Научная статья на тему 'Особенности специфики преподавания некоторых дисциплин элективного модульного блока «Ландшафтный дизайн»'

Особенности специфики преподавания некоторых дисциплин элективного модульного блока «Ландшафтный дизайн» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТИВНЫЙ МОДУЛЬНЫЙ БЛОК / ЗАЧЕТНАЯ ЕДИНИЦА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Николай Николаевич, Иванищев Виктор Васильевич, Бойкова Ольга Ивановна

В статье рассматриваются методические аспекты преподавания отдельных дисциплин элективного модульного блока «Ландшафтный дизайн».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуков Николай Николаевич, Иванищев Виктор Васильевич, Бойкова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности специфики преподавания некоторых дисциплин элективного модульного блока «Ландшафтный дизайн»»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы

1. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. - М., МГУ, 2013. - С. 3-18.

2. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений// Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука, 2012. - С. 6-23

3. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности// Психология личности. Тексты/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. - М.: МГУ, 2014. - С. 35-38.

4. Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы // Психол. журн. — 2007. — Т. 3. — № 5. — С. 135-145.

© Ефремов Р.В., 2016

УДК 378

Жуков Николай Николаевич

канд. биол. наук, доцент ТГПУ им. Л.Н. Толстого Е-mail: z.nikolay87@mail.ru Иванищев Виктор Васильевич док. биол. наук, зав. кафедрой ТГПУ им. Л.Н. Толстого

Е-mail: avdey_VV@mail.ru Бойкова Ольга Ивановна канд. хим. наук, доцент ТГПУ им. Л.Н. Толстого

Е-mail: benosi@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИФИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ДИСЦИПЛИН ЭЛЕКТИВНОГО

МОДУЛЬНОГО БЛОКА «ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН»

Аннотация

В статье рассматриваются методические аспекты преподавания отдельных дисциплин элективного модульного блока «Ландшафтный дизайн».

Ключевые слова

Элективный модульный блок, зачетная единица, компетентностный подход в обучении.

Важной чертой современного образовательного процесса являются динамичное развитие и значительные преобразования как в структуре и содержании образования, так и в его концептуальных основах. Причиной этого является переход системы высшего профессионального образования к федеральным государственным образовательным стандартам очередного (3+)-поколения, который предоставляет широкие возможности для разработки различных оригинальных программ подготовки специалистов. Реализация базовой части учебных планов обеспечивает формирование профессиональной культуры личности студентов, создают условия для осознанного выбора сферы будущей профессиональной деятельности. При этом вариативные части учебных планов предполагают организацию обучения на основе тех дисциплин, которые способствуют формированию профессиональных компетенций реализуемых направлений подготовки. Разработка и реализация основных образовательных программ на компетентностной основе позволяет существенно углубить специализированные компоненты путем включения дисциплин, объединенных в единый элективный модельный блок (ЭМБ). Этим достигается большая глубина и специализация направления подготовки бакалавра, причем такие дисциплины выступают в роли отдельного интегрирующего и направляющего звена в рамках конкретного направления подготовки по соответствующему профилю. [2, с. 165]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Реализация ЭМБ способствует адаптации содержания дисциплин к потребностям будущей профессиональной деятельности студентов, возможности формирования профессионального самоопределения, повышения качества образования, реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения. Студент делает самостоятельный выбор, сам определяет то предметное направление, в котором он будет обогащать свои знания, Содержание элективных курсов должны расширять и углублять знания о предмете, объединять научные знания с практическим их применением, формировать уверенность в целостности и всесторонней продуманности выбранного курса, важности и необходимости его изучения в связи с дальнейшей профессиональной деятельностью.

На кафедре биологии и технологий живых систем ТГПУ им. Л.Н. Толстого студентам в рамках ЭМБ дисциплин "Ландшафтный дизайн" предлагается ряд элективных курсов: «Природные и искусственные фитоценозы», «Основы физиологии устойчивости растений», "Декоративное растениеводство" и др. Они имеют объем в 3 зачетные единицы (108 часов: 24 часа лекций и 36 часов лабораторно-практических занятий). Данные курсы являются серьезным дополнением и расширением базовой подготовки по направлению и обеспечивают расширенный уровень изучения того материала, который выходит за рамки инвариантной части, но может быть необходим для дальнейшей трудовой деятельности. Таким образом, элективные модульные блоки - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание, технология овладения им и практическое применение знаний и умений. [2, с. 165]

Учебные занятия по ЭМБ проводятся в форме лекций, практических, семинарских, лабораторных занятий и консультаций. Лекции призваны обеспечивать единство обучения и воспитания при изучении каждой отдельной дисциплины и направлять самостоятельную работу студентов. Практические и семинарские занятия проводятся с целью закрепления и углубления знаний студентов, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы, формирования умений и навыков применения теоретических знаний при решении практических задач. [1, с.17]

Дисциплина «Природные и искусственные фитоценозы» преподается на втором курсе. Ее изучение базируется на освоении студентами модулей базовой части, а также отдельных дисциплин, таких как «Систематика растений», «Анатомия и морфология растений», «Общая биология». В ходе освоения дисциплины широко рассматриваются понятия и структура зональной и интразональной растительности, свойства и сравнительные аспекты природных и искусственных фитоценозов, пути повышения биологической продуктивности природных и агроэкосистем.

Дисциплина «Основы физиологии устойчивости растений» изучается на третьем курсе. Освоение данной дисциплины необходимо для формирования у студентов современного методологического подхода к исследованию устойчивости растений. В задачи курса входит ознакомление студентов с понятийным аппаратом физиологии устойчивости растений как важнейшего раздела физиологии растений; формирование представлений об активных формах кислорода, основных видах абиотических стрессоров, механизмах устойчивости культурных растений к различным видам стресса; влиянием антропогенной нагрузки; развитие у студентов логического мышления, формирование познавательных и исследовательских умений и навыков.

Важное внимание в ЭМБ уделяется вопросам межпредметных связей и новым технологиям в обучении. Широко используются групповые занятия (практические, семинарские), на которых реализуются различные методы обучения, такие как: анализ конкретных ситуаций, метод проблемного обучения, метод контрольных вопросов, тренинги, биометрической обработки результатов лабораторно-практических работ и т.д. Для оценки знаний и активности студентов разработана балльно-рейтинговая система, позволяющая эффективно оценивать знания и умения студентов в процессе обучения.[1, с.16]

Анализ преподавания элективных модульных блоков за последние несколько лет показал, что они обеспечивают качественную подготовку студентов, создают прочную основу для успешного освоения и развития дисциплин естественнонаучного направления. [2, с. 166]

Список использованной литературы: 1. Бойкова О.И., Коломииц Н.В., Половецкая О.С., Силкина И.В., Никишина М.Б., Фирсова Е.С. Использование системы дистанционного обучения LMS MOODLE при изучении дисциплины «Фармакогнозия»// Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

конференции «Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты». - Тамбов, 2015. - С. 16-18.

2. Песцов Г.В., Жуков Н.Н. Особенности реализации отдельных дисциплин элективного модульного блока «Ландшафтный дизайн»// Материалы XLИ учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого «Обеспечение качества учебного процесса: традиции и инновации». ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - Тула, 2015. - С. 164-166.

© Жуков Н.Н., Иванищев В.В., Бойкова О.И., 2016

УДК 371

Казанцева Светлана Петровна

старший преподаватель АГГПУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, РФ

E-mail: Kazancevasp@mail.ru

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация

В статье говорится о выбранных методах и формах обучения, которые помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Ключевые слова

Творчество, художественные способности, конструирование и моделирование, проектные работы.

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, деятельность должна носить творческий характер. Наше время - это время перемен.

Сейчас Алтайскому краю нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. В практикуемой методике преподавания, к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется развитию самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся.

Творчество - не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в нее и являются необходимым условием развития способности к творчеству.

Учеными доказано, что любое учение обладает художественными способностями, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своей креативности (творческих способностей). Управление процессом развития интеллектуальных и художественных способностей учащихся может осуществляться не только на уроке, но и во внеурочной образовательной работе. Успешное развитие художественных способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В процессе обучения педагог создает такие условия, вооружает школьников технологическими знаниями и практическими умениями, организует работу по их освоению и руководит ею. В результате этого процесса учащиеся проходят путь от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.