СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Гочияева М.Д.1, Хапаева Ф.Ш.2 Em ail: [email protected]
'Гочияева Мадина Джаштуевна - старший преподаватель;
2Хапаева Фатима Шамильевна — студент, кафедра информатики и информационных технологий, Институт прикладной математики и информационный; технологий Северо-Кавказская государственная гуманитарно—технологическая академия,
г. Черкесск
Аннотация: в данной статье анализируются разнообразные подходы к формулировке понятия «исследовательской компетенции», ее структура и сущность, место компетенции исследований в разнообразных классификациях ключевых компетенций, подход к обучению обучающихся тому, как получать и обрабатывать научную информацию посредством независимой исследовательской практики, главные составляющие исследовательской компетенции такие как: мотивационная, информационная, познавательная, а также коммуникативная, рефлексивная и личная, теоретические аспекты концепции «исследовательской компетентности» будущего специалиста.
Ключевые слова: исследовательская компетентность, компетентность, исследовательская работа.
STRUCTURE AND CONTENT OF RESEARCH COMPETENCE
OF STUDENTS Gochiyaeva M.D.1, Hapaeva F.Sh.2
'Gochiyaeva Madina Dzhashtuyevna - Senior Teacher;
2Hapaeva Fatima Shamilyevna — Student, DEPARTMENT INFORMATICS AND INFORMATION TECHNOLOGIES, INSTITUTE OF APPLIED MATHEMATICS AND INFORMATION TECHNOLOGIES NORTH CAUCASUS STATE UNIVERSITY OF HUMANITIES AND TECHNOLOGY,
CHERKESSK
Abstract: this article analyzes various approaches to the formulation of the concept of "research competence ", its structure and essence, the place of research competence in various classifications of key competences, the approach to teaching students how to receive and process scientific information through independent research practices, the main components of research competencies such as: motivational, informational, cognitive, as well as communicative, reflective and personal, theoretical aspects of the concept of "research competence" of the future specialist. Keywords: research competence, competence, research work.
УДК 378.126
Одним из первостепенных направлений развития системы высшего профессионального образования в соответствии с программой социально-экономического развития России служит основанный на компетентности подход к обучению обучающихся тому, как получать и обрабатывать научную информацию посредством независимой исследовательской практики. По причине этого развивается поиск путей целенаправленного формирования компетентности студентов, что помогает укрепить его потребность в знаниях.
На сегодняшний день, в образовательной практике развитие исследовательской направленности будущего специалиста стимулируется ни в полной мере, вследствие чего нужно изучить теоретические аспекты концепции «исследовательской компетентности» будущего специалиста.
В.М. Шепель в определении компетенции включает знания, навыки, опыт, теоретическую и прикладную готовность использовать знания.
Быть компетентным означает способность (способность) мобилизовать знания и опыт, полученные в данной ситуации. Следовательно, концепция «компетентности», которая исходит от латинского слова, конкурирует и обозначает квалификацию и пригодность в определенной должности.
Отсюда следует, под компетенцией необходимо понимать опыт реализации мер по реализации конкретной компетенции. Компетентность представляет собой синтез двух компонентов: владение определенным набором компетенций студентами; существующего личного качества человека, достигшего определенного уровня образования, в котором «способность эффективно действовать, добиваться результата - это эффективно решать проблему» [2, с. 242] и мобильность специалиста на рынке труда.
Существуют различные подходы к интерпретации концепции «исследовательской компетентности». Рассмотрим некоторых из них:
- полагаясь на подходы к определению понятия «компетентность» таких авторов, как В.Г. Сотник, Т.А. Степанова, А.В. Хуторской, мы склоняемся к определению компетентности как совокупности взаимосвязанных качеств личности, таких как знание, умение, навыки, способ деятельности, необходимых для продуктивного взаимодействия с определенным кругом предметов исследования или процессов;
- с позиции из концепции психологической системы деятельности В.Д. Шадрикова, в соответствии с функциональными блоками системы деятельности, такими как компетенция в области программной деятельности, информационные компетенции. По В.Д. Шадрикову, «...компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей и личностных качеств».
По нашему мнению, компетентность в области исследований может быть определена как интегральная, неотъемлемая характеристика личности будущего специалиста, проявленная в его готовности к активной исследовательской позиции в отношении его деятельности и к себе как к субъекту передачи семантического контекста деятельности к функциональной трансформации.
Суть исследовательской компетентности проявляется в соотношении ее компонентов: мотивационной, информационной, познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личной.
Мотивационный компонент связан с формированием интереса к исследовательской деятельности как индивидуально, так и в группе, необходимостью этой деятельности и фокусировкой на достижении ее результатов.
Информационный компонент связан с возможностью извлечения и обработки информации, навыков работы с современным компьютерным, мультимедийным и другим оборудованием.
Когнитивный компонент представлен способностью использовать знания, полученные в различных нестандартных жизненных ситуациях; благодаря системе знаний об исследовательской деятельности, ее нормам и ценностям в современном обществе.
Коммуникативный компонент связан с возможностью организации и осуществления продуктивной коммуникации как с отдельными лицами, так и с группой людей; способность находить и видеть нестандартные способы решения проблем; принимать решения на основе личных и социальных последствий.
Отражающий компонент требует способности распознавать, оценивать и анализировать явления исследований, ситуации, которые происходят в жизни, навыки исследования не только своих, но и окружающих.
Личностный компонент предполагает развитие самоорганизации, автономии, самообучения, саморегуляции, самоопределения и саморазвития.
В рамках международного проекта «Определение и отбор основных компетентностей», проводимого Организацией экономического сотрудничества и развития и национальными институтами статистики образования, Швейцарией и Соединенными Штатами, мы определяем важные, на наш взгляд, характеристики ключевых компетенций [7]: неалгоритмическая (т.е. способность решать сложные нестандартные задачи, требующие эвристических подходов).
Учащийся, занимающийся исследовательской работой, способен перенести исследовательский подход в различные сферы деятельности и применять его в разных ситуациях, что подтверждает многофункциональность, универсальность и надпредметность субъективности исследования. Многомерность исследовательской компетентности подтверждается использованием аналитических, критических, коммуникативных и других навыков, личных качеств, а также здравого смысла в исследовательской деятельности. Эта компетентность является мобильной, подвижной, переменной в любой ситуации и по любому предметному материалу.
Вследствие этого, мы заключаем, что компетентность исследования - это «ключ», основа для развития других более конкретных и предметно-ориентированных компетенций, поскольку он помогает студенту обучаться, позволяет ему стать более гибким, конкурентоспособным, помогает быть более успешным в дальнейшей жизни, определяет ценность его образования.
Список литературы / References
1. Соляников Ю.В. Обеспечение качества подготовки магистрантов педагогического университета к научно-исследовательской деятельности: автореферат канд. пед. наук. / Ю.В. Соляников. СПб, 2003. 20 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
3. Молокова А.В. Реализация компетентностного подхода в условиях информатизации образования // Философия образования, 2006. № 1. С. 239-243.
4. Баранников А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход / А.В. Баранников. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003. № 2. С. 55-61.
6. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.researcher.ru/meihodics/development/ist_00 03.html/ (дата обращения: 15.10.2018).
УПРАВЛЕНИЕ ЧАСТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Алмазова Т.В. Email: [email protected]
Алмазова Татьяна Владимировна — аспирант, кафедра управления и экономики образования, Институт развития образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассмотрены особенности управления частными организациями дополнительного профессионального образования (ЧО ДПО); в качестве критериев эффективности управления ЧО ДПО предложено использовать показатели удовлетворённости и лояльности потребителей образовательных услуг; для количественного определения лояльности клиентов предложен индекс NPS (англ.Net Promoter Score)— индекс определения приверженности потребителей товару или компании; рассмотрены факторы повышения конкурентоспособности частной организации ДПО.
Ключевые слова: частная организация дополнительного профессионального образования, эффективность управления, образовательная услуга, удовлетворённость, лояльность потребителей.
MANAGEMENT OF PRIVATE ORGANIZATIONS ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION Almazova T.V.
Almazova Tatyana Vladimirovna - Postgraduate Student, DEPARTMENT OF MANAGEMENT AND ECONOMICS OF EDUCATION INSTITUTE FOR EDUCATIONAL DEVELOPMENT ST. PETERSBURG ACADEMY OF POSTGRADUATE PEDAGOGICAL EDUCATION, ST. PETERSBURG
Abstract: the article discusses the features of the management of private organizations of additional professional education (POW DPO); as criteria for the effectiveness of the management of CHO DPO proposed to use indicators of satisfaction and loyalty of consumers of educational services; for quantifying customer loyalty, an NPS index (Net Promoter Score) is proposed - an index to determine customer loyalty to a product or company; factors of increase of competitiveness of private organization DPO are considered.
Keywords: private organization of additional vocational education, management efficiency, educational service, satisfaction, customer loyalty.
УДК 37.07