технических формул, а умением создавать с помощью различных фактурных приемов выразительные красочные звуковые характеристики. Он открыл именно ту особенную пальцевую технику, которой требовала его самобытная звуковая палитра.
Этюды К. Дебюсси требуют от исполнителя активного сознательного слухового и технического освоения тембрового богатства гармонической вертикали, пространственной звуковой перспективы и активизации слухового поиска новых, ранее не использовавшихся средств выразительности. Слуховой поиск музыкального воображения исполнителя всегда тесно связан со свободным осознанным функционированием его технического аппарата. Работа над художественными этюдами Дебюсси поможет пианисту найти необходимые ощущения управляемой свободы движений, гибкости и пластичности рук, обрести «живые», «осязающие» пальцы.
«Помимо техники, - писал Дебюсси, - эти этюды успешно подготовят пианистов к лучшему пониманию того, что нельзя входить в музыку с решительными и свирепыми руками. Действительно - эта музыка парит на вершинах исполнительства» [6, с. 67]. Этюды К. Дебюсси, бесспорно, относятся к фортепианным произведениям высшей трудности и наравне с произведениями Шопена и Листа способствуют становлению профессиональной зрелости музыканта-исполнителя.
Музыкально-теоретическое и методическое наследие, оставленное корифеями западноевропейской фор-
тепианной школы, представляет собой актуальный теоретико-методический и практический материал, многовариантное содержание которого может эффективно преобразовать процесс обучения в музыкально-исполнительских классах.
Заложенные в педагогическом наследии выдающихся представителей западноевропейской фортепианной школы рекомендации, связанные с оптимизацией формирования музыкально-исполнительского мастерства, могут послужить основой профессионального совершенствования музыкантов-исполнителей.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики: хрестоматия. Киев: Музична Украина, 1974. 160 с.
2. Шуман Р. О музыке и музыкантах: собр. ст. в 2 т. М.: Музыка, 1978. Т. 2. 327 с.
3. Пастернак Б. Собр. соч. в 5 т. М.: Худ. лит., 1991. Т. IV. С. 403-406.
4. Мильштейн Я. И. Очерки о Шопене. М.: Музыка, 1987. 176 с.
5. Мильштейн Я. И. Этюды Ф. Листа. М.: Гос. муз. изд-во, 1961. 83 с.
6. Лонг М. За роялем с Дебюсси / под ред. Е. Брон-фин. М.: Сов. композитор, 1985. 157 с.
организационно-методический инструментарий
исследования проблемы повышения точности бросков в керлинге
ORGANISATIONAL AND METHODOLOGICAL TOOLS OF THE RESERCH ON THE EFFICIENCY OF ACCURACY OF SHOTS IN CURLING
И. В. Пешкова
В статье авторы описывают методологическую основу исследования проблемы повышения точности бросков в керлинге. Для решения поставленных задач авторы использовали и подробно раскрывают следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; опрос в виде анкетирования; педагогические наблюдения; кино- и видеосъемка; измерение времени простой двигательной реакции; метод экспертной оценки; педагогический эксперимент; математико-статистический анализ экспериментальных материалов.
I. V. Peshkova
In this article the authors describe the methodological basis of researching of problem of increasing of the accuracy of shots in curling. To achieve the objectives, the authors used and disclosed in detail the following methods: theoretical analysis and synthesis, survey interview, pedagogical supervision, filming, measurement of the simple motor reaction, the method of expert's review, pedagogical experiment, mathematical and statistical analysis of experimental materials.
Ключевые слова: керлинг, точность бросков кер-лингового камня, физическое воспитание студентов, методы исследования.
Keywords: curling, the accuracy of sliding curling stone, physical education of students, methods of research.
Включение керлинга в программу современных Олимпийских игр и растущий интерес к нему в мире и нашей стране требует всестороннего изучения этого специфического вида спорта, выявления присущих ему закономерностей, в том числе биомеханических, и разработки на этой основе оптимальной методики подготовки студентов-спортсменов, направленной на повышение уровня их технического мастерства.
Методологической основой данного исследования является: концепция управления движениями (Н. А. Берн-штейн, 1990), с учетом основных биомеханических факторов организации движений, особенностей функционирования системы «человек - цель» в точностных движениях; основные положения о взаимосвязи технической и тактической подготовки спортсменов в керлинге (К. Ю. Задвор-нов, 1996, 1997), а также теории и методики физического воспитания студентов (Л. П. Матвеев, 1991, Ю. Ф. Курам-шин, 2007 и др.).
Целью исследования явилось экспериментальное обоснование путей повышения точности бросков керлин-гового камня на основе изучения особенностей управления точностными движениями студентами-спортсменами в керлинге.
Задачи исследования:
• Выявить историю возникновения и развития керлинга в зарубежных странах и в России.
• Изучить возможности использования керлинга в физическом воспитании студентов.
• Изучить мнение специалистов о показателях наиболее значимых для эффективного выполнения броска и путях повышения точности керлингового камня.
• Разработать и экспериментально обосновать пути повышения точности бросков спортивного снаряда в керлинге студентами-спортсменами.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы; опрос в виде анкетирования; педагогические наблюдения; кино-и видеосъемка; измерение времени простой двигательной реакции; метод экспертной оценки; педагогический эксперимент; математико-статистический анализ экспериментальных материалов.
Теоретический анализ литературных источников проводился с целью: выявления истории возникновения и развития керлинга в зарубежных странах и в России; изучения возможностей использования керлинга в физическом воспитании студентов; рассмотрения броска спортивного снаряда в керлинге как управляемой системы точностных движений; теоретического обоснования целесообразности использования показателей времени реакции в качестве критерия оценки формирования и реализации двигательной программы. Всего в работе проанализировано более 150 литературных источников, в том числе более 25 иностранных.
Для опроса спортсменов и специалистов по керлингу была разработана специальная анкета.
Анкетный опрос проводился согласно общепринятым социологическим методам (Б. А. Ашмарин, 1978; И. А. Бутенко, 1989). В анкетировании приняли участие более 50 человек, из них 10 тренеров и 40 спортсменов-керлингистов.
Педагогические наблюдения проводились как в тренировочном процессе студентов-спортсменов, так и в ходе их участия в соревнованиях (чемпионаты и кубок России, Санкт-Петербурга, Вологды; традиционный международный турнир). Предметом педагогических наблюдений явились:
• объем и направленность тренировочных средств;
• особенности техники выполнения бросков спортивного снаряда в тренировочных и соревновательных условиях;
• эффективность выполнения бросков в соревновательных условиях.
Видеосъемка осуществлялась видеокамерами "Panasonic" и "Sony". Видеозаписи игр чемпионатов мира и Европы проводились с целью анализа техники выполнения бросков спортивного снаряда ведущими спортсменами-керлингистами мирового керлинга, с последующей сравнительной характеристикой выполнения бросков различными способами. Киносъемка спортивных движений производилась кинокамерой с целью уточнения временных характеристик фазовой структуры броска спортивного снаряда в керлинге.
Целью 1-го этапа исследования явилась оценка процессов формирования и реализации двигательной программы точностных двигательных действий в керлинге, а также работы корригирующих механизмов в различные фазы броска, посредством измерения времени простой двигательной реакции на звук.
Методика исследования предполагала использование электронного хронометра (точность до 0,001 с). Условный сигнал (выстрел стартового пистолета), служащий началом отсчета времени, подавался в определенный момент выполнения двигательного действия (в любой его фазе, включая исходное положение перед броском). Студент, выполняющий бросок, должен был среагировать на сигнал нажатием специальной кнопки, удобно крепящейся на щетке спортсмена.
Использование в качестве пускового стимула звука обусловлено тем, что во время выполнения броска главную нагрузку как источник информации несут зрительный, вестибулярный и двигательный анализаторы. Слуховой же задействован в гораздо меньшей степени. Таким образом, «снабжая информацией» слуховой анализатор (его центральный отдел), мы тем самым увеличиваем общее напряжение на управляющие нервные центры функциональной системы, существенно не влияя при этом на работу механизмов, контролирующих параметры выполнения самого броска.
Задача 1-го этапа заключалась в определении зависимости времени реакции от фазы броска. Структура броска, как уже отмечалось, имеет выраженную фазную последовательность. Классический способ выполнения броска
включает 8 фаз: исходное положение («в колодках»); «переднее движение»; «подъем туловища»; «замах» (с подъемом камня или без); «отталкивание»; «скольжение» (с камнем); «выпуск камня»; «свободное скольжение».
В эксперименте участвовало 20 студентов-спортсменов различной квалификации (от новичков до мастеров спорта).
Предварительно спортсмены несколько раз реагировали на сигнал, находясь в исходном положении для броска («в колодках»). Таким образом регистрировалось время реакции «в покое». Затем испытуемым предлагалось выполнять броски на ориентир со «средним» произвольным усилием. Звуковой сигнал подавался тогда, когда спортсмен находился в и. п., выполнял какую-либо из фаз действия, или не подавался совсем. Обязательным условием для испытуемых являлось целостное выполнение броска (всех его фаз), независимо от того, когда был подан сигнал к реакции.
Чтобы снизить влияние утомления, броски выполнялись сериями (в среднем по 15 в каждой) с одним или двумя 5-минутными перерывами для отдыха. В общей сложности произведено более 700 измерений.
Задача 2-го этапа заключалась в изучении изменений времени реакции в зависимости от задания (моторной задачи) при броске.
В эксперименте участвовали те же студенты-спортсмены. Как и на 1-м этапе, осуществлялась предварительная регистрация времени реакции в и. п. на каждой из двух стадий эксперимента.
Перед испытуемыми ставились две разные задачи. На 1-й стадии испытуемые выполняли броски с целью обеспечить движению камня необходимое направление. Для этого перед броском на расстоянии около 20 м от места отталкивания («керлинговых колодок») устанавливался ориентир, на который бросающий должен был выпустить спортивный снаряд (ориентир смещался перед каждым броском).
Сигналы к реакции подавались хаотично в любую из фаз действия или не подавались совсем. Регистрировалось время реакции только при удачных попытках (с учетом характеристик поверхности льда допускалось отклонение до 0,5 м).
На 2-й стадии эксперимента бросающие должны были обеспечить спортивному снаряду необходимую скорость движения (поставить камень на поперечной линии площадки, находящейся на расстоянии 25-30 м от керлинговых колодок). Фиксировались также результаты только удачных попыток и попыток с допустимыми в реальной игровой практике отклонениями (до 1,5 м).
Броски выполнялись сериями (в среднем по 15 бросков) с двумя перерывами для отдыха. В общей сложности произведено около 800 измерений. При измерении времени реакции важно было свести к минимуму большинство факторов, влияющих на время реакции, или, по край-
ней мере, уравнять влияние этих факторов на результат в ходе эксперимента.
Предварительный опрос показал, что все испытуемые столкнулись с подобной методикой впервые. Следовательно, степень тренированности такого рода была одинаковой и не должна была оказать заметного влияния на время реакции. Интенсивность раздражителя была постоянной, так как использовался один и тот же звуковой сигнал. Расстояние от места подачи сигнала до испытуемого было постоянным.
Каждый испытуемый выполнял 1-3 пробных попытки с целью определения наиболее комфортного положения кнопочного замыкателя на щетке и общего представления о предстоящей деятельности.
Для выявления типичных ошибок выполнения технического приема у спортсменов, была образована группа экспертов, состоящая из трех специалистов, имеющих достаточный (не менее 3 лет) опыт работы в командах мастеров и сборных командах страны по керлингу (двое из них имели высшую тренерскую категорию). Наличие технической ошибки заносилось в специальную матрицу оценки качества выполнения технического приема.
Для экспериментального обоснования путей повышения результативности бросков керлингового камня был проведен педагогический эксперимент, проведение которого предусматривало участие одной группы студентов-спортсменов в двух последовательных его этапах с последующим сопоставлением результатов каждого из них. Общая длительность двух этапов педагогического эксперимента составила 14 месяцев. При этом 1-й и 2-й этапы эксперимента проводились в разных годах обучения в один временной период.
Используемые методы исследования позволили решить поставленные задачи и повысить точность бросков керлингового камня у студентов-спортсменов.
список источников и литературы
1. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность (Сер.: «Классики науки»). М.: Наука, 1990. 496 с.
2. Задворнов К. Ю. Керлинг: стратегия и тактика игры: лекция. СПб: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. 32 с.
3. Задворнов К. Ю. Требования к индивидуальной подготовленности спортсменов в керлинге: лекция. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. 57 с.
4. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. 3-е изд., стер. М.: Сов. спорт, 2007. 464 с.
5. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: ФиС, 1991. 543 с.