Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования исследовательской компетентности студентов'

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / RESEARCH COMPETENCE / ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гочияева М.Д., Богатырева Ж.В.

В статье рассматривается актуальность формирования исследовательской компетентности будущих специалистов, рассмотрены основные педагогические условия её формирования в вузе. Авторы считают, что основными условиями формирования исследовательской компетентности студентов являются: отбор образовательных технологий, ориентированных на исследовательскую деятельность студентов; активизация исследовательской деятельности студентов посредством их участия в практико-ориентированных и междисциплинарных проектах, конкурсах, работе творческих лабораторий, студенческих научно-практических конференциях, опытно-экспериментальных площадках общеобразовательных учреждений; создание учебно-методического обеспечения, способствующего формированию исследовательской компетентности студентов; разработка адекватной системы оценивания, сформированности исследовательской компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гочияева М.Д., Богатырева Ж.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS

The article deals with the relevance of the formation of research competence of future specialists, the main pedagogical conditions of its formation in the University. The authors believe that the main conditions for the formation of students' research competence are the selection of educational technologies focused on the research activities of students; activization of research activity of students through their participation in a practice-oriented and interdisciplinary projects, competitions, creative labs, student scientific conferences, experimental sites of educational institutions; creation of training and methodological support, contributing to the formation of research competence of students; development of an adequate system of assessment, formation of research competence of students.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования исследовательской компетентности студентов»

УДК 378

Gochiyayeva M.D., postgraduate, North-Caucasian State Humanitarian-Technological University (Cherkessk, Russia),

E-mail: gmadina_75@mail.ru

Bogatyryova Zh.V., senior teacher, Kuban State Polytechnical University (Cherkessk, Russia), E-mail: gmadina_75@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS. The article deals with the relevance of the formation of research competence of future specialists, the main pedagogical conditions of its formation in the University. The authors believe that the main conditions for the formation of students' research competence are the selection of educational technologies focused on the research activities of students; activization of research activity of students through their participation in a practice-oriented and interdisciplinary projects, competitions, creative labs, student scientific conferences, experimental sites of educational institutions; creation of training and methodological support, contributing to the formation of research competence of students; development of an adequate system of assessment, formation of research competence of students.

Key words: pedagogical conditions, competence, competence approach, research competence, formation of research competence.

М.Д. Гочияева, аспирант, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия,

г. Черкесск, E-mail: gmadina_75@mail.ru

Ж.В. Богатырева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный политехнический университет», г. Краснодар,

E-mail: gmadina_75@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается актуальность формирования исследовательской компетентности будущих специалистов, рассмотрены основные педагогические условия её формирования в вузе. Авторы считают, что основными условиями формирования исследовательской компетентности студентов являются: отбор образовательных технологий, ориентированных на исследовательскую деятельность студентов; активизация исследовательской деятельности студентов посредством их участия в практико-ориентированных и междисциплинарных проектах, конкурсах, работе творческих лабораторий, студенческих научно-практических конференциях, опытно-экспериментальных площадках общеобразовательных учреждений; создание учебно-методического обеспечения, способствующего формированию исследовательской компетентности студентов; разработка адекватной системы оценивания, сформированности исследовательской компетентности студентов.

Ключевые слова: педагогические условия, компетентность, компетентностный подход, исследовательская компетентность, формирование исследовательской компетентности.

Актуальность приобщения студентов к исследовательской деятельности обоснована в модели российского образования - 2020, где одной из ведущих задач профессионального образования является вовлечение студентов и преподавателей в исследовательскую деятельность, что позволит вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний.

Теоретический анализ литературы (В.С. Елагина, И.А. Зимняя, В.А. Исаев, В.А. Кальней, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов) позволил сформулировать положения, отражающие общую сущность компетентностного подхода - это новый способ моделирования результатов образования, где под результатами понимается определенный набор сформированных компетентностей, т. е. делается акцент не на знания, а на практико-ориентированное их преломление; умение действовать самостоятельно в неопределенной ситуации, решать проблемы в разнообразных сферах деятельности, что влечет за собой корректировку содержания образования и изменение методов обучения. В.Н. Введенский считает, что целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегрированной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. [1].

Исходя из выше представленного определения, была разработана структурно-функциональная модель формирования исследовательской компетентности студентов, которая может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова слово «условие» понимается как: 1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; 2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; 3) обстановка, в которой что-нибудь происходит [2].

В психологии понятие «условие» представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [3].

Анализу понятия «педагогические условия» посвящены работы В.И. Андреева, С.А. Дыниной, М.В. Зверевой, Н.В. Ипполи-

товой, Б.В. Куприянова, А.Я. Наина, Н.С. Стерховой, Н.М. Яковлевой и др.

Под педагогическими условиями формирования исследовательской компетентности студентов мы понимаем компонент педагогической системы, объединяющий совокупность обстоятельств образовательной и материально-пространственной среды вуза, оптимально воздействующей на данный процесс, обеспечивая достижение поставленной цели.

В контексте изучения проблемы формирования исследовательской компетентности студентов основными, на наш взгляд, являются следующие педагогические условия:

1) отбор образовательных технологий, ориентированных на исследовательскую деятельность студентов;

2) активизация исследовательской деятельности студентов посредством их участия в НОУ, практико-ориентированных и междисциплинарных проектах, конкурсах, работе творческих лабораторий, студенческих научно-практических конференциях, опытно-экспериментальных площадках общеобразовательных учреждений;

3) создание учебно-методического обеспечения, способствующего формированию исследовательской компетентности студентов;

4) разработка адекватной системы оценивания, сформированности исследовательской компетентности студентов.

Рассмотрим более подробно каждое из вышеперечисленных педагогических условий.

Первое педагогическое условие направлено на отбор педагогических технологий.

В педагогической науке накоплен богатый опыт использования в образовательном процессе разнообразных технологий. Рассмотрим те из них, которые, по нашему мнению, способствуют развитию исследовательских навыков, включают студентов в исследовательскую деятельность. Технология модульного обучения обеспечивает индивидуализацию обучения по таким параметрам, как содержание обучения, темп усвоения, уровень самостоятельности, методы и способы учения, способы контроля и самоконтроля.

В рамках модульной технологии студент преимущественно работает самостоятельно, обучаясь тем самым целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю. В рамках

данной технологии у студентов успешно формируется умение самостоятельно приобретать собственные знания и творчески применять их на практике, а также умение поиска, отбора, обработки, анализа и передачи информации.

Проектная технология широко распространена в практике образования и успешно способствует включению студентов в исследовательскую деятельность.

Данная технология ориентирована на самостоятельное приобретение и применение новых знаний, умений, ценностных ориентации и отношений [4]. Анализ научно-методической литературы позволяет нам выделить ряд отличительных положительных сторон проектной технологии:

1) учет личных интересов и целей учащихся при выборе темы проекта, что стимулирует их мотивацию, интерес, познавательную активность;

2) целесообразная деятельность учащегося при выполнении проекта обеспечивает развитие критического и творческого мышления, учит ориентироваться в постоянно расширяющемся информационном пространстве, совершенствует навыки самоорганизации и планирования собственной деятельности;

3) преимущество самостоятельной практической деятельности учащегося, направленной на получение внешнего результата (конкретного продукта творческой деятельности) и внутреннего (опыта деятельности в определённой области).

Технология проблемного обучения направлена на построение образовательного процесса, направленного не только на усвоение результатов научного познания и системы знаний, но и на овладение процессом получения этих результатов, формирование познавательной самодеятельности студента, развитие его творческих способностей. Проблемное обучение обеспечивает формирование теоретических (интеллектуальных) умений - анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и сопоставления, абстракции и конкретизации, классификации и систематизации, аналогии и обобщения, теоретического моделирования и рефлексии.

Технология «портфолио» - это технология, которая может быть использована как основа индивидуального маршрута обучения.

В образовательном процессе портфолио используется как способ накопления, систематизации, обобщения студентами разнообразных учебных материалов.

Мы согласны с мнением Н. Павельевой и считаем, что технология «портфолио» способствует развитию информационных умений студентов, а также выступает в качестве мотивационного фактора к учебной и исследовательской деятельности [5].

Интерактивные технологии предполагают построение образовательного процесса через постоянное, активное взаимодействие всех обучающихся, которые успешно формируют комплекс коммуникативных умений, учит студентов участвовать в научном диалоге, споре, дискуссии.

Библиографический список

Второе педагогическое условие направлено на активизацию исследовательской деятельности студентов через их включение в разнообразные виды внеаудиторной творческой исследовательской деятельности в рамках деятельности творческих лабораторий и секций научного общества студентов.

Творческая лаборатория создается дня решения той или иной учебной задачи, позволяет активизировать деятельность преподавателей и студентов, привлечь их к совместной работе, мобилизовать творческий потенциал людей, помочь самореализоваться. Результаты творческой работы студентов и преподавателей представляются на конкурсах исследовательских работ и т. д.

Третье педагогическое условие предполагает создание учебно-методического обеспечения, способствующего формированию исследовательской компетентности студентов. Творческий коллектив преподавателей успешно обогащает арсенал учебно-методических материалов, направленных на развитие исследовательских навыков студентов, которые необходимы для выполнения разнообразных видов самостоятельной работы (различные виды аннотирования, реферирования, подготовка докладов, работа с понятиями и др.).

Нами разработана программа по дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», в рамках которой студенты осваивают технологию организации и проведения психолого-педагогического исследования, учатся обобщать опыт экспериментальной работы; разнообразные виды электронных учебных пособий, расширяющих содержательный аспект преподаваемой дисциплины, обеспечивающих высокий уровень самостоятельности студентов при работе с пособием, информационный портал по организации учебно-исследовательской деятельности студентов на сайте образовательного учреждения.

Четвертое педагогическое условие предполагает разработку адекватной системы оценивания, сформированности исследовательской компетентности студентов.

В соответствии с разработанными нами критериями (моти-вационно-ценностное отношение студентов к исследовательской деятельности, когнитивно-операциональные знания и умения, личностные качества исследователя) был разработан комплекс диагностических методик, обеспечивающий мониторинг процесса формирования исследовательской компетентности и выявления итогового результата.

Экспериментальное исследование позволило нам выявить, обосновать, проверить и доказать то, что при организации оптимальных педагогических условий, обозначенных выше, у студентов формируется исследовательская компетентность, что в современных социально-экономических условиях является основополагающей составляющей успешности в рамках профессиональной деятельности.

1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. Педагогика. 2003; 3.

2. Немов РС. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. Москва, 2003.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, 2007.

4. Елагина В.С. Теоретико-методологические основы подготовки учителей естественнонаучных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе: монография. Москва, 2003.

5. Павельева Н. Технология портфолио в профессиональном образовании. Новые знания. 2011; 1.

References

1. Vvedenskij V.N. Modelirovanie professional'noj kompetentnosti pedagoga. Pedagogika. 2003; 3.

2. Nemov R.S. Psihologiya: slovar'-spravochnik: v 2 ch. Moskva, 2003.

3. Ozhegov S.I. Slovar'russkogo yazyka. Moskva, 2007.

4. Elagina V.S. Teoretiko-metodologicheskie osnovy podgotovki uchitelej estestvennonauchnyh disciplin k deyatel'nosti po realizacii mezhpredmetnyh svyazej vshkole: monografiya. Moskva, 2003.

5. Pavel'eva N. Tehnologiya portfolio v professionalem obrazovanii. Novye znaniya. 2011; 1.

Статья поступила в редакцию 25.05.18

УДК 37

Doloza A.V., postgraduate, Russian State University (Moscow, Russia), E-mail: n.yushenko@list.ru

VARIETY MUSIC AS THE MOST IMPORTANT PHENOMENON OF SOCIAL AND CULTURAL LIFE. The article considers a phenomenon of pop music as an important part of the social and cultural life, as well as the social function of mass culture to determine value orientations, to strengthen moral and ethical standards, to instill artistic and aesthetic taste, and finally to preserve and develop national traditions. The work discusses a question about raising the level of the artistic and aesthetic level of the modern pop-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.