- введение льгот, особых зон, что малоуспешно при не оптимальных институтах;
- программы развития, дающие не эффективный результат.
- Важными приоритетами региональной политики должны стать:
- улучшение институтов;
- децентрализация и дерегулирование, так как «Цена» - неизбежный рост экономического неравенства регионов;
- социальная политика - смягчение социального неравенства, рост человеческого капитала и мобильности населения менее развитых регионов и периферий.
Источники:
1. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» [Электронный ресурс]: https://www.raexpert.ru/
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: https://www.gks.ru/
3. Официальный сайт Общероссийского классификатора видов экономической деятельности [Электронный ресурс]: https://www.regfile.ru/okved2.html
4.Коновалова К.Ю., Шумахов Р.В. Система инструментов управления инвестиционным потенциалом региона и источники его формирования // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 5: Экономика. - 2016. -№ 4 (190). - С. 80-88.
Sources:
1. Official site of the rating agency «Expert RA» [Electronic resource]: https://www.raexpert.ru/
2. The official website of the Federal State Statistics Service [Electronic resource]: https://www.gks.ru/
3. The official website of the All-Russian Classifier of Economic Activities [Electronic resource]: https: //www.regfile.ru/okved2.html
4.Konovalova K.Yu., Shumakhov R.V. The system of instruments for managing the investment potential of a region and the sources of its formation // Bulletin of the Adygea State University. - Series 5: Economics. - 2016. - No. 4 (190). - S. 80-88.
И.К. Куприна - доцент кафедры «Региональная и отраслевая экономика», канд. тех. наук, Кемеровский государственный университет, [email protected],
I. K. Kuprina - Associate Professor of the Department "Regional and Branch Economics", Candidate of Technical Sciences, Kemerovo State University;
Е.Е. Румянцева - доцент кафедры «Региональная и отраслевая экономика», канд. тех. наук, Кемеровский государственный университет, [email protected],
E.E. Rumyantseva - Associate Professor of the Department "Regional and Branch Economics", Candidate of Technical Sciences, Kemerovo State University;
Н.В. Смирнова - старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение», Кемеровский государственный университет, [email protected],
N. V. Smirnova - Senior Lecturer of the Department of Accounting, Analysis, Audit and Taxation of Kemerovo State University;
Бахышов Рауф Джафар Оглы - доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение», Кемеровский государственный университет, [email protected],
R.D. Bakhyshov - Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis, Audit and Taxation of the Kemerovo State University.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ESTIMATION OF EFFICIENCY OF REGIONAL POLICY FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL
CULTURE AND SPORTS
Аннотация. Развитие сферы физической культуры и спорта является одной из основных задач государственной политики, решение которой способствует формированию здорового образа жизни населения и оздоровлению нации. В работе приведены статистические данные по развитию спортивной сферы в Кемеровской области. Проведен анализ результативности двух программ: «Молодежь, спорт и туризм Кузбасса на 2014 - 2021 годы» и «Спорт» за 2014-2018 годы. Установлена эффективность реализации муниципальных программ в области физической культуры и спорта, предложены мероприятия по повышению эффективности их реализации.
Annotation. The sphere of physical culture and sports development is one of the main tasks of state policy, the solution of which contributes to the formation of a healthy lifestyle and the wellness of the nation. The work provides statistical data on the development of the sports sector in the Kemerovo region. The analysis of the efficiency of two programs: "Youth, sports and tourism of Kuzbass for 2014 - 2021" and "Sport" for 2014-2018 has been carried out. The effectiveness of the implementation of municipal programs in the field of physical culture and sports have been established, measures have been proposed to increase the effectiveness of their implementation.
Ключевые слова: региональная политика, эффективность программ, спорт, «Молодежь, спорт и туризм Кузбасса», «Спорт», Кемеровская область
Keywords: regional policy, effectiveness of programs, sports, "Youth, Sports and Tourism of the Kuzbass", "Sports", Kemerovo Region
За последние несколько лет значительно возрос интерес россиян здоровому образу жизни и спорту. Спорт сегодня - это не только здоровье, но и путь к успеху.
По данным Минспорта РФ сегодня более 40 % жителей Кузбасса систематически занимаются физкультурой и спортом, 61% детей посещают различные секции и спортивные школы. В Кемеровской области на сегодняшний день в физкультурно-оздоровительной сфере работает 3060 организаций, физкультурой и спортом занимается более миллиона человек, зарегистрировано больше восьми тысяч спортивных сооружений, работает больше 100 организаций спортивной направленности, 29 из них - в сфере образования и 79 - в сфере физической культуры и спорта. Общее количество занимающихся в муниципальных и государственных спортивных учреждениях - более 75 тыс. чел.
С целью развития спорта в Кемеровской области действуют две программы «Молодежь, спорт и туризм Кузбасса на 2014 - 2021 годы» и «Спорт». В конце 2018 года была принята «Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года», которая призвана способствовать росту благосостояния и качества жизни населения Кемеровской области через обеспечение опережающих темпов развития и конкурентоспособности экономики. В стратегию была включена государственная программа «Молодежь, спорт и туризм Кузбасса».
По информации Департамента Молодежной политики и спорта Кемеровской области спортивные объекты используются неравномерно. Так, крупные спортивные центры загружены на 77-79%, что соответствует средним показателям по региону. При этом в Юрге зафиксирована перегруженность спортивных сооружений -125%, а использование спортивных заведений Крапивинского района по назначению составляет всего на 5%. Наиболее эффективно используются крытые спортивные объекты с искусственным льдом - 94,71%.
В связи с трендом на здоровый образ жизни, развивается коммерческий сектор негосударственной спортивной инфраструктуры [3, 498]. Отсутствие системы контроля за деятельностью негосударственных коммерческих спортивных организаций не дает гарантий безопасности и здоровья людей, занимающихся спортом. В результате - рост спортивного травматизма, отсутствие программного обеспечения тренировок, форсирование подготовки спортсменов, неорганизованные перевозки детей на соревнования, участие в несанкционированных спортивных мероприятиях.
В настоящее время в Кемеровской области в сфере спорта можно выделить несколько проблем: нехватка кадров, отток населения, устаревшее спортивное оборудование, функционирование спортивных площадок с высокой степенью износа, отсутствия контроля в частном бизнесе в спортивном секторе.
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
факт
М
план
факт
2014
2015
факт
факт
2016
2017
КЭ
факт
2018
Я доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, %
Ндоля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов, %
И доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения, %
@уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, %
0
Рис. 1 - Динамика фактических и плановых показателей программы «Молодежь, спорт и туризм Кузбасса на 2014 - 2021 годы» Расходы на физическую культуру из бюджета Кемеровской области увеличиваются [6]. Рост этих расходов с 2017 по 2019 год составил 492,3 млн. руб. или 128,97 % и достиг уровня 874 млн, что составляет 0,59% бюджета области. В 2017 году было потрачено на сферу спорта массового характера лишь 73,7 млн. руб., а на спорт высших достижений 308,1 млн. руб. В 2018 году - 28,9 млн. руб. и 475,2 млн. руб. соответственно.
Исполнителем программы «Молодежь, спорт и туризм Кузбасса на 2014 - 2021 годы» является Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области. В 2014 году было запланировано на данную программу 1872,34 млн. руб., в 2015 году - отмечался пик расходов на программу (2578,17 млн. руб.). Далее расходы снижаются. В 2017 году расходы составили 679,8 млн. руб. В 2018 году затраты на программу были равны 716,9 млн. руб. В 2019 году на программу «Молодежь, спорт и туризм Кузбасса» запланировано 779,2 млн. руб. И на конец 2021 года планируется потратить 1015,47 млн. руб.
Программа «Молодежь, спорт и туризм Кузбасса» предусматривает три вектора развития: молодежь, спорт и туризм. С точки зрения исследования интересна программа спорта. Данная программа включает в себя
две подпрограммы в сфере спорта: подпрограмма «Физическая культура и спорт», подпрограмма «Подготовка спортивного резерва в Кемеровской области».
Плановые и фактические показатели программы «Молодежь, спорт и туризм Кузбасса на 2014 - 2021 годы» за 2014-2018 гг. представлены на рисунках 1,2.
Оценивая динамику фактической доли населения, которая систематически занимается физической культурой и спортом в Кемеровской области, можно сделать вывод, что наблюдается стабильное превышение фактических показателей над плановыми, в среднем на 2-2,5%
Фактическая доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов в Кемеровской области в 2018 году достиг рекордного значения - 91,3 %.
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Кемеровской области за 2014-2018 гг. выросла в 2,96 раза.
Единовременная пропускная способность объектов спорта в Кемеровской области за рассматриваемый период выросла 33,3 % и достигла значения 70,4 % в 2018 году. Наибольший рост отмечается в 2016 году, что связано с вводом ряда новых спортивных объектов по Кемеровской области.
400 -
350 -
300
250 200 150 100 50 0
план факт план факт план факт план факт план факт 2014 2015 2016 2017 2018
к^-сч количество спортивных сооружений на 100 тыс. человек населения, ед.
численность спортсменов Кемеровской области, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, чел.
Рис. 2 - Динамика фактических и плановых показателей программы «Молодежь, спорт и туризм Кузбасса на 2014 - 2021 годы»
Численность спортсменов Кемеровской области, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, достигала максимума в 2015 году - 317 чел. В 2014 и в 2017 годах не были достигнуты целевые показатели.
С 2015 года наблюдается стабильный рост количества спортивных сооружений на 100 тыс. человек населения в Кузбассе в среднем на 1,5% в год и выполнение плановых показателей на протяжение всего исследуемого периода [1].
Программа «Спорт» рассчитана на 2015 - 2021 годы. Основная цель программы - обеспечение условий для развития на территории города физической культуры и массового спорта, проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. В таблице 1 представлена динамика средних значений основных целевых показателей программы по городским округам и муниципальным районам Кемеровской области.
ху: У^у У^у
Ху- у^х
№ № № ¡ХУ ¡ХУ ¡ХУ ¡ХУ ■¡у^у ХУ ХУ ХУ ХУ -'•-•'-'•-• ху- Гу^Х ХУ Хх ХУ XX XX XX XX XX XX ."■-■■-■■-■ XX УХ
£1: № № №
№ ¡ХУ ХУ ХУ ХУ Хх ХУ Хх ХУ Гу-^Х у;-.' XX XX XX .••-••.••-••
№ № № Йу ХУ ХУ ХУ Йу Йу Хх ХУ Хх ХУ Хх ХУ Хх XX XX XX XX XX XX XX XV
№ № № № ¡ХУ ХУ ХУ ХУ ХУ ХУ ХУ Хх ХУ Хх ХУ Хх ХУ XX XX XX XX XX XX XX XX •с--;- •С--;-'
№ № № ^у ^у ^у № ХУ ХУ ХУ № ХУ ХУ ХУ ХУ ХУ .••-••.••-•• XX XX XX XX XX XX .••-••-••-••
м-№ № № м- ¡ХУ ^у 1у1у ^у Ху ХУ ХУ ХУ ХУ ХУ XX XX XX XX XX XX XX
Таблица 1 - Основные целевые показатели программы «Спорт» Кемеровской области
Территория 2014 2015 2016 2017 2018 Абсол. измен. 2018/ 2014
Средняя заработная плата, тыс. руб
по городским округам 15,78 16,37 16,87 17,5 22,59 6, 8
по муниципальным районам 17,67 18,42 19,56 20,38 24,99 7,3
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, %
Среднее значение по городским округам 35,74 37,59 39,23 40,29 41,97 6,22
Среднее значение по муниципальным районам 36,29 37,79 39,04 39,90 40,67 4,37
Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся в Кемеровской области, %
Среднее значение по городским округам 85,71 86,15 85,66 85,16 87,92 2,21
Среднее значение по муниципальным районам 70,38 73,81 74,42 77,88 83,28 12,9
Наибольшая среднемесячная заработная плата муниципальных учреждений физической культуры и спорта Кемеровской области по городским округам в 2018 году была в Кемеровском городском округе -33903,75 руб., что на 6856,55 руб. или на 25,35 % больше по сравнению с 2014 годом. Наименьшая же заработная плата в 2018 году была в Осинниковском городском округе - 17839,09 руб. Наибольший рост заработной платы за 2014-2018 гг. отмечается в Тайгинском городском округе на 11312 руб. или в 2,12 раза. Средняя же заработная плата по городским округам выросла за 2014-2018 гг. на 6811,66 руб. или на 43,16 % и составила 22595,06 руб.
Максимум среднемесячной заработной платы муниципальных учреждений физической культуры и спорта Кемеровской области по муниципальным районам в 2018 году наблюдался в Юргинском районе -31603,09 руб., что на 25,35 % выше уровня 2014 года. Наименьшая же заработная плата в 2018 году была в Беловском районе - 15739,5 руб. Наибольший рост заработной платы зафиксирован в 2018 году в Гурьевском районе на 11489 руб. или 70,92 %. Средняя же заработная плата по муниципальным районам за 2014-2018 гг. увеличилась на 41,45 % и составила 24988,94 руб., что выше, чем по городским округам на 10,6%.
Наибольшая доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, отмечается в 2018 году в Кемеровском округе - 55,49 %. Меньше же всего занимается спортом население Междуре-ченского округа (35,61 %) в 2018 году. В среднем значение показателя доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом по городским округам в 2018 году - 41,97 %, что на 6,22 % больше, чем в 2014 году.
В Беловском районе отмечен максимум населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в 2018 году - 47,7 %, минимум - в Юргинском районе - 15,66 %. В среднем значение показателя за рассматриваемый период увеличилось на 4,37 %.
Наибольший рост доли обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся по городским округам в Кемеровской области отмечаются в Красно-бродском - на 82,3%, Кемеровском - на 31,8 %. Снижение данного показателя произошло по Междуреченско-му, Осинниковскому, Прокопьевскому и Мысковскому городским округам.
По муниципальным районам в Кемеровской области максимальный темп прироста доли обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся отмечаются в Юргинском и Мариинском муниципальных районах - 128,5 и 113 % соответственно. Отрицательное значение данного показателя зарегистрировано в Яйском, Крапивинском и Прокопьевском районах [4].
Таким образом, анализ показателей реализации региональных программ по развитию спорта Кемеровской области показывает рост практически всех показателей, кроме численности спортсменов Кемеровской области, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации.
Эффективность реализации программы оценивается путем сопоставления интегрального показателя степени достижения целей и уровня финансирования региональной программы. Уровень финансирования
определяется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансовых ресурсов, направленный на реализацию региональной программы. Степень достижения цели рассчитывается по средней арифметической степени достижений отдельных показателей программы, рассчитанные на основе фактических и плановых данных.
Таблица 2 - Эффективность реализации региональных программ
Показатели 2014 2015 2016 2017 2018
Степень достижения цели 1,28 1,26 1,46 1,26 1,1
Уровень финансирования программы 0,96 0,96 0,96 0,99 1,01
Эффективность реализации программы 1,33 1,31 1,52 1,27 1,09
В соответствии с критериями оценки эффективности региональной программы, при значении показателя меньше 0,5 - программа признается неэффективной, 0,5-0,79 - уровень эффективности удовлетворительный, 0,8-1 - эффективной, более 1 высокоэффективной.
Эффективность реализации программ на протяжении 2014-2018 гг. больше единицы, следовательно, можно признать программы высокоэффективной, однако наблюдается отрицательная динамика.
Для повышения эффективности реализации региональных программ в области физической культуры и спорта могут быть реализованы следующие мероприятия:
1. Создание электронной база всех учреждений спорта по территории Кемеровской области [2,5].
Для этого необходимо обязать самостоятельные коммерческие бизнес-проекты включиться в единую систему учета.
2. Разработка механизма регулирования спортивных организаций в Кемеровской области.
Данный механизм поможет реализации учета электронной базы всех учреждений спорта на территории Кемеровской области. Механизм должен реализоваться через аккредитацию спортивных учреждений на добровольной основе. Это поможет сделать спорт более безопасным и профессиональным. Критериями для аккредитации могут стать: квалификация тренеров, оценка материально-технической базы, медицинское обеспечение и связи с профильными спортивными федерациями.
3. Увеличение финансирование сферы спорта.
Необходимо предусмотреть увеличение финансирование региональной программы «Молодежь, спорт и туризм Кузбасса на 2014 - 2021 годы». Необходимость данного вызвано тем, что увеличение количества систематически занимающихся граждан способствует улучшению качества жизни населения Кемеровской области, увеличению продолжительности жизни населения, что является приоритетной целью правительства РФ.
Источники:
¡.Государственная программа «Молодежь, спорт и туризм Кузбасса». [Электронный ресурс] // Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области. URL: http://www.zakon.kemobl.ru/bulletin/208835 (дата обращения 06.04.2019)
2.Козлова, В.А., Инновации в государственном и муниципальном управлении / В.А. Козлова, И.К. Куприна // Пищевые инновации и биотехнологии: материалы VI Международной научной конференции ФГБУ ВО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)», 2018 С. 324-325.
3.Русинович, Л.М. Правовые аспекты антидопинговой политики / Л.М. Русинович, Е.В. Ильина, Н.В Смирнова // Пищевые инновации и биотехнологии: материалы V Международной научной конференции ФГБУ ВО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)», 2017 С. 498-500.
4. Рейтинг городских округов и муниципальных районов Кемеровской области по показателям эффективности деятельности в сфере физической культуры и спорта [Электронный ресурс] // Департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области. URL: http://www.dmps-kuzbass.ru/sport/statistika/reiting/ (дата обращения 06.04.2019)
5.Русинович, Л.М. Инновации в сфере государственных и муниципальных услуг / Л.М. Русинович, Е.В. Ильина, И.К. Куприна // Пищевые инновации и биотехнологии: материалы V Международной научной конференции ФГБУ ВО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)», 2017 С. 496-497
6. Сведения об использовании выделяемых бюджетных средств [Электронный ресурс] // Департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области. URLhttp://www.dmps-kuzbass.ru/about/statement/Svedeniy_budget_2012/ (дата обращения 06.04.2019)
Sources:
1. The state program "Youth, sports and tourism of Kuzbass". [Electronic resource] // Electronic Bulletin of the Board of the Administration of the Kemerovo Region. URL: http://www.zakon.kemobl.ru/bulletin/208835 (accessed 04.04.2019)
2. Kozlova, VA, Innovation in state and municipal administration / V.A. Kozlova, I.K. Kuprina // Food innovations and biotechnologies: materials of the VI International scientific conference of the Federal State Budgetary Institution of Higher Education "Kemerovo Institute of Food Technology (University)", 2018 P. 324-325.
3. Rusinovich, L. M. Legal Aspects of Anti-Doping Policy / L.M. Rusinovich, E.V. Ilyina, N.V. Smirnova // Food Innovations and Biotechnologies: Materials of the V International Scientific Conference of the Federal State Budgetary Health Organization HE Kemerovo Technological Institute of the Food Industry (University), 2017 P. 498-500.
4. Rating of urban districts and municipal districts of the Kemerovo region according to performance indicators in the field of physical culture and sports [Electronic resource] // Department of Youth Policy and Sports of the Kemerovo Region. URL: http://www.dmps-kuzbass.ru/sport/statistika/reiting/ (accessed 04.04.2019)
5. Rusinovich, L.M. Innovations in the field of state and municipal services / L.M. Rusinovich, E.V. Ilyina, I.K. Kuprina // Food innovations and biotechnologies: materials of the V International scientific conference of the Federal State Budgetary Health Organization HE Kemerovo Institute of Food Technology (University), 2017 P. 496-497
6. Information on the use of allocated budget funds [Electronic resource] // Department of Youth Policy and Sports of the Kemerovo Region. URLhttp: //www.dmps-kuzbass.ru/about/statement/Svedeniy_budget_2012/ (accessed 04/06/2019)
Л.А. Лазаренко - доцент кафедры педагогики и психологии факультета педагогики, психологии и коммуникативистики, кандидат психологических наук,ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» ([email protected]),
L.A. Lazarenko - associate professor of pedagogy and psychology department, faculty of pedagogy, psychology and communication studies cand. sci. (psychology), Kuban State University;
Т.Е. Хорольская - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета,ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» ([email protected]),
T.E. Khorolskaya - senior lecturer, department of accounting theory, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina.
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
HUMAN RESOURCE MANAGEMENT IN THE CURRENT ECONOMIC CONDITIONS: PSYCHOLOGICAL ASPECT
Аннотация. Человеческие ресурсы выступают одним из основных факторов развития и конкурентоспособности экономического субъекта. Несмотря на то, что в настоящее время широко освещены вопросы, касающиеся методологии и методической составляющей управления человеческими ресурсами, в большинстве российских организаций наблюдается разрозненность и противоречивость в выполнении основных кадровых функций, а управление человеческими ресурсами продолжает оставаться наиболее слабым звеном в системе управления предприятием.
Сложность и многогранность управления человеческими ресурсами предполагает множественность аспектов в этой важной проблеме. В данной статье был сделан акцент на исследовании социально-психологического аспекта управления персоналом. Социально-психологические технологии управления человеческими ресурсами представляют собой ситуационно-ориентированные комплексы методов, которые обеспечивают эффективную работу с персоналом в конкретных обстоятельствах организационной жизнедеятельности. Основные задачи социально-психологических технологий имеют определенные взаимосвязи, формируемые на уровне личности, на уровне группы, а также на уровне предприятия в целом.
Annotation. Human resources are one of the main factors in the development and competitiveness of an economic entity. Despite the fact that at present, issues regarding the methodology and methodological component of human resource management are widely covered, in most Russian organizations there is fragmentation and inconsistency in the performance of basic personnel functions, and human resource management continues to be the weakest link in the enterprise management system.
The complexity and versatility of human resource management suggests a multiplicity of aspects in this important issue. This article has focused on the study of the socio-psychological aspect of personnel management. Socio-psychological technologies for managing human resources are situationally-oriented complexes of methods that provide effective work with personnel in specific circumstances of organizational life. The main tasks of socio-psychological technologies have certain relationships that are formed at the individual level, at the group level, as well as at the enterprise level as a whole.
Ключевые слова: экономика, человеческие ресурсы, управление персоналом, психологическое обеспечение
Keywords: economics, human resources, personnel management, psychological support
В современных экономических условиях все более важное значение приобретают вопросы качества и эффективности управления человеческими ресурсами. Именно человеческие ресурсы выступают одним из основных факторов развития и конкурентоспособности экономического субъекта. Как показывает опыт развитых стран, максимальное использование организаторского, творческого и интеллектуального потенциала рабочих и служащих несет в себе экономические преимущества в деятельности организации.
В области управления человеческими ресурсами в настоящее время широко рассматриваются вопросы, касающиеся методологии и методической составляющей этого вопроса, имеется значительное количество научных трудов в этом направлении. Тем не менее, в большинстве российских организаций наблюдается раз-