Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ'

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
533
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СПОРТА / ФКС / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колесник И.А.

Развитие сферы физической культуры и спорта в Омской области, равно как и других регионах, осуществляется в рамах реализации региональной политики и программно-целевого управления. Анализ результатов государственного управления в данной области позволяет выделить достигнутые положительные результаты и структурировать имеющиеся проблемы, что реализовано в рамках статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE OMSK REGION

The development of the sphere of physical culture and sports in the Omsk region, as well as in other regions, is carried out within the framework of the implementation of regional policy and program-targeted management. The analysis of the results of public administration in this area allows us to highlight the positive results achieved and structure the existing problems, which is implemented in the article.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

И.А. Колесник, заместитель министра

Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области (Россия, г. Омск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-1-55-57

Аннотация. Развитие сферы физической культуры и спорта в Омской области, равно как и других регионах, осуществляется в рамах реализации региональной политики и программно-целевого управления. Анализ результатов государственного управления в данной области позволяет выделить достигнутые положительные результаты и структурировать имеющиеся проблемы, что реализовано в рамках статьи.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, Омская область, управление развитием спорта, ФКС, федеральный проект.

Социальная деятельность, направленная на сохранение здоровья человека и его укрепления - физическая культура и спорт. Ее развитию современное государство уделяет большое внимание. Физическая культура и спорт - открытая социальная система, функционирование которой испытывает на себе влияния прочих отраслей народного хозяйства, как производственной, так и непроизводственной сфер. На динамичности развития сферы физической культуры и спорта отражаются все изменения социально-экономического положения государства и его территорий, политические перемены и прочие факторы. Это требует внимания и управленческих воздействий со стороны государства. Принятие же государственных решений, в свою очередь, обуславливает необходимость анализа состояния развития сферы физической культуры и спорта.

Сфера физической культуры и спорта -одна из приоритетных задач социально-экономического развития Омской области. Данный факт подтверждается реализацией в регионе проекта «Спорт - как норма жизни» (в рамках национального проекта «Демография»). Реализация регионального проекта возложена на Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области. Проект рассчитан на период до 2024 года, а генеральной целью его реализации является доведение к 2024 году доли граждан - жителей региона, систематически занимающихся физи-

ческой культурой и спортом до 55%. При этом отдельные целевые показатели по количеству лиц, на регулярной основе привлеченных к занятиям физической культурой и спортом, установлены для детей и молодежи, граждан среднего возраста, граждан старшего возраста.

По фактическим показателям, сложившимся на 2020 год в Омской области доля жителей, привлеченных к систематическим занятиям спортом и физической культурой не превышает 40% от общей численности населения региона. Несмотря на то, что в течение 2014-2020 годов в Омской области наблюдается постепенный рост численности населения, занимающегося физической культурой и спортом (с 26,2% от общей численности населения региона в 2012 году, 36% - в 2016 году, до 37,9% - в 2020 году) [1], достижения плановых значений данного показателя по данным отчетности об исполнении программных задач не отмечалось. Для того, чтобы цели, поставленные в региональном проекте, к периоду окончания его срока, оказались достигнутыми, региональным властями требуется активизация реализуемых мер и усиление поддержки, прежде всего информационного, пропагандистского характера.

Для достижения поставленных целей в настоящее время в регионе осуществляется широкого круга мероприятий. Прежде всего, с 2014 года в Омской области активно реализуется строительство и ввод в

эксплуатацию новых спортивных объектов, а также реконструкция устаревших объектов инфраструктуры. По состоянию на 2020 год общее количество спортивных объектов, функционирующих в регионе, превышает пять тысяч, только за период с 2014 по 2020 годы в Омской области было построено более пятисот новых спортивных объектов. В целях привлечения населения Омской области и отдельных муниципальных образований в ее структуре к регулярным занятиям физической культурой и спортом, организуется проведение спортивных мероприятий, как профессионального, так и массового характера.

Согласно данным Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, по данным на 2020 год в рамках реализации регионального проекта «Спорт - как норма жизни», за предыдущий (2019) год объем финансового обеспечения проекта составил 147,54 млн руб., в том числе 124,79 млн руб. были профинансированы за счет субсидий федерального бюджета, а оставшиеся 22,75 млн руб. - за счет бюджета Омской области (кассовое исполнение средств федерального бюджета составило 100%).

В рамках реализации мероприятий рассматриваемого проекта в Омской области только в 2019 году было проведено создание и модернизация трех футбольных, осуществлено создание малых спортивных площадок, включая спортивное оборудование, в соответствии с требованиями по подготовке в рамках всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса ГТО («Готов к труду и обороне»).

В рамках проекта в 2019 году в Немецкой национальном муниципальном районе Омской области было осуществлено строительство многофункционального плоскостного спортивного сооружения, что призвано способствовать обеспечению развития сельских территорий региона. Также за счет средств в рамках проекта было осуществлено финансирование приобретения оборудования и спортивного инвентаря для детско-юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва и прочих организаций спортивной подготовки на общую сумму 29,19 млн руб. В

форме субсидирования в 2019 году осуществлялась дополнительная адресная поддержка спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд [2]. На период 2020-2022 годы в рамках регионального проекта «Спорт - как норма жизни» ожидается финансирование аналогичных мероприятий за счет средств федерального и регионального бюджета. Наиболее значимыми спортивными объектами, создание которых планируется в Омской области в указанный период, будут являться строительство крытого катка с искусственным льдом в г. Омск и строительство крупного физкультурно-оздоровительного комплекса.

Представленные показатели развития сферы физической культуры и спорта Омской области не означают отсутствия проблем, сдерживающих достижения генеральной цели проекта «Спорт - как норма жизни» (увеличения численности населения области, регулярно занимающего физической культурой и спортом).

Проблемы в изучаемой области видятся в нескольких аспектах. Так, в регионе гораздо большие усилия и внимание направлено на поддержку спорта высших достижений, чем на развитие массового спорта. Это во много определяет недостижение целевых показателей регионального проекта (того, что фактический процент привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом низкий.

Успешному и более активному развитию массового спорта в регионе препятствует несовершенство материальной базы отрасли, устаревание фондов многих спортивных объектов, в особенности сельских и удаленных от регионального центра. Важную роль в несовершенном решении проблем сферы физической культуры и спорта в Омской области играют недостатки культурно-мотивационного характера, недостаточная активность пропагандистской деятельности [3]. Не недостаточно высоком уровне осуществляется информационная поддержка реализуемых в сфере развития физической культуры и спорта мероприятий.

В числе проблем изучаемой отрасли можно выделить также недостаточную обеспеченность специализированных спортивных и общеобразовательных учреждений Омской области, в том числе в сфере дополнительного образования, высшего образования квалифицированными и профессиональными педагогическими кадрами и тренерским составом. Причиной этого является тот факт, что региональным властям не удается создать привлекательные условия для работы специалистов, в том числе молодых кадров, в образовательных, спортивных бюджетных учреждениях региона. В течение последних нескольких лет практика в регионе складывалась таким образом, что пополнение дефицита кадров преподавательского и тренерского состава осуществляется преимущественно за счет выпускников, вовсе не

совмещающих должности в разных учреждениях. Исходя из этого следует ожидать, что создание новых спортивных объектов способно обострить кадровую проблему в регионе.

Заключение. Проведенное исследование позволяет утверждать, что состояние развития сферы физической культуры и спорта в Омской области можно считать удовлетворительным, сопряженным с рядом проблем. Более детальное изучение проблем, сдерживающих активную реализацию регионального проекта «Спорт - как норма жизни» в Омской области, а также ограничивающих возможности скорейшего достижения плановых показателей, заявленных в изучаемой сфере, поиск направления устранения выявленных недостатков, могут стать предметом самостоятельного исследования.

имеющих опыта работы, либо работников,

Библиографический список

1. Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие физической культуры и спорта и реализация мероприятий в сфере молодежной политики в Омской области»: Постановление Правительства Омской области от 15.10.2013 N 254-п (ред. от

04.03.2020) // Официальный сайт Правительства Омской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://omskportal.m/magnoliaPuЫic/dam/jcr:717ff340-f8af-43fl-98c8-b07bf35965c1Z254-p.pdf (дата обращения: 01.02.2021).

2. Итоги реализации регионального проекта «спорт - норма жизни» в 2019 году // Официальный сайт Правительства Омской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mdms.omskportal.ru/oiv/mdms/otrasl/naz_proekt/demografia (дата обращения:

07.02.2021).

3. Шорохова Л.Б. Экспертная оценка возможности создания структуры управления пропагандой физической культуры и спорта на муниципальном уровне // Омский научный вестник. - 2019. - №4. - С. 154-158.

ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS IN THE OMSK REGION

I.A. Kolesnik, Deputy Minister

Ministry of Youth Affairs, Physical Culture and Sports of the Omsk Region (Russia, Omsk)

Abstract. The development of the sphere of physical culture and sports in the Omsk region, as well as in other regions, is carried out within the framework of the implementation of regional policy and program-targeted management. The analysis of the results ofpublic administration in this area allows us to highlight the positive results achieved and structure the existing problems, which is implemented in the article.

Keywords: physical culture, sports, Omsk region, sports development management, FCS, federal project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.