Научная статья на тему 'Особенности использования идеомоторной тренировки в кёрлинге'

Особенности использования идеомоторной тренировки в кёрлинге Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
628
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА / КЁРЛИНГ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / IDEOMOTOR TRAINING / CURLING / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изотов Евгений Анатольевич

В статье представлены сведения об изменении отношения спортсменов-кёрлингистов к использованию идеомоторной тренировки, произошедшие за последние 10 лет. Идеомоторная тренировка весьма эффективное средство подготовки спортсмена к соревнованию, однако, на практике эффективность идеомоторной тренировки снижена из-за отсутствия у спортсменов навыков корректного её применения. Есть основания для констатации того факта, что идеомоторная тренировка постепенно становится всё более популярной психологической методикой у спортсменов в кёрлинге. Однако в тренировочном процессе её возможности используются кёрлингистами нерегулярно, от случая к случаю. Таким образом, определены наиболее актуальные проблемы в овладении техникой идеомоторной тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Изотов Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of ideomotor training application in curling

The article presents information about changing the attitudes of curlers to usage of the ideomotor training, which has occurred within last 10 years. Ideomotor training is a very effective mean of the athlete`s training for competition, but in practice, the efficiency of the ideomotor training is reduced due to the lack of skills of its proper application. Ideomotor training is becoming more and more popular psychological technique among the athletes in curling. But in training its potential is used by the curlers irregularly, from time to time. Thus, the most pressing problems relating to the mastery of technique of the ideomotor training were identified.

Текст научной работы на тему «Особенности использования идеомоторной тренировки в кёрлинге»

писки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.

REFERENCES

1. Bojchevsky, A.V. (1996), “Formation worth-motivational pedagogical activity”, Problems of preparation of youth to pedagogical work, pp. 60-61.

2. Kljuchnikova, N.N. (2008), “Psychological technology of formation of valuable orientations in the course of professional development of students of technical college”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 48-53.

3. Povarnitsyna, L.A. (1984), “Research of communication of valuable orientations with you-pine forests trades at students of teacher training Universities”, Conference «Labor activity of youth and its factors», Kurgan, pp. 49-51.

4. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 146-148.

5. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 127-130.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.11.2012.

УДК 796.96

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ В

КЁРЛИНГЕ

Евгений Анатольевич Изотов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены сведения об изменении отношения спортсменов-кёрлингистов к использованию идеомоторной тренировки, произошедшие за последние 10 лет. Идеомоторная тренировка весьма эффективное средство подготовки спортсмена к соревнованию, однако, на практике эффективность идеомоторной тренировки снижена из-за отсутствия у спортсменов навыков корректного её применения. Есть основания для констатации того факта, что идеомоторная тренировка постепенно становится всё более популярной психологической методикой у спортсменов в кёрлинге. Однако в тренировочном процессе её возможности используются кёрлингистами нерегулярно, от случая к случаю. Таким образом, определены наиболее актуальные проблемы в овладении техникой идеомоторной тренировки.

Ключевые слова: идеомоторная тренировка, кёрлинг, саморегуляция.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p35-38

FEATURES OF IDEOMOTOR TRAINING APPLICATION IN CURLING

Evgenij Anatolievich Izotov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, National Mineral Resources University "Gorny", Saint Petersburg

Annotation

The article presents information about changing the attitudes of curlers to usage of the ideomotor training, which has occurred within last 10 years. Ideomotor training is a very effective mean of the athlete's training for competition, but in practice, the efficiency of the ideomotor training is reduced due to the lack of skills of its proper application. Ideomotor training is becoming more and more popular psychological technique among the athletes in curling. However, in training its potential is used by the curlers irregularly, from time to time. Thus, the most pressing problems relating to the mastery of technique of the

ideomotor training were identified.

Keywords: ideomotor training, curling, self-regulation.

ВВЕДЕНИЕ

Идеомоторная тренировка (ИМТ) действенный метод психологической подготовки человека к выполнению определённого вида деятельности, посредством психической саморегуляции, настройки исполнителя под требования и условия предстоящей деятельности. Это умение субъекта самостоятельно воздействовать на собственное психическое состояние и функции организма путем использования вербальных конструкций и соответствующих им мысленных образов [1]. Сущностью идеомоторной тренировки спортсменов является развитие у них способности вызывать и анализировать мышечнодвигательные представления о движении, вносить в них коррективы и, на основании этого, управлять движением [2]. Идеомоторная тренировка весьма эффективное средство подготовки спортсмена к соревнованию [4], однако на практике эффективность идеомо-торной тренировки снижена из-за отсутствия у спортсменов навыков корректного её применения [3].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения особенностей использования идеомоторной тренировки спортсменами в кёрлинге проводились анкетный опрос и беседа. В настоящей статье прослеживается динамика отношения к идеомоторной тренировке спортсменов-кёрлингистов разных возрастов на протяжении последних 10 лет. Исследование проводилось на базе спортивных клубов «Обуховец», «СКА», а также на соревнованиях, проводимых в 2000 году (89 спортсменов) и 2010 году (97 спортсменов).

Для оценки достоверности сдвигов в использовании кёрлингистами возможностей идеомоторной тренировки использован критерий углового преобразования Фишера (ф).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Отношение спортсменов, занимающихся кёрлингом, к возможностям и ресурсам идеомоторной тренировки в течение последних 10-ти лет остаётся неизменно позитивным (табл. 1). Однако при этом сохраняется группа спортсменов, которые уверены, что метод идеомоторной тренировки не приносит должного результата. На этих кёрлинги-стов необходимо обратить особое внимание тренерам, психологам и методистам.

Таблица 1

Достоверность сдвига в отношении кёрлингистов к использованию ИМТ

Отношение к ИМТ 2000 год (n=89) 2010 год (n=97) Различия

% n % n ф Р

Положительное 84 75 91 88 1,34 -

Отрицательное 7 6 6 6 0,71 -

Неопределённое 9 8 3 3 0,39 -

Пояснения: ф - коэффициент углового преобразования Фишера, р - уровень достоверности различий (здесь и далее).

Есть основания для констатации того факта, что идеомоторная тренировка постепенно становится всё более популярной психологической методикой у спортсменов в кёрлинге. Однако в тренировочном процессе её возможности используются кёрлинги-стами нерегулярно, от случая к случаю (табл. 2). А 29% испытуемых вовсе не практикуют технику идеомоторной тренировки.

Половина современных кёрлингистов (а не 29% как ранее) стали регулярно применять идеомоторную тренировку для повышения результативности в ходе соревнований (табл. 3). Однако 50% спортсменов в кёрлинге пренебрегают ресурсами идеомоторной тренировки, упуская возможность эффективно и самостоятельно регулировать свои вы-

ступления.

Таблица 2

Опыт использования ИМТ у кёрлингистов на тренировках

Используется ИМТ 2000 год (п=89) 2010 год (п=97) Различия

% п % п Ф Р

Регулярно 15 13 36 35 1,52

Нерегулярно 41 37 65 63 2,33 0,01

Не используется 44 39 29 28 1,26

Таблица 3

Опыт использования ИМТ у кёрлингистов на соревнованиях_________________

Используется ИМТ 2000 год (п=89) 2010 год (п=97) Различия

% п % п Ф Р

Регулярно 27 24 49 48 1,83 0,01

Нерегулярно 46 41 38 36 0,72

Не используется 27 24 13 13 1,03

Возросший опыт использования идеомоторной тренировки в кёрлинге позволил полнее и качественнее овладеть её техникой (табл. 4). А значит, обеспечил возможность добиться высших результатов наиболее экономичным путём, рационально опираясь на собственные силы. Спортсмены научились воспроизводить в идеомоторной тренировке упражнение, которое предстоит выполнить, целиком, а не частями, как раньше. Такой подход позволил занять более высокие места в соревнованиях и стимулирует желание продолжить занятия кёрлингом. Чаще всего спортсмены воспроизводят упражнения в двигательно-мышечной форме (табл. 4), но смоделировать его выполнение в зрительных и тактильных образах кёрлингистам всё ещё трудно. Это объясняется преимущественным развитием мышечно-двигательной сферы спортсменов и открывает актуальное направление работы с кёрлингистами по овладению техникой идеомоторной тренировки - необходимо развивать у спортсменов способности к тактильному и зрительнообразному восприятию.

Таблица 4

Качество овладения техникой ИМТ у кёрлингистов______________________

Показатели: 2000 год (п=65) 2010 год (п=84) Различия

% п % п Ф Р

Мысленно воспроизводят только часть упражнения 81 53 37 31 4,1 0,01

Воспроизводят упражнение в зрительных образах 63 41 76 64 1,42 -

Воспроизводят упражнение в тактильных образах 15 10 33 28 1,16 -

Воспроизводят упражнение в двигательномышечных образах 22 14 47 40 1,71 0,05

Наличие программы ИМТ 5 3 12 10 0,38 -

После ИМТ появляется желание выполнить упражнение 67 44 85 71 2,23 0,05

ИМТ помогает улучшить результат на соревнованиях 66 43 87 74 2,64 0,01

ВЫВОДЫ

Резервы совершенствования качества идеомоторной тренировки у кёрлингистов таковы:

1) Включение в план учебно-тренировочных занятий заданий по идеомоторной тренировке.

2) Выявление спортсменов с отрицательным отношением к идеомоторной трени-

ровке и формирование у них позитивного отношения к этой методике.

3) Создание специальной программы идеомоторной тренировки и благоприятных условий для её усвоения спортсменами.

4) Обучение спортсменов использованию зрительных, тактильных, вербальных и мышечно-двигательных образов в технике идеомоторной тренировки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А.В. Себя преодолеть! I А.В. Алексеев. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

2. Белкин, А.А. Идеомоторная подготовка в спорте I А.А. Белкин. - М. : Физ-

культура и спорт, 1983. - 128 с.

3. Изотов, Е.А. Технология ассоциативных представлений в обучении спортсменов технике броска кёрлингового камня : диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук : 13.00.04 : защищена 24.09.09 I Изотов Евгений Анатольевич ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2009. - 161 с.

4. Ханин, Ю. Л. Проблемы психомоторной тренировки в зарубежной психологии спорта I Ю.Л. Ханин, Н.Б. Стамбулова, П.М. Касьяник II Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 3. - С. 52-54.

REFERENCES

1. Alekseev, A.V. (1985), Itself overcoming, publishing house “Physical training and sport”, Moscow, Russian Federation.

2. Belkin, A.A. (1983), Ideo motor training in sports, publishing house “Physical training and sport”, Moscow, Russian Federation.

3. Izotov, E.A. (2007), Technology of associative representations in training of athletes in equipment of a throw of a curling stone, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

4. Khanin, Y.L., Stambulova, N.B. and Kasyanik, P.M. (1989), “Problems of psychomotor training in foreign psychology of sports”, Theory and practice ofphysical education, No.

3, pp. 52-54.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.11.2012.

УДК 796.075

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Наталья Васильевна Кандаурова, кандидат педагогических наук, доцент, Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета

Аннотация

Цель исследования: выявить социально-экономические и организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное управление учреждениями дополнительного образования спортивного профиля. Методы: контент-анализ; групповое анкетирование, свод-анализ сравнительных результатов опросов, проводимых: в 2002 г. в г. Самаре среди студентов 4-5 курсов ИФК Самарского государственного педагогического университета, в 2005-2006 г. Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, в 2008-2009 г. Московского го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.