Научная статья на тему 'Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка'

Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2706
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / TRAINING IN TEACHING METHODS / COMPETENCE IN TEACHING METHODS / A FOREIGN LANGUAGE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Афанасьева Ольга Юрьевна, Федотова Марина Геннадьевна

В данной статье с позиций компетентностного подхода рассматривается место методической компетенции в подготовке учителя иностранного языка, определяются ее состав и структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Афанасьева Ольга Юрьевна, Федотова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospective foreign language teacher’s competence in teaching methods

The authors of this paper from the viewpoint of competence approach analyze the role of competence in teaching methods in a foreign language teacher training, define its contents and structure.

Текст научной работы на тему «Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка»

УДК 75.028 ББК 64:71/3

Никитина Елена Юрьевна

доктор педагогических наук, профессор

кафедра русского языка, литературы и методики преподавания русского

языка, литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Афанасьева Ольга Юрьевна доктор педагогических наук, доцент

кафедра английской филологии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Федотова Марина Геннадьевна кандидат педагогических наук, доцент кафедра английского языка Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Nikitina Yelena Yurievna Doctor of Pedagogics,

Professor

Chair of Russian and Literature and Methods of Teaching Russian and Literature

Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Afanasyeva Olga Yuryevna Doctor of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of English Philology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Fedotova Marina Gennadyevna Doctor of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of English Language Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk elenaurievna@bk.ru Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка Prospective foreign language teacher’s competence in teaching methods

В данной статье с позиций компетентностного подхода рассматривается место методической компетенции в подготовке учителя иностранного языка, определяются ее состав и структура.

The authors of this paper from the viewpoint of competence approach analyze the role of competence in teaching methods in a foreign language teacher training, define its contents and structure.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, методическая подготовка, методическая компетенция, учитель иностранного языка.

Key words: competence approach, competence, training in teaching methods, competence in teaching methods, a foreign language teacher.

Являясь активным участником Болонского соглашения, Россия сегодня

четко осознает свои цели и задачи по интеграции системы национальной профессиональной подготовки в мировое образовательное пространство, что, несомненно, требует переосмысления приоритетов образования, чтобы придать его модернизации системный, глобальный характер. Нельзя отрицать тот факт, что дальнейшее развитие профессионального образования сопряжено с идеями компетентностного подхода, так как знаниево-центрированная парадигма уступает позиции компетенциям как результату современного образования.

Пришедший в сферу российского образовательного пространства в 90-х гг. ХХ века компетентностный подход обозначил не только новые тенденции и направления подготовки специалистов, но и сформулировал требования, которым должен соответствовать выпускник вуза: инициативность, мобильность, готовность к решению профессиональных задач разного уровня сложности. Исходя из этого методическая подготовка будущего учителя иностранного языка (ИЯ) выступает средством формирования не только умственных способностей, но и духовно-чувственных, практических сторон личности, тем самым определяя дальнейшее ее развитие и совершенствование.

Т1 W /-• W I v>

Будучи составной частью общей профессиональной подготовки, методическая подготовка является важным, если не сказать главным звеном в подготовке учителя ИЯ, так как невозможно решать задачи научного осмысления и конструирования образовательного процесса по иностранному языку без включения в него содержания, предусматривающего формирование и развитие компетен-

ций, которые отражают специфику профессиональной деятельности учителя ИЯ.

Под методической подготовкой мы понимаем овладение будущими специалистами комплексом компетенций, ориентированных на организацию образовательного процесса по ИЯ. Целью и результатом такой работы выступает формирование компетентной личности, готовой к интеграции в динамически меняющуюся образовательную среду, которая требует решения профессиональных задач разного уровня сложности.

Анализ научной литературы, а также наши собственные изыскания показали, что внедрение компетентностного подхода определило некоторые особенности методической подготовки, учет которых необходим при осмыслении и разработке дидактических основ образовательного процесса. Необходимо подчеркнуть, что среди педагогических наук методика обучения ИЯ занимает особое место, так как она одновременно воспринимается и как наука, отражающая закономерности и принципы обучения ИЯ, и как искусство, которое предполагает овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками на уровне мастерства, основу которого составляет творчество. Методика рассматривается и как технология, которая включает реализацию различных форм, средств, приемов обучения ИЯ (включая языковой портфель, проблемное обучения, проектные формы работы с высокой степенью как индивидуальной, так и коллективной ответственности за ее результат, стимулирование внедрения ИКТ в учебный процесс, выработку единых критериев оценивания).

Огромный эмпирический материал, накопленный методической наукой за последние годы, требует его теоретического осмысления с единых методологических оснований, что позволяет значительно усилить позиции методики в разработке современных технологий обучения. Ориентация на понимание профессиональной подготовки как образования через всю жизнь открывает такие грани методической подготовки, как её развивающий и воспитательный потенциал. При этом существенной стороной методической подготовки учителя ИЯ, на

наш взгляд, выступает ее социокультурная направленность, которая рассматривает обучение ИЯ как процесс передачи универсальных и национальнокультурных ценностей на основе их сопоставления и диалога культур и цивилизаций, как изучение влияния культур друг на друга. Подчеркивая эту роль культур в становлении профессиональных компетенций, важно осознавать, что под влиянием культурных процессов, фоновых знаний происходит адаптация человека к новым условиям, к созданию нового образовательного ресурса, который можно использовать для дальнейшего развития и совершенствования профессионального мастерства.

Таким образом, обращение к идеям компетентностного подхода позволяет нам констатировать, что реализация данного подхода открывает новые возможности для модернизации методической подготовки на основе разностороннего развития личности и повышения качества подготовки профессионала посредством реализации его личностного ресурса, что требует:

- разработки научно-теоретических основ компетентностного подхода и концептуальных принципов обучения ИЯ;

- уточнения и конкретизации целей обучения и подготовки будущего учителя;

- обновления содержания обучения, которое должно затронуть технологическую сторону подготовки, т.е. разработку и внедрение специфических методов, приемов, средств, способов учебной деятельности студентов;

- изменений, касающихся описания и обобщения эффективного педагогического опыта по обучению ИЯ и разработки конкретных рекомендаций по его использованию;

- разработки объективных средств диагностирования результатов обучения.

Следовательно, компетентностный подход - это не только потребность, но и необходимость, которая должна привести к существенным качественным изменениям многих параметров профессиональной подготовки.

Опыт показал, что для достижения поставленных целей и задач учитель должен быть профессионально готов к тому, чтобы:

- отбирать и структурировать содержание обучения ИЯ в соответствии с требованиями стандарта и условиями обучения;

- выявлять методы и приемы реализации компетентностного подхода;

- анализировать содержание и технологии обучения ИЯ, представленные в учебниках;

- адаптировать аутентичный языковой материал в учебных целях;

- контролировать и корректировать деятельность учащихся на основе определения критериев диагностики.

Основными понятиями концептуальной сферы «компетентностный подход» выступают «компетенция» и «компетентность», требующие теоретического осмысления и уточнения в рамках понятия методической подготовки учителя ИЯ. Подтверждая мысль о необходимости выработки единых подходов к определению данных понятий, мы считаем важным отметить, что отсутствие единых требований не обеспечивает адекватного описания рассматриваемых явлений. Это приводит к некорректному их пониманию и затрудняет научнообоснованное определение перспектив их дальнейшего развития. Тот факт, что данные понятия широко обсуждаются научным сообществом, свидетельствует об их актуальности как для развития системы профессионального образования в целом, так и для совершенствования методической подготовки учителя ИЯ в частности, поскольку только четкая их дифференциация позволяет устранить недостатки дидактического описания и методической конкретизации в образовательных целях [3].

Не вдаваясь в дальнейшую полемику по данному вопросу, мы принимаем точку зрения ряда ученых, рассматривающих компетенцию как совокупность знаний, умений, способностей, которые затем проявляются в компетентности [4]. Компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств профессионала, отражающая не только уровень знаний, умений и опы-

та, но и социально-нравственную позицию личности. Иными словами, компетентность в данном ракурсе - это способность и готовность индивида решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты. Таким образом, компетентность характеризуется: а) способностью к реализации усвоенных

и Ч_/ /“■'Ч и

компетенций в практической деятельности; б) внутренней мотивацией к качественному осуществлению профессиональной деятельности на основе формирования профессиональных ценностей и отношения к своей профессии как к ценности; в) наличием творческого потенциала саморазвития, что связано с инновационной составляющей педагогического труда.

По нашему мнению, четкая дифференциация рассматриваемых нами понятий позволяет определить место и роль компетентностного подхода в формировании и становлении компетенций и компетентностей, в соответствии с которыми происходит целенаправленный процесс становления личности будущего учителя ИЯ в совокупности ее интересов, потребностей, ценностного отношения к качеству и уровню образования.

Владение специфическими профессиональными компетенциями - это важное условие становления профессионала и свидетельство высокого уровня его подготовки. В связи с тем, что на сегодняшний день реализуется двухуровневая система профессионального образования (бакалавриат, магистратура), то вполне естественно, что следует говорить о методических компетенциях бакалавра и магистра. Исходя из вышесказанного, методическая компетенция является характерным признаком профессиональной деятельности будущего учителя ИЯ - выпускника учреждения высшего профессионального образования (бакалавра, магистра).

При таком подходе формирование методической компетенции становится целью и результатом подготовки учителя ИЯ. Следовательно, под методической компетенцией мы понимаем способность осуществлять и организовывать образовательный процесс по ИЯ, направленный на решение поставленных задач на основе современных знаний и технологий.

Методическая компетенция относится к разряду специальных и носит динамический характер, т.к. полученные знания, умения и навыки постоянно меняются в ходе образовательного процесса, а соответственно меняется и характер деятельности, и индивидуальный стиль преподавания. Кроме того, методическая компетенция характеризуется комплексностью, что находит выражение в том, что она представляет собой не только методический феномен, так как включает в свой состав компоненты психологической, педагогической, социологической, лингвистической природы. Коммуникативный характер методической компетенции обусловлен изучением не только иноязычной культуры, но и культуры речи, коммуникативного поведения, адекватного ситуациям аутентичного общения. Относительный характер методической компетенции во многом определяется тем, что она не является стабильной, но открыта для совершенствования в течение всей профессиональной жизни педагога.

Методическая компетенция многоаспектна, т.е. может быть оценена с разных позиций: как с точки зрения развития ее структурных компонентов, так и с точки зрения сформированности входящих в нее субкомпетенций.

Мы сделали попытку сформулировать основные требования компетентно-стного подхода применительно к методической подготовке, которые позволят нам осуществлять эффективное формирование методической компетенции студентов:

• модернизация методической подготовки на основе согласования ее организации, содержания и результатов с потребностями общества и личности;

• обоснование состава и структуры методической компетенции, ее содержания, которое обеспечивает эффективную реализацию полученных знаний, умений, навыков;

• определение и описание набора критериев и показателей как регулятора качества сформированности методической компетенции;

•формирование методической компетенции с учетом ее деятельностной и социальной характеристик, что приводит к ее трансформации на индивидуальном уровне;

• детерминация степени сформированности методической компетенции, исходя из основных параметров личности, специфики деятельности преподавателя ИЯ.

Для построения методологической модели методической компетенции необходимо принять во внимание содержательное наполнение самого понятия методической компетенции и конкретизировать его с учетом предметного содержания в рамках единого терминологического поля. Существенным, по нашему мнению, является тот факт, что детализация знаний, умений, способностей с ориентацией на их конкретное методическое описание на соответствующем этапе обучения (бакалавриат, магистратура) создаёт основу для определения его целей и содержания.

Как двухмерная модель методическая компетенция обладает определенным составом и структурой. Под составом мы понимаем набор определенного количества субкомпетенций, которые отражены в ФГОС. Компонентный состав методической компетенции, на наш взгляд, окончательно не определен, а представленные субкомпетенции не систематизированы с точки зрения их иерархичности и не отражают всех аспектов педагогической деятельности учителя ИЯ.

Структура методической компетенции в общем виде представлена инвариантными компонентами знаний, умений, навыков, способностей [3]. Данные компоненты позволяют четко описать как сущность методической компетенции, так и пути и средства ее формирования. Иными словами, методическая компетенция представляет собой единство когнитивного, прагматического и рефлексивно-аналитического компонентов.

Когнитивный компонент базируется на научном знании и связанных с ним понятиях и представлен методическими и языковыми знаниями. Методические

знания существуют в виде концептов и их структур. В свою очередь совокупность концептов формирует профессиональное сознание, т.е. единство знаний и представлений, которыми обладает профессиональная личность учителя ИЯ. Основными параметрами данного компонента выступают истинность, интерсубъективность, системность. Помимо декларативного знания в когнитивное пространство входит и процедурное знание, которое заключается в овладении студентами соответствующими способами изучения теории, помогающими сформировать профессиональную картину мира. К таким способам относятся общеучебные стратегии, которые включают метакогнитивные стратегии (общие процессы познавательной активности); информационные стратегии (получение, переработка и продуцирование информационных сообщений); стратегии учебного сотрудничества (способность к партисипативному взаимодействию в процессе решения учебных задач) [1].

Языковые знания представлены, с одной стороны, как знания о системе языка, формирующие лингвистическое сознание педагога, а с другой стороны, как тот фрагмент системы языка, который составляет содержание учебного предмета «иностранный язык» (языковой материал), а также специальные стратегии, которые обеспечивают работу обучаемых с языковым материалом (компенсаторные, лингводидактические и другие).

Прагматический компонент методической компетенции отражает специфику деятельности преподавателя по организации познавательной деятельности студента на занятиях по ИЯ, которая осуществляется в режиме межкуль-турной иноязычной коммуникации. В этот компонент входят конкретнопрактические стратегии, к которым относятся проектирование, адаптация, организация, мотивация, исследование, контроль, а так же специальные стратегии: учебно-тренировочные (самостоятельное ознакомление с языковыми средствами, запоминание, контекстуализация), стратегии в чтении, аудировании, в говорении и письме [1,2].

Рефлексивный компонент методической компетенции связан с самооценкой и саморегуляцией. В узком смысле самооценка в процессе овладения методической компетенцией рассматривается как деятельность, направленная на контроль и оценку результата выполнения учебной задачи и способов её решения. Можно выделить такие приёмы самоконтроля, как контроль чтения, самотестирование и др. В широком смысле самооценка - это способность личности к мониторингу и критической рефлексии собственной учебной деятельности [1]. Как правило, рефлексивная оценка будущего педагога включает как самооценку управления образовательным процессом, так и самооценку процесса изучения языка.

На важность данного компонента указывает тот факт, что рефлексия и самооценка как свойства личности свидетельствуют о сформированности студента как субъекта учебной деятельности. И в этом смысле данную способность к рефлексии можно рассматривать как цель развития личности будущего преподавателя ИЯ. Стратегия рефлексии и самооценки позволяет студенту определить и сформулировать учебную задачу, исходя из той или иной учебной ситуации; соотнести и оценить учебную задачу с потребностями и интересами студентов в области изучения иностранного языка; обосновать выбор релевантных средств для решения учебной задачи; спрогнозировать ожидаемый результат; использовать общие и специфические приемы учебной деятельности; выбрать стратегии и приёмы работы, адекватные поставленной задаче и соответствующие индивидуальному стилю преподавателя. Мы полагаем, что отмеченные выше стратегии могут служить основой для выделения объектов целенаправленного формирования методической компетенции как компонента содержания профессиональной подготовки будущего учителя.

Мы пришли к выводу о том, что в контексте современной образовательной парадигмы компетентностный подход как отражение изменений в идеологии образования позволяет:

• изучить методическую компетенцию в логике рассмотрения всех ее компонентов;

• придать процессу формирования методической компетенции практическую направленность и реализовать ее в учебном процессе с учетом особенностей предметной области «иностранный язык»;

• определить факторы формирования и развития методической компетенции в условиях продуктивной познавательной деятельности, направленной на получение качественного образовательного продукта, суть которого состоит:

а) в выработке и присвоении индивидуальных стратегий преподавания ИЯ (т.е. в формировании индивидуального стиля преподавания);

б) в овладении приемами самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков;

в) в разработке методических основ новых образовательных информационных технологий, которые приводят к изменению отношений «преподаватель - студент» и позволяют выйти на заданный уровень оптимальной сформированности профессиональных компетенций;

г) в организации такой образовательной среды, в которой на основе деятельности креативного характера студентам предоставляется свобода выбора в принятии индивидуальной стратегии обучения;

д) в формировании методической компетенции с опорой на междисциплинарные связи, которые помогут студенту осмыслить обширный эмпирический материал с единых теоретических позиций.

1аким образом, компетентностный подход предлагает новый тип учителя, которого отличает высокая степень автономии, креативности и развития методической компетенции, что проявляется в таких качествах, как гибкость профессионального мышления, мобильность и адаптивность к инновационным методам и приемам профессиональной деятельности, постоянное профессиональное самосовершенствование.

Библиографический список

1. Коряковцева, Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образования технологии [Текст] / Н.Ф. Коряковцева. - М.: Академия, 2010. - 192с.

2. Пассов, Е.И. Мастерство и личность учителя: на примере преподавания иностранного языка [Текст] / Е.Н. Пассов.- М.: Флинта, 1998. -240 с.

3. Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные

подходы к многоуровневому описанию в методических целях [Текст] / В.В. Сафонова. - М.: Еврошкола, 2004. - 236 с.

4. Соловова, Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: монография [Текст] / Е.Н. Соловова. - М.: Глосса-Пресс, 2004. - 336 с.

Bibliography

1. Koryakovtseva, N.F. The Theory of Teaching Foreign Languages: Productive Teaching Technologies [Text] / N.F. Koryakovtseva. - M.: Academia, 2010.

- 192 p.

2. Passov, Ye.I. Teacher’s Mastery and Personality in Teaching a Foreign Language [Text] / Ye.I. Passov. - M.: Flinta,1998. - 240 p.

3. Safonova, V.V. Communicative Competence: Modern Approaches to the Multi-level Description with Methodical Purposes [Text] / V.V. Safonova. - M.: Evroskola, 2004. - 236 p.

4. Solovova, Ye.N. Training in Teaching Methods and Further Training of a Foreign Language Teacher: Integrative-Reflexive Approach: Monograph [Text] / Ye.N. Solovova. - M.: Glossa-Press, 2004. - 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.