10. Leontiev D. A. Lichnost': Chelovek v mire i mir v cheloveke [Personality: Human in the world and the world in human], Voprosypsikhologii[Psychology Issues], 2011, no. 3, pp. 11-21. (In Russian)
11. Molchanov S. G. Instrumentariy dlya otsenivaniya vospitatel'noy raboty v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Instrumentation for assessing educational work in an educational institution], Pedago-gicheskiy zhurnal[Pedagogicaljournal], 2012, no. 1, pp. 35-54. (In Russian)
12. Molchanov S. G. Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-VPO) i otsenivaniya sotsi-alizovannosti yunoshey i (ili) devushek (OS-YuD-VPO) v obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovaniya: posobie dlya kuratorov akad. grupp vuzov [Methods of selecting the content of socialization (OSS-VPO) and assessing the socialization of boys and (or) girls (OS-UD-VPO) in an educational institution of higher professional education: a manual for curators of Acad. groups of universities], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 2013, 47 p. (In Russian)
13. Molchanov S. G. Otbor soderzhaniya sotsializatsii i otsenivanie sotsializovannosti: Tekh-nologiya sotsializatsii [Selection of the content of socialization and assessment of socialization: Technology of socialization], LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014, 52 p. (In Russian)
14. Molchanov S. G. Formirovanie i otsenivanie sotsial'nykh kompetentsiy v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Formation and assessment of social competencies in an educational institution], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 2010, 36 p. (In Russian)
15. Sitarov V. A., Maralov V. G. Sotsial'naya aktivnost' lichnosti (urovni, kriterii, tipy i puti ee raz-vitiya) [Social activity of a personality (levels, criteria, types and ways of its development)], Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2015, no. 4, pp. 164-176. (In Russian)
16. Spirina V. I., Spirina M. L. Diagnostika sotsial'noy aktivnosti podrostkov v usloviyakh shkoly [Diagnosis of social activity of adolescents in a school], Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya : materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 11 sent. 2015 g.) [Materials of the VI Intern. scientific-practical conf. "Priority areas for the development of science and education" (Cheboksary, Sep 11, 2015)]. Cheboksary, TsNS «Interaktiv plyus», 2015, no. 3 (6), pp. 119-123. (In Russian)
17. Kharlamova E. M. Razvitie sotsial'noy aktivnosti studentov vuza v protsesse integratsii formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya [The development of social activity of university students in the process of integration of formal and non-formal education], Dr. ped. sci. diss. Abstr., Chelyabinsk, 2015, 43 p. (In Russian)
Ангеловская Светлана Константиновна,
заместитель директора по УМР ГБПОУ «Копей-ский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова», кандидат педагогических наук, Челябинская область, г. Копейск, e-mail: angelovskajask@ yandex.ru
Angelovskaya Svetlana Konstantinovna, Deputy Director for educational and methodical work Ko-peysk Polytechnic College named after S. V. Khokh-ryakov, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk Region, Kopeisk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Елагина, В. С. Педагогические условия организации исследовательской деятельности курсантов военного вуза / В. С. Елагина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 84-90.
УДК 378 ББК 74.58
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
В. С. Елагина
В ходе исследования проблемы формирования исследовательских умений были выявлены следующие педагогические условия: развитие мотивации курсантов к исследовательской деятельности; обеспечение интегративной целостности организации исследовательской деятельности; создание творческой среды в вузе как фактора саморазвития курсантов. Совокупность этих педагогических условий способствует повышению эффективности исследовательской деятельности курсантов военного вуза.
Ключевые слова: исследовательские умения, исследовательская деятельность, мотивация, творческая образовательная среда, педагогические условия.
Анализ исследований, посвященных изучению педагогических условий, способствующих решению образовательных задач, а также учет специфики военно-профессиональной подготовки и особенностей организации исследовательской деятельности в военном вузе позволили нам выявить комплекс педагогических условий, сущность которых рассматривается ниже.
Первое педагогическое условие — развитие мотивации курсантов к исследовательской деятельности. Любая деятельность побуждается и регулируется мотивационной основой личности, обусловливающей направленность на определенные объекты и способы взаимодействия с ними и обеспечивающей целенаправленный характер деятельности.
Исследовательская деятельность по своей сущности и содержанию создает в образовательном пространстве военного вуза благоприятные условия для развития мотивации и познавательного интереса, военно-профессионального мышления, научной интуиции, способности к творческому преобразованию действительности, воспитанию личностных качеств офицера.
По мнению ученых, личностное, социальное и познавательное развитие человека определяется характером организации его деятельности, преобразованием внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую путем последовательной исследовательской работы [1-3].
Развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности возможно в ходе учебного процесса, мотивационной включенности курсантов в самостоятельный поиск решения военно-профессиональных проблем, участия в опытно-экспериментальной и рационализаторской работе вуза. Вовлечение курсантов в фундаментальные исследования позволяет глубоко изучать учебные дисциплины, осваивать методы и формы самостоятельной работы с научной литературой, овладевать навыками постановки и проведения научных исследований, вырабатывать умения творческого решения профессиональных задач [4].
Изучение психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме формирования мотивации, позволило нам в качестве основных методов выбрать методы примера, разъяснения,
убеждения, игры, выявления противоречий, обращения к ценностям и интересам курантов, а также определения современных требований к уровню военно-профессиональной компетентности будущих офицеров.
Формирование мотивов курсантов к самостоятельной исследовательской деятельности осуществляется постепенно, в несколько этапов.
На первом этапе происходит актуализация мотивов, принятие стимула, выступающего источником побуждений, осознания потребности и необходимости ее удовлетворения. Стимулирование к исследовательской деятельности мы рассматриваем как целенаправленный, последовательный, осознанный, опосредованный педагогическими условиями процесс побуждения курсантов к освоению исследовательской компетенции, созданию системы внешних и внутренних стимулов. На втором этапе осуществляется поиск целей в соответствии с первичными мотивами. На третьем этапе важно закрепить мотивы путем реализации поставленных целей, выстроить иерархию имеющихся мотивов к исследовательской деятельности. По мере ее осуществления у курсантов могут появляться новые мотивы, побуждающие их к поиску и выбору нестандартных путей достижения целей и задач, а также к проверке собственных способностей и возможностей, предпочтений и интересов. На последней, четвертой стадии цели конкретизируются, что позволяет определить предмет исследования, продукт исследовательской деятельности, представляющий определенную теоретическую и практическую значимость для военной науки и практики. Данный этап характеризуется сформировавшимся мотивом исследовательской деятельности курсанта. Таким образом, развитие у курсантов положительных мотивов, активное включение в исследовательскую деятельность являются необходимыми условиями формирования понимания ее значимости не только для учебно-познавательной деятельности в вузе, но и для военно-профессиональной деятельности в будущем.
На наш взгляд, развитию у курсантов мотивации к исследовательской деятельности способствуют: 1) наличие у курсантов потребности в познании, развитии и саморазвитии личности; 2) стимулирование курсантов к исследовательской деятельности;
3) привлечение курсантов к научной работе; 4) выполнение практико-ориентированных и междисциплинарных проектов; 6) участие курсантов в конкурсах, научно-практических конференциях и др.; 5) предоставление курсантам возможности самостоятельно находить решение актуальных проблем по различным направлениям науки [4].
Мотивы являются ведущим фактором активности личности, побуждая ее к деятельности, а также оказывают существенное влияние на формирование и развитие коллективной деятельности. В результате длительной совместной творческой деятельности у курсантов появляются мотивы общения, потребность во взаимном обмене результатами исследовательской деятельности, методическими находками поиска и решения проблем исследования.
Особенно большое значение в появлении и развитии новых мотивов имеет продуктивная деятельность. Самостоятельный поиск способов решения проблемных вопросов военно-профессиональной деятельности возможен только тогда, когда поставленная задача представляет интерес для курсантов, вызывает у них желание заниматься исследовательской деятельностью. Задача преподавателя — создать условия, в которых курсанты осознают необходимость заниматься исследовательской деятельностью, приобретающей для них личностный смысл, учебно-познавательную значимость. Только в этом случае исследовательский и познавательный интерес становятся движущей силой исследовательского поведения курсантов.
Данное педагогическое условие обеспечивается разными приемами и средствами. Так, на этапе знакомства курсантов с исследовательской деятельностью мы используем такие методы и приемы, как постановка проблемных вопросов, объяснение, определение проблемы в заявленной теме исследования, дискуссия и др. По мере того как курсанты вовлекаются в исследование проблемы, используются обоснование собственной позиции, выдвижение гипотезы, анализ и обсуждение различных точек зрения на постановку проблемы, определение противоречий, диалог, взаимоконтроль, коллективное планирование исследования. Формирование первичного опыта исследовательской деятельности осуществляется через организацию проектной деятельности курсантов, консультирование и инструктирование, коллективное обсуждение промежуточных результатов. На этапе закрепления исследова-
тельских умений и навыков целесообразно использовать такие приемы, как поощрение, диалог, взаимное консультирование, взаимооценка и самопрезентация.
В создавшихся условиях развиваются партнерские отношения, так как исследовательские проекты чаще реализуются в процессе совместной деятельности нескольких курсантов, умения работать в команде, взаимодействовать друг с другом, устанавливать межличностные отношения, которые способствуют формированию личностного смысла в исследовательской деятельности, развитию коллективистских отношений, коллективной ответственности.
Второе педагогическое условие — обеспечение интегративной целостности организации исследовательской деятельности. Данное условие способствует активизации исследовательской деятельности курсантов путем вовлечения их в различные формы аудиторной и внеаудиторной деятельности, использования активных методов обучения и интерактивных технологий.
Основными видами организации исследовательской работы курсантов в военном вузе являются: 1) участие в научно-исследовательских, экспериментальных работах и научно-технических разработках; 2) выполнение заданий исследовательского характера; 3) подготовка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам науки и практики и выступление с ними на заседаниях военно-научных секций, семинарах и конференциях; 4) изобретательская и рационализаторская работа, разработка и создание действующих стендов, макетов и моделирующих комплексов; 5) участие в конкурсах на лучшие научные работы.
С целью активного включения курсантов в исследовательскую деятельность в военном вузе используются педагогические технологии, представленные в работах М. В. Кларина [5], Г. К. Селевко [6].
В своей работе мы отдали предпочтение кейс-технологии, в основе которой лежит имитационное моделирование конкретных, реально существующих ситуаций или специально подготовленных ситуаций, отражающих проблемы учебного или профессионального характера и технологии проектного обучения.
Кейс-технологии интегрируют различные методы познания: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, каждый из которых выполняет свою роль. Анализ конкретных ситуаций, как
правило, связан с творческим подходом к разрешению ситуации. Задача преподавателя — помочь курсантам определить наиболее оптимальный для решения метод и применить его на практике, найти и принять эффективное решение исходя из сложности анализируемой ситуации и имеющегося времени для ее разрешения.
Реализация кейс-технологии в процессе обучения осуществляется в несколько этапов.
1. Подготовительный этап, цель которого заключается в конкретизации цели, разработке конкретной ситуации или подборе материала, иллюстрирующего конкретную профессиональную или жизненную ситуацию. На этом этапе преподаватель разрабатывает вопросы и задания для анализа кейса, готовит методическое обеспечение для самостоятельной работы курсантов, необходимые для обсуждения в группе.
2. Ознакомительный этап направлен на вовлечение курсантов в непосредственный анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления с кейсом. На этом этапе курсант может просмотреть видеофрагмент ситуации, познакомиться со статьей проблемного характера, изучить статистические материалы, после чего сформулировать цели и определить порядок работы с кейсом. Важным моментом на этом этапе является определение наличия необходимых знаний, их актуализация и определение дефицита знаний, необходимых для принятия решения. Актуализация знаний может быть организована по предварительно разработанным вопросам.
3. Аналитический этап работы с кейсом связан с выработкой и принятием решения. Преподаватель определяет порядок и регламент выступлений, количество вопросов выступающим курсантам, время для обсуждения. При этом обсуждение должно концентрироваться на самых проблемных точках ситуации, выявляя причины проблемы. Курсанты по мере анализа ситуации вырабатывают альтернативные решения, обсуждение которых в группе позволяет найти наиболее оптимальный вариант решения ситуации.
4. Заключительный этап. На этом этапе организуется презентация групповых решений, разворачивается дискуссия. В завершение обсуждения преподаватель оценивает вклад каждого курсанта в анализ ситуации и принятие решения, подводятся итоги работы над кейсом. При этом важно учесть такие показатели отличной презентации, как: органичность решения проблемы, выбор способа и доступность презентации для слушателей,
оригинальность решения, культура группового общения и культура речи.
Организация проектного обучения требует от курсантов умений решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, использовать исследовательские методы, прогнозировать результаты и возможные последствия различных вариантов решения. Такая деятельность приучает курсантов самостоятельно мыслить, оценивать свою деятельность и ее результаты, что крайне необходимо для осознания личностью возможностей самореализации [7].
Технология проектного обучения отличается целым рядом особенностей: организация самостоятельной работы курсантов в аудиторное и внеаудиторное время; развитие творческого мышления как результат военно-профессиональной подготовки; использование активных методов обучения; создание собственного опыта работы. Использование технологии проектного обучения в образовательном процессе вуза сглаживает границы между репродуктивным, зачастую абстрактным характером обучения, и реальной деятельностью курсанта, между академическими знаниями и прагматическими умениями будущего офицера. Кроме того, в проектной деятельности у курсанта появляется возможность не только овладеть индивидуальными способами усвоения знаний, выбрать собственный темп выполнения самостоятельной работы, но и включиться в совместную творческую деятельность, направленную на выполнение междисциплинарных или коллективных проектов.
Исследование проблемных ситуаций, их критический анализ, принятие самостоятельного решения способствуют развитию таких важных для военной деятельности компетенций, как: осознание курсантами многозначности возникающих в военно-профессиональной деятельности проблем и жизненных ситуаций; развитие критического, аналитического и самостоятельного мышления; привитие практических навыков работы с информацией; формирование умений поиска и выбора альтернативных решений; выработка управленческих решений; стимулирование к инновациям в деятельности; повышение мотивации к знаниям; расширение коммуникативного опыта; формирование способности выбора оптимальных вариантов продуктивного взаимодействия в групповых видах деятельности.
Процесс профессиональной подготовки военных специалистов включает организацию самостоятельной работы, в ходе которой
у курсантов развиваются устойчивые навыки самостоятельного активного поиска, формируются необходимые знания, умения работать с учебной и научной информацией. Самостоятельная работа в аудиторное и особенно во внеаудиторное время способствует овладению методологией самообразовательной деятельности, развитию у курсантов инициативности и самостоятельности, т. е. развитию качеств, обеспечивающих специалисту мобильность, конкурентоспособность и карьерную успешность. В процессе самостоятельной работы курсанты активно овладевают знаниями и умениями, которые становятся достоянием, приобретают личностный смысл и значимость. Организация внеаудиторной самостоятельной работы курсантов является достаточно сложной, в большей степени самоуправляемой и опосредованно контролируемой преподавателем формой обучения.
В педагогической психологии организация самостоятельной работы рассматривается как одно из условий развития самостоятельности [8]. По мнению психологов, под самостоятельностью следует понимать умение учащихся формулировать цель предстоящей деятельности; настойчиво добиваться ее достижения собственными силами; сознательно и инициативно выполнять действия не только в знакомой, но и в нестандартной ситуации; нести ответственность за принятие решений.
Самостоятельную работу курсантов характеризует ряд признаков, среди которых: выполнение самостоятельной работы без непосредственной помощи преподавателя; опора на собственные знания и умения, субъектный опыт; выражение личного отношения и высказывание собственной аргументации; проявление инициативы и творчества; напряжение мышления, его развитие; воспитание воли и целеустремленности курсанта.
Содержание заданий для самостоятельной работы отличается большим разнообразием и включает в себя поиск необходимых знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. В процессе самостоятельной работы с учебным материалом изучаемой дисциплины курсанты обосновывают сущность фундаментальных (предметных) понятий; привлекают дополнительный учебный материал; самостоятельно применяют те или иные логические операции; развивают умение использовать знания в качестве инструмента для самостоятельного анализа проблем. Са-
мостоятельность познавательных действий, безусловно, способствует глубокому усвоению учебного материала, развитию умений выделять основные понятия, устанавливать причинно-следственные связи, определять главное. Только на основе такого осмысленного восприятия учебного материала развивается умение самостоятельно рассуждать, доказывать, строить умозаключения и высказывать свои суждения, отстаивать свою позицию. Работая самостоятельно, курсанты прочно и глубоко усваивают предметный учебный материал, развивают навыки исследовательской и профессиональной деятельности, способность принимать ответственные и конструктивные решения в различных ситуациях.
Третье педагогическое условие — создание творческой образовательной среды в вузе как фактор саморазвития курсантов. Формирование культуры будущего офицера, развитие профессионально значимых качеств требуют создания образовательной среды военного вуза.
Образовательная среда в психолого-педагогической литературе рассматривается как система межличностных отношений, которые устанавливаются в разнообразных видах деятельности [9], как совокупность условий, в которых осуществляется жизнь и деятельность человека [10].
Обобщая различные подходы, под образовательной средой военного вуза мы понимаем сложившуюся многоструктурную систему подготовки военных специалистов для военно-воздушных сил, включающую совокупность информационных ресурсов, взаимодействие преподавателей и курсантов, методы, формы и средства обучения, реализующиеся в рамках дидактических принципов построения образовательного процесса [11]. В данном контексте роль преподавателя заключается в организации образовательной среды, способствующей раскрытию личностного и познавательного потенциала курсанта, использовании или разработке эффективных образовательных технологий.
Образовательная среда военного вуза, ориентированная на исследование актуальных проблем военной науки и образования, должна быть творческой, развивающей, включающей совместную деятельность преподавателей и курсантов. Именно в такой среде создаются благоприятный психологический климат, способствующий развитию исследовательских способностей, условия для совместной деятельности, в ходе которой строится система связей между целями и задачами исследовательской
деятельности и реализацией технологии формирования исследовательских умений и навыков. Причем первостепенной задачей руководителя исследовательской деятельности должна стать организация творческой среды, а затем уже реализация технологии формирования исследовательских умений.
В творческой образовательной среде у курсантов развиваются такие качества, как гибкость ума, оригинальность, восприимчивость, критичность, самостоятельность мышления и др. [11].
Образовательная среда предоставляет курсантам возможность не только удовлетворить потребность участия в исследовательской деятельности (индивидуально или в группе, самостоятельно или с преподавателем), но и проявить собственную активность, инициативность, самостоятельность, личностные качества, а также собственную мотивацию. Развивающий характер исследовательской
деятельности, свободное общение с преподавателями формируют у курсантов исследовательские умения, поисковые способы овладения учебной информацией, коммуникативные способности, деловые отношения. Таким образом, образовательная среда содержит в себе возможности для создания условий, способствующих организации исследовательской деятельности, то есть обладает образовательным потенциалом, позволяющим формировать у курсантов учебно- и научно-исследовательские умения, а также необходимые для исследователя качества.
В заключение отметим, что эффективность исследовательской деятельности курсантов во многом зависит от педагогических условий как совокупности мер, направленных на организацию исследовательской деятельности и способствующих совершенствованию процесса военно-профессиональной подготовки курсантов в военном вузе.
Библиографический список
1. Лобова, Г. Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности / Г. Н. Лобова. — Москва : [б. и.], 2002. — 196 с.
2. Тагиров, В. К. Особенности подготовки курсанта военного вуза к научно-исследовательской деятельности / В. К. Тагиров // Вестник Башкирского университета. — Т. 13. — 2008. — № 1. — С. 202-205.
3. Фролова, Н. В. Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки / Н. В. Фролова // Молодой ученый. — 2013. — № 8. — С. 445-447.
4. Елагина, В. С. Мотивация исследовательской деятельности курсантов военного вуза /
B. С. Елагина, А. И. Мацына // Вестник Костанайского государственного педагогического института. — 2016. — № 2. — С. 128-133.
5. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. — Москва : Арена, 1994. — 224 с.
6. Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация / Г. К. Селевко // Народное образование. — 2004. — № 4. — С. 138-144.
7. Елагина, В. С. Технология проектного обучения как средство формирования самостоятельности студентов / В. С. Елагина ; под ред. М. Н. Берулавы // Методология и технологии высшего образования в информационном обществе : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Сочи, 6 сент. 2011 г.). — Сочи : Изд-во Международного инновационного ун-та, 2011. —
C. 249-253.
8. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. — Москва : Академия, 1998. — 288 с.
9. Маркович, Дж. Социальная экология / Дж. Маркович. — Москва : Изд-во МГСУ «Союз», 1991. — С. 41.
10. Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В. И. Слободчиков. — Москва : Экопсицентр РОСС, 2000. — 230 с.
11. Елагина, В. С. Образовательная исследовательская среда как фактор саморазвития курсантов военного вуза / В. С. Елагина, В. М. Рогожин // Концепт : науч.-метод. электрон. журнал. — 2018. — № 12 (декабрь). — С. 21-31. — 1^1.: https://e-koncept.ru/2018/181089.htm (дата обращения: 10.07.2019).
For citation: Elagina, V. S. Pedagogical conditions of the organization research activities of cadets military higher education institution / V. S. Elagina // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 3 (23). — P. 84-90.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ORGANIZATION RESEARCH ACTIVITIES OF CADETS MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION
V. S. Elagina
During the study of the problem of developing research skills, the following pedagogical conditions were identified: the development of students' motivation to research activities; ensuring the integrative integrity of the organization of research activities; the creation of a creative environment in a higher educational institution as a factor in the self-development of cadets, the combination of which contributes to an increase in the efficiency of research activities of cadets at a military higher educational institution.
Keywords: research skills, research activities, motivation, creative educational environment, pedagogical conditions.
References
1. Lobova G. N. Osnovy podgotovki studentov k issledovatel'skoj dejatel'nosti [Fundamentals of preparing students for research activities], Moscow [b. i.], 2002, 196 p. (In Russian)
2. Tagirov V. K. Osobennosti podgotovki kursanta voennogo vuza k nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti [Features of the preparation of a cadet of a military university for research activities] Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of the Bashkir University], 2008, vol.13, no.1, pp. 202205. (In Russian)
3. Frolova N. V. Rol' nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti studentov kolledzha v sisteme professional'noj podgotovki [The role of the research activities of college students in the vocational training system], Molodoj uchenyj[Young scientist], 2013, no. 8, pp. 445-447. (In Russian)
4. Elagina V. S., Matsyna A. I. [Motivation for research activities of cadets of a military university], Vestnik Kostanajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [Bulletin of the Kostanay State Pedagogical Institute], 2016, no. 2, pp. 128-133. (In Russian)
5. Klarin M. V. Innovacionnye modeli obuchenija v zarubezhnyh pedagogicheskih poiskah [Innovative models of teaching in foreign pedagogical searches], Moscow, Arena, 1994, 224 p. (In Russian)
6. Selevko G. K. Kompetentnosti i ih klassifikacija [Competence and their classification], Narod-noe obrazovanie [Public education], 2004, no. 4, pp. 138-144. (In Russian)
7. Elagina V. S. Tekhnologiya proektnogo obucheniya kak sredstvo formirovaniya samostoyatel'nosti studentov [Technology of project training as a means of forming students' independence], Metodologiya i tekhnologii vysshego obrazovaniya v informatsionnom obshchestve : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Sochi, 6 sent. 2011 g.) [Proc. of international scientific-practical conf. "Methodology and technology of higher education in the information society" (Sochi, Sep 6, 2011)]. Sochi, Izd-vo Mezh-dunarodnogo innovatsionnogo un-t, 2011, pp. 249-253. (In Russian)
8. Talyzina N. F. Pedagogicheskaja psihologija: ucheb. posobie dlja studentov sred. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogical psychology: textbook. student manual Wednesday. ped textbook for institutions]. Moscow, Izd. centr «Akademija», 1998, 288 p. (In Russian)
9. Markovich J. Social'naja jekologija [Social Ecology]. Moscow, 1991, pp. 41. (In Russian)
10. Slobodchikov V. I. O ponjatii obrazovatel'noj sredy vkoncepciirazvivajushhego obrazovanija [On the concept of the educational environment in the concept of developing education], Moscow, Jekopsicentr ROSS, 2000, 230 p. (In Russian)
11. Elagina V. S., Rogozhin V. M. Obrazovatel'naja issledovatel'skaja sreda kak faktor samoraz-vitija kursantov voennogo vuza [Educational research environment as a factor in the self-development of cadets of a military university], Koncept: nauch.-metod. jelektron. zhurnal[Concept: scientific method. electron. Magazine], 2018, no. 12, pp. 21-31, available at: https://e-koncept.ru/2018/181089. htm (accessed: 10.07.2019). (In Russian)
Елагина Вера Сергеевна, профессор ФГВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил „Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина"», доктор педагогических наук, профессор, г. Челябинск, е-тай:У_275@таП.гц
Elagina Vera Sergeevna , prof. of branch of the Military Training and Research Center of the Air Force "«Air Force Academy named after professor N. E. Zhu-korovsky and Yu. A. Gagarin"», Chelyabinsk, dr. ped. sciences, professor, e-mail:[email protected]