воспитание и умение помочь в критической ситуации, сочувствие будут способствовать созданию положительного портрета представителя органов исполнительной власти. Он не должен ограничиваться выполнением своих служебных обязанностей.
У сотрудника органов внутренних дел, как бы наивно это не звучало, всегда должна присутствовать уверенность, что он несет добро, которое всегда будет побеждать зло. Он не должен осуждать преступников, унижать их, презрительно к ним относиться. Он должен понимать, что каждый человек может оступиться и судить их необходимо по букве закона не только ради справедливого наказания, но и для исправления преступников и правонарушителей.
Подобные положительные качества невозможно привить безразличным, космополитичным людям. Для подобного воспитания основой может стать лишь формирование патриотических чувств посредством воспитания на основе любви к Родине и ее гражданам.
Каждый гражданин России, решивший служить в органах внутренних дел должен воспринимать свою работу не как возможность материального обогащения, а как возможность помочь людям, поддерживать в стране правопорядок.
Выводы. В духовно-нравственной установке сотрудника полиции патриотизм должен стать основой его отношения к стране и ее народу. Присяга сотрудника органов внутренних дел должна быть для него не просто формальностью, а клятвой сопоставимой с клятвой Гиппократа для врачей.
До курсантов и слушателей учебных заведений МВД России необходимо донести мысль о том, что история его предков, менталитет его народа, опыт прошлых поколений помогут ощутить ему свое предназначение и место в мире.
Сотрудник полиции должен всегда гордиться тем, что он гражданин России, часть великого многонационального народа, показавшему всем миру многовековую стойкость в борьбе с захватчиками в многочисленных войнах.
Литература:
1. Зуева О.В., Кобылкин Р.А. Отношение к патриотизму сотрудников полиции (на примере курсантов Волгоградской Академии МВД России) Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2014. - № 14-2. - С. 109-113.
2. Платонов Д.А., Дементьев В.Л. Формирование специализированных качеств сотрудников полиции у курсантов образовательных организаций МВД России. // Вестник экономической безопасности. - 2020. -№ 6. - С. 320-324.
3. Сальников Е.В., Леонова И.А. Патриотизм в системе формирования мировоззрения сотрудника полиции в процессе профессионального обучения (профессиональной подготовки). // Социально-политические науки. - 2018. - № 5. - С. 115-119.
4. Васкина Е.А., Каримова Т.С. Выполнение стратегии развития воспитания в Российской федерации для формирования позитивного образа сотрудника полиции. // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. - 2021. - № 1 (11). - С. 138-143.
5. Бубнова Ю.Г. К вопросу о формировании патриотизма у сотрудников уголовно-исполнительной системы. // Заметки ученого. - 2021. - № 4-1. - С. 623-626.
6. Горячева О.Н., Миннегалиев Р.Т. Влияние общественного мнения на формирование имиджа сотрудника полиции. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 23. - С. 96-98.
7. Журавлёв С.С. Изучение истории как один их факторов формирования патриотизма у будущих сотрудников ОВД. // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. - 2019. -№ 5-3. - С. 225-227.
8. Морозов В.А., Федулов Б.А., Чернов Ю.Н. Государственно-правовые аспекты формирования личностно-профессионального отношения сотрудника полиции. // Алтайский юридический вестник. - 2016. -№ 2 (14). - С. 45-48.
9. Ширшов И.Е. Формирование положительного образа сотрудника полиции как одно из приоритетных направлений деятельности МВД России. // Отечественная юриспруденция. - 2018. - № 7 (32). - С. 113-115.
10. Деккерт Д.В. Имидж сотрудника полиции России: структура и способы формирования. // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МвД России. - 2018. - № 2 (11). - С. 10-14.
Педагогика
УДК 371
ассистент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Капунова Маргарита Ивановна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В данной статье анализируется проблема использования дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы студентов. Рассмотрены теоретические основы дистанционного обучения, его средства, методы, формы и методы организации самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения. В данной статье анализируется деятельность педагогов, использующих ИКТ для управления учебным процессом.
Ключевые слова: самостоятельная работа, учебный процесс, дистанционное образование, студенты. Annotation. This article analyzes the problem of using distance learning technologies for organizing independent work of students. The theoretical foundations of distance learning, its means, methods, forms and methods of organizing independent work of students in the process of distance learning are considered. This article analyzes the activities of teachers who use ICT to manage the educational process.
Keywords: independent work, educational process, distance education, students.
Введение. Актуальность исследования педагогического обеспечения самостоятельной работы студентов ВУЗов в системе дистанционного обучения подтверждается тем, что в современном обществе повышаются требования к участникам системы общественных отношений и в результате реализуются специальные национальные проекты с новыми нормами и формами оформления документов во всех сферах человеческой деятельности. Поэтому нынешние квалификационные требования к будущим специалистам достаточно высоки.
Изложение основного материала статьи. Новое тысячелетие характеризуется растущей мощью информационных и коммуникационных технологий. Научное знание становится детерминантами стратегического потенциала общества. Во многих исследованиях учитываются особенности изменений и их влияние на образование.
Формирование информационного общества требует фундаментальных изменений как в сфере производства, так и в коммерческой деятельности людей и в сфере общества в целом. Это требует серьезных структурных реформ в образовательных системах крупнейших сил мира.
Сегодня основа международного высшего образования основана на совершенно новых принципах. Основные позиции основаны на так называемом принципе социального участия. ЮНЕСКО предложила глобальную концепцию "образования для всех", которая независимо от социально-экономических факторов, определяющих условия жизни, признает право каждого гражданина на качественное образование. Каждый потребитель в сфере образования теперь имеет право предъявлять свои собственные требования к форме и содержанию образовательного процесса и влиять на выбор образовательной информации и ресурсов. В высших учебных заведениях особое внимание уделяется интересам студентов, которые нуждаются в определенном уровне знаний. Обучение постепенно становится частью экономического пространства, системы, разработанной в основном с учетом интересов потребителей. Конечно, ориентация современной системы образования на потребителя зависит от развития инновационных и коммуникационных технологий [11].
Основная цель создания профессиональной системы образования - создание образовательной среды, способной создавать и оказывать комплексные образовательные услуги, а также создание механизмов реализации таких услуг для всех категорий населения России. Эта служба образования отличается многими преимуществами: базовая ориентация образования за счет использования передовых информационных технологий; дистанционное видение образовательного процесса; ориентация в решении образовательных потребностей и профессиональных задач; открытость образовательной среды.
В последние годы, в частности, в связи с подписанием Болонской конвенции и присоединением России к международному образовательному сообществу, возрастает роль подходов, основанных на компетенции, в подготовке специалистов, позволяющих перейти от "парадигмы знаний" к систематической форме деятельности.
В этой связи особое значение в современной образовательной практике имеют формы и методы работы, способствующие самостоятельности и творчеству обучающихся.
Использование дистанционных методов обучения эффективно при работе со студентами разного уровня образования. Типы задач для самостоятельной работы разнообразны - разработка курса, диффузные задачи и заметки. Очень эффективной мотивацией для саморазвития может быть отказ от лекций по формулированию сложных проблем проектирования курса в начале семестра. Чтобы понять необходимость изучения основных общих тем в начале обучения уже может возникнуть задача опубликовать статью в первый год, уделив больше внимания теме "профессиональная презентация". При решении сложной задачи студенты проявляют социальный характер, общаются друг с другом после занятий. Дистанционная технология позволяет студентам общаться с педагогом по мере необходимости. В системе высшего образования учебная программа fses третьего поколения использует разумный подход в виде модели обучения, основанной на компетенциях. Цель обучения - не только накопить сумму знаний, умений и умений, но и подготовиться к практической деятельности. В идеальной модели студенты должны иметь возможность построить личный курс обучения для общего курса опыта [7].
Совсем недавно термин "нетрадиционное обучение" использовался для защиты традиционных методов работы, но современные системы высшего образования требуют использования различных упреждающих методов обучения. Если студентов научить самостоятельно находить, анализировать и применять информацию, необходимую для приобретения новых знаний, это будет повышение квалификации и один из навыков, необходимых для того, чтобы современные сотрудники вуза были уверены в себе и конкурентоспособны на рынке труда.
Система дистанционного обучения как инновационная система позволяет использовать широкий спектр традиционных и новых информационных технологий. По результатам исследований вуза только 40% студентов самостоятельно работают с различными источниками информации, в то время как около 60% студентов выполняют различные образовательные задачи для решения дополнительных учебных задач и полных домашних заданий с независимыми преподавателями. В результате значительно возросла роль педагогической поддержки обучающихся [4].
Термин "педагогическая поддержка" показывает научный анализ литературы, особый аспект педагогической деятельности, выработанный принципами педагогической личности. Для использования понятия "педагогическая поддержка", понимаемого как постоянная деятельность педагога по предотвращению проблем, студенты, выполняющие все виды самостоятельной работы в условиях дистанционного обучения, считают, что это не только помощь педагога, но и общая ситуация, связанная с независимой работой, чтобы избежать трудностей в процессе решения педагогических ситуаций.
Особенно важна педагогическая поддержка самостоятельной работы студентов вузов на дистанционном обучении. Из-за растущего использования персональных компьютеров в качестве образовательных инструментов и разнообразия образовательных услуг, предоставляемых в Интернете, существует возможность сочетать образование с другими видами деятельности, такими как "образование, электронные учебные модули" [14].
Современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий дает мощный импульс новому этапу в развитии дистанционного обучения. Эта форма образования имеет давнюю историю и
неразрывно связана с историей развития коммуникационных и информационных технологий. Первое упоминание о непрерывном образовании с производства относится к разработке метода отправки инструкций, информации, тестов и других учебных материалов студентам с помощью почтовой связи и получения от них вопросов и выполненных заданий. Автором этого нововведения, появившегося более 130 лет назад, является Ч. Туссен - профессор французского языка в Берлинском университете.
Новый этап в развитии дистанционного образования позволяет говорить о его новом формате, интегрирующем существующие системы очного и дистанционного образования. Прежде всего, это новые технологии и образовательные возможности, которые способствуют стремительному развитию системы дистанционного образования в последние годы. В Европе дистанционное образование широко развивалось в начале 1970-х годов и было связано с созданием ряда открытых университетов (университетов дистанционного образования) [10].
Внедрение компьютерных технологий позволило широко использовать дистанционное образование в рамках концепции непрерывного образования. В феврале 2012 года были приняты поправки в закон "Об образовании Российской Федерации" об использовании электронного обучения и технологий дистанционного обучения. Форма удаленного доступа к информации в определенной степени была создана на основе дистанционного образования. Дистанционное образование более демократично и предполагает реализацию принципа самостоятельного приобретения знаний. Дистанционное образование основано на таких принципах, как гибкость, модульность, параллелизм, дистанционное обучение, качественные характеристики, прибыльность и коммуникабельность [13].
Дистанционное образование основано на самостоятельном обучении, поэтому весь учебный процесс должен быть сосредоточен на управлении и организации самостоятельной работы студентов над учебными материалами и должен контролировать только часы курса.
Основная цель дистанционного обучения, при выбранном направлении, включающем общую теорию и специальные знания, с помощью технических средств, удаленно стирается у студентов, в то же время, следует отметить, что эта форма обучения не может быть использована во всех областях. При выборе направления дистанционного образования следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации "Перечень утвержденных направлений частного и профессионального образования, которые не допускают получения высшего профессионального образования в форме дистанционного образования или дистанционного образования".
Национальные образовательные стандарты последних поколений предусматривают сокращение доли общего времени экзаменов и увеличение бюджета времени для самостоятельной занятости. Когда речь заходит о дистанционном образовании, эта тенденция более выражена, поэтому эффективное дистанционное образование невозможно без обучения студентов навыкам самостоятельного обучения и подготовки к самообразованию.
Независимость в обучении как черта личности, которая однажды сформировалась, становится доминирующей. Факторы успеха в учебной и профессиональной деятельности, независимость следует понимать как самодеятельность, в которой основой для ее реализации становятся более высокие проявления ранее достигнутого уровня развития. Одним из факторов формирования самостоятельности является самостоятельная работа, которая является необходимым условием успешного процесса самообразования в будущем [11].
Самостоятельная работа обучающихся понимается как форма педагогической деятельности, в которой под контролем педагога осуществляется процесс восприятия и развития навыков посредством сознательных умственных и физических действий репродуктивных и творческих студентов, а также проводятся необходимые корректировки цели, организации, содержания и результатов их работы. Педагоги получают статус консультантов, которые планируют, организуют, оценивают и контролируют независимую деятельность студентов. В то же время педагогическая поддержка направлена на развитие личности студента и выявление его навыков в процессе педагогического взаимодействия. Основными элементами педагогической поддержки являются создание творческой образовательной среды и совместная творческая деятельность педагога и студентов. Поэтому педагоги всегда должны уметь создавать ситуацию, которая побуждает студентов к самостоятельным творческим занятиям. Своевременная, но ненавязчивая педагогическая поддержка является ключом к успеху обучающихся в самостоятельном решении задач [4].
Основное различие между самостоятельной работой и самообразованием заключается в том, что самостоятельная работа считается основной задачей деконструации. Самообразование - это добровольная деятельность, направленная на приобретение знаний в процессе самостоятельной работы без помощи педагога, и если у студента нет первого опыта познавательной деятельности, то необходимость и успех развития эмоционального и самообразования напрямую зависят от степени независимости. Чтобы максимизировать потенциал студентов для самостоятельной работы и улучшить их подготовку к самообразованию, необходимо создать такие условия в независимо работающих организациях, где эти два вида деятельности связаны с личностью, главным образом с мотивационной сферой, когнитивной и творческой деятельностью.
Когда дело доходит до дистанционного обучения, мотивационная составляющая очень сильна, потому что выбор этой формы обучения означает понимание необходимости уже много работать. Успешная познавательная и творческая деятельность невозможна без хорошо организованной самостоятельной работы, в которой педагоги планируют и организуют обучение студентов, советуют им в изучении материалов, контролируют образование студентов.
Одним из условий, определяющих эффективность самостоятельной работы, является знание того, как она работает. Основываясь на пятикомпонентной структуре деятельности Н.В. Кузьминой, навыки самостоятельной работы обучающихся можно разделить на пять блоков: гностический, проективный, конструктивный, организационный и коммуникативный [3, с. 16].
Гностические навыки включают навыки, связанные с процессом обучения и усвоением учебных материалов. Модуль проектирования включает в себя навыки постановки целей и постановки целей для самостоятельной деятельности. Конструктивные навыки - это способность определять содержание, логику и порядок различных самостоятельных образовательных работ. Организационный модуль включает в себя возможность реализации целей и планов, установленных при планировании образовательных мероприятий. Это возможность организовать свое время, рабочее место, полученную информацию, организовать
самостоятельную деятельность, чтобы приобретенные навыки могли использоваться во время будущей профессиональной деятельности [3]. Коммуникативные навыки - это способность человека строить и практиковать коммуникативные отношения в самостоятельной рабочей среде. Например, способность разрабатывать и выражать оценочные суждения, обсуждать их, устно публиковать "живые" разговоры на экранах и использовать символы общения, характерные для интернета во время вебинаров, создавать системы отношений с удаленными партнерами, координаторами и другими слушателями.
Выводы. Таким образом, принципами организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения являются: принципы взаимодействия, принципы персонализации, принципы признания, принципы правил обучения, принципы зависимости от базовых навыков, принципы опережающего обучения, принципы обратной связи, принципы внешнего контроля и самоконтроля. В условиях дистанционного обучения сущность педагогического обеспечения самостоятельной работы студентов ВУЗа заключается в установлении комплекса методов и средств, позволяющих студентам ВУЗа достичь максимально возможной эффективности самостоятельной работы, а также реализовать педагогические аспекты, а именно: формирование положительного познавательного статуса студентов; развитие личностных качеств, прежде всего активности, настойчивости, целеустремленности в процессе познавательной работы. Педагогическими условиями, направленными на достижение эффективности педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов ВУЗа в условиях дистанционного обучения, являются: условия, учитывающие индивидуальные особенности студента, условия повышения квалификации, условия свободного выбора средств обучения, условия получения информации о принятии курса, условия самоконтроля и самооценки.
Литература:
1. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. - 59 с.
2. Каримов К.А. Преимущества дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогов / К.А. Каримов, К.Т. Уматалиева // Молодой ученый. - 2017. - № 11. - С. 487-489.
3. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования / под. ред. Н.В. Кузьминой. - М., 2017. - С. 7-52.
4. Ломовцева Н.В. Формирование готовности преподавателей вуза к использованию информационно-образовательной среды в своей деятельности // Н.В. Ломовцева, Е.В. Чубаркова, А.А. Карасик // Образование и н»аука. - 2018. - № 3. - С. 111-120.
5. Милованова Г. В. Исследование готовности к осуществлению самостоятельной учебной деятельности студентов вуза в условиях интеграции образования / Г.В. Милованова, И.В. Харитонова // Интеграция образования. - 2018. - № 3. - С. 33-38.
6. Милованова Г.В. Самостоятельная работа и самообразование - важные условия успешной профессиональной деятельности / Г.В. Милован»ова // Вестн. Мордов. ун-та. - 2019. - № 2. - С. 151-156.
7. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / А.Е. Карпухина, С.А. Беляков, В.С. Вахштайн [и др.]. - М.: МАКС П»есс, 2016. - 340 с.
8. Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Позитивные и негативные проявления дистанционного обучения // Международный журнал экспериментального образования. - №3, 2018
9. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 354 с.
10. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения. - М.: Академия, 2016. - 416 с.
11. Устюгова В.Н. Работа студента в системе дистанционного обучения Moodle: учебное пособие. -Казань: ТГГПУ, 2019. - 59 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение» с квалификацией (степенью) «бакалавр». - Министерство образования и науки Российской Федерации. 22.12.2009 № 781.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр». - Министерство образования и науки Российской Федерации. 17.01.2011 № 46.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010200 «Математика и компьютерные науки» с квалификацией (степенью) «бакалавр». - Министерство образования и науки Российской Федерации. 16.04.2010 № 374.
Педагогика
УДК 76026
магистрант Карачевский Евгений Геннадьевич
Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); кандидат педагогических наук, доцент Вольгушев Антон Евгеньевич Педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛЕПКЕ (НА ПРИМЕРЕ КЕРАМИЧЕСКОЙ
МАСТЕРСКОЙ)
Аннотация. В статье говорится о необходимости внедрения компьютерных технологий (в частности, векторной графики) в работу на занятиях лепкой. Автор подчеркивает важность данного метода в активизации познавательно-творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста, являющегося стимулятором в дальнейшем освоении проектирования и работы с исходным пластическим материалом. Повсеместное внедрение компьютерных технологий в учебный процесс, включение информационной среды в процесс развития школьников обуславливает применение представленной программы.