актива сообщалось, что на селе ежегодно меняется 12 % руководителей и от 20 до 25 % - главных специалистов. Если, как отмечалось выше, текучесть физкультурных кадров на селе составляет 85 %, то что можно говорить о физкультурных кадрах, которым уделяется внимание по остаточному принципу, т. е. эти 85 % текучести кадров отражают сложившийся уровень отношений к вопросам физкультуры на селе.

Проведенная аналитическая работа выявила некоторые причины снижения темпов работы. Сокращение ставок инструкторов-методистов было осуществлено в совхозах «Серебряковский», «Томбарский» Тисульского района, птицефабриках «Горнячка» Прокопьевского района и Мысковской. Обнаружено использование ставок не по назначению: в совхозе «Ильинский» Новокузнецкого района вместо инструктора-методиста содержали художника, в совхозе «Марьевский» - шофера, в совхозах «Линейный» и «Ново-Романовский» Юргинского района - бухгалтера и ветеринарного врача соответственно и т. д. Во многих хозяйствах ставки инструкторов-методистов занимали секретари комсомольских организаций.

При создании нового физкультурно-спортивного общества профсоюзов в его структуре были созданы подразделения для работы в области большого спорта, подготовки олимпийского резерва. При областном совете был создан областной спортивный клуб со штатной численностью 33 единицы, призванный обеспечить подготовку спортсменов высокого класса. В г. Новокузнецк был создан его филиал. Подготовка олимпийского резерва была возложена на 11 специализированных школ олимпийского резерва, 3 межведомственных центра олимпийской подготовки и экспериментальную группу по видам выносливости. В этих подразделениях работал 191 тренер, занималось около 5000 человек. В 36 ДЮСШ профсоюзов подготавливались спортсмены для будущих высших достижений.

15 Программа основных направлений развития физической культуры и спорта в Кемеровской области на XII пятилетку. Кемерово, 1986. С. 14. &атья распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-1-12

Спортивный резерв состоял из 7 штатных команд мастеров, которые выступали в первенствах страны по футболу, хоккею с мячом, хоккею с шайбой, регби.

По уровню развития структуры большого спорта оценивались следующие показатели:

• количество специализированных школ, центров спорта;

• количество подготовленных кандидатов в сборную страны;

• количество мастеров спорта международного класса;

• наличие команд по игровым видам спорта.

Областной совет Кемеровской области ни в чем не уступал организациям РСФСР по численности населения и промышленному потенциалу. По ряду видов спорта Кузбасс имел значительные достижения - в тяжелой атлетике, гимнастике, горных лыжах.

В Кузбассе наиболее популярными видами спорта по числу занимающихся и наличию штатных тренеров считались:

1) лыжные гонки: 23 тыс. занимающихся, 73 профессиональных тренера;

2) футбол: 17 тыс. занимающихся, 46 тренеров;

3) легкая атлетика: 14 тыс. занимающихся, 96 тренеров;

4) волейбол: 16 тыс. занимающихся, 22 тренера;

5) плавание: 9 тыс. занимающихся, 52 тренера.

По этим показателям следом идут борьба вольная, тяжелая атлетика, хоккей с мячом, теннис настольный, хоккей с шайбой, горнолыжный спорт.

Кузбасский спорт имеет свою Олимпийскую биографию. Проблемы большого спорта в Кузбассе видны из анализа показателей достижений в Олимпийских играх. Первым Олимпийцем из Кузбасса был борец из г. Новокузнецк -Владимир Манеев, который в 1956 г. на XXVI Олимпийских играх был награжден серебряной медалью. С той поры еще 10 Кузбассовцев выступали на Олимпийских играх16.

Однако на фоне положительной статистики был выявлен негативный фактор: 6 из 11 участников Олимпийских игр уехали из Кузбасса, в том числе 4 чемпиона Олимпийских игр [19; 20].

Еще одним положительным показателем в работе является количество заслуженных мастеров спорта Кемеровской области: с 1956 г. по 1988 г. данным званием обладало 9 человек.

За подготовку чемпионов мира и олимпийских игр звание «Заслуженный тренер СССР» присвоено 5 Кузбассовцам: Дмитрию Сергеевичу Посунько, Иннокентию Ивановичу Маметьеву, Виктору Яковлевичу Боровикову, Виктору Венделиновичу Рейнбольду, Владимиру Тимофеевичу Астафьеву. Звание «Заслуженный тренер РСФСР» присвоено 24 тренерам Кузбасса17.

Центрами развития спорта Кузбасса являлись крепкие спортивные центры в целом ряде нестоличных городов, где готовились спортсмены самого высокого класса.

В г. Ленинск-Кузнецкий школа-интернат спортивного профиля (спортивная гимнастика). В 1985 г. по числу медалей, полученных на Чемпионатах Мира, Европы и Универсиаде, г. Ленинск-Кузнецкий был первым гимнастическим городом в Мире - 8 золотых, 4 серебряных, 1 бронзовая медаль.

Мыски - кузница штангистов: Олимпийский чемпион -А. Н. Воронин, Чемпион Мира - В. В. Солодов и более 10 мастеров спорта. Юрга: 3 спортсмена выполнили норматив мастера спорта Международного класса по пулевой стрельбе. Междуреченск и Таштагол - горнолыжные города [21].

В данных городах спортсменов высокого класса было подготовлено больше, чем в 3-х самых крупных городах, составляющих половину населения Кузбасса.

В городах, где имелся большой спорт - Ленинск-Кузнецке, Междуреченске, Мысках, Таштаголе - был выстроен высокий уровень партийного руководства в делах спорта.

Прямо пропорциональная зависимость между состоянием материально-технической базы и результатами в спорте высших достижений прослеживается в конькобежном спорте. В 1988 г. снизилось число тренеров, конькобежных дорожек, катков для массового катания. Основные причины - в состоянии материальной базы, отсутствии машин для подготовки льда, проблемах спортсооружений в приобретении бензина. Средний уровень десяти лучших конькобежцев на тот момент стал ниже, чем был 20 лет назад.

В 1960-х гг. Союзспортпроектом был подготовлен проект комплексов и трамплинов в г. Кемерово и в г. Новокузнецк, который на практике не состоялся.

После объединения спортивных обществ отмечалось значительное повышение уровня проведения областных чемпионатов и первенств по всем культивируемым видам спорта. Соревнования оценивались как полноценные, возросла спортивная конкуренция [22].

Мы считаем, что особую значимость в перестройке физкультурного движения приобрела работа городских советов ДСО [23]. На местах имелись единые структурные единицы, способные решать вопросы постановки физкультурно-массовой работы по существу. Прежде всего, это заключалось в получении городскими советами хорошей финансовой базы и единой принадлежности спортивной базы ряда промышленных предприятий, советов коллектива физкультуры. Городским советам в тесном контакте со спорткомитетами предстояло повысить качество работы коллективов физкультуры, перестроить работу спортивных сооружений от планирования графика загрузки до улучшения деятельности, обеспечивающей финансовую окупаемость и переход на хозрасчет, отработать регулярное проведение оздоровительных мероприятий для трудящихся в субботние и воскресные дни по месту жительства и в местах массового отдыха.

16 Горбачев С. П., Курочкин О. Д. Спутник болельщика. Хоккей с мячом 87-88. Высшая лига: Брошюра. Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1987. С. 85.

17 О задачах Кемеровской областной организации ВДФСО профсоюзов...

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-1-12

Организационные работники управляющей структуры определяли, что особое внимание следует обратить на организационное укрепление коллективов физкультуры - главного звена во всех процессах, протекающих в обществе в условиях современной научно-технической революции18.

Зачастую на предприятиях не имелось в достаточном количестве средств, своей спортивной базы, инвентаря, и работа не велась из-за неопытности кадров. Выходом из такого положения, на взгляд областного совета, должен был стать объединенный коллектив физкультуры для подобных организаций и предприятий.

Особое внимание следует обратить на организацию учебы штатных и общественных физкультурных кадров [24], обеспечение специалистов предприятий и организаций, где в них нуждались. Стиль и методы руководства физкультурным движением должны отвечать духу времени и давать практические результаты.

Платных услуг (набирающая темпы новая форма работы) спортивными сооружениями в 1987 г. было оказано на сумму 1 млн 200 тыс. руб. Этот факт мотивировал руководство внедрять в работу спортивных сооружений формы частичного хозрасчета и самофинансирования. Впоследствии был запланирован переход к оценке деятельности спортивных

19

сооружений по их экономическим показателям19. Выводы

В российской и зарубежной историографии преобладающее большинство исследователей придерживаются точки зрения, согласно которой к началу 1980-х гг. советское государство и общество достигли сравнительно высокого уровня в развитии физической культуры и спорта [25]. Эта оценка относится в полной мере и к физкультурно-спор-тивному движению Кемеровской области. В областном совете насчитывалось около 700 тыс. членов общества, 1108 коллективов физкультуры, 1774 штатных физкультурных работника, 46 ДЮСШ, из них 11 специализированных школ олимпийского резерва, 7 штатных команд по игровым видам спорта. Спортивные сооружения насчитывали 28 стадионов, 202 спортивных зала, 12 крытых плавательных бассейнов, 78 лыжных баз, 82 стрелковых тира, 2 дворца спорта с искусственным льдом. На спортивных сооружениях могли заниматься спортом ежедневно 130 тыс. человек20.

Тем не менее часть проблем и противоречий в физ-культурно-спортивном движении Кемеровской области, как впрочем и других регионах (спорт как зрелищное явление, неэффективное управление в области физической

культуры и спорта и недостаточно активное использование спортивных сооружений [26], нарушение паритета между массовым спортом и спортом высших достижений в пользу последнего и др.21), преодоление которых раннее не привело к положительным результатам, перекочевала в период перестройки середины 1980-х гг., сохранилась и обострилась в переходный период и привела несколько позднее физкультурно-спортивное движение к состоянию глубочайшего кризиса в постсоветский период.

На предотвращение данного варианта развития не смогла не оказать влияние огромная положительная работа, проведенная в середине 1980-х гг. ВДФСО профсоюзов Кемеровской области в реализации задач развития физ-культурно-спортивного движения, в частности, концентрации кадрового потенциала и материально-технических ресурсов, оказании платных услуг населению, переходу на самофинансирование и хозрасчет. Первые достигнутые результаты были скромнее ожидаемых. Одной из главных причин, на наш взгляд, является тот факт, что политика, теория и практика перестройки середины 1980-х гг. в области физической культуры и спорта изначально несли в себе отрицание возможности успешного решения завышенных, нереальных задач. В итоге произошло отрицание во многом дискуссионной точки зрения некоторых исследователей, предлагающих рассматривать середину 1980-х гг. как эффективный этап реформирования на основе новой концепции ускорения социально-экономического, политического развития и применения новых экономических методов реализации.

Заключение

Перестройка физкультурного движения началась традиционно с реформ государственных и общественных органов управления физкультурным движением, форм и методов спортивной работы. Предпринимались попытки внедрить рыночные отношения в спорте. Спортивные клубы, спортивные сооружения переводились на полный хозрасчет и самофинансирование. Начала создаваться платная система, которая оказалась малоэффективной. Хозрасчет в социалистическом варианте и отсутствие финансирования привели к резкому сокращению количества спортивных клубов, процесс приватизации крупных промышленных предприятий - к массовой ликвидации производственных комитетов физической культуры - основы советского отечественного физкультурного движения.

18 Физическая культура и спорт учащейся молодежи и трудящихся в период перестройки социально-экономической жизни в СССР: тезисы докладов VI областной научно-методической конференции. Кемерово, 1989. С. 5.

19 Материалы I съезда Российской республиканской организации ВДФСО профсоюзов. М., 1988. Ч. 2. С. 106.

20 О задачах Кемеровской областной организации ВДФСО профсоюзов...

21 Решение ЦК КПСС от 11 сентября 1981 г. «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта».

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-1-12

Литература

1. Столбов В. В., Финогенова Л. А., Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2000. 423 с.

2. Червева О. П. Эволюционные процессы в управлении физкультурным движением в СССР и Кемеровской области в период 1918-1960 гг. // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, магистрантов, соискателей и студентов. (Омск, 7-8 декабря 2016 г.) / под общ. ред. В. А. Аикина. Омск: Изд-во СибГУФК, 2016. 307-314 с.

3. Жидкова Т. Н. Спорт - это жизнь, целая жизнь. Кемерово: Радуга, 2014. 76 с.

4. Сарычева Т. В. Советская система физической культуры как социокультурный феномен XX века (на примере Западной Сибири, 1920-1991 гг.). Томск: Печатная мануфактура, 2019. 695 с.

5. Трофимова А. С. Развитие физкультурно-спортивного движения в Кузбассе (середина 60-80-х гг. XX века): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2007. 26 с.

6. Трофимова А. С. Спортивная история Кузбасса (1966-1985 гг.). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. 159 с.

7. Гуськов С. И. Переход к рыночной экономике и развитие физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 1991. № 2. С. 11-15.

8. Гуськов С. И. Государство и спорт. М.: Фагот, 1996. 159 с.

9. Дормидонтова Л. С. Профессиональная деятельность специалистов физической культуры и спорта. Омск: СибГАФК, 2001. 128 с.

10. Аристова Л. В. О материально-технической базе физической культуры и спорта // Физическая культура и спорт в Российской Федерации. М.: Импульс Принт, 2000. Вып. 1. С. 157-170.

11. Пилоян Р. А., Суханов А. Д. Модель раздельного управления спортом для всех и спортом высших результатов // Теория и практика физической культуры. 1999. № 12. С. 39-42.

12. Горяева О. А. История Развития внутреннего туризма в Кемеровской области в 1940-1980-е гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2006. 22 с.

13. Курилова В. И. Туризм. М.: Просвещение, 1988. 224 с.

14. Квартальнов В. А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2001. 320 с.

15. Токарев М. И., Шибаев Г. И. Спортивные общества профсоюзов. М.: Профиздат, 1977. 122 с.

16. Юзупкина Е. С. История развития физической культуры и спорта в Кемеровской области: 1985-2008 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2019. 30 с.

17. Юзупкина Е. С. Детско-юношеские спортивные школы Кемеровской области во второй половине 1980-х - середине 2000-х гг. // Общество: философия, история, культура. 2018. № 10. С. 105-108.

18. Алексеев А. М. Физкультура и труд. М.: ВНИИФК. 1988. 23 с.

19. Михалев В. И. Организация деятельности по развитию физической культуры и спорта в Сибирском регионе // Олимпийское и международное спортивное движение: история, теория, практика. Воронеж: Воронежская олимпийская академия, 1998. С. 147-150.

20. Михалев В. И. Управление спортом на межрегиональном уровне. Омск: СибГАФК, 1998. 295 с.

21. Казьмина М. В., Юзупкина Е. С. История Развития физической культуры и спорта в Кемеровской области во второй половине 1980-х - 2007 гг.: историография проблемы // Сибирь в истории России: мат-лы Всерос. науч. конф., посв. 110-летию проф. З. Г. Карпенко. (Кемерово, 29-30 сентября 2016 г.) Кемерово: КемГУ 2016. С. 171-177.

22. Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М.: Изд-во политической литературы, 1988. 272 с.

23. Переверзин И. И., Бугров Н. Н., Вилькин Я. Р. Управление физической культурой и спортом. М.: ФиС, 1987. 124 с.

24. Зуев В. Н. Кадровый потенциал и реалии на будущее в спортивном движении // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования. Омск: СибГАФК. 1998. Ч. 1. С. 14-17.

25. Жолдак В. И., Зуев В. Н. Управление в сфере физической культуры и спорта. М.: Дрофа, 2000. 165 с.

26. Аристова Л. В. Развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и материально-технической базы физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2000. № 7. С. 52-55.

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-1-12

History of the Physical Culture and Sports Movement in the Kemerovo Region in the Mid-1980s

Yuri V. Vorozko a' ID; Olga P. Cherveva b @

a Siberian State University of Physical Education and Sport, Russia, Omsk b Museum of Physical Culture and Sports of Kuzbass, Russia, Kemerovo @ [email protected] ID https://orcid.org/0000-0003-2261-716X

Received 14.01.2020. Accepted 03.03.2020.

Abstract: The article features the changes and reforms in the sphere of physical culture and sport in 1980s. It focuses on the case of the All-Union amateur sports society of the labor unions of the Kemerovo region. During the perestroika period, this organization used to be the main controlling authority in the sphere of sport, together with the USSR State Committee for Physical Culture and Sports. The article introduces previously unpublished documents from the collections of the Museum of Physical Culture and Sports of Kuzbass. The authors also analyzed data on the personnel potential, sports facilities, and related positive and negative experience. They assessed the effectiveness of the reforms and periodization of the history of the local physical culture movement. The analysis contributes to a better understanding of the history of physical culture, which is one of the important scientific directions of sports science. The obtained results can facilitate sport officials in planning a better road map for public sports.

Keywords: management, physical culture, sports, physical culture and sports society, trade union, perestroika, collective

For citation: Vorozko Yu. V., Cherveva O. P. History of the Physical Culture and Sports Movement in the Kemerovo Region in the Mid-1980s. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, 22(1): 1-12. (In Russ.) DOI: https://doi. org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-1-12

References

1. Stolbov V. V., Finogenova L. A., Melnikova N. Yu. History of physical culture and sports, 3rd ed. Moscow: Fizkultura i sport, 2000, 423. (In Russ.)

2. Cherveva O. P. Evolutionary processes in the management of physical education in the USSR and the Kemerovo region in 1918-1960. Problems of improving physical culture, sports and Olympism: Proc. All-Russian Sci.-Prac. Conf. young scientists, postgraduates, undergraduates, applicants and students, Omsk, December 7-8, 2016, ed. V. A. Aikin. Omsk: Izd-vo SibGUFK, 2016, 307-314. (In Russ.)

3. Zhidkova T. N. Sport is a life, a whole life. Kemerovo: Raduga, 2014, 76. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Sarycheva T. V. The Soviet system of physical culture as a socio-cultural phenomenon of the XX century (the case of Western Siberia, 1920-1991). Tomsk: Pechatnaia manufaktura, 2019, 695. (In Russ.)

5. Trofimova A. S. Development of physical culture and sports movement in Kuzbass (mid-60-80-ies of XX century). Cand. Hist. Sci. Diss. Abstr. Kemerovo, 2007, 26. (In Russ.)

6. Trofimov A. S. Sports history of Kuzbass (1966-1985). Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2008, 159. (In Russ.)

7. Guskov S. I. Transition to market economy and development of physical culture and sport. Teoriia i praktika fizicheskoi kultury, 1991, (2): 11-15. (In Russ.)

8. Guskov S. I. State and sport. Moscow: Fagot, 1996, 159. (In Russ.)

9. Dormidontova L. S. Professional activity of specialists of physical culture and sports. Omsk: SibGAFK, 2001, 128. (In Russ.)

10. Aristova L. V. To the material and technical base of physical culture and sports. Physical culture and sport in the Russian Federation. Moscow: Impuls Print, 2000, iss. 1, 157-170. (In Russ.)

11. Piloyan R. A., Sukhanov A. D. Model of separate management of public sport and sport ofhigh-performance sport. Teoriia i praktika fizicheskoi kultury, 1999, (12): 39-42. (In Russ.)

12. Goryaeva O. A. History of the development of domestic tourism in the Kemerovo region in 1940's-1980's. Cand. Hist. Sci. Diss. Abstr. Kemerovo, 2006, 22. (In Russ.)

13. Kurilova V. I. Tourism. Moscow: Prosveshchenie, 1988, 224. (In Russ.)

14. Kvartalnov V. A. Tourism. Moscow: Finansy i statistika, 2001, 320. (In Russ.)

15. Tokarev M. I., Shibaev G. I. Sport societies of labor unions. Moscow: Profizdat, 1977, 122. (In Russ.)

16. Yuzupkina E. S. The history of development of physical culture and sports of the Kemerovo region: 1985-2008. Cand. Hist. Sci. Diss. Abstr. Kemerovo, 2019, 30. (In Russ.)

DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-1-12

17. Yuzupkina E. S. Children and youth sports schools in Kemerovo region in the second half of the 1980s - the mid-2000s. Society: philosophy, history, culture, 2018, (10): 105-108. (In Russ.)

18. Alekseev A. M. Physical training and work. Moscow: VNIIFK, 1988, 23. (In Russ.)

19. Mikhalev V. I. Organization of activities for the development of physical culture and sports in the Siberian region. Olympic and international sports movement: history, theory, practice. Voronezh: Voronezhskaia olimpiiskaia akademiia, 1998, 147-150. (In Russ.)

20. Mikhalev V. I. Sport management at the interregional level. Omsk: SibGAFK, 1998, 295. (In Russ.)

21. Kazmina M. V., Yuzupkina E. S. History of development of physical culture and sports in the Kemerovo region in the second half of the 1980's - 2007: historiography of the problem. Siberia in the history of Russia: Proc. All-Russian Sci. Conf., dedicated to the 110th anniversary of prof. Z. G. Karpenko, Kemerovo, September 29-30, 2016. Kemerovo: KemGU, 2016, 171-177. (In Russ.)

22. Gorbachev M. S. Perestroika and new thinking for our country and for the whole world. Moscow: Izd-vo politicheskoi literatury, 1988, 272. (In Russ.)

23. Pereverzin I. I., Bugrov H. H., Vilkin Ia. R. Management of physical culture and sports. Moscow: FiS, 1987, 124. (In Russ.)

24. Zuev V. N. Personnel potential and realities for the future in the sports movement. State and prospects of improvement of physical culture in the education system. Omsk: SibGAFK, 1998, pt. 1, 14-17. (In Russ.)

25. Zholdak V. I., Zuev V. N. Management in the sphere of physical culture and sports. Moscow: Drofa, 2000, 165. (In Russ.)

26. Aristova L. V. Development of a network of physical culture and sports facilities and material and technical base of physical culture. Teoriia ipraktika fizicheskoi kultury, 2000, (7): 52-55. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.