Научная статья на тему 'Общее содержание физической подготовки начинающих спортсменов в кёрлинге'

Общее содержание физической подготовки начинающих спортсменов в кёрлинге Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕРЛИНГ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА / АЭРОБНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / РАВНОВЕСИЕ / БАЛАНС / CURLING / INITIAL STAGE OF PREPARATION / COMPLEX PROGRAM / AEROBIC ENDURANCE / BALANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тавыриков Евгений Евгеньевич

В представленной статье отображены основные результаты, полученные в ходе экспериментальной проверки авторской комплексной программы, разработанной для юных кёрлингистов 13-14 лет, занимающихся на начальном этапе спортивной подготовки. Целью представленной статьи является разработка и научное обоснование комплексной программы учебно-тренировочных занятий керлингистов. В процессе разработки, автор отталкивался от целесообразности включения в комплексную программу тренировок упражнений, направленных на развитие аэробной выносливость и равновесия, то есть тех качеств, которые в большей степени соответствуют спорту, характеризуемому низкими метаболическими и мышечными потребностями. Эффективность программы, в которой акцентировано внимание на развитии устойчивости в сохранении баланса, мышечной выносливости и силы туловища спортсмена, доказана, что подтверждено полученными в ходе исследования результатами и может быть рекомендована к использованию в учебно-тренировочном процессе керлингистов 13-14 лет на этапе начальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TOTAL CONTENT OF PHYSICAL TRAINING BEGINNERS IN CURLING

The article presents the main results obtained in the course of experimental verification of the author's complex program developed for young Curling 13-14 years old, engaged in the initial stage of sports training. The purpose of the article is to develop and scientific justification of a comprehensive program of training sessions of Curling. In the process of development, the author started from the expediency of inclusion in a comprehensive training program of exercises aimed at the development of aerobic endurance and balance, that is, those qualities that are more consistent with the sport, characterized by low metabolic and muscular needs. The effectiveness of the program, which focuses on the development of stability in maintaining balance, muscle endurance and torso strength of the athlete, proved that the results obtained during the study and can be recommended for use in the training process Curling 13-14 years at the stage of initial training.

Текст научной работы на тему «Общее содержание физической подготовки начинающих спортсменов в кёрлинге»

Педагогика

УДК: 378; 796.96

аспирант Тавыриков Евгений Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Национальный государственный

Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург)

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ СПОРТСМЕНОВ В

КЁРЛИНГЕ

Аннотация. В представленной статье отображены основные результаты, полученные в ходе экспериментальной проверки авторской комплексной программы, разработанной для юных кёрлингистов 1314 лет, занимающихся на начальном этапе спортивной подготовки. Целью представленной статьи является разработка и научное обоснование комплексной программы учебно-тренировочных занятий керлингистов. В процессе разработки, автор отталкивался от целесообразности включения в комплексную программу тренировок упражнений, направленных на развитие аэробной выносливость и равновесия, то есть тех качеств, которые в большей степени соответствуют спорту, характеризуемому низкими метаболическими и мышечными потребностями. Эффективность программы, в которой акцентировано внимание на развитии устойчивости в сохранении баланса, мышечной выносливости и силы туловища спортсмена, доказана, что подтверждено полученными в ходе исследования результатами и может быть рекомендована к использованию в учебно-тренировочном процессе керлингистов 13-14 лет на этапе начальной подготовки.

Ключевые слова: керлинг, начальный этап подготовки, комплексная программа, аэробная выносливость, равновесие, баланс.

Annоtation. The article presents the main results obtained in the course of experimental verification of the author's complex program developed for young Curling 13-14 years old, engaged in the initial stage of sports training. The purpose of the article is to develop and scientific justification of a comprehensive program of training sessions of Curling. In the process of development, the author started from the expediency of inclusion in a comprehensive training program of exercises aimed at the development of aerobic endurance and balance, that is, those qualities that are more consistent with the sport, characterized by low metabolic and muscular needs. The effectiveness of the program, which focuses on the development of stability in maintaining balance, muscle endurance and torso strength of the athlete, proved that the results obtained during the study and can be recommended for use in the training process Curling 13-14 years at the stage of initial training.

Keywords: Curling, initial stage of preparation, complex program, aerobic endurance, balance.

Введение. Керлинг — это спорт точности, в связи с чем возникает вопрос о целесообразности включения в комплексную программу тренировок, составленной из упражнений, направленных на развитие аэробной выносливость и равновесия, то есть тех качеств, которые в большей степени соответствуют спорту, характеризуемому низкими метаболическими и мышечными потребностями. Кроме того, спортивная деятельность в керлинге включает в себя скольжение по льду, что обуславливает необходимость спортсменом сохранять равновесие на нем [1, с. 3-6].

Сказанное, позволяет нам предположить, что любая тренировочная деятельность, которая в качестве результата могла бы обеспечить точность, теоретически способствовала бы успеху в керлинге. Выполняемые в керлинге спортсменами броски, на самом деле больше соответствующие скольжению, характеризуются точностью направляющего действия, а не силой. Стандартная максимальная продолжительность броска всех 80 камней составляет порядка 75 минут. Таким образом, время между бросками является переменной и составляет, как правило от одной до нескольких минут. Несмотря на то, что бросание камней может не вызывать существенной усталости, однако утомление, связанное со свипованием, может оказывать значительное влияние на точность выполняемого спортсменом броска.

Формулировка цели статьи. Целью представленной статьи является разработка и научное обоснование комплексной программы тренировок, составленной из упражнений, направленных на развитие аэробной выносливость и равновесия.

Изложение основного материала статьи. Физиологическое обоснование программы обучения. Усталость среди ряда других факторов способна вызывает дефицит силы, равновесия, управления производительностью, координацией при броске, модификацией движений, проприоцепцией лодыжки и амплитуды двигательных действий спортсмена в целом [4, с. 155-158].

Поскольку разница между выигрышем и проигрышем на высоком уровне соревнований измеряется в миллиметрах, незначительное ухудшение силы, баланса, проприоцепции и координации может существенно повлиять на конечный результат [3, с. 21-25]. Таким образом, спортсмены, обладающие более высоким уровнем мышечной выносливости, будут испытывать меньшую усталость и смогут поддерживать большую точность в движениях в течение всего матча. Спортсмены по поверхности льда передвигаются в специальной обуви, которая призвана значительно облегчить скольжение, а минимальное трение со льдом устанавливает приоритетность поддержания баланса спортсменом на нём. Без сохранения оптимального баланса центр тяжести спортсмена будет двигаться одновременно в нескольких направлениях, увеличивая вероятность плохого исполнения броска камня.

Результаты ряда исследований продемонстрировали, что значительное снижение силы происходит в наиболее нестабильных условиях. Координация, сила и производительность в нестабильных условиях могут быть обусловлены увеличением жесткости суставов, выполняющих действие. Так же было установлено, что активность мышц-антагонистов возрастает, когда существует неопределенность в поставленной перед спортсменом задаче [2, с. 20-21]. Таким образом, можно утверждать, что программа, которая могла бы улучшить стабильность или баланс керлингиста, оказала бы существенное положительное влияние на производительность проявления силы, координации и уверенности спортсмена в целом, выступая в качестве факторов, влияющих на успешность соревновательной деятельности в керлинге.

Учебно-тренировочная программа. Исходя из физиологического обоснования, в программе тренировок по керлингу особое внимание следует уделять улучшению таких показателей, как выносливости и сохранения баланса тела спортсмена с одновременным снижением акцента на развитие силовых качеств. При

построении учебно-тренировочной программы мы предпочли увеличить балансовые нагрузки, которые включили в программу каждого тренировочного занятия, силовые упражнения и упражнения на выносливость, которые также сочетались с проблемами в сохранении стабильности, что обусловлено необходимостью улучшения баланса [6, с. 1402]. Так как нестабильность сама по себе способна снизить силовые качества спортсмена, что влияет на общий потенциал мышечной перегрузки [7, с. 117], мы включали комбинированные упражнения, в которых спортсмен вынужден «бороться» с сопротивлением, в условиях относительно стабильности и нестабильности.

Кроме того, в учебно-тренировочный процесс нами была включена база аэробных упражнений для быстрого восстановления от активного свипования [5, с. 170]. Упражнения на равновесие и гибкость рекомендуется выполнять ежедневно, тогда как занятия, ориентированные на укрепление мышечного корсета туловища проводить 3-4 раза в неделю.

Таблица 1

Программа занятий в составе комплексной программы тренировок

Май: общая подготовительная фаза

Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота

8 9 СМ1 10 АБ*, ОТ 11 ОТ 12 СМ1 13 АБ*, ОТ 14 ОТ

15 СТ 16 СМ2 17 АБ*, ОТ 18 ОТ 19 СМ2 20 АБ*, ОТ 21

22 СТ 23 СМ1 24 АБ*, ОТ 25 СМ1 26 27 СМ1 28

29 СТ 30 СМ2 31 АБ*, ОТ

* 20-30 мин СМ - силовой микроцикл; АБ - аэробная база; ОТ - основная тренировка

Июнь: общая подготовительная фаза

Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота

1 СМ2 2 АБ*, ОТ 3 СМ2 4

5 ОТ 6 СУ 7 АИ, ОТ 8 СУ 9 АИ, ОТ 10 СУ 11 ОТ

12 13 СМ1 14 АБ*, ОТ 15 СМ1 16 АБ*, ОТ 17 СМ1 18 ОТ

19 20 СМ2 21 АБ*, ОТ 22 СМ2 23 АБ*, ОТ 24 СМ2 25 ОТ

26 27 СУ 28 АИ, ОТ 29 СУ 30 АИ, ОТ

* 30-40 мин + 10-15 повторений с 30 с отдыхом СМ - силовой микроцикл; АБ - аэробная база; ОТ - основная тренировка; АИ - аэробный интервал; СУ

Июль: общая подготовительная фаза

Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота

1 2 СУ++

3 4 АБ*, ОТ 5 6 СМ1 7 8 АБ*, ОТ 9

10 ОТ 11 СУ++ 12 АИ, ОТ 13 СУ++ 14 АИ, ОТ 15 СУ++ 16 ОТ

17 18 АИ, ОТ 19 СУ++ 20 АБ*, ОТ 21 СУ++ 22 АИ, ОТ 23

24 ОТ 25 СМ2 26 АБ*, ОТ 27 СМ2 28 АБ*, ОТ 29 СМ2 30 ОТ

* 40-45 мин + 15-20 повторений с 30 с отдыхом ++ увеличение сопротивления и времени. СМ - силовой микроцикл; АБ - аэробная база; ОТ - основная тренировка; АИ - аэробный интервал; СУ -специальные упражнения

Август: общая подготовительная фаза

Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота

1 АИ, ОТ 2 3 СУ++ 4 5 АБ*, ОТ 6

7 ОТ 8 СУ 9 АИ, ОТ 10 СУ++ 11 АИ, ОТ 12 СУ++ 13 ОТ

14 15 АБ*, ОТ 16 17 АИ, ОТ 18 СМ1 19 АБ*, ОТ 20

21 ОТ 22 СУ++ 23 АИ, ОТ 24 СУ++ 25 АБ*, ОТ 26 СУ++ 27 ОТ

28 29 АБ*, ОТ 30 31 СМ2

* 40-45 мин + 20-25 повторений с 30 с отдыхом ++ увеличение сопротивления и времени. СМ - силовой микроцикл; АБ - аэробная база; ОТ - основная тренировка; АИ - аэробный интервал; СУ -специальные упражнения

Результаты исследования. Эффективность разработанной нами тренировочной программы была выявлена в ходе тестирования участников экспериментальной группы (ЭГ) с результатами спортсменов, входящих в состав контрольной группы (КГ). В процессе опытно-экспериментальной части исследования тестирование осуществлялось три раза: 1 раз - исходный уровень, а затем через 2 и 4 месяца занятий. Всего, в

ходе исследования нами были использованы три основных измерения, среди которых: выносливость верхней части тела, туловища и нижней части тела была протестирована путем отжиманий (число завершенных отжиманий без ограничения по времени со скоростью 1 отжимание в секунду), скручивание (сгибание и разгибание туловища из положения лежа) приседание на одной ноге (бедра и колени расположены на 90°), соответственно.

В качестве тестирования и определения эффективности примененной нами комплексной программы занятий в рамках учебно-тренировочного процесса спортивной подготовки юных керлингистов в возрасте 1314 лет на этапе начальной подготовки, нами была использована кинематическая измерительная система, на которой каждый спортсмен выполнял тест в начале и по окончанию педагогического эксперимента.

Раскачивающаяся доска имела диаметр 49 см и высоту 5 см. После того, как спортсмен располагался на доске, с удобным для него расположением ног, ему необходимо было удержать равновесие на балансирующей доске в течение 30 секунд. Каждый раз названный тест повторялся 3 раза с 1-минутным отдыхом между повторами. Фиксировался лучший результат (отсутствие контакта с землей на протяжении всего времени теста).

Результаты исследования отображены на рисунке 1.

6

5,21

43?

СапггальДО С а гита ль ПОСЛЕ СагитальА

ЕЭТ Г «Г

Рисунок 1. Средние значения колебаний проекции центра масс (мм) в сагиттальной плоскости

Примечание: сагиталь А —А - разница ДО и ПОСЛЕ

Выводы. Керлинг — специфический вид спорта результаты в котором в большей степени зависят от точности двигательных действий игроков при этом с меньшими требованиями к проявлению силы, выносливости или аэробной емкости. Некоторые специфические действия, осуществляемые в керлинге, такие как подметание щетками, могут обуславливать усталость, что способно негативно повлиять на координацию и баланс спортсмена, выполняющего бросок камня. Кроме того, на качестве броска камня может отразится скольжение спортсмена по ледовой поверхности, в ходе которого ему необходимо соблюдать баланс прилагая при этом максимально низкое усилия. Относительно низкий процент вклада силы кёрлингиста может существенно улучшить прецизионную функцию, полагаясь на большую долю медленных мышечных волокон.

Таким образом, разработанная комплексная программа, в которой акцентировано внимание на развитии устойчивости в сохранении баланса, мышечной выносливости и силы туловища спортсмена, согласно полученным результатам, продемонстрировала свою эффективность и может быть рекомендована к использованию в учебно-тренировочном процессе керлингистов 13-14 лет на этапе начальной подготовки.

Литература:

1. Актуальные проблемы организации и методики подготовки спортсменов в игровых видах спорта: сборник научных работ // Теория и практика физической культуры. - М., 2000. - С 3-6.

2. Андрианова, О.А. Спортивно важные качества спортсменов-кёрлингистов, выделенные экспертами / О.А. Андрианова // Психологические основы педагогической деятельности: материалы 10-й межвуз. науч. конф. / СПб ГУФК им. П. Ф. Лесгафта; под ред. А.Н. Николаева. - СПб, 2007. - С. 20-21.

3. Назаренко А.С., Мавлиев Ф.А. Поддержание равновесия тела на фоне физического утомления мышц плечевого пояса у спортсменов разных специализаций // Наука и спорт: современные тенденции. 2015. Т. 9. № 4. С. 21-25.

4. Савин A.A., Емельянова Л.В, Мельников A.A. Влияние острого физического утомления на показатели стабилографии у борцов высокого класса // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. Т. 110. №. 9. С. 155-158.

5. Adkin, A.L., J.S. Frank, M.G. Carpenter, and G.W. Peysar. (2002) Fear of falling modifies anticipatory postural control. Exper. Brain Res. 143: P. 170.

6. Behm, D.G., A. Bambury, F. Cahill, and K. Power. (2004) Effect of acute static stretching on force, balance, reaction time, and movement time. Med. Sci. Sports Exerc. 36: P. 1402.

7. Forestier, N., N. Teasdale, and V. Nougier. (2002) Alteration of the position sense at the ankle induced by muscu-lar fatigue in humans. Med. Sci. Sport Exerc. 34: P. 117.

Педагогика

УДК 37.016:51(045)

доктор физико-математических наук, профессор Тактаров Николай Григорьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат физико-математических наук, доцент Ладошкин Михаил Владимирович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук Дербеденева Наталья Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СИСТЕМЕ ШКОЛА-

ВУЗ-ШКОЛА

Аннотация. В статье на примере МГПИ рассматривается структура современного математического образования студентов-педагогов, обосновывается необходимость выработки новых подходов к обучению. Предлагается структура и описывается содержание предметной математической подготовки в педагогическом вузе, позволяющей применять полученные знания на практике.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, предметная подготовка, математическое моделирование, математическое образование, система школа-вуз-школа.

Annotation. The article considers the structure of modern mathematical education of students-teachers on the example of MSPI, substantiates the need to develop new approaches to learning. The structure and the content of subject mathematical training in pedagogical high school allowing to apply the received knowledge in practice is offered.

Keywords: practice-oriented training, subject training, mathematical modeling, mathematical education, school-University-school system.

Введение. На современном этапе развития педагогического образования в Российской Федерации важнейшей задачей является подготовка специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность в соотвествии с требованиями Профстандарта педагога и школьных образовательных стандартов. Решение этой задачи возможно лишь на основе тесной взаимосвязи и интеграции предметной и методической подготовки. Особенно ярко это проявляется в случае предметной области «Математика и информатика». Оторванность знаний студентов, получаемых в ходе предметной подготовки, от задач будущей профессиональной деятельности приводит не только к потере мотивации к изучению разделов высшей математики, но, в некоторых случаях, к потере навыков решения задач школьного курса.

Наработки, полученные в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева в области интеграции математической и профессиональной подготовки будущих учителей математики, привели к выбору вуза в качестве соисполнителя проекта по модернизации педагогического образования (головной вуз - МГГУ имени М.А Шолохова). Многие наработки проекта легли в основу образовательных стандартов поколения 3+, хотя многие результаты и рекомендации, полученные в ходе выполнения работ, остались неучтенными специалистами Министерства образования и науки как заказчика поисковых НИР [5].

Вместе с тем, решение задач проекта обозначило новые перспективные направления в плане разработки эффективных методов и приемов содержательной и методической составляющих формирования профессиональных компетенций будущих учителей математики с учетом принципов реализации преемственности в системе школ-вуз-школа.

Окончание работ в рамках проекта не привело к прекращению научных и учебно-методических разработок по модернизации профессиональной подготовки учителей математики и информатики в свете усиления практической составляющей. При этом была предложена концепция подготовки, основанная на представлении о математике как науке об абстрактных моделях реальных предметов и явлений, позволяющих проводить исследования процессов.

Формулировка цели статьи. Авторы данной статьи предлагают концепцию математического образования студентов педагогических направлений подготовки, основанную на практико-ориентированном подходе к обучению и на интеграции математической и методической подготовки. Основной идеей является выстраивание системы предметной подготовки вокруг понятия математической модели. Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи, решаемые в статье:

выделение основных проблем при использовании традиционных методов подготовки студентов в условиях действующих образовательных стандартов;

построение системы предметной подготовки, реализующей представленную концепцию;

приведение примеров реализации системы предметной подготовки в рамках одной из предметных дисциплин ( рассмотрена дисциплина « Алгебра» 9 или «алгебра и теория чисел»).

Изложение основного материала статьи. В настоящее время большое количество исследователей занималось проблемами повышения качества образования, в том числе и проблемами преемственности. Были выделены такие направления, как обоснование значимости и особенностей преемственности в учебно-воспитательном процессе, изучение содержательного компонента преемственности между средней и высшей школой, исследование роли и особенностей деятельностного компонента преемственности в усвоении и способах организации знаний, умений и навыков, изучение проблемы совершенствования предметной подготовки будущих учителей математики в педвузе и ее профессионализации, исследование путей совершенствования методической подготовки студентов педагогического вуза [2].

Отмеченные направления охватывают широкий круг вопросов, связанных с профессиональной подготовкой студентов педагогического вуза. Вместе с тем отсутствует комплексное видение проблемы предметно-методической подготовки будущих учителей математики в контексте реализации принципов преемственности в системе школа-вуз-школа, что является неотъемлемым требованием современных образовательных стандартов нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.