Научная статья на тему 'Опыт использования идеомоторной тренировки в технической подготовке спортсменов-кёрлингистов'

Опыт использования идеомоторной тренировки в технической подготовке спортсменов-кёрлингистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
850
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА / ПРОГРАММИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ / ЭЛЕМЕНТЫ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ / АССОЦИАТИВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ТЕХНИКА БРОСКОВ КЁРЛИНГОВОГО КАМНЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Изотов Евгений Анатольевич

В статье отражены результаты экспериментального исследования характера влияния идеомоторной тренировки на успешность овладения техникой броска кёрлингового камня, как основного элемента кёрлинга. Здесь выявляются также наиболее чувствительные к идеомоторному воздействию элементы спортивной техники юных кёрлингистов. Определен эффект варианта идеомоторной тренировки с использованием ассоциативного представления техники этого упражнения. Приводятся теоретические данные, которые стали основой для экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of the ideomotor training application in the technical training of the athletes-curlingist

The article reflected the results of the experimental study of the nature of the influence of ideomotor training on the success of mastery of the curling stone thrust technique as the basic element of curling, i.e., the results of investigating the effectiveness of the realization of the programming function of this training. There are also revealed here the elements of the sport technique of young curlingist sensing to the ideomotor action. Furthermore, the author determined the most effective version of the ideomotor training, in particular with the use of associative idea for the technique elements during the thrust of curling stone. And finally there are also given the theoretical data, which became the basis for the experimental study.

Текст научной работы на тему «Опыт использования идеомоторной тренировки в технической подготовке спортсменов-кёрлингистов»

УДК 796.96

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ В

ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ-КЁРЛИНГИСТОВ

Евгений Анатольевич Изотов, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье отражены результаты экспериментального исследования характера влияния идео-моторной тренировки на успешность овладения техникой броска кёрлингового камня, как основного элемента кёрлинга. Здесь выявляются также наиболее чувствительные к идеомоторному воздействию элементы спортивной техники юных кёрлингистов. Определен эффект варианта идеомотор-ной тренировки - с использованием ассоциативного представления техники этого упражнения. Приводятся теоретические данные, которые стали основой для экспериментального исследования.

Ключевые слова: идеомоторная тренировка, программирующая функция идеомоторной тренировки, элементы спортивной техники, ассоциативное представление, техника бросков кёр-лингового камня.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p106-110

EXPERIENCE OF THE IDEOMOTOR TRAINING APPLICATION IN THE TECHNICAL TRAINING OF THE ATHLETES-CURLINGIST

Evgeni Anatolyevich Izotov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, St. Petersburg Mining University, St. Petersburg

Annotation

The article reflected the results of the experimental study of the nature of the influence of ideomo-tor training on the success of mastery of the curling stone thrust technique as the basic element of curling, i.e., the results of investigating the effectiveness of the realization of the programming function of this training. There are also revealed here the elements of the sport technique of young curlingist sensing to the ideomotor action. Furthermore, the author determined the most effective version of the ideomotor training, in particular - with the use of associative idea for the technique elements during the thrust of curling stone. And finally there are also given the theoretical data, which became the basis for the experimental study.

Keywords: ideomotor training, programming function of ideomotor training, elements of sport technology, associative idea, thrusts technique for the curling stone.

Позитивное влияние идеомоторной тренировки (ИТ) на успешность процесса подготовки спортсменов доказано многими исследователями и не подлежит сомнению [1]. Однако есть обстоятельства, которые делают работу по выявлению значения ИТ в формировании техники броска керлингового камня (БКК) весьма актуальной. Аргументы в пользу этой актуальности: а) значение ИТ в подготовке керлингистов ограничивается по сути одним исследованием [3]; б) наиболее исследованными являются тренирующая и регулирующая ее функции, а программирующая функция часто «остается в тени»; в) важно выявить те элементы техники керлингистов, которые наиболее чувствительны к идеомоторному воздействию; г) важно найти и апробировать эффективный вариант ИТ.

Задачи исследования заключались в выявлении: наиболее зависимых от идеомо-торного воздействия элементов выполнения БКК, как основного элемента кёрлинга; эффективности использования ассоциативных представлений в процессе сеансов ИТ; эффект от использования этих результатов.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИКИ

При изучении степени овладения техникой БКК использовались 3 методики: педагогическое наблюдение (по видеозаписи), экспертная оценка (тренером) и самоотчет спортсмена. Для этого использовалась единая шкала оценки техники выполнения БКК, -«Карта оценки техники выполнения броска керлингового камня» (К.Ю. Задворнов и

Я.Н. Некрасова, 2001) по 28-ми показателям. Оценки выставлялись по 10-балльной системе с учетом числа допущенных ошибок и их значимости в плане влияния на результат. При интегральном определении успешности фиксировалась точность выполнения бросков, которые оценивались по 3-балльной шкале (от 0 до 2). Для стандартизации полученных «сырых» балов использовался метод их стандартизации с десятичной разрядностью.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обзор научной литературы позволил выявить, что начальное обучение кёрлинги-стов занимает наиболее важно в системе подготовки кёрлингиста. Изучались особенности идеомоторного эффекта у спортсменов мужского пола 15-18-ти лет, 1-2-го годов обучения, в количестве 43-х человек, а также было отобрано 9 тренеров (экспертов). Исследование проводилось на базе спортивных клубов «Обуховец», «СКА» и на соревнованиях различного масштаба, проводимых среди кёрлингистов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ранее было выявлено, что за 3 месяца занятий техника броска в целом изменилась в позитивную сторону по 15-и из 36-и показателей (при р < 0,05). Основные из них: согласованность движений; слитность перехода к отталкиванию; положение туловища спортсмена в целом; соответствие линии отталкивания направлению; исходное положение звеньев тела спортсмена, постановка стоп «опорной» и «скользящей» ног [2].

Состав достоверно изменившихся показателей техники выполнения броска камня отличается определенными особенностями: а) достоверно изменилось качество выполнения тех элементов техники, которые соответствуют началу выполнения броска (исходное положение звеньев тела спортсмена, постановка стоп «опорной» и «скользящей» ног, положение туловища спортсмена в целом); б) наибольший эффект достигнут по динамическим показателям техники выполнения БКК; в) больший эффект достигнут по наиболее сложным элементам техники: согласованность движений; слитность перехода к отталкиванию; соответствие линии отталкивания направлению; г) за подготовительный период наиболее существенно улучшилась техника выполнения тех ее элементов, которые легче поддаются зрительному контролю (главным образом, амплитуды движений или разметке площадки).

В контрольной группе (КГ) так же по всем показателям овладения техникой выполнения БКК произошли позитивные изменения. Однако значение ИТ отличается: а) у представителей КГ показатели качества техники выполнения БКК статистически достоверно изменились по 10-ти элементам, против 15-ти, у представителей экспериментальной группы (ЭГ); б) если у спортсменов-кёрлингистов ЭГ 6 показателей достигли 99-ти процентной достоверности, то у спортсменов КГ - ни одного. Особо следует подчеркнуть различия положительных изменений столь сложного элемента, каким является «согласованность движений». Если у спортсменов ЭГ эти изменения достигли 99-процентной достоверности, то у представителей КГ они вообще не достоверны. Все это говорит о большом значении использования ИТ при обучении спортсменов-кёрлингистов техники выполнения БКК.

Важно ответить на вопрос, у каких показателей техники наиболее высока роль идеомоторного тренинга? Для этого необходимо сравнить значения показателей элементов техники у испытуемых обеих групп (Таблица 1). Почти все положительные изменения элементов техники выполнения БКК более значительны в ЭГ испытуемых. Наиболее значительная роль ИТ отмечена по следующим элементам техники (где разность различий выше среднего значения - 0,19; по убывающей): согласованность движений; перемещение туловища; соответствие линии отталкивания направлению; перемещение «скользящей» ноги; исходное положение звеньев тела спортсмена; перемещение «опор-

ной» ноги (угол разгибания); движение кистью при выпуске камня. Таким образом, получено 7 элементов техники выполнения БКК наиболее чувствительных по отношению к ИТ. По отношению к остальным элементам техники данного упражнения применение ИТ индифферентно.

Таблица 1

Изменение качества выполнения элементов техники выполнения БКК

в экспериментальной и контрольной группах (п = 32 и _ 33, соответственно)

Техника выполнения броска керлингового камня d Э d К d Э - d К

Исходное положение звеньев тела спортсмена 0,77 0,49 0,28

Постановка стоп «опорной» и «скользящей» ног 0,86 0,71 0,15

Положение туловища спортсмена в целом 0,83 0,66 0,17

Перемещение звеньев тела 0,58 0,55 0,03

Перемещение туловища 0,64 0,30 0,34

Перемещение «скользящей» ноги 0,83 0,53 0,30

Перемещение «опорной» ноги (угол разгибания) 0,67 0,45 0,22

Согласованность движений 0,88 0,29 0,59

Отталкивание от колодки 0,56 0,42 0,14

Слитность перехода к отталкиванию 0,89 0,77 0,12

Соответствие линии отталкивания направлению 0,90 0,57 0,33

Скольжение со снарядом 0,52 0,51 0,01

Отсутствие опоры на камень 0,85 0,86 -0,01

Движение туловища при выпуске камня 0,47 0,50 -0,03

Движение кистью при выпуске камня 0,76 0,56 0,20

Итого, в среднем: 0,73 0,54 0,19

Пояснение: d Э - различия в качестве техники выполнения БКК у спортсменов, использующих идеомоторную тренировку; d К - не использующих.

Использование ассоциативного метода в сеансах ИТ существенно повышает качество (его яркость, четкость и полнота) представления движений в кёрлинге [3]. Сутью ассоциативной ИТ является использование отвлеченных, но ассоциативно связанных образов движений при представлении заданного упражнения с использованием приемов сравнения и метафор для создания сенсорных образов действий. Ассоциативно-идеомоторный тренинг включает в себя в основном ассоциации по сходству. К числу основных средств можно отнести: выполнение домашнего задания - самостоятельное «изобретение ассоциативных» упражнений для проведения сеансов ИТ с последующим обсуждением его результатов и определение лучших «изобретений» и лучших «изобретателей»; использование этих упражнений; включение в образ техники выполнения броска не только элементы зрительной модальности, но и слуховой, а так же тактильной; нахождение природных явлений, схожих по образу с тем или иным элементом техники броска; проговаривание слов обозначающих сущность образа, созданного специально для повышения качества представления «проблемного» элемента технике выполнения БКК при его представлении и выполнении.

Таблица 2 показывает различия техники выполнения БКК в группе, где использовалась ИТ с ассоциативным представлением (ЭГ) и где она использовалась без ассоциативного представления. Вследствие применения технологии ассоциативных представлений наибольший эффект достигнут по следующим элементам техники выполнения БКК: отсутствие опоры на камень; отталкивание от колодки; устойчивость положения тела при скольжении; перемещение «скользящей» ноги; движение кистью при выпуске камня; согласованность движений; исходное положение звеньев тела спортсмена; соответствие линии отталкивания направлению. И лишь по показателю слитности перехода к отталкиванию различия между испытуемыми изучаемых групп не обнаружены.

Таким образом, для спортсменов, использующих ИТ в процессе обучения технике, применение технологии ассоциативных представлений дает существенное преимущество. Результаты определения успешности БКК при использовании ассоциативных образов в процессе ИТ показали, что в ЭГ, успешность выполнения БКК в целом после окон-

чания эксперимента равна 7,47±0,24; в КГ - 6,45±0,31 (г = 2,61; р < 0,01).

Таблица 2

Результаты сравнения характера изменений техники выполнения упражнений

в экспериментальной и контрольной группах (п = 21 и 22 соответственно)

Качество представлений ЭГ (2-й замер) КГ (2-й замер) г э г к а г

XX а XX а

Согласованность движений 8,74 0,47 8,42 0,53 2,13 1,76 0,37

Соответствие линии отталкивания направлению 8,31 0,21 7,45 0,44 2,09 1,91 0,18

Перемещение «скользящей» ноги 8,88 0,14 7,48 0,25 3,00 2,44 0,56

Исходное положение звеньев тела спортсмена 8,47 0,11 7,08 0,19 2,88 2,56 0,32

Отталкивание от колодки 8,15 0,17 7,13 0,28 2,91 2,18 0,73

Слитность перехода к отталкиванию 8,48 0,08 8,47 0,22 2,17 2,17 0,00

Оптимальность усилия при отталкивании 6,62 0,10 7,00 0,26 2,89 2,14 0,38

Устойчивость положения тела при скольжении 8,28 0,13 7,79 0,24 2,92 2,23 0,69

Отсутствие опоры на камень 8,08 0,12 7,56 0,29 2,86 1,85 1,01

Движение кистью при выпуске камня 7,32 0,18 7,26 0,33 2,10 1,71 0,39

Пояснения: г Э - критерии достоверности различий между 1-м и 2-м замерами в экспериментальной группе, г К

- критерии достоверности различий между 1-м и 2-м замерами в контрольной группе.

Различия средних значений у показателя успешности выполнения БКК показывает высокую эффективность применения технологии. По каким же показателям успешности обнаружены наиболее значительные различия? (Таблица 3)

Таблица 3

Различия показателей успешности выполнения БКК

Успешность броска кёрлингового камня ЭГ (2-й замер) КГ (2-й замер) г р

XX1 а XX 2 а

Точность по направлению 7,43 0,12 6,77 0,22 2,64 0,01

Точность по усилию 7,15 0,26 6,36 0,30 1,99 0,05

Точность комплексно 6,97 0,34 5,56 0,39 2,72 0,01

Пояснение: число испытуемых 21 и 22 спортсмена, однако число наблюдений значительно больше - 214 (почти

по 5 наблюдений по отношению к каждому из игроков), а результат бросков каждого из спортсменов является

усредненным.

У испытуемых ЭГ, успешность выполнения БКК, оказалась выше по всем трем показателям: по точности в целом; по точности направления бросков; по точности усилий.

ВЫВОДЫ

1. Использование идеомоторной тренировки ускоряет процесс обучения спортивной технике в кёрлинге, в частности - технике броска кёрлингового камня. Наиболее чувствительными по отношению к идеомоторной тренировке являются следующие элементы техники: согласованность движений; перемещение туловища; соответствие линии отталкивания направлению; перемещение «скользящей» ноги; исходное положение звеньев тела спортсмена; перемещение «опорной» ноги (угол разгибания); движение кистью при выпуске камня.

2. Применение ассоциативных представлений в процессе идеомоторной тренировки по овладению техникой броска кёрлингового камня приносит значительный эффект, особенно по следующим элементам техники выполнения броска: отсутствие опоры на камень; отталкивание от колодки; устойчивость положения тела при скольжении; перемещение «скользящей» ноги; движение кистью при выпуске камня; согласованность движений; исходное положение звеньев тела спортсмена; соответствие линии отталкивания направлению.

3. Использование ассоциативных образов в процессе идеомоторной тренировки приносит значительный эффект, как на успешность бросков кёрлингового камня в целом, так и на успешность выполнения его элементов: точности направления бросков и точно-

сти усилий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин, А. А. Идеомоторная подготовка в спорте / А. А. Белкин. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.

2. Изотов, Е.А. Особенности взаимосвязей качества представлений и эффективности овладения техникой броска керлингового камня / Е.А. Изотов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2007. - № 11 (33). - С. 37-41.

3. Изотов, Е.А. Ассоциативно-идеомоторный тренинг в подготовке керлингистов : диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук / Изотов Евгений Анатольевич. - СПб., 2007. - 154 с.

REFERENCES

1. Belkin, A.A. (1983), Ideomotorpreparation in sport, F&S, Moscow.

2. Izotov, E.A. (2007), "Features of interrelations of quality of representations and efficiency of mastering equipment of a throw of a curling stone", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 33, No. 11, pp. 37-41.

3. Izotov, E.A. (2007), Associative ideomotor training in training of curlers, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.04.2016

УДК 796.011

ТЕХНОЛОГИЯ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА У СТУДЕНТОК

СРЕДСТВАМИ АЭРОБИКИ

Руслан Николаевич Калакуцкий, кандидат педагогических наук, Курская государственная сельскохозяйственная академия им. И. И. Иванова, Курск; Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; Юлия Олеговна Сенина, соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации,

Санкт-Петербург

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установлено, что тренировки студенток в вузах по снижению избыточной массы тела тесно связаны с существующими сложными условиями. Студентки недостаточно подготовлены по применению средств аэробики для снижения избыточной массы тела. Они недостаточно мотивированы к решению данной проблемы. Особенности учебной деятельности в вузах, не позволяют в полной мере решать эти задачи по снижению избыточной массы тела у студенток. Практика показала необходимость систематического использования специальных средств и методов аэробики для снижения избыточной массы тел у студенток и формирования у них умений эффективно выполнять самостоятельные действия по решению этих задач.

Ключевые слова: технология снижения избыточной массы тела; студентки вузов, средства аэробики.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p110-114

METHODS FOR EXCESS BODY WEIGHT DECREASE AMONG THE STUDENTS

BY MEANS OF AEROBICS

Ruslan Nikolaevich Kalakutsky, the candidate of pedagogical sciences, Kursk State Agricultural University, Kursk; Victoria Leonidovna Bochkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg; Yulia Olegovna Se-nina, the competitor, St. Petersburg State University of Civil Aviation, St. Petersburg

Annotation

It is established that trainings of the students in higher education institutions on the excess body weight decreasing are closely connected with the existing difficult conditions. Students are insufficiently

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.