М.В. Амитрова, Ю.В. Гусарова, Е.А. Нелюбина
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ..
ANALYSIS OF THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGES TEACHING AND ITS INFLUENCE ON THE SOCIAL IMPORTANT QUALITIES FOR PROFESSIONAL ACTIVITY DEVELOPMENT
© 2015
M. V. Amitrova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair "Foreign Languages" Yu. V. Gusarova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair "Foreign Languages" E.A. Nelyubina, assistant professor of the chair "Foreign Languages" Penza State Technological University, Penza (Russia)
Abstract. The implementation of the Strategy for the Development of Science and Innovation in the Russian Federation for the period until the year 2015, The Concept of long-term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the period up to the year 2020 is impossible without high-qualified training of competitive engineers which are in demand on the labor market and in the sphere of the real economy. The idea of professional activities of engineers according to the regulations indicates the need for the formation of students in higher technical school, having both professional and social competence, which are based on personal, social, professional important qualities. The academic discipline "Foreign Language" has the potential to provide high technical students with social important qualities for professional activity. The complexity of the problem of formation of social important qualities for professional activity via the process of foreign language teaching in higher technical school is that, it is necessary that all the components of the teaching process that affect the efficiency of the students' learning process should be selected and based on the analysis of their impact on learning outcomes. Rethinking the role of the components of the foreign language teaching and their impact on the formation of social and professional competencies, which are based on social important qualities for professional activity have enabled us to identify the best options for goal-setting, contents, methods and forms of the process of foreign language teaching.
Keywords: higher education, engineer's training, engineer's professional activity, professional competence, social competence, social important qualities for professional activity.
УДК 378
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ, СОДЕРЖАНИЯ, ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В ОБЛАСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА
© 2015
Н. И. Асташина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Сервис»
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. Актуальность проблемы формирования исследовательской компетентности будущих специалистов в области социокультурного сервиса определяется требованиями, предъявляемыми к ним условиями современности. Анализ требований к результатам освоения основных образовательных программ, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Сервис», показывает, что многие из них формируются на основе исследовательских компетенций. Анализ публикаций в психолого-педагогических и методических изданиях показывает, что существуют разные подходы к осмыслению сущности и структуры понятий «компетенция» и «компетентность». По мнению ряда учёных (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Я. В. Кривенко, А. А. Ушаков, А. В. Хуторской др.) исследовательская компетентность относится к числу ключевых. Исследовательская компетентность включает в себя ряд компонентов: мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный. Все компо-ненты взаимосвязаны между собой, каждый выполняет свои функции и задачи. Для выполнения исследований индивидуального или коллективного характера студент должен обладать определёнными личностными качествами. Формирование исследовательской компетентности осуществляется в условиях системности и непрерывности образовательного процесса (М. В. Кларин, Г. П. Щедровицкий), технологичности (Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина), и прогнозируемости результата обучения (Б. С. Гершунский, В. А. Семиченко). Исследовательская компетентность студентов формируется при условии использования активных методов и технологий в процессе проведения занятий и организации самостоятельной работы студентов. Исследовательская компетентность студентов в сфере их будущей профессиональной деятельности является одной из важнейших целей всех современных программ высшего профессионального образования.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, компетентностный подход, компетенции, компетентность, исследовательская компетентность.
В современных условиях специалистам в области социокультурного сервиса необходимо уметь ориентироваться в разнообразных проблемных ситуациях, возникающих в сфере профессиональной деятельности, уметь вычленять и решать проблемы, прогнозировать результаты, владеть способами совершенствования своих действий. В связи с этим актуализируется проблема формирования исследовательской компетентности будущих специалистов.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Сервис», определяя в качестве концептуальной основы компетентностный подход, в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ содержит перечень общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать будущий специалист [1]. Анализ этих требований показывает, что многие из них формируют-
ся на основе исследовательских компетенций (таблица 1). Отметим, что профильная подготовка будущих специалистов должна быть ориентирована в том числе и на научно-исследовательскую деятельность.
Проблемы компетентностного подхода в обучении широко обсуждаются на страницах психолого-педагогических и методических изданий. Концептуальные основы компетентностного подхода изложены в исследованиях В. И. Байденко, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Д. Равена, А. В. Хуторского, В. Д. Шадрикова и других. Анализ публикаций показывает, что существуют разные подходы к осмыслению сущности и структуры понятий «компетенция» и «компетентность».
Дж. Равен отмечает, что компетентность это такое явление, которое «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, ... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной, ...
Н. И. Асташина
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ, СОДЕРЖАНИЯ, ПУТЕЙ ...
эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения», «виды компетентности» суть «мотивированные способности» [2, с. 53].
Таблица 1 - Общекультурные и профессиональные компетенции выпускника по направлению подготовки «Сервис» (квалификация «бакалавр»), формируемые на основе исследовательской компетенции
Л. М. Митина в понятие компетентность включает «знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности» [3, с. 46].
Шадриков В. Д.характеризует компетентность как «составляющее качество личности или совокупность качеств, минимальный опыт деятельности в заданной сфере» [4, с. 27].
А. В. Хуторской предлагает следующие характеристики понятий: «компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [5, с. 13].
Молокова А.В. указывает, что компетентность -это синтез двух компонентов: обладание обучающимся определённым набором компетенций; сложившееся личностное качество человека, завершившего образование определённой ступени, в котором ярко выражена «способность результативно действовать, достигать результата - эффективно решать проблему» [6, с. 242] и мобильность специалиста на рынке труда.
Э. Ф. Зеер отмечает, что «компетентности - это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, закономерностей», «компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение учебной и профессиональной деятельности; это способности человека реализовать на практике свою компетентность» [7, с.16].
Г. К. Селевко применяет понятие «компетенция» для обозначения образовательного результата, выражающе-
гося в подготовленности выпускника, в реальном владении им методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами. Под «компетентностью» Г. К. Селевко понимает интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности [8, 52].
Опираясь на проведённый анализ подходов к осмыслению понятий «компетентность» и «компетенция», проведём исследование подходов к определению структуры, содержания и путей формирования исследовательской компетенции студентов, как необходимого условия для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС.
И. А. Зимняя, определяя компетенции как «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представ-ления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентно-стях человека», выделяет 10 основных компетенций. Исследовательская компетентность входит в качестве компонента в «компетенцию, относящуюся к деятельности человека» [9, с. 19].
В своём исследовании А. В. Баранников выделяет исследовательскую компетентность как самостоятельную, роль наряду с учебной, социально-личностной, коммуникативной, личностно-адаптивной и компетентностью в области организаторской деятельности и сотрудничества [10].
По классификации А. В. Хуторского исследовательская компетентность рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целепола-гания, планирования, анализа, рефлексии». Она также служит компонентом компетентности личного самосовершенствования, направленной на освоение способов интеллектуального и духовного саморазвития [11, с. 55-61].
По мнению ряда учёных (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Я. В. Кривенко, А. А. Ушаков, А. В. Хуторской др.) исследовательская компетентность относится к числу ключевых. Характерными признаками ключевых компетентностей являются: неалгоритмичность (т. е. возможность решать сложные нестандарт-ные задачи, требующие эвристических подходов), полифункциональность (т. е. возможность решать сложные нестандартные задачи в ситуациях повседневной жизни), универсальность и надпредметность (т. е. возможность решать сложные нестандартные задачи из разных предметных областей человеческой деятельности), многомерность (включает в себя целый ряд интеллектуальных умений, знаний, способов деятельности, личностных качеств). Анализируя исследовательскую деятельность исходя из характеристик ключевых компетенций, можно констатировать следующее:
- поставленные задачи решаются эвристически, т.е. неалгоритмично;
- исследовательский подход можно переносить на разные сферы деятельности, в этом проявляется свойство полифункциональности, универсальности и над-предметности;
- в исследовательской деятельности применяются аналитические, коммуни-кативные и личностных качеств, что характеризует её многомерный характер.
Все вышеперечисленные характеристики подтверждают принадлежность исследовательской компетентности к числу ключевых.
Исследовательская компетентность включает в себя ряд компонентов: мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный [12]. Все компоненты взаимосвязаны между собой, каждый выполняет
107
Компетенции Содержание компетенций
ОК-11 На научной основе организует свой труд, оценивает с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеет навыками самостоятельной работы
ОК-13 Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; работает с информацией в глобальных компьютерных сетях
ОК-14 Участвует в работе над инновационными проектами, использует базовые методы исследовательской деятельности
ОК-16 Самостоятельно применяет методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развития социальных и профессиональных компетенций
ОК-17 Обладает культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь
ПК-1 Обладает способностью к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями
ПК-14 Обладает готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в сервисной деятельности
ПК-15 Обладает готовностью к выполнению инновационных проектов в сфере сервиса
Н. И. Асташина
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ, СОДЕРЖАНИЯ, ПУТЕЙ ..
свои функции и задачи. Мотивационный компонент выполняет функцию инициирования исследовательской деятельности, задача - формирование потребности в осуществлении исследовательской деятельности. Когнитивный компонент выполняет информационную функцию, задача - формирование универсальных способов познавательной деятельности в своей профессиональной сфере. Деятельностный компонент выполняет технологическую функцию, задача -формирование опыта творческой деятельности на основе выполнения мыслительных операций различного уровня: репродуктивного, продуктивного и творческого. Рефлексивный компонент выполняет регулирующую функцию, задача - формирование у студентов оценочного отношения к продукту своей исследовательской деятельности.
Следует отметить, что для выполнения исследований индивидуального или коллективного характера студент должен обладать следующими личностными качествами:
- уметь адаптироваться в условиях приближённых к профессиональной деятельности;
- обладать способностью личностно и профессионально самореализовываться;
- уметь строить межличностные, деловые, профессиональные, социальные связи и отношения;
- быть готовым продолжать свое образование (основное и дополнительное) на основе овладения оригинальными источниками профессиональной информа-ции, универсальными способами практической и теоретической образова-тельной деятельности, способами исследовательской деятельности [13].
Исследователи и педагоги сходятся во мнении о том, что формирование исследовательской компетентности осуществляется в условиях системности и непрерывности образовательного процесса (М. В. Кларин, Г. П. Щедровицкий), технологичности (Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина), и прогнозируемости результата обучения (Б. С. Гершунский, В. А. Семиченко) [14-17].
Формирование исследовательской компетентности студентов происходит при условии использования активных методов и технологий в процессе про-ведения занятий и организации самостоятельной работы студентов [17-19].
Формирование исследовательской компетентности в сфере будущей профессиональной деятельности является одной из важнейших целей всех современных программ высшего профессионального образования (В. И. Байденко, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, В. Д. Шадриков и др.) [4, 9, 20]. Она является основанием для развития других более конкретных и предметно-ориентированных компетентностей, поскольку помогает студенту обучаться, позволяет стать помогает быть более успешным в будущей профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 «Сервис». Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2009, № 627.
2. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002 (англ. 1984) [Электронный ресурс]. URL: http://coollib. net/b/182869/read (дата обращения: 05.02.2015).
3. Митина Л. М. Психология профессионального развития. М., 1998. 200 с.
4. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 27.
5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 года. Центр «Эйдос». С. 13.
6. Молокова А. В. Реализация компетентностного подхода в условиях информатизации образования / А. В. Молокова // Философия образования. - 2006. № 1. С. 239-243.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М. : Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 240 с.
8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М. : НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образователь-ных технологий»).
9. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. № 5. 2003. С. 34-44.
10. Баранников А. В. Содержание общего образования: компетентностный подход. М. : ГУ ВШЭ, 2002. 51 с.
11. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 55-61.
12. Севостьянова И. Л. Модель исследовательской компетентности студентов экономических специальностей вузов // Профессиональное образование а России и за рубежом. 2010. № 1 (2). С. 118-119.
13. Шашкина М. Б., Багачук А. В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2006. 240 с.
14. Лаптев В.В. Научный подход к построению программ исследования качества образования // Модернизация общего образования на рубеже веков: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С. 3-10.
15. Кларин М. В. Педагогическая технология. М., 1989. 187 с.
16. Щедровицкий Г. П., Котельников С. И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследе-ятельности // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. СМД методология в конфликтологии . Сб., М. 2004. Вып. 21. С. 6-19.
17. Мухина Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с.
18. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: учеб.пособие для студентов. высш. учеб заведений. М. : Академия, 2008. 176 с.
19. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. М. : Академия, 2005. 272 с.
20. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М. : ИЦ ПКПС. 2004. 84 с.
педагогические Н. И. Асташина
науки ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ, СОДЕРЖАНИЯ, ПУТЕЙ ...
APPROACHES TO DEFINITION OF STRUCTURE, THE CONTENTS, WAYS OF FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS, FUTURE EXPERTS IN THE FIELD OF SOCIOCULTURAL SERVICE
© 2015
N. I. Astashina, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Service».
Nizhniy Novgorod state engineering-economic university, Vorotynets, (Russia)
Annotation. Background research competence formation of future professionals in the field of socio-cultural service is determined by the requirements for them the conditions of modernity. Analysis of the requirements for the results of development of basic educational programs, certain federal state educational standards in the direction of preparation «Service» shows that many of them are formed on the basis of research competencies. Analysis of publications in the psycho-pedagogical and methodological publications shows that there are different approaches to understanding the nature and structure of the concepts of «competence» and "competence". According to some scholars (VA Bolotov, IA Winter, Y. Krivenko, A. Ushakov, AV Hutorskoy al.) Research competence is a key. Research competence includes a number of components: motivational, cognitive, operational and reflective. All components are interconnected, each fulfilling its functions and tasks. To carry out studies of individual or collective nature of the student must possess certain personal qualities. Formation of research competence is carried out in a systematic and continuous educational process (MV Clarin, GP Schedrovitsky), technology (NV Kuzmina, Mitin LM), and the expected results of training (BS Gershunsky VA Semichenko). Research competence of students formed, provided the use of active methods and technologies in the process of training and organization of independent work of students. Research competence of students in their future careers is one of the most important goals of modern programs of higher education.
Keywords: Federal state educational standard of higher education, competence-based approach, competences, competence, research kompetenost.
УДК 378.147:004
ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДИАГНОСТИКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МУЛЬТИАГЕНТНЫХ СВЯЗЕЙ
© 2015
А.В. Богданова, кандидат педагогических наук, начальник отдела сопровождения
дистанционного обучения
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: В статье рассматриваются разные подходы к моделированию процессов в вузе. Все рассмотренные подходы подразумевают применение концепции мультиагентных связей. Рассматривая конкретные задачи диагностики качества образования, автор отмечает, что они имеют сходную формулировку. Это позволило обобщить их единым математическим описанием. В статье исследуется простейший случай моделирования в диагностике качества образования на основе мультиагентных связей. Далее автор обращается к концепции второго закона термодинамики, указывая, что в теории информации задача управления агентами сводится к ограничению разнообразия возможных значений параметров. Минимальное количество полученной и переработанной информации для выбора данных параметров определяется максимальной энтропией для данной неопределенности. В диагностике качества образования на основе мультиагентных связей часто встречается ситуация, когда не все фазовые координаты значимы для конечной точки фазовой траектории - результата производимых изменений. В данном случае имеет место задача оптимального управления, в которой начальное фазовое состояние агента однозначно задано, а конечное состояние может быть выбрано из множества значений. Все перечисленные аспекты рассмотрены последовательно в данной статье. Описана работа с дополнительными условиями при использовании математических выражений. Представленные системы уравнений и формулы в комплексе позволяют систематизировать управление процессами в вузе и оптимизировать диагностику качества образования.
Ключевые слова: мультиагентные связи, управление качеством образования, показатели качества, диагностика качества образования, качество образования, качество процессов, синтетические показатели качества.
Рассматривая конкретные задачи диагностики каче- быть больше числа переменных m < n. Разность n-m
ства образования с позиции мультиагентных связей [1- определяет число степеней свободы в данной задаче:
4], можно заметить, что при всей различности их содер- только n-m переменных может быть взято произвольно;
жания они имеют довольно сходную формулировку. В значения остальных переменных определяются из
каждой такой задаче выступает так называемая целевая балансовых уравнений. В частном случае, когда m =
функция f =f(Xj, x2, ...,xn), которую следует оптимизи- n, число степеней свободы равно нулю, а балансовые
ровать: найти такие значения переменных xp x2, ..., xn, уравнения определяют значения всех переменных.
чтобы: Чтобы быть управляемым, агент, прежде всего, должен
f = f (x ,x2,...,xn) = min eee f = f (x ,X2,...,xn) = max быть полностью отред^н TO есть все его составные
1 2 n 1 2 n части должны быть взаимосвязаны (напрямую или
При этом переменные xp x2, ..., xn должны выполнять посредством других агентов), а связи между ними -некоторые дополнительные условия, которые можно за- логически обусловлены и осуществимы. Математически писать в виде балансовых уравнений или балансовых агент определен, если определено множество всех неравенств с граничными условиями: возможных состояний объекта. Функционирование
Фk(x1,х 2, . ,.,х n) = Ck k = 1,2,...,m агентов можно отождествить с постоянным
изменением, движением. Величины, характеризующие
Фk(xj,х 2, .,.,х n) < Ck k = 1,2,...,m, их состояние, являются их фазовыми координатами.
Величины, управляющие агентом - его управляющими
а> oi >в i = 1,2,...,n. параметрами. Фазовые координаты могут быть
числовыми показателями и относительными, то есть
Если независимые побочные условия даются в виде величины, соответствующие фазовым координатам, балансовых уравнений, то их количество не может могут иметь числовые и процентные значения.