Бойкова О.И.1, Родионова О.В.2, Половецкая О.С.3
1 Тульский государственный педагогический университет им. Л.НТолстого, г.Тула, к.х.н., доцент
кафедры химии, benosi@mail.ru
2 Тульский государственный педагогический университет им. Л.НТолстого, г.Тула, к.ф.-м.н., доцент кафедры информатики и информационных технологий, rodionovaov@mail.ru
3 Тульский государственный педагогический университет им. Л.НТолстого, г.Тула, к.х.н., доцент
кафедры химии, olpolov71@mail.ru
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ LMC MOODLE ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Электронное обучение, смешанное обучение, интерактивные электронные средства получения информации, тестирование, анкетирование, индивидуальная траектория изучения учебного материала.
АННОТАЦИЯ
В статье обсуждаются преимущества использования смешанных форм обучения. Анализируется опыт применения среды электронного обучения при подготовке бакалавров-химиков по отдельным дисциплинам блока предметной подготовки на примере дисциплины «Фармакогнозия».
Информатизация образования привела к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, обеспечить наиболее эффективное применение вычислительной техники в учебном процессе.
Благодаря использованию средств ИТ студенты получают доступ к большому потоку новой информации по темам исследований, проводимым в процессе получения высшего образования.
В последние годы в России большое внимание уделяется вопросам обеспечения доступности, качества и эффективности образования. Предлагаются различные пути для их решения, одним из которых является информатизация образования. В свою очередь информатизация позволяет эффективно развивать такую форму образования, как дистанционное обучение.
На наш взгляд, в контексте вузовского образования дистанционное обучение наиболее эффективно, но не как самостоятельная форма образования, а как часть смешанного обучения.
Напомним, что дистанционное обучение — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов: среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети), методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
Электронное обучение — организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Данный подход к определению понятий позволяет разделить процесс дистанционного обучения, определяемый в законе как электронное обучение от методических основ применения технологий дистанционного обучения.
Сегодня для обучения требуются новые средства. Эти средства должны в полной мере учитывать огромные ресурсы и возможности Интернет. Электронное обучение может дать такие средства и помочь справиться со многими проблемами, связанными с поиском учебного материала, организацией самостоятельной работы. Главной чертой электронного обучения является использование Интернета, что позволяет по-настоящему революционизировать процесс учебы. Электронное обучение объединяет разработчиков содержания, специалистов в различных предметных областях и обучаемых. Администраторы системы могут предоставлять содержание в разных форматах, управлять уровнем приобретенных знаний и создавать сетевые сообщества обучаемых, разработчиков содержания и экспертов. Обучаемые могут учиться в одиночку или формировать виртуальные клубы по интересам.
В процессе электронного обучения используются интерактивные электронные средства получения информации, преимущественно Интернет и локальная сеть. Улучшение процесса обучения происходит за счет использования уникальных возможностей мультимедиа виртуальной реальности, расширения доступа к ресурсам и сервисам, а также возможности удаленного обмена знаниями и совместной работы.
Наиболее часто при организации электронного обучения используется система управления обучением LMS Moodle.
Данная электронная среда предоставляет следующие возможности:
• структурирование учебного материала по урокам и курсам;
• проверка усвоенных знаний, с помощью встроенного механизма тестирования;
• мониторинг активности учащихся;
• анализ результатов обучения;
• хранение архивных сведений об истории учебного процесса каждого из учащихся.
Эффективная организация электронного обучения позволяет оптимизировать труд
преподавателей в процессе передачи учебной информации и контроля усвоения знаний. Кроме того, электронное обучение способствует освобождению учебного времени для индивидуального взаимодействия с каждым из обучающихся. Современные коммуникационные технологические средства совершенствуют образовательный процесс, делая его более оперативным, производительным и комфортным.
Индивидуальное обучение важно дополнять групповыми формами учебных занятий. Например, взаимным обучением, которое способствует развитию у обучающихся коммуникативных качеств и умений работать в команде. Под взаимным обучением мы понимаем, например, обсуждение ключевых вопросов курса на форуме LMS Moodle. Преподаватель формулирует проблему и (или) задает вопрос, ответ на который должен быть получен студентами в процессе обсуждения возможных путей ее решения на форуме.
Необходимо отметить тот факт, что если в ходе традиционных групповых занятий эти достоинства реализовывались автоматически, то в электронном обучении, ориентированном именно на индивидуальный подход, организация групповой учебной деятельности, требует особой тщательности. При использовании информационных технологий на групповых учебных занятиях важно учитывать тенденции перехода к электронным технологиям коллективного взаимодействия во всех сферах профессиональной деятельности.
В Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н.Толстого среда электронного обучения LMS Moodle используется достаточно давно. Первоначально она нашла применение при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологи», это было обусловлено самим наполнением содержания данных дисциплин и возможностью постоянного применения компьютера в процесс проведения занятий. Преимущества данной формы обучения в сравнении с традиционными методами заключаются в возможности выбора индивидуальной траектории изучения учебного материала, регулирования темпа освоения материала, а также более глубокой адаптации к интеллектуальным системам поддержки обучения. Современное оснащение практически всех учебных кабинетов и лабораторий, а также наличие точек доступа к сети Интернет позволило расширить рамки использования данной среды.
В связи с вышеизложенным и в продолжение исследований по разработке и применению в учебном процессе системы управления обучения LMS Moodle, проводимых на базе кафедры химии ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого» для бакалавров, обучающихся по направлению 04.03.01 «Химия» профиля «Медицинская и фармацевтическая химия» и по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями «Биология» и «Химия» очной формы обучения был разработан дистанционный курс «Фармакогнозия» элективного модульного блока
«Медицинская и фармацевтическая химия» (рис.1).
1ГГТУ ФАРШКДОККЖЯ
■•о»ос«моД форум
Й. Р№04« ■САИЛАКОГНЗЗ,«*
ДОНЫ^ «чГн^СвьД ОцЕиС* ЭДнш
Псслслннет твив
Эпни ГЦ гурсл С Ч»Ч»С» 161 Л15 М 1»
Да I «-* 14»» (мбымч
ОСНОВЫ ФДРМДКйГнОСТИЧЁСКйГО АНАЛИЗА
Рис.1. Дистанционный курс «Фармакогнозия» в среде LMS Moodle
Лекционный блок курса представлен текстовыми файлами, которые содержат основные понятия и теоретический материал по изучаемым темам. Для самостоятельной проверки понимания теоретических вопросов студентам предлагаются тренажерные тесты с пояснениями к ответам. Данные тесты позволяют отработать конкретные знания, умения, навыки, а также учитывают индивидуальный темп работы студента. Перед проведением лабораторного занятия студенты должны пройти тестирование, осуществляющее входной контроль готовности к занятию. Содержание данных тестов проверяет уровень освоения методов фармакогностического анализа и непосредственно анализа растительного сырья. Тестирование по контрольным тестам проводится преподавателем для оценки уровня усвоения материала студентами и оценивается согласно балльно-рейтинговой системе.
В ФГОС ВПО нового поколения ведущая роль отведена интерактивным технологиям обучения. В связи с этим нами были разработаны ситуационные задачи по каждой изучаемой теме, которые представляют собой мини-кейсы.
В дистанционном курсе имеются также разделы: «Дополнительные материалы к лекциям», «Материалы для самостоятельного изучения» и «Книги по фармакогнозии» (рис. 2).
(■ Я с- тми*.
Курс: 6 Фгфмак0ГЮЭ1в|
ЛР И ЛРС, СОДЕРЖАЩИЕ САПОНИНЫ И ФИТОЭКДИЗОНЫ ■Г
^ псиц да № и ПРС СОДЕРЖАЛ*^ САПОНИНЫ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1 ^ СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА } СИТУАЦИОННА^ ЗАДАЧА } ЙГУАЦИОт«* ЗАДАЧА 4 СИТУАЦИОННАЯ $
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 6 ^ СИТУАЦИОННАЯ 1-Ч1АЧА 7 ОЭТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА ( СИТУАЦИОННА ЗАДАЧА Ч £■, СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1(1 СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 11 С1!ТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 13
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
¿Г-ИЛРС тТМЕМЯЁ1ЛЬС В ГОМЕОПАТИИ ОЕЩАЧ ДАРАМЕРИСТИЛА ТТ>^Е1ЖАНИЯ К КАЛОШУ И АНАЛИЗ испогъэовдтЕ
ВСМШННБАЮ'К!
КНИГИ ПО ФАРМАКОГНОЗИИ
•-] КНПГИ ПО ФАИЛИЯХЖЩИ В &И5Л«ОТ1Х£ Н/ЧНЁГО УНИВЕРСИТЕТА Ё БОГЧАКА
Л ФАРШКОГНОЗИЯ гад еьэ САичлпинен"! г А
Рис. 2. Разделы для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Фармакогнозия»
Переход на модульную систему обучения заставляет преподавателей в максимально сжатые сроки обеспечить качественное и полноценное освоение большого теоретического
материала по каждому предмету. Поэтому для изучения дисциплины «Фармакогнозия» нами была предложена смешанная форма обучения: традиционные очные занятия предлагается сочетать с самостоятельной работой в дистанционном курсе. Такая форма реализации дисциплины позволяет, во-первых, свести к минимуму проблему пропуска занятий, так как пропущенные темы студенты могут самостоятельно изучить в дистанционном курсе и выполнить необходимые практические задания. Во-вторых, на начальном этапе обучения бакалавров разных направлений характерен различный уровень знаний (так, например, у студентов направления «Химия» более глубокие знания по химическим дисциплинам, а у бакалавров направления «Педагогическое образование» — по биологическим), а смешанное обучение дает возможность скорректировать начальный уровень знаний еще до начала занятий. Наличие дистанционной составляющей помогает познакомиться с новым материалом до очных занятий, попрактиковаться, повторить материал и после занятий. В-третьих, смешанная форма изучения дисциплины эффективно организует самостоятельную работу студентов. Гибкая система тестирования способствует систематическому контролю знаний студентов, что освобождает преподавателя от рутинной работы по проверке смешанной формы обучения приводит к повышению интереса к занятиям, происходит естественное освоение современных коммуникационных средств и средств организации работы, что способствует развитию информационно-коммуникационной компетентности бакалавра.
Эффективное использование модели смешанного обучения дает возможность студентам осваивать теоретические знания, овладевать практическими навыками для решения задач в профессиональной области, формировать базу необходимых профессионально важных качеств, которые им непосредственно пригодятся в своей профессиональной области.
С целью исследования эффективности применения разработанного курса в среде Мoodle по дисциплине «Фармакогнозия» была разработана анкета, которая включает 10 вопросов и каждому вопросу соответствует от 3 до 6 индикаторов. Основными критериями являются: полнота материалов, доступность, удобность использования учебных материалов, размещенных в электронной учебной среде LMS Moodle. При составлении учитывались следующие характеристики: самостоятельная работа студентов, методы и средства обучения, которые использовались преподавателем, успехи при формировании компетенций.
Разработанный курс по дисциплине «Фармакогнозия» был апробирован на студентах бакалавриата по направлению 04.03.01 «Химия» профиля «Медицинская и фармацевтическая химия» и по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями «Биология» и «Химия» очной формы обучения. Было проанкетировано 36 человек.
В нашем случае анкетирование проводилось среди двух групп студентов (36 чел.) факультета естественных наук, будущих бакалавров, обучающихся по направлению 04.03.01 «Химия» профиля «Медицинская и фармацевтическая химия» и по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями «Биология» и «Химия» очной формы обучения. Далее будут приведены краткие результаты анкетирования.
• Дисциплина вызвала интерес к предмету ¡пучения
I Вы удовлетв а]> ены Полу Ч енмылп I зияниями ¡1 умениями
Вам захотелось 1 вучать родственные по тематике курсы (Д1[СЦИПЛТНЬ])
|Вы изучаете дополн стельную литературу по данной проблематике
«Вы обдумывали» обсуждали предмет вне учебных занятий
IДисциплина значима для Вашей дальнейшей пр офес с: юная ьноп деятельности
Рис.3. Ответы студентов на вопрос 1
При анализе первого вопроса анкеты: «Насколько интересна для Вас была изученная дисциплина?» можно отметить, что первые два показателя имеют самые высокие значения из
этого можно сделать следующий вывод: дисциплина вызывает интерес и учащиеся удовлетворены уровнем полученных знаний. Низкий балл 2,95 у показателя о дополнительной литературе (рис. 3).
При оценивании качества организации и проведения аудиторных занятий студенты оценили по максимуму, это связано, во-первых, с новизной излагаемого материала, во-вторых, с использованием инновационных электронных форм обучения совместно с традиционными (рис. 4).
■Дмугносш впонн тавгфютп
5
■ 1Ъпгспаин 1ЩЯЩЮЮНИИI СЧВ11КНЫХ]1(| Г11) [ НТЦЫЛ! Ш-П^М П1И11Н0БГ|>ИВ1Д1Н И'£»Л] I
(диску«!« щ^иыестшы I гцсв> ¡ете-нигп 1р I К] ШЛЮКН ► 1:: I » 41]Гкн^ 491И
■ Ни НИ ШЮПМ ИТчИ ГОТЙ
11 ' 1 ь Т1,г 1 г.* ■ к ■<И]\- и11, ',| кг I ми» 'III 4 г;.* 11.[\I
■ ОфябсзкяфжппееткумнА
Рис. 4. Ответы студентов на вопрос 2
По результатам оценивания используемых преподавателем форм и методов контроля качества знаний студентов, было выявлено, что все показатели на высоком уровне (рис. 5).
Рис. 5. Ответы студентов на вопрос 3
При ответе на вопрос № 4: «Оцените, пожалуйста, используемые преподавателем формы и методы контроля качества знаний студентов по следующим индикаторам?» студенты оценили следующим образом: полнота и системность знаний 3,9, сформированность умений 3,7 и использование знаний и умений при решении профессиональных задач 3,6. В целом, за сформированность компетенций баллы у студентов выше среднего значения (рис. 6).
Рис. 6. Ответы студентов на вопрос 4
Учащиеся отметили удобность использования системы Moodle, при чем затруднений при работе с электронным ресурсом у них практически не возникало (рис. 7).
Из представленных данных анкетирования видно, что максимальное значение 48% соответствует количеству проведенного времени в неделю от 1 до 3-х часов, 32% — до 1 часа и 20%- более 3-х часов (рис. 8).
■ I locToaHHbifi догтуп к учебным
материал ям 'эааан! ¡ям
■ Общение ваш т юдеСк i и ire с дру 11lmj I СТудвтьм
Возможность обратиться с &|>ЦрОСОМ к преподавателю в
■ Трудност1i пр 11 работе с инструментами в электронной среде
Рис. 7. Ответы студентов на вопрос 5
20% ^^ ■ До 1 часа
Ж "От I до i часов
48% Щ
Рис. 8. Ответы студентов на вопрос 6
Все критерии вопроса: «Оцените по 5-бальной шкале полезность использования следующих возможностей Moolde для вашего обучения» были отмечены высокими баллами, из этого следует, что для студентов удобно, когда они имеют постоянный доступ к учебным материалам и существует возможность получить дополнительные баллы (рис. 3).
■Постоянный доступ к учебным h |атер | тлам'эадан им
■ Возможное ть
р ецени ф о вать комл ichtijp об ать рабоТЫ СВОИХ ОДНОГруГШИНКОВ
■ Общение вэакчюдеГктвн? с другими студентам] i
■ Возможное ть полу ч I иь д ОПОЛЮ цельные баллы
Рис. 9. Ответы студентов на вопрос 8
■ Нехватка теоретических материалов д ля выполнения тес тов, заданий
■ Трудности с пониманием требований для выполнения чадан й
■ Технические проблемы при работе в электронной среде
■ НедОСТЯТОК^ЖИЕОГО>юбщШИЯ с преподавателем
Рис. 10. Ответы студентов на вопрос 9
Ответ на вопрос о том, какие трудности испытывали студенты в период обучения и в какой мере, позволяет в полной мере оценить отрицательные стороны использования электронного
курса, но по полученным данным видно, что трудностей при освоении данной дисциплины, с точки зрения методического обеспечения практически не возникло (рис. 10).
Анкетирование проведенное среди студентов, обучающихся с использованием формы смешанного обучения, показало, что положительными моментами использования данной модели является то, что оно дает больше свободы обучающимся в выборе времени на изучение дисциплины, дает возможность работать с дополнительными ресурсами, создает условия для общения с преподавателям и одногруппниками с целью уточнения непонятных моментов при выполнении заданий, при ответе на тестовые задания имеется возможность сразу просматривать оценки за выполненные работы, и устранять пробелы в знаниях.
Главное, что смешанное обучение предоставляет студенту больше гибкости (возможность планировать самостоятельное время обучения), развивать познавательную активность и использовать незадействованный ресурс самостоятельной работы по изучению учебного материала. И при этом данная среда обучения дает возможность не терять социальный контакт, активно участвовать в процессе обучения с группой, тем самым, остается возможность работать в коллективе, а также приобретаются навыки принятия коллективных решений.
Литература
1. Родионова О.В., Вронская Г.Т. Информатика и информационные технологии в подготовке современного учителя. В сборнике: Современная наука: реальность и перспективы: Материалы международной научо-практическо конференции. — Липецк, 2013. — С. 130-132.
2. Родионова О.В., Мусатова И.Л. Формирование 1Т-компетенций будущих специалистов в условиях перехода на новые образовательные стандарты. / / Педагогика и современность. — 2014. — № 1. — С. 25-29.
3. Бойкова О.И., Коломииц Н.В., Половецкая О.С., Силкина И.В., Никишина М.Б., Фирсова Е.С. Использование системы дистанционного обучения LMS MOODLE при изучении дисциплины «Фармакогнозия». В сборнике: Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. -Тамбов, 2015. — С. 16-18.
4. Никишина М.Б., Бойкова О.И., Половецкая О.С. Актуальность разработки пакета учебно-методических материалов для учебных дисциплин в рамках выполнения ВКР. В сборнике: Обеспечение качества учебного процесса: традиции и инновации. Материалы XLII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. — Тула, 2015. — С. 155-157.
5. Половецкая О.С., Силкина И.В., Никишина М.Б., Бойкова О.И., Коломииц Н.В., Фирсова Е.С. Использование виртуальных лабораторий при изучении дисциплин химического цикла в Вузе. В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. -Тамбов, 2015. — Ч.13. — С. 128-130.
6. Родионова О.В., Мусатова И.Л. Современные средства обучения с использованием информационных технологий. В сборнике: Новые информационные технологии в образовании Материалы VI Международной научно-практической конференции. 2013. — С. 302-306.
7. Губина Т.Н., Дякина В.А. Проблемное поле развития информационно-технологической культуры на современном этапе информатизации образования // Проблеми формування шформацшно! культури особистосл: Зб. матерiалiв Всеукр. наук.-практ. конф. з мiжнародною участю / за загал. редакщею Г. I. Батичко. — Марiуполь: МДУ 2013. — С. 181-183.