Научная статья на тему 'Исследовательская компетентность бакалавров социальной работы: этапы формирования'

Исследовательская компетентность бакалавров социальной работы: этапы формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРА / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / RESEARCH COMPETENCE / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананин Павел Валерьевич

В работе актуализируется компетентностный подход к высшему образованию. Определяются преимущества данного подхода в условиях современных требований к системе образования. Рассматриваются определения понятий «компетентность», «исследовательская компетентность». Теоретические заключения детерминируют авторскую позицию к значению и роли исследовательской компетентности, интегрируя как компетентностные, так и структуралистские характеристики. Рассматриваются существующие подходы к структуре исследовательской компетентности. Показывается авторское понимание исследовательской компетентности бакалавров социальной работы как состоящей из следующих компонентов: мотивационно-целевой, процессуально-деятельностный, креативный, коммуникативный, рефлексивный, когнитивный. Описываются процесс формирования и структурная взаимозависимость компонентов исследовательской компетентности, выделяются этапы формирования исследовательской компетентности, ее формирующие и обеспечивающие компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research competence of bachelors of social work: stages of formation

In the work of the updated competency-based approach to higher education. Identifies advantages of this approach in conditions of modern requirements to the education system. Discusses the definitions of "competence", "research competence". Theoretical conclusions determine author's position of the value and role of research competence, integrating how the competency and structural characteristics. Existing approaches to the research competence structure. Shows the author's understanding of the research competence of the bachelors of social work as consisting of the following components: motivational-target, processual-active, creative, communicative, reflexive, cognitive. Describes the process of formation and structural interdependence of the components of research competence, highlights the stages of formation of research competence of its forming and providing components.

Текст научной работы на тему «Исследовательская компетентность бакалавров социальной работы: этапы формирования»

УДК 378.14

П. В. Ананин

Исследовательская компетентность бакалавров социальной работы:

этапы формирования

В работе актуализируется компетентностный подход к высшему образованию. Определяются преимущества данного подхода в условиях современных требований к системе образования. Рассматриваются определения понятий «компетентность», «исследовательская компетентность». Теоретические заключения детерминируют авторскую позицию к значению и роли исследовательской компетентности, интегрируя как компетентностные, так и структуралистские характеристики. Рассматриваются существующие подходы к структуре исследовательской компетентности. Показывается авторское понимание исследовательской компетентности бакалавров социальной работы как состоящей из следующих компонентов: мо-тивационно-целевой, процессуально-деятельностный, креативный, коммуникативный, рефлексивный, когнитивный. Описываются процесс формирования и структурная взаимозависимость компонентов исследовательской компетентности, выделяются этапы формирования исследовательской компетентности, ее формирующие и обеспечивающие компоненты.

In the work of the updated competency-based approach to higher education. Identifies advantages of this approach in conditions of modern requirements to the education system. Discusses the definitions of "competence", "research competence". Theoretical conclusions determine author's position of the value and role of research competence, integrating how the competency and structural characteristics. Existing approaches to the research competence structure. Shows the author's understanding of the research competence of the bachelors of social work as consisting of the following components: motivational-target, processual-active, creative, communicative, reflexive, cognitive. Describes the process of formation and structural interdependence of the components of research competence, highlights the stages of formation of research competence of its forming and providing components.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, исследовательская компетентность, структура.

Keywords: competence, competence, professional competence, research competence, structure.

Компетентностный подход в высшем образовании, являясь инновационным по своей сущности, открывает широкое поле для исследований в области педагогики высшей школы. Он позволяет отражать в системном и целостном виде результаты образования и формулировать эти результаты в качестве готовности выпускника демонстрировать соответствующие знания, умения и ценности [1].

Современный экономический словарь определяет компетентность в рамках полномочий управляющего органа, должностного лица, знаний, опыта в той или иной области [2]. Другие словари определяют компетентность как «осведомленность, авторитетность» [3], «правоспособность, обладание сведениями, необходимыми для суждения о чем-либо» [4], «способность личности к выполнению какой-либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретенных знаний, умений навыков» [5]. То есть речь идет о компетентности как способности к той или иной деятельности.

Новые подходы к определению понятия «компетентность» обозначились в ходе реформирования российской системы образования для вхождения в единое европейское пространство высшего образования. О. М. Карпенко, О. И. Лукьяненко, Л. И. Денисович, М. Д. Берштадская, ссылаясь на доклад В. Хутмахера «Key competences for Europe», дают несколько определений компетентности: способность, данные, знания; достаток, материальное обеспечение; компетенция, правомочность [6]. Можно обратить внимание на то, что в данном понимании различаются компетентности и в качестве ее элемента - компетенция. Для разрешения смыслового диссонанса авторы приходят к выводу, что компетенция - понятие более узкое, определяющее качества личности как результат образования, а компетентность - «соответствие субъекта определенной сфере деятельности» [7].

В. А. Исаева и В. И. Воротилова определяют компетенцию как «меру образовательного успеха личности, проявляющегося в ее собственных действиях в определенных профессионально и социально значимых ситуациях», а также как «способность выпускника учебного заведения вы-

© Ананин П. В., 2015 146

полнять социальные и профессиональные роли на уровне, обеспечивающем его максимальную самореализацию и развитие». В свою очередь, компетентность, по мнению авторов, проявляется в приобретаемом в ходе обучения новом качестве, которое состоит в том, что «увязывает междисциплинарные знания и умения с набором интегральных характеристик качества подготовки, в первую очередь со способностью применять полученные знания и умения в будущей профессиональной деятельности» [8]. Таким образом, компетенция - это элемент кластера определенных характеристик, составляющих единую интегральную характеристику - компетентность.

Аналогичен подход Л. Ю. Зуевой. Автор отмечает, что компетенция - «цель, ожидания образовательного процесса, которые описываются с помощью стандартов и критериев выполнения заданий или поведенческих эталонов, а компетентность - результат обучения, целостная и систематизированная совокупность обобщенных профессиональных знаний и личностных качеств, обеспечивающих реализацию компетенций, необходимых для осуществления успешной профессиональной деятельности» [9].

В то же время Л. К. Иляшко и Л. М. Мешкова, ссылаясь на работы М. А. Чошанова, Е. И. Огарева, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадрикова и др. [10], трактуют компетентность в качестве процесса. Это - «процесс освоения и присвоения социальных норм и ценностных ориентиров, способность к их реализации в своей деятельности, отношение к собственной профессии как к ценности» [11].

Учитывая представленные подходы, определим компетентность как находящуюся в динамике интегральную иерархию компетенций, представляющих собой способность и готовность выпускников вузов продемонстрировать соответствующие знания, умения и ценности в ходе профессиональной деятельности.

Требования федеральных государственных образовательных стандартов к подготовке кадров в сфере высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) сфокусированы главным образом на формировании исключительно профессиональной компетентности. Хотя не стоит исключать тот факт, что в алгоритм реализации стандартов заложены потенциальные, латентные механизмы формирования социальной компетентности и компетентности в житейской сфере. Так или иначе важным индикатором характера компетентности является деятельность. Она же одновременно является и одним из результатов освоения компетентности.

Очевидно, что подготовка бакалавров социальной работы включает в себя приобретение профессиональной компетентности. ФГОС ВПО предполагает выделять в структуре профессиональной компетентности бакалавра социально-технологическую, организационно-управленческую, исследовательскую и социально-проектную составляющие [12]. Эти составляющие в свою очередь раскрываются через набор компетенций общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-прикладных.

Сосредоточим свое внимание на содержании исследовательской компетентности. В ней входят:

- способность исследовать особенности культуры социальной жизни, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения их социального благополучия (ПК-6);

- способность выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения научных исследований, определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач (ПК-7);

- способность к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективной деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-8);

- способность представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-9);

- способность к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области социальной работы и медико-социальной помощи населению (ПК-10) [13].

Из этого следует, что авторы Госстандарта видят в лице будущих специалистов социальной работы профессионалов, которые могут самостоятельно ориентироваться в потоке меняющейся информации, обобщать, сравнивать, анализировать, находить оптимальные варианты решений на основе исследований в конкретных сферах деятельности.

Важнейшими качествами личности специалиста признается готовность к самоуправлению, креативность, способность осуществлять поисковую деятельность, приобретать новые знания, видеть перспективы и планировать стратегию развития социальной сферы. В связи с этим актив-

ная исследовательская деятельность студентов может обеспечить подготовку практико-ориен-тированной творческой личности, способной к эффективной профессиональной деятельности.

Поэтому особенно актуальна разработка механизмов и технологий формирования исследовательской компетентности как структурного элемента профессиональной компетентности будущих бакалавров социальной работы.

Анализ научной литературы дает возможность выделить в исследовательской деятельности студентов направленность на овладение навыками к самостоятельной теоретической и экспериментальной работе, современными методами научного исследования, техникой эксперимента (М. И. Колдина, С. М. Маркова) [14].

В связи с этим исследовательскую компетентность бакалавра социальной работы можно определить как находящуюся в динамике интегральную иерархию компетенций, в своей совокупности представляющих способность и готовность к целенаправленному поиску, изучению объектов социальной сферы и выработку новых научных знаний о социальной действительности и их применению в практической деятельности.

Помимо структурирования исследовательской компетентности через систему компетенций в литературе выделяются подходы, использующие иные основания для классификаций. Так, Е. В. На-биева вводит в оборот следующие компоненты исследовательской компетентности: мотивацион-ный: потребность в формировании исследовательской компетентности; когнитивный, включающий знание сути и назначение педагогического мониторинга, рефлексии и фасилитации; действенно-операционный: умение изучать, анализировать и прогнозировать результаты деятельности, способствовать повышению индивидуальной активности и работоспособности [15].

По мнению Л. К. Иляшко и Л. М. Мешкова, структура компетентности включает в себя наряду с когнитивно-знаниевым также мотивационный, отношенческий и регулятивный компоненты [16]. И. А. Янюк предлагает схожие по содержанию компоненты: мотивационный (формирование и постановка целей исследовательской деятельности), когнитивный (знание необходимых технологий и методов исследования); деятельностно-практический (навыки и умения применения в практической деятельности техник исследования) [17].

А. А. Губайдуллин вводит в структуру исследовательской компетентности ценностно-ориентировочный, проективно-творческий, предметно-преобразовательный, контрольно-коррекци-онный компоненты [18].

Ю. А. Комарова определяет три компонента:

• Когнитивный компонент, предполагающий интеллектуальные умения по извлечению, преобразованию и конструированию знания.

• Прогностический компонент включает в себя знания, навыки, умения, обеспечивающие предвидение и предварительную оценку результатов исследования.

• Организационный компонент представлен знаниями, а также практическими навыками и умениями реализации конкретного научного процесса, эксперимента, опыта и т. д. [19]

Расширяют подход к определению структуры исследовательской компетентности В. И. Го-ровая, О. Ю. Фетисова, добавляя к мотивационно-ценностному, когнитивному, действенно-операциональному и креативному также коммуникативный и рефлексивный компоненты [20].

Принимая во внимание разнообразие подходов к выделению структуры исследовательской компетенции и задачи, которые ставит ФГОС ВПО перед бакалавром, специализирующимся на социальной работе, нами предлагается рассматривать содержание исследовательской компетенции через совокупность следующих компонентов:

• мотивационно-целевой;

• процессуально-деятельностный;

• креативный (как способность применять творческий подход в планировании и организации деятельности, решении задач);

• коммуникативный (в виде способности к установлению контактов с различными субъектами, корректному восприятию критики, способности тактично подвергать сомнению, а также грамотность устной и письменной речи и т. п.);

• рефлексивный (способность к самокритике, самостоятельному контролю исследовательской деятельности, анализу и организации выводов, корректировке деятельности);

• когнитивный (совокупность знаний относительно содержания исследовательской деятельности).

Последний компонент является ключевым и базисным для структуры исследовательской компетенции. Он является также первопричиной, побудительным звеном формирования и развития других компонентов.

Следует отметить, что максимальный эффект для развития исследовательских способностей студентов будет достигнут в случае применения специфических для каждого компонента форм и методов работы, неразрывно связанных с содержанием ФГОС ВПО, но при этом не основывающихся исключительно на пассивном получении новых знаний и невозможности или отсутствии необходимости их применения на практике.

Знания, согласно «гносеологическому кругу» Анаксимена, обладают свойством, стимулирующим тягу к новым знаниям. Чем больше человек знает о мире, тем больше вопросов у него возникает. Круг интересов необразованного человека значительно уже человека сведущего. Знания не только основной катализатор мотивационного компонента, который является, в свою очередь, передаточным механизмом между знанием и действием, но и следствие поставленных человеком перед собой целей и задач. Знание без мотива и без цели не превращается в действие. Поэтому важно, чтобы знание обладало следующими определенными свойствами:

- полнота - определяется его достаточностью, подробностью, необходимой для принятия обоснованных решений;

- актуальность, означающая, что знание должна быть получено и реализовано тогда, когда это необходимо;

- реализуемость, которая выражается в возможности практического использования знания в реальных ситуациях.

Одновременно с когнитивным формируется коммуникативный компонент. Его развитие обеспечивается в том числе за счет взаимодействия с преподавателем, научным руководителем, роль которого на этом этапе состоит в организации, направленности и контроле за обучающей деятельностью. Коммуникативный компонент катализирует качество получаемых знаний, создавая новые условия для развития мотивации. При этом опыт взаимодействия и восприятия полезен и при организации практической исследовательской деятельности бакалавра социальной работы, работника сферы «человек - человек».

Следующим этапом направленной динамики формирования исследовательской компетентности является процессуально-деятельностный компонент. Практическая реализация деятельности в форме наработки навыков на основе полученных знаний сопровождается социальной перцепцией. С её помощью усилиями преподавателя и научного руководителя контролируется и направляется деятельность обучаемого, не обладающего на данном этапе достаточным опытом организации своей деятельности.

По достижении определенного уровня опыта приобретается способность к самоанализу, самокритике и, как следствие, самоконтролю и самокоррекции. Но алгоритмично повторяющиеся и применяемые на практике знания и умения, превращающиеся в навыки, даже имеющие под собой аксиологические, мотивационные и рефлексивные основания, еще не являются достаточными для суждения о том, что исследовательская компетентность вполне сформировалась.

Ряд авторов (В. Захаров, Е. А. Фисун, В. П. Бабинцев) рассматривают структуру компетентности в основном с точки зрения ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельност-но-процессуального компонентов. И этого вполне достаточно для определения социально-проектной, организационно-управленческой или социально-технологической компетентности.

Однако исследовательская компетентность представляет собой более сложную структуру, в частности необходимым является выделение дополнительного - креативного компонента. Данный компонент заключается в способности решать проблемные задачи, применять творческий подход, искать нестандартное решение, моделировать, планировать и прогнозировать. По нашему мнению, креативный компонент является вершиной пирамиды компонентов исследовательской компетентности, но формируется он только при условии, что уже сформированы низшие по уровню компоненты исследовательской компетенции.

Представим структуру исследовательской компетентности и этапы формирования компонентов в виде схемы, учитывающей деление компонентов на формирующиеся и обеспечивающие (см. рисунок).

Таким образом, исследовательская компетентность представляет динамическую иерархию последовательно формируемых компонентов, содержательным наполнением которых являются требования ФГОС ВПО, что позволяет делать процесс формирования исследовательской компетентности многоаспектным. Его использование должно привести к повышению качества подготовки научных кадров в сфере социальной работы.

Формирующийся компонент:

мо Ttnte ационны и

Фсршфувшийсн компонент:

когнитивный. кспаптихативный

- Обеспечивающий компонент: мотивспрюттый

Формирующийся компонент:

операционсыъ но-деятельпостный

* Обеспечивающий компонент: мстивационный, когнитивный, лшскуншаживн ый

Формирующийся компонент: / рефлексивный J

Г Обеспечив аюший компонент: мстмвгщпонныц, хогтгтаекъш? лшшуникатисный. о/тевашюналъно-деят&тьтюсный .---операциалъно-деятелъностный -.

Формирующийся компонент: "У креативный

г Обеспечивающий компонент: моптвщионныц,хогтштгшепьщ шммуништивпый. оперсщианалъно-деятпелъпоеный, рефлексивный

Структура исследовательской компетентности и этапы формирования компонентов

Примечания

1. Байденко В. И. Болонский процесс: глоссарий / В. И. Байденко, и др. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 148 с. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/mo/20111108182212.pdf

2. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лизовский, Е. Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 1999. 476 с.

3. Ушаков Д. Н. Толковый словарь Ушакова. 1935-1940. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/ 838150

4. Чудинов А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/20451/K0MnETEHTH0CTb

5. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. URL: http://methodological_terms.academic.ru/692/K0MПETEHTH0CTЬ

6. Карпенко О. М., Берштадская М. Д. Макеты образовательных программ в области высшего профессионального образования. Кн. 1. Образовательные стандарты и программы: общие проблемы. М., 2004.

7. Там же.

8. Исаев В. А., Воротилов В. И. Образование взрослых: компетентностный подход. СПб., 2005. 91 с.

9. Зуева Л. Ю. «Компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность» - синонимы или взаимоисключающие понятия? // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Кострома: Изд-во КГУ, 2008. С. 8-11.

10. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол. М. М. Безруких и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. 274 с.; Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. М.: Народное образование, 1996. 160 с.

11. Иляшенко Л. К., Мешкова Л. М. Понятийное поле компетентностного подхода: компетентность, компетенции, математическая компетентность, профессиональная компетентность // Глобальный научный потенциал. 2014. № 3(36). С. 15-19.

12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2009 г. № 709 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 «социальная работа». URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/ fgos/4/20111115120540.pdf

13. Там же.

14. Басов Н. Ф. Научно-исследовательская деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров социальной работы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Кострома: Изд-во КГУ, 2011. С. 55-59.

15. Набиева Е. В. Формирование исследовательской компетентности студентов педагогического университета через систему спецкурсов по единой программе: дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 1999.

16. Иляшенко Л. К., Мешкова Л. М. Указ. соч. С. 15-19.

17. Янюк И. А. Формирование исследовательской компетентности студентов технических вузов: дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2010.

18. Губайдуллин А. А. Формирование исследовательской компетентности студентов в условиях проектного обучения: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2011.

19. Гарафутдинова Г. Р., Солошенко Л. П. Технология квалиметрического оценивания уровня сформи-рованности компетенций студентов вуза // Современные проблемы науки и образования, 2013.

20. Горовая В. И., Фетисова О. Ю. Исследовательская компетентность как условие готовности магистра педагогического образования к исследовательской деятельности // Наука и мир. Волгоград: Научное обозрение, 2014. С. 17-19.

Notes

1. Baidenko V. I. Bolonskij process: glossarij [Bologna process: Glossary] / Baidenko V. I,. M. Research center of problems of quality of training. 2009. 148 p. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/mo/20111108182212.pdf

2. Sovremennyj ehkonomicheskij slovar'- Modern economic dictionary / B. A. Rayzberg, L. sh. Lizovskiy, E. B. Starodubtseva. M. INFRA-M. 1999. 476 p.

3. Ushakov D. N. Tolkovyj slovar' Ushakova [Ushakov dictionary]. 1935-1940. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/838150

4. Chudinov A. N. Slovar' inostrannyh slov, voshedshih v sostav russkogo yazyka [Dictionary of foreign words, which became part of the Russian language]. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/ 20451/К0МПЕТЕНТН0СТЬ

5. Azimov E. G., Shchukin A. N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language training)]. M. IKAR. 2009. Available at: http://methodological_terms.academic.ru/692/КОМПЕТЕНТНОСТЬ

6. Karpenko O. M., M. D. Bershtadskaya Makety obrazovatel'nyh programm v oblasti vysshego professional'nogo obrazovaniya. Kn. 1. Obrazovatel'nye standarty i programmy: obshchie problemy [Models of educational programmes in the field of higher education. Book 1. Educational standards and programmes: common problems]. M. 2004.

7. Ibid.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Isaev V. A., Vorotilov V. I. Obrazovanie vzroslyh: kompetentnostnyj podhod [Adult education: competence approach]. Spb. 2005. 91 p.

9. Zuev L. Yu. «Kompetenciya», «kompetentnost'», «professional'naya kompetentnost'» - sinonimy ili vzaimoisklyuchayushchie ponyatiya? [Are "Competence", "competency", "professional competence" synonymous or mutually exclusive concepts?] // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova - Herald of Kostroma State University n.a. N. A. Nekrasov. Kostroma. Publishing house of KSU. 2008. Pp. 8-11.

10. Pedagogicheskij ehnciklopedicheskij slovar' - Pedagogical encyclopedic dictionary / editor-in-chief B. M. Bim-bad; ed. board M. M. Bezrukikh, etc. M. Great Russian encyclopedia. 2003. 274 p.; Choshanov M. A. Gibkaya tekhnologiya problemno-modul'nogo obucheniya: metodicheskoe posobie [Flexible technology of problem-modular education: methodical manual]. M. Narodnoe Obrazovanie. 1996. 160 p.

11. Ilyashenko L. K., Meshkov L. M. Ponyatijnoe pole kompetentnostnogo podhoda: kompetentnost', kompetencii, matematicheskaya kompetentnost', professional'naya kompetentnost' [Conceptual field of competence-based approach: competency, competence, mathematical competence, professional competence] // Global'nyj nauchnyjpotencial - Global scientific potential. 2014, No. 3(36), pp. 15-19.

12. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 8 December 2009 № 709 "On approval and enactment of Federal state educational standard of higher professional education in the preparation direction 040400 "social work". Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/4/20111115120540.pdf (in Russ.)

13. Ibid.

14. Basov N. F. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya professional'noj kompetentnosti budushchih bakalavrov social'noj raboty [Scientific research activity as means of formation of professional competence of future bachelors of social work] // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova - Herald of Kostroma State University n.a. N. A. Nekrasov. Kostroma. Publishing house of KSU. 2011. Pp. 55-59.

15. Nabiyeva E. V. Formirovanie issledovatel'skoj kompetentnosti studentov pedagogicheskogo universiteta cherez sistemu speckursov po edinoj programme: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of research competence of students of pedagogical University through the system of courses under a single program: dis. ... Cand. P.ed Sciences]. Irkutsk. 1999.

16. Ilyashenko L. K., Meshkov L. M. Op. cit. Pp. 15-19.

17. Yanyuk I. A. Formirovanie issledovatel'skoj kompetentnosti studentov tekhnicheskih vuzov: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of research competence of students of technical universities: dis. ... Cand. Ped. Sciences]. Shuya. 2010.

18. Gubaidullin A. A. Formirovanie issledovatel'skoj kompetentnosti studentov v usloviyah proektnogo obucheniya: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of research competence of students in terms of project-based learning: dis. ... Cand. Ped. Sciences]. Kazan. 2011.

19. Garafutdinova G. R., L. P. Soloshenko Tekhnologiya kvalimetricheskogo ocenivaniya urovnya sformirovannosti kompetencij studentov vuza [Technology of qualimetrical estimation of level of formation of competences of students] // Covremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education. 2013.

20. Gorovaya V. I., Fetisova O. Y. Issledovatel'skaya kompetentnost' kak uslovie gotovnosti magistra pedagogicheskogo obrazovaniya k issledovatel'skoj deyatel'nosti [Research competence as a condition to the willingness of master of pedagogical education to research activity] // Nauka i mir - Science and world. Volgograd. Nauchnoe obozrenie. 2014. Pp. 17-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.