Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты подготовки бакалавров при дистанционном обу чении'

Психолого-педагогические аспекты подготовки бакалавров при дистанционном обу чении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE EDUCATION / COMPETENCE / WILLINGNESS FOR LEARNING / INFORMATION SCIENCE / INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деева Светлана Альфредовна

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты подготовки бакалавров в ходе реализации стандартов нового поколения и особенности организации самостоятельной работы студентов в дистанционной образовательной среде, раскрываются основные этапы процесса подготовки бакалавров в условиях дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деева Светлана Альфредовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical aspects of bachelor training using distance education

The article deals with psychological and pedagogical aspects of bachelor training during realization of new generation’s standards and organizational features of students’ individual work via distance education. It describes the main stages of bachelor training process in condition of distance education.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты подготовки бакалавров при дистанционном обу чении»

индивидуальной образовательной траектории реализованы на практике в Тамбовском государственном техническом университете и показали свою эффективность: в результате уровень подготовки студентов заочного отделения к решению творческих задач, по мнению как работодателей, так и самих обучающихся, повысился.

1. Попов А. И. Теоретические основы формирования кластера профессионально важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения: монография. — Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. — 80 с.

2. Федорова М. А., Завьялов А. М. Мировой социально-экономический контекст научного образова-ния//А!та-та1ег: Вестник высшей школы. — 2013. — № 4. — С. 7-10.

3. Лившиц В. Две концепции инженерного образования: анализ в свете компетентностного подхода//Обра-зование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования — 2011. — № 9 (88). — С. 30-41.

4. Попов А. И. Олимпиадное движение студентов как форма организации творческой подготовки//Инноваци-онная деятельность. — 2012. — № 1 (19). — С. 89-94.

5. Попов А. И. Теоретическая механика. Сборник задач для творческого саморазвития личности студента: учебное пособие. — Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. — 188 с.

УДК / uDC 378.147 С. А. Деева

S. Deeva

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРИ ДИСТАНцИОННОМ ОБУЧЕНИИ PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS of bachelor training using distance education

В статье рассматриваются психолого-пе-дагогические аспекты подготовки бакалавров в ходе реализации стандартов нового поколения и особенности организации самостоятельной работы студентов в дистанционной образовательной среде, раскрываются основные этапы процесса подготовки бакалавров в условиях дистанционного обучения.

The article deals with psychological and pedagogical aspects of bachelor training during realization of new generation’s standards and organizational features of students’ individual work via distance education. It describes the main stages of bachelor training process in condition of distance education.

Ключевые слова: дистанционное обучение, компетенция, готовность к обучению, информатика, информационно-коммуникационные технологии.

Keywords: distance education, competence, willingness for learning, information science, informational and communicational technologies.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения предъявляет ряд требований к уровню

подготовки бакалавров экономического направления:

— владение навыками пользования современными технологическими средствами и технологиями, базами и банками данных;

— умение использовать технологии в разных сферах деятельности;

— обладание информационной компетентностью и стремление к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

— психологическая готовность к смене профессии и сферы деятельности в соответствии с требованиями современного рынка труда.

Реализация ФГОС ВПО основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 080100 Экономика включает в себя формирование у студентов:

1. Готовности к следующим видам образовательной деятельности:

— работа с электронно-библиотечной системой;

— просмотр учебно-методических материалов учебных дисциплин в сети Интернет;

— оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями (по компьютерным коммуникациям);

— осуществление доступа к современным

профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам и т. д.

2. Готовности к определенным видам профессиональной деятельности:

— поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

— обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

— подготовка информационных обзоров и т. д.

3. Компетенций:

— владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

— способности понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

— владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией, способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

— способности осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

— способности выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ПК-5);

— способности использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

— способности использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12) [5].

Центральное место в процессе реализации стандартов нового поколения занимает информатика, как наука и как учебная дисциплина, так как компетенции, формируемые на занятиях информатики, могут быть перенесены на изучение других дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) с целью развития ИКТ-компетентности

и формирования уровня готовности к применению компьютерной техники в образовательной и профессиональной сферах.

Многообразие общекультурных и профессиональных компетенций, которые формируются непосредственно на дисциплине «Информатика» за счет аудиторных часов (лекционных и практических занятий), при учете практикоориентированной направленности данной дисциплины, а также при эффективной организации самостоятельной работы студентов, позволяет сделать вывод, что качественная реализация ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика образовательной программы бакалавриата во многом зависит от применения инновационных подходов в содержании и организации образовательного процесса.

На самостоятельную работу студентов по курсу «Информатика» отводится 56 % времени от общей трудоемкости курса. Дистанционное обучение может являться своеобразной формой организации внеаудиторных самостоятельных занятий студентов в вузе. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся под непосредственным руководством преподавателя с использованием современных информационных и педагогических технологий. Затраты времени на выполнение самостоятельной работы регламентируются рабочим учебным планом. Режим работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий. При этом образовательный процесс обретает свойства гибкости и непрерывности.

Сопровождение самостоятельной работы студентов может быть организовано в следующих формах:

— составление индивидуальных планов самостоятельной работы студента с указанием темы и видов заданий, форм и сроков представления результатов, критерием оценки самостоятельной работы;

— консультации (индивидуальные и групповые), в том числе с применением дистанционной среды обучения;

— промежуточный контроль хода выполнения заданий строится на основе различных способов взаимодействия в открытой информационной среде и отражается в процессе формирования электронного портфеля студента.

В таблице представлен пример типовых заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика».

Таблица

Типовые задания для самостоятельной работы студентов

№ темы Тема или задание текущей работы Кол-во часов Форма представления результатов Сроки выполнения (недели)

1 Чтение и анализ литературы, выучивание терминов, поиск и запись ответов на вопросы по теме, структурирование мер оценки информации в виде схемы, информационные процедуры в виде таблицы 12 Устный ответ, текстовый документ 2

2 Чтение и анализ литературы, выучивание терминов, поиск и запись ответов на вопросы по теме, составление структурной схемы компьютера и программного обеспечения, заполнение таблиц: «Характеристики современных ПК», «Принадлежность устройств ПК к центральным или внешним», «Единицы измерения информации» 12 Текстовый документ, выполнение тестовых заданий 2

3 Поиск и анализ интернет-источников, составление аннотированного списка найденных ресурсов по теме. Поиск ответов на вопросы для самоконтроля 8 Текстовый файл, выполнение тестовых заданий 2

4 Работа с СПС «Консультант-Плюс», поиск ответов на вопросы с оформлением результатов в виде структурированного документа в текстовом редакторе. Выполнение упражнений по созданию и редактированию таблиц, графических объектов в текстовом редакторе 8 Текстовый файл 2

5 Обработка информации с использованием табличного процессора для решения экономических задач 14 Электронная таблица 3

6 Создание баз данных для решения образовательных и экономических задач 12 База данных 3

7 Разработка тематической презентации 5 Файл презентации 1

8 Чтение и анализ литературы, поиск ответов на вопросы для самоконтроля, разработка структурной модели «Угрозы безопасности информации в компьютерных системах» 10 Текстовый документ, выполнение тестовых заданий 2

Подготовка и сдача экзамена 27

Итого 108 17

Дистанционное обучение (далее — ДО), основанное на применении информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе, рассматривается педаго-гами-исследователями как инновационное обучение, способное в комплексе решать проблемы современного образования на основе создания учебно-методического обеспечения и использования дистанционной образовательной среды [4].

Технологические изменения, происходящие в обществе, видоизменяют цели, формы, методы и средства реализации обучения и доступ к знаниям. Таким образом, изменяются функции обучающегося в общем технологическом пространстве, повышаются требования к его знаниям, умениям и личным качествам. С одной стороны, перемены в обществе тре-

буют от него готовности к самостоятельной познавательной деятельности, потребности к постоянному самообразованию. С другой стороны, специфика дистанционного обучения основана на готовности студентов решать учебные и самообразовательные задачи, искать, анализировать и представлять необходимую информацию с помощью компьютерных средств и технологий, а также на обладании студентами такими личностными качествами, которые обеспечивают достижение поставленной цели учебной деятельности в условиях дистанционного обучения.

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы подготовки студентов к получению образования в дистанционной образовательной среде. Возникает необходимость поиска психолого-педагогических условий,

которые направлены на эффективную реализацию дистанционного обучения в профессиональном образовании.

В комплексе психолого-педагогических аспектов при реализации дистанционного обучения в вузе выделяют основные позиции:

1) определение возрастного диапазона студентов, описание их психологических характеристик;

2) выявление уровня базовых умений и навыков у студентов;

3) определение готовности к самостоятельному обучению;

4) выявление уровня ИКТ-компетентности;

5) дифференциация и индивидуализация студентов на основе имеющихся показателей;

6) разработка или применение готовых дистанционных образовательных ресурсов с учетом возрастных особенностей студентов, их профессиональной направленности;

7) процесс построения общения с помощью дистанционной образовательной среды в рамках «студент — студент», «студент — преподаватель»;

8) методы и средства измерения действенности применяемой образовательной технологии, ее эффективности и влияние на познавательную активность студентов.

Комплекс психолого-педагогических условий реализации дистанционного обучения в вузе раскрывается через понятия: «активность», «мотив», «интерес», «учебная деятельность», «готовность к обучению», «ИКТ-компетентность». В основу реализации образовательного процесса с использованием дистанционного обучения должны быть положены дидактические принципы, с одной стороны, обозначающие систему основных требований, присущих любому типу обучения, с другой — отражающие специфику дистанционного обучения. Наряду с этим необходимо раскрывать воспитывающий потенциал дистанционного обучения через внеаудиторную работу со студентами вуза. При реализации дистанционного обучения в вузе очень важно содействовать профессиональному воспитанию будущих специалистов, развивая проектную и исследовательскую деятельность студентов на основе применения ИКТ.

Процесс подготовки бакалавров в условиях дистанционного обучения содержит в себе четыре этапа:

1) подготовительный (период адаптации студентов на 1-м курсе);

2) формирующий;

3) контрольный;

4) итоговый.

Задачи 1-го этапа, решаемые педагогами:

— выявление уровня сформированно-сти личностных и предметных компетенций студентов нового набора, в т. ч. базовой ИКТ-компетентности;

— определение готовности студентов к самоконтролю и самостоятельному выполнению учебных действий;

— оказание студентам помощи в преодолении трудностей при самостоятельном решении учебных задач: проведение консультационных занятий по обучению «технике» самообразования, построению индивидуальной образовательной траектории.

Компоненты, формируемые у студентов на данном этапе:

— самостоятельность;

— мотив к самообразованию.

Задачи 2-го этапа, решаемые педагогами:

— разработка учебно-методического комплекса по дисциплине;

— выбор и реализация информационных и педагогических технологий ДО;

— определение форм взаимодействия преподавателя и студентов, студентов между собой;

— выбор дистанционной образовательной среды, осуществление взаимодействия «преподаватель — студент», «электронные образовательные ресурсы — студент», «студент — студент»;

— определение видов аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов;

— содействие в построении индивидуальной образовательной траектории студентов.

Компоненты, формируемые у студентов на данном этапе:

— познавательная активность;

— усвоение содержания образования в соответствии с ФГОС ВПО;

— готовность к применению компьютерной техники и ИКТ в сфере образования и профессиональной деятельности;

— готовность к самообразованию;

— интерес к учебно-профессиональной деятельности.

Задачи 3-го этапа, решаемые педагогами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— определение форм и видов контроля, тестирование, анкетирование и наблюдение за деятельностью, выполняемой студентами в дистанционной среде;

— определение уровня сформированно-сти компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и учебных действий в условиях ДО, характера личностных изменений;

— оценка качества учебных материалов для дистанционной среды.

Компоненты, формируемые у студентов на данном этапе:

— самоконтроль;

— самопроверка;

— рефлексия.

Задачи 4-го этапа, решаемые педагогами:

— анализ причин успехов и неудач в решении учебных задач при использовании дистанционного обучения;

— моделирование индивидуальной работы со студентами, связанной с устранением проблем в усвоении учебного материала;

— анализ эффективности занятий с использованием ДО и разработанных учебных материалов;

— планирование последующих учебных ситуаций в условиях дистанционной среды.

Поэтапная реализация процесса подготовки бакалавров в условиях дистанционного обучения характеризует относительно законченный цикл обучения, например решение некоторой учебной задачи, изучение отдельной темы, модуля или курса в дистанционной среде.

Необходимо отметить, что на первом этапе процесса подготовки бакалавров в условиях дистанционного обучения педагогами выявляется уровень сформированности личностных и предметных компетенций студентов нового набора, в т. ч. базовой ИКТ-компетентности методом опроса. Этот метод используется в двух основных формах: в виде устного опроса (интервью] и в виде анкетирования (письменного опроса].

В. И. Загвязинским, Р. Атахановым [1], Р С. Немовым [3] описаны различные методы психолого-педагогических исследований, а М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, Е. С. Полат [2] приводят примеры оценки педагогической эффективности дистанционного обучения, подчеркивая, что для преподавателя существенна обратная связь с учащимися. Для мониторинга процесса реализации дистанционного обучения используют специально разработанные анкеты и опросники, которые сочетают в себе черты «педагогических» и «психологических» опросников. Анкеты помогают проследить за изменениями, происходящими в ходе проведения дистанционных занятий, определить направления дальнейшего их усовершенствования и улучшения качества предлагаемых студентам учебных материалов.

Чаще всего преподаватель использует три вида анкет:

— для оценки работы учащихся,

— оценки работы преподавателя,

— оценки результатов.

Также с помощью анкет можно узнать мнение студентов о качестве электронных образовательных ресурсов.

При составлении анкет преподавателю необходимо выбрать определенную форму и задать ее параметры. Цели анкетирования могут быть различными:

— знакомство со студентами;

— контроль знаний студентов;

— начальный (промежуточный, заключительный) мониторинг дистанционных занятий;

— исследование (педагогическое, психологическое) и пр.

Анкеты по форме предъявления их студентам могут быть четырех типов:

— традиционные — передаются студентам в распечатанном виде (на бумаге) и возвращаются преподавателю в определенные сроки;

— традиционные — передаются студентам в виде текстового файла по электронной почте, заполняются в текстовом редакторе и возвращаются преподавателю опять же по электронной почте;

— компьютерные — размещены на компакт-диске и заполняются на нем же, но данные этих анкет передаются на сетевой компьютер и далее — на компьютер преподавателя;

— онлайновые — размещаются на вебсайте и заполняются студентами там же.

Для повышения интерактивности при составлении анкет рекомендуется включать в них хотя бы несколько открытых вопросов. Эти вопросы можно размещать сразу же после закрытого вопроса, например с помощью формы «Ваши комментарии...» или «Другое...» [2].

Для проведения анкетирования преподавателю необходимо объяснить студентам назначение этого мероприятия, особенности заполнения анкеты, показать форму заполнения и четко определить дату и время передачи заполненных анкет преподавателю. Эффективность анкетирования будет намного больше, если студенты будут заинтересованы в заполнении анкеты. Этого можно добиться за счет открытого коллективного обсуждения со студентами целей анкетирования и возможных результатов (ожиданий студентов). После проведения анкетирования и анализа полученных данных преподаватель может представить обобщенные результаты всем, кто участвовал в анкетировании, и обсудить их.

Например, для изучения базовой ИКТ-компетентности студентов нового набора предлагается заполнить опросные листы со следующими вопросами:

1. Периоды изучения информатики в школе (10—11-е классы, 9—11 -е классы, 7-11-е классы, 5-11-е классы, 2-11-е классы].

2. Уровень освоения курса информатики и ИКТ: базовый или профильный.

3. Владение информационными технологиями (ОС Windows, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Access].

4. Владение коммуникационными технологиями (поисковые сервисы сети Интернет, электронная почта, чат, форум].

5. Наличие компьютера для выполнения самостоятельной работы по информатике (да, нет].

Анкетирование позволяет собрать данные, которые могут быть статистически обработаны. Недостатком данного метода является то, что возможности студентов в выборе ответов будут крайне ограничены, а итоговые показатели могут иметь слишком обобщенный характер.

Из сказанного выше следует, что при реализации дистанционного обучения в вузе важную роль играет комплекс психолого-пе-дагогических условий подготовки бакалавров

к получению образования по стандартам нового поколения. Такой подход способствует соответствию результирующей составляющей образования с требованиями ФГОС ВПО к уровню подготовки бакалавра, обладающего необходимыми профессиональными и личностными компетенциями, адаптированного к условиям информационного общества.

1. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. — М.: Академия, 2010.

2. Интернет-обучение: технологии педагогического

дизайна/М. Ю. Бухаркина [и др.]; под ред. М. В. Моисеевой. — М.: Камерон, 2004.

3. Немов Р. С. Психология: в 3 кн. — Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: ВЛА-ДОС, 2005.

4. Педагогические технологии дистанционного обучения/под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2006.

5. ПорталФедеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. — иЯЬ: http://www.fgosvpo.ru/ (дата обращения 20.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.