Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязей качества представлений и эффективности овладения техникой броска керлингового камня'

Особенности взаимосвязей качества представлений и эффективности овладения техникой броска керлингового камня Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
244
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязей качества представлений и эффективности овладения техникой броска керлингового камня»

образования. - 2006. - № 1. - С. 51-52.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ КАЧЕСТВА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ТЕХНИКОЙ БРОСКА КЕРЛИНГОВОГО

КАМНЯ

Е.А. Изотов

Определение взаимосвязей качества представлений керлингистами техники броска керлингового камня с показателями техники спортивного действия поможет совершенствовать методику проведения идеомоторной тренировки.

Качество представлений броска кёрлингового камня в процессе идеомоторной тренировки осуществлялось посредством опроса (п = 43). Опросник представляет собой биполярную анкету шкального типа. Применялась 7-балльная размерность шкал. Экспериментальной датой считалась отдельное представление техники броска на отдельном учебно-тренировочном занятии. Было получено 301 измерение (43 спортсмена; 7 занятий). Для повышения точности показателей качества представлений в сводную таблицу вписывались усредненные показатели качества.

Для изучения степени овладения техникой броска кёрлингового камня в процессе учебно-тренировочных занятий использовались три методики: педагогическое наблюдение (с помощью видеозаписи), экспертная оценка (тренером) и самоотчет спортсмена. Для использования всех трех методик применялась единая шкала, так называемая карта оценки техники выполнения броска керлингового камня (Задворнов К.Ю., 1996). В сводную таблицу вносились лишь обобщенные показатели техники. Выраженность и вариативность показателей качества представлений отражены в таблице 1.

Таблица 1

Качество представлений спортсменами техники выполнения _____________броска кёрлингового камня (п = 43)________________________

Качество представлений Х (в баллах) Б (в баллах) V (в %)

Яркость представлений 3,43 0,37 10,79

Четкость представлений 3,88 0,31 7,99

Полнота представлений 4,12 0,62 15,05

Качество представлений в целом 3,81 0,19 4,99

Установлено, что в процессе выполнения упражнений на представление техники выполнения броска кёрлингового камня труднее всего добиться яркости этих представлений, поскольку именно их яркость наименее выражена.

Более всего выражена полнота представлений о технике выполнения броска кёрлингового камня. Однако именно по этому показателю зафиксировано очень высокое значение коэффициента вариации. Данное обстоятельство говорит о том, что, хотя спортсмены-кёрлингисты в целом и добиваются высокой полноты представлений, не у всех из них это получается. Среди 43-х игроков, тренирующихся идеомоторно, есть как кёрлингисты, добивающиеся высокой степени полноты представлений, так и спортсмены, у которых это явно не получается.

Обращает на себя внимание низкий коэффициент вариации показателя качества представления в целом (4,99%). Это можно объяснить тем, что данный показатель получен путем нахождения среднего арифметического, когда этот показатель имеет тенденцию к выравниванию.

Полученные данные говорят о необходимости выявления тех спортсменов, которые не могут проявить интеллектуальной активности и достаточно полно представить как все элементы техники выполнения броска кёрлингового камня, так и действие в целом. Кроме того, для этих спортсменов необходимо подбирать и соответствующие

средства, которые способствовали бы увеличению показателей полноты их представлений о технике выполнения данного упражнения.

В данном случае важно ответить на вопрос о возможности повышения отдельного качества представления, а также о необходимости их комплексного повышения. Другими словами, если необходимо повысить степень яркости представлений и у части спортсменов - их полноты, то нужно ли подбирать средства для развития именно этих качеств? Или же необходимо добиваться высокого качества представлений в целом?

Частично ответы на эти вопросы даст корреляционный анализ, конкретно - определение взаимосвязей между показателями качества представлений техники выполнения броска кёрлингового камня (рисунок 1).

Рис. 1. Корреляционные взаимосвязи показателей качества представлений техники выполнения броска кёрлингового камня (п = 43; при р < 0,05 р □ 0,31;

при р < 0,01 р > 0,40; при р < 0,001 р > 0,50)

КПЦ - качество представлений в целом

Если не учитывать корреляционные взаимосвязи показателя качества представлений в целом с другими показателями, то окажется, что получена всего одна статистически достоверная связь, да и то на 95% уровне: яркость представлений связана с их четкостью. Из этого следует, что если эти качества окажутся ценными в плане эффективности влияния на технику выполнения упражнения, то необходимым станет дифференцированный подбор средств повышения качества представлений: отдельно для повышения степени яркости и четкости и отдельно - для повышения уровня их полноты.

Показатели выраженности техники выполнения броска кёрлингового камня незначительно отличаются друг от друга. Среднее же их значение равно 6,35 балла ± 0,36 (из 10-ти возможных), то есть, выражено несколько выше среднего уровня (таблица 2).

Коэффициенты вариации по каждому из показателей достаточно велики, хотя большинство из них подчиняется закону нормального распределения (менее 33%). Средняя же вариативность равна 23,5%.

Между собой показатели техники выполнения броска кёрлингового камня взаимосвязаны следующим образом (таблица 3).

Наиболее тесно и большим числом связей с другими элементами техники взаимосвязан такой ее элемент, как устойчивость положения тела при скольжении. Это не случайно. При поэтапном выполнении техники этот ее показатель по своей сути не может быть не связан с теми элементами, которые ему предшествовали, и с теми, которые предваряет он.

Таблица 2

Показатели степени овладения техникой выполнения броска _________________кёрлингового камня (n = 43)____________________________

Техника выполнения броска керлингового камня Х S V Техника выполнения броска керлингового камня Х S V

1. Исходное положение звеньев тела спортсмена 6,39 1,98 31 19. Согласованность движений 6,77 2,17 32

2. Постановка стоп «опорной» и «скользящей» ног 6,22 1,68 27 20. Положение звеньев тела и снаряда 5,98 1,55 26

3. Положение туловища спортсмена в целом 6,37 1,78 28 21. Положение звеньев тела спортсмена 6,35 1,52 24

4. Угол наклона (фронтальная плоскость) 6,55 1,24 19 22. Расположение спортивного снаряда 6,53 1,37 21

5. Положение линии плеч (сагиттальная плоскость) 6,61 1,45 22 23. Отталкивание от колодки 6,59 2,04 31

6. Поворот плеч (вертикальная плоскость) 6,17 1,48 24 24. Слитность перехода к отталкиванию 6,57 2,17 33

7. Положение спортивных снарядов 6,71 0,60 09 25. Соответствие линии отталкивания направлению 6,49 2,40 37

8. Положение керлингового камня 6,61 0,72 11 26. Оптимальность усилия при отталкивании 5,77 1,85 32

9. Расположения керлингового камня в ИП 6,60 0,85 13 27. Скольжение со снарядом 6,09 1,45 24

10. Положение кисти на ручке камня 6,84 0,41 06 28. Устойчивость положения тела при скольжении 6,05 1,81 30

11. Положение керлинговой щетки (метелки) 6,83 1,16 17 29. Отсутствие опоры на камень 6,17 1,73 28

12. Действия перед отталкиванием 6,69 1,40 21 30. Сохранение прямолинейного скольжения 5,71 1,08 19

13. Перемещение звеньев тела 6,44 2,12 33 31. Совпадение линий скольжения тела и снаряда 5,95 1,37 23

14. Перемещение туловища 6,58 1,84 28 32. Своевременность выпуска спортивного снаряда 6,19 0,87 14

15. Перемещение «скользящей» ноги 6,82 1,70 25 33. Предпочтительная скорость движения камня 5,73 0,92 16

16. Перемещение «опорной» ноги (угол разгибания) 6,80 2,11 31 34. Движение туловища при выпуске камня 5,88 1,47 25

17. Перемещение руки с камнем 6,52 1,30 20 35. Движение кистью при выпуске камня 6,10 2,07 34

18. Перемещение руки со щеткой 6,52 1,24 19 36. Устойчивость тела после выпуска снаряда 5,53 0,91 13

Интересно, что наиболее тесно взаимосвязаны те элементы техники броска, которые наиболее сложны, являются основными и, главное, подвержены влиянию идеомоторной тренировки.

Таким образом, выделены основные элементы техники выполнения броска кёрлингового камня, исследование которых необходимо: положение звеньев тела и снаряда; оптимальность усилия при отталкивании; устойчивость положения тела при скольжении; отсутствие опоры на камень; сохранение прямолинейного скольжения; своевременность выпуска спортивного снаряда; движение кистью при выпуске камня.

Таблица 3

Достоверные взаимосвязи показателей техники выполнения броска

Показатели техники

3 15 19 20 23 24 25 26 28 29 30 32 35

3 X

15 + X

19 ++ X

20 + + ++ X

23 + + X

24 ++ X

25 + + ++ + X

26 ++ ++ ++ + + X

28 + + + ++ + ++ ++ X

29 + ++ X

30 ++ ++ ++ ++ + X

32 + + + + + ++ X

35 + ++ X

к 7 6 5 7 7 4 7 7 10 4 5 7 2

Пояснения:

1) к - число значимых взаимосвязей,

+ - положительная корреляционная взаимосвязь при р < 0,05 (при п = 43 р = 0,31);

2) ++ - положительная корреляционная связь при р < 0,01 (при п = 43 р = 0,40);

3) 3. Исходное положение туловища спортсмена в целом. 15. Перемещение «скользящей» ноги. 19. Согласованность движений. 20. Положение звеньев тела и снаряда. 23. Отталкивание от колодки. 24. Слитность перехода к отталкиванию. 25. Соответствие линии отталкивания направлению. 26. Оптимальность усилия при отталкивании. 28. Устойчивость положения тела при скольжении. 29. Отсутствие опоры на камень. 30. Сохранение прямолинейного скольжения. 32. Своевременность выпуска спортивного снаряда. 35. Движение кистью при выпуске камня.

Качество представлений спортсменами техники выполнения броска кёрлинго-вого камня детерминирует качество 18-ти элементов техники броска кёрлингового камня (таблица 4). Наибольший эффект оказывает полнота представлений о технике данного упражнения.

Особенно ярко это проявляется по отношению к согласованности движений кёрлингиста (р = 0,54; р < 0,001). Далее (по убывающей): к движению кистью при выпуске камня (р = 0,48); слитности перехода к отталкиванию (р = 0,45); оптимальности усилия при отталкивании (р = 0,41; р < 0,01).

Показатель качества представлений в целом обусловливает качество выполнения следующих шести элементов техники (по убывающей): движение кистью при выпуске камня (р = 0,52; р < 0,001); соответствие линии отталкивания направлению (р = 0,41; р < 0,01); исходное положение звеньев тела спортсмена (р = 0,41; р < 0,01); слитность перехода к отталкиванию (р = 0,34; р < 0,05); согласованность движений (р =

0,32; р < 0,05); оптимальность усилия при отталкивании (р = 0,32; р < 0,05).

Таким образом, при работе над улучшением качества представлений о технике броска кёрлингового камня, можно ожидать ее реального улучшения именно по этим ее элементам. При этом необходимо учитывать и использовать резервы улучшения качества выполнения большого числа элементов техники броска посредством повышения качества их представлений в целом и полноты этих представлений.

Таблица 4

Достоверные взаимосвязи между показателями качества представлений о технике броска кёрлингового камня и качеством самой техники (п = 43; при р < 0,05 р = 0,31; при р < 0,01 р = 0,40; при ^ р < 0,001 р = 0,50)

Элементы техники броска кёрлингового камня Качество представлений

1 2 3 4

Согласованность движений 54 32

Перемещение туловища 34 31

Соответствие линии отталкивания направлению 33 36 41

Перемещение «скользящей» ноги 37

Исходное положение звеньев тела спортсмена 36 39 41

Перемещение «опорной» ноги 34

Положение туловища спортсмена в целом 31

Постановка стоп «опорной» ноги

Постановка «скользящей» ноги 32 35

Отталкивание от колодки 42 39

Слитность перехода к отталкиванию 45 34

Положение звеньев тела и снаряда 38

Оптимальность усилия при отталкивании 41 32

Устойчивость положения тела при скольжении 32

Отсутствие опоры на камень 38

Сохранение прямолинейного скольжения

Своевременность выпуска спортивного снаряда 33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Движение кистью при выпуске камня 44 35 48 52

к 5 5 13 6

Пояснения:

1) к - число значимых взаимосвязей.

2) представления: 1. Яркость. 2. Четкость. 3. Полнота . 4. В целом.

3) нули и запятые опущены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Задворнов, К.Ю. Керлинг : стратегия и тактика игры : лекция / К.Ю. За-дворнов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1996. - 32 с.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ И АДАПТАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ

В.В. Королев

ВВЕДЕНИЕ

На 32-й сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения была утверждена Глобальная стратегия достижения здоровья для всех. Основной идеей стратегии является участие населения в формировании собственного здоровья как наивысшей индивидуальной и общественной ценности. Согласно этой концепции, основные задачи охраны здоровья должны фокусироваться в звене первичной профилактики, позволяющем решать основные задачи сохранения и укрепления здоровья. Приоритетной определена проблема создания методов диагностики здоровья, доступных для населения, и методик наблюдения за состоянием здоровья. Особенно это актуально для подростков, находящихся в стрессовых ситуациях. Таким образом, первостепенной задачей выступает оценка и реабилитация здоровья [1].

Отклонения в функциональном состоянии рассматриваются автором как физи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.