Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Марина Ивановна

В статье актуализируются вопросы организации самостоятельной работы студентов в новых условиях дистанционного обучения. Раскрываются теоретические положения, характеризующие специфику организации самостоятельной работы обучающихся, обозначаются проблемы её сопровождения. Представлена характеристика и иерархические связи таких понятий, как самостоятельность, самостоятельная познавательная деятельность, самообразование. Описываются психолого-педагогические условия организации самостоятельной работы студентов в режиме дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article actualizes the issues of organizing of the independent work of students in the new conditions of distance learning. Theoretical theses are revealed, which characterize the specifics of the organization of the independent work of students, the problems of its maintenance are indicated. The article presents the characteristics and hierarchical bonds of such concepts as independence, independent cognitive activity and self-education. The psychological and pedagogical conditions of the organization of the independent work of students in distance learning mode are described.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 377.1

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Васильева Марина Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье актуализируются вопросы организации самостоятельной работы студентов в новых условиях дистанционного обучения. Раскрываются теоретические положения, характеризующие специфику организации самостоятельной работы обучающихся, обозначаются проблемы её сопровождения. Представлена характеристика и иерархические связи таких понятий, как самостоятельность, самостоятельная познавательная деятельность, самообразование. Описываются психолого-педагогические условия организации самостоятельной работы студентов в режиме дистанционного обучения.

Ключевые слова: самостоятельность, самостоятельная работа, учение, самостоятельная познавательная деятельность, дистанционное обучение.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Vasilyeva Marina Ivanovna,

PhD. ofPedagogical Sciences, Associate Professor of the Preschool and Special Education Department, Katanov Khakass State University (Abakan)

The article actualizes the issues of organizing of the independent work of students in the new conditions of distance learning. Theoretical theses are revealed, which characterize the specifics of the organization of the independent work of students, the problems of its maintenance are indicated. The article presents the characteristics and hierarchical bonds of such concepts as independence, independent cognitive activity and self-education. The psychological and pedagogical conditions of the organization of the independent work of students in distance learning mode are described.

Key words: independence, independent work, studying, independent cognitive activity, distance learning.

Современное профессиональное образование сегодня сталкивается с совершенно новыми условиями своего осуществления. Ограничение непосредственного взаимодействия преподавателя с обучающимися ставит и одну, и другую стороны в ситуацию изменения форм обучения. Новые условия - это всегда вызов для профессиональной компетенции педагога. Неотъемлемым качеством современного профессионала в любой области сегодня должны быть такие качества личности, как гибкость, быстрая ориентация на изменяющиеся условия и готовность следовать этим изменениям, легкая обучаемость, высокий уровень развития коммуникативных способно-

стей и хорошо развитая рефлексия условий протекания деятельности. Дистанционное обучение актуализировало и такую составляющую педагогической компетентности, как информационная компетентность, высокий уровень владения информационно-коммуникативными технологиями, владение навыками опосредованного общения.

Одна из важных характеристик эффективности организации обучения - это создание условий для двустороннего взаимодействия преподавателя и обучающегося. Дистанционное обучение как никакой другой вид обучения актуализирует условия организации самостоятельной познавательной деятельности субъектов этого процесса.

Создавая педагогические условия, преподаватель должен учитывать мотивационный компонент включенности студента в данную форму, уровень сформированное™ учебных действий, которые позволят эффективно усвоить и присвоить информацию. Соответственно, изменяются и формы контроля, обратной связи. Всё это ставит преподавателя в совершенно новые условия организации педагогического процесса и требует повышения методической культуры как составляющей профессиональной компетентности.

В связи с изменившимися условиями организации обучения, присутствием в образовательном процессе дистанционного обучения вопросы организации самостоятельной работы студентов становятся важными [2]. Современные исследователи, практики актуализируют существующие образовательные условия и приходят к выводу о необходимости методически эффективного сопровождения самостоятельной деятельности обучающихся по изучению и освоению содержания образования.

Анализируя современную ситуацию образования, можно выделить в контексте обозначенной проблемы некоторые её тенденции: идея непрерывного образования сегодня становится ведущей, самоценность непрерывного образования возрастает, сегодня нет «конечного» знания, нельзя получить знание «на всю оставшуюся жизнь», образование сегодня - это непрерывный путь к новому знанию, совершенствование имеющихся знаний. Следующей тенденцией является то, что в условиях информационного общества необходимо менять и организацию образовательного процесса. Доля самостоятельной работы обучающихся возрастает, и не реагировать на этот процесс со стороны организации его препода-

вателем недопустимо. Учение как деятельность становится более актуальной в современных условиях, чем преподавание в традиционной системе организации педагогического процесса. Рассматривая учение как сложный процесс самостоятельной деятельности обучающегося, учёные акцентируют внимание педагога на том, что оно не должно протекать как спонтанная деятельность студента, организуемая только им самим и «по собственному разумению», а должно выступать как «систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной» [3]. Говоря о превалировании самостоятельной деятельности в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов, ученые обращают наше внимание на совершенствование условий формирования познавательной активности и расширения профессиональных интересов обучающихся. Преподаватель должен быть ориентирован на овладение новыми инструментами организации этого процесса, на изменение своей позиции в нём.

Изучение природы организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся позволяет говорить о том, что в основе этой деятельности лежит такое важной качество личности, как самостоятельность. Данное качество в современном мире является необходимым с позиции успешности деятельности и интегрируется с такими качествами, как целеустремленность, ответственность, заинтересованность и т. п. Современный молодой человек, успешный в профессиональной деятельности, безусловно, должен обладать данным спектром качеств личности.

При этом следует отметить, что самостоятельность связана и с освоением лично-

стью позиции субъекта деятельности, а значит в опыте обучающихся должны быть навыки самостоятельного целеполагания, планирования, оценки результатов деятельности. Следует отметить, что исследователи рассматривают самостоятельность как ин-тегративное качество личности (А. И. Щербаков, М. И. Дидора); как проявление волевых усилий, связанных с умственной деятельностью и способностью к познавательному поиску (А. Г. Ковалев, Р. Г. Лемберг, Г. И. Щукина и др.) [1].

Дистанционное обучение актуализирует и такую сторону самостоятельности, как способность выполнения индивидуального задания и решения поставленных познавательных задач (Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый) [2].

Современная педагогическая наука накопила объёмный материал по организации самостоятельной познавательной деятельности студентов (М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Г. И. Щукина, П. И. Пидкаси-стый и др.), вместе с тем меняющиеся условия обучения, появление широкого спектра опосредованных средств обучения, информатизация обучения побуждают к осмыслению новых условий и разработке приёмов взаимодействия с обучающимися. В теоретических положениях классической педагогики отмечается, что «содержание самостоятельной работы студентов имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить студент в процессе обучения, с другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания» [4]. Обращаясь к педагогическим положениям организации самостоятельной работы обучающихся в трудах исследователей, следует

выделить критерии и показатели данной деятельности. По мнению ученых, педагог обязательно должен отслеживать динамику развития действий в самостоятельной работе, изменение мотивов учения, степень самостоятельности как интегративного качества личности. Оно, как справедливо утверждает П. И. Пидкасистый, проявляется как «постепенное изменение мотивов его учебной работы: от элементарного воспроизведения прочитанного до зарождения прочного интереса к изучаемым явлениям, предметам, к самому процессу познания и потребности к новым знаниям» [4].

Изучение современных исследований в области организации самостоятельной работы студентов (Е. А. Ефимкина, А. С. Елизаров и др.) позволяет выделить следующие её признаки: «обучающийся ведет её сам, без помощи из вне; он опирается на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрение, он действительно использует их при рассмотрении вопроса и решает его по-своему, выражая личное отношение, высказывая собственную аргументацию, проявляя инициативу, творческое начало; содержание работы -образовательное, воспитательное, логическое - является важным, полноценным, и поэтому обогащает студента, вызывает напряжение мышления и его развитие. По мнению ученых, ключевыми показателями такой работы являются самостоятельное освоение на основе полученного фактического материала сущности изучаемого явления; самостоятельное изучение, исследование дополнительного материала, расширяющего и уточняющего знание; овладение на высоком уровне мыслительными операциями, позволяющими обобщить, проанализировать, систематизировать фактический материал; самостоятельное понимание

проблемы и самостоятельная постановка задания» [1].

Эмпирическое исследование проводилось на базе Института непрерывного педагогического образования ХГУ им. Н. Ф. Ка-танова и предполагало изучение особенностей организации самостоятельной познавательной деятельности студентов направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Дошкольное образование» в современных условиях организации педагогического процесса. В исследовании приняло участие 64 студента очной и заочной форм обучения и 9 преподавателей кафедры дошкольного и специального образования. Ведущими методами исследования выступали анкетирование и опрос.

Анализ данных эмпирического исследования показал, что наиболее часто используемыми видами самостоятельной работы студентов являются такие, как изучение психолого-педагогической, методической литературы и её конспектирование, анализ, обобщение и составление, на основе самостоятельно полученных знаний, схем, таблиц, тезаурусов; написание сочинений-эссе; создание проектов; составление презентаций. В своих анкетах преподаватели отмечают, что основой самостоятельной работы обучающихся должна являться познавательная или проблемная задача. Формулирование и представление студентам познавательной проблемной задачи является началом организации самостоятельной работы и обуславливает данный процесс. Вместе с тем педагоги отмечают средний уровень готовности студентов к освоению процесса самостоятельной работы.

Анализ эмпирического материала позволил выделить следующие характеристики недостаточно сформированных компонентов готовности студентов к самостоятель-

ной познавательной деятельности: обучающиеся испытывали трудности в выборе способов выполнения учебных действий, часто выбранные способы являются неэффективными с позиции временных затрат. Сложности наблюдаются и в планировании деятельности, её рациональном выполнении. Традиционно сложно осуществлять самоконтроль и самоуправление, самооценку результатов своей деятельности. Студенты затрудняются в корректировке результатов деятельности, часто имеют завышенную оценку результатов своей самостоятельной работы.

И, несмотря на то, что данные компоненты учебной деятельности начинают свое формирование уже в дошкольном возрасте, получают свое развитие и становление в период обучения в школе, современные студенты демонстрируют недостаточную сформированность данных компонентов. И не обращать на это внимание нельзя.

Обозначая в ходе опроса проблемы организации самостоятельной работы студентов, педагоги отмечают, что необходим психолого-педагогический подход к их решению.

При условном разделении этой проблемы на психологические и педагогические аспекты умение работать самостоятельно становится фактором самореализации и формирования личности. Вслед за исследователями мы отмечаем, что «необходимо создать условия для принятия - участия обучающегося в определении содержания своего образования с учетом своего призвания, склонностей, обеспечивая тем самым возможность углубленной работы над более значимыми для себя дисциплинами. Непосредственное участие студента в определении содержательной стороны своего учения будет стирать грань между обязательными

и добровольными видами его познания, поскольку обязательная учебная работа в этой системе, сделавшись для обучающегося более значимой, может продолжаться по собственному побуждению» [3]. Современные педагоги убеждены в необходимости создания условий, ставящих студента в позицию субъекта своей деятельности, и, как отмечают опрашиваемые, он должен уметь определять виды своей работы по овладению информацией, осуществлять отбор и рецензирование предложенной литературы, а также осуществлять самостоятельный поиск и анализ современных источников информации, владеть приёмами выполнения заданий, определять их объём и осуществлять самоконтроль над учебными действиями и результатом.

Анкетирование студентов показало, что более 60 % опрашиваемых оценили степень своей готовности к самостоятельной познавательной деятельности на среднем уровне, высказали свое предпочтение к непосредственному общению с преподавателем в ходе учебных занятий и во внеаудиторной деятельности; критично оценивали содержание предлагаемых преподавателями форм самостоятельной работы.

Представленные данные позволяют говорить о недостаточной сформированной готовности студентов к самостоятельной познавательной деятельности. Наращивание объемов самостоятельной работы требует развития у студентов её управляющих функций. Активизация позиции в ходе обучения будет способствовать формированию готовности обучающегося и к самообразованию. В этом случае будет более полное удовлетворение личных запросов, рост добровольности, расширятся формы организации. Обучающийся будет более приобщён к планированию и реализации своей познава-

тельной деятельности. В этом случае, отмечают исследователи, происходит становление у студента готовности к самообразованию, формирование каждого из его компонентов. Самообразование всегда добровольно, оно удовлетворяет все разнообразие потребностей развивающейся личности. В плане формирования готовности к самостоятельному познанию обучающемуся необходимо овладеть теми познавательными действиями, которые обеспечат его самостоятельный переход от незнания к знанию [5].

Анализ эмпирических данных позволил выделить ещё одну проблему в организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся - овладение организационными умениями. Студенты отмечали, что им трудно выбрать эффективные пути выполнения задания, грамотно подобрать источники, способы выполнения и т.д. Один из путей решения этой ситуации - это приобщение обучающихся к гибким организационным формам этой работы. В методических рекомендациях по данному вопросу отмечено, что «формирование у будущих специалистов умений и навыков самостоятельного учебного труда - одна из важнейших задач обучения. Успешное решение её требует комплексного подхода, включающего в себя: научное обоснование сущности и содержания названного труда; разработку приемлемой для студентов системы планирования и организации этого труда в различных видах учебно-научно-воспитательного процесса; управление и самоуправление этой деятельностью на разных этапах подготовки молодого специалиста» [3].

Таким образом, актуализация вопросов организации самостоятельной работы обучающихся в современной системе образо-

вания является темой изучения как с теоретической, так и с методической стороны. Изменяющиеся условия образования ставят преподавателя и студентов в новые позиции. Для их упрочения необходима разра-

ботка и технологической стороны данного процесса, создание новых методических материалов, программ, обновление материально-технической базы образовательного процесса.

Библиографический список

1. Ботузова Ю. В. Организация самостоятельной работы студентов с использованием технологий дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 12 (декабрь). С. 146-150.

2. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации, утвержденная приказом Минобразования РФ от 18.12.2002 № 4452 // Российская газета. 2003. № 9. 18 января.

3. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений: Письмо Минобразования РФ от 27.11.2002 № 14-55-996ин/15. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Пидкасистый П. И. Педагогика. М.: Академия, 2004. 374 с.

5. Сборник технологических инструкций по проведению учебных занятий / под ред. В. Н. Фокиной. Изд. 3-е (перераб.). М.: СГА, 2003. 214 с.

© Васильева М. И., 2021

УДК 004.9:[371.3+51]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»

Закиржанова Дарья Рустемовна,

студент

Научный руководитель — И. Б. Ахпашева, кандидат педагогических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье описываются возможности использования цифровых технологий в образовательной деятельности. Рассматриваются основные достоинства и недостатки использования электронных образовательных курсов в обучении. Представлены основные принципы и требования, предъявляемые к созданию электронного образовательного курса на образовательных ресурсах. Был разработан электронный образовательный курс на базе цифровой платформы «ЯКласс». Результат трудов был апробирован на учениках средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, электронный образовательный ресурс, электронный образовательный курс, цифровые технологии, обучение математике, школьное образование.

THE USE OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL COURSE «ADDITION AND SUBTRACTION OF NATURAL NUMBERS»

Zakirzhanova Darya Rustemovna,

student

Scientific Supervisor — I. B. Akhpasheva, PhD. of Pedagogical Sciences, Associate Professor Katanov Khakass State University (Abakan)

The article describes the possibilities of using digital technologies in educational activities. The main advantages and disadvantages of using electronic educational courses in teaching are considered. The basic prin-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.