УДК 37
АНАЛИЗ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ ДЕТЕЙ, МОЛОДЕЖИ И ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ И СПОРТ
Качесова Ирина Николаевна.
Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», «Инженерно-экономический факультет», студент, ira.kachesova.98@mail.ru.
Сорокина Елена Львовна.
Россия, г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт», so117@yandex.ru.
Аннотация. На сегодняшний день одна из острых проблем - низкий уровень физической подготовленности детей и подростков. Выделяют ряд причин возникшей ситуации - социальные проблемы, состояние здравоохранения и др. Для их решения подходы к физическому воспитанию и спортивной подготовке должны быть пересмотрены и построены как интегрированная, эффективная и современная система.
В статье представлен сравнительный анализ показателей численности занимающихся физической культурой и спортом по возрастным группам по России и Новосибирской области, рассмотрены ориентиры и целевые показатели государственной программы Новосибирской области «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2015-2021 годы».
Ключевые слова: физическая культура и спорт, здоровый образ жизни муниципальная политика, принципы национальной политики в области спорта.
ANALYSIS AND OPTIMIZATION WAYS OF MUNICIPAL POLICY FOR
CHILDREN, YOUTH AND ADULTS INVOLVEMENT IN PHYSICAL
CULTURE AND SPORT
Kachesova Irina Nikolaevna.
Novosibirsk, Russia, FSBEI of HE "Siberian State University of Communications", "Engineering and Economics Faculty", student, ira.kachesova.98@mail.ru.
Sorokina Elena Lvovna.
Novosibirsk, Russia, FSBEI of HE "Siberian State University of Communications", Associate Professor of the Department "Physical Education and Sport", so117@yandex.ru.
Abstract. Today, one of the most acute problems is the low level of physical fitness of children and teenagers. There are a number of reasons for the situation - social
problems, the state of health care, etc. In order to solve them, approaches to physical education and sports training should be reviewed and built as an integrated, efficient and modern system.
The article presents a comparative indicator analysis of the number of people involved in physical culture and sports by age groups in Russia and the Novosibirsk region, benchmarks and targets for the state program of the Novosibirsk region "Development of physical culture and sport in the Novosibirsk region for 2015-2021" are considered.
Key words: physical culture and sports, healthy lifestyle, municipal policy, principles of national sports policy.
Здоровый образ жизни молодого поколения - это одна из самых актуальных проблем современного мира. Каждая страна ждет нового поколения, которое должно быть здоровым, способным работать, защищать Родину и жить в соответствии с требованиями и индивидуальностью общества. Это означает, что большое внимание властей должно уделяться детям, подросткам и молодежи, так как это возраст, когда человек начинает делать выбор в отношении занятий, представляющих для него интерес.
В развитии физической культуры и спорта (ФКиС) трудно переоценить роль государственных и муниципальных органов власти. В СССР развитию ФКиС уделялось большое внимание, они являлись частью национальной политики, направленной на воспитание подрастающего поколения. В Советском Союзе существовала согласованная и хорошо функционирующая система, которая привлекала население к активным занятиям физической культурой и последовательно готовила спортсменов от общественного и детского спорта до спорта высоких достижений.
В настоящее время финансирование физической культуры и спорта сократилась, данную тенденцию можно увидеть, проанализировав структуру расходов бюджета на 2010 и 2017 годы (1 576 757,2 тыс. руб. - в 2010 году и 4 359,2 тыс. руб. - в 2017 году) [2, 3]. В связи с этим, перед отраслью встала проблема поиска и оптимизации способов сохранения традиций и накопленного опыта, в подготовке спортсменов высокого уровня и развитии массового спорта.
В последние годы, ФКиС в стране занимались 8-10% населения, согласно данным Росстата [2], в то время как в некоторых странах этот показатель достиг 40-60%. На сегодняшний день одна из острых проблем - низкий уровень физической подготовленности и физического развития детей и подростков. Как отмечают специалисты, физическое воспитание российских детей значительно хуже, чем было несколько десятилетий тому назад [7]. Выделяют ряд причин возникшей ситуации - социальные проблемы, состояние здравоохранения и др. Для их решения подходы к физическому воспитанию и спортивной подготовке должны быть пересмотрены и построены как интегрированная, эффективная и современная система.
«Федеральный закон № 329 Федерального закона от 4 декабря 2007 года -ФЗ о спорте и спорте в Российской Федерации» определяет основные принципы национальной политики в области спорта [1]. Но сегодня, проводимая
государством политика в сфере физической культуры, не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, так как большая часть финансирования направлена на поддержание и строительство дорогостоящих спортивных объектов, и не все слои общества (в силу своего материального состояния) могут позволить себе их посещение.
В целях рассмотрения изменений в состоянии системы физического воспитания в Новосибирской области по сравнению с РФ, приведены следующие данные на 2017 год в таблице 1.
Таблица 1
Численность занимающихся ФКиС, чел. [2]_
Регион Общая численность занимающихся Численность занимающихся в клубах, в том числе, по месту жительства Численность занимающихся на предприятиях, в учреждениях, организациях Численность занимающихся в учреждениях дополнительного образования Численность занимающихся в группах и секциях по видам спорта
по России 46701 336 3 388 615 16 506 756 4 338 581 25 329 260
по Сибирскому ФО 5 841 397 391 560 1 872 130 604 435 3 150 546
по НСО 801 232 23 604 342 161 69 878 278 768
Таким образом, численность занимающихся по Новосибирской области составляет 1,7% от численности занимающихся по России и 13,7% - по Сибирскому ФО. Если рассматривать численность занимающихся в России по возрастной группе, то численность занимающихся до 14 лет - 16913699 (36,2%), 15-17 лет - 4724810 (10,1%), 18-29 лет - 12960690 (27,7%), 30-59 лет - 10936328 (23,4%), 60-79 лет - 1123682 (2,4%), 80 лет и старше - 42127 (0,1%) (рис.1).
60-79 лет 80 лет и
Рис. 1. Структура численности занимающихся ФКиС по возрастным группам
Для улучшения данных показателей, была разработана государственная
программа Новосибирской области «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2015-2021 годы», целью которой является создание условий для развития физической культуры и спорта в Новосибирской области.
К 2021 году планируется достижение значений следующих целевых индикаторов:
1. Увеличение доли жителей НСО, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Новосибирской области в возрасте 3-79 лет с 26,2% в 2014 году до 43,0% к 2021 году.
2. Увеличение уровня обеспеченности населения НСО спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, с 23,0% в 2014 году до 49,5% к 2021 году.
3. Увеличение численности спортсменов НСО, включенных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, с 311 в 2014 году до 340 человек к 2021 году.
4. Ввод в эксплуатацию в рамках государственной программы к 2021 году спортивных объектов с единовременной пропускной способностью 3569 человек.
5. Увеличение площадей плоскостных спортивных сооружений с 3373,3 тыс. кв. м в 2014 году до 3463,8 тыс. кв. м к 2021 году.
6. Увеличение площадей спортивных залов с 311,2 тыс. кв. м в 2014 году до 341,4 тыс. кв. м к 2021 году.
7. Увеличение площадей плавательных бассейнов с 20269 кв. м зеркала воды в 2014 году до 22131 кв. м зеркала воды к 2021 году.
Финансирование государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2015-2021 годы» представлено на рис. 2.
млн. руб
4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
164,16 15081
,67 9, 6
/
\ / 8 -
1979,41
,2 8, 39
41 2 24 \ 5, 8 9 2
49,86
1
%
165
145
125
105
85
65
45
Расходы, млн. руб
Динамика изменений, %
2017 2018 2019 2020
Рис. 2. Финансирование государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2015-2021 годы»
Таким образом, с точки зрения управления, муниципальная политика в области физической культуры и спорта представляет собой серию мероприятий,
осуществляемых местными органами власти для создания правовых, экономических, организационных и управленческих условий для обеспечения удовлетворения потребностей различных категорий и групп населения в физкультурно-спортивной деятельности, с учетом традиций, обычаев и экономического статуса.
Следовательно, для улучшения муниципальной политики в области спорта необходимо: с учетом характеристик муниципального управления, определить основные направления развития; сформировать муниципальный бюджет при финансировании спорта; отнести физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения к сооружениям, используемым для организации физкультурно-массовой и спортивной работы с гражданами, предоставить льготы по вопросам налогообложения и иным платежам; разработать и внедрить эффективную систему надзора за спортивными услугами для доступа к спортивным объектам и соревнованиям; определить направление и механизм развития взаимодействия с общественными спортивными ассоциациями; провести оценку развития физической культуры в муниципальном образовании; консультирование и участие в реализации регионального плана развития спортивной культуры на основе соглашения о реализации плана; разработать концепцию внедрения спортивной культуры среди различных групп людей, которые работают, учатся и отдыхают.
Следует также отметить, что основное направление развития физической культуры на муниципальном уровне должно основываться на совместной деятельности физкультурно-спортивных организаций, органов и учреждений образования, здравоохранения, СМИ.
Библиографический список:
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-Ф3 // Российская газета -2007.- № 2762.
2. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" от 02.12.2009 N308-Ф3 (последняя редакция) // «Российская газета» -2009. - № 232.
3. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" от 19.12.2016 № 415-ФЗ // «Российская газета» - 2016. - № 292.
4. Росстат. Численность занимающихся физической культурой и спортом // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения 26.11.2018).
5. Государственная программа Новосибирской области «Развитие физической культуры и спорта в новосибирской области на2015 - 2021 годы» // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://openbudget.mfhso.ru/analitika/gosudaistvennye-progiammy/gp-no-iazvitie-fizicheskoj-kultury-i-sporta-v-novosibiiskoj-oblasti-na-2015-2021-gody (дата обращения 26.11.2018).
6. Малинин А.М. Муниципальная политика в сфере физической культуры: организационные и правовые основы // «Журнал Проблемы современной экономики». - 2016. -№ 19. - С. 232-235.
7. Путин: нужно возродить ГТО как стандарт физического воспитания «Оригинал новости ИноТВ» // [Электронный ресурс]. - URL: https://lussiah.lt.com/inotv/2013-03-13/Putin-huzhno-vozrodit-GTO-kak (дата обращения 23.11.2018).