Т.В. Добудько, А.В. Добудько
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРОВ..
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE EDUCATION MASTER OF EDUCATION
IN AREAS OF «INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION»
© 2012
T.V. Dobudko, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of “Computer science, applied mathematics and methods of teaching”
A.V. Dobudko, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of “Computer science, applied mathematics and their teaching methods”
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: This paper presents the content of the program of discipline “Technologies for e-learning.” The introduction of this subject in the curriculum of Master Teacher Education Program “Information Technologies in Education” addresses the problem of insufficient training of bachelors, students in teacher training college in the direction of “Teacher Education” (profile “Information”) are perfectly own the means of ICT can use them in their subject area, but have difficulty in organizing training using distance learning technologies.
Keywords: information and communication technology, a system of continuing education, distance education technologies, training of masters of teacher education.
УДК 378
ДИСЦИПЛИНА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2012
А.В. Добудько, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Информатика, прикладная математика и методика их преподавания»
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: Статья посвящена описанию целей и места дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в процессе подготовки магистров педагогического образования по программе «Информационные технологии в образовании», а также формируемых у магистров в процессе изучения данной дисциплины компетенций.
Ключевые слова: информационные технологии, подготовка магистров педагогического образования.
К числу взаимообусловленных факторов, способных в настоящем и будущем в наибольшей степени повлиять на морфологию и технологию профессиональной деятельности педагога, следует отнести: происходящий на основе широкого применения средств новых информационных технологий переход на электронные носители социальной памяти; широкое применение средств информационных технологий в качестве орудия педагогической деятельности для эффективной организации познавательной деятельности обучаемых; качественные изменения учебно-познавательной деятельности учащихся, связанные с использованием средств информационных технологий в качестве орудия познавательной деятельности; снижение инерционности образовательных систем, предопределяющее, с одной стороны, повышение их адаптационных возможностей, с другой
- возрастание требований к субъекту педагогической деятельности в связи с ее большей инновационностью.
При этом успешность профессиональной деятельности педагога, активно применяющего в своей деятельности информационные технологии, существенно зависит от того, насколько тот овладел этими средствами [1-4].
Полагаем, что введение в учебные планы подготовки магистров педагогического образования по программе «Информационные технологии в образовании» учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» позволит подготовить магистров в области использования информационных технологий в профессиональной деятельности.
Цель дисциплины: формирование теоретической и практической готовности магистров в области использования информационных технологий в профессиональной деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки и способы деятельности и установки, полученные и сформированные на предыдущем уровне образования в ходе изучения дисциплин «Информационные технологии», «Основы математиче-
ской обработки информации».
Для освоения дисциплины студент должен
знать:
основные характеристики программного обеспечения ЭВМ, классификацию системного и прикладного программного обеспечения; определение и разновидности компьютерных вирусов, методы профилактики и лечения, виды и основные возможности антивирусных программ; средства и методы работы со сжатыми данными, виды и основные возможности архиваторов данных, процедуры создания и распаковки архивов, их основные характеристики, определение многотомных и самораспаковывающихся архивов; основные возможности текстового редактора, способы и методы создания и форматирования документа, форматирования страницы, абзаца, символа; определение, методы и приемы работы с разделами документа; способы и методы создания и редактирования списков, таблиц, создание и обработка графических объектов, способы и методы создания и редактирования формул, способы проверка орфографии, печати документа; назначение и основные возможности табличного процессора, способы создания нового документа, методы работы с листами, ячейками таблицы, способы и методы создания и редактирования формул, способы именования ячеек, вставки объектов, виды ссылок, способы проведения простейших математических расчетов с использованием функций, расшифровку наиболее часто встречаемых ошибок; назначение и основные возможности СУБД, методы и способы создание таблиц, поиска, сортировки и фильтрации информации, создания форм и отчетов, основные операторы языков управления реляционными базами данных; основные понятия машинной графики, характеристики и отличия векторной и растровой графики, типы графических файлов, назначение и основные возможности графического редактора Paint; основные способы представления информации с использованием математических средств; принципы построения глобальных компьютерных сетей и размещения информации в них.
уметь:
проводить классификацию системного и прикладного программного обеспечения; использовать современные антивирусные программы для проверки и лечения компьютера от вирусов; архивировать и разархивировать информацию с использованием различных архиваторов; определять типы и основные характеристики полученных архивов; осуществлять форматирование документа, страницы, абзаца, символа; создавать, редактировать и удалять разделы документа, осуществлять печать документа; добавлять, удалять и переименовывать листы таблицы, присваивать имена ячейкам, проводить простейших математические расчеты с использованием функций, находить и исправлять наиболее часто встречаемые ошибки; создавать различные типы баз данных с использованием систем управления базами данных (СУБД), определять функции СУБД, осуществлять поиск, сортировку и фильтрацию информации БД, создавать формы и отчеты, управлять реляционными базами данных с использованием основных операторов языков управления; применять методы математической обработки информации; осуществлять поиск и отбирать информацию, необходимую для решения конкретной задачи; осуществлять перевод информации с языка, характерного для предметной области, на математический язык.
владеть:
приемами использования современных антивирусных программ для проверки и лечения компьютера от вирусов; приемами архивирования и разархивирования информации с использованием различных архиваторов; приемами проведения простейших математических расчетов с использованием различных функций в табличном процессоре, приемами нахождения и исправления наиболее часто встречаемых ошибок; приемами создания различных типов баз данных с использованием систем управления базами данных (СУБД); приемами поиска, сортировки и фильтрации информации БД, создания форм и отчетов с использованием функций СУБД; приемами управления реляционными базами данных с использованием основных операторов языков управления; навыками поиска информации в глобальных компьютерных сетях; содержательной интерпретацией и адаптацией математических знаний для решения образовательных задач в соответствующей профессиональной области.
Освоение дисциплины является основой для последующего изучения курсов «Методы компьютерного моделирования в педагогике», «Методы компьютерного моделирования в психологии», «Технологии и менеджмент электронного обучения», «Интерактивные электронные коммуникации в социальных сетях», «Информационные технологии в управлении образовательными системами», «Компьютерная психодиагностика», «Тестовый контроль в образовании на базе информационных технологий», «Педагогическая праксеология в информационном обществе», «Профессиональная компетентность учителя в условиях информатизации образования», прохождения педагогической и научно-исследовательской практик, написания магистерской диссертации.
Требования к результатам освоения модуля (дисциплины):
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурных (ОК):
- способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);
- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
общепрофессиональных (ОПК) - готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);
профессиональных (ПК):
- готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
- готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);
- способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21).
Образовательные результаты:
Общекультурная компетенция ОК-4.
Знает: основы формирования ресурсно-информационных баз для решения профессиональных задач.
Умеет: формировать ресурсно-информационные
базы для решения профессиональных задач.
Владеет: технологиями формирования ресурсно-информационных баз для решения профессиональных задач.
Общекультурная компетенция ОК-5.
Знает: способы самостоятельного приобретения знаний с помощью информационных технологий.
Умеет: самостоятельно приобретать знания с помощью информационных технологий.
Владеет: технологиями самостоятельного приобретения знаний с помощью информационных технологий.
Общепрофессиональная ОПК-1.
Знает: способы осуществления профессиональной коммуникации на государственном (русском) и иностранном языках с использованием средств информационных технологий.
Умеет: осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках с использованием средств информационных технологий.
Владеет: средствами информационных технологий, позволяющими осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках.
Профессиональная компетенция ПК-2.
Знает: средства информационных технологий, предназначенные для диагностики и оценивания качества образовательного процесса; алгоритмы педагогической оценки в условиях применения средств информационных технологий.
Умеет: использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса на базе средств информационных технологий.
Владеет: средствами информационных технологий, позволяющими диагностировать и оценивать качество образовательного процесса.
Профессиональная компетенция ПК-20.
Знает: возможности средств информационно-коммуникационных технологий для решения культурнопросветительских задач.
Умеет: решать культурно-просветительские задачи с использованием средств информационных технологий.
Владеет: средствами информационных технологий, позволяющими решать культурно-просветительские задачи.
Профессиональная компетенция ПК-21.
Знает: возможности средств информационно-коммуникационных технологий для формирования художественно-культурной среды.
Умеет: формировать художественно-культурную
среду с использованием средств информационных технологий.
Владеет: средствами информационных технологий, позволяющими формировать художественно-культурную среду.
Разработанный курс может оказаться полезным не только будущим магистрам, но и «действующим» учителям, желающим улучшить качество педагогической деятельности в условиях информатизации общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданова А.В. Модель формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих бакалавров педагогического образования с использованием технологии учебных полей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.
2011. № 3. С. 298-303.
2. Добудько Т.В. Содержание учебной дисциплины «Профессиональная компетентность педагога в условиях информатизации образования»: контекст педагогической праксеологии // Известия Самарского научного
центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2-1. С. 24-26.
3. Богданова А.В. Состав и условия формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов педагогических специальностей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 4. С. 305-308.
4. Пугач О.И., Добудько Т.В. Интерактивные технологии обучения: вопросы внедрения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.
2012. Т. 14. № 2-1. С. 56-59.
DISCIPLINE «INFORMATION TECHNOLOGY IN PROFESSIONAL ACTIVITIES»
IN THE SUBJECT TRAINING MASTER OF EDUCATION
© 2012
A.V. Dobudko, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of “Computer science, applied mathematics and their teaching methods”
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: The article describes the purpose and place of discipline “Information technology in professional activities” in the process of Master Teacher Education Program “Information Technologies in Education”, and formed in the process of learning to master the discipline of competencies.
Keywords: information technology, training of masters of teacher education.
УДК 37.013.46
СПЕЦКУРС ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК СРЕДСТВО ЕГО САМОРЕАЛИЗАЦИИ
© 2012
В.Н. Аниськин, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информатики, профессор кафедры «Информационно-коммуникационные
технологий в образовании»
Т.А. Жукова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: В статье описываются особенности содержания и организация спецкурса «Социокультурная компетентность преподавателя», направленного на решение проблемы формирования социокультурной компетентности вузовского преподавателя, включающей концептуальный (концептуально-интегрирующий), коммуникативный, эмоционально-нравственный и деятельностный компоненты в их единстве и взаимосвязи.
Ключевые слова: социокультурная компетентность, содержание образования, интегративный подход.
Система высшего профессионального образования является, по сути, такой сферой деятельности, которая решает задачи подготовки будущих специалистов для других отраслей и совершенно очевидно, что между образованием и профессиональной деятельностью должно существовать определённое культурное соответствие. Обе сферы деятельности описываются одними и теми же основными понятиями, например, такими, как: способы и технологии профессиональной деятельности, система знаний, умений и навыков, а в последнее время - это ещё и обязательная система сформированных компетенций и компетентностей. Однако в отраслях народного хозяйства практически любая производственная деятельность специалистов, готовящихся в системе высшего профессионального образования, всегда воспроизводима и быстро впитывает в себя новейшие достижения.
Одной из основных целей современного профессионального образования является организованное, преднамеренное и целенаправленное педагогическое влияние на формирование профессиональной компетентности личности будущего специалиста-профессионала. Для достижения нужного уровня сформированности каждого из компонентов профессиональной компетентности необходимо заранее спроектировать каждый приём, метод, технологию, соотнести их с содержанием подготовки специалиста, с реальными возможностями студентов и преподавателей, с целями и задачами образовательновоспитательного процесса и гарантировать с достаточно высокой степенью вероятности необходимый специальный и квалификационный результат подготовки востребованного потенциальным работодателем выпускника вуза.
Ценность и насущная потребность отмеченных дей-
ствий (качеств) для преподавателя вуза не вызывает сомнения, но по всей видимости они важны не только для комфортности повседневной профессионально-педагогической деятельности педагога, особую роль эти действия (качества), в идеальном случае без дополнительных временных и трудозатрат (практически на уровне рефлексии), играют и в самореализации личности преподавателя. И, конечно же, в современных условиях весьма значимым качеством, как одной из основоопределяющих составляющих деятельности преподавателя вуза, является его социокультурная компетентность.
В организации нашей экспериментальной работы по формированию социокультурной компетентности вузовского преподавателя, а точнее субъектов образовательного процесса вуза, мы опираемся на уже известные положения о социокультурной компетентности, структура которой включает в себя концептуальный (концеп-туально-интегрирующий), коммуникативный, эмоционально-нравственный и деятельностный компоненты в их единстве и взаимосвязи. Ведущей идеей данной работы является идея приоритетности каждого направления социокультурного образования в развитии конкретного компонента социокультурной компетентности. Каждое из направлений социокультурного образования содержательно и процессуально дополняют другие направления, благодаря чему обогащаются и компоненты социокультурной компетентности преподавателя высшей профессиональной школы.
Содержание процесса формирования социокультурной компетентности вузовского преподавателя, характеризуется нами с использованием интегративного (и, в первую очередь, десмоэкологического) подхода, обусловлено содержанием самого понятия социокультурная