Таблица 4
Достоверные взаимосвязи между показателями качества представлений о технике броска кёрлингового камня и качеством самой техники (п = 43; при р < 0,05 р = 0,31; при р < 0,01 р = 0,40; при ^ р < 0,001 р = 0,50)
Элементы техники броска кёрлингового камня Качество представлений
1 2 3 4
Согласованность движений 54 32
Перемещение туловища 34 31
Соответствие линии отталкивания направлению 33 36 41
Перемещение «скользящей» ноги 37
Исходное положение звеньев тела спортсмена 36 39 41
Перемещение «опорной» ноги 34
Положение туловища спортсмена в целом 31
Постановка стоп «опорной» ноги
Постановка «скользящей» ноги 32 35
Отталкивание от колодки 42 39
Слитность перехода к отталкиванию 45 34
Положение звеньев тела и снаряда 38
Оптимальность усилия при отталкивании 41 32
Устойчивость положения тела при скольжении 32
Отсутствие опоры на камень 38
Сохранение прямолинейного скольжения
Своевременность выпуска спортивного снаряда 33
Движение кистью при выпуске камня 44 35 48 52
к 5 5 13 6
Пояснения:
1) к - число значимых взаимосвязей.
2) представления: 1. Яркость. 2. Четкость. 3. Полнота . 4. В целом.
3) нули и запятые опущены.
ЛИТЕРАТУРА
1. Задворнов, К.Ю. Керлинг : стратегия и тактика игры : лекция / К.Ю. За-дворнов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1996.
- 32 с.
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ И АДАПТАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ
В.В. Королев
ВВЕДЕНИЕ
На 32-й сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения была утверждена Глобальная стратегия достижения здоровья для всех. Основной идеей стратегии является участие населения в формировании собственного здоровья как наивысшей индивидуальной и общественной ценности. Согласно этой концепции, основные задачи охраны здоровья должны фокусироваться в звене первичной профилактики, позволяющем решать основные задачи сохранения и укрепления здоровья. Приоритетной определена проблема создания методов диагностики здоровья, доступных для населения, и методик наблюдения за состоянием здоровья. Особенно это актуально для подростков, находящихся в стрессовых ситуациях. Таким образом, первостепенной задачей выступает оценка и реабилитация здоровья [1].
Отклонения в функциональном состоянии рассматриваются автором как физи-
ческая дезадаптация. Физическая дезадаптация - нарушение процесса взаимодействия соматического здоровья, физического развития, резервов организма и постоянно меняющихся социальных условий, ведущее к ограничению физического благополучия и нарушениям в эмоционально-волевой, предметно-практической, нервно-психической, мотивационной, экзистенциональной сферах и сфере саморегуляции.
Надежная оценка функционального состояния и адаптационных возможностей человека допустима в рамках рассмотрения его интегральной индивидуальности как совокупности взаимосвязанных, взаимопроникающих иерархически взаимодействующих функциональных систем [2]. Индивидуальность организма наиболее адекватно можно представить через набор типических черт, поэтому индивидуальный подход к анализу здоровья и адаптационных возможностей человека должен реализовываться через типизацию, т. е. совокупность классификаций относительно простых уровней, переходя в анализ индивидуально-типологический [3].
Целью исследования является определение общего функционального состояния организма, его адаптационной активности и выявление на их основе физической дезадаптации.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обследовано две группы подростков: 1-я группа - подростки, занимающиеся циклическими видами спорта (лыжные гонки, легкая атлетика, плавание), тренировка
- стандартная 120-130-минутная физическая нагрузка (25 человек); 2-я группа - подростки, не занимающиеся спортом, физическая нагрузка: беговая при ЧСС не более 150 ударов в минуту продолжительностью 30-35 минут (25 человек).
Исследование выполнено с использованием: компьютерно-диагностического комплекса «Паспорт здоровья», спроектированного и изготовленного сотрудниками НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина РАМН и Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого; радиотелеметрической системы медицинского контроля «Поли-Спектр-Радио».
Первое обследование школьников проводилось утром, до начала тренировки, в положении лежа, а затем стоя - активная ортостатическая проба (АПО). Повторная запись (лежа и стоя) проводилась через 5-15 мин после завершения тренировки, стандартизированной физической нагрузки.
Регистрация и математический анализ показателей вариабельности ритмов сердца (ВРС) осуществлялись в соответствии с международным стандартом по пяти минутным записям. Текущее функциональное состояние оценивалось по показателю ТР (общая мощность спектра) с учетом быстрых колебаний (HF-компонент), отражающих активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС), медленных колебаний (LF - компонент) - маркера активности симпатических влияний и очень медленных колебаний (VLF - компонент), отражающих церебральные эрготропные влияния на модуляцию сердечного ритма. Отношение LF/HF расценивалось как симпато-парасимпатический баланс. Реактивность парасимпатического отдела ВНС при проведении АОП оценивалась по коэффициенту 30:15 (К30:15). Результаты исследования обрабатывались с помощью статистических пакетов Excel 7 и Statistica 6.0. Достоверность различий оценивалась по непараметрическому критерию Уилкоксона.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты обследования подростков, занимающихся циклическими видами спорта, до и после тренировки представлены в таблицах 1 и 2.
После тренировки выявлено достоверное изменение общей мощности спектра за счет симпатических (LF) и в большей степени парасимпатических (HF) составляющих, свидетельствующих о незначительном снижении функциональных и адаптационных резервов организма подростков, занимающихся спортом.
Таблица 1
Показатели спектральной мощности ВРС (мс2/Гц) до тренировки______________
ТР УЬЕ ЬЕ НЕ ЬЕ/НЕ К(30:15)
Ме 4958 783 1242 2325 3,15 1,43
25% 3718 548 518 1897 1,66 1,26
75% 7821 1549 1695 3995 4,42 1,62
Таблица 2
Показатели спектральной мощности ВРС (мс2/Гц) после тренировки
ТР УЬЕ ЬЕ НЕ ЬЕ/НЕ К(30:15)
Ме 2250 508 536 921 4,78 1,32
25% 1588 314 367 411 3,11 1,18
75% 2929 800 883 1319 6,15 1,63
Результаты обследования подростков, не занимающихся спортом, представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
_________Показатели спектральной мощности ВРС (мс2/Гц) до тренировки______________
ТР УЬЕ ЬЕ НЕ ЬЕ/НЕ К(30:15)
Ме 2068 487 400 627 2,64 1,25
25% 1112 255 287 401 1,48 1,18
75% 2418 632 718 845 4,75 1,36
Таблица 4
Показатели спектральной мощности ВРС (мс2/Гц) после тренировки
ТР УЬЕ ЬЕ НЕ ЬЕ/НЕ К(30:15)
Ме 698 218 173 109 4,95 1,05
25% 417 160 94 80 4.16 0.95
75% 954 270 371 180 7,29 1.12
Как свидетельствуют значения спектральной мощности, после физической нагрузки происходит статистически существенное снижение функциональных резервов (показатель ТР) и адаптационной активности (показатель К30:15), что с учетом ее изначальной недостаточности позволяет высказать предположение об общей адаптационной недостаточности организма подростка, не занимающегося спортом.
Итак, воздействие тренировочного фактора вызывает адаптивные системные реакции, которые носят компенсаторный характер. Системы, специфически ответственные за адаптацию, у подростков, занимающихся спортом, более активны (1,32) чем у подростков, не занимающихся спортом (1,05). Восстановление функциональных резервов у подростков, не занимающихся спортом, идет более медленно (ТР - 954), чем у занимающихся спортом (ТР - 2929).
ВЫВОД
Расчет функциональных и адаптационных резервов организма подростков до и после тренировочного процесса показал, что подростки, занимающиеся спортом, более адаптированы к условиям существования, чем подростки, не занимающиеся спортом. Проведенное исследование показывает, что наиболее благоприятной группой по выявлению физической дезадаптации является группа подростков, не занимающихся спортом и показавших низкий уровень функциональных резервов. Это отражается на реактивности кардиореспираторной системы как основной системы адаптации к физическим и умственным нагрузкам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриева, И.В. Индивидуальное здоровье полипараметрическая диагно-
стика функциональных состояний организма / И.В. Дмитриева, О.С. Глазачев. - М. : Горизонт, 2000. - 214 с.
2. Залилов, Р.Ю. Оценка системного анализа адаптационных способностей студентов в зависимости от их психофизиологического статуса // Актуальные вопросы охраны здоровья детей и подростков на современном этапе : сборник научных трудов / под ред. В.Р. Вебера, Б.Б. Фишмана. - В. Новгород : Изд-во НовГУ, 2003. - С. 84-93.
3. Цветков, М. С. Адаптационные особенности спортсменов и лиц, не занимающихся спортом // Вестн. Новгородского гос. ун-та. Сер. Мед. науки. - 2006. - № 35. - С. 21-24.
ВЛИЯНИЕ СИЛ ИНЕРЦИИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА “СИММЕТРИЯ-АСИММЕТРИЯ” ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ДВИЖЕНИЙ
В.Ф. Костюченко, В.С. Степанов, В.Г. Соколов, С.В. Вадюхин, С.Л. Вадюхина
Рассматривая элементарные формы сокращения мышц (одиночного сокращения или напряжения) или произвольного суставного движения без какого-либо дополнительного сопротивления, можно убедиться в четко выраженной асимметрии кривых, характеризующих элементарный двигательный цикл “напряжение - расслабление”. На рис. 1 представлены образцы записи изменения обхвата плеча у штангиста высокой квалификации при выполнении трех последовательных попыток. Отчетливо видно, что кривая асимметрична. Скорость развития напряжения составляет 71,2±4,5 мм/с, а расслабления - 90,4±1,8 мм/с, то есть скорость развития напряжения в мышце ниже скорости ее расслабления (таблица 1).
По-видимому, это связано с биомеханическими свойствами мышцы, а именно -с ее вязкостью. Вязкость определяется наличием внутреннего трения в сократительном компоненте мышцы. Это свойство вызывает потери энергии мышечного сокращения, идущие на преодоление вязкого трения, обусловленного силами внутреннего взаимодействия между актомиозиновыми нитями саркомера. В диапазоне укорочения мышцы потери на преодоление сил внутреннего трения больше, чем в диапазоне ее растягивания (Кичайкина Н.Б. с соавт., 2000). Следует отметить, что, по сравнению с изометрическим режимом сокращения, при произвольном сокращении скорость развития напряжения и расслабления имеет значительно более высокие значения (таблица 1).
Таблица 1
Характеристики цикла “напряжение - расслабление” при выполнении
элементарных движений (п = 3)
Вид движения Скорость развития напряжения, мм/с Скорость расслабления, мм/с Время “переходного периода”, мс
Изометрическое сокращение 17,0±0,6 -18,9±0,2 750±10
Максимально быстрое произвольное сокращение без отягощения 71±5 -90,4±1,8 350±30
Максимально быстрое произвольное сокращение с отягощением 2,5 кг 74±4 -63,0±0,9 550±80
Максимально быстрое произвольное сокращение с отягощением 5 кг 73±9 -64±2 750±30
Максимально быстрое произвольное сокращение с отягощением 7,5 кг 79±5 -68±3 800±30
Максимально быстрое произвольное сокращение с отягощением 10 кг 75,2±1,6 -74±2 980±100