ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
УДК 37.013
DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12005
Галиева Х.С., Попова A.B., Манецкая C.B. ДИСТАНЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ
Галиева ХанифаСариевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия
E-mail: hani-nov55@yandex.ru тел.: 8(918) 450 38 64
Попова Анна Викторовна кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия E-mail: Dmitrichenko78@list.ru тел.: 8(918) 437 91 93
Манецкая Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия
E-mail: Svetlana@list.ru тел.: 8(918) 430 03 50
Актуальность статьи. Данная статья рассматривает современные формы и методы обучения проведения самостоятельной работы в дистанционном режиме при подготовке будущих конкурентоспособных специалистов морского транспорта. Статья отмечает изменения в современной системе высшего образования, связанные с сокращением практических, лабораторных занятий и увеличением часов, предусмотренных на самостоятельную работу. Указывается необходимость поиска инновационных компьютерных технологий обучения, благодаря которым создаются условия для эффективного усвоения знаний и формирования профессиональных умений и навыков.
Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки, а именно дистанционное обучение и фазы усвоения учебного материала. Учебная деятельность в дистанционной системе обучения представляется как возможность усвоения теоретических знаний и овладения практическими учебными навыками вне аудитории.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
Предметом исследования в данной статье является процесс организации самостоятельной работы курсантов как средство формирования профессиональных компетенций. Анализируется необходимость оптимальной организации самостоятельной работы с учетом требований современных образовательных стандартов и форм контроля.
Методами исследования в статье являются: теоретические (анализ учебно-методической литературы по исследуемой проблеме); эмпирические (различные виды компьютерного тестирования как одна из самых распространенных форм контроля в работе курсантов и роль педагога-тьютора в организации учебной деятельности, используемой при проверке выполнения самостоятельной работы).
В результате раскрывается эффективность использования различных видов тестирования в самостоятельной работе курсантов.
Предлагаются инновационные технологии дистанционного обучения, и их сочетание с традиционными методами, что обеспечивает качество самоорганизации и самоподготовки курсантов.
Ключевые слова: система образования, модернизация, дистанционное обучение, самостоятельная работа, самоорганизация, самоподготовка, тьютор, формы контроля, тестирование, профессиональная подготовка, современные технологии.
Для цитирования: Галиева Х.С., Попова А.В., Манецкая С.В. Дистанционные методы обучения в организации самостоятельной работы курсантов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 2(41) С. 49-56. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12005.
Galieva Kh.S., Popova A.V., Manetskaya S.V. REMOTE TEACHING METHODS IN THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF CADETS
Galieva Hanifa Sarievna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Foreign Languages
State Maritime University named after admiral F.F. Ushakov, Novorossiysk, Russia E-mail: hani-nov55@yandex.ru tel.: 8(918) 450 38 64
Popova Anna Victorovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Foreign Languages
State Maritime University named after admiral F.F. Ushakov, Novorossiysk, Russia E-mail: Dmitrichenko78@list.ru tel.: 8(918) 437 91 93
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
Manetskaya Svetlana Victorovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Foreign Languages
State Maritime University named after admiral F.F. Ushakov, Novorossiysk, Russia E-mail: Svetlana@list.ru tel.: 8(918) 430 03 50
The relevance of the article. The article examines modern forms and methods of conducting independent work in the distance mode when preparing future competitive specialists in maritime transport. The article notes the changes in the modern system of higher education associated with the reduction of practical, laboratory studies and an increase of independent work hours. It indicates the need for innovative computer-based learning technologies, that create conditions for effective assimilation of knowledge andformation of professional skills.
The object of the research is the process of vocational training, namely, distance learning and phases of mastering educational material. Teaming activities in the distance learning system are an opportunity to learn theoretical knowledge and to master practical learning skills outside the classroom.
The subject of the research in this article is the process of organizing independent work of students as a means of forming professional competencies. The necessity of the optimal organization of independent work is analyzed taking into account the requirements of modern educational standards andforms of control.
The research methods: theoretical methods (analysis of educational and methodical literature on the studied problem); empirical methods (various types of computer testing as one of the most common forms of control in the work of cadets and the role of a tutor in training activities used in verifying the performance of independent work).
As a result, the effectiveness of the use of various types of testing in the independent work of students has been revealed.
Innovative distance learning technologies and their combination with traditional methods are offered, which ensures the quality of self-organization and self-training of cadets.
Key words: education system, modernization, distance learning, independent work, self-organization, self-preparation, a tutor, forms of control, testing, vocational training, modern technologies.
For citation: Galieva Kh.S., Popova A.V., Manetskaya S.V. Remote teaching methods in the organization of independent work of cadets // Bulletin of Maikop State Technological University. 2019. Iss. 2 (41). P. 49-56. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12005.
Высшее профессиональное образование на современном этапе развития и совершенствования социальной структуры нашего общества является определяющим фактором социального статуса студентов. Профессиональные и общекуль-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
турные компетенции, формируемые в соответствии с ФГОС ВО последнего поколения, являются острой необходимостью становления конкурентоспособных специалистов. Качество профессиональной подготовки, а также рост экономики государства определяется уровнем современного образования. Следовательно, обеспечение высококвалифицированными выпускниками вузов предусматривает увеличение производительности труда, внедрение новых технологий, развитие производства и подъём экономического уровня страны [ 1 ].
В настоящее время ведется поиск инновационных форм и методов обучения проведения самостоятельной работы в дистанционном режиме. Это происходит из-за изменений в системе высшего образования: уменьшаются аудиторные часы, увеличиваются часы на самостоятельную работу.
В соответствии с последними требованиями ФГОС ВО самостоятельная работа курсантов составляет от 1/3 до 2/3 учебного времени от общего объема учебной дисциплины. Необходимо отметить, что оптимальная организация самостоятельной работы предусматривает качество подготовки по заданной дисциплине, формирование профессиональных и общекультурных компетенций.
Самостоятельная работа предполагает:
- обязательное изучение учебного материала в полном объёме; соблюдение последовательности выработки навыков будущей профессиональной деятельности;
- развитие мотивации к самообразованию и самосовершенствованию в профессиональной сфере;
- развитие навыков критического мышления и умений самоорганизации;
- формирование готовности к профессиональной конкурентоспособной деятельности.
Учебно-методические комплексы большинства дисциплин нашего университета включают самостоятельную работу бакалавров и магистров в соотношении от 55% до 70% соответственно. В связи с этим необходимо предварительно планировать учебный процесс, активизируя самостоятельную работу курсантов с учетом внесения изменений в рабочие программы, а именно, в содержание разделов, количество часов и контроль. Следует отметить, что формальное и бесконтрольное увеличение часов на самостоятельную работу невозможно, просто сокращая аудиторную нагрузку. Следовательно, возникает вопрос о применении новых технологий обучения, а именно современных методов профессиональной подготовки курсантов.
Среди современных методов профессиональной подготовки курсантов, используемых в нашем университете являются методы дистанционного обучения (ДО). Эти методы способствуют повышению познавательной активности, формированию необходимых навыков для успешного овладения учебным материалом. Разнообразие
52
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
режимов обучения позволяет творчески подходить преподавателю к организации лекционных, лабораторных и практических занятий. Методы ДО позволяют курсантам-выпускникам максимально приблизиться к практике, что способствует формированию их практических навыков и более легкому трудоустройству.
Рассматривая особенности усвоения знаний в системе ДО можно сказать, что этот процесс представляет собой четыре основополагающие фазы: имприн-тинговую; меморайзинговую; фаза авторизации; фаза инициации [2].
Определенные методы обучения приметаются на каждом этапе (фазе). Одним из самых распространенных принципов обучения, используемых в ДО является модульный принцип. Согласно этому принципу весь учебный материал разбит на блоки (модули), каждому модулю соответствует определенное количество лабораторных, практических, самостоятельных часов, в зависимости от изучаемой дисциплины. Особую роль, при модульном обучении играют компьютерные программы, электронные учебники, различного рода тестирование, которые активно используются при организации самостоятельной работы курсантов, их контроле и самоконтроле. Это способствует формированию прочных теоретических знаний и практических умений.
В ДО первому этапу (фазе) соответствуют следующие методы:
- просмотр различных видеофильмов;
- проблемные, обзорные, обобщающие лекции.
На данном этапе происходит обзорное ознакомление с предметом изучения, формирование первичных мыслительных конструкций и их сохранение в памяти.
Второй этап (фаза) включает соответствующие методы:
- запоминание содержания учебников;
- выполнение тренировочных упражнений;
- работа с глоссарием;
- лекционные занятия с синхронной подачей видео материала и звукового материала, что позволяет воспринимать учебный материал комплексно;
- работа с обучающими компьютерными программами;
- построение логической схемы базы знаний.
На данном этапе происходит интенсивное запоминание учебного материала, развиваются все виды памяти. Методы, применяемые в фазе запоминания, благоприятно влияют на развитие логического, творческого мышления и воображения курсантов [5].
Авторизация является третьей фазой усвоения учебного материала. Ей соответствуют следующие методы:
- семинары (активные, креативные);
- курсовые, контрольные работы;
- оперативное и текущее тестирование;
53
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
- IP-консультации;
- лабораторные работы;
- практики и стажировки.
На данном этапе курсант начинает использовать полученные знания и сформированные умения, извлекая их из оперативной памяти, при этом происходит увеличение скорости его мыслительной деятельности.
Четвертый этап (фаза) является заключительным. Фаза инициации рассматривается как подведение итога процесса усвоения знаний. На данном этапе актуальными являются методы:
- текущая аттестация (зачет, экзамен);
- итоговая аттестация.
На четвертом этапе осуществляется текущий и итоговый контроль теоретического уровня знаний и практических умений и навыков курсантов.
Проанализировав методы ДО можно сделать вывод, что они являются комплексными, разнообразными за счет множества методических приемов и использования современных средств обучения. Учебная деятельность в дистанционной системе обучения дает возможность курсантам усвоить теоретические знания и овладеть практическими учебными навыками. Учитывая возможности современных компьютерных технологий ДО дает возможность получать знания как в аудитории, так и за ее пределами, а также осуществлять самоконтроль и контроль преподавателем-тьютером.
Тьютер = тьютор, [от англ. tutor, репетитор, наставник]. Преподаватель, наставник, помогающий студентам колледжа, университета наиболее оптимально построить учебный процесс [3].
Тьютор исполняет роль посредника в процессе дистанционного образования. Он отвечает за организацию учебного процесса, должен обеспечить студента необходимым учебным материалом, предоставить консультации по имеющимся вопросам. Поэтому тьютор должен обладать глубокими знаниями своей дисциплины, учитывать уровень подготовки и способности каждого курсанта, что помогает ему при разработке учебной программы, планировании заданий и осуществлении контроля. Теоретический материал и практическая деятельность курсанта должны быть тесно взаимосвязаны. При соблюдении этого условия тьютор работает творчески, применяя новейшие инновационные технологии, креативно подходит к изучению материала.
Важно правильно организовать самостоятельную работу курсантов, используя дистанционно-образовательные технологии. Преподаватель-тьютор должен четко понимать, с какими трудностями может столкнуться студент при выполнении самостоятельной домашней работы, какие виды заданий наиболее трудные, сколько времени понадобится для их выполнения. Необходимо четко формулировать задания
54
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
к каждому виду работы, объяснять в аудитории последовательность выполнения и особенности использования грамматических правил и лексических единиц. Самый трудный вид самостоятельной работы в английском языке - это перевод словосочетаний и предложений с русского языка на английский. Получив навыки выполнения подобных заданий в аудитории, понимая последовательную цепочку своих действий, курсанту будет легче выполнять даже трудные задания. Особенно важно научить делать не пословный перевод (проводя много времени выписывая незнакомые слова), а передать основной смысл текста. Развитие новых технологий, мультимедиа, доступ каждого курсанта к Интернету являются дополнительными возможностями эффективного обучения иностранному языку. Преподаватели нашего университета используют специально подготовленные дополнительные аудио и видео материалы для самостоятельной индивидуальной работы, что помогает курсанту принимать свое собственное нестандартное решение, имитировать беседу, диалог. Обучающийся творчески подходит к выполнению заданий, настойчиво достигает цели, что важно для его саморазвития и самообразования. Консультации с педагогом-тьютором могут происходить как по электронной почте, так и в аудитории при непосредственном общении.
В системе дистанционного обучения взаимодействие тьютера и студентов проходит в режиме он-лайн. Важным условием эффективности самостоятельной работы является ее контроль. Контроль это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков и сравнения фактических результатов обучения с запланированными в соответствии с нормами, стандартами [4].
Целью контроля самостоятельной работы студентов является усвоение в полном объеме образовательной программы, предупреждение возможных ошибок и упущений. Самостоятельная подготовка курсантов нацелена на итоговый контроль.
Взаимодействие тьютора и курсантов в дистанционном обучении выполняется в информационной среде вуза с предупреждением потенциальных неточностей или упущений, поэтому рабочая программа дисциплины (РПД), программа практики и другие нормативные документы включены в общий учебный план университета.
При дистанционном обучении используются современные технологии обучения, которые восполняют нехватку аудиторных часов, отводимых на получение теоретических знаний и формирование практических навыков и умений, а также осуществление контроля и самоконтроля. Традиционно выделяют следующие виды контроля: входной (тестирование для определения первоначального уровня знаний курсантов); текущий (контроль знаний по изученным темам); аттестационный (контроль соответствия полученных знаний с целями и задачами ФГОС ВО).
Одной из самых распространенных форм контроля, которая используется при проверке выполнения самостоятельной работы курсантов, является компьютерное те-
55
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
сгирование. Современно разработанные тесты могут использоваться на всех этапах контроля (входное, текущее, итоговое тестирование) и включать соответствующее количество заданий, необходимое для оценки знаний курсантов. Так, курсантам предлагается ряд компьютерных тестов для оценки их самостоятельной работы (примером такого тестирования являются широко-известные тесты Marlins. Баллы, полученные при текущем тестировании, учитываются при проведении итогового контроля и являются показателем профессионального соответствия производственной практике.
Таким образом, эффективная самостоятельная работа курсантов способствует активному поиску современных социальных и педагогических технологий развития высшего профессионального образования. В настоящее время дистанционные методы обучения, используемые при организации самостоятельной работы курсантов, позволяют компенсировать недостаток аудиторных часов и способствуют подготовке конкурентоспособных будущих специалистов.
Литература:
1. Барзаева М.А., Абдулазизова Э.А. Актуальные проблемы развития современного образования в России [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. №8. С. 463-465. URL https://inoluch.ai/archive/88/17269/ (дата обращения: 31.03.2019).
2. Галиева Х.С., Попова А.В. Информационно-компьютерные технологии в иноязычной подготовке курсантов как фактор успешного трудоустройства // Дискуссия. Вып. 5. Екатеринбург: Ажур, 2017.
3. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е. Санкт-Петербург: Норинт, 1998. 1534 с.
4. Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. Москва: Проспект, 2005. 429 с.
5. Antonia Clare, JJ Wilson. Speakout Advanced Students' Book. Pearson Education Limited, 2012.
Literature:
1. Barzaeva M.A., Abdulazizova E.A. Actual problems of development of modern education in Russia [Electronic resource] // A Young scientist. 2015. No. 8. P. 463465. URL https://moluch.ru/archive/88/17269/ (access date: 03/31/2019).
2. Galieva Kh.S., Popova A.V. Information computer technologies in foreign training of cadets as a factor of successful employment // Discussion. Issue 5. Ekaterinburg: Azhur, 2017.
3. Kuznetsov S.A. Great Dictionary of Russian language. 1st ed. St. Petersburg: Norint, 1998. 1534 p.
4. Pedagogy: a textbook / ed. by L.P. Krivshenko. Moscow: Prospect, 2005. 429 p.
5. Antonia Clare, JJ Wilson. Speakout Advanced Students' Book. Pearson Education Limited, 2012.