УДК 378 ББК 74.58 Т 13
Тагиров Владислав Камильевич
аспирант г. Оренбург Tagirov Vladislav Kamilevich
Post-graduate
Orenburg
Теоретические аспекты формирования научно-исследовательской компетентности студента в образовательном процессе вуза
Theoretical Aspects of a Student's Research Competence Formation in University Educational Process
В статье, по результатам исследования автора, в русле основных идей компетентностного подхода в образовании рассматривается модельное представление формирования научно-исследовательской компетентности студента вуза на основе компонентного состава указанной компетентности, педагогических условий ее формирования и результатов диагностики ее сформи-рованности.
According to the author's investigation in the direction of the main ideas of competence approach in education, the article deals with the model presentation of a student's scientific research formation on the basis of the competence components, the pedagogical environmental complex of its development and the diagnostics results of its formation.
Ключевые слова: компетентность/компетенция, студент вуза, научноисследовательская деятельность, педагогические условия формирования.
Key words: skill/competence, a university student, research activity, pedagogical environmental complex of formation.
Современное требование развития научно-исследовательской деятельности в вузе (военного, в частности) представляет собой один из аспектов совершенствования российского образования. Как следует из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» целью модернизации образования, является переход на более высокий уровень подготовки высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, сво-
бодно владеющего своей профессией и ориентированного в смежной области деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, к профессиональному росту, обладающего социальной и профессиональной мобильностью, способного самостоятельно решать сложные задачи на производстве, управлять, быстро адаптироваться к меняющимся условиям и постоянно учиться в информационном мире. Сегодня в качестве реализуемой в российском образования тенденции его обновления выступает формирование у студентов вузов профессиональной и социальной компетентности (компетентностный подход в образовании). В современной теории и практике реализации указанного подхода сложились исходные методологические основания, накоплен значительный теоретико-экспериментальный материал, что позволяет, в частности, определить направления педагогической работы по формированию научно-исследовательской компетентности студента в образовательном процессе вуза.
Солидной базой для разработки теоретических и методических вопросов формирования научно-исследовательской компетентности студента вуза выступают работы, в которых, обосновываются идеи компетентностного подхода (см. Дж. Равен, 2002; В.И. Байденко, 2003; В. А. Болотов, 2003; И. А. Зимняя, 2004); рассматривается теория и практика исследовательской, экспериментальной, инновационной педагогики (см. А.М. Новиков, 1966; В.В. Краевский, 1994; В.В. Сериков, 1999; В.И. Загвязинский,2001; В.В. Лаптев, 2001); отражается специфика исследовательской деятельности студентов, сотрудничество преподавателей и студентов в научном исследовании, влияние научноисследовательской работы вуза на формирование у студентов интереса к науке (см. Т.П. Лизнёва, 1993; О.Н. Лукашевич 2002); приводятся результаты исследований в области образовательных технологий (см. С.И. Заир-Бек, 1995; А.Ю. Уман 1997; Г.К. Селевко, 1998; М.Е.Бершадский, 2003; И.О. Загашев, 2003); раскрываются вопросы формирования некоторых видов компетентности: речевая компетентность (Л.В. Меркулова),[9] правовая компетентность (И.А.Серяева)[11], общекультурная компетентность (Т.В.Ежова)[4].
Проведенный анализ литературных источников позволил заключить, что в самом общем виде компетентность/компетенция рассматривается в трех основных планах: как единство теоретического знания и практической деятельности индивида на рынке труда; как наиболее общий термин для описания результатов образования; как характеристика индивидуально-психологических особенностей и конкретных свойств личности в различных видах профессиональной деятельности. При рассмотрении научно-исследовательской компетентности студентов военного вуза нами учитывались все указанные планы рассмотрения компетентности/компетенции, и для придания большей терминологической однозначности использовался только термин компетентность.
Помимо трактовки в трех указанных планах научно-исследовательская компетентность студента рассматривается нами как включенная в более широкий контекст его будущей профессиональной (как военного специалиста) компетентности, научному рассмотрению которой посвящен целый ряд специальных исследований (см. П.И. Образцов 2003; А.А. Деркач, 2004; А.И. Козачок, 2004;). На основе идей и положений, отраженных, в частности, в работах А.А. Деркача [3] и А. И. Козачок [7] мы понимаем под профессиональной компетентностью военного специалиста (в широком смысле) профессиональную теоретическую и практическую подготовленность, а также способность к решению исполнительских и творческих задач, к выполнению обязанностей по прямому должностному предназначению. На основе такого широкого понимания профессиональной компетентности более частная научно-исследовательская компетентность студента логично соотносится с областью научноисследовательской деятельности выпускника вуза: целостная профессиональная компетентность военного специалиста дает ему возможность эффективного решения всего круга профессиональных задач, а научно-исследовательская компетентность выступает в качестве ее составной части. Тем самым, задача формирования указанной компетентности у выпускника вуза подразумевает, что система высшего образования должна быть нацелена на формирование не просто профессионала-исполнителя, но профессионала-исследователя, способ-
ного легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям, находить решения возникающих проблем в силу обладания исследовательскими умениями и особенностями личности.
Вполне закономерно, что в образовательном процессе вуза в качестве основного пути решения задачи формирования научно-исследовательской компетентности студентов вуза традиционно выступает их собственная научноисследовательская деятельность. Научному рассмотрению исследовательской деятельности студентов разных специальностей посвящен целый ряд работ С. А. Архангельского, 1980; М. А. Байдан, 1984; И.Е. Байдан, 1984; В.И. Загвязин-ского, 2001. При рассмотрении этого аспекта проблемы выявлено, что в высшей школе исследования студентов как самостоятельный вид их учебной деятельности осуществляется в разном объеме, в разных временных сочетаниях с другими видами их теоретической и практической подготовки. При этом работа студентов отражает основные особенности профессиональной научноисследовательской деятельности: является творческим процессом, в ходе которого получается самоценное научное знание или возникает новое качество уже известного знания; предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, результатом которого является формирование мировоззрения (воззрения на мир) (см. Т.П Лизнёва, 1993; Т.Е. Климова, 1995; Ю.В. Варданян,1998; О.Н. Лукашевич, 2002; О.А. Козырева, 2004; А.В. Ястребов, 2004). Особо отметим, что в исследованиях фиксируется в качестве результата самостоятельной научно-исследовательской деятельности студента не просто обретение им «нового знания», но и своеобразное «педагогическое приращение», связанное с изменениями его личности, и соотносимое нами с идеями компетентностного подхода. Например, в работе Т.Е. Климовой [6], дается определение «научно-исследовательской культуры» как сложного, динамичного качества личности педагога, характеризующее его готовность к решению педагогических проблем методами научного познания и синкретически соединяющее в себе ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоциональнооценочный, деятельностно-практический компоненты .При изучении исследова-
тельской компетентности педагога О.А. Козырева трактует эту компетентность как характеристику, означающая владение педагогом умениями и способами исследовательской деятельности на уровне технологии в целях поиска знаний для решения образовательных проблем, построения образовательного процесса в соответствии с аттрактором профессионально-педагогической деятельности -ценностями-целями современного образования, миссией образовательного учреждения, желаемого результата. [8] Анализ исследований проблемы научноисследовательской деятельности студентов (специалистов различного профиля) позволил нам определить научно-исследовательскую компетентность как интегративную характеристику личности, трактуемую как ее свойство или качество, характеризующее готовность студента (специалиста) к решению исследовательских (проблемных) задач методами научного познания и выражающуюся в единстве ценностно-мотивационного, когнитивного и операционального компонентов личности студента (специалиста).
Формирование понимаемой таким образом научно-исследовательской компетентности студентов вуза, в частности военного, представляет собой многоаспектную педагогическую задачу. В контексте решения данной задачи встает, например, вопрос о содержании выделенных компонентов научноисследовательской компетентности. Раскроем содержание каждого из трех, упомянутых выше в определении, компонентов научно-исследовательской компетентности. Ценностно-мотивационный компонент включает в свое содержание систему потребностей и мотивов к исследовательской деятельности; систему познавательных, научно-этических, эстетических, социальногуманистических и профессиональных ценностей. Когнитивный компонент включает в свое содержание профессионально-исследовательские знания, индивидуальный опыт научно-исследовательской деятельности, гуманистический стиль научного мышления, готовность и стремление получать, искать, перерабатывать информацию и научно обоснованно использовать ее в преобразовании действительности. Операциональный компонент включает в свое содержание
исследовательские умения различного вида: ориентационно-оценочные, конструктивно-оформительские, информационно-аналитические, рефлексивные.
Выявленная компонентная структура и содержание каждого компонента послужили основой модельного представления (модели) формирования научноисследовательской компетентности студента вуза. В эту модель, помимо компонентов, были включены общепедагогические и общедидактические (см. например, работу В.И. Загвязинского) принципы формирования: гуманистической направленности, целостности, динамичности, системности [5]. В модель вошли также специфические особенности формирования научноисследовательской компетентности в военном вузе, которые, как показал анализ литературы и опыта, специфически характеризует то, что процесс такого формирования реализуется в трех основных направлениях. Во-первых, организация учебной деятельности студентов таким образом, что на дисциплинах общегуманитарной и профессиональной подготовки, целенаправленно создаются условия способствующие формированию компонентов научноисследовательской компетентности. Во-вторых, организация научноисследовательской работы студентов таким образом, что курсанты включаются в научную работу вуза в целом, и в деятельность военного научного общества в частности, выполняя исследовательские проекты с защитой их на заседаниях общества, участвуя в научно-практических конференциях, в конкурсах научноисследовательских проектов вуза. В-третьих, организация воинской стажировки таким образом, что в ходе нее реализуются инновационные разработки по исследовательской и рационализаторской деятельности курсантов вуза. В целом, на основе анализа проблемы, модельное представление формирования научно-исследовательской компетентности студента вуза включило в себя шесть блоков, а именно: блок социальных предпосылок: социальная востребованность готовности студентов к исследовательской деятельности, адекватной современным изменяющимся условиям; целевой блок: постановка задачи формирования научно-исследовательской компетентности студентов; блок общепедагогических и общедидактических принципов; содержательно-компонентный блок:
три компонента и их содержание; блок педагогических условий: общевузовские условия; преподавательские условия; результирующий блок: сформированность научно-исследовательской компетентности. С учетом изложенного выше отметим, что блок социальных предпосылок и целевой блок соотносятся с требованиями «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и реализацией компетентностного подхода в образовании. Блок общепедагогических и общедидактических принципов соотносится с теориями обучения и воспитания. Содержательно-компонентный блок соотносится с нашим пониманием научно-исследовательской компетентности (см. выше). Блок педагогических условий и результирующий блок соотносятся с результатами проведенного нами исследования.Ниже представлена логика разработки и содержание блока педагогических условий модели формирования научноисследовательской компетентности студента вуза.
Анализ показал, что контекст разработанного модельного представления позволяет интерпретировать деятельность преподавателя как учет и создание педагогических условий формирования научно-исследовательской компетентности студентов вуза. При такой интерпретации фиксируются две взаимосвязанные группы условий: общевузовские условия продуктивности научноисследовательской деятельности и педагогические условия научноисследовательской работы студентов, создаваемые преподавателем.
Анализ научно-исследовательской деятельности вуза позволил выявить условия ее продуктивности, к которым нами, в частности, отнесены: цели и задачи научно-исследовательской деятельности формулируются в соответствии с разрабатываемыми Правительством России направлениями модернизации образования и науки; осуществляется реальное планирование и организация научно-исследовательской деятельности, в частности, с учетом возможностей финансирования; имеются экономические основы научно-исследовательской деятельности; реализуется взаимосвязь научно-исследовательской деятельности и учебного процесса; осуществляется подготовка и повышение квалификации научных работников и профессорско-преподавательского состава; внедре-
но в практику понятие интеллектуальной собственности и осуществляется ее охрана в соответствии с действующим законодательством; осуществляется ме-тодико-информационное сопровождение научно-исследовательской деятельности; используются рекомендации Минобразования РФ по организации научноисследовательской деятельности. Таков перечень, который, конечно же, может быть детализирован, условий, представляющих собой общевузовский уровень формирования научно-исследовательской компетентности студентов.
Проведенный теоретический анализ и анализ собственного опыта позволил обосновать педагогические (преподавательские) условия, способствующие формированию научно-исследовательской компетентности студентов вуза. К таковым нами отнесены: 1. Ориентировка преподавателя на компонентный состав научно-исследовательской компетентности (мотивационно-ценностный, когнитивный, операциональный). 2. Реализация преподавателем всех трех направлений формирования научно-исследовательской компетентности (включение научно-исследовательской деятельности в текущий учебный процесс; организация и проведение научно-исследовательской работа в рамках военного научного общества; организация и проведение научной работы в ходе производственной практики). 3. Постановка и решение преподавателем педагогических задач формирования научно-исследовательской компетентности (сформировать потребность в успехе и достижениях; стимулировать самооценку и самоанализ курсантом своей деятельности; стимулировать курсантов к самостоятельному научному поиску; обеспечить удовлетворенность курсантов своей деятельностью и ее результатами; обучить методам, приемам, тактикам и стратегиям исследовательской технологии, технологии развития критического мышления и пр.). 4. Реализация преподавателем содержания своей деятельности (мотивирование и обучение на лекциях и семинарах, проведение консультаций, бесед; создание у курсантов мотивации достижения успеха, а не на избегание неудач; планирование участия в военном научном обществе в соответствии с интересами, потребностями, мотивами курсантов и пр.). 5. Использование преподавателем определенных форм, методов и приемов (проблемная лекция; интегриро-
ванная лекция; лекция вдвоем; диалоговая лекция; лекция с «ошибками»; «продвинутая» лекция; спецкурсы; обучающие семинары; тренинги; ролевые игры; консультации; беседы; учебно-методический сбор; инструктивно-методические занятия; показные занятия; учебная дискуссия; перекрестная дискуссия; «круглые столы»; «лестница достижений»; «индивидуальный образовательный маршрут»; «бортовой журнал» и пр.). 6. Диагностика преподавателем «низкого», «среднего» и «высокого» уровней сформированности научно-исследовательской компетентности студентов (педагогическое наблюдение; выставка достижений; «портфолио достижений»; диагностическая беседа; тематическое анкетирование и пр.).
Реализация педагогических условий формирования научно-
исследовательской компетентности студентов вуза в проведенном нами эмпирическом исследовании (на базе ОВЗРУ) дало следующие результаты: в экспериментальной группе число студентов, находящихся на высоком уровне сформированности этой компетентности увеличилось в экспериментальной и контрольных группах соответственно (различия статистически значимы): по критерию мотивационно-ценностного компонента на 22,5% (на 6,4%); по критерию когнитивного компонента на 20% (на 2%); по критерию операционального компонента на 22,5% (на 6,5.%). Можно заключить, что результаты эмпирической части исследования (формирующий эксперимент) подтвердили верность изложенного в настоящей статье теоретического рассмотрения научноисследовательской компетентности студента вуза как объекта формирования.
Библиографичесикй список
1. Байденко, В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы.- 3е изд. / В.И. Байденко - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003. - 128 с.
2. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Центр «Пед.поиск», 2003. - 256 с.
3. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 752 с.
4. Ежова, Т.В.Формирование общекультурной компетентности студентов. Спецкурс: Учебное пособие для студентов. - Оренбург: изд-во ОГПУ,
2003. - 86с.
5. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психологопедагогического исследования: для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
6. Климова, Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессиональнотворческой самообразовательной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Е. Климова. - Челябинск, 1995. - 22 с.
7. Козачок, А.И. Профессионально-ориентированная технология обучения как средство формирования компетентности у будущих военных специалистов в вузе (на материале изучения специальных дисциплин). Автореф. дис... канд. пед. наук / А.И. Козачок. - Курск: КГУ, 2004. - 18 с.
8. Козырева, О.А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия / О.А.Козырева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №2. - С.48-51
9. Меркулова, Л.В. Роль речевой компетентности в формировании профессиональной деятельности будущего учителя.// Перспектива: сборник статей молодых ученых - Оренбург: ОГУ. - 2003. -№2.- С.86-90.
10. Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / А.М. Новиков. - М., 1966. - 130 с.
11.Серяева, И.Ю. Формирование правовой компетентности студентов университета. Уч. Пособие. - Оренбург, Изд-во ГОУ ОГУ, 2004. -64с.
12.Ястребов, А.В. Моделирование научных исследований как средство оптимизации обучения студента педагогического вуза: Дис. до-ра пед. наук / А.В. Ястребов. - Ярославль, 2004. - 385 с
Bibliography
1. Baidenko,V.I. The Bologne Process: Structural Reform of Higher
Education in Europe. - 3 ed. / V.I. Baidenko - M.: Research Centre of Training Specialists Quality Problems, New Russian University, 2003. -128 p.
2. Bershadsky , M.E. Didactic and Psychological Foundations of Educational Technology / M.E. Bershadsky, V.V. Guzeev. - M.: ’’Pedagogical Poisk” Centre, 2003. -256 p.
3. Derkach, A.A. Akmeological Bases of Professional Development / A.A. Derkach. - M. : Publishing House of Moscow Psychological-Sociological Institute; Voronezh: NPO” Modek”, 2004-752 p.
4. Ezhova, T.V. Formation of Students’ Cultural Competence. Special Course : a Student’s Handbook . - Orenburg: OSPU , 2003. - 86 p.
5. Zagvyazinky, V.I., Atakhanov , R. Methodology & Methods of Psychological - Pedagogical Research: for Students of Higher Pedagogical Educational
Establishments / V.I. Zagvyazinky, R. Atakhanov. M.: “Academy” Publishing
Centre, 2001. -208 p.
6. Klimova, T.E. Future Teacher’s Training for Professional Self- Educational Activity: Synopsis of a Candidate of Pedagogics Dissertation / T.E. Klimova..- Chelyabinsk, 1995. -22 p.
7. Kozachok, A.I. Professionally - Oriented Education Technology as a Means of Forming Future Military Specialists’ Competence at the Institute (Based on Learning Special Subjects). Synopsis of a Candidate of Pedagogics Dissertation/ A.I. Kozachok. - Kursk: KSU , 2004. -18 p.
8. Kozyreva , O.A. Modern Teacher’s Competence: Modern Problem of Notion Defining / O.A. Kozyreva // Standards and Monitoring in Education. -
2004. - №2. -P. 48-51.
9. Merkulova, L.V. The Role of Speech Competence in the Formation of a Future Teacher’s Professional Activity // Perspectives: a Collection of Young Scientists’ Articles - Orenburg : OSU.- 2003.-№2.-P. 86-90.
10. Novikov, A.M. Scientific-Experimental Work in an Educational Establishment / A.M. Novikov. -M., 1996. -130 p.
11. Seryaeva, I.U. Formation of University Students’ Competence. Handbook.- Orenburg: SEE OSU Publishing House, 2004. - 64 p.
12. Yastrebov, A.V. Modelling Scientific Researches as a Means of Training Optimization of Teacher’s Training College Students: Synopsis of the Doct. of Pedagogics Diss. / A.B. Yastrebov.- Yaroslavl, 2004. - 385 p.