Научная статья на тему 'Технико-тактическая подготовка керлингистов с учётом сенсомоторных и перцептивных характеристик'

Технико-тактическая подготовка керлингистов с учётом сенсомоторных и перцептивных характеристик Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
828
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕРЛИНГ / ТЕХНИКА БРОСКА / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СЕНСОМОТОРНЫЕ И ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СПОРТИВНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / CURLING / CURLERS / CURLING STONE THROW / TECHNICALLY-TACTICAL TRAINING / SENSORY AND PERCEPTUAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Андрианова Ольга Александровна

В статье отражены особенности соревновательной деятельности в кёрлинге, результаты тестирования технико-тактической подготовленности квалифицированных кёрлингисток, а также характер влияния их сенсомоторных и перцептивных характеристик на уровень владения элементами техники броска кёрлингового камня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Андрианова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECNICALLY-TACTICAL TRAINING OF CURLERS IN CONNECTION WITH SENSORY AND PERCEPTUAL CHARACTERISTICS

In this article the features of competitive activity in curling, results of testing technically tactical training of qualified curlers, as well as character of influence of sensory and perceptual characteristics on a level of possession of technical elements of a curling stone throw is reflected.

Текст научной работы на тему «Технико-тактическая подготовка керлингистов с учётом сенсомоторных и перцептивных характеристик»

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность классического футбола / С.Н. Андреев // Теория и методика футбола. - 2007. - № 1. - С. 6-7.

2. Котов, А.В. Социально-педагогические аспекты становления профессионального коммерческого спорта в Российской Федерации : дис. ... канд. пед. наук / Котов А.В. - Малаховка, 1998. - 173 с.

3. Кузин, В.В. Спонсорство в спорте / В.В. Кузин, М.Е. Кутепов ; Рос. гос. акад. физ. культуры, Школа спортивного бизнеса. - М. : [б.и.], 1994 - 192 с.

4. Мухин, В.Г. Социально-экономическая и педагогическая направленность рекламной деятельности в сфере физической культуры и спорта : дис. ... канд. пед. наук / Мухин В.Г. - М., 2002. - 163 с.

5. Постановление исполкома Российского футбольного союза от 13.04.1993 г. «О распространении на нелюбительские команды, клубы по мини-футболу регламента ФИФА «О статусе и переходах футболистов // Делопроизводство Ассоциации минифутбола России, № 05.93.

6. Починкин, А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России : [монография] / А.В. Починкин. - М. : Советский спорт, 2006. - 216 с.

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КЕРЛИНГИСТОВ С УЧЁТОМ СЕНСОМОТОРНЫХ И ПЕРЦЕПТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Ольга Александровна Андрианова, соискатель,

Федерация кёрлинга России, Президент, г. Москва

Аннотация

В статье отражены особенности соревновательной деятельности в кёрлинге, результаты тестирования технико-тактической подготовленности квалифицированных кёрлингисток, а также характер влияния их сенсомоторных и перцептивных характеристик на уровень владения элементами техники броска кёрлингового камня.

Ключевые слова: керлинг, техника броска, технико-тактическая подготовленность, сен-сомоторные и перцептивные характеристики, спортивно важные качества.

TECNICALLY-TACTICAL TRAINING OF CURLERS IN CONNECTION WITH SENSORY AND PERCEPTUAL CHARACTERISTICS

Olga Aleksandrovna Andrianova, the competitor,

Russian Curling Federation, President,

Moscow

Abstract

In this article the features of competitive activity in curling, results of testing technically - tactical training of qualified curlers, as well as character of influence of sensory and perceptual characteristics on a level of possession of technical elements of a curling stone throw is reflected.

Keywords: curling, curlers, curling stone throw, technically-tactical training, sensory and perceptual characteristics.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная игра в кёрлинг - один из интенсивно развивающихся в России и за рубежом видов спорта. Важность разработки научно-методических основ спортивной игры кёрлинг для эффективной подготовки к зимней Олимпиаде-2014 в Сочи определяет актуальность и практическую значимость исследования.

В спортивных играх большое значение имеет ориентировочная деятельность спортсменов, умение постоянно «видеть поле», выделять и анализировать наиболее существенные признаки игровой ситуации, на основании которых осуществлять так-

тические решения игровых задач. Для достижения успеха спортсмены должны обладать хорошо развитой способностью к ориентированию в пространстве [1].

Основным технико-тактическим действием в кёрлинге является бросок кёрлин-гового камня. Результативность розыгрыша зависит от правильности и точности его броска по параметрам скорости и направлению движения [2, 4, 9, 10].

Критериями точного выполнения броска кёрлингового камня выступают: точность остановки камня в заданной точке площадки; точность траектории движения камня; точность попадания в другой камень с необходимым усилием, под необходимым углом и с необходимым вращением; угол движения, направление вращения и длина пути камней после попадания камня в камень, находящийся на площадке [4, 8, 10].

Точность выполнения броска как индивидуального тактического действия зависит от следующих параметров: точность выпуска камня на установленный ориентир -щетку скипа; оптимальность усилия, сообщаемого камню в момент его выпуска игроком; количество вращений, задаваемых камню игроком при его выпуске.

Значит, спортсмен должен обладать высоким уровнем развития психических процессов: высокой сенсорной чувствительностью; сенсомоторной реактивностью, координацией; точностью и дифференцированностью восприятия в зрительной, слуховой и кинестетической модальности и другими как сенсорными, так и перцептивными характеристиками [2, 4, 9, 10]. Поэтому подготовка спортсмена в керлинге должна включать в себя совершенствование психических функций, управляющих движениями.

Такие данные получены посредством обобщения практического опыта. Каких-либо научно обоснованных данных о значимости психологических качеств в этом виде спорта в специальной литературе не обнаружено.

Основной задачей исследования явилось выявление спортивно важных качеств, определяющих уровень технической подготовленности спортсменок. Ее решение позволит в дальнейшем разработать средства повышения эффективности их техники подготовки посредством внедрения рекомендаций, направленных на формирование соответствующих качеств.

При проведении констатирующего эксперимента определялся уровень владения техникой броска керлингового камня и ее элементов. Далее, на основании анализа литературы были отобраны спортивно важные познавательные характеристики (сенсорные и перцептивные) спортсменок-керлингисток и экспериментально определялись их выраженность и вариативность. Затем был проведен корреляционный анализ между ними и показателями качества владения техникой броска керлингового камня.

В исследовании приняли участие 85 спортсменок-керлингисток: 45 начинающих спортсменок и 40 спортсменок высокой квалификации.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Степень овладения техникой выполнения броска кёрлингового камня определялась с использованием метода экспертной оценки, проводимой тренерами. При этом, применялась карта оценки техники выполнения броска керлингового камня [5].

Выполнялись упражнения на точность, а именно - на точность остановки кёр-лингового камня в заданной точке игровой площадки. Критерием точности являлась величина отклонения фактической точки его остановки от заданной точки-цели. При этом, определялись следующие характеристики: точность по направлению выпуска; точности по скорости скольжения (дальности скольжения). Величина отклонения фиксировалась с точностью до одного сантиметра с дальнейшим пересчетом на стены.

Показатели индивидуальной успешности действий определялись по 10балльной системе с учетом числа допущенных ошибок в течение всей игры и их значимости в плане влияния на результат: ни одной ошибки - 10 баллов; допущена 1 ошибка, почти не влияющая на результат - 9 баллов; допущена 1 ошибка, существен-

но влияющая на результат - 8 баллов; допущено 2 несущественные ошибки - 7 баллов; допущено 2 ошибки, одна из них несущественная - 6 баллов; допущены 2 ошибки, обе существенные - 5 баллов; допущено 3 несущественные ошибки - 4 балла; допущено 3 ошибки, две из них несущественные - 3 балла; допущено 3 ошибки, одна из них несущественная - 2 балла; допущено 3 существенные ошибки - 1 балл.

Измерение сенсомоторных и перцептивных показателей (всего 18) осуществлялось с помощью экспериментальных и широко известных в психологии методик [6, 7].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Показатели владения техникой броска керлингового камня у квалифицированных спортсменок находятся на высоком уровне. Выраженность различных показателей овладения техникой броска примерно одинакова - 8,17 ± 0,21 балла (по 10-балльной шкале).

В то же время, некоторые показатели обладают высоким коэффициентом вариативности по сравнению с остальными. Наибольшая вариативность прослеживается по следующим показателям: «соответствие линии отталкивания направлению» (v = 26,5%), «движение кистью при выпуске камня» (v = 25,9%), «слитность перехода к отталкиванию» (v = 25,8%), «отталкивание от колодки» (v = 25,3%), «перемещение звеньев тела» (v = 25,0%), «перемещение опорной ноги» (v = 24,8%), «оптимальность усилия при отталкивании» (v = 24,4%), «перемещение туловища» (v = 24,0%). Это означает, что по данным показателям группа неоднородна - есть спортсменки, верно выполняющие данные элементы техники, и спортсменки, которые не овладели ими на высоком уровне. Однако и эти коэффициенты невысоки - от 24% до 26,5%. Наименьшую вариативность при высоких средних значениях у квалифицированных спортсменов имеют показатели «положение кисти на ручке камня» (v = 11,2%), «своевременность выпуска снаряда» (v = 12,8%). Эти элементы техники являются ключевыми, так как они в наибольшей мере определяют точность броска.

Значения, отражающие точность броска керлингового камня как по направлению, так и по усилию, находятся на высоком уровне - в среднем от 7,93 до 8,05 балла. Разброс показателей в группе небольшой - коэффициенты вариативности колеблются в пределах от 11,5% до 15,4%. Полученные данные подтверждают, что спортсменки, условно отнесённые к «эталонной» группе, отличаются как высоким уровнем индивидуальной технической подготовленности, так и высокой результативностью индивидуальных соревновательных действий.

Уровень владения различными элементами техники выполнения броска керлин-гового камня имеет положительную взаимосвязь с рядом исследуемых познавательных характеристик керлингисток. Обнаружены следующие достоверные связи (n = 40; при р < 0,05 r = 0,31; при р < 0,01 r = 0,40; при р < 0,001 r = 0,50).

Порог различительной мышечно-суставной чувствительности связан с 8-ю показателями техники: выпуск спортивного снаряда (по направлению; r = 0,65); техника выполнения броска в целом (r = 0,61); исходное положение звеньев тела спортсменки (r = 0,58); выпуск спортивного снаряда (по усилию; r = 0,58); расположение спортивного снаряда (прицеливание; r = 0,42); отталкивание от колодки (r = 0,42); скольжение со снарядом (r = 0,41); подготовительные движения перед отталкиванием (r = 0,40).

Так же с 8-ю показателями выполнения элементов техники броска связан показатель эффективности контроля зрительного восприятия и точности восприятия времени: исходное положение звеньев тела спортсмена (r = 0,48); расположение спортивного снаряда (прицеливание; r = 0,45); техника выполнения броска в целом (r = 0,45); подготовительные движения перед отталкиванием (r = 0,44); отталкивание от колодки (r = 0,43); выпуск спортивного снаряда (по направлению; r = 0,42); скольжение со снарядом (r = 0,42); выпуск спортивного снаряда (по усилию; r = 0,41).

Точности восприятия времени связана с показателями: выпуск спортивного снаряда (по направлению; r = 0,61); техника выполнения броска в целом (r = 0,60);

подготовительные движения перед отталкиванием (г = 0,59); выпуск спортивного снаряда (по усилию; г = 0,59); расположение спортивного снаряда (прицеливание; г = 0,57); исходное положение звеньев тела спортсмена (г = 0,51); отталкивание от колодки (г = 0,43); скольжение со снарядом (г = 0,42).

Время простой зрительно-моторной реакции обусловливает: отталкивание от колодки (г = 0,57); технику выполнения броска в целом (г = 0,51); скольжение со снарядом (г = 0,42), а сложной - отталкивание от колодки (г = 0,62); выпуск спортивного снаряда (по направлению; г = 0,48); исходное положение звеньев тела спортсмена (г =

0,46); выпуск спортивного снаряда (по усилию; г = 0,46); техника выполнения броска в целом (г = 0,43).

Таким образом, спортивно важными качествами, определяющими уровень технико-тактической подготовленности керлингисток, являются показатели уровня развития сенсомоторных и перцептивных качеств.

Этот результат констатирующего исследования позволяет конкретизировать задачи при составлении технологии развития этих качеств для ускорения процесса овладения спортсменками техникой выполнения броска керлингового камня.

ВЫВОД

К числу спортивно важных качеств, положительно влияющих на успешность овладения спортсменками техникой керлинга, относятся: различительная мышечная чувствительность, быстрота сенсомоторной реакции, познавательный контроль восприятия, точность восприятия времени, точность восприятия пространственных характеристик.

Для скорейшего овладения техникой выполнения основного упражнения в керлинге - броска керлингового камня - целесообразно развивать у спортсменок именно эти качества с помощью специально подобранных и разработанных средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, Ж.Б. Особенности интеллектуальной деятельности в спортивных играх / Ж.Б. Алексеев, Л.К. Серова // Теория и практика физической культуры. - 1998.

- № 8. - С. 63.

2. Задворнов, К.Ю. Подготовка скипа команды в спортивной игре в керлинг : учеб.-метод. пособие / К.Ю. Задворнов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2004. - 53 с.

3. Задворнов, К.Ю. Содержание соревновательной деятельности в кёрлинге // Основы спортивной игры в керлинг : учеб.-метод. пособие / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2006. - С.8-14.

4. Мельников, С.П. Виды бросков кёрлингового камня / С.П. Мельников // // Основы спортивной игры в керлинг : учеб.-метод. пособие / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2006. - С. 19-28.

5. Некрасова, Я. А. Контроль технической подготовленности спортсменов-керлингистов с использованием специальной карты / Я. А. Некрасова, К.Ю. Задворнов // Научные исследования и разработки в спорте : вестник аспирантуры. Вып. 9 / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2001. - С. 25-27.

6. Практикум по общей психологии : учебное пособие / А. И. Абраменко, А. А. Алексеев, В.В. Богословский [и др.] / под ред. А. И. Щербакова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1990. - 288 с.

7. Практикум по общей и экспериментальной психологии : учебное пособие / В. Д. Балин, В.К. Гайда, В. А. Ганзен [и др.] /под общей ред. А. А. Крылова. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. - 255 с.

8. Сепсяков, В.А. Особенности биомеханической структуры точностных движений в керлинге / В.А. Сепсяков, К.Ю. Задворнов, И.М. Козлов // Научные исследования и разработки в спорте : вестник аспирантуры / С.-Петерб. гос. акад. физ. культу-

ры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1999. - Вып. 1. - С. 108-112.

9. McMillan, H. Curling Tacktics / H. McMillan. - Scotland, 1999. - 320 p.

10. Sinclair, R. Curling Basics / R. Sinclair. - Glasgow, Scotland : WS Publishers The Studio Old Balliknrain Balfron by, 1999. - 328 p.

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И ЕЁ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Владимир Николаевич Анненков, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный педагогический университет (ВГПУ)

Аннотация

В представленной статье на основе сопоставительного анализа структурнофункциональной модернизации российской системы физической культуры и спорта и её результативности показано, что при разработке конкретных мер и мероприятий по совершенствованию такой системы необходимо учитывать не только общие закономерности и тенденции её развития, но и особенности каждого из субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: анализ, структурно-функциональная модернизация, физическая культура и спорт, Российская Федерация, закономерности развития.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODERNIZATION OF THE RUSSIAN SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS AND ITS PRODUCTIVITY

Vladimir Nikolaevich Annenkov, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, The Volgograd state pedagogical university

Abstract

In the stated article on the base of comparative analysis of the structure functional modernization in the system of russian sport and culture and its potency you can see that in case of developing the exact actions to improve such a system you had to take into account both general mechanism of development and the unique features of each part of Russian Federation.

Keywords: the analysis, structurally functional modernization, physical training and sports, the Russian Federation, laws of development.

В настоящее время в нашей стране происходит интенсивное развитие и модернизация всех сфер деятельности, в том числе и в области физической культуры и спорта. Однако предлагаемые государственные меры по развитию физической культуры и спорта имеют усредненные рекомендации, порой не учитывающие особенности субъектов Российской Федерации: различный экономический потенциал, количество и плотность населения, климатогеографические и национальные отличия и т.д. Поэтому мероприятия по модернизации, эффективные в одном субъекте РФ, могут оказаться бесполезными для другого. Такое противоречие и обусловило актуальность предпринятого исследования, предполагающего получить конкретные рекомендации, направленные на повышение эффективности реализации принятых государственных программ в различных регионах России.

МЕТОДИКА

В качестве материалов исследования использовали научно-методическую литературу, а также статистические отчеты ФК-1, статистические отчеты с официальных сайтов администраций Амурской, Волгоградской, Московской, Рязанской, Самарской областей и Республики Карелия. К количественным показателям применяли традиционные методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный исторический анализ структурно-функциональной модернизации

системы физической культуры и спорта в нашей стране показывает, что в советские времена основным направлением в деятельности спортивных организаций всех уровней, включая республиканские и региональные, было развитие спорта высших достижений и успешное выступление сборных команд республик, областей и городов на чемпионатах СССР и Спартакиадах народов СССР, а сборных команд СССР - на чемпионатах Европы, мира и на Олимпийских играх.

Наиболее успешные выступления на летних и зимних Олимпийских играх приходятся на период 1952-1988 г.г. Об этом свидетельствуют общекомандные первые места и большой процент завоеванных медалей от всех разыгранных на Олимпиадах -20-25%. Именно в этот период не происходило существенных реорганизаций и реформирования в структуре системы физической культуры и спорта в СССР, она оставалась долгое время устойчивой, что и позволило добиваться в большом спорте выдающихся результатов.

В то же время, развитие массового спорта и вовлечение различных слоев населения в процесс регулярных занятий физической культурой и спортом, несмотря на многочисленные Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также республиканских партийных и государственных органов, всегда находились на втором плане. Подтверждением этого вывода может служить и количество средств, выделяемых в то время на развитие спорта высших достижений (70-90%) и массового спорта (10-30%). Но если для республиканских спортивных организаций такая пропорция в расходовании средств (30-70%) еще может быть понятной, то на уровне областей, городов, районов и особенно спортивных клубов она являлась, конечно, антигосударственной. Эта антигосударственность проявлялась, прежде всего, в том, что занятия физической культурой и спортом в то время (50-е - середина 80-х годов) рассматривались как директивное средство повышения производительности и укрепления обороноспособности страны [3]. Несмотря на то, что, хотя занятия физической культурой и спортом и провозглашались как средство поддержания и даже укрепления здоровья, это направление среди основных упоминалось довольно редко, а приоритетное развитие спорта высших достижений на местах никак прямо не способствовало ни повышению производительности труда, ни укреплению обороноспособности страны.

Среди приоритетных направлений в развитии физической культуры и спорта того времени в республиках и на местах отсутствует строительство и эксплуатация спортивных сооружений, доступность этих сооружений для всех групп населения и особенно для инвалидов, детей, молодежи, женщин и пенсионеров, т. к. подавляющее большинство из них в лучшее время было предоставлено спортсменам-разрядникам и мастерам спорта. Строительство новых спортсооружений было запрещено негласным решением партии и правительства. Финансирование физической культуры и спорта из госбюджета также не считалось приоритетной задачей и осуществлялось по так называемому остаточному принципу, в котором приоритет отдавался развитию спорта высших достижений.

Следует подчеркнуть, что в середине 80-х годов с началом перестройки направленность советского физкультурно-спортивного движения не изменилась, хотя концепция перехода количества в качество - от массовости к спортивному мастерству -была подвергнута серьезной критике [4].

Естественно, что российское физкультурно-спортивное движение на первых порах своего самостоятельного развития не ставило, в отличие от других сфер деятельности, задачу разрушить ту систему, которая давала высокие результаты: по большому спорту - на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх; по массовому спорту - на бумаге в статистических отчетах.

В 1993 году Верховным Советом РСФСР были приняты «Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте», в ст. 2 которых были определены основные направления в деятельности государства и спортивных организаций: всестороннее развитие человека, формирование потребностей в физическом и нравственном совер-

шенствовании и ведение здорового образа жизни, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организация профессиональноприкладной подготовки, рассмотрение занятий физической культурой и спортом как профилактического средства различных инфекционных заболеваний и социальных правонарушений.

Для осуществления задач, определенных в ст. 2, согласно ст. 7, создаются и действуют федеральные и территориальные государственные органы управления физической культурой и спортом, а также общественные объединения физкультурнооздоровительной и спортивной направленности (ст. 8). И только в третьем разделе Основ были освещены законодательные положения спорта высших достижений и подготовки спортсменов высокого класса. То есть, казалось бы, в Основах было предусмотрено четкое разграничение между большим и массовым спортом. Однако это мало отразилось на деятельности спортивных организаций, так как переориентация системы физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации со спорта высших достижений на массовое развитие физической культуры и спорта - это не механический процесс, который можно запустить и выполнить без четкого разграничения выделяемых на местах средств на развитие массового спорта и спорта высших достижений. Необходимо постепенно ставить перед местными органами власти совершенно другие задачи, выделяя на эти цели определенные средства с четким контролем их расходования [3].

Характерно, что наибольшие процессы реформирования системы физической культуры и спорта в России приходятся на начало 90-х годов прошлого столетия. Именно этому периоду и свойственно резкое снижение количества занимающихся физической культурой и спортом, уменьшение количества спортивных сооружений, значительное сокращение финансирования отрасли, существенный отток профессиональных кадров в другие сферы деятельности [2].

В то время изменилось государственной устройство России. Теперь Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Современный российский федерализм строится на правовом разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Управление физической культурой и спортом на уровне Российской Федерации и в ее субъектах осуществляется представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Деятельность по управлению и развитию физической культуры и спорта в субъектах должна осуществляться совместно федеральным центром и субъектами РФ.

Федеральным органом исполнительной власти, «осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры» является Федеральное агентство по физической культуре и спорту, которое находится в непосредственном подчинении Председателя Правительства РФ и действует на основании Положения о Федеральном агентстве по физической культуре и спорту [5].

В настоящее время многие специалисты отмечают недооценку роли физкультурного движения в региональном развитии и абсолютную зависимость преобразований в этой сфере от результатов деятельности в экономике. На эту зависимость указывали результаты исследований по проблеме управления сферой физической культуры и спорта на уровне субъектов РФ в работах многих авторов [1]. Так, в зависимости от социально-экономического развития территории значительно различаются показатели охвата населения в регионах РФ, регулярно занимающегося физкультурой: в настоящее время в Центральном федеральном округе РФ регулярно занимаются различными видами физических упражнений 8% населения, в Южном - 8,1%, Сибирском - 8,3%, Дальневосточном - 8,85%, Северо-западном - 8,8%, Уральском - 9,7%, Приволжском

- 11,5%.

Однако, несмотря на однозначное влияние социально-экономических факторов, практически во всех регионах и субъектах отмечается рост количества граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Однако за период с 2001 по 2004 год только в Республике Карелия этот показатель стал меньше, а в Московской области, наоборот, отмечается значительное увеличение - за один год почти 2%.

В результате структурно-функциональной модернизации системы физической культуры и спорта отмечается интенсивный рост строительства спортивных сооружений в большинстве субъектах РФ. Но интересным является тот факт, что далеко не во всех регионах увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом зависит от строительства спортивных сооружений. Из шести случайно выбранных субъектов в трех (Амурская область, Самарская область, Республика Карелия) происходит сокращение количества спортивных сооружений, но только в Карелии это имеет отрицательные последствия. В остальных областях уменьшение количества спортивных объектов не влияет на основной показатель эффективности системы физической культуры и спорта в нашей стране.

Значительно улучшилась ситуация и с финансированием отрасли. Однако и здесь не все однозначно. Так, например, количество выделяемых средств на одного человека не влияет как на общее количество жителей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, так и их процентное отношение ко всему населению регионов.

Процессы модернизации затронули и проблемы кадровой политики. Во многих субъектах РФ в последние годы увеличивается количество штатных работников сферы физической культуры и спорта, что приводит к уменьшению показателя количества жителей региона на одного специалиста. Однако, во-первых, не во всех субъектах происходят положительные изменения. Так, в Рязанской области и Республике Карелия за 2003-2004 г.г. уменьшилось количество преподавателей и тренеров. Во-вторых, несмотря на то, что показатель количества жителей субъекта на одного специалиста в сфере физической культуры и спорта постепенно уменьшается, до сих пор он остается в некоторых областях достаточно высоким - более 600 человек в Волгоградской и Рязанской областях. Если исходить из нормативной цифры в 300 000 специалистов, необходимых России для решения задач Федеральной целевой программы, то среднее количество жителей нашей страны на одного кадрового работника физической культуры и спорта должно составлять 450 человек.

Учитывая, что основой системы физической культуры и спорта в России являются коллективы физической культуры, рассмотрим их общее количество в стране и организации, которые они представляют.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, по состоянию на 1 января 2008 года в Российской Федерации существовало 120 000 коллектив физической культуры. Из них более 50% сосредоточено в образовательных учреждениях. Затем следуют организации и предприятия. Их доля в общей сумме составляет порядка 25%. Далее следуют клубы по месту жительства -8,5%. Менее 4% представляют спортивные школы. То есть, в существующей системе физической культуры и спорта России физическое воспитание, по сути, находится в ведении государственных органов и реализуется посредством государственных образовательных программ через сеть различных учебных заведений: общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения. Именно этот компонент системы и следует укреплять и развивать в будущем. Это, на наш взгляд, является характерной чертой или особенностью системы физической культуры и спорта Российской Федерации.

ВЫВОДЫ

Для разработки направлений и мероприятий по модернизации системы физической культуры и спорта в Российской Федерации необходимо учитывать не только общие закономерности и тенденции её развития, но и особенности каждого из её субъ-

ектов. Такой подход позволит максимально эффективно достигать обозначенных целевых результатов - увеличения доли населения страны, регулярно занимающегося физической культурой и спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гостев, Г. Р. Физическая культура в субъектах Российской Федерации: монография [Текст] / Г. Р. Гостев, А. В. Лотоненко, А. В. Струк - М. : Теория и практика физической культуры, 2004. - 360 с.

2. Кузин, В. В. Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России [Текст] / В. В. Кузин // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 9. - С. 55-57.

3. Новокрещенов, В. В. Управление сферой физической культуры и спорта : правовые и организационные основы взаимодействия : монография [Текст] / В. В. Но-вокрещенов ; ИжГТУ. - Ижевск : [б.и.], 2006. - 140 с.

4. Пилоян, Р. А. Физкультура и спорт : пути перестройки [Текст] / Р. А. Пило-ян // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 7. - С. 2-7.

5. Рожков, П. А. Постановление РФ № 904 от 31.12.2004 г. «О федеральном агентстве по физической культуре и спорту» [Текст] / П. А. Рожков, П. А. Виноградов, В. П. Моченов // Нормативное правовое и программно-методическое обеспечение сферы физической культуры и спорта : документы и материалы (1999-2004 годы). -М. : Советский спорт, 2004. - С. 269-272.

ИНТЕГРАЦИЯ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕЖИМЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Александр Александрович Горелов, доктор педагогических наук, профессор, Белгородский государственный университет (БелГУ),

Виктор Михайлович Немеровский, кандидат педагогических наук, доцент, Псковский государственный педагогический университет им. С.М.Кирова (ПГПУ им. С.М.

Кирова),

Елена Валентиновна Говердовская, кандидат филологических наук, доцент, Пятигорский государственный технологический университет

Аннотация

В статье представлен опыт и структура развития двигательной активности дошкольников в условиях интеграции народного творчества.

Ключевые слова: дошкольник, забавно-двигательный познавательный детский фольклор, народное творчество в моторике.

INTEGRATION OF FOLK WORK IN REGIMENT OF THE LOCOMOTOR

ACTIVING OF THE KIDS

Alexander Alexandrovich Gorelov, the doctor of pedagogical sciences, the professor, Belgorod state university,

Victor Mikhailovich Nemerovsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pskov state pedagogical university,

Elena Valentinovna Goverdovskay, the candidate of philological sciences, senior lecturer, Pyatigorsk state technological university

Abstract

In article is represented experience and structure of the motional action of the kids under integration folk work.

Keywords: kids, amusing-motional cognitive nursery folklore, folk work of the motional action.

В статье сделана попытка на основе изучения народных механизмов реализации культурно-воспитательной работы в России в XVIII - XIX вв. [1, 4, 8] выбрать основ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.