Лобашева Нина Анатольевна, доцент кафедры высшей математики Института фундаментального образования ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», кандидат физико-математических наук, доцент, Российская Федерация, г. Екатеринбург, e-mail: [email protected]
Lobasheva Nina Anatolyevna, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics, Institute of Fundamental Education, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Yekaterinburg, e-mail: nlo.toks @mail.ru
Для цитирования: Елагина, В. С. Управление самостоятельной работой обучающихся / В. С. Елагина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35). — С. 29-36.
УДК 378.6 ББК 74.48
УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛьНОЙ РАБОТОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В. С. Елагина
Основополагающим компонентом самостоятельной работы выступает управление ее организацией и качеством, создание оптимальной образовательной среды, в которой положительный результат обучения основывается на позитивном отношении субъектов к обучению, порождающем новые стимулы и мотивы их познавательной деятельности. В статье раскрываются особенности самостоятельной работы, анализируются причины и факторы, вызывающие затруднения в организации и осуществлении самостоятельной работы обучающимися. Рассматриваются основные функции управления самостоятельной работой обучающихся, такие как: целеполагание, планирование, осуществление и регулирование процесса самостоятельной работы, всесторонний анализ и оценка самостоятельной деятельности обучающихся; раскрываются их сущность и содержание. Реализация управленческих функций возможна при определенных условиях, таких как: целенаправленность, систематичность и своевременность контроля результатов самостоятельной работы; разнообразие применяемых видов самостоятельной работы, их сочетание, позволяющее развивать интерес, творческие способности, повышать мотивацию и стимулировать самостоятельную деятельность обучающихся, развивать самостоятельность и проявлять инициативу; использование разноуровневых заданий, максимальный учет индивидуальных способностей и познавательных возможностей обучающихся; использование разнообразных форм и методов самостоятельной работы.
Ключевые слова: самостоятельная работа, управление самостоятельной работой, функции управления.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), регламентирующими обязательный максимальный объем учебной нагрузки и объем самостоятельной работы, образовательная организация обязана создать условия, необходимые для организации аудиторной самостоятельной работы обучающихся, сформировать у них умения и навыки приобретать знания самостоятельно, без непосредственного участия преподавателя.
«Несмотря на то, что термин самостоятельная работа постоянно находится в поле зрения
ведущих отечественных дидактов, он не имеет статуса однозначно определенного научного понятия», — отмечает И. Р. Сташкевич [1, с. 28]. В дидактике самостоятельная работа определяется как метод обучения или форма организации деятельности обучающихся, раскрывая ее сущность через описание путей управления их деятельностью [2]; как организованная активная деятельность учащихся, направленная на достижение дидактической цели [3]; как форма организации процесса обучения и воспитания [4].
Как форма организации обучения самостоятельная работа способствует активизации
познавательной деятельности обучающихся, направленной на самостоятельный поиск учебной информации, ее восприятие и осмысление, применение на практике во время изучения дисциплины на аудиторных и внеаудиторных занятиях. Использование разнообразных видов самостоятельной работы позволяет развивать у обучающихся творческие и аналитические способности, навыки рациональной организации своей деятельности, ее планирования, осуществлять самоконтроль и рефлексию. Кроме того, у них развиваются личностные качества, такие как познавательная самостоятельность, ответственность, находчивость, активность, инициативность, которые обеспечивают мобильность и конкурентоспособность студентов, позволяют им легко адаптироваться к различным жизненным и профессиональным ситуациям и обстоятельствам.
Самостоятельная работа обучающихся имеет ряд особенностей, среди которых следует отметить следующие:
1) отсутствие непосредственной помощи со стороны преподавателя;
2) проявление инициативы и творчества обучающихся, эмоционального напряжения;
3) наличие развитого мышления, целеустремленности и настойчивости студентов в достижении цели;
4) возможность опираться на субъектный (жизненный) опыт.
Непременными условиями успешности выполнения самостоятельной работы обучающимися являются их активность, которая означает сознательное, целенаправленное выполнение различных видов самостоятельной работы, необходимой для выработки учебно-познавательных умений и навыков, и самостоятельность, предполагающая ту или иную степень мыслительной самостоятельности, которая необходима для формирования и усвоения обучающимися системы научных знаний. Таким образом, самостоятельная работа является синтезом мыслительной деятельности с самостоятельным выполнением действий (умственных или физических).
Самостоятельная работа является многоцелевой и способствует, по мнению С. С. Ко-пыловой, расширению области приложения формируемых знаний и отношений на уровне реализации внутрипредметных и межпредметных связей, повышению степени самостоятельности, обеспеченной переходом от задач репродуктивного характера к задачам творческим, требующим использования знаний и действий межпредметного характера [5].
Самостоятельная работа отличается не только многообразием целей и видов, но и многофункциональностью. В качестве основных функций самостоятельной работы мы выделяем:
- познавательную, заключающуюся в поиске знаний, их осмыслении, закреплении, сохранении и воспроизведении в незнакомых ситуациях или ситуациях неопределенности; формировании и развитии умений и навыков; обобщении и систематизации знаний;
- развивающую, которая реализуется в развитии культуры умственного труда, приобщении студентов к творческим видам деятельности, обогащении их интеллектуальных способностей, а также в развитии речи, внимания, памяти, воображения;
- воспитательную, проявляющуюся в самостоятельной деятельности;
- стимулирующую, которая способствует побуждению студентов к самостоятельной деятельности на аудиторных и внеаудиторных занятиях, развитию положительной мотивации к освоению навыков и умений, необходимых для выполнения заданий различного уровня трудности, самостоятельности, ответственности и настойчивости в достижении цели;
- контролирующую, позволяющую сравнивать уровень сформированности навыков самостоятельной работы с целевыми ориентациями.
Кроме того, самостоятельная работа выполняет функции самопобуждения, самоуправления и самоконтроля.
Исследование, проведенное нами среди курсантов Филиала военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Челябинске и студентов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, показало, что обучающиеся придают большое значение самостоятельной работе как в аудиторное, так и во внеаудиторное время, при этом отмечая затруднения в ее организации и управлении.
Среди основных факторов, вызывающих трудности при выполнении самостоятельной работы, обучающиеся выделяют следующие:
1) трудный материал учебника;
2) низкий уровень сформированности предметных знаний и умений;
3) отсутствие дополнительного материала по изучаемым вопросам;
4) отсутствие методических рекомендаций по изучению предмета;
5) медленный темп чтения.
В качестве основных причин затруднений курсанты отмечают:
1) отсутствие желания заниматься самостоятельно;
2) трудности, связанные с пониманием и усвоением учебного материала;
3) отсутствие методических рекомендаций и указаний;
4) неподготовленность к самостоятельным видам занятий;
5) недостаточную сформированность интеллектуальных умений, что, безусловно, снижает качество выполнения заданий, часто приводит к заимствованиям и компиляциям чужих работ при написании рефератов, научных статей, курсовых и квалификационных работ.
Практика работы в вузе убеждает нас в необходимости целенаправленной организации самостоятельной деятельности обучающихся, включающей управление со стороны преподавателя, соуправление как условие совместной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, а также самоуправление как условие осуществления самостоятельной деятельности обучающихся во внеаудиторное время.
Основополагающим компонентом самостоятельной работы является управление ее организацией и качеством, создание оптимальной образовательной среды, в которой положительный результат обучения основывается на позитивном отношении субъектов к обучению, порождающем новые стимулы и мотивы их познавательной и профессиональной деятельности.
Вопросам управления образованием посвящено достаточно много научных работ ведущих отечественных ученых, среди которых отметим труды В. И. Андреева, В. С. Лазарева, А. М. Моисеева, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, В. М. Шепеля и др.
По мнению П. И. Третьякова, качество результатов учебно-воспитательного процесса во многом определяется уровнем управленческой компетенции педагога и зависит от него [6]. Компетентный преподаватель способен установить закономерности между результатом, процессом непосредственного осуществления самостоятельной работы и условиями и факторами, способствующими повышению качества и эффективности самостоятельной деятельности обучающихся.
Разделяя мнение П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, мы считаем, что эффективность управления пропорциональна качеству образовательной среды, максимально комфортной и адаптивной
к познавательным возможностям, способностям и потребностям обучающихся, их мотивации и настойчивости в достижении высоких результатов [7].
Управление самостоятельной работой обучающихся осуществляется в условиях образовательной среды, в основе которой лежит совместная деятельность педагога и студента, направленная на создание позитивной познавательной и профессиональной мотивации, активизацию творческого саморазвития обучающихся, определение и разработку индивидуальной образовательной траектории, максимально учитывающей особенности психических реакций обучающихся.
Достижение гарантированного качества усвоения содержания обучения при планировании и использовании методических приемов является одной из главных задач профессиональной подготовки будущих специалистов. В этом смысле важно понимание того, что образовательная среда формируется как результат взаимодействия двух сопряженных, взаимосвязанных подсистем — преподавания и учения, приводящего к повышению творческого потенциала и преподавателя, и обучающихся, что обеспечивает переход от обучения и развития к самообразованию и саморазвитию.
Система управления самостоятельной работой включает в себя определенные отношения между управляемым объектом (обучающимся) и управляющим субъектом (преподавателем), деятельность которого направлена на обеспечение процесса самостоятельной деятельности обучающихся, его целевую ориентацию, активизацию и оптимизацию. В организации образовательного процесса ведущее место в управлении самостоятельной деятельностью принадлежит преподавателю; в процессе внеаудиторной самообразовательной деятельности он принимает опосредованное участие; его управляющая функция реализуется через методические указания и рекомендации, необходимые для самостоятельной работы дидактические материалы и учебные пособия [8].
Педагогическое управление предполагает наличие совокупности принципов, методов и форм организации управления самостоятельной работой, направленной на развитие самостоятельности обучающихся и повышение качества и эффективности образовательного процесса в вузе.
В соответствии с теорией педагогического менеджмента эффективность управления самостоятельной работой обучающихся зависит от
видов управленческой деятельности и управленческих функций, выполняемых преподавателем, таких как:
- планирование, включающее определение и формулирование образовательных целей, соотнесение их с формируемыми компетенциями;
- выбор содержания и видов заданий для самостоятельной работы;
- разработка тематического плана;
- планомерное осуществление и регулирование процесса самостоятельной работы;
- всесторонний анализ и оценка самостоятельной деятельности обучающихся;
- формирование базы данных для управления самостоятельной работой и своевременной корректировки с целью повышения ее эффективности.
Основными критериями оценки качества управления самостоятельной работой являются: качество целеполагания; условия организации образовательной среды; качество процесса самостоятельной работы в аудиторное и внеаудиторное время; качество образовательного продукта (результата).
Безусловно, результат самостоятельной деятельности определяется четко сформулированной целью самостоятельной работы, понятой и принятой каждым обучающимся. Целью самостоятельной работы является обеспечение каждому студенту возможности для глубокого и прочного усвоения знаний, развития умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, удовлетворения познавательных потребностей и интереса, развития личностных качеств и ценностного отношения к собственному образованию. Образованность выпускника вуза как интегральное свойство личности выражается в его стремлении к самосовершенствованию, включающему самопознание, самообразование, саморазвитие, самоопределение, самоактуализацию и самореализацию.
Целями управления самостоятельной работой являются подготовка обучающихся в соответствии с современными требованиями к уровню их профессиональной компетентности, выявление и своевременное устранение затруднений и недостатков, поиск путей повышения качества их обучения в вузе.
Планирование как составная часть управления самостоятельной работой предполагает активное участие обучающихся в организации собственной познавательной деятельности. Деятельность преподавателя сводится к качественному и достаточно полному учебно-информационному, учебно-методическому и материально-техническому
обеспечению самостоятельной работы. При планировании важно учесть индивидуальные познавательные возможности и способности обучающихся, уровень их обучаемости, а также уровень знаний и умений, необходимых для осуществления самостоятельной работы.
В процессе организации самостоятельной работы осуществляются систематический анализ качества организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВО и учебной программы по изучаемой дисциплине; планирование и организация самостоятельной работы обучающихся, обеспечение занятий учебно-методическими, учебными и контрольно-оценочными материалами; выявление современных технологий, активных и интерактивных форм и методов обучения, способствующих формированию умений и навыков самостоятельной работы студентов, повышению качества их знаний и компетенций; оказание своевременной консультативной помощи в устранении затруднений в обучении; организация обратной связи с целью выявления уровня сформированности знаний, умений, навыков и компетенций, определения затруднений, возникающих у студентов в процессе выполнения самостоятельной работы; анализ качества учебно-методических материалов, разработка новых учебных и методических пособий.
Эффективность управления самостоятельной работой обучающихся обуславливается ее интегративным и деятельностным характером, вариативностью и преемственностью содержательных и процессуальных аспектов, включенностью субъектного опыта обучающихся в содержание самостоятельной работы, его согласованностью с содержанием и дидактическими требованиями конкретной дисциплины, организацией межличностного взаимодействия обучающихся и преподавателя, их совместной творческой деятельностью, использованием диалогических форм обучения, интерактивных методов и технологий.
Организация управления самостоятельной работой включает в себя деятельность преподавателя по подготовке и реализации технологий, способов выполнения самостоятельной работы, создания комплекса разноуровневых заданий, упражнений и задач, учебно-методических материалов, предназначенных для руководства и методической помощи обучающимся и соответствующих общим целям обучения и профессионально-личностному развитию. Самостоятельная работа в вузе представлена двумя видами: аудиторная и внеаудиторная.
Использование данных видов самостоятельной работы создает условия для оптимального обучения и развития обучающихся. Аудиторная самостоятельная работа организуется в рамках традиционных занятий: лекция, семинар, практическое занятие. На семинарском занятии самостоятельная работа студентов заключается в представлении докладов, сообщений и рефератов, участии в обсуждении, самостоятельной работе с учебником, выполнении тестов, заданий, упражнений, решении задач и др. На практических занятиях у обучающихся формируются и развиваются общеучебные и специальные умения и навыки.
При организации аудиторной самостоятельной работы обучающихся преподавателю важно опираться на знания о состоянии коллектива, понимать характер межличностных отношений, способность обучающихся к совместной коллективной (командной) деятельности. Эти знания необходимы для выбора вариативного содержания, технологии организации работы в микрогруппах, сформированных в соответствии с характером познавательной деятельности обучающихся конкретной группы. Учет этих факторов способствует созданию творческой атмосферы для продуктивной самостоятельной деятельности. Умения руководителя анализировать, прогнозировать и организовывать работу коллектива в сочетании с умелым управлением способны обеспечить получение желаемого результата.
Эффективность самостоятельной работы существенно повышается, если в образовательном процессе вуза используются активные формы и методы обучения. Основным условием интерактивного обучения является самостоятельное приобретение обучающимся знания, а это — его собственная мыслительная активность, его попытка породить знание на основе своих интересов, желаний, а затем и сомнений, предположений, рассуждений и выводов в поисковой учебной деятельности. К таким формам и методам мы относим мозговую атаку, круглый стол, игровые формы проведения занятий, анализ конкретных ситуаций, или метод «кейс-стади», метод проектов, технологию составления шпаргалок и др.
Внеаудиторная самостоятельная работа обеспечивает подготовку обучающихся к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Ее результаты проявляются в активности обучающихся на занятиях и в качестве выполненных контрольных работ, тестовых заданий, сделанных докладов и др.
В зависимости от дидактической цели различают следующие виды самостоятельной работы:
1) усвоение новых знаний, предполагающее организацию таких видов самостоятельной работы, как: чтение текста учебника; составление плана текста; составление таблиц, схем; конспектирование текста; работа со справочниками, нормативными документами; использование аудио- и видеозаписей;
2) закрепление полученных знаний, требующее организации работы с конспектом лекции; составление плана и тезисов ответа; составление таблиц; ответы на вопросы; подготовка сообщений и докладов; тестирование и др.;
3) формирование умений, осуществляемое в процессе решения ситуационных задач и упражнений, подготовки к деловым играм, проектирования и моделирования разных видов профессиональной деятельности, рефлексивного анализа профессиональных умений;
4) контроль и самоконтроль качества знаний и сформированности умений, осуществляемый в процессе подготовки к экзамену и зачету, контрольной, курсовой и квалификационной работы, исследовательского проекта;
5) активное участие в научных конференциях, олимпиадах и рационализаторской работе, написание реферата (эссе, научной статьи) и др., необходимое для развития мотивации и познавательного интереса.
Результативной составляющей управления самостоятельной работой является управление качеством контроля за ходом выполнения самостоятельной работы. Основными целями контроля являются: определение степени достижения поставленных целей самостоятельной работы; выявление отношения обучающихся к данному виду деятельности; стимулирование и мотивация обучающихся к самостоятельной работе; получение информации, необходимой для управления процессом самостоятельной работы, для совершенствования методики и организации самостоятельной работы на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время.
Система контроля качества самостоятельной работы, прежде всего, выполняет управляющую функцию, благодаря которой осуществляется обратная связь, позволяющая своевременно получить информацию о достижениях и затруднениях обучающихся. Организующая функция способствует выработке рациональных приемов и режима деятельности обучающихся; контрольная функция позволяет наблюдать за ходом и результатами самостоятельной работы обучающихся.
Безусловно, контроль качества самостоятельной работы выполняет обучающую, развивающую и воспитательную функции, которые оказывают на обучающихся огромное влияние и способствуют совершенствованию знаний и культуры интеллектуального труда, повышению уровня образованности, стимулированию и развитию познавательного интереса и самостоятельности, а также развитию познавательных психических процессов и личностных качеств.
Перечисленные функции могут быть реализованы только при определенных условиях и соблюдении требований к организации и проведению контрольных мероприятий.
Первое условие — целенаправленность, систематичность и своевременность контроля. Данное условие обеспечивает последовательный, повторяющийся, четко спланированный контроль, позволяющий определить уровень сформированности предметных знаний и владения умениями самостоятельной работы. Второе условие — разнообразие применяемых видов самостоятельной работы, их сочетание, позволяющее развивать интерес, творческие способности, повышать мотивацию и стимулировать самостоятельную деятельность обучающихся, развивать самостоятельность и проявлять инициативу. Третье условие — индивидуализация и дифференциация контроля, предполагающие использование разноуровневых заданий, максимальный учет индивидуальных способностей и познавательных возможностей обучающихся при оценке результатов самостоятельной работы. Четвертое условие — разнообразие форм и методов контроля, его объективность.
Объективность оценки знаний и умений обуславливается наличием системы критериев и показателей их усвоения, степенью владения навыками, необходимыми для решения задач и проблемных ситуаций. Кроме того, при контроле знаний, умений и навыков целесообразно учитывать показатели и критерии самостоятельности и познавательной, творческой активности обучающихся.
В качестве оценочных средств могут выступать разные формы самостоятельной работы: реферат как продукт самостоятельной деятельности студентов, представляющий краткое изложение результатов теоретического анализа различных подходов к определению сущности и содержания учебно-исследовательской проблемы, предъявление собственной позиции и мнения по рассматриваемым вопросам; эссе как средство, позволяющее оценить умение обучающихся письменно излагать суть проблемы,
демонстрировать способность выразить аргументированное обоснование своего взгляда на проблему, показать авторскую позицию; доклад по представленным результатам исследовательской научной работы. Выполнение студентами творческих заданий позволяет оценить их ин-тегративные умения, необходимые для решения комплексных задач и проблем, умения аргументировать и делать обоснованные выводы. В последнее время особой актуальностью пользуются кейс-задания и портфолио, которые отражают способность обучающихся осмысливать реально существующие профессионально ориентированные ситуации, принимать самостоятельные и ответственные решения. Целью порт-фолио является развитие способности к анализу информации по выбранной теме, работа с эмпирическими данными, систематизация полученных результатов. Результаты, представленные в виде целевой подборки в портфолио, наглядно демонстрируют индивидуальные достижения обучающихся, уровень их информационной культуры, готовность использовать свои творческие способности для оригинального решения проблемных вопросов и ситуаций.
Безусловно, использование различных форм, методов и средств контроля оказывает стимулирующее воздействие, развивает интерес обучающихся к проведению контроля и оценке результатов самостоятельной работы. Результаты систематического контроля позволяют установить степень подготовленности студентов, выявить их затруднения, оказать методическую помощь.
Повышению качества самостоятельной работы, по мнению В. В. Усманова, способствует применение интенсивных технологий управления самостоятельной работой студентов во взаимосвязи с периодами индивидуальной активности студентов, в частности с активностью их мыслительной деятельности [9].
В заключение отметим, что качество управления самостоятельной работой обучающихся в вузе включает три взаимосвязанных элемента: качество образовательной среды, включающей взаимодействие преподавателя и обучающихся и направленной на подготовку будущих специалистов; образовательный результат как совокупность формируемых профессионально-педагогических знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся, сформированных в соответствии с ФГОС ВО; степень удовлетворенности обучающихся своими профессиональными запросами и потребностями, а также организацией профессионально-педагогической подготовки.
Библиографический список
1. Сташкевич, И. Р. Развитие познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса: моногр. / И. Р. Сташкевич. — Челябинск : Челяб. гос. пед. ун-т, 2005. — 204 с.
2. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. — Москва : Учпедгиз, 1961.
3. Куулар, Л. Л. Технологическая карта как целостная дидактическая система средств обучения / Л. Л. Куулар // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 1. — URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27415 (дата обращения: 19.01.2022).
4. Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога / Г. М. Коджаспирова. — Москва : Всерос. науч.-практ. центр профориент. и психол. поддержки населения, 1994. — 344 с.
5. Копылова, С. С. Организация и управление самостоятельной работой студентов в вузах / С. С. Копылова // Современные проблемы образования. — 2014. — № 2 (60). — С. 165-167.
6. Третьяков, П. И. К вопросу о состоянии проблемы управления качеством образовательных систем / П. И. Третьяков, Н. А. Шарай // Знание, понимание, умение. — 2012. — № 4. — С. 295-301.
7. Шамова, Т. И. Направления дальнейшего развития управления качеством образования / Т. И. Шамова // Управление качеством образования в интересах устойчивого развития общества : материалы науч.-практ. конф., 15-17 мая 2002 г., Минск. — Минск : Акад. последи-плом. образования, 2002. — С. 20-26.
8. Бухаленко, Н. П. Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе учебных занятий / Н. П. Бухаленко // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 676-678.
9. Усманов, В. В. Самостоятельная работа студентов: организация и управление в процессе профессионального обучения : моногр. / В. В. Усманов. — Ульяновск : Ульяновский гос. тех. ун-т, 2006. — 278 с.
For citation: Elagina, V S. Management of independent work of students / V S. Elagina // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 3 (35). — P. 29-36.
MANAGEMENT OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS
V. S. Elagina
The fundamental component of independent work is the management of its organization and quality, the creation of an optimal educational environment in which a positive learning outcome is based on a positive attitude of subjects to learning, generating new incentives and motives for their cognitive activity. The article reveals the features of independent work, analyzes the causes and factors that cause difficulties in the organization and implementation of independent work by students. The main functions of managing students' independent work are considered, such as: goal-setting, planning, implementation and regulation of the process of independent work, comprehensive analysis and evaluation of students' independent work. Their essence and content are revealed. The implementation of managerial functions is possible under certain conditions: purposefulness, systematic and timely monitoring of the results of independent work; a variety of applied types of independent work, their combination, which allows developing interest, creativity, increasing motivation and stimulating the independent activity of students, developing independence and taking initiative; the use of multi-level tasks, the maximum consideration of the individual abilities and cognitive capabilities of students; the use of various forms and methods of independent work.
Keywords: independent work, independent work management, management functions.
References
1. Stashkevich I. R. Razvitie poznavatel'noy samostoyatel'nosti kursantov voennykh vuzov pri komp'yuternom soprovozhdenii uchebnogo protsessa: monogr. [Development of cognitive independence of cadets of military universities with computer support of the educational process: monograph.]. Chelyabinsk, Chelyab. gos. ped. un-t, 2005, 204 p.
2. Esipov B. P. Samostoyatel'naya rabota uchashchikhsya na urokakh [Independent work of students in the classroom], Moscow, Uchpedgiz, 1961.
3. Kuular L. L. Tekhnologicheskaya karta kak tselostnaya didakticheskaya sistema sredstv obu-cheniya [Technological map as an integral didactic system of teaching aids], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2018, no. 1, available at: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=27415 (accessed: 19.01.2021).
4. Kodzhaspirova G. M. Kul'tura professional'nogo samoobrazovaniya pedagoga [The culture of professional self-education of a teacher]. Moscow, Vseros. nauch.-prakt. tsentr proforient. i psikhol. podderzhki naseleniya, 1994, 344 s.
5. Kopylova S. S. Organizatsiya i upravlenie samostoyatel'noy rabotoy studentov v vuzakh [Organization and management of independent work of students in universities], Sovremennye problemy obrazovaniya [Modern problems of education], 2014, no. 2 (60), pp. 165-167.
6. Tret'yakov P. I., Sharay N. A. K voprosu o sostoyanii problemy upravleniya kachestvom obrazovatel'nykh sistem [On the state of the problem of quality management of educational systems], Znanie, ponimanie, umenie [Knowledge, understanding, skill], 2012, no. 4, pp. 295-301.
7. Shamova T. I. Napravleniya dal'neyshego razvitiya upravleniya kachestvom obrazovaniya [Directions for further development of education quality management], Materialy nauch.-prakt. konf. "Upravlenie kachestvom obrazovaniya v interesakh ustoychivogo razvitiya obshchestva" (15-17 maya 2002 g.) [Materials of scientific and practical. Conf. "Quality management of education in the interests of sustainable development of society" (May 15-17, 2002)], Minsk, Akad. poslediplom. obrazovaniya, 2002, pp. 20-26.
8. Bukhalenko N. P. Upravlenie samostoyatel'noy deyatel'nost'yu uchashchikhsya v khode uchebnykh zanyatiy [Management of students' independent activities during training sessions], Molodoy uchenyy [Young scientist], 2014, no. 6 (65), pp. 676-678.
9. Usmanov V. V. Samostoyatel'naya rabota studentov: organizatsiya i upravlenie v protsesse professional'nogo obucheniya: monogr. [Independent work of students: organization and management in the process of vocational training: monograph.]. Ul'yanovsk, Ul'yanovskiy gos. tekh. un-t, 2006, 278 p.
Елагина Вера Сергеевна, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Elagina Vera Sergeevna, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Для цитирования: Трушникова, Е. Л. Культура участия и культурная медиация как методы обучения истории искусств / Е. Л. Трушникова, Л. Н. Дегтеренко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35). — С. 36-43.
УДК 372.016:7.0 ББК 74.47р
КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ И КУЛЬТУРНАЯ МЕДИАЦИЯ КАК МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ
Е. Л. Трушникова, Л. Н. Дегтеренко
В условиях цифровизации общественной жизни, затронувшей и сферу искусства, искусствоведение становится междисциплинарной областью знания. В связи с этим возникает необходимость изменения методов преподавания искусствоведческих дисциплин в образовательных организациях. Такими методами должны стать культура участия и культурная медиация, обеспечивающие вовлечение студентов в формирование содержания дисциплины «История искусств». В статье описана специфика указанных методов и представлен опыт применения культурной медиации и адаптации рассматриваемых методов к образовательной деятельности. Делается вывод о том, что благодаря непосредственному обращению к методам культуры участия и культурной медиации процесс обучения истории искусства становится более открытым,