scientific-practical conf. "Personnel for the digital economy", "Secondary vocational education in the information society"], 2019, pp. 9-14. (In Russian)
7. Stashkevich I. R., Serebrennikova E. A. Model' formirovanija kompetencij predprinimatel'skoj dejatel'nosti u studentov, obuchajushhihsja po special'nostjam tehnicheskogo profilja [A model for the formation of business competencies among students enrolled in technical specialties], Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of science, culture, education], 2013, no. 3 (40), pp. 207-209. (In Russian)
8. Stashkevich I. R. Proektno-tehnologicheskij princip professional'nogo obuchenija i ego kompjuternaja realizacija [Design and technological principle of vocational training and its computer implementation]. Cheljabinsk, Juzh.-Ural. nauch.-obrazovat. centr Ros. akad. Obrazovanija ; Gos. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovanija «Cheljab. gos. un-t» 2003, (Ser. «Pedagogich-eskaja teorija i praktika»). (In Russian)
Берсенева Елена Валерьевна, директор ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Перевозова Ольга Владимировна, заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», кандидат педагогических наук, доцент, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Галеева Нина Сергеевна, заместитель директора по учебно-производственной работе ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Berseneva Elena Valeryevna, Director of the Chelyabinsk State College of Food and Trade Industry, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Perevozova Olga Vladimirovna, Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Chelyabinsk State College of Food and Trade Industry, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Galeeva Nina Sergeevna, Deputy Director for Educational Production, Chelyabinsk State College of Food and Trade Industry, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Елагина, В. С. Организация самостоятельной работы курсантов военного вуза / В. С. Елагина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 72-78.
УДК 378.147.88 ББК 74.58
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
В. С. Елагина
В статье раскрывается актуальность проблемы организации самостоятельной работы курсантов в процессе их профессиональной подготовки в военном вузе. Определены сущность, особенности, функции и принципы самостоятельной работы. С использованием метода анкетирования было изучено отношение курсантов к организации самостоятельной работы в вузе. Определены виды самостоятельных заданий, используемых на аудиторных и внеаудиторных занятиях. Описаны этапы самостоятельной работы, систематическая и целенаправленная организация которой способствует развитию познавательного интереса, положительной мотивации и творческих способностей курсантов, углублению предметных и специальных знаний, овладению приемами и способами самостоятельной деятельности.
Ключевые слова: самостоятельная работа, общеучебные и интеллектуальные умения, подготовка курсантов, внеаудиторные занятия.
На современном этапе развития образовательной системы основной целью обучения является развитие у обучающихся умений приобретать знания и умения самостоятельно на протяжении всей жизни. Совершенно очевидно, что знаний и умений, которые сформированы в вузе, недостаточно для того, чтобы быть успешным высокопрофессиональным военным специалистом. Быстрое развитие военной науки и техники предъявляет высокие требования к профессиональным компетенциям и личностным качествам курсантов. Образовательная система военного вуза, направленная на военно-профессиональную подготовку будущих военных специалистов, вынуждена пересматривать цели и задачи обучения курсантов.
Образовательные программы учебных дисциплин включают достаточно широкий набор умений и навыков, необходимых для применения их в практической деятельности и жизни. Наряду с формированием предметных и общеучебных умений, большое внимание следует уделять развитию интеллектуальных умений, которые включают умения решать проблемы в ситуациях неопределенности, находить и анализировать информацию, работать команде, что способствует проявлению креативности, критического мышления и рефлексии.
Учебно-познавательный процесс, направленный на систематическую организацию самостоятельной работы, позволяет обучающимся не только осваивать содержание дисциплины, но и развивать способности самостоятельно приобретать и создавать знания, учиться управлять своей деятельностью, осуществлять самоконтроль, работать в команде.
Понятие «самостоятельная работа» рассматривается учеными-педагогами как прием учения [1]; как организованная активная деятельность учащихся, направленная на достижение дидактической цели [2]; как особый вид учебно-познавательной деятельности [3]; как целенаправленная работа, которая выполняется обучающимися по заданию и под контролем преподавателя, без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время [4; 5]; как вид учебной деятельности, в условиях которой развивается познавательная самостоятельность [6; 7].
Как форма организации обучения самостоятельная работа способствует активизации познавательной деятельности курсантов, направленной на самостоятельный поиск учебной информации, ее восприятие и осмысление, применение на практике во время изучения
дисциплины на аудиторных и внеаудиторных занятиях. Использование разнообразных видов самостоятельной работы позволяет развивать у курсантов творческие и аналитические способности, навыки рациональной организации своей деятельности, ее планирования, осуществлять самоконтроль и рефлексию. Кроме того, у курсантов развиваются личностные качества, такие как познавательная самостоятельность, ответственность, находчивость, активность, инициативность, которые обеспечивают мобильность и конкурентоспособность курсантов, позволяют им легко адаптироваться к различным жизненным и профессиональным ситуациям и обстоятельствам.
Самостоятельную работу курсантов мы рассматриваем как условие, обеспечивающее непрерывность процесса обучения, как средство индивидуализации содержания учебных занятий с учетом возможностей и познавательных способностей каждого курсанта [8].
Важно подчеркнуть, что самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа курсантов обязательно предполагает осознание себя субъектом деятельности, владение способами деятельности, умениями осуществлять самоуправление и самоконтроль.
Самостоятельная работа особенно актуальна для подготовки курсантов военного вуза, так как только в процессе систематической самообразовательной деятельности происходит усвоение теоретических знаний и профессионально значимых умений, таких как целеполагание, применение междисциплинарных знаний, проектирование и планирование своей деятельности, выбор наиболее рационального способа решения задач, выполнения заданий и упражнений, самоконтроль. Самостоятельная работа является условием развития собственной познавательной деятельности, творческой активности курсанта.
Самостоятельная работа курсантов отличается отсутствием непосредственной помощи со стороны преподавателя, опорой на субъектный (жизненный) опыт; проявлением инициативы и творчества курсантов, эмоциональным напряжением, развитым мышлением, целеустремленностью и настойчивостью курсантов в достижении цели.
Самостоятельная работа выполняет познавательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, контролирующую и корректирующую функции, а также функцию самоуправления и самоконтроля.
Организация самостоятельной работы курсантов осуществляется с учетом дидактических
принципов, отражающих специфику данного направления деятельности в военном вузе. Рассматривая принцип как руководящую идею, рекомендации, направляющие деятельность преподавателя и курсанта на достижение поставленных целей, мы предлагаем следующую систему принципов, которые способствуют формированию у курсантов умений и навыков самостоятельной работы: 1) принцип единства учебной, аудиторной и самостоятельной, внеаудиторной деятельности курсантов; 2) принцип индивидуализации и дифференциации;
3) принцип профессиональной направленности;
4) принцип комплексности и межпредметности изучения актуальных вопросов педагогики и психологии, новых педагогических технологий, концепций и теорий; 5) принцип соответствия содержания самостоятельной работы уровню познавательных возможностей курсантов; 6) принцип взаимосвязи самостоятельной работы с творческим поиском, исследовательской, экспериментальной деятельностью курсантов [9]. Каждый из перечисленных принципов в форме определенных дидактических правил включает конкретные указания на то, как в типичной педагогической ситуации их применить, отражая при этом ситуационные действия.
Разрабатывая модель организации самостоятельной работы в вузе, важно было изучить мнение курсантов и их отношение к данному виду деятельности. С этой целью было проведено анкетирование, цель которого заключалась в изучении отношения курсантов к самостоятельной работе. В исследовании приняли участие 129 курсантов II курса.
Анализ результатов анкетирования показал, что более 80,0 % опрошенных курсантов положительно относятся к самостоятельной работе и убеждены в том, что такой вид деятельности в военном вузе необходим. Под самостоятельной работой большинство курсантов (85,0 %) понимают самостоятельное выполнение заданий и упражнений без помощи преподавателя.
На вопрос «часто ли вы занимаетесь самостоятельной работой?» 70,0 % курсантов ответили утвердительно, отметив, что систематически готовятся к учебным занятиям (лекциям и семинарам); 30,0 % курсантов только время от времени занимаются самостоятельно, выполняя задания, предложенные преподавателем. При этом более половины опрошенных на самостоятельную работу отводят от двух до трех часов в день; 37,0 % курсантов считают, что одного-двух часов вполне достаточно, чтобы подготовиться к занятиям и выполнить все задания самостоятельной
работы. Большинство опрошенных курсантов (59,3 %) считают, что объем самостоятельной работы в образовательном процессе должен составлять от 30 % до 60 % учебного времени. В то же время 35,7 % курсантов считают, что для самостоятельной работы достаточно отводить от 10 % до 30 % учебного времени.
В анкете нас интересовало, что привлекает курсантов в самостоятельной работе. Мы получили следующие ответы: возможность пополнить свои знания дополнительной информацией познавательного и профессионального характера, выходящей за рамки учебной дисциплины (42,9 %); возможность проявить самостоятельность и творческий подход к выполнению заданий, исследовательских проектов и решению задач (23,6 %); желание проверить свои знания и умения, применить их на практике (11,4 %); возможность получить хорошую оценку на семинаре или практическом занятии (22,1 %).
Более 50,0 % курсантов считают, что в вузе должно быть больше практико-ориентированной самостоятельной работы, т. е. работы, в большей степени ориентированной на то, что действительно необходимо для военно-профессиональной деятельности. Безусловно, такая самостоятельная работа будет способствовать глубокой и качественной подготовке будущих военных специалистов. Относительно видов самостоятельной работы мнения курсантов разделились. Более 21,0 % опрошенных считают, что самостоятельной работы должно быть больше на аудиторных занятиях, 17,2 % курсантов — на внеаудиторных занятиях; 11,4 % курсантов хотели бы заниматься исследовательской и рационализаторской деятельностью во внеаудиторное время.
По мнению курсантов, значение самостоятельной работы в профессиональной подготовке заключается в том, что такая работа: 1) активизирует мыслительную деятельность (22,2 %); 2) формирует творческий подход к учению (12,1 %); 3) позволяет проявить самостоятельность и инициативу (20,0 %); 4) способствует формированию профессиональных знаний и умений (21,4 %); 5) побуждает к самообразованию (12,9 %); 6) воспитывает чувство ответственности и долга, самостоятельность (11,4 %).
Следует отметить, что многие курсанты по той или иной причине испытывают трудности в организации своей деятельности и управлении ею в процессе самостоятельной работы. Среди основных факторов, вызывающих трудности при выполнении самостоятельной работы, они называют следующие: 1) трудный материал учебника (13,6 %); 2) низкий уровень
сформированности предметных знаний и умений (17,1 %); 3) отсутствие дополнительного материала по изучаемым вопросам (17,1 %); 4) отсутствие методических рекомендаций по изучению предмета (33,6 %); 5) медленный темп чтения (5,0 %). Только 13,6 % курсантов отметили, что выполнение самостоятельной работы не вызывает у них никаких трудностей.
В качестве основных причин затруднений курсанты отмечают, во-первых, отсутствие желания заниматься самостоятельно (29,6 %), во-вторых, дефицит времени на самостоятельную работу и трудный для понимания и усвоения учебный материал (27,5 %), в-третьих, отсутствие дополнительных источников информации, что объективно затрудняет процесс качественной подготовки курсантами докладов и сообщений, выполнения исследовательских работ, написания рефератов.
Безусловно, диагностика уровня готовности курсантов к самостоятельной деятельности позволит оказать своевременную и необходимую помощь в организации самостоятельной деятельности.
Эффективность самостоятельной работы определяется следующими условиями: 1) преемственность содержания аудиторных занятий и самостоятельной работы курсантов во внеаудиторное время; 2) мотивация выбора заданий в рамках учебной темы в соответствии со своими познавательными возможностями и способностями; 3) использование практико-ори-ентированных заданий и задач, вызывающих у курсантов интерес; 4) преемственность форм и методов обучения, применяемых на аудиторных занятиях и во время самостоятельной работы во внеаудиторное время.
Реализация технологии организации самостоятельной работы осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе составляется программа с определением учебных тем, видов самостоятельной работы, подготавливаются учебно-методические материалы, а также материалы, позволяющие не только определить готовность курсантов к самостоятельному изучению дисциплины, но и установить степень развития у них общеучебных и интеллектуальных умений.
Второй этап связан с непосредственной организацией самостоятельной работы. На этом этапе определяются конкретные цели, формы индивидуальной работы по заданиям преподавателя, организация самоконтроля и самокоррекции. Положительная мотивация курсантов к самостоятельной деятельности
во многом способствует повышению качества и эффективности самоподготовки.
В процессе аудиторной самостоятельной работы курсанты могут выполнять различные виды деятельности, связанные с подготовкой к лекциям и семинарским занятиям, участием в научных конференциях, конкурсах, в работе научно-исследовательских кружков, выполнять задания по отдельным темам учебной дисциплины, осуществлять подготовку к контрольным работам, зачетам и экзаменам и др.
Внеаудиторная самостоятельная работа рассматривается в военном вузе одним из важнейших направлений учебной деятельности, она обязательна для каждого курсанта и организуется в специально отведенное время в форме самостоятельной подготовки. Внеаудиторная работа включает изучение учебной, научной и специальной литературы, написание рефератов, докладов и сообщений, выполнение заданий, решение ситуационных психолого-педагогических задач. Содержание заданий целесообразно разрабатывать с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их познавательных возможностей и способностей. В зависимости от характера познавательной деятельности курсантам предлагаются задания трех уровней сложности: репродуктивные, реконструктивные и творческие.
Репродуктивные задания, как правило, носят тренировочный, воспроизводящий характер. Они выполняются с использованием алгоритмов или хорошо известными способами деятельности и направлены на развитие уже сформированных умений и навыков. Применение алгоритмических предписаний в обучении необходимо для формирования навыков, состоящих из нескольких точных действий, которые позволят курсантам быстро и правильно выполнить задание или решить задачу. При этом у курсантов наблюдается практически полное отсутствие желания проявлять какую-либо самостоятельность.
В то же время самостоятельное составление алгоритма или плана действий требует от курсантов активной мыслительной деятельности, эмоционального напряжения, проявления творческих способностей, что способствует развитию личности обучающегося.
Содержание заданий репродуктивного характера начинается со слов: «перескажите...», «перечислите признаки (свойства).», «приведите примеры.», «назовите функции.», «выполните тесты с выбором одного или нескольких правильных ответов из числа предложенных» и др.
Задания реконструктивного характера предполагают большую самостоятельность, инициативу, поиск необходимой информации. Содержание заданий такого типа начинается со слов: «составьте конспект.», «подготовьте тезисы (аннотацию, рецензию). », «напишите реферат.», «установите причинно-следственные связи...», «разработайте план. », «предложите новый способ выполнения задания.», «предположите, как будет развиваться событие (процесс, явление)» и др.
Курсанты, приступая к выполнению заданий этого типа, анализируют и осмысливают их условие, актуализируют наличные знания, опираются на субъектный опыт, полученный на предшествующих этапах обучения, осуществляют самоконтроль, мотивируют свою деятельность, но, к сожалению, не всегда могут разработать план действий, самостоятельно соотнести этапы выполнения заданий между собой.
Следует отметить, что эвристический, или частично-поисковый метод, используемый в процессе выполнения заданий данного типа, позволяет подготовить курсантов к исследовательской, творческой деятельности, требующей не только глубоких предметных знаний, но и навыков самостоятельной работы.
Для полноценного усвоения учебной дисциплины, безусловно, необходимо широко применять задания творческого характера, предполагающие самостоятельную активную познавательную деятельность курсантов. Выполнение творческих заданий обеспечивает, во-первых, применение знаний в практической деятельности, во-вторых, формирование методологических умений, вооружая учащихся методами научного познания и самостоятельного поиска решения проблем, в-третьих, развитие познавательного интереса. В результате знания и умения становятся осознанными, прочными и глубокими, курсанты оперативно и гибко используют их в практической самостоятельной деятельности, приобретают опыт творческой деятельности.
Большинство творческих заданий носят исследовательский характер. Это могут быть проектные и реферативные работы, небольшие поисковые задания и задачи, микроисследования актуальных проблем военной педагогики и психологии. Непременным условием выполнения данных заданий должно быть целостное их решение, предполагающее прохождение последовательных этапов.
Контрольно-оценочный этап самостоятельной работы связан с организацией промежуточ-
ного контроля в виде тестирования, вопросов для самоконтроля, письменных контрольных работ. Большое значение на этом этапе имеют сформированные умения рефлексии, т. е. погружение в анализ собственной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей подготовки, осознание значимости тех знаний, которые были необходимы для выполнения самостоятельной работы.
Несмотря на то, что организация самостоятельной работы во внеаудиторное время является сугубо личностным процессом, определяемым мотивацией конкретного курсанта, его умениями учиться самостоятельно и способностью к самоуправлению, тем не менее, она нуждается и в управлении преподавателем. На наш взгляд, необходимость управления самостоятельной работой курсантов в процессе их самоподготовки к лекциям, семинарам, практическим и лабораторным занятиям вызвана следующими задачами, стоящими перед преподавателем: 1) развитие у курсантов умения быстро ориентироваться в содержании учебника, учебного пособия, нормативно-методической литературе, в современных педагогических и психологических проблемах, в информационном потоке Internet; 2) разработка системы мер по формированию и развитию умений самостоятельно учиться: а) умения работать с книгой (анализ оглавления, сквозной просмотр, повторительный просмотр, чтение-поиск, крупноблочное чтение, сосредоточенное чтение по вертикали, прогнозирование и т. д.); б) умения вести сопутствующие записи (составление плана, тезисов, конспектов, реферирование, вспомогательные записи отдельных мыслей, использование разных форм записей, систематизация учебного материала); в) умения использовать собранный материал для подготовки рефератов, докладов, статей, анализа педагогических ситуаций; г) умения осуществлять самоконтроль и самооценку результатов выполненной работы.
Таким образом, самостоятельная работа является важной составляющей образовательного процесса в военном вузе. Особое значение она приобретает в связи с высокими требованиями к уровню военно-профессиональной подготовки будущих военных специалистов. Систематическая, специально организованная самостоятельная работа курсантов позволяет развивать познавательный интерес, положительную мотивацию и творческие способности, углублять и расширять предметные знания, овладевать приемами и способами самостоятельной деятельности.
Библиографический список
1. Усова, А. В. Влияние системы самостоятельной работы на формирование у учащихся научных понятий (на материале курсов первой ступени) : дис. ... докт. пед. наук / А. В. Усова. — Челябинск, 1969. — 481 с.
2. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность учащихся / П. И. Пидкасистый. — Москва : Педагогика, 1972. — 183 с.
3. Крячко, О. А. Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной деятельности студентов / О. А. Крячко // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 161-163.
4. Любушкина, Л. А. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам психологического цикла / Л. А. Любушкина // Поволжский педагогический вестник. — 2014. — № 4 (5). — С. 62-64.
5. Березовская, О. Б. Самостоятельная работа студентов при изучении математики / О. Б. Березовская, Л. Б. Гиль, С. В. Соколова // Modern high technologies. — 2016. — № 2. — С. 464-466.
6. Сташкевич, И. Р. Развитие познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса : монография / И. Р. Сташкевич. — Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2005. — 204 с.
7. Торосян, В. Ф. Педагогическая модель формирования познавательной самостоятельности студентов технического вуза / В. Ф. Торосян, Е. С. Торосян // Высшее образование сегодня. — 2013. — № 7. — C. 57-62.
8. Елагина, В. С. Формирование культуры самостоятельной деятельности у курсантов военного вуза / В. С. Елагина, О. В. Демидов, И. В. Ульянов // Современные проблемы науки и образования : сб. ст. — 2019. — № 11. — С. 10-11.
9. Елагина, В. С. Принципы организации самостоятельной работы курсантов военного вуза / В. С. Елагина // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 5-1. — С. 49-50. — URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=7475 (дата обращения: 05.04.2020).
For citation: Elagina, V. S. Organization of extracurricular independent work of military University cadets / V. S. Ela-gina // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 2 (26). — P. 72-78.
ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR INDEPENDENT WORK OF MILITARY UNIVERSITY CADETS
V. S. Elagina
The relevance of the problem of organizing independent work of cadets in the process of their professional training in a military University is revealed in this article. The essence, features, functions and principles of independent work are defined. Using the questionnaire method, the attitude of cadets to the organization of independent work at the University was studied. The types of independent tasks used in classroom and extracurricular classes are defined. The stages of independent work are described, the systematic and purposeful organization of which contributes to the development of cognitive interest, positive motivation and creative abilities of cadets, the deepening of subject and special knowledge, mastering techniques and methods of self-activity.
Keywords: independent work, General academic and intellectual skills, training of cadets, extracurricular activities.
References
1. Usova A. V. Vlijanie sistemy samostojatel'noj raboty na formirovanie u uchashhihsja nauchnyh ponjatij (na materiale kursov pervoj stupeni) [The influence of the independent work system on the formation of scientific concepts in students (based on the material of first-level courses)], Dr. ped. sci. diss., Cheljabinsk, 1969, 481 p. (In Russian)
2. Pidkasistyj P. I. Samostojatel'naja dejatel'nost' uchashhihsja [Students' independent activities]. Moscow, Pedagogika, 1972, 183 p. (In Russian)
3. Krjachko O. A. Samostojatel'naja rabota kak faktor motivacii uchebnoj dejatel'nosti studentov [Independent work as a factor in motivating students to learn], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2013, no. 5, pp. 161-163. (In Russian)
4. Ljubushkina L. A. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov po disciplinam psihologich-eskogo cikla [Organization of independent work of students in the disciplines of the psychological cycle], Povolzhskij pedagogicheskij vestnik [Volga pedagogical bulletin], 2014, no. 4 (5), pp. 62-64. (In Russian)
5. Berezovskaja O. B., Gil' L. B., Sokolova S. V. Samostojatel'naja rabota studentov pri izuchenii matematiki [Independent work of students in the study of mathematics], Modern high technologies, 2016, no. 2, pp. 464-466. (In Russian)
6. Stashkevich I. R. Razvitie poznavatel'noj samostojatel'nosti kursantov voennyh vuzov pri kompjuternom soprovozhdenii uchebnogo processa: monografija [The development of cognitive independence of cadets of military universities with computer support of the educational process: monograph]. Cheljabinsk, Cheljab. gos. un-t, 2005, 204 p. (In Russian)
7. Torosjan V. F., Torosjan E. S. Pedagogicheskaja model' formirovanija poznavatel'noj samostojatel'nosti studentov tehnicheskogo vuza [Pedagogical model of the formation of cognitive independence of students of a technical university], Vysshee obrazovanie segodnja [Higher education today], 2013, no. 7, pp. 57-62. (In Russian)
8. Elagina V. S., Demidov O. V., Ul'janov I. V. Formirovanie kul'tury samostojatel'noj dejatel'nosti u kursantov voennogo vuza [The formation of a culture of independent activity among cadets of a military university], Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2019, no. 11, pp. 10-11. (In Russian)
9. Elagina V. S. Principy organizacii samostojatel'noj raboty kursantov voennogo vuza [The principles of organization of independent work of cadets of a military university], Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. [International Journal of Experimental Education], 2015, no. 5-1, pp. 49-50, available at: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=7475 (accessed: 05.04.2020). (In Russian)
Елагина Вера Сергеевна, профессор ФГВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина"», доктор педагогических наук, профессор, г. Челябинск, е-тай:У_275@таП.гц
Elagina Vera Sergeevna, professor of branch of the Military Training and Research Center of the Air Force "Air Force Academy named after professor N. E. Zhukorovsky and Yu. A. Gagarin", dr. ped. sciences, professor, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Суйкова, О. А. Непрерывное профессиональное образование в Европе / О. А. Суй-кова, Н. Н. Тулькибаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 78-83.
УДК 378.046.4 ББК 74.58
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕ
О. А. Суйкова, Н. Н. Тулькибаева
В статье дается обзор некоторых форм непрерывного профессионального образования в Европе на основе изучения современных источников, обеспечивающих информационную полноту о формах, методах и средствах повышения профессиональной квалификации, необходимых для индивидуального выбора специалистами пути своего профессионального развития.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование в Европе, формы повышения квалификации в Европе, структурированное непрерывное профессиональное образование, рефлексивное непрерывное профессиональное образование, самонаправленное непрерывное профессиональное образование.