«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г.
JVb7 (2/2008)
УДК 796(091)
ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Доктор педагогических наук, профессор З.М. Кузнецова Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны Доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Симаков Омский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Омск
PHYSICAL EDUCATION HISTORY DEVELOPMENT AT SOVIET PERIOD
Z.M. Kuznetsova, Dr.Hab, professor Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Naberezhnye Chelny U.P Simakov, Dr.Hab, professor Omsk State University of Physical Culture, Sports and Tourism
Omsk
e-mail: kzm_inter@mail. ru
Ключевые слова: физкультурное образование, советский период, документы, программы физического воспитания
Аннотация. В статье говорится об истории развития физкультурного образования в советский период. Социально-экономической базой физической культуры надёжно служили системы бесплатного образования, здравоохранения, культуры для всех без исключения народов многонационального Советского государства. Советская педагогика весьма осторожно относилась к индивидуализации обучения. Недостаток академических часов в значительной мере компенсировался массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работой среди студентов и преподавателей вузов. Активную роль в этой деятельности играли партийная, комсомольская и профсоюзная организации.
Keywords: athletic formation, soviet period, documents, program of the physical education Summary. The article tells about physical education history development at soviet period. Social and economic base of physical culture were free education systems, healthcare, physical culture for everybody in Soviet State. Soviet pedagogics was very careful in case of individual education. If there were not enough academic hours it was compensated with mass physical sanitary work among students and teachers at high schools. Active role in that kind of activity was played by party, Komsomol and labor organizations.
Как показывает анализ, очень скромное наследство в области физического воспитания и спорта досталось Советской Республике от царской России, кроме огромного научно-теоретического богатства, которое оставили российские учёные, педагоги, врачи. Именно это богатство стало фундаментом для создания советской системы физического воспитания, народного физкультурно-спортивного движения, беспримерных достижений на международной спортивной и олимпийской аренах. Социально-экономической базой физической культуры надёжно служили системы бесплатного образования, здравоохранения, культуры для всех без исключения народов многонационального Советского государства. Физическая культура, в свою очередь, способствовала решению таких важных государственных задач, как охрана здоровья и увеличение продолжительности жизни советских людей, подготовка их к высокопроизводительному труду и защите Родины.
Решающую роль в этом процессе сыграла государственная структура управления физической культурой и спортом в стране, становление которой началось с учреждения в 1918 г. Главного управления Всеобщего военного обучения (Всевобуча), которое занималось, кроме военной подготовки, и вопросами развития физкультуры и спорта среди гражданского населения. За годы Советской власти организационная структура физкультурно-спортивного движения периодически изменялась с тенденцией усиления государственных форм управления: от Всевобуча до созданного в 1936 г. Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при СНК Союза ССР; от физкультурных кружков до коллективов физической культуры и спортивных клубов на предприятиях и в учебных заведениях. В преамбуле постановления об учреждении Комитета говорилось: что он создаётся «В целях лучшего удовлетворения всё возрастающих запросов трудящихся в области физической культуры и спорта, упорядочения системы физического воспитания и усиления государственного контроля и руководства работой по физической культуре и спорту» [12, с. 310]. Наряду с государственными органами управления функционировали и общественные - Добровольные спортивные общества профсоюзов (ДСО), учреждённые в 1936 г. ДСО стали организационными центрами самодеятельного физкультурного движения в стране. В 1957 г. было организовано студенческое ДСО «Буревестник», контроль за работой которого возлагался на ЦК профсоюзов работников просвещения и высшей школы [17, с. 15]. Таким образом, основу структуры составляло сочетание государственных и общественных форм управления физкультурно-спортивным движением в стране. Гарантия её функционирования была законодательно закреплена Конституцией СССР, принятой 5 декабря 1936 г. [3, с. 24].
К 1937 г. завершился трудный и длительный процесс формирования командно-административной системы руководства, которая в тот период оправдывала себя, хотя таила в себе и негативные явления, ставшие впоследствии тормозом в развитии и совершенствовании не только рассматриваемой, но и других сфер социально-экономической жизни страны.
Государственная структура управления выдержала испытание временем: надёжно служила военно-физической подготовке допризывной и призывной молодёжи, восстановлению здоровья раненых воинов Советской Армии в годы Великой Отечественной войны.
Одним из первых проявлений заботы государства в послевоенные годы было постановление СНК СССР «Об оказании помощи комитетам по делам физической культуры и спорта и улучшении их работы», принятое 28 сентября 1945 г., которое предусматривало создание благоприятных условий для подготовки специалистов, требовало освобождения всех спортивных сооружений, занятых под военные нужды, повышения полномочий физкультурных организаций, учредило должности государственных тренеров [14, с. 15-16]. В свете указанного постановления развернули свою работу комитеты ФиС, профсоюзы, комсомол. В период 1946-1947 гг. выходит серия приказов ВК ФиС, Министерства здравоохранения СССР «О медицинском обслуживании занимающихся физической культурой и спортом» (7 декабря 1946 г.); Министерства просвещения РСФСР «Об улучшении физического воспитания учащихся в школах» (7 июля 1947 г.) и «Об улучшении постановки физического воспитания в педагогических учебных заведениях» (8 июля 1947 г.); Министерства высшего образования СССР «О мероприятиях по улучшению физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях» (18 ноября 1947 г.).
Основополагающую роль в развитии физической культуры и спорта в Советской стране на многие годы сыграло постановление ЦК ВКП(б) «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения и повышении мастерства советских спортсменов» от 27 декабря 1948 года. Придавая «большое государственное значение дальнейшему развитию в стране физической культуры и спорта», ЦК ВКП(б) «обязал Комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР, партийные и советские организации, ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС устранить недостатки, указанные в постановлении, и обеспечить широкое развитие физической культуры и спорта среди населения города и деревни» В число главных задач было поставлено «развёртывание массового физкультурного движения в стране, повышение уровня спортивного мастерства и на этой основе завоевание советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта».
В 50-х гг. под влиянием волюнтаристских измышлений о том, что в 1980 г. «мы будем жить при коммунизме», в органах управления физкультурно-спортивным движением СССР происходили трудно объяснимые трансформации, которые привели в 1959 г. к упразднению государственного органа управления - Комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР и образованию вместо него общественного - Союза спортивных обществ и организаций СССР (Спортсоюза СССР). «Как показала история, - отмечает В.В.Столбов, - Союз не справился с теми задачами, которые должен был решать... Подобные необоснованные
изменения в структуре руководства физкультурным движением создавали немалые дополнительные трудности... На этом фоне среди значительной части физкультурных работников стали процветать показуха, приписки, очковтирательство, что в дальнейшем привело к застойным явлениям в развитии массового физкультурного движения» [15, с. 168]. Не возымели должного воздействия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1966, 1981 гг. [8, 9 с. 168].
История физической культуры и спорта в СССР представлена многочисленной научной и публицистической литературой, между тем вопросы физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях не получили должного отражения. Тема нашего исследования обязывает восполнить этот пробел.
Огромное значение для идейных и структурных основ формировавшейся советской системы физического воспитания имели декреты Советской власти по вопросам народного образования, здравоохранения, культуры. Важную роль сыграла речь В.И.Ленина «Задачи союзов молодежи», произнесённая на III съезде РКСМ 2 октября 1920 г. Делегаты съезда горячо поддержали призыв Ленина - учиться, чтобы обогатить «свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» [6, с. 305]. В резолюции съезда по вопросам развития физической культуры говорилось: «...В настоящий момент физическое воспитание преследует также непосредственно практические цели: подготовку молодёжи - 1) к трудовой (производственной) деятельности и 2) к вооружённой защите социалистического Отечества» [6, с. 7].
Организационные, научно-теоретические и учебно-методические основы советской системы физического воспитания формировались и совершенствовались на протяжении всех лет существования СССР. Советская система физического воспитания вобрала в себя всё лучшее, что было создано её предшественниками. В ней оказались реализованы программные и нормативные аспекты, разработанные и экспериментально апробированные П.Ф.Лесгафтом, Ж.Эбером и др. исследователями. Инициатором создания этой системы выступил комсомол: 24 мая 1930 г. «Комсомольская правда» выдвинула предложение ввести испытание готовности трудящихся к труду и обороне [17, с. 42]. 11 марта 1931 г. Всесоюзный совет по физической культуре при ЦИК СССР утвердил положение и нормы Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» I ступени. В 1932 г. комплекс был дополнен второй, более сложной ступенью, а в 1934 г. - БГТО («Будь готов к труду и обороне») для детей школьного возраста. Несмотря на огромную популярность, нормативы ГТО не удовлетворяли возрастающее стремление молодёжи к спорту. Проблема была решена созданием в 1935-1937 гг. Единой Всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК). Таким образом, процесс формирования основ советской системы физического воспитания во второй половине 30-х гг. был завершён соединением общефизической (физкультурной) подготовки в виде комплекса ГТО со спортивной деятельностью, важным стимулятором которой была ЕВСК. В целях улучшения работы в 1972
году был принят усовершенствованный комплекс ГТО, который включал пять научно обоснованных и экспериментально проверенных ступеней и отвечал новым, повышенным требованиям. «Комплекс ГТО, - вспоминал бывший председатель Спорткомитета СССР Н.Н. Романов, - это замечательная находка, золото физической культуры... ГТО сыграл огромную роль в физическом воспитании нашего народа до введения разрядных нормативов. Разряды стали заманчивой лестницей для молодых людей, которые хотели взойти на Олимп».
Огромную роль в развитии научно-теоретических основ советской системы физического воспитания сыграли учёные самых различных профилей (В.В.Белинович, Н.А.Бернштейн, В.В.Гориневский, Д.Д.Донской, В.М.Зациорский, Н.В.Зимкин, М.Ф.Иваницкий, А.Н.Крестовников, СП.Летунов, Л.П.Матвеев, А.Д.Новиков, Н.И.Пономарёв, А.Ц.Пуни, П.А.Рудик, И.М.Саркизов-Серазини, В.С.Фарфель, Г.Г.Шахвердов и др.), а также научно-исследовательские институты физической культуры, созданные в Москве, Ленинграде, Харькове, Тбилиси, кафедры институтов физической культуры, научно-методические центры, лаборатории и кабинеты. Благодаря их усилиям в стране с высокой эффективностью развивалась физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая деятельность, успешно работали ДЮСШ, формировались всемирно признанные школы по многим видам спорта.
Огромный научный интерес и практическую значимость по проблемам всестороннего воспитания личности представляет педагогическое наследие А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Н.К.Крупской, М.И.Калинина, С.М.Кирова и других советских общественных деятелей, чьи труды пользуются всемирным признанием. Особая ценность этого наследия заключается в том, что личность рассматривалась в органическом единстве с обществом на принципах коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, независимо от национальной и половой принадлежности. К сожалению, в нынешней России эти человеческие ценности не получили востребования, видимо, поэтому в подавляющем большинстве диссертационных исследований последних 15 лет труды многих советских педагогов даже не упоминаются.
Исследования показывают, что процесс становления физического воспитания в высших учебных заведениях начался с первых лет Советской власти, но более интенсивный характер он получил в конце 20-х годов. В 1927-1928 гг. физическое воспитание было включено в учебные планы педагогических и медицинских вузов [4].
С 1930 г. физическое воспитание становится обязательным предметом во всех вузах страны. В университетах и институтах были созданы кафедры физического воспитания и спорта. На первых двух курсах обучения студенты осваивали обязательную программу физической подготовки, на старших курсах занятия носили факультативный характер. Вся учебная работа строилась по единым планам государственной системы физического воспитания. Нормативные требования комплекса ГТО I и II ступеней определяли содержание учебных программ по
физическому воспитанию студентов, создавали мощный стимул для занятий физической культурой и спортом.
Значительные изменения произошли в организации физического воспитания в вузах страны после войны: в 1951 г. были восстановлены кафедры физического воспитания и спорта, обновлены учебные планы и программы, предусматривавшие 2 часа обязательных занятий по физическому воспитанию в неделю. Особенно интенсивно происходил процесс развития, научно-теоретического и экспериментально-практического совершенствования системы физического воспитания в 70-80 гг. Организация, планирование, учёт и контроль жестко регламентировалось приказами, инструктивными письмами, учебными планами, программами, методическими рекомендациями, утвержденными Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Ответственность перед государством за выполнение программных норм и требований официально несли как должностные лица, так и проходящие обязательный курс обучения [12, с. 42]. Основными документами, при помощи которых осуществлялся учебный процесс, служили учебный план, учебная программа, графики занятий на год, рабочие планы на месяц и конспекты занятий.
Большой интерес с точки зрения исторической преемственности представляет принятая в 1971 году Министерством высшего образования СССР новая Программа физического воспитания, в которой говорилось: обучение и воспитание должно служить поддержанию высокой умственной и физической работоспособности, развитию спорта и совершенствования спортивного мастерства в целях подготовки студентов к высокопроизводительному труду и защите социалистической Родины. В задачи Программы входило укрепление здоровья и всестороннее развитие физических способностей, приобретение двигательных умений и навыков, профессионально-прикладной физической подготовленности, естественной потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом, повышению спортивного мастерства, формирование коммунистического мировоззрения и общественно-активного образа жизни
Программа свидетельствует об идеолого-патриотической ориентации физического воспитания со спортивной направленностью. Оценочная система физической подготовки студентов базировалась на комплексе ГТО и ЕВСК. Для проведения практических занятий предусматривалось создание трёх отделений: специального, подготовительного и спортивного совершенствования.
Специальное учебное отделение. На это отделение зачислялись студенты, отнесённые к специальной медицинской группе. Содержание занятий носило преимущественно комплексный характер, обеспечивало постепенное и последовательное укрепление здоровья, закаливание организма, повышение уровня физической подготовленности и работоспособности студентов, воспитание морально-волевых качеств, а также привитие им знаний, умений и необходимых
профессионально- и военно-прикладных навыков с использованием общеразвивающих и специальных упражнения, не требующих чрезмерных напряжений..
Подготовительное учебное отделение. На это отделение зачислялись студенты, относившиеся к подготовительной и основной медицинским группам, но не имевшие достаточной ОФП и спортивных навыков. Занятия были направлены на укрепление здоровья, улучшение физического развития и разностороннюю физическую подготовку студентов на основе требований комплекса ГТО, привитие им профессионально-прикладных и спортивно-технических навыков, знаний по основам теории и методики физического воспитания.
Студенты, состояние здоровья и физическая подготовленность которых в процессе занятий улучшались, переводились в вышестоящие учебные отделения.
Учебное отделение спортивного совершенствования. В зависимости от желания и спортивно-технической подготовленности студенты распределялись в учебные группы по видам спорта. Занятия были направлены на привитие знаний, умений в избранном виде спорта, приобретение профессионально- и военно-прикладных навыков и систематическое совершенствование спортивного мастерства на основе разносторонней физической подготовки. К числу обязательных для всех вузов страны относились учебные группы по лёгкой атлетике, лыжному и конькобежному спорту, гимнастике, плаванию и спортивным играм.
Учебные планы дневных отделений нефизкультурных вузов предусматривали 2 часа обязательных и 2 часа факультативных академических учебных занятий в неделю на первых четырех семестрах, на всех последующих - 4 часа факультативных.
Учебная программа определяла объём знаний, умений, навыков, уровень физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной физической подготовки, которыми должны овладеть студенты. Строго соблюдался дифференцированный подход в зависимости от состояния их здоровья и физической подготовленности. Программа содержала обязательные теоретический и практический разделы, а также факультативный материал по спортивному совершенствованию.
Тематику теоретического раздела составляли «Основы теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки», «Личная и общественная гигиена», «Естественнонаучные основы физического воспитания», «Социальное значение физической культуры и спорта», «Врачебный контроль и самоконтроль», «Основы профессионально-прикладной физической подготовки». На отделениях спортивного совершенствования теоретический курс составлялся с учётом спортивной направленности и включал такие темы, как «История физической культуры и отдельных видов спорта», «Основы спортивной тренировки», «Техника и тактика в основных видах спорта», «Организация и судейство соревнований» и др. Освоение теоретического
материала осуществлялось путём лекций и бесед, консультаций во время практических занятий, а также посредством самостоятельного изучения литературных источников [13].
Практический раздел предусматривал обучение студентов основной, гигиенической, производственной, атлетической и спортивно-прикладной гимнастике, бегу, прыжкам, метаниям, плаванию, передвижению на лыжах, туризму; технике и тактике спортивных игр (баскетбол, волейбол, ручной мяч); овладение профессионально-прикладными умениями и навыками; воспитание морально-волевых и физических качеств в соответствии с требованиями комплекса ГТО. Усвоение студентами учебного материала оценивалось по выполнении ими установленных в программе контрольных требований и нормативов, а также индивидуальных заданий и учебной практики в качестве инструктора (тренера) или судьи по спорту. Контрольные нормативы выполнялись только на соревнованиях. В конце каждого семестра студенты сдавали дифференцированные зачёты.
Советская педагогика весьма осторожно относилась к индивидуализации обучения. Организационные формы, отмечал Ю.К.Бабанский, «направленные на крайнюю индивидуализацию обучения, не соответствуют духу нашей школы» [1, с. 214]. При классно-урочной организации как основной форме учебных занятий, предполагающей совместную коллективную деятельность, трудно решать задачи индивидуализации обучения. Разделение учебной группы на подгруппы по степени подготовленности в какой-то мере позволял вести дифференцированную подготовку студентов. Обычно таких групп было три: сильная, средняя, слабая с соответствующими вариантами учебной нагрузки [2, с. 98].
Недостаток количества академических часов в значительной мере компенсировался массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работой среди студентов и преподавателей вузов. На бесплатной основе в вузах работали спортивные и туристские секции и команды, группы здоровья, закаливания, ОФП, различного типа гимнастики, клубы любителей бега, велосипедной езды, катания на лыжах, общества охотников и рыболовов и т. п. Согласно Уставу ДСО «Буревестник» в каждом вузе в структуре кафедры физического воспитания функционировал общественный орган - КФК (спортивный клуб), который объединял деятельность физоргов, общественных инструкторов, тренеров, судей. В задачи Совета КФК (правления клуба) входила практически вся самодеятельная физкультурно-спортивная работа, включавшая организацию и проведение внутривузовских спартакиад, спортивных вечеров, дней спорта и отдыха, агитпробегов, туристских слётов и других мероприятий, как правило, традиционных. Активную роль в этой деятельности играли партийная, комсомольская и профсоюзная организации. Участие в этих мероприятиях зависело чаще всего от желания студентов, поскольку большинство вузов располагало достаточной материально-технической базой, высококвалифицированными кадрами, стабильным финансированием.
Студенты и преподаватели вузов, добившиеся определённого спортивного мастерства, входили в сборные команды и участвовали в различного ранга соревнованиях вплоть до всесоюзных и международных. Студенты-спортсмены составляли основной костяк сборных команд СССР, успешно выступали на чемпионатах и первенствах Европы и мира, Олимпийских играх. Студенческая сборная СССР была бессменным победителем зимних и летних всемирных Универсиад.
Увлечение преимущественно спортивной направленностью, проявившее себя в 80-х годах и получившее название «спортизации», стало наносить нарастающий вред массовому физкультурно-спортивному движению, снижать его оздоровительную и воспитательную эффективность [5, с. 160].
Начавшаяся в 1985 году перестройка политической и социально-экономической жизни в СССР оборвала дальнейший путь к совершенствованию массового физкультурно-оздоровительного и спортивного движения в стране. Серьёзный ущерб нанесло упразднение ДСО профсоюзов в связи с созданием Всесоюзного добровольного физкультурно-спортивного общества (ВДФСО). Доходы Всесоюзного совета ВДФСО, складывавшиеся из отчислений КФК и спортклубов профсоюзов, вследствие уравниловки стали стремительно сокращаться, ограничивая финансовые возможности крупных предприятий (ранее перечислявших 20 процентов взносов), лишая дотаций малые коллективы, в т.ч. вузовские спортивные клубы. Перевод спортивных клубов и других организаций на полный хозрасчёт и самофинансирование, создание платных услуг в сфере физической культуры, приватизация и др. нововведения привели к резкому сокращению количества спортивных клубов, КФК, ДЮСШ и т.п. негативным явлениям [11, с. 236].
Литература:
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса: методические основы / Ю.К.Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
2. Баранов, СП. Педагогика: учеб. пособие для пед. уч-щ / СП.Баранов, Л.Р.Болотина, В.А.Сластенин. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 368 с.
3. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Издание Верховного Совета СССР. - М., 1947. - 88 с.
4. Коршунов, А. По дороге с Олимпа / А.Коршунов. - М.: Советский спорт, 1993. - 54 с.
5. Кузнецова, 3.M. История физической культуры и спорта в республике Татарстан: монография / З.М.Кузнецова. -Набережные Челны: КамПИ, 1999.-304 с.
6. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений: в 55-ти т. - изд. 5-е. - М.: Политиздат, 1970. - т. 41: Задачи союзов молодёжи. Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи 2 октября 1920 г. - С. 298-318.
7. О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 августа 1966 г. // Правда. - 1966. - 12 августа.
8. О дальнейшем подъёме массовости физической культуры и спорта: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 г. // Правда. -1981.-14 сентября.
9. О мерах по совершенствованию руководства физкультурным движением профсоюзов: постановление Президиума ВЦСПС от 20 февраля 1987 г. // Труд. - 1987. - 20 февраля.
10. Пилоян, Р.А. Исторические аналогии в судьбе современного спорта // Научно-информационные основы физкультурного образования: сборник / под ред. д.п.н., проф. Р. А. Пилояна. - Малаховка: МосГАФК, 1995. - 89 с.
11. Советская система физического воспитания / под ред. Г.И.Кукушкин . - М: ФиС, 1975. - 558 с.
12. Спутник физкультурного работника / под ред. В.А.Ивонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1977. - 352 с.
13. Столбов, В.В. История физической культуры и спорта: учебник / В.В.Столбов, Л.А.Финогенова, Н.Ю.Мельникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2000. - 423 с.
14. Физическая культура и спорт в СССР / сост. Г.Д.Харабуга. - М.: ФиС, 1977. - 214 с.
15. Комсомол и спорт / авт.-сост. В.Трушков, Р.Незвецкий. - М.: Мол. гвардия, 1981. - 206 с.
16. Физическая культура, спорт и туризм: сборник руководящих материалов / сост: Н.Ф.Никулыиин, Е.М.Никольский, Е.Г.Пастухов. - М.: ВЦСПС, 1963. - 224 с.
Glossary:
1. Babansky, и.К. Teaching process optimization: methodic base / U.KBabansky. - М.: Prosveshenie, 1982. - 192 с.
2. Baranov, S.P. Pedagogics: St. guide for schools / S.P.Baranov, L.R.Bolotina, VA.Slastenin. - 2nd pub., changed. - М.: Prosveshenie, 1987. - 368 p.
3. Constitution (main law) USSR. Pub. Of Supreme Soviet in USSR. - М., 1947. - 88 p.
4. Korshunov, А. Road from Olymp / А.Korshunov. - М.: Soviet sport, 1993. - 54 p.
5. Kuznetsova, Z.M. The history of PC and Sport in Tatarstan: Monography / ZM.Kuznetsova. - Naberezhnye Chelny: KamPI, 1999.-304 p.
6. Lenin, V.I. Full compositions collection: в 55 books. - ad. 5th . - М.: Politizdat, 1970. - т. 41: Youth union aims. Speed at III Russian congress of Russian Communist Youth unit 2nd of October 1920. - P. 298-318.
7. Physical culture and sport Ways of the development: TSK KPSS assize and USSR Council of Ministers from the 11th August 1966. // Pravda. - 1966. - 12 th august.
8. Physical culture and sport increasing : TSK KPSS assize and USSR Council of Ministers from the 11th August 1981. // Pravda. -1981.-14 September.
9. About ways of leading physical movement labour union increasing: постановление Prezidium VTSSPS from the 20th of February 1987 г. // Trud. - 1987. - 20 February.
10. Pilojan, RA. Historical analogues in modern sport // Science informational base of physical culture: Collocation / under ad. Ph.D., prof. RA. Pilojan. - Malakhovka: MosGAFK, 1995. - 89 p.
11. Physical culture in soviet system/ under ad. G.I.Kukushkin . - М: Physical culture and sport, 1975. - 558 p.
12. Physical culture worker sputnik / under ad. VA.Ivonin. - 2nd ad., changed. и added. - М., 1977. - 352 p.
13. Stolbov, V.V. The history of PC and Sport: st. book / V.V.Stolbov, LA.Finogenova, N.U.Melnikova. - 3rd ad., changed and added. - М., 2000. - 423 p.
14. Physical culture and sport in the USSR / did. G.D.Kharabuga. - М.: Physical culture and sport, 1977. - 214 p.
15. Komsomol and sport Комсомол и спорт / Autoref. dis. ... Ph.D.-made. V.Trushkov, R.Nezvetsky. - М.: Young gvardia, 1981. - 206 p.
16. Physical culture and sport, tourism: collection of guide materials / made: N.F.Nikulyiin, Е.М.Nikolsky, Е.G.Pastukhov. -М.: VTSSPS, 1963. - 224 p.