УДК 37.01(075.8)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»: КОНТЕКСТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКСЕОЛОГИИ
© 2012 Т.В.Добудько
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 19.01.2012
В данной статье обосновывается содержание учебной дисциплины «Профессиональная компетентность для магистров, подготавливаемых по программе «Информационные технологии в образовании» в рамках направления 050100.68 «Педагогическое образование».
Ключевые слова: педагогическая праксеология, профессиональная компетентность педагога, информатизация образования.
В условиях информатизации образования педагогическая профессия, отличаясь от других профессий типа «человек - человек», принадлежностью как классу преобразующих, так и классу управляющих одновременно, приобретает еще большую специфичность - педагог осуществляет свою деятельность не только в системе «человек - человек», но и в более сложной системе («человек - компьютер» - человек»). При этом успешность профессиональной деятельности педагога, активно применяющего в своей деятельности информационные технологии, существенно зависит от того, насколько тот способен к быстрой смене (продуцированию новых) алгоритмов педагогической деятельности.
Это обстоятельство актуализирует проблематику педагогической праксеологии, как общей теории профессионально-педагогической деятельности, отражающей «системное знание об общих принципах и способах рациональных (правильных), целесообразных, успешных дей-ствий»1 в условиях становления информационного общества. Полагаем, что введение в учебные планы подготовки магистров педагогического образования по программе «Информационные технологии в образовании» учебной дисциплины «Профессиональная компетентность педагога в условиях информатизации образования» позволит избежать серьезных просчетов в организации оптимального функционирования образовательных учреждений информационного общества. Как представляется, знания, полученные в процессе изучения названного курса, помогут выпускнику как на начальных этапах «вхожде-
0
Добудько Татьяна Валерьяновна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой информатики, прикладной математики и методики их преподавания, E-mail: tdobudko@mail. ru
1 Колесникова И.А., Титова Е.В. Практическая праксеология: Учеб. пособ.для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: 2005. - С. 6.
ния» в профессию, так и в период профессиональной зрелости. В соответствии с принятыми сегодня правилами описание рассматриваемого учебного курса видится следующим образом.
Цель дисциплины «Профессиональная компетентность педагога в условиях информатизации образования» - формирование представлений магистров о профессиональной компетентности педагога в условиях информатизации общества и образования. Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания, умения, навыки и способы деятельности, установки, полученные и сформированные ранее в ходе изучения таких дисциплин, как «Интерактивные электронные коммуникации в социальных сетях», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Научно-методологические проблемы информатизации», «Современные проблемы науки и образования», «Деловой иностранный язык», «Основы письменной речи», «Теория и практика профессионально-ориентированного перевода». Дисциплина «Профессиональная компетентность педагога в условиях информатизации образования» опирается на результаты формирования в перечисленных выше курсах следующих компетенций (см. таб. 1). Освоение дисциплины является основой для последующей подготовки к государственному экзамену и защите магистерской диссертации.
Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общепрофессиональной компетенции: способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2).
Педагогика
Таб. 1. Предварительные компетенции и компетентность
«Предварительные компетенции»_
Общекультурные (ОК)_
Способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2); способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3); способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5); готовность работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6).
Общепрофессиональные (ОПК)_
Готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1); способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший
образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2)._
Профессиональные (ПК)_
Готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2); готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13); способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17); готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20).
Знать_
Дидактический потенциал социальных сервисов; правила работы в сети; соотношение традиционных и виртуальных форм коммуникации; идеологию формирования сетевых сообществ; способы самостоятельного приобретения знаний с помощью информационных технологий; способы осуществления профессиональной коммуникации на государственном (русском) и иностранном языках с использованием средств информационных технологий; средства информационных технологий, предназначенные для диагностики и оценивания качества образовательного процесса; алгоритмы педагогической оценки в условиях применения средств информационных технологий; возможности средств информационно-коммуникационных технологий для решения культурно-просветительских задач; перспективные направления информатизации; способы освоения новых методов исследования в области информатизации; цели и способы осуществления профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры ; современные проблемы науки и образования; профессиональную терминологию в области информатики и педагогики; современные стратегии принятия решений в управлении образовательным учреждением;
иностранный язык._
Уметь_
самостоятельно приобретать (с помощью Интернет) новые знания и умения (в том числе, в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности) ; использовать различные виды электронных коммуникаций; осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках; использовать современные технологии оценки качества образовательного процесса; решать культурно-просветительские задачи с использованием средств информационных технологий; самостоятельно осваивать новые методы исследования; выбирать средства и способы осуществления профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры; анализировать современные тенденции информатики и педагогические теории; свободно пользоваться профессиональными терминами в области информатики и педагогики; использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением; осуществлять поиск информации из зарубежных источников, устанавливать социальные и профессиональные контакты с носителями иностранного языка и культуры._
Владеть:
технологиями профессионального роста и самообразования; способами профессиональной коммуникации в социальных сетях; средствами информационных технологий, позволяющими оценивать качество образовательного процесса, решать культурно-просветительские задачи; способами осмысления и критического анализа научной литературы по проблеме информатизации; способами осмысления и критического анализа научной информации; способами решения современных проблем науки и образования; навыками устных выступлений на русском и иностранном языке; индивидуальными и групповыми технологиями принятия решений в управлении образовательным учреждением; навыками анализа и синтеза полученной из зарубежных источников информации; навыками ведения диалога, полилога и краткого монологического высказывания (сообщения) по профилю профессиональной подготовки; навыками применения в устной речи принятой в профессиональной иноязычной среде терминологии; навыками устных выступлений на иностранном языке при проведении компьютерных презентаций по профилю «Информатика», а также для осуществления научно-исследовательской работы в указанной образовательной области._
Образовательные результаты (ОПК-2): Знает: различные подходы к определению понятий «профессиональная компетентность», «профессиональная готовность», сущность и структуру профессионально-педагогической деятельности, алгоритмы информационно-
ориентационной, моделирующей, мобилизационной, трансляционной, контрольно-оценочной и аналитической деятельности педагога; специфику педагогической деятельности в условиях информатизации. Умеет: разрабатывать алгоритмы информационно-ориентационной, модели-
рующей, мобилизационной, трансляционной, контрольно-оценочной и аналитической деятельности педагога в условиях информатизации образования. Владеет: методами разработки алгоритмов информационно-ориентационной, моделирующей, мобилизационной, трансляционной, контрольно-оценочной и аналитической деятельности педагога в условиях информатизации образования.
При проведении семинаров должны широко использоваться такие формы организации учебной деятельности, как дискуссии (например, «Учитель крупным планом» и др.) ролевые иг-
ры (например, «Стили педагогической деятельности» и др.), презентация и т.д. При этом должна предусматриваться проектная деятельность студентов (например, в проекте «Моя программа профессионального развития»). Разработанный курс может оказаться полезным не только будущим магистратурам, но и «действующим» педагогам (методистам общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и др.), желающим улучшить качество педагогической деятельности в условиях информатизации общества.
Таб. 2. Содержание учебной дисциплины «Профессиональная компетентность педагога в условиях информатизации образования»
№п/п Разделы дисциплины и их содержание Л П СР*
1. Информационные технологии как фактор, определяющий особенности профессиональной деятельности учителя информатики. Информационные процессы в социуме: основные тенденции. Информационные технологии в системе непрерывного образования. Информационные технологии в контексте личностно ориентированной образовательной парадигмы. Сущность и специфика процесса обучения учащихся в условиях широкого применения ИКТ. Процесс обучения на базе ИКТ как объект дидактического конструирования. Характеристика факторов, оказывающие наибольшее влияние на морфологию и технологию профессиональной деятельности учителя. Примечание:* СР - Лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа 2 4 20
2. Деятельностная модель учителя в условиях информатизации образования. Адаптивная и гуманистическая функции учителя. Характер педагогических взаимодействий в системе «учитель - совокупный педагогический субъект - учащийся» в процессе преподавания дисциплин на базе ИКТ. Специфика информационно-ориентационной и моделирующей деятельности учителя в условиях информатизации образования. Мобилизационная и трансляционная деятельность учителя в условиях информатизации образования. Особенность контрольно-оценочной и аналитической деятельности учителя в условиях информатизации образования. Профессиональная направленность личности учителя в условиях информатизации образования. Профессионально-значимые характеристики личности учителя в условиях информатизации образования. 2 6 28
3. Сущность профессиональной компетентности учителя в условиях информатизации образования. Понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность учителя», «профессиональная готовность». Нормативная характеристика профессиональной деятельности. Понятия «педагогическая квалификация», «квалификационная характеристика». Аттестация педагогических кадров. Сущность понятия «педагогическое мастерство». Слагаемые педагогического мастерства учителя. Понятие «педагогическая культура». Взаимосвязь общей и профессиональной культуры. 2 8 30
4. Праксеологические проблемы профессионально-педагогической деятельности. Культура профессионального выбора. Профессионально-педагогический риск. Способы прогнозирования, оценки и снижения степени риска. Виды праксеологических ошибок. Причины возникновения ошибок. Способы устранения ошибок. Профессиональная самокоррекция. Профессиональные деформации и пути их устранения. 12 30
CONTENT OF ACADEMIC SUBJECT «PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER IN TERMS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION»
© 2012 T.V.Dobudko° Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
This article justifies the content of the academic subject «Professional competence for masters trained on the program «Informational technologies in education» in the line of 050100.68 «Pedagogical education». Keywords: educational praxeology, professional competence of a teacher, informatization of education.
Tatiana Valeryanovna Dobudko, D. Sc. in Pedagogics, Professor, Head of the department ofInformation Science, Applied Mathematics and Methods of their Teaching. E-mail: tdobudko@mail. ru