Научная статья на тему 'Проектирование фондов оценочных средств как условие реализации ФГОС во'

Проектирование фондов оценочных средств как условие реализации ФГОС во Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фонд оценочных средств / образовательные результаты / реализация ФГОС ВО / материалы текущего контроля оценки сформированности компетенций / критерии (шкалы) оценивания компетенции / fund of assessment tools / educational results / FSES HE implementa- tion / materials of the current monitoring of the assessment of the formation of compe- tencies / criteria (scales) of competence assessment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поддубная Татьяна Николаевна, Кружков Денис Александрович, Демидова Лариса Ильинична, Ползикова Евгения Викторовна, Заднепровская Елена Леонидовна

Реализация новых образовательных стандартов ориентирована на переход от оценки когнитивных показателей обучающихся к оценке уровня сформированности компетенций, что проявляется в необходимости разработки новой контрольно-оценочной системы – фонда оценочных средств по дисциплине (ФОС). Это обстоятельство обусловило постановку проблемы исследования: каков механизм проектирования фонда оценочных средств в контексте реализации федеральных образовательных стандартов высшего образования? Цель исследования заключается в теоретическом обосновании методических аспектов проектирования фонда оценочных средств как условия реализации федеральных образовательных стандартов высшего образования. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ, синтез, метод аналогии, метод проектирования. Результатом представленного исследования является разработка методических аспектов системы оценки образовательных результатов в контексте реализации ФГОС ВО, которая предусматривает учет всех показателей, полученных выпускником в процессе прохождения профессионального образовательного маршрута (практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных). Ключевые выводы: предложены примеры материалов текущего контроля для оценки сформированности компетенций по направлению подготовки 43.03.02 Туризм; разработаны критерии (шкалы) оценивания компетенции и уровней ее формирования в соответствии с формой контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поддубная Татьяна Николаевна, Кружков Денис Александрович, Демидова Лариса Ильинична, Ползикова Евгения Викторовна, Заднепровская Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF ASSESSMENT FUNDS AS A CONDITION FOR FSES IMPLEMENTATION

The implementation of new educational standards is focused on the transition from assessing students' cognitive indicators to assessing the level of the competence development, which is manifested in the need to develop a new control and evaluation system a fund of assessment tools for the discipline (FAT). This circumstance has led to the formulation of the research problem: what is the mechanism for FAT design in the context of the implementation of federal higher education standards? The goal of the study is to substantiate methodological aspects of FAT design as a condition for the implementation of federal educational standards of higher education. During the study, the following methods were used: analysis, synthesis, analogy method, design method. The result of the presented research is the development of methodological aspects of the system of evaluation of educational results in the context of the implementation of the FSES HE, which provides for taking into account all the indicators obtained by a graduate in the process of passing the professional educational route (practical, cognitive, value-orientation and communication). Key conclusions: examples of materials of current control to assess the formation of competencies in the direction of training 43.03.02 Tourism have been proposed; criteria (scales) for assessing competence and levels of its formation in accordance with the form of control have been developed.

Текст научной работы на тему «Проектирование фондов оценочных средств как условие реализации ФГОС во»

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

УДК 378.001.63 DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11010

Поддубная Т.Н., Кружков Д.А., Демидова Л.И., Ползикова Е.В., Заднепровская Е.Л. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВО

Поддубная Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар, Россия Е-mail: tpodd@mail.ru, тел.: 8(928)4684358

Кружков Денис Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Краснодар, Россия Е-mail: kgafk@mail.ru, тел.: 8 (938)401201

Демидова Лариса Ильинична, преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Краснодар, Россия Тел.: 8(908)6936371

Ползикова Евгения Викторовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Краснодар, Россия Е-mail: janepopernyak@yandex.ru; тел.: 8(967)6736084

Заднепровская Елена Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Краснодар, Россия Е-mail: ele-zadnepr@yandex.ru, тел.: 8(918)2407146

Реализация новых образовательных стандартов ориентирована на переход от оценки когнитивных показателей обучающихся к оценке уровня сформирован-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

ности компетенций, что проявляется в необходимости разработки новой контрольно-оценочной системы - фонда оценочных средств по дисциплине (ФОС). Это обстоятельство обусловило постановку проблемы исследования: каков механизм проектирования фонда оценочных средств в контексте реализации федеральных образовательных стандартов высшего образования? Цель исследования заключается в теоретическом обосновании методических аспектов проектирования фонда оценочных средств как условия реализации федеральных образовательных стандартов высшего образования. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ, синтез, метод аналогии, метод проектирования. Результатом представленного исследования является разработка методических аспектов системы оценки образовательных результатов в контексте реализации ФГОС ВО, которая предусматривает учет всех показателей, полученных выпускником в процессе прохождения профессионального образовательного маршрута (практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных).

Ключевые выводы: предложены примеры материалов текущего контроля для оценки сформированности компетенций по направлению подготовки 43.03.02 Туризм; разработаны критерии (шкалы) оценивания компетенции и уровней ее формирования в соответствии с формой контроля.

Ключевые слова: фонд оценочных средств, образовательные результаты, реализация ФГОС ВО, материалы текущего контроля оценки сформированности компетенций, критерии (шкалы) оценивания компетенции.

Для цитирования: Поддубная Т.Н., Кружков Д.А., Демидова Л.И., Ползико-ва Е.В., Заднепровская Е.Л. Проектирование фондов оценочных средств как условие реализации ФГОС ВО // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 1/40. С. 104-113. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11010

Poddubnaya T.N., Kruzhkov D.A., Demidova L.I., Polzikova E.V., Zadneprovskaya E.L.

DESIGN OF ASSESSMENT FUNDS AS A CONDITION FOR FSES IMPLEMENTATION

Poddubnaya Tatyana Nicolaevna, Doctor of Pedagogics, professor of the Department of Social and Cultural service and Tourism

FSBEI HE «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Krasnodar, Russia

E-mail: tpodd@mail.ru, tel: 8(928)4684358

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

Kruzhkov Denis Alexandrovich, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Social and Cultural service and Tourism

FSBEI HE «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Kra s-

nodar, Russia

E-mail: kgafk@mail.ru,

tel.: 8(938)401201

Demidova Larisa Iljinichna, a lecturer of the Department of Social and Cultural service and Tourism

FSBEI HE «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Krasnodar, Russia Tel.: 8(908)6936371

Polzikova Evgenia Victorovna, Candidate of Pedagogics, a senior lecturer of the Department of Social and Cultural service and Tourism

FSBEI HE «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Kra s-nodar, Russia

E-mail: janepopernyak@yandex.ru; tel.: 8(967) 6736084

Zadneprovskaya Elena Leonidovna, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Social and Cultural Services and Tourism

FSBEI HE «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Kra s-nodar, Russia

E-mail: ele-zadnepr@yandex.ru, tel.: 8(918)2407146

The implementation of new educational standards is focused on the transition from assessing students' cognitive indicators to assessing the level of the competence development, which is manifested in the need to develop a new control and evaluation system - a fund of assessment tools for the discipline (FAT). This circumstance has led to the formulation of the research problem: what is the mechanism for FAT design in the context of the implementation offederal higher education standards?

The goal of the study is to substantiate methodological aspects of FAT design as a condition for the implementation of federal educational standards of higher education. During the study, the following methods were used: analysis, synthesis, analogy method, design method.

The result of the presented research is the development of methodological aspects of the system of evaluation of educational results in the context of the implementa-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

tion of the FSES HE, which provides for taking into account all the indicators obtained by a graduate in the process of passing the professional educational route (practical, cognitive, value-orientation and communication).

Key conclusions: examples of materials of current control to assess the formation of competencies in the direction of training 43.03.02 Tourism have been proposed; criteria (scales) for assessing competence and levels of its formation in accordance with the form of control have been developed.

Key words: fund of assessment tools, educational results, FSES HE implementation, materials of the current monitoring of the assessment of the formation of competencies, criteria (scales) of competence assessment.

For citation: Poddubnaya T.N., Kruzhkov D.A., Demidova L.I., Polzikova E.V., Zadneprovskaya E.L. Design of assessment funds as a condition for fses implementation // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2019. Iss. 1/40. Р. 104-113. (In Russ., English abstract). DOI: 10.24411/2078-10242019-11010

Реализация компетентностной парадигмы современного образования в контексте ФГОС нового поколения предусматривает формирование новой комплексной контрольно-оценочной системы образовательных результатов. Такая система оценки образовательных результатов должна предусматривать учет всех показателей, полученных выпускником при прохождении профессионального образовательного маршрута. При этом основной задачей контрольно-оценочной деятельности становится не только то, в какой мере обучающиеся освоили формально-когнитивный компонент содержания образования по направленности (профилю) подготовки, сколько выявление их способности применять освоенное содержание для решения комплекса образовательных задач: практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных [1; 2].

Разработка процедуры оценивания образовательных результатов преследует важную цель, которая заключается в уровневой оценке сформированности заданных ФГОС ВО компетенций. Переход от оценки знаний к оценке компетенций обучающихся ориентирован на разработку новой контрольно-оценочной системы - фонда оценочных средств по дисциплине. Обязательным условием разработки и реализации фонда оценочных средств является привлечение внешних экспертов - работодателей или ведущих специалистов образовательной организации по направленности (профилю) подготовки. Внешняя экспертиза качества фонда оценочных средств должна определить валидность и надежность

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

измерительных материалов; соответствие содержания представленных в ФОСе материалов уровню обучения; наличие оптимальных критериев оценки по каждой форме контроля [4; 5].

Для формирования фондов оценочных средств по направлению подготовки 43.03.02 Туризм преподавателями была предложена форма фонда оценочных средств, в которую входили:

1. Паспорт фонда оценочных средств

1.1. Область применения

1.2. Контролируемые компетенции и оценочные средства

2. Фонд оценочных средств дисциплины

2.1. Материалы текущего контроля для оценки формирования компетенций (вопросы для устного опроса, тестовые задания, деловая игра, кейсы ситуационных заданий и пр.). Каждый вид текущего контроля содержал критерии оценки. Критериальная шкала оценки включает пятибалльную систему, которая дает возможность оценить уровень сформированности образовательного результата [3; 6].

2.2. Контрольные задания для проведения промежуточной аттестации. Данный раздел содержит требования к зачету (экзамену).

2.3. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания

Для оценки уровня сформированности компетенций целесообразно использовать тесты, включающие задания по уровням сложности для каждой компетенции: пороговый, продвинутый и высокий. Вопросы задаются в открытой и закрытой формах по темам дисциплины. Например вопрос для порогового уровня освоения компетенции: источники удовлетворения материальных и духовных потребностей называются: А) физической культурой; Б) отдыхом; В) ресурсами; Г) человеческой деятельностью.

Вопрос для продвинутого уровня освоения компетенции: способность природного комплекса предоставлять отдыхающим возможность использования различных видов рекреационной деятельности называется: А - природным комплексом; Б - функцией рекреационной местности; В - количественной оценкой рекреационных ресурсов; Г - рекреационным микрорайоном.

Вопрос для высокого уровня освоения компетенции: четвертый этап процесса рекреационного районообразования включает: А - стабилизацию и переориентацию рекреационного района; Б - период снижения рекреационной популярности; В - полное исчезновение рекреации; Г - быстрый рост нового рекреационного района.

Одной из форм текущего контроля для оценки формирования компетенций выступает деловая игра. Например, по теме «Общая характеристика социального

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

туризма» (дисциплина «Основы социальной работы в туризме») можно предложить деловую игру «Собирание идей».

1. Тема (проблема): Факторы развития социального туризма в России.

2. Концепция игры: один участник (собиратель идей) выходит к доске и выписывает предложенные другими участниками (авторами идей) варианты на доске. Участникам необходимо подумать над своими вариантами ответа на тезис: «Развитие социального туризма в современных условиях зависит от ... ». Варианты, предложенные участниками, записываются. Затем предлагается объединить их по признакам и провести ранжирование, далее снова предложить ранжирование. В результате обучающиеся должны определить наиболее важные и наименее важные факторы развития социального туризма.

3. Роли: собиратель идей (1 чел.), авторы идей (не ограничено).

4. Ожидаемый результат: формулировка предложений по стимулированию развития социального туризма в России.

Достаточно сложной является разработка системы оценочных средств (измерительных процедур) для контроля уровня освоения компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ВО. При этом оценочные средства должны быть разработаны для каждой формы текущего контроля в соответствии с уровнями. Приведем примеры критериев (шкал) оценивания компетенций и уровней её формирования по формам контроля.

Критерии (шкалы) оценивания компетенции и уровни её формирования для устного опроса:

- оценка «отлично» (высокий уровень) выставляется обучающемуся, если: знает на высоком уровне материал по теме, основные понятия дисциплины; умеет полно и верно излагать материал (отвечать на вопрос), давать правильное определение основных понятий, приводить необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка; владеет в полной мере навыками обоснования своих суждений, применения знаний на практике.

- оценка «хорошо» (продвинутый уровень) выставляется обучающемуся, если: знает не в полной мере материал по теме, основные понятия дисциплины; допускает некоторые пробелы в знаниях; умеет излагать материал (отвечать на вопрос), давать правильное определение основных понятий, приводить необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные с незначительными затруднениями; не всегда излагает материал последовательно и

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

правильно с точки зрения норм литературного языка, допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого материала; владеет навыками обоснования своих суждений, применения знаний на практике не в полной мере.

- оценка «удовлетворительно» (пороговый уровень) выставляется обучающемуся, если: знает материал по теме, основные понятия дисциплины с существенными затруднениями; умеет излагать материал (отвечать на вопрос), давать правильное определение основных понятий, приводить необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные с существенными затруднениями; не достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и приводить примеры; допускает множественные ошибки при изложении материала с точки зрения норм литературного языка; владеет навыками обоснования своих суждений, применения знаний на практике с существенными затруднениями.

- оценка «неудовлетворительно» (ниже порогового) выставляется обучающемуся, если: знает материал по теме бессистемно, не понимает основные понятия дисциплины; умеет излагать материал с существенными ошибками в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, допускает множественные ошибки с точки зрения норм литературного языка; не владеет навыками обоснования своих суждений, применения знаний на практике.

Критерии (шкалы) оценивания компетенции и уровни её формирования для реферата:

- оценка «отлично» (высокий уровень) выставляется обучающемуся, если: знает на высоком уровне все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению; умеет полно и верно излагать в реферативной форме материал, соблюдать все требования к его написанию, дает правильные ответы на дополнительные вопросы при защите реферата; владеет в полной мере навыками обоснования своих суждений в реферативной форм.

- оценка «хорошо» (продвинутый уровень) выставляется обучающемуся, если: знает все требования к написанию и защите реферата, но допускает некоторые неточности при раскрытии темы; умеет соблюдать требования к реферату и его защите с незначительными недочетами (в изложении материала, объеме и

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

оформлении и пр.), давать правильные ответы на вопросы, допуская 1-2 ошибки; владеет навыками реферативной работы не в полной мере.

- оценка «удовлетворительно» (пороговый уровень) выставляется обучающемуся, если: знает с затруднениями требования к реферату и методике его написания; умеет излагать материал с существенными отступлениями от требований к реферированию (тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата, при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод); владеет навыками реферативной работы с существенными затруднениями.

- оценка «неудовлетворительно» (ниже порогового) выставляется обучающемуся, если: не знает требования к написанию реферата, процедуру его защиты; умеет выполнять реферативную работу с существенными ошибками, обнаруживая непонимание содержания материала при раскрытии проблемы; не владеет навыками реферативной работы или допускает серьезные пробелы.

Критерии (шкалы) оценивания компетенции и уровни её формирования для деловой игры:

- оценка «отлично» (высокий уровень) выставляется обучающемуся, если: знает на высоком уровне материал по теме, понимает суть поставленной проблемы; умеет формировать источниковую базу для обоснования путей решения проблемы, анализировать и обобщать материал, привлеченный для решения задания деловой игры; владеет в полной мере навыками логично и самостоятельно, используя специальные термины и понятия, обосновывать свои суждения при решении проблемы, соотносить теоретические положения с практикой; демонстрирует активное участие в деловой игре;

- оценка «хорошо» (продвинутый уровень) выставляется обучающемуся, если: знает материал по теме, понимает суть поставленной проблемы с незначительными неточностями или ошибками; умеет формировать источниковую базу для обоснования путей решения проблемы, анализировать и обобщать материал, привлеченный для решения задания деловой игры, совершая при этом 1-2 ошибки; владеет навыками логично и самостоятельно, используя специальные термины и понятия, обосновывать свои суждения при решении проблемы, соотносить теоретические положения с практикой с незначительными затруднениями;

- оценка «удовлетворительно» (пороговый уровень) выставляется обучающемуся, если: знает материал по теме, понимает суть поставленной проблемы с затруднениями; умеет обосновывать пути решения проблемы без достаточного

113

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

привлечения дополнительных источников; владеет навыками обосновании своих суждений при решении проблемы и оперировании специальными понятиями и терминами, соотнесении теоретических положений с практикой, испытывая затруднения; демонстрирует пассивное участие в деловой игре;

- оценка «неудовлетворительно» (ниже порогового) выставляется обучающемуся, если: не знает и не понимает суть поставленной проблемы; не умеет привлекать необходимые знания для решения проблемы; не владеет навыками построения самостоятельных высказываний, соотнесения теоретических положений с практикой; формально принимает участие в деловой игре.

Таким образом, при разработке фондов оценочных средств в современных условиях преподавателю высшей школы необходимо ориентироваться на рефлексивный анализ профессиональной деятельности, поиск и активное использование современных образовательных технологий, формирование совокупности определенных ФГОС ВО компетенций, их соответствие нормативным требованиям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Еремина Е.А., Минченко В.Г., Поддубная Т.Н. Проблема реализации ФГОС 3+ на разных ступенях профессиональной подготовки по направлению «Туризм» // Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Т. 1, №1-1. Краснодар: КГУФКСТ, 2017. С. 220.

2. Красильникова О.М. Проектирование фонда оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО // Педагогическое мастерство: материалы Международной научной конференции. Москва: Буки-Веди, 2012. С. 231-234.

3. Куракова Г.В., Поддубная Т.Н. Педагогический мониторинг определения общих компетенций обучающихся // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. №3. С. 17-23.

4. Минченко В.Г., Поддубная Т.Н. Реализация компетентностного подхода в образовании на разных ступенях профессиональной подготовки по направлению «Туризм»: на пути поиска решений // Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (21-27 июня 2016 г.). Краснодар: КГУФКСТ, 2016. С. 117-119.

5. Поддубная Т.Н., Крынина О.Ю. Инновационная компетентностная модель выпускника высшей школы (на примере бакалавра) // Вестник Адыгейского

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. Вып. 1. С.111-118.

6. Показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» в контексте ФГОС ВО 3+ / Т.Н. Поддубная [и др.] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. Вып. 1. С. 76-81.

Literature:

1. Eremina E.A., Minchenko V.G., Poddubnaya T.N. The problem of FSES implementing at different levels of vocational training in the direction of "Tourism" // Materials of scientific-method. conf. of higher-education teaching personnel of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism. V.1. №1-1. Krasnodar: KSUFCST, 2017. P. 220.

2. Krasilnikova O.M. Designing assessment funds in accordance with the requirements of the FSES SVE// Pedagogical skills: materials of the Intern. scientific conf. M.: Buki-Vedi, 2012. P. 231-234.

3. Kurakova G.V., Poddubnaya T.N. Pedagogical monitoring of the definition of students' general competencies// Standards and Monitoring in Education. 2012. №3. P. 17-23.

4. Minchenko V.G., Poddubnaya T.N. Realization of the competence-based approach in education at different levels of vocational training in the direction of "Tourism": on the way to finding solutions // Materials of scientific -methodical conference of higher-education teaching personnel of Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism (June 21-27, 2016, Krasnodar). Krasnodar: KSUFCST, 2016. P. 117-119.

5. Poddubnaya T.N., Krynina O.Y. Innovative competence model of a university graduate (on the example of a Bachelor) // Bulletin of the Adygh State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2012. Vol. 1. P. 111-118.

6. Indicators and criteria for assessing the formation of competencies among bachelors in the direction of training 43.03.02 "Tourism" in the context of the FSES HE 3+/ Poddubnaya T.N. [et. al] // Bulletin of Maikop State Technological University. 2016. Vol. 1. P. 76-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.