Научная статья на тему 'К вопросу совершенствования самообразования сотрудников органов внутренних дел'

К вопросу совершенствования самообразования сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОВОСПИТАНИЕ / SELF-EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / IMPROVEMENT / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурцев Александр Владимирович

В статье анализируются важные аспекты совершенствования самообразования сотрудников органов внутренних дел. Дистанционное образование предоставляет сотруднику ОВД возможность заниматься самостоятельно в удобное для него время, в удобном месте, а МВД России экономить бюджетные средства, которые ранее тратились на проезд к местам обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO IMPROVING THE SELF-EDUCATION OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article analyzes important aspects of improving the self-education of employees of law enforcement agencies. Distance education gives the police officer the opportunity to do independently at a convenient time, in a convenient place, and the Ministry of internal Affairs of Russia to save budget funds that were previously spent on travel to places of study.

Текст научной работы на тему «К вопросу совершенствования самообразования сотрудников органов внутренних дел»

и правильно отбирать те средства, которые обеспечат понимание и необходимую ответную реакцию адресата - ученика. В конце занятия студенты получили домашнее задание найти и проанализировать педагогическую ситуацию использования юмора учителем (из образцов художественной литературы о школе или собственного опыта) по схеме анализа разыгранных на занятии ситуаций (см. выше).

Выводы. Таким образом, программа обучения в целом и проведенное занятие, в частности, позволяют определить исходный уровень знаний студентов о комических речевых жанрах и сформировать первичные представления о педагогически целесообразном юморе (комических речевых жанрах), а также выявить типичные ситуации и коммуникативно-речевые условия уместного и целесообразного применения изучаемых жанров.

Литература:

1. Зотова Т. Ю. Педагогический спор: анализ конструктивных и деструктивных компонентов // Человек. Русский язык. Информационное пространство Межвузовский сборник научных трудов. - Ярославль, 2009. -С. 107-115.

2. Суркова А. П. К вопросу об интенции педагогически целесообразных комических жанров речи // Человек. Русский язык. Информационное пространство. Межвузовский сборник научных трудов. -Ярославль, 2009. - С. 286-290.

Педагогика

УДК:378

преподаватель кафедры специальных дисциплин Сурцев Александр Владимирович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. В статье анализируются важные аспекты совершенствования самообразования сотрудников органов внутренних дел. Дистанционное образование предоставляет сотруднику ОВД возможность заниматься самостоятельно в удобное для него время, в удобном месте, а МВД России - экономить бюджетные средства, которые ранее тратились на проезд к местам обучения.

Ключевые слова: самообразование, образовательный процесс, совершенствование, информационные технологии, самовоспитание.

Annotation. The article analyzes important aspects of improving the self-education of employees of law enforcement agencies. Distance education gives the police officer the opportunity to do independently at a convenient time, in a convenient place, and the Ministry of internal Affairs of Russia - to save budget funds that were previously spent on travel to places of study.

Keywords: self-education, educational process, improvement, information technology, self-education.

Введение. В современном обществе технологии в образовании постоянно претерпевают серьезные изменения. Их сущность в том, что в соотношении "образование - самообразование" в последнее время доминирует именно «самообразование». Если посмотреть на самообразование с точки зрения философии, то о нем можно говорить как о процессе познания, которое подчинено основополагающим закономерностям теории познания, в результате чего появляются новые знания. При этом, объединяющим, структурирующим компонентом является рефлексия.

Целый ряд психологов (Л.С. Выготский, 1972, С.Л. Рубинштейн, 1999, В.И. Слободчиков, 1997, В.Д. Шадриков, 1987) определяют самообразовательную деятельность как объективно-субъективную форму проявления активного отношения личности к познанию, направленному на овладение новыми знаниями, умениями, навыками, на углубление и постоянное совершенствование имеющихся, на развитие умственных сил и способностей, на преобразование интеллектуального уровня21.

Информационная революция кардинально преобразует всю систему социальных отношений, в том числе и самообразование. В связи с этим самообразование сейчас становится ведущим видом деятельности.

Изложение основного материала статьи. Сущность профессиональной деятельности сотрудников полиции составляет стремление к непрерывному самообразованию на протяжении всего срока службы. Для каждого сотрудника осознавшего данный факт это должно становиться начальной точкой для использования новых, в том числе информационных технологий в самообразовательной деятельности.

Самообразование является формой индивидуальной учебной деятельности сотрудника полиции. Она мотивируется служебными потребностями и интересами, при этом направлена на приобретение необходимых знаний, умений, навыков. При этом, они должны постоянно совершенствоваться, а профессионально значимые качества личности - развиваться.

Самообразование позволяет сотруднику полиции обеспечивать непрерывность, а также определенную системность его деятельности по приобретению профессионального мастерства. Также оно дает возможность учитывать индивидуальные особенности и познавательные потребности конкретного сотрудника полиции. Кроме этого, что также немаловажно, оно позволяет решать учебные задачи без отрыва от несения службы.

Не последнюю роль в организации самообразования конкретного сотрудника полиции играет непосредственный руководитель, который развивает у подчиненного сотрудника потребности и формирует необходимые мотивы для самосовершенствования. Кроме этого, он оказывает помощь в разработке программы и разъясняет методики самообразования, а также осуществляет контроль, воздействует на обучаемого посредством личного примера в работе над собой.

21 Паршина С.В. Оптимизация учебно-самообразовательного материала на основе целостного подхода (по материалам общеобразовательных дисциплин во вузе): автореф. дис. канд. пед. на-ук / С. В. Паршина. -Челябинск, 1991. - 16 с.

Цели самообразования сотрудников полиции многоаспектны. Они заключаются в формировании мышления сотрудника в творческом ключе, которое направлено на приобретение наиболее оптимальных методов профессиональных действий, овладение ими, а также целой системой современных знаний, различных умений, навыков. Они, в свою очередь, обеспечивают эффективное решение задач возложенных на органы внутренних дел, в строгом соответствии с законом. Также, немаловажной целью является формирование у сотрудников полиции правильной гражданской позиции, развитие ответственного отношения к работе, выработки самостоятельности и творческой активности при ежедневном выполнении поставленных служебных задач.

В большинстве развитых стран сделан поворот на самообучение, самообразование, умение самостоятельно добывать необходимую информацию, выявлять проблемные аспекты и находить способы их оптимального решения, уметь критически анализировать полученные знания и использовать их для решения новых задач.

Система самообразования сотрудника полиции в идеале должна:

- формировать у сотрудника полиции потребность в учебе и цель обучения;

- обеспечивать каждого сотрудника полиции индивидуальными специально адаптированными учебными пособиями;

- давать каждому сотруднику полиции возможность занятий по индивидуальному графику;

- непрерывно оценивать результаты обучения.

Предоставление сотруднику полиции максимального количества готовых, тщательно отобранных знаний, умений и навыков не может и не должно быть в настоящее время целью его образования. Современный сотрудник полиции должен уметь самостоятельно добывать необходимые знания22.

Так как в современном обществе основной деятельностью большинства людей является разнообразная работа с информацией, то процесс самообразования в нем для сотрудников полиции приобретает роль одного из ведущих видов деятельности. Информационная революция преобразует и процессы самообразования, созидая новый тип технологий самообразования.

В условиях современного информационного общества непрерывно происходит объединение всех преобладавших в ходе исторического развития видов самообразования и актуализируется их потенциал в новых условиях. При этом прошлые способы самообразования, характерные для традиционных механизмов воспроизведения и передачи знаний, остаются в арсенале человечества, локально функционируя.

Различные формы подготовки специалистов не могут в достаточной степени охватить весь круг задач, стоящий перед сотрудниками полиции. В связи с этим, особая роль отводится процессу профессионального самообразования, который предполагает интеграцию в личности сотрудника полиции целого ряда гражданских, социально-психологических и узкопрофессиональных качеств. В настоящее время можно говорить о появлении в информационном обществе нового типа самообразовательной технологии -компьютерной, информационной, которая характеризует переход самообразования на качественно иной уровень.

На сегодняшний день имеется большое количество различных технологий обучения, выработанных на основе инновационных технологий. К ним можно отнести информационные технологии обучения, программное обучение, дистанционное образование. По нашему мнению, наиболее перспективными направлениями в образовательной политике страны являются информационные технологии обучения и дистанционные образовательные технологии (дистанционное обучение). Этим технологиям необходима особая материально-техническая база - специальные программные продукты, на базе которых они смогут эффективно функционировать.

Главной целью применения дистанционных технологий образовательными учреждениями МВД России является предоставление обучающимся сотрудникам органов внутренних дел возможности освоения образовательных программ непосредственно по их месту службы. Также немаловажным аспектом является и повышение качества подготовки специалистов за счет эффективного усвоения курсантами и слушателями самостоятельно изучаемого учебного материала.

В настоящее время использование в образовании информационных коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в самообразовании сотрудников ОВД носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда в настоящее время еще не создана, хотя многие ВУЗы МВД ведут в данном направлении работу.

Одним из главных достижений образовательных учреждений МВД России является внедрение дистанционного обучения, которое предназначено для повышения квалификации сотрудников полиции, приобретения второго высшего образования МВД, самообразовательной и консультационной деятельности. Дистанционное образование предоставляет сотруднику ОВД возможность заниматься самостоятельно в удобное для него время, в удобном месте, а МВД России - экономить бюджетные средства, которые ранее тратились на проезд к местам обучения. Программы профессионального обучения предполагают изучение большого объема различного учебного материала. Однако, при помощи современных информационных образовательных технологий имеется возможность без каких-либо затруднений этот материал усвоить, став в итоге высококвалифицированным специалистом, который способен решать любые проблемы, выдвигаемые повседневной службой. Таким образом, реализация в ближайшее время всех задач по комплексному совершенствованию системы подготовки кадров для органов внутренних дел - это приоритетное направление деятельности всех образовательных организаций МВД России.

Подготовка кадров, проводимая в интересах обороноспособности страны, а также ее безопасности, обеспечения законности, правопорядка, в том числе МВД России, осуществляется в виде реализации как основных, так и дополнительных профессиональных образовательных программ. Данные образовательные программы реализуются в федеральных государственных организациях, которые осуществляют образовательную деятельность. Указанные организации находятся в ведении Генеральной прокуратуры

22 Нагоева М.А. Развитие личности в педагогической деятельности. // В сборнике: формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 136-138.

Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

В настоящее время профессиональное образование сотрудников полиции является непрерывным процессом, обусловленным потребностями современной правоохранительной деятельности в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов, в расширении их возможностей в условиях качественного изменения задач правоохранительной деятельности.

Юридическая образованность сотрудников полиции на высоком уровне и их правовая культура должны стать обязательными качествами, которые должны формироваться образовательными учреждениями вместе с подразделениями кадрового аппарата МВД России. Однако, анализ кадровой составляющей министерства внутренних дел говорит о необходимости радикальных мер, направленных на повышение уровня квалификации сотрудников и их профессионального мастерства. Зачастую в органах внутренних дел несут службу граждане, которые не имеют необходимого юридического образования, а в некоторых случаях, за плечами имеется только неполное среднее образование, да и то полученное с «большим трудом».

В современных условиях модернизации российского общества вопросы самообразования сотрудников полиции имеют важное значение. Существует множество определений понятия «самообразование», но все они сводятся по сути к самостоятельному овладению знаниями; образованию себя, осознанному творению своей личности.

Вся суть и требования к самообразованию сотрудников полиции при помощи информационных технологий можно проследить: в требованиях ФГОСов высшего образования; в содержании Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации"; в появлении федеральных электронных целевых программ; в активном внедрении Департаментом государственной службы и кадров МВД России различных дистанционных образовательных технологий. Одним из важных условий в вышеуказанных документах является именно самообразование, а также постоянное совершенствование деятельности сотрудников МВД. Здесь говорится об инновационном становлении и курсантов, и слушателей ВУЗов Министерства Внутренних Дел России. Смысл новаций в самообразовании заключается в том, чтобы широко применять информационные и технологические ресурсы.

Выводы. К настоящему времени большинство ВУЗов перешло на совершенно иной, более качественный уровень учебно-методической информации. Не в последнюю очередь это связано с внедрением в процесс обучения системы дистанционных образовательных технологий.

Для организации самообразования сотрудника полиции при помощи информационных технологий необходимо: предоставлять возможность беспрепятственного доступа к различным базам данных и средствам информационного обслуживания; использование разных способов предоставления данных: как в вербальной, так и графической, цифровой формах; умение пользоваться общедоступными информационными источниками и анализировать имеющиеся сведения с разных точек зрения; умение использовать многообразные информационные технологии в ходе решения задач, поставленных перед организацией, в том числе контроля (компьютерный контроль и компьютерное тестирование).

Литература:

1. Бетербиев Ш.И., Нагоева М.А., Ярычев Н.У. Организация воспитания и воспитательной работы с обучающимся в образовательных организациях МВД России. // В сборнике: Наука и молодежь Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и аспирантов. 2017. С. 489-493.

2. Карданов Р.Р. Тактика обеспечения мер личной безопасности сотрудников ОВД при осмотре мест проживания членов незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском федеральном округе. // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 4 (35). С. 131-134.

3. Кучмезов Р.А. О некоторых способах совершенствования сотрудников полиции при противодействии современным вызовам в условиях глобализации. // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № 52. С. 299-303.

4. Нагоева М.А. Развитие личности в педагогической деятельности. // В сборнике: формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 136-138.

5. Паршина С.В. Оптимизация учебно-самообразовательного материала на основе целостного подхода (по материалам общеобразовательных дисциплин во вузе) : автореф. дис. канд. пед. на-ук / С. В. Паршина. -Челябинск, 1991. - 16 с.

6. Урумов А.В. Дидактические принципы преподавания дисциплины «Теория государства и права» // Юридическое образование и наука. 2010. № 3. С. 25-29.

Педагогика

УДК: 378; 796.96

аспирант Тавыриков Евгений Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Национальный государственный

Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург)

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ СПОРТСМЕНОВ В

КЁРЛИНГЕ

Аннотация. В представленной статье отображены основные результаты, полученные в ходе экспериментальной проверки авторской комплексной программы, разработанной для юных кёрлингистов 1314 лет, занимающихся на начальном этапе спортивной подготовки. Целью представленной статьи является разработка и научное обоснование комплексной программы учебно-тренировочных занятий керлингистов. В процессе разработки, автор отталкивался от целесообразности включения в комплексную программу тренировок упражнений, направленных на развитие аэробной выносливость и равновесия, то есть тех качеств, которые в большей степени соответствуют спорту, характеризуемому низкими метаболическими и мышечными потребностями. Эффективность программы, в которой акцентировано внимание на развитии устойчивости в сохранении баланса, мышечной выносливости и силы туловища спортсмена, доказана, что подтверждено полученными в ходе исследования результатами и может быть рекомендована к использованию в учебно-тренировочном процессе керлингистов 13-14 лет на этапе начальной подготовки.

Ключевые слова: керлинг, начальный этап подготовки, комплексная программа, аэробная выносливость, равновесие, баланс.

Annоtation. The article presents the main results obtained in the course of experimental verification of the author's complex program developed for young Curling 13-14 years old, engaged in the initial stage of sports training. The purpose of the article is to develop and scientific justification of a comprehensive program of training sessions of Curling. In the process of development, the author started from the expediency of inclusion in a comprehensive training program of exercises aimed at the development of aerobic endurance and balance, that is, those qualities that are more consistent with the sport, characterized by low metabolic and muscular needs. The effectiveness of the program, which focuses on the development of stability in maintaining balance, muscle endurance and torso strength of the athlete, proved that the results obtained during the study and can be recommended for use in the training process Curling 13-14 years at the stage of initial training.

Keywords: Curling, initial stage of preparation, complex program, aerobic endurance, balance.

Введение. Керлинг — это спорт точности, в связи с чем возникает вопрос о целесообразности включения в комплексную программу тренировок, составленной из упражнений, направленных на развитие аэробной выносливость и равновесия, то есть тех качеств, которые в большей степени соответствуют спорту, характеризуемому низкими метаболическими и мышечными потребностями. Кроме того, спортивная деятельность в керлинге включает в себя скольжение по льду, что обуславливает необходимость спортсменом сохранять равновесие на нем [1, с. 3-6].

Сказанное, позволяет нам предположить, что любая тренировочная деятельность, которая в качестве результата могла бы обеспечить точность, теоретически способствовала бы успеху в керлинге. Выполняемые в керлинге спортсменами броски, на самом деле больше соответствующие скольжению, характеризуются точностью направляющего действия, а не силой. Стандартная максимальная продолжительность броска всех 80 камней составляет порядка 75 минут. Таким образом, время между бросками является переменной и составляет, как правило от одной до нескольких минут. Несмотря на то, что бросание камней может не вызывать существенной усталости, однако утомление, связанное со свипованием, может оказывать значительное влияние на точность выполняемого спортсменом броска.

Формулировка цели статьи. Целью представленной статьи является разработка и научное обоснование комплексной программы тренировок, составленной из упражнений, направленных на развитие аэробной выносливость и равновесия.

Изложение основного материала статьи. Физиологическое обоснование программы обучения. Усталость среди ряда других факторов способна вызывает дефицит силы, равновесия, управления производительностью, координацией при броске, модификацией движений, проприоцепцией лодыжки и амплитуды двигательных действий спортсмена в целом [4, с. 155-158].

Поскольку разница между выигрышем и проигрышем на высоком уровне соревнований измеряется в миллиметрах, незначительное ухудшение силы, баланса, проприоцепции и координации может существенно повлиять на конечный результат [3, с. 21-25]. Таким образом, спортсмены, обладающие более высоким уровнем мышечной выносливости, будут испытывать меньшую усталость и смогут поддерживать большую точность в движениях в течение всего матча. Спортсмены по поверхности льда передвигаются в специальной обуви, которая призвана значительно облегчить скольжение, а минимальное трение со льдом устанавливает приоритетность поддержания баланса спортсменом на нём. Без сохранения оптимального баланса центр тяжести спортсмена будет двигаться одновременно в нескольких направлениях, увеличивая вероятность плохого исполнения броска камня.

Результаты ряда исследований продемонстрировали, что значительное снижение силы происходит в наиболее нестабильных условиях. Координация, сила и производительность в нестабильных условиях могут быть обусловлены увеличением жесткости суставов, выполняющих действие. Так же было установлено, что активность мышц-антагонистов возрастает, когда существует неопределенность в поставленной перед спортсменом задаче [2, с. 20-21]. Таким образом, можно утверждать, что программа, которая могла бы улучшить стабильность или баланс керлингиста, оказала бы существенное положительное влияние на производительность проявления силы, координации и уверенности спортсмена в целом, выступая в качестве факторов, влияющих на успешность соревновательной деятельности в керлинге.

Учебно-тренировочная программа. Исходя из физиологического обоснования, в программе тренировок по керлингу особое внимание следует уделять улучшению таких показателей, как выносливости и сохранения баланса тела спортсмена с одновременным снижением акцента на развитие силовых качеств. При

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.