и отсутствие четких должностных инструкций, поскольку отсутствуют стандарты и регламент деятельности сотрудников. Все это приводит к стихийному характеру функционирования организаций и создает дополнительные трудности при внедрении инноваций на российских сельхозпредприятиях.
Источники
1. Ушанов, Ю.А. Управленческие нововведения в США: проблема внедрения/ Ю. А. Ушанов. - М.: Наука, 1986. - С. 23.
2. Beverly, K., Robert, M. Morgan The evolution of managerial innovations in distribution: what prospects for ECR / K. Beverly, M. Morgan Robert // International Journal of Retail & Distribution Management. 1999. -Vol. 27. - № 10. - Р. 397-408.
3. Мыслякова, Ю.Г. Понятие и типология управленческих инноваций/ Ю.Г. Мыслякова // Российский экономический журнал. - 2006. -№ 4. -С. 156-160.
4. Мустафин, ДМ. Совершенствование организации управления сельскохозяйственным производством в районе/ Д.М. Мустафин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей. - 2001. - № 12.
УПРАВЛЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ
О.А. Бурмистрова, ассист. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии
Результаты и итоги приватизации в сельском хозяйстве, возникновение новых отношений собственности и различных форм хозяйствования оказали существенное и противоречивое воздействие на все стороны финансовохозяйственной деятельности организаций. Произошло разрушение прежней системы управления, а новая создавалась стихийно и подвергалась за последние годы существенным изменениям, которые не способствовали образованию рентабельных хозяйств, способных восстановить дореформенный уровень производства и удовлетворить потребности населения в продуктах питания. В этих условиях инновационное развитие становится объективно необходимым для всех хозяйствующих субъектов, требующих коренных изменений в системе их управления на макро- и микроуровнях, направленных на удовлетворение общественных потребностей, рост прибыли организации, повышение конкурентоспособности продукции.
Как показал анализ деятельности российских предприятий, прежние методы, приемы, инструменты управления оказались сдерживающими факторами для их дальнейшего развития, а зарубежный сельскохозяйственный классический менеджмент не имел соответствующего базиса для его применения в целом, хотя использование его отдельных элементов в практической деятельности оказалось эффективным. Одним из них является бюджетирование, применение которого, по нашему мнению, позволило начать перестройку системы управления и в первую очередь в агропромышленных формированиях.
В условиях формирования аграрной системы бизнеса на основе модернизации произ-
водства, концентрации и децентрализации капитала, накопления и обновления ресурсов, углубления интеграционных и кооперационных процессов происходит техническое и технологическое изменение производства, требуются новые методы управления. Они призваны способствовать согласованию межрегиональных и межотраслевых интересов субъектов АПК на макро- и микроуровнях, позволяющих оптимизировать затратный механизм производства, активизировать процесс продвижения товаров на внутреннем и внешнем рынках, усилить мотивацию труда и социальную защиту работников, направленных на социально-экономическое развитие.
Теория управления производством в настоящее время требует более детальной проработки и углубления с помощью новых подходов и методов к содержанию ее основных элементов, обеспечивающих модернизацию сельскохозяйственного производства на основе инноваций (рис. 1).
В теории управления производством одним из центральных является вопрос о функциях управления, раскрывающих сущность и содержание управленческой деятельности.
Для рыночных отношений основными требованиями эффективного управления выступают планирование согласованной работы всех подразделений организаций АПК, обеспечивающее динамичное развитие бизнеса, а также согласование интересов предприятия и государства. В настоящее время планирование, сохраняя принципы и функции управленческой деятельности, должно существенно расширить сферу своего воздействия на производство и перейти на более содержательную форму, учитывающую взаимозависимость внутренней и внешней среды
организации. В связи с этим такие инновационные системы, как бюджетирование, контроллинг, «6-сигм» и другие можно отнести к общим функциям управления.
Управление как наука имеет наряду с функциями свои методы. Известно, что в управленческой науке применяются три группы методов: организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.
Система экономических методов управления многообразна, она включает такие средства воздействия, как планирование (стратегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнозирование, стимулирование, ценообразование, бюджет, кредит, налоги, страхование, лизинг и т. д. С переходом на рыночные отношения методы управления, такие, как коммер-
ческий и хозяйственный расчет, в прежнем виде перестали работать, поскольку в рыночных реалиях необходимы маркетинговые усилия по реализации своих товаров, цены формируются под воздействием рыночного механизма в условиях жесткой конкуренции со стороны других производителей и расширяющегося импорта продовольствия. Возникает необходимость в применении более действенных экономических методов для рационального ведения хозяйства, требующих соизмерения в денежной форме затрат и результатов производства, возмещения расходов предприятия их доходами и обеспечения рентабельности производства с учетом воздействия внешней и внутренней среды функционирования организаций социальной направленности. Этим требованиям отвечает современный метод управления - бюджетирование.
Рис. 1. Теория управления и ее структура
Как инструмент управления бюджетирование осуществляет обратную связь в управлении и, таким образом, направлено на обеспечение функционирования всей системы менеджмента организации. Использование бюджетов становится эффективным методом принятия управленческих решений для менеджеров высшего и среднего управленческого звена, которые должны вырабатывать рациональную форму согласования и удовлетворения требований всех субъектов, взаимодействующих с предприятием, для поддержания его устойчивого развития на инвестиционноинновационной основе.
Экономическая сущность бюджетирования как процесса, проявление и развитие кото-
рого возможно было только в условиях современной рыночной экономики, опирается на ряд экономических факторов, таких, как неопределенность, фактор формирующейся системы контрактных отношений, несовершенство рынка. В связи с этим бюджетирование можно определить как процесс совершенствования управленческих знаний и перехода к новым формам и методам управления, направленный на организацию управленческих отношений между собственниками экономических ресурсов и взаимодействующими с предприятием хозяйствующими субъектами по поводу реализации экономических интересов всех указанных субъектов.