УДК 378.14 © Е. В. Гнездилова, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-14012
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Система руководства внеаудиторной самостоятельной работой курсантов на примере изучения иностранного языка
Гнездилова Евгения Владимировна \
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков. Е-mail: [email protected]
1 Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, 656038, ул. Чкалова, 49, Россия
Реферат
Введение. Для осуществления эффективного процесса руководства внеаудиторной самостоятельной работой курсантов по иностранному языку важны как традиционные способы организации учебного процесса, так и новые подходы и приемы. Их рациональное сочетание выступает показателем результативности не только внеаудиторной самостоятельной работы, но и всей учебной деятельности. Цель — разработка системы руководства самостоятельной работой курсантов и формирование навыков самостоятельного труда. Материалы, методы и результаты. Диагностическая карта группы (ДКГ), анкетирование, опрос и наблюдение — основные методы определения эффективности разработанной системы руководства. ДКГ разработана на основе методик исследования экстраверсии — интроверсии и нейротизма Айзенка, исследования тревожности Спилберга, различных анкет, тестов и т. д. Разработанная и внедренная система руководства внеаудиторной самостоятельной работой дала возможность повысить заинтересованность курсантов в изучении иностранного языка, определить готовность к выполнению заданий, вынесенных программой на внеаудиторную самостоятельную работу, а также проследить динамику роста уровней развития внутренней мотивации к ее выполнению. Система руководства рассматривается во взаимосвязи управляющей и управляемой подсистем. Комплекс взаимодействий эффективных форм, методов и функциональных возможностей курсантов является первым и основополагающим объектом руководства. Контроль и оценка этих взаимодействий рассматриваются в качестве второго объекта. Завершающим объектом является методическое обеспечение. Выводы. Предложенная система руководства служит рекомендацией в построении процесса совершенствования управления внеаудиторной самостоятельной работой по иностранному языку. Учет индивидуальных характеристик и личностных познавательных интересов курсантов создает возможность эффективного руководства внеаудиторной формой самостоятельной работы.
Ключевые слова: руководство; внеаудиторная самостоятельная работа; иностранный язык; система руководства; индивидуализированное задание.
Для цитирования: Гнездилова Е. В. Система руководства внеаудиторной самостоятельной работой курсантов на примере изучения иностранного языка // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 4(79). С. 434-440. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-14012
Основные положения
1. Система руководства внеаудиторной самостоятельной работой по иностранному языку в вузе как целенаправленная деятельность преподавателя по организации, регулированию и контролю процесса овладения иностранным языком является важной стороной целостного педагогического процесса и представляет собой динамический механизм, включающий управляемую и управляющую подсистемы, интегральным показателем которого выступает результативность работы в целом.
2. Совокупность внешних воздействий со стороны преподавателя и воздействий внутреннего характера со стороны курсанта определяется как главное средство в данной системе.
3. Выделяются три объекта руководства: взаимодействие эффективных форм, методов и функциональных возможностей курсанта, контроль и методическое обеспечение дисциплины.
4. Диагностическая карта группы — важный метод на пути индивидуализации внеаудиторной самостоятельной работы курсантов и развития их внутренней мотивации.
Введение
Актуальность и значимость. Качественное высшее профессиональное образование строится на сфор-мированности навыков самостоятельной деятельности
обучающихся. Совершенствоваться такие навыки могут, во-первых, путем умелой организации самостоятельной работы со стороны преподавателя и, во-вторых, осознанной потребностью самого курсанта в развитии своих способностей, заинтересованностью в самостоятельном умственном труде и его результате.
Внеаудиторная самостоятельная работа представляет собой вид учебной деятельности, трудно подвергаемый руководству преподавателем, поскольку она выполняется вне аудитории и носит истинно самостоятельный характер. Сфера такой работы в наименьшей мере подвержена официальной регламентации и активному, регулярному воздействию педагога. Однако именно она является областью, где в наибольшей степени раскрываются личностные качества курсанта, его потенциальные возможности и интересы.
Под руководством внеаудиторной самостоятельной работой следует понимать такую деятельность педагога, при которой происходят деление учебного материала на части, выявление последовательности его введения и закрепления, регулирование и контроль усвоения знаний, применение учебных пособий и иных материалов, предназначенных для этого вида работы. Целью послужила разработка системы руководства самостоятельной работой курсантов и формирования навыков самостоятельного труда.
Теоретические предпосылки. Традиционные и нетрадиционные способы организации самостоятельной работы в отечественной педагогике внешне различаются, но, по сути, представляют собой разновидности друг друга [1; 2; 3]. При этом самостоятельная деятельность, как правило, осуществляется без соответствующего управления и руководства и контролируется по готовому результату. Таким образом, актуально говорить не столько о способах организации самостоятельной работы, сколько о новых подходах и интересных, доказанных опытом идеях, посредством которых и будут осуществляться управленческие действия преподавателя.
Исследования по проблемам изучения иностранных языков в вузе свидетельствуют об очевидном интересе психологов, методистов и преподавателей-практиков к проблеме управления и руководства самостоятельной работой курсантов [4; 5; 6]. Этот интерес исходит из требований, предъявляемых сегодня к организации процесса обучения иностранному языку в системе профессионального образования.
Крупные исследования были проведены рядом авторов в этой области. Так, научная работа В. Н. Зверева посвящена управлению самостоятельной познавательной деятельностью курсантов вузов МЧС России [7], В. Н. Яковлевой — проблеме управления самостоятельной учебной деятельностью курсантов вузов Внутренних войск МВД России в процессе обучения иностранному языку [8], Г. Н. Бурденюк — вопросам управления самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам взрослых [9], Е. В. Корольковой — вопросам создания педагогических условий индивидуализации самостоятельной работы студентов [10] и т. д. К сожалению, организации внеаудиторной формы самостоятельной работы уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание.
Материалы, методы и результаты. Исследование проблемы рационального руководства самостоятельной работой мы начали со сбора информации, который включал в себя такие методы, как анкетирование, опрос, наблюдение.
Было опрошено 60 курсантов 1-го и 2-го курсов БЮИ МВД России. На пути рациональной организации самостоятельной работы нами был выбран такой главный прием учета индивидуальных особенностей курсантов, как диагностическая карта группы (ДКГ), являющаяся одним из средств, наиболее результативно воздействующих на руководство внеаудиторной работой, а также на повышение мотивации курсантов к самостоятельному труду и совершенствованию языковых знаний. ДКГ способствует организации учебного процесса на основе учета и дальнейшего развития индивидуальных особенностей курсантов. Это составляет фундамент индивидуализированного обучения предмету [11].
ДКГ составляется с помощью специальных методов диагностики обучающихся: методики исследования экстраверсии — интроверсии и нейротизма Айзенка, методики исследования тревожности Спилберга, а также различных анкет и тестовых заданий. Сведения по нескольким графам ДКГ собираются путем непосредственного наблю-
дения за курсантами во время занятий, а также с помощью бесед с командирами групп и преподавателями специальных дисциплин. Использование данного методического приема дает возможность максимально изучить индивидные, субъектные и личностные качества обучающихся.
Можно предположить, что процесс управления внеаудиторной самостоятельной работой будет легче организовать, если выяснить цели изучения иностранного языка курсантами. На вопрос «Какую цель Вы преследуете, изучая иностранный язык?» ответили «хорошо говорить» 32,2% курсантов; «понимать иностранную речь» — 31,1; «читать, получая дополнительную информацию» — 20,5; «писать» — 17,2%.
Как видно из ответов, желание научиться говорить и понимать иностранную речь на слух преобладает, что соотносится с целью преподавания иностранного языка в вузе.
Бесспорен факт, что респонденты заинтересованы и в переключении на овладение другими аспектами, умения по которым недостаточно сформированы, а чтение и письмо, соответственно, остались на последних местах.
Следующей группой вопросов мы пытались выявить умения курсантов самостоятельно работать. Опрос показал, что обучающиеся вкладывают не совсем правильный смысл в понятие «внеаудиторная самостоятельная работа» и относят к ней лишь выполнение домашних заданий, написание рефератов, подготовку презентаций и докладов. На вопрос «Умеете ли Вы самостоятельно работать?» мы получили 78% отрицательных ответов. Более того, 75,5% респондентов признают, что не умеют правильно организовывать внеаудиторную самостоятельную работу, 89,3% вообще не могут рационально распределять свободное время. Даже при некотором умении самостоятельно работать (24,5%) курсанты отмечают, что они медленно воспринимают учебный материал на слух, при чтении и реферировании текстов. Прием, осмысление, переработка, интерпретация и фиксирование материала у них вызывают существенные затруднения. В ходе исследования также выявлено, что, по мнению большинства курсантов (98,8%), успешность выполнения внеаудиторных самостоятельных работ зависит именно от сформированных умений планировать, организовывать и корректировать работу, чем они не обладают. Таким образом, недостаточный уровень сформированности навыков самостоятельного труда у курсантов убеждает в актуальности выбранной темы.
Для более точного изучения проблемы нами разработаны уровни развития внутренней мотивации курсантов к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. Сформированность этих уровней выделена в качестве критерия оценки проделанной работы.
Кратко охарактеризуем уровни.
Негативный уровень (его имеют 25% испытуемых) характеризуется полным отсутствием мотивов к выполнению внеаудиторной формы самостоятельной работы, нежеланием и неумением ее осуществления, а также отсутствием навыков использования научных и творческих методов самостоятельной деятельности, самоконтроля.
Нейтральный уровень (46,9%) — неустойчивые мотивы к выполнению данного вида работы, которые при столкновении с трудностями могут сменяться на иные побудительные стимулы, допускающие временное прекращение самостоятельной деятельности. Действия, направленные на развитие умений самостоятельной деятельности, осуществляются эпизодически. Умения самоконтроля развиты слабо.
Положительному уровню (18,8%) свойственна относительная степень развитости интеллектуальной активности и самостоятельности. Самостоятельная деятельность детерминируется в основном стабильными мотивами. Удовлетворительная степень овладения рациональными способами умственных действий и действий по выработке цели и программы деятельности, а также умений самоконтроля.
На высоком уровне (9,3% курсантов) отмечается высокая степень развития интеллектуальной активности и самостоятельности. Хорошо развито умение самоконтроля [10, с. 132].
Исходя из полученных данных ясно, что уровни развития внутренней мотивации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы развиты недостаточно. Это значит, что необходима дальнейшая работа по совершенствованию данного процесса.
В таблице 1 указаны основные виды и формы контроля, использующиеся в системе организации внеаудиторной формы самостоятельной работы по иностранному языку в Барнаульском юридическом институте МВД России.
Таблица 1. Виды и формы контроля внеаудиторной самостоятельной работы (Table 1. Types and forms of monitoring extra-class independent work)
Эти виды и формы строго регламентируются во времени и предполагают регулярную систематизацию и закрепление теоретических и практических умений и навыков, формирование самостоятельного мышления и способности к саморазвитию, а в итоге — умений самостоятельной деятельности (со стороны курсантов).
Как показал опыт преподавания иностранного языка, рациональное руководство внеаудиторной само-
стоятельной работой является показателем успешности учебной деятельности курсантов в целом. На наш взгляд, работа преподавателя на пути организации этого процесса должна строиться в соответствии с личностной, коммуникативной и профессионально ориентированной сторонами учебного процесса и включать в себя следующие особенности:
— процесс руководства предполагает взаимосвязь внутреннего и внешнего контроля;
— индивидуализированный подход, лежащий в основе руководства процессом, направлен на развитие внутренней мотивации курсанта к самостоятельной деятельности по иностранному языку.
Занимаясь проблемой руководства внеаудиторной самостоятельной работой, мы выделили ее структуру, которая представляет собой систему, состоящую из двух подсистем — управляющей и управляемой. Эта система является трехуровневым комплексным объектом управления, подлежащим направленному изменению в процессе обучения [12]. Интегральным ее показателем служит уровень результативности руководства самостоятельной работой — как следствие организованных взаимодействий эффективных форм, методов и функциональных (социально-биологических) возможностей курсанта. Комплекс этих взаимодействий выступает в качестве первого и основополагающего объекта руководства.
Эффективность руководства внеаудиторной самостоятельной работой также тесно связана с уровнем и разнообразием специальной теоретической, практической и психологической подготовленности курсантов [13]. Комплексный контроль и оценку этой подготовленности мы выделяем в качестве второго объекта. Первостепенное внимание в данном случае уделяется внутреннему самоуправлению при опосредованном внешнем.
Кроме того, на управление внеаудиторной формой влияют воздействия, ее обеспечивающие, — нормирование (установление фактической нагрузки на неделю, месяц, учебный год в зависимости от индивидуальных и личностных качеств студента), планирование и прогнозирование (планирование учебным отделом, кафедрой, преподавателем и курсантом), а также методическое обеспечение (МО) (литература, учебные пособия, разработка тематики заданий, рефератов, контрольных работ и т. д.), отражающее содержание программы по предмету. Методическое обеспечение мы выделяем в качестве третьего объекта. Эти воздействия предполагают в основном внешнее управление.
Итак, внешнее руководство и внутреннее самоуправление в их диалектическом единстве являются обязательным критерием управляемости процесса. Кроме того, новые методические разработки в области психологии [14; 15] позволяют разрабатывать такие методические приемы внешнего руководства, которые не только стимулировали бы курсантов на выполнение учебных заданий в режиме самостоятельной внеаудиторной работы, но и формировали бы у них состояние, позволяющее
Виды внеаудиторной самостоятельной работы Формы контроля внеаудиторной самостоятельной работы
Написание реферата-конспекта рецензирование
Ведение словаря профессиональных терминов устный опрос, проверка словаря
Составление резюме по заданному материалу устный опрос, проверка тетрадей
Подготовка эссе проверка тетрадей
Написание сочинений проверка тетрадей
Разработка презентаций предъявление презентаций
Подготовка к творческим мероприятиям на вузовском, всероссийском, международном уровнях и т. д. рецензирование работ, оказание консультационной помощи во внеаудиторное время
поддерживать самостоятельную деятельность на нужном уровне с гарантированным результатом.
На наш взгляд, в современных условиях непрерывного профессионального образования все большую значимость приобретает разработка приемов воздействия преподавателя на курсанта и поддержания у него мотивации учения в режиме самостоятельной работы. В процессе исследования нами были разработаны следующие приемы:
— убеждение в нужности внеаудиторной самостоятельной работы как важной стороны учебного процесса в целом;
— четкое определение цели заданий, вынесенных на самостоятельную внеаудиторную работу;
— помощь курсантам в предъявлении конкретных способов решения задач;
— подведение итогов и подтверждение значимости результатов;
— предъявление курсантам системы индивидуализированных заданий, организующих их внеаудиторную самостоятельную деятельность по приобретению языковых знаний, формированию речевых навыков и развитию речевых умений с обязательной оценкой работы (с помощью самоконтроля и непосредственно преподавателем).
Одна из особенностей иностранного языка состоит в том, что его изучение требует постоянной практики. К сожалению, естественная среда в вузе часто отсутствует. В связи с этим внеаудиторная работа выполняет функцию мотивирующего фактора, компенсирующего такую среду. Для создания педагогической иноязычной среды мы организовывали внеаудиторную работу как естественное продолжение системы аудиторной самостоятельной работы, которая строится на основе сотрудничества.
Одновременно она выполняет и функцию организованного досуга [16], в связи с чем был открыт кружок по практике устной речи. Поскольку его посещение носит необязательный характер, для задействования всех курсантов мы предложили следующие задания: составление картотек учебников, учебных пособий по иностранному языку, словарей, находящихся в библиотеке, и объединение их по общности тематики, составление каталога журнальных статей и газет, хранящихся в кабинете иностранного языка, изготовление ящика для хранения картотек, подготовка раздаточных пособий в соответствии с тематикой текстового материала и т. д.
Курсанты получили возможность пополнять творческую лабораторию преподавателя, включаясь в самообучающуюся деятельность, а учет личностных особенностей позволил изыскать новые формы и приемы обучения в подготовке специалистов органов внутренних дел средствами иностранного языка [17].
Как показал опыт, разработка диагностической карты группы (ДКГ) оказывает помощь преподавателю в быстрой постановке «методического диагноза» и на основании этого в выборе правильной стратегии и тактики руководства внеаудиторной работой. ДКГ также дает возможность определить, в чем кроется причина нежелания или неумения изучать иностранный язык, и выяснить,
в какой именно индивидуализации нуждается курсант — индивидной (учет индивидных качеств в обучении), субъектной (качества обучающегося как субъекта деятельности: труда, общения, познания, позволяющие выработать собственный стиль деятельности), личностной (интересы, потребности, ценности, отношение к миру и т. д.) или же в комплексных ее сочетаниях.
В графах ДКГ содержатся сведения именно о тех особенностях, которые наиболее важны для успешного выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по иностранному языку. Стратегия индивидуализации внеаудиторной работы в отношении каждого обучающегося будет зависеть от того, изучает ли он язык по необходимости или руководствуется положительными и личностно окрашенными мотивами.
Внеся в базу группы все данные, мы разработали различные виды индивидуализированных заданий, которые учитывают:
1. Уровень сформированности знаний, умений и навыков по предмету:
а) индивидуализированные задания, предусмотренные для выявления пробелов в полученных знаниях и проверки усвоения тем, обеспечивающие готовность к изучению последующих блоков учебной программы;
б) задания, направленные на детальное расширение знаний по предмету при учете интересов курсантов [18; 19].
2. Языковые способности (дифференцированные задания, учитывающие различный темп усвоения учебного материала).
3. Уровень сформированности навыков самостоятельной работы (индивидуализированные задания от репродуктивных к творческим).
4. Познавательные интересы курсантов (задания на повышение мотивации к предмету, осознание его важности и ценности).
По окончании данной работы проведено заключительное анкетирование. В ходе этого этапа нами решалась задача обоснования эффективности разработанной системы руководства. Ответы на вопросы «Какую цель Вы преследуете, изучая иностранный язык?», «Что для Вас главное при изучении иностранного языка?» практически не поменялись. Так, «хорошо говорить» до эксперимента указали 32,2% курсантов, после него — 34,8%; «понимать иностранную речь на слух» — 31,1 и 31,5% соответственно; «читать, получая дополнительную информацию» — 20,5 и 24,3%; «писать» — 17,2 и 9,4%. Это указывает на коммуникативно ориентированную направленность в изучении и реальное применение языка на практике, что совпадает с целью обучения иностранному языку в вузе.
Что касается готовности курсантов к выполнению самостоятельных работ, то здесь произошли более значимые изменения. На вопрос «Умеете ли Вы самостоятельно работать?» лишь в 54,5% случаев мы получили отрицательный ответ (78,0% в начале, прирост 23,5%). 61% опрошенных признают, что относительно рационально научились организовывать внеаудиторную самостоятельную работу (24,5% в начале, прирост 36,5%). Кроме того, после внедре-
ния методики курсанты отметили, что они стали быстрее воспринимать учебный материал (52,3% и 24,5% в начале, что составило разницу в 27,8%). Относительно уровней развития внутренней мотивации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы также произошли положительные изменения. Если до эксперимента осознанный уровень имели 9,3% курсантов, то после него — 25,0%; положительный — 18,8 и 50,0% соответственно; нейтральный — 16,9 и 18,7%; негативный — 25,0 и 6,3%.
Полученные данные об уровнях развития внутренней мотивации также свидетельствуют о положительных моментах, происшедших в процессе внедрения системы руководства внеаудиторной самостоятельной работой.
Выводы. Овладение иностранным языком невозможно без усиления роли самостоятельной работы курсантов над учебным материалом. Именно в ее внеаудиторной форме ярче всего проявляются индивидуальные характеристики обучающихся. Со стороны преподавателя это оправдывает использование принципа индивидуализации обучения и на его основе разработку системы руководства внеаудиторной самостоятельной работой.
На начальном этапе исследования проблемы была установлена недостаточная готовность курсантов к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, проявляющаяся в неумении ее осуществления, низкой мотивации к изучению предмета, отсутствии представлений о своих возможностях. На основе подробной диагностики, результаты которой были собраны в диагностическую карту группы, разработана система постепенно усложняющихся индивидуализированных заданий, выполняющих функции диагностики, развития способностей курсантов и создающих условия для включения каждого из них в активную самостоятельную деятельность.
Заключительный этап выявил положительные сдвиги в целях изучения иностранного языка, в повышении заинтересованности к выполнению заданий, вынесенных программой на внеаудиторную самостоятельную работу, а также прирост в уровнях развития внутренней мотивации. Таким образом, есть основания утверждать, что предложенная система руководства оказалась действенной и улучшила навыки организации внеаудиторной самостоятельной работы курсантов по иностранному языку.
Затронутые в настоящей статье теоретические и практические основы организации учебной работы служат рекомендациями в построении процесса совершенствования управления внеаудиторной самостоятельной работой по иностранному языку. Задействование новых учебных технологий и средств обучения с учетом индивидуальных характеристик и личностных познавательных интересов курсантов создает возможность эффективности руководства внеаудиторной формой самостоятельной работы, которая вносит важный вклад в конечную цель обучения иностранному языку — формирование профессионально-коммуникативной компетенции.
Кроме того, данная работа выявляет перспективы, направленные на оптимизацию всей системы управления образовательного процесса: широкое внедрение в процесс обучения компьютерных технологий и разработку различных программ (тренировочных, текстовых, игровых, тестовых и т. д.), а также использование интенсивных и активных методов обучения. В совокупности эти перспективы помогают реализовать основные цели обучения и совершенствуют практику преподавания иностранного языка.
Список литературы
1. Околелов О. П. Оптимизационные методы дидактики // Педагогика. 2000. № 3. С. 21-26.
2. Смирнова Н. М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. М., 2008. 210 с.
3. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении : Теоретико-экспериментальное исследование. М., 1980. 240 с.
4. Чеснокова Т. Е. Проблемы обучения языку специальности студентов неязыковых вузов // Педагогика высшей школы. 2016. № 1. С. 77-81.
5. Гнездилова Е. В. Система управления профессионально-ориентированным общением на иностранном языке в Барнаульском юридическом институте МВД России // Государство и право в эпоху глобальных перемен : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Барнаул, 2017. С. 172-174.
6. Слесаренко И. А. Управление самостоятельной работой студентов с использованием облачных сервисов // Инновационные педагогические технологии : мат-лы IV междунар. науч. конф. Казань, 2016. С. 124-127.
7. Зверев В. Н. Управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов в вузах МЧС России : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 183 с.
8. Яковлева В. Н. Управление самостоятельной учебной деятельностью курсантов вузов ВВ МВД России в процессе обучения иностранному языку : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008. 295 с.
9. Бурденюк Г. Н. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам взрослых : дис. ... д-ра пед. наук. Кишинев, 1992. 558 с.
10. Королькова Е. В. Педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов (на материале иностранного языка) : дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2004. 195 с.
11. Озеров Ф. П. Диагностика и развитие психомоторных способностей у курсантов образовательных учреждений МВД : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2001. 22 с.
12. Дмитриева А. Н. Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в рамках реализации ФГОС СПО // Молодой ученый. 2014. № 18. С. 544-548.
13. Королькова Е. В. Основные компоненты содержания индивидуализированных программ обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Аграрная наука — сельскому хозяйству : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. : в 3 кн. Барнаул, 2007. Кн. 3. С. 380-382.
14. Камалетдинова А. Я. Самоуправление как средство повышения успеваемости студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1994. 24 с.
15. Шигапова Л. П. Формирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008. 21 с.
16. Трубецкая Г. А. Формирование культуры индивидуализированной самостоятельной работы курсантов военного вуза в процессе изучения общеобразовательных дисциплин : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2004. 21 с.
17. Гаманко Р. А. Коммуникативная задача профессионального общения на иностранном языке студентов технического вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 1. С. 18-19.
18. Blair R. Innovation approaches to language teaching. New York, 2010. 252 p.
19. Mitchell P. Story Line Method in foreign language teaching: history and major principles. Language and rnlture. 2013. № 2(24). Pp. 101-109.
Поступила 17.10.2018
UDC 378.14 © Е. V. Gnezdilova, 2019
DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-14012
13.00.08 Theory and Methods of Professional Education
Management of Cadets' Extra-Class Work in Foreign Language Learning
Evgenia V. Gnezdilova \
Candidate of Sciences (Pedagogy), associate-professor, associate-professor of the chair of Foreign languages.
E-mail: [email protected]
1 Barnaul Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, 49, Chkalov st., Barnaul, 656038, Russia
Abstract
Introduction. To effectively manage the cadets' extra-class independent work when studying a foreign language it is essential to apply both traditional methods of organization of learning and the new approaches and means. Their rational combined usage shows the effectiveness not only of extra-class independent work, but also of all educational activities. The aim of the research is to design the system of management of cadets' independent activities and form the skills necessary for independent work. Materials, methods and results. Diagnostic group map (DGM), survey and observation are the main methods to determine the effectiveness of the developed management system. DGM is developed on the basis of methods of Eysenck extroversion-introversion and neuroticism test, Spielberg anxiety test, various questionnaires, tests, etc. The developed and implemented system of management of extra-class independent work made it possible to increase the cadets' interest in foreign language learning, to determine the readiness to perform tasks assigned by the program for extra-class independent work, as well as to identify the levels of development of internal motivation to perform this work. The management system is considered in the relationship between the managing and managed subsystems. The complex of interactions between effective forms, methods and functionality of cadets is the first and fundamental object of management. Monitoring and evaluation of these interactions are considered as the second object. The final object is the methodological support. Conclusions. The suggested management system can be recommended for improvement of managing extra-class independent work when studying a foreign language. Consideration of cadets' individual characteristics and personal cognitive interests makes it possible to effectively manage extra-class independent work.
Keywords: management; extra-class independent work; foreign language; system of management; individualized task.
Citation: Gnezdilova E. V. Management of Cadets' Extra-Class Work in Foreign Language Learning. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 24. No 4(79). 2019. Pp. 434-440 (In Russ.) DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-14012
References
1. Okolelov O. P. Optimization methods of didactics. Pedagogy. No. 3. 2000. Pp. 21-26. (In Russ.)
2. Smirnova N. M. Development of students' independent activity skills. Moscow, 2008. 210 p. (In Russ.)
3. Pidkasisty P. I. The Independent cognitive activity of schoolchildren in learning: Theoretical and experimental study. Moscow, 1980. 240 p. (In Russ.)
4. Chesnokova T. E. Problems of teaching language for professional purposes to students of non-linguistic universities. Pedagogy of higher school. No. 1. 2016. Pp. 77-81. (In Russ.)
5. Gnezdilova E. V. Management system of professionally-oriented communication in a foreign language at the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. State and law in the era of global changes. International science-to-practice conference. Barnaul, 2017. Pp. 172-174. (In Russ.)
6. Slesarenko I. A. Managing students' Independent work via cloud services. Innovative pedagogical technologies. 4th international scientific conference. Kazan, 2016. Pp. 124-127. (In Russ.)
7. Zverev V. N. Management of independent cognitive activity of cadets in the universities of EMERCOM of Russia. Candidate of sciences dissertation (in pedagogy). St. Petersburg, 2004. 183 p. (In Russ.)
8. Yakovleva V. N. Management of students' independent learning at universities of the MIA of Russia in teaching a foreign language. Candidate of sciences dissertation (in pedagogy). St. Petersburg, 2008. 295 p. (In Russ.)
9. Burdenyuk G. N. Management of self-study activities in teaching foreign languages to adults. Candidate of sciences dissertation (in pedagogy). Chisinau, 1992. 558 p. (In Russ.)
10. Korolkova E. V. Pedagogical conditions of individualization of students' independent work (on the material of a foreign language). Candidate of sciences dissertation (in pedagogy). Barnaul, 2004. 195 p. (In Russ.)
11. Ozerov F. P. Diagnostics and development of psycho-motor abilities of students of educational institutions of Ministry of Internal Affairs. Extended abstract of candidate of sciences dissertation (in psychology). Stavropol, 2001. 22 p. (In Russ.)
12. Dmitrieva A. N. Organization of independent extra-class work on the discipline "Foreign language" in the framework of the Federal State Educational Standard for secondary professional education. Young scientist. No. 18. 2014. Pp. 544-548. (In Russ.)
13. Korolkova E. V. The main components of the content of individualized foreign language training programs in a non-linguistic University. Agricultural science for agriculture. International science-to-practice conference. Book 3. Barnaul, 2007. Pp. 380-382. (In Russ.)
14. Kamaletdinova A. Ya. Self-management as the means of improving students' academic performance. Extended abstract of candidate of sciences dissertation (in pedagogy). Chelyabinsk, 1994. 24 p. (In Russ.)
15. Shigapova L. P. Formation of leadership qualities of University students in the activities of self-government. Extended abstract of candidate of sciences dissertation (in pedagogy). Kazan, 2008. 21 p. (In Russ.)
16. Trubetskaya G. A. Formation of culture of individualized independent work of students at a military higher school in the course of General education subjects . Extended abstract of candidate of sciences dissertation (pedagogy). Chelyabinsk, 2004. 21 p. (In Russ.)
17. Gamanko R. A. The communicative task of professional communication in a foreign language of students of technical University. International journal of experimental education. No. 1. 2010. Pp. 18-19. (In Russ.)
18. Blair R. Innovation approaches to language teaching. New York, 2010. 252 p.
19. Mitchell P. Story Line Method in foreign language teaching: history and major principles. Language and culture. 2013. No 2(24). Pp. 101-109.
Submitted 17.10.2018