Научная статья на тему 'Система подготовки учащихся сельских школ к продолжению образования'

Система подготовки учащихся сельских школ к продолжению образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система подготовки учащихся сельских школ к продолжению образования»

ности в течение несения службы на объекте в неблагоприятных климатогеографических и психоэмоциональных условиях.

2. На качественное выполнение военно-профессиональных приемов и действий большое влияние оказывает вес боевой экипировки личного состава подразделений охраны и обороны.

3. Высокий уровень физической подготовленности военнослужащих позволяет им противостоять отрицательному влиянию средств боевой экипировки и выполнять на должном уровне нормативы по боевой подготовке.

4. Специальная физическая подготовка личного состава подразделений охраны и обороны должна быть направлена на развитие общей и скоростной выносливости, силы, скоростно-силовых качеств и активизацию психических процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ендальцев, Б.В. Работоспособность военнослужащих при профессиональной деятельности по охране государственных объектов / Б.В. Ендальцев, В.Ю. Егоров, Т.В. Альмамбетов // Теоретико-методические проблемы совершенствования подготовки специалистов на современной этапе реформы образования : сборник научнометодических статей / под ред. В.В. Миронова, В. Л. Памута. - СПб. : ГЛТА, ВИФК, 2005. - С. 110-111.

2. Тихомиров, В.В. Реформа внутренних войск : проблема и пути их решения // Военная мысль. - 2001. - Т. 2. - С. 162-174.

3. Зюкин, А.В. Специальные комплексные упражнения на единой полосе препятствий в средствах индивидуальной бронезащиты : учеб. пос. / А.В. Зюкин. - СПб. [б.и.], 2003. - 19 с.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ К ПРОДОЛЖЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

В.И. Земцова, Ж.Г Калеева

Современные правила приема в учебные заведения профессионального образования предъявляют повышенные требования к качеству подготовки выпускников сельских школ. Они должны быть конкурентоспособными при поступлении в учебные заведения, чтобы после их окончания вернуться в сельскую местность и работать в условиях модернизированного сельскохозяйственного производства. Поэтому актуальным вопросом является разработка системы формирования готовности учащихся сельских школ к продолжению образования.

Теоретической основой конструирования данной системы стали теории деятельности, систем, компетентностный подход, принципы интегративности и компьютеризации процесса формирования готовности учащихся к продолжению образования. Предлагаемая система обладает так же необходимыми системными признаками: компонентный состав, структурность и наличие системообразующего фактора, целостность и развитие, иерархичность, множественность описания, взаимосвязь и взаимодействие со средой, наличие управления.

Рассмотрим структуру и содержание следующих компонентов системы формирования готовности учащихся сельских школ к продолжению образования, выделенных в соответствии с функциями управления: целеполагание, ранжирование, реализация, обобщение и анализ, коррекция.

Компонент «целеполагание» в предложенной системе обеспечивает реализацию принципов интегративности и компьютеризации в процессе формирования готовности учащихся к продолжению образования. Данные принципы выбраны на основе анализа закономерностей, выявленных в педагогическом исследовании, проведенном авторами в 2000-2006 годы в Оренбургской области (всего обследовано 624 учащихся). Согласно принципу интегративности, формирование одного показателя готовности учащихся

к продолжению образования влечет за собой развитие других показателей. Принцип компьютеризации процесса формирования данной готовности вытекает из следующей закономерности: уровень развития информационной компетентности, знаний и познавательного интереса учащихся зависит от методической обеспеченности и уровня подготовленности сельских учителей к использованию цифровых технологий в образовательном процессе.

Компонент «ранжирование» данной системы предполагает диагностику показателей готовности учащихся к продолжению образования и определение уровня ее развития. Диагностика позволяет выделить группы учащихся с разным уровнем развития данной готовности, ранжировать образовательные задачи и дифференцировать процесс формирования готовности учащихся сельских школ к продолжению образования.

Компонент «реализация» рассматриваемой системы предусматривает применение разработанной автором технологии организации процесса формирования готовности учащихся сельских школ к продолжению образования. Технология содержит программы организации учебно-воспитательной работы с учащимися, методики организации коллективных и индивидуальных творческих занятий и использования разнообразных форм организации образовательного процесса: уроки, факультативные занятия, конференции, экскурсии, олимпиады, выставки творческих работ учащихся, выполнение учащимися заданий, рассчитанных на длительный срок, групповая и индивидуальная подготовка учащихся к олимпиадам, проведение недели профориентации, консультаций для учащихся и их родителей.

Компоненты «обобщение и анализ» и «коррекция» указанной системы реализуются в процессе использования разработанной авторами технологии обобщения и анализа результатов формирования готовности учащихся к продолжению образования с последующей коррекцией этого процесса. Выводы обобщения и анализа могут быть представлены в следующих формах: доклады и сообщения, практические рекомендации учащимся, наглядные формы предъявления итогов (таблицы, диаграммы, графики) и предъявлены на родительских собраниях, педагогических советах, классных часах, в стенгазетах, выступлениях на методических объединениях учителей, публикациях в сборниках докладов конференций, в научных журналах. Анализ результатов процесса формирования готовности учащихся к продолжению образования позволяет оценить необходимость внесения изменений в данный процесс.

Функциональность указанной системы раскрывается в процессе применения разработанных технологий формирования готовности учащихся сельских школ к продолжению образования. Теоретическую основу разработанных технологий составили работы А. В. Гирина [1], В. В. Гузеева [2], В. И. Земцовой [1, 8], Л. В. Левчука [3], А. И. Подольского [4], Г. К. Селевко [5], Н. Ф. Талызиной [6]. Для уточнения позиции в отношении понятия «технология» был выбран подход Г. М. Коджаспировой [7], понимающей под технологией систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно.

Поскольку определение уровня готовности учащихся к продолжению образования не может происходить с помощью простого суммирования значений ее показателей, в исследовании была предложена методика определения количественного значения уровня развития данной готовности на основе геометрического расчета (МГР). Данная методика позволяет наглядно проиллюстрировать вклад каждого показателя в общее значение готовности учащегося к продолжению образования. Значение указанной готовности определяется как площадь четырехугольника, построенного в полярной системе координат, в которой число радиальных полуосей выбрано по количеству показателей данной готовности (рис.1). На каждой полуоси, построенной от начала координат, откладывается значение уровня развития соответствующего показателя (в средних баллах по пятибалльной шкале).

Ориентация н образ 5/ / У3 / // 2 // 1 Информационная / і продолжение ования \14,5 \\ \ Развитый познавательный

компетентность \ \ \\ |3,4Г\' Глубокие и пр / / / интерес хьк очные знания

Рис. 1. Диаграмма, иллюстрирующая количественное значение готовности учащихся сельских школ к продолжению образования на основе геометрического расчета

На диаграмме представлены результаты констатирующего этапа эксперимента, проведенного в 2000 году в 6 районах Оренбургской области: Айдырлинском, Гайском, Кувандыкском, Новоорском, Пономаревском и Тоцком (всего обследован 471 учащийся).

Апробация системы формирования готовности учащихся сельских школ к продолжению образования проводилась на формирующем этапе педагогического эксперимента, который проходил в МОУ «Хмелевская средняя общеобразовательная школа» (экспериментальная) и МОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка «Ударник» (контрольная) с 2000 по 2003 годы. МОУ «Репинская средняя общеобразовательная школа» была экспериментальной, МОУ «Саверовская средняя общеобразовательная школа» - контрольной с 2006 по 2007 г.г. Всего в формирующем этапе эксперимента было задействовано 153 учащихся сельских школ.

Таблица 1

Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента

Годы № среза Экспериментальная группа Контрольная группа

Количественное значение ГПО (по МГР) Уровень развития ГПО Количественное значение ГПО (по МГР) Уровень развития гПо

2000-2003 1 23,3 критический 22,9 критический

2 32,3 допустимый 23,9

3 40,5 оптимальный 26,7

1 31,2 критический 21,1

2006-2007 2 35,7 допустимый 22,4 критический

3 40,0 оптимальный 23,6

Полученные данные позволили определить, что в 2000-2003 г.г. уровень данной готовности в экспериментальных классах МОУ «Хмелевская средняя общеобразовательная школа» возрастал в 2,8 раза интенсивнее, чем в контрольных классах МОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка «Ударник». Изменение уровня готовности в 2006-2007 г.г. в экспериментальных классах МОУ «Репинская средняя общеобразовательная школа» происходило в 3,5 раза интенсивнее, чем в контрольных классах МОУ «Саверовская средняя общеобразовательная школа».

В данном исследовании представлены результаты сравнительного анализа уровня указанной готовности за 1981, 2000 и 2006 годы, проводившегося с целью констатации уровня развития показателей данной готовности и выявления зависимости

между ними. Авторами были использованы результаты констатирующего этапа двух педагогических исследований - настоящего исследования, проводившегося в 20002007 г.г., и исследования, проведенного В. И. Земцовой в 1981 году в 10 районах Оренбургской области. Всего за прошедшие 25 лет было обследовано 1717 учащихся сельских школ.

Если в 1981 году продолжить свое образование после окончания школы планировало 56,5% учащихся, то в 2000 году их стало уже 80%, а в 2006 году - 94%. В 2006 году по сравнению с 1981 годом, более чем в два раза увеличился процент учащихся, считающих, что им интересно учиться; а количество учащихся, которым не интересно учиться, снизилось до нуля. В связи с компьютеризацией сельских школ интерес учащихся к информатике с 2000 по 2006 годы увеличился в 8 раз, за 2000-2006 годы на 69% увеличилось количество учащихся, умеющих пользоваться компьютером. Значительно повысилась самооценка уровня знаний учащихся: по сравнению с 1981 годом в 2006 году почти в два раза увеличилось количество учащихся, оценивающих свои знания как отличные и хорошие, и в два раза уменьшилось количество учащихся, считающих свои знания слабыми. В 2006 году, по сравнению с 1981 годом, почти на 60% увеличилось количество учащихся, умеющих проводить операции анализа и синтеза, на 30% вырос процент учащихся, умеющих выбирать главное из учебного материала, составлять план ответа и планировать свое время. На 40% вырос процент учащихся, умеющих пользоваться словарями и справочниками, в 2006 году оказалось, что уже нет учащихся, которые бы этого не умели.

Сравнительный анализ позволил обнаружить закономерность, характеризующую взаимную зависимость показателей готовности учащихся к продолжению образования, а также проследить изменение уровня данной готовности. С развитием общей интеллектуальной культуры сельского социума за прошедшие 25 лет значительно уменьшилось количество учащихся сельских школ, имеющих недопустимый уровень готовности к продолжению образования.

Как показало исследование, реализация описанной системы формирования готовности учащихся сельских школ к продолжению образования позволяет значительно увеличить количество выпускников, обладающих развитыми показателями этой готовности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гирин, А. В. Технология составления тематических обучающих программ для ЭВМ, содержащих имитационный эксперимент / А. В. Гирин, В. И. Земцова // Сборник докладов региональной конференции молодых ученых. - Оренбург : Изд-во ОГУ, 1994. - С. 18-19.

2. Гузеев, В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В. В. Гузеев. - М. : Народное образование, 2001. - 128 с.

3. Левчук, Л. В. Глоссарий современного образования : терминологический словарь / Л. В. Левчук // Народное образование. - 1997. - № 3. - С. 93-94.

4. Подольский, А. И. Модель педагогической системы развивающего обучения: на содержании курса физики 7-го класса : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Подольский А. И. ; ЧПИ. - Челябинск, 1997. - 45 с.

5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 156 с.

6. Талызина, Н. Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе / Н. Ф. Талызина. - М. : Современная высшая школа, 1977. - 115 с.

7. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, Ю. А. Коджаспиров. - М. : Академия, 2001. -176 с.

8. Земцова, В. И. Моделирование образовательных систем профессиональной подготовки специалистов в вузе / В. И. Земцова // Современные проблемы науки и

образования. - 2006. - № 1. - С. 51-52.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ КАЧЕСТВА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ТЕХНИКОЙ БРОСКА КЕРЛИНГОВОГО

КАМНЯ

Е.А. Изотов

Определение взаимосвязей качества представлений керлингистами техники броска керлингового камня с показателями техники спортивного действия поможет совершенствовать методику проведения идеомоторной тренировки.

Качество представлений броска кёрлингового камня в процессе идеомоторной тренировки осуществлялось посредством опроса (п = 43). Опросник представляет собой биполярную анкету шкального типа. Применялась 7-балльная размерность шкал. Экспериментальной датой считалась отдельное представление техники броска на отдельном учебно-тренировочном занятии. Было получено 301 измерение (43 спортсмена; 7 занятий). Для повышения точности показателей качества представлений в сводную таблицу вписывались усредненные показатели качества.

Для изучения степени овладения техникой броска кёрлингового камня в процессе учебно-тренировочных занятий использовались три методики: педагогическое наблюдение (с помощью видеозаписи), экспертная оценка (тренером) и самоотчет спортсмена. Для использования всех трех методик применялась единая шкала, так называемая карта оценки техники выполнения броска керлингового камня (Задворнов К.Ю., 1996). В сводную таблицу вносились лишь обобщенные показатели техники. Выраженность и вариативность показателей качества представлений отражены в таблице 1.

Таблица 1

Качество представлений спортсменами техники выполнения _____________броска кёрлингового камня (п = 43)________________________

Качество представлений Х (в баллах) Б (в баллах) V (в %)

Яркость представлений 3,43 0,37 10,79

Четкость представлений 3,88 0,31 7,99

Полнота представлений 4,12 0,62 15,05

Качество представлений в целом 3,81 0,19 4,99

Установлено, что в процессе выполнения упражнений на представление техники выполнения броска кёрлингового камня труднее всего добиться яркости этих представлений, поскольку именно их яркость наименее выражена.

Более всего выражена полнота представлений о технике выполнения броска кёрлингового камня. Однако именно по этому показателю зафиксировано очень высокое значение коэффициента вариации. Данное обстоятельство говорит о том, что, хотя спортсмены-кёрлингисты в целом и добиваются высокой полноты представлений, не у всех из них это получается. Среди 43-х игроков, тренирующихся идеомоторно, есть как кёрлингисты, добивающиеся высокой степени полноты представлений, так и спортсмены, у которых это явно не получается.

Обращает на себя внимание низкий коэффициент вариации показателя качества представления в целом (4,99%). Это можно объяснить тем, что данный показатель получен путем нахождения среднего арифметического, когда этот показатель имеет тенденцию к выравниванию.

Полученные данные говорят о необходимости выявления тех спортсменов, которые не могут проявить интеллектуальной активности и достаточно полно представить как все элементы техники выполнения броска кёрлингового камня, так и действие в целом. Кроме того, для этих спортсменов необходимо подбирать и соответствующие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.