Научная статья на тему 'Роль исследовательской компетенции в структуре профессионально-методической компетентности будущих учителей иностранного языка'

Роль исследовательской компетенции в структуре профессионально-методической компетентности будущих учителей иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / PROFICIENCY / COMPETENCE-BASED APPROACH / FUTURE TEACHERS’ PROFESSIONAL-METHODOLOGICAL TRAINING / PROFESSIONAL-METHODOLOGICAL COMPETENCE / RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корзун Оксана Олеговна, Савкина Екатерина Александровна

Данная статья раскрывает место исследовательской компетенции в структуре профессионально-методической компетентности учителя иностранного языка. Авторы объясняют выбор термина «профессионально-методическая компетентность», представляют собственную структуру понятия. Дается анализ ФГОС ВО, подтверждающий необходимость включения исследовательской компетенции в состав профессионально-методической компетентности. Работа будет полезна преподавателям вузов, занимающихся подготовкой студентов-бакалавров будущих учителей иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корзун Оксана Олеговна, Савкина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RESEARCH COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL-METHODOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

The article identifies the place of research competence in the structure of a foreign language teacher’s professional-methodological competence. The authors justify the choice of the term “professional-methodological competence”, propose their own structure of this notion. The analysis of the Federal State Educational Standard of Higher Education indicates the necessity to include research competence into the structure of professional-methodological competence. The research findings will be useful for higher school teachers training bachelor students future foreign language teachers.

Текст научной работы на тему «Роль исследовательской компетенции в структуре профессионально-методической компетентности будущих учителей иностранного языка»

https://doi.orq/10.30853/filnauki.2018-6-2.50

Корзун Оксана Олеговна, Савкина Екатерина Александровна

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Данная статья раскрывает место исследовательской компетенции в структуре профессионально-методической компетентности учителя иностранного языка. Авторы объясняют выбор термина "профессионально-методическая компетентность", представляют собственную структуру понятия. Дается анализ ФГОС ВО, подтверждающий необходимость включения исследовательской компетенции в состав профессионально-методической компетентности. Работа будет полезна преподавателям вузов, занимающихся подготовкой студентов-бакалавров - будущих учителей иностранного языка. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272018/6-2/50.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 6(84). Ч. 2. C. 420-424. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/6-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

ПЕДАГОГИКА

УДК 37:372.8 Дата поступления рукописи: 13.03.2018

https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-6-2.50

Данная статья раскрывает место исследовательской компетенции в структуре профессионально-методической компетентности учителя иностранного языка. Авторы объясняют выбор термина «профессионально-методическая компетентность», представляют собственную структуру понятия. Дается анализ ФГОС ВО, подтверждающий необходимость включения исследовательской компетенции в состав профессионально-методической компетентности. Работа будет полезна преподавателям вузов, занимающихся подготовкой студентов-бакалавров - будущих учителей иностранного языка.

Ключевые слова и фразы: компетенция; компетентность; компетентностный подход; профессионально-методическая подготовка будущих учителей; профессионально-методическая компетентность; исследовательская компетенция.

Корзун Оксана Олеговна, к. пед. н. Савкина Екатерина Александровна

Московский городской педагогический университет korzun_oksana@mail. гы; katyasavkina@yandex. гы

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В настоящее время Россия находится на важном этапе вхождения в мировое образовательное пространство. В связи с этим требования к результатам высшего образования значительно изменились. Современный специалист - это человек, который не только обладает знаниями, умениями и навыками (далее - ЗУН), но и имеет отношение, мотивацию к деятельности, которую выполняет. Появляется дополнительный компонент «отношение». Именно этот четвертый компонент отличает от других современный компетентностный подход, занявший прочное место среди других подходов в образовании, сместив традиционный знание-ориентированный подход.

В «компетентностном» образовании главным и решающим преимуществом выпускника, как отмечает Т. В. Самодурова, становится обладание им такими качествами, как компетентность, ответственность, свободное владение своей профессией, академическая и социальная мобильность, ориентированность в смежных областях деятельности, готовность к эффективной учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, готовность к самообразованию и самосовершенствованию [9, с. 176]. Происходящие изменения находят свое отражение в документах федерального значения: в Стратегии и концепции модернизации российского образования, в Федеральной целевой программе развития российского образования, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), в проекте «Наша новая школа» и др.

Данные изменения также коснулись системы подготовки студентов бакалавриата - будущих учителей иностранного языка. Процесс глобализации обуславливает необходимость владения выпускниками иностранными языками. Следовательно, возникает потребность в подготовке грамотных специалистов, которые будут способны обучать иностранным языкам следующие поколения, смогут в дальнейшем представлять свою страну на мировой арене.

Компетентный учитель иностранного языка должен знать не только свой предмет на высоком уровне, но и как эффективно организовать процесс обучения в различных типах образовательных учреждений в условиях глобальных перемен. Исключительную важность приобретает необходимость быть в курсе постоянных изменений в образовательном процессе, в появлении новых подходов обучения, а также необходимость интересоваться изменениями в иностранном языке. Все вышесказанное привело к необходимости постоянного осуществления исследовательской деятельности учителем иностранного языка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), принятом 4 декабря 2015 года (далее -ФГОС ВО), можно найти подтверждение значимой роли исследовательской деятельности в профессиональном

становлении выпускников. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в рамках исследовательской деятельности должен уметь решать следующие профессиональные задачи:

• использование систематизированных теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в области науки и образования;

• использование в профессиональной деятельности методов научного исследования [8, с. 5].

Из заявленных в ФГОС ВО профессиональных задач в области исследовательской деятельности вытекает ряд профессиональных компетенций выпускников:

• готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

• способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

Необходимость формирования вышеуказанных профессиональных компетенций подчеркивает значимость исследовательской деятельности в формировании будущего учителя иностранного языка. Выпускник должен быть подготовлен к проведению собственного исследования, к руководству исследовательской деятельностью своих подопечных. Помимо отдельного раздела, выделенного под исследовательскую деятельность, можно отметить перечень других компетенций, где исследовательский компонент, не являясь ведущей целью, становится средством на пути формирования других компетенций. В подтверждение данной мысли стоит привести несколько общекультурных компетенций, заявленных в ФГОС ВО:

• выпускник должен обладать способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

• выпускник должен обладать способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) [Там же, с. 6].

Как мы видим, заявленные в ФГОС ВО общекультурные компетенции предполагают формирование способности и готовности выпускников делиться своим профессиональным опытом с коллегами, обсуждать различные профессиональные проблемы, публиковать результаты, полученные в ходе профессиональной деятельности, выступать на педагогических конференциях, что способствует развитию и самообразованию специалиста.

С целью подтверждения значимости исследовательской компетенции в структуре профессионально-методической компетентности выпускника бакалавриата по направлению 44.03.01 Педагогическое образование обратимся к ключевому для нашего исследования понятию «профессионально-методическая компетентность» с целью уточнения, что под этим понятием понимают авторы. Необходимо отметить, что в данной статье речь идет именно о профессионально-методической компетентности, а не компетенции.

В последнее время заметны терминологические расхождения в трактовке понятий «компетенция» и «компетентность». Возможно, они получили широкое распространение из-за двусмысленности перевода английского слова "competence", что привело к тому, что в современных научно-педагогических и методических исследованиях рассматриваются общие и частные вопросы формирования как методической компетенции, так и компетентности учителя иностранного языка (Н. В. Языкова, О. Н. Игна, С. Н. Макеева, А. В. Дубаков и др.).

Несмотря на то, что в методической литературе встречаются мнения, что возникшие расхождения в трактовке понятий не представляют принципиальной значимости для практики, отметим, что понятия «компетенция» и «компетентность» ошибочно воспринимать синонимами.

Не прибегая к научной полемике, в данной статье авторы опираются на мнение одного из ведущих деятелей компетентностного подхода в нашей стране А. В. Хуторского. Под понятием «компетентность» ученый понимает «владение, обладание обучающимся соответствующей компетенцией, подразумевающее его отношение к ней и предмету деятельности, т.е. совокупность личных качеств обучаемого, необходимых и достаточных для осуществления продуктивной деятельности по отношению к определенному объекту» [10, с. 86]. Под понятием «компетенция» А. В. Хуторской понимает «нормативное требование к образовательной подготовке обучаемого, необходимой для его эффективной и продуктивной деятельности в определенной сфере» [Там же].

Из этого вытекает вывод, что компетентность более широкое понятие, чем компетенция. Компетенция -это внешне заданная норма, а компетентность является личностным качеством, определяемым данной нормой. Если про человека говорят, что он компетентен в своей профессии, то это означает, что у человека сформированы нужные компетенции (имеются знания, умения, навыки и личностное отношение) для успешного осуществления своей профессиональной деятельности.

Будущий учитель иностранного языка может считаться компетентным, если по окончанию обучения готов использовать сформированные компетенции для осуществления:

• педагогической деятельности;

• проектной деятельности;

• исследовательской деятельности;

• культурно-просветительской деятельности [8, с. 3].

Несмотря на плюрализм во взглядах на наименование того, что авторы статьи называют профессионально-методической компетентностью, все исследователи единогласно сходятся во мнении, что данная компетенция / компетентность выступает в качестве важнейшего показателя и результата профессионально-методической подготовки студентов-бакалавров - будущих учителей иностранного языка.

Прежде всего, определимся, что понимается под профессионально-методической подготовкой будущих учителей иностранного языка. Вслед за Н. В. Языковой под профессионально-методической подготовкой

в данной статье понимаем «процесс выработки, принятия и реализации методических решений, в ходе которых у студентов формируются профессиональные знания, навыки и умения и профессионально-педагогическая направленность личности» [11, с. 13].

Представим анализируемые определения исследователей, занимающихся профессиональной подготовкой будущих учителей иностранного языка, в виде таблицы (Таблица 1). Важно отметить, что определения авторов также разнятся, поэтому будут рассмотрены такие понятия, как «профессиональная компетентность», «методическая компетенция», «методическая компетентность» и «профессионально-методическая компетентность».

Таблица 1. Анализ вариаций определений профессионально-методической компетентности

Вариант наименования Определение

профессиональная компетенция [6, с. 72-79] синтез, неразрывное единство содержательного и структурного компонентов, совокупность знаний, умений, навыков и способностей, реализуемых через психолого-педагогическую, методическую, коммуникативную, филологическую, общекультурную, информационную, социальную и управленческую компетенции

методическая компетентность [3, с. 91] результат психолого-педагогической, методической, предметной подготовки, личного научно-исследовательского и профессионального опыта

профессиональная компетентность [7, с. 119] интегративная профессионально-личностная характеристика специалиста, определяющая его способность и готовность осуществлять профессиональную деятельность посредством сформированных компетенций, где готовность не статичное состояние, а готовность меняться и развиваться с появлением новых образовательных технологий

методическая компетенция [5, с. 95] интегративное свойство личности учителя иностранного языка, предполагающее его готовность и способность эффективно решать методические задачи в процессе реализации целей обучения иностранным языкам

методическая компетенция [2, с. 2578] совокупность знаний о сущностных характеристиках процесса обучения иностранному языку и практических умений, заключающихся в его эффективной организации

В ходе анализа имеющихся работ было обнаружено, что каждый автор определяет понятие по-своему, начиная от наименования компетенции и заканчивая какими-то характерными чертами. Однако все-таки представляется возможным выявить общие черты, которые позволяют дать определение одному из ключевых понятий статьи. Итак, «профессионально-методическая компетентность учителя иностранного языка» -это владение совокупностью специфических компетенций, необходимых учителю иностранного языка, которые позволяют решать педагогические, проектные, исследовательские, культурно-просветительские и методические задачи, возникающие в организации иноязычного учебно-образовательного процесса, а также способность учителя осознавать значимость собственной профессии и заниматься постоянным совершенствованием собственных компетенций.

Определившись, что понимается под профессионально-методической компетентностью учителя иностранного языка, перейдем к рассмотрению ее компонентного состава и, как следствие, выявлению места исследовательской компетенции в ее структуре. Был проведен анализ имеющихся работ (И. А. Бредихина, А. В. Дубаков, А. И. Каменский), где авторы представляют компонентный состав профессионально-методической подготовки учителя иностранного языка. Их обобщенный анализ представлен в Таблице 2.

Таблица 2. Анализ компонентов профессионально-методической подготовки учителя иностранного языка

Автор Вариант наименования Компонентный состав

Дубаков, 2015 Методическая компетенция - гностическая - аналитическая - проектировочная - профессионально-коммуникативная - информационно-коммуникативная - инновационная - научно-исследовательская - рефлексивная

Бредихина, 2015 Профессиональная компетентность - коммуникативно-культурологическая - общенаучная (когнитивная компетенция и исследовательская компетенция) - психолого-педагогическая - личностная - самообразовательная

Каменский, 2017 Профессиональная компетентность - предметная - социальная - мотивационная - функциональная (педагогическая компетенция, информационно-когнитивная компетенция и научно-исследовательская компетенция)

Как показал анализ имеющихся работ, все авторы включают исследовательскую компетенцию как обязательный компонент профессионально-методической подготовки будущего учителя иностранного языка.

На основании проведенного анализа работ представляется возможным предложить собственный компонентный состав профессионально-методической компетентности, который представлен специфическими компетенциями, необходимыми учителю иностранного языка (Рис. 1). Уточним, что каждая из перечисленных компетенций впоследствии может подразделяться на собственные субкомпетенции.

Методическая компетенция

Коммуникативная компетенция

Исследовательская компетенция

Самообразовательная

компетенция

\

Рисунок 1. Структура профессионально-методической компетентности учителя иностранного языка

Итак, в структуру профессионально-методической компетентности учителя иностранного языка входят следующие компетенции: методическая, коммуникативная, самообразовательная и исследовательская. Особое внимание, по мнению авторов статьи, должно отводиться формированию у студентов-бакалавров исследовательской компетенции как обязательного компонента профессионально-методической подготовки будущего учителя иностранного языка. Современному учителю необходимо решать исследовательские, технологические и практические задачи. В связи с этим современный учитель иностранного языка во время своей работы выступает как: исследователь, методист-технолог и учитель-практик. Именно это и обуславливает включение авторами статьи исследовательской компетенции в компонентный состав профессионально-методической компетентности.

Полученные в ходе исследования результаты позволили авторам в данной статье: 1) разграничить понятия «компетентность» и «компетенция», которые зачастую неверно используются в качестве синонимов, что ведет к общему недопониманию между исследователями; 2) уточнить понятие «профессионально-методическая компетентность учителя иностранного языка», что способствовало определению профессионально-методической компетентности как результата профессионально-методической подготовки будущего учителя иностранного языка; 3) уточнить структуру профессионально-методической компетентности и выявить ее компонентный состав; 4) выявить роль исследовательской компетенции в становлении будущего учителя иностранного языка.

Исследовательская компетенция является одновременно как основной задачей формирования профессионально-методической компетентности, так и средством формирования других профессиональных, общекультурных и общепрофессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка. Необходимо больше внимания уделять исследовательской деятельности студентов, при необходимости дополнять образовательный процесс исследовательскими видами деятельности с целью повышения уровня профессионализма будущих выпускников.

Список источников

1. Бредихина И. А. Особенности структуры профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2015. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-struktury-professionalnoy-kompetentnosti-prepodavatelya-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 02.03.2018).

2. Дубаков А. В. Формирование методической компетенции будущего учителя иностранного языка: содержательные и организационно-технологические аспекты [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 2576-2580. URL: http://e-koncept.ru/2015/85516.htm (дата обращения: 05.03.2018).

3. Игна О. Н. Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2. № 1. С. 90-94.

4. Каменский А. И. Структура профессиональной компетентности учителя иностранного языка // Компетентностная модель филолога: коллективная монография. Симферополь: Ариал, 2017. С. 61-96.

5. Макеева С. Н. К разграничению понятий «лингводидактическая компетенция» и «методическая компетенция» учителя иностранного языка // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2012. № 1 (9). С. 91-96.

6. Махмурян К. С. Методические основы подготовки учителя иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования: монография. М.: Университет, 2008. 405 с.

7. Надточева Е. С. Профессионально-методическая компетенция как приоритетная цель подготовки будущих учителей второго иностранного языка // Языковое образование сегодня - векторы развития: материалы II Международной научно-практической конференции-форума. Екатеринбург, 2011. С. 117-129.

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. № 1426. URL: М1рз://минобрнауки.рф/документы/7995 (дата обращения: 10.02.2018).

9. Самодурова Т. В. К проблеме развития исследовательской компетентности студентов в условиях перехода на ФГОС // Амурский научный вестник. 2013. № 1. С. 176-183.

10. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85-91.

11. Языкова Н. В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов иностранных языков. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1994. 238 с.

THE ROLE OF RESEARCH COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL-METHODOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

Korzun Oksana Olegovna, Ph. D. in Pedagogy Savkina Ekaterina Aleksandrovna

Moscow City University korzun_oksana@mail. ru; katyasavkina@yandex. ru

The article identifies the place of research competence in the structure of a foreign language teacher's professional-methodological competence. The authors justify the choice of the term "professional-methodological competence", propose their own structure of this notion. The analysis of the Federal State Educational Standard of Higher Education indicates the necessity to include research competence into the structure of professional-methodological competence. The research findings will be useful for higher school teachers training bachelor students - future foreign language teachers.

Key words and phrases: competence; proficiency; competence-based approach; future teachers' professional-methodological training; professional-methodological competence; research competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.