Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности магистров педагогического образования по направлению «Информационные технологии в образовании»'

Формирование профессиональной компетентности магистров педагогического образования по направлению «Информационные технологии в образовании» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / A SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / TRAINING OF MASTERS OF TEACHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добудько Татьяна Валерьяновна, Добудько Александр Валерьянович

В статье представлено содержание программы учебной дисциплины «Технологии дистанционного обучения». Введение данной дисциплины в учебные планы подготовки магистров педагогического образования по программе «Информационные технологии в образовании» направлено на решение проблемы недостаточной подготовки бакалавров, обучающиеся в педагогическом вузе по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»), которые прекрасно владеют средствами ИКТ, могут использовать их в своей предметной области, но испытывают трудности при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добудько Татьяна Валерьяновна, Добудько Александр Валерьянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE EDUCATION MASTER OF EDUCATION IN AREAS OF "INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION"

This paper presents the content of the program of discipline "Technologies for e-learning." The introduction of this subject in the curriculum of Master Teacher Education Program "Information Technologies in Education" addresses the problem of insufficient training of bachelors, students in teacher training college in the direction of "Teacher Education" (profile "Information") are perfectly own the means of ICT can use them in their subject area, but have difficulty in organizing training using distance learning technologies.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности магистров педагогического образования по направлению «Информационные технологии в образовании»»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

©2012

Т.В. Добудько, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Информатика, прикладная математика и методика их преподавания»

А.В. Добудько, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Информатика, прикладная

математика и методика их преподавания»

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье представлено содержание программы учебной дисциплины «Технологии дистанционного обучения». Введение данной дисциплины в учебные планы подготовки магистров педагогического образования по программе «Информационные технологии в образовании» направлено на решение проблемы недостаточной подготовки бакалавров, обучающиеся в педагогическом вузе по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»), которые прекрасно владеют средствами ИКТ, могут использовать их в своей предметной области, но испытывают трудности при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, система непрерывного образования, дистанционные образовательные технологии, подготовка магистров педагогического образования.

Наблюдаемый в настоящее время экстенсивный и интенсивный рост системы образования позволяет уже сейчас утверждать, что развитие средств ИКТ выступает системообразующим фактором в процессе становления системы непрерывного образования. При этом ИКТ выступают в качестве основного средства реализации идей дистанционного образования, которое является единственным реальным механизмом построения системы непрерывного образования.

Как показывает опыт практической работы в системе дистанционного образования, успешное овладение знаниями невозможно без умений и навыков работы со средствами ИКТ [1-4]. Студенты, обучающиеся в педагогическом вузе по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»), прекрасно владеют этими технологиями и могут использовать их в своей предметной области [5, 6]. Но изменения, происходящие в системе образования, в частности отказ от традиционных моделей организации образовательного процесса, приводят к тому, что выпускники-бакалавры, являясь наиболее подготовленными к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, испытывают трудности при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, так как, во-первых, освоение вычислительной техники не имеет отношения к дидактике, во-вторых, на изучение этих технологий в учебных планах отводится недостаточное количество часов.

Этот пробел в знаниях можно ликвидировать на следующем уровне образования. Полагаем, что введение в учебные планы подготовки магистров педагогического образования по программе «Информационные технологии в образовании» учебной дисциплины «Технологии дистанционного обучения» позволит подготовить магистров в области использования дистанционных технологий в профессиональной деятельности.

Цель дисциплины - формирование теоретической и практической готовности магистров в области использования технологий дистанционного обучения в профессиональной деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки и способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения дисциплин «Информационные технологии»,

«Инновационные процессы в образовании».

Требования к результатам освоения модуля (дисциплины).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК): способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4).

б) общепрофессиональных (ОПК): готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

в) профессиональных (ПК):

- готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

- готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);

- готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

- способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе -на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

- готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16).

Содержание дисциплины.

Модуль 1. История развития технологий дистанционного обучения.

Возникновение и развитие дистанционного образования за рубежом. Корреспондентские школы. Курсы по переписке. Образовательное телевидение. Создание

оиик.

Этапы становления дистанционного образования в России. Народные университеты в дореволюционной России. Развитие системы самообразования в советской России с 1919 по 1930 гг. Создание системы заочного образования в СССР.

Модуль 2. Дистанционное образование в современном обществе.

Категориальный аппарат дистанционного обучения. Дистанционное обучение. Дистанционное образование. Технологии дистанционного обучения (кейс-, ТВ- и сетевая технологии). Виртуальное образовательная среда.

Модели дистанционного обучения. Понятие модели дистанционного обучения. Различные подходы к осуществлению классификаций моделей дистанционного обучения. Классификация моделей дистанционного обучения по структуре организации учебного процесса.

Дистанционное обучение в контексте концепций открытого образования. Открытое образование. Принципы открытого образования. Отличие открытого образования от традиционного. Направления формирования открытой системы образования. Концепция открытого образования как парадигма его гуманизации.

Дистанционное обучение как фундамент реализации идей непрерывного образования.Объективная необходимость непрерывного образования. Характерные особенности системы непрерывного образования. Конвергенция образования как формирование международной образовательной среды. Глобализация международной образовательной среды.

Модуль 3. Организация дистанционного обучения.

Организационные формы применения технологий дистанционного обучения. Применение технологий дистанционного обучения в общеобразовательной школе, в дополнительном образовании детей. Организация профильного обучения с использованием дистанционных технологий. Применение технологий дистанционного обучения в подготовке специалистов с высшим образованием без «отрыва от производства». Образовательные учреждения дистанционного образования в России.

Нормативно-правовое обеспечение дистанционного обучения. Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки РФ (лицензионные, аттестационные и аккредитационные нормы и правила, законодательные акты, стандарты, приказы, распоряжения и др.), а также внутренние нормативные документы организаций, осуществляющих дистанционное обучение, регламентирующие подготовку и проведение учебного процесса на основе дистанционных технологий обучения.

Модуль 4. Психолого-педагогические особенности технологии дистанционного обучения.

Дидактические принципы и их реализация в системе дистанционного обучения. Дидактические принципы дистанционного обучения. Специфика реализации общедидактических принципов в дистанционном обучении. Частная дидактика дистанционного образования.

Психолого-педагогические особенности взаимодействия субъектов дистанционного обучения. Коммуникация и общение в системе дистанционного обучения. Сущность и требования к культуре общения в дистанционном обучении. Особенности общения и правил эффективного речевого поведения в среде Интернета. Интернет как коммуникационная среда участников процесса дистанционного обучения. Учебные сообщества Интернета. Специфика использования технологии сотрудничества в малых группах при дистанционном обучении.

Функционально-профессиональная характеристика преподавателя дистанционного обучения. Преподаватель дистанционного обучения, преподаватель-тьютор, преподаватель-консультант, их функциональные обязанности. Профессиональное самосознание и самоопределение препо-

давателя дистанционного обучения. Требования к знаниям и умениям преподавателя дистанционного обучения. Общие знания и умения преподавателя в области психологии и педагогики, ИКТ в образовании, Интернет-технологий, новых педагогических технологий. Основные концепции тьютор-ской деятельности.

Проблемы организации контроля при дистанционном обучении. Формы контроля учебной деятельности учащихся при дистанционном обучении. Проблема идентификации личности обучаемого. Проблема легитимности формального образования в структурах дистанционного обучения.

Модуль 5. Проектирование и экспертиза технологий дистанционного обучения.

Специфика проектирования и экспертизы мультимедиа-программ в системе дистанционного образования. Компоненты процесса создания дистанционных курсов. Особенности процесса построения содержания дистанционного курса, процесса создания дистанционного курса и их функциональные характеристики. Особенности организации учебного материала. Типология дистанционных курсов. Структура и основные компоненты дистанционного курса. Особенности организации и проведения экспертизы созданного дистанционного курса.

Требования ФГОС ВПО по данному курсу не сформулированы, курс является авторским. Он может рассматриваться как самостоятельная учебная дисциплина и, вместе с тем, использоваться в системе повышения квалификации преподавателей как один из модулей в рамках подготовки кадров для системы открытого и дистанционного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аниськин В.Н. Формирование и развитие холи-стичной информационно-образовательной среды вуза (на примере факультета математики, физики и информатики ПГСГА) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3. С. 219-223.

2. Богданова А.В. Модель формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих бакалавров педагогического образования с использованием технологии учебных полей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.

2011. № 3. С. 298-303.

3. Борисова Л.В. Методические аспекты учебных материалов в дистанционных образовательных технологиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 53-56.

4. Богданова А.В. Состав и условия формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов педагогических специальностей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 4. С. 305-308.

5. Добудько Т.В. Содержание учебной дисциплины «Профессиональная компетентность педагога в условиях информатизации образования»: контекст педагогической праксеологии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2-1. С. 24-26.

6. Пугач О.И., Добудько Т.В. Интерактивные технологии обучения: вопросы внедрения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.

2012. Т. 14. № 2-1. С. 56-59.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE EDUCATION MASTER OF EDUCATION

IN AREAS OF «INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION»

© 2012

T.V. Dobudko, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of “Computer science, applied mathematics and methods of teaching”

A.V. Dobudko, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of “Computer science, applied mathematics and their teaching methods”

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: This paper presents the content of the program of discipline “Technologies for e-learning.” The introduction of this subject in the curriculum of Master Teacher Education Program “Information Technologies in Education” addresses the problem of insufficient training of bachelors, students in teacher training college in the direction of “Teacher Education” (profile “Information”) are perfectly own the means of ICT can use them in their subject area, but have difficulty in organizing training using distance learning technologies.

Keywords: information and communication technology, a system of continuing education, distance education technologies, training of masters of teacher education.

УДК 378

ДИСЦИПЛИНА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2012

А.В. Добудько, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Информатика, прикладная математика и методика их преподавания»

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: Статья посвящена описанию целей и места дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в процессе подготовки магистров педагогического образования по программе «Информационные технологии в образовании», а также формируемых у магистров в процессе изучения данной дисциплины компетенций.

Ключевые слова: информационные технологии, подготовка магистров педагогического образования.

К числу взаимообусловленных факторов, способных в настоящем и будущем в наибольшей степени повлиять на морфологию и технологию профессиональной деятельности педагога, следует отнести: происходящий на основе широкого применения средств новых информационных технологий переход на электронные носители социальной памяти; широкое применение средств информационных технологий в качестве орудия педагогической деятельности для эффективной организации познавательной деятельности обучаемых; качественные изменения учебно-познавательной деятельности учащихся, связанные с использованием средств информационных технологий в качестве орудия познавательной деятельности; снижение инерционности образовательных систем, предопределяющее, с одной стороны, повышение их адаптационных возможностей, с другой

- возрастание требований к субъекту педагогической деятельности в связи с ее большей инновационностью.

При этом успешность профессиональной деятельности педагога, активно применяющего в своей деятельности информационные технологии, существенно зависит от того, насколько тот овладел этими средствами [1-4].

Полагаем, что введение в учебные планы подготовки магистров педагогического образования по программе «Информационные технологии в образовании» учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» позволит подготовить магистров в области использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

Цель дисциплины: формирование теоретической и практической готовности магистров в области использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки и способы деятельности и установки, полученные и сформированные на предыдущем уровне образования в ходе изучения дисциплин «Информационные технологии», «Основы математиче-

ской обработки информации».

Для освоения дисциплины студент должен

знать:

основные характеристики программного обеспечения ЭВМ, классификацию системного и прикладного программного обеспечения; определение и разновидности компьютерных вирусов, методы профилактики и лечения, виды и основные возможности антивирусных программ; средства и методы работы со сжатыми данными, виды и основные возможности архиваторов данных, процедуры создания и распаковки архивов, их основные характеристики, определение многотомных и самораспаковывающихся архивов; основные возможности текстового редактора, способы и методы создания и форматирования документа, форматирования страницы, абзаца, символа; определение, методы и приемы работы с разделами документа; способы и методы создания и редактирования списков, таблиц, создание и обработка графических объектов, способы и методы создания и редактирования формул, способы проверка орфографии, печати документа; назначение и основные возможности табличного процессора, способы создания нового документа, методы работы с листами, ячейками таблицы, способы и методы создания и редактирования формул, способы именования ячеек, вставки объектов, виды ссылок, способы проведения простейших математических расчетов с использованием функций, расшифровку наиболее часто встречаемых ошибок; назначение и основные возможности СУБД, методы и способы создание таблиц, поиска, сортировки и фильтрации информации, создания форм и отчетов, основные операторы языков управления реляционными базами данных; основные понятия машинной графики, характеристики и отличия векторной и растровой графики, типы графических файлов, назначение и основные возможности графического редактора Paint; основные способы представления информации с использованием математических средств; принципы построения глобальных компьютерных сетей и размещения информации в них.

уметь:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.