Научная статья на тему 'Технология ассоциативных представлений в обучении спортсменов технике броска керлингового камня'

Технология ассоциативных представлений в обучении спортсменов технике броска керлингового камня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / БРОСОК / КЕРЛИНГОВЫЙ КАМЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изотов Е. А.

Керлинг получил широкое признание и распространение, и ему посвящено некоторое число исследований. Исследования методических особенностей обучения и тренировки спортсменов проводятся с целью поиска новых средств совершенствования их мастерства. Идеомоторная подготовка одно из таких средств. Она является весьма эффективным средством подготовки спортсмена к соревнованию. Применение идеомоторной тренировки в учебно-тренировочном процессе способствует повышению многих элементов техники броска керлингового камня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология ассоциативных представлений в обучении спортсменов технике броска керлингового камня»

УДК 796.323

Е.Л.ИЗОТОВ cm преподаватель, izotov 1974 о mat I ru

Санкт-Петербургский лусударст^енньй/ горный институт (технический университет)

E.A.IZOTOV. sen. lecturer, izotov !97ЩтаИ.ги

Saint Petersburg State Mining Institute (Technical University)

TEXHOJIOI ИЯ АССОЦИАТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ СПОРТСМЕНОВ ТЕХНИКИ БРОСКА КЕРЛИН1ОВОГО КАМНЯ

Керлинг получил широкое признание и распространение, и ему посвящено некоторое число исследований Исследовании методических особенностей обукния и тренировки спортсменов проводятся с целью поиска новых средств совершенствования их мастерства Идеомториа* подготовка - одно из таких среден» Она является весьма >ффсмив-ным средством подготовки спортсмена к соревнованию. Применение идсомоторной ipcuHpoBKii к учебно-тренировочном ироиссос способствует повышению многих >»смен-тов техники броска керлингового камня

Игючевые с.шла: обучение, бросок, керлинговый камень.

TECHNOLOGY OF ASSOCIA TIVE REPRESENTATIONS IN TRAINING OF ATHLETES THE TECHNIQUES OF THROWING CURLING STONES

Curling has gained wide acccpUuicc and spread. and a number of studies devoted lo it Researching of the niethodoloftKal features of (caching and training othleics are held to find new means of improving their skills. Idcomotor training - one of such means. It is a very ctTccii\e means of preparing athletes for competition Application idcon>otor training in the training process contributes to improve of the man> techniques of throwing curling stones.

Key nvrdi: training, throw, curling stone.

Среди всех видов полготовки спортсменов психологическая подютовка играет особую роль Она предполагает не только формирование позитивного отношения к процессу обучения и состязания, и сознательное овладение двигательными действиями, что немыслимо без развития способности спортсмена тонко ощущать свои движения» анализировать их и сознательно управлять ими

Постоянный рост спортивно-технических результатов, повышение тренировочных нагрузок и остроты соревновательной бор|>бы требуют тщательного исследования методических особенностей обучения и тренировки спортсменок с целью изыскания новых

средств совершенствования их мастерства Одним из таких средств является идеомотор-ная подготовка, сущность которой заключается в развитии способности спортсменов вызывать и анализировать мышечно-двитательные предегаапения о движении, вносить в них коррективы и на основании этого уира&тять движением

По данным различных исследований [1. 2.3] илеомоторная тренировка является весьма эффективным средством иодютовки спортсмена к соревнованию, однако на практике она используется довольно редко, особенно в последнее время.

Проникновение метода ндеомоторнон тренировки н учебно-тренировочный процесс

Санкт Петербург. 2010

¿|£Р'К11ЬчА-ГКЯ НО |)>и> прпчпп Осмиимий И* ННХ нежМГГЛтС'ЧНЛИ ЖС|1^|Н1МеКШЬ-

н&я проверка -»|:н|'скт11БН1кп с идсомогорнкк III ро *иых >т„1пах и г* ра %мыс гтерполы подготовки спортсменов различных специализации II 11 |ф| 1Г\<Ш1 III. О*I СV Iк Iи11е КОНКрСШЫЛ

меюлиескпч рекомендации Г' 1

Иклзоченис ксрлкнга (одной ш старик-пых спортпппих игр) п качестве официальною шша И|Х^|Х1НМЫ ¿мммлч Олимпийских III р (начннаи I- Иф I'. ы Пл'ИНО) обу-

словило ОС < НЮ С ВК1ГМННЛС к* ТСЮрИН II МСТО-

дмие полготовьпI <гтортсийноя » данном вид* спорт,т В настоя тсс врсми керлииг получил широкое лрл¡нимме и рис и рос I реп 1йл из. Тем не менее. ному Ы1иу спори лоишшено щ-н^китсльно нсоолы мое число исслсловннии. В ОСНОВНОМ (]П1М10Л0П1Ч^<К0Г0 Н П^ДДГОГНПЙ-

ского характера.

Гиецл^ипи; гы огмечануг сч'шеьчвенныл прогресс отечественного 1нга и в то же ярем я его отставание от других стран Интенсификации сореоиооатеямюП ¿еителыю-1:1 н и ЮирСмСииом керлпш С ОпридиляО! и ж -нчоь |ъир»мюш1 л ьнелрення новых ниучно-мстодпчсскт пол\олов к: ггсллготовкс от-делкнмч спортсменок н команд в целом (2).

Роль ЛШХПЛОППКМКПХ методов Ь ЛОДГО-ювке кер.М1Н1 ис юы н£ тучени. Однако, как гккгинолет практика, ло сич пор многие спортсмеми не всегда осиислипак>т свои ДСИСТВИЯ П^Х'Д НСП1М*РСДСТВСННЬ]М »X исполнением. Ь период разучивания и соеер*иен-игипкиния гдхннкм мспо'и^егчн Снмынсх4 колмчес 'Ийо ршмлночныл иимьшжч и к« поры*

часто ч-пралнепия выполняются чехаччче-

смп. с олнимн и темп ошибками К то ж* ыр-емч и^еомоюрнам 1ренироык:а може! стать >ффектинным средством повышенна степени

ПОЛГОТОГЛеннОчт11 II рс *ул1.тотмв мости спортсменов ДаННОИ СПСШ1ЫЛ1 Г!<Щ1 □ I

I к-1ь исследовании ¡включалась н ил-ченмм влияния представлений керлпнгнетол на технику ороска керлпигового каина и ап-робаииа I ^ч110 1 см1111 :ксоии.11мииь1л Представлении ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ чффеСТИВНОСТИ чККЧСНИН ЮНЫХ сIюрI^МСНОИ П 1КСЛСЛ0НК-НИИ принимали учхтм^ СГТ<^1ТСМеН0В. кер.1ин11К1оы мужскою мола различны'. к$о>-[ХК1 щ|\ 1рулл и рашпчпоп кшыифнкДцпи

2эа-:-

Л!тн II

Meiojw Hcc.iejuuüiiiiH. .ti i<í_ i и ¡ н^уч1Юи ли i пшурм. kohciü i и|п кчлее nccjejóHüHue (0ЫЛИ 1ССПОЛ ЫОВЛНЫ методы ПСД:1ГОП1ЧССКО-

го 11 ас\Гтк>Д1:н i iti, жспсрти^м омсикич оп|>осо). формнрхюшиМ пелягогпч^сми! жеп^рнмент

(4lipu0<iunu 1«\Л0Л0П1П и<1 IIIUJI ы\

11ргд1* i знлен 11 и к м^чхУчы м a nfH¿vni ческой статистики

В [KIVJU.TОТС НССЛСЛОПОИИП били ПЛЛУ-чгии jhCiirpiiMejM/Liüiiuie: данные. KOidpLie UOÜKKJJIJIH '-<]:<<|]M) Jlll^iü.JIb \VAU bbJiHUOb.

GuibicncKCTK^ ^гк^ртсмснон-ксрлинпгсшв

(X1 0,u) ГК! ЛОЖ11ТЙЛ К но ОТНОСЯТСЯ К ИСПОПЬ ЮМ-

МНЮ 1ШООМОторного МГГСОД в npOWÍCv1 учеб-i с ре мироио 'ni ы\ uli i-ч i пи Ojua^o npítK тче*

LkCJI ЛСЛШ1Ьл>КП íílií JILilib 5-0 п. Ин НЛ\ ЗМп ИГТЧЖОВ МЪИМСНШ ВОСП|Х)ИЧТК)ДЯТ часть vn-

рггжнйния п опмрдн>тс« п|нмм\'Щ^сгаднно лмшt MsT ¿ритол^ные пространством!ыч* обра-

kbl iОЪ ^ol. [\C^IUHC JIC Ibl ЛрОВОДЯ! IIÜClv^;MO|b тю тр:ьК1 rpcíRK\ cmxirímo. не irvicu npcirpjM-Mhi ii прйдст,1ид^нн11 о прявкллх ее гтровлл.^-мня. Например, спортсмены не ;мают. «акн*

ДОЛЖНО ОЬНЬ <Л1 HIMillIbMOO 4IICJK> iюи.copo111иЧ и какова лродолжлтельшн. сь ie<mca

ГТрлмснсни? 1щеом<:но|>ной 1^склроикл ц y'ieoiю-1 peí мipotKJ41ium процессе икнлюс i ьуе i cyiiLecrrseHiiOMy пог^кненшо слел\ юншч xi^ ментов тех ни vii орось а' согл^овянноегк лвп-

j.VKiiii. перемещение Гг'Л1>ВППЙ. соответствие ЛШ1Ш1 ОТ7:1ЛКС1вЛ]ИЯ ПИГТр.ЛЛс'КШО, nCfK*riK*CUC-Hiiu L'KO.ifa:-jiuicH ноги, неходкое

^uenteij. ie.i<l перемешепие опорной noi п.

¿iUlbKCÜIiie MlClblU lipil ULIII>Ch¿ IIX. ittU«

ii.'ewi ie туловш i м я i |ело м, гтостанг^вка < ron опорно^! и скопклди^и ног, отталкп1*1 нпе от игсхюдки. сллтн1мть псро>а)яа к отталкиванию П^лдс Gc^rt^. \'лу1а1ииются тс элементы тс\-llllUil. КОЮрЫС СООIlíUIС'1 ti-ую'Г 11ИЧ<1_1> üí-OClvl HLL 14101 см iiüitixuiee CJ»J,ISML.IMIU «icmíf nojja«

кнея ipnidibHOMy fc'OHipü^iw Суихесшенно гк>вынгяк1тся результаты v тех нгри^ж, v v<b юрьо: ka1 icctrí) tcxhi гкн opiKb'H i г?ка чяяъ ко ÚbULÚ ни^ге

Одиивго q процесса «клисслческоиг: ндеомоторнон тренпроеин керлингистаи не аосшчь uLiCUhdK^neciutfiiiitix npej«

|;|.1KIÍHIIII о ICNHIIKC HWIHXIIНСНИЯ OpOCK^I

вгерлннгового вгчмня (их яркости^ четкости к полноты) Но i «более выражсшюИ адлястч»

Mjyw". TJfttí

IK>JIJlO 1Л lipejC I Jü.ieilllM. OJMAKÜ J¿UI£NO 11С y

HCtK HI"|V>Kl>H Г|)е.'И1 НИХ I к КСЖ кф.шнгм-

L'Tbi. доолвакшшеся высокой степени полноты простаяЛС1 иги, так и спортсмены, у КО-

TOpblV ЭТО Й^ИО не получается. Корреляционно 1ШимоСия Мни M^Kjy СОбом ишь

Яркое IЬ И че IKOL'I Ь I lplf -ЧС I ÜHJ l£ Н11U IJ» ^ Ci40l).

Отдельные показатели техники выполнения б|ЮСК0 К'ерл 1111 ГОЛО ГО V1M1IA по croe i i иырйлешюст > Спор iCm-siiOu оишчйююл мала Однако обянружгны высокие mjnr-ння пх вирнитивжктн. особенно по относи е-HI 1Н*> К СИ>Л** СЛОЖНЫМ '^л^кигнтдм ТЕХНИКИ II

к тем н5 них. качество выполнении *оторык iíj.iiinc.ii-iiú .меииечСч под шшяннем идеи» мсюряол i ¡эея 11| ювкл ] l-uuHuee тесно в чнимоевя итъэ меж/rv eoi'joír те элементы техники ó|KiCK3, которые нзпбол** сложны, ле.мюкя осиосшычн и. главное подвержены впианлю ндеомогоряол ^ргнироахн.

Нанполыиее влияяне на технику ороекд к^рлннгллого камни окзаывяйт поп нота гьр^остдоле! «им Ut нее яопсит качество IX i£*jy юш 11 ч .хм ltmcj II ои его реалы юго иынол-НГНИЯ ÍÜU yObJfcilKUJiejll. COlJIUL'OBaHHOCIb движем! ñi. движение кидтьк> при выпуске камня. слитности перехода ы отталкиванию, оптп^алыюсп усилия пр»н отталкивании, oicy ic mne олоры ii4 камень, перемещение смоль цен ноти. cootbct<triic лннии от-иикшииня направлению н качесию ноеги-ноы\п скапшшеК ноги.

I)ок;иа1 ель r:i4tfCiH<a предъявлении ь и»ж>м оГлтлавлпвиет качество выполнения С-%ЧД\ юн II i х ^ лемс н то R тех н 11 к 11 (по убы -льп^еиие кпоыи нрн выпуска качнл. соответствие линии отталкмг^аты направлению, исходное положение ааеньев тел и. ел i iti юеть перехода к оттал ki ibani 110. соглаеоВч1ниость иы^ьеннМ и оптимальность >4.11.1114 При О I ILtlIMШЛ111111.

Ib оснонд nee.iejOHkiHiiii была разработана технология ассоциативных гтредставле-nilíi С\ ть ее мклЮ'1Д£Т<!Г г* той. ЧТО особенности аееоииатненмх представлении спорт-

СМелОи UbICUbUlÚ NI.1I.C.1 HpHlilIbiLIIICb иСишчк&м R йнробинии lexHCuOmii приняли участие две группы спортсменов: *кспсрп-

ментмьна» (ооученне проводилось по Cfle-

LJIlhL 1ЫЮ pLVSpAÓO I ó\11 ЮМ I IpOJ p<Ul М 2. Ít - 2 \\ II

h.0 111 IЫ С ко Юром I IpO IK) JIUII Cb OOlilN' ные сеансы мдеомоюрнон феннроккн (« = 22).

С равнение дгух rpvnn спортсменов покрало. что испол* sow ни* технологии ассо-uiuii iibiitix uptfjc iuujiei mil ¿iae i cyiuec i ьен* Hbin эффект но нс^м моксинелам Kiiseci KCI представлении, особенно яркости (гтч.^ сравнению с прслстдвитслямм контро.п1^+он группы). особенно nOMOuiei ¡ем ли

IXtKJM. KOiailMC лрл IILUIJJIbiiJbilKIIU IIJCOMO-iupw(Mi треннровки НС МОГЧ'Т добиться яркости четкости и поп коты представлении лро-

скд камня. В экспериментальном ^р>ппс I lOuiiimeiine vpouiiH ojjioj^ нреди! липенна kieje*i к разиню друшх.

HnniV^hcuee улх'чкгснпс течтгки я^гшкп-нания броска г^рлинговогл гамня при ис-ПОЛЬ$ОМПИИ технологии sICCOOilOTHMIUiS ¿uueHi 1Л i кчк^ца' а от нош cki си

СЛСДУКЩНХ ^ЛеМСЯТ(5Н Щ порвдке уОЫ^ЧК1ГЯр nspfMriCIWHHqi еКОЛМЯИЦЗП НОПГ. усгончнвосгк

положения тела при експм.еипи. otwikhDsV

line О] КО-.ЮДКИ, Oil П1МЛЛЫК>С1 ь усилив lipil остши?!iaJHIuis нег^^дное кило^енне тела, отсутствие олорм ня кди^нк (\ контрольной г^ппе испытуемых достоверных imieifc?iiini меныие. Hai^oorw сушестоеино t< :«ксиериме1л;И1ьнс»м срупме нсньиуемы^ ifs-никд v.ny4iii<ngTCfl v технически спабо паяго-■оменныч сиорвемеиов.

ГТри испольном!inn териологии ассо« ии^шаных иредс 14ы;1енин Hkiiioe.iee тесно окачыоаются a:>:iiihC0CGS'i:uiiiu>Hi те )лс-hicHihi тдхнпгн броска, котор>«гс сущест-ьеннее изменились иол «.шпинем .'i>jii технологии Fe применение *)ф(|>екгнм1о ^ i uiанг улучшении техники не н>/1ько Он делысыч j.icMCitTCia. но ороска керлннгок*-го камня в иелом. U юитрюльиоП группе

11С 11Ы IV ем Ы X U $ J11М UC ЬХ iC И Ме.Нч-LV J ю П.Л и* ICI4MII Kiisec 1КС1 UieMCHlOB IеXНИКИ !-Н,1НП-тс ль но ^)еньше

Применение технологии ассоциативных прелет^влеив!^ зсИ^кти&но в плане повышенна pe^y.ibiaiOu ОрОскЛ керлинш* hoi о к,1мна V i iC I ihi i*v е м мх Экспериментальной группы кямснь останавливался б о иже к эо дайной точке по точности но-11рЛ15л г 1111 н броской - на П .2 см I,ft < 0,01).

Сйннт 10№

1К> чичиоСш усилии - ми 2л.7 ем V : 0.05). I I Он нос П1 к мг.Юм на 25.-1 см [/? '1 О.Ш ). Иелолъ н>вакне технологии попытает ис тол I. ко ч спешность >ти>; йро-сноь (главным обраюм. у тех спортсменок

У Г*ОИ>рЫХ И МиНчЬИИЮ 0114 йьии 1111*4*). 110 н »Ш1м<1Скичь \<1рдк1 ерис гик их исполнения. Для части керлин гнетов применение дампом технологии является своеобразным ус.Ю1Ч1дм 11С ноли» ¡оийнмч 11део МО Юр1 Юм

1|КГНЛ|ЮЫКЛ Л|Щ ШШЫШСННИ 11\ 1СХНПЧС-смпП под готовя енжигтк.

БИБЛШЯТАФИЧГСКИЙ СПИСОК

| И/ЮП^т^рИМ 1Г^1/и 1СП:КМ м ч|М71-

к . И. <1,и>1.\.1..1) 1Км-.'р1. 1Ч|С\ 1-> с

4л л 111 х • I; * к I кср.лии л п.■*•::>!

-1 гичи ии ч:-»м ц|гкт.( ,', Тч:|->|41? и щ.,1 к I г ¡к. ■ || М'ШЧ^ГкчШ ► ' . п Г | N 2Мл. Л»; 11, I.' >.,1 |

.*. .''( »»л-. Щ. I 1р мн/шыми'Л'НМ.гх.к иилюш С» II 'К» II ЦП*. И' |:Н: к'|1|1Я | || II ЛГ>| Ы:ГН 1.| М

|ч;|\ тгцы чпп.лс ii.ii.:¡г .ц;г1с 11.1114*111 /. I к1Г\о 1.:прк-

ч К1К I ч! II .^41 I 1|Ч ММрнгКМ I......... I • и I" I" 1С ЧОМ" К

»1>|Ч'К1 к: М.1.1л>- м 1р| I ;кл .и, I N |\| к .Л1:| М . . 'Л«'

с 1:кп1

Лч1.чгП| I. I 11 •-•«*« 1К||%«.1'.И: 1\|;ЛН'ЧГ| . |Ч'1М1'

|>ч'км 1: Ч.и1::н т л ч:' им им ак'щл : 1С) .'I Хлммм. || Ь V 11 М К'.кч.мгщк' Тсо^гн и мр;1Ь*Ц1К«1

•|«и Ч1 'п.% к» «П к*.. и • I -ли Л? Л I.'. 5

сштаижхз

I. . Ккм1г.«ич 1М1Лиш и N1*41 Мп-и«*

Ип чч"|1 ^иИатс .л^ :.]х:-1 Р-'Х' 12Н р

3 У^^у.^'.л' И'огМ Олг1"|^ П11||«4 м«"«". 1 мь и^ .к И|ск\ «л! ^¿у/.ие Ы ПР С иИик

Г г

\ 'три . I.«'Г«4!'. Ии'ОмГ».- 1п\ (иЬ |П;ч1;||||<. <«| кр и -011;||,ми< <«1 мк'И;:л* ;ии.1 .:т 1ч 11; 11 •« и^Ы.Нми Н М1<»1<ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.111 чЦчЫГкШ и« «Д|1.КЧ1 1ТЛ N14^1 1ч чмк.

1М-.* 1Л

4 ¿ Л АП.л г г У 1п>1,.\!1г < чГ 1>ЛГ1упи 1<«т (гишп«' ш им •'рм^ ''1 I I. К1|алИ|. N I > 41.Н «Ьпк^ »г

I1 М. 11|ч\ч', ¡11»1 1 I Л с. СМ1 ми-,

1'.'^ ' I 5.-5-1

Н ч!Iы| 1 ¡^коволнтедк к^ил. пед наук, донсит / .// /'ггк'ш;™

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.