5. Арюткина, С.В. Формирование у школьников обобщенных приемов математической деятельности (на примере задач с параметрами: монография). - Арзамас: аГпИ, 2009.
Статья поступила в редакцию 03.02.10
УДК 378
Т.Н. Миндибаева, соискатель УралГУФК, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье рассматривается личностно-ориентированный подход как основа управления самостоятельной работой студентов в системе дистанционного обучения. Значительное внимание уделяется педагогической поддержке как важной компоненте образовательного процесса дистанционного обучения студентов юридического вуза.
Ключевые слова: дистанционное обучение, личностно-ориентированный подход, самостоятельная работа, педагогическая стратегия, педагогическая поддержка.
Из года в год в мире растёт интерес к образованию, от него зависит прорыв, лидерство в экономической, культурной и научной жизни. Образование в XXI веке становится не просто средством передачи традиционных ценностей и моделей уже существующих социальных структур, а агентом социальных изменений, продвигая новые знания, новые ценности и новые пути улучшения условий человеческой жизни.
Юридическое образование сегодня не рассматривается только как средство подготовки людей для рабочих мест или для приобретения профессии. Признано, что образование -это пожизненный процесс, и что образовательные системы должны обеспечить возможности для запросов и исследований в любой стадии человеческого развития. Одним из самых высокоэффективных направлений совершенствования системы высшего образования является использование в учебном процессе дистанционного обучения, в котором предусматривается обеспечение индивидуальной зоны творческого развития студента, позволяющей ему на каждом этапе создавать образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности [1, с. 37].
Формулируя цель образования на начало нового тысячелетия, ЮНЕСКО выделило четыре составляющие обучения:
- учиться получать знания;
- учиться применять эти знания;
- учиться жить вместе;
- учиться быть личностью, несущей ответственность за общие судьбы.
Эти слова призваны научить человека учиться, выработать систему универсальных учебных умений, которые являются основой дистанционного обучения. В таком случае задача преподавателя - помочь учащимся учиться.
Проблему формирования умения учиться, самообучения рассматривали в своих работах такие исследователи, как В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, И.М. Захарова,
А.В. Киричук, Х.Й. Лийметс, Б.П. Мартиросян, А.В. Мудрик, Н.А. Переломова, О.А. Подлиняев и другие исследователи.
Сейчас практически решается вопрос о том, как следует организовать дистан-ционное обучение, чтобы студенты находились в центре этого процесса. В этом плане приоритетным стал личностно-ориентированный подход.
Личностно-ориентированный подход определяет познавательный потенциал личности, то есть объём и качество информации, которой она владеет, и набор психологических качеств, обеспечивающих продуктивность познавательной деятельности. Это и её морально-нравственный потенциал, обусловленный этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, стремлениями, которые реализуются в мироощущении и мировоззрении. Развитие личности происходит во взаимодействии форм общения, познания, совместной деятельности. Подобный личностно-ориентированный подход обеспечивает формирование сознательного отношения к предмету, создаёт и поддерживает интерес и уважение к человеку как к представителю культуры.
Очевидным становится, что именно такой подход в значительной степени инициирует развитие сущности дистанционного обучения, принципами которого являются [2, с. 57]:
- свободный доступ, то есть право каждого, без вступительных испытаний, начинать учиться и получать среднее или высшее образование;
- дистанционность обучения, то есть обучение при минимальном контакте с пре-подавателем, с упором на самостоятельную работу.
Особенность учебной деятельности состоит в том, что «её результатом является изменение самого учащегося» [3, с. 275], учебная же деятельность в дистанционном ре-жиме служит развитию у студентов юридического вуза специфических умений, необходимых ему для решения поставленных учебных задач с помощью средств телекоммуникаций и ресурсов сети Интернет.
Личностно-ориентированный подход к процессу дистанционного обучения студентов юридического вуза можно обеспечить лишь в том случае, если педагог точно определит исходный уровень их обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тестирования. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций, обучающийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами. С учетом результатов такого тестирования педагог строит всю тактику обучения каждого студента и формирует группы сотрудничества.
Главным в дистанционном вузовском обучении студентов должна быть самостоятельная работа (самообразование), что является в личностно-ориентированном подходе значимым аспектом, реализующимся при следующих условиях:
- постоянная мотивация и управление самостоятельной работой студентов;
- построение учебно-воспитательного процесса на деятельностной основе;
- высокая степень индивидуализации учебновоспитательного процесса;
- объективность мониторинга прохождения обучающимися образовательных маршрутов.
К сожалению, попытки управления самостоятельной работой не всегда приводят к успеху. Очень часто возникают психологические проблемы, для решения которых необходим дополнительный стимул. Анализ опыта внедрения дистанционного обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ЧЮИ МВД России) выявил, что 53 % респондентов нуждаются либо в «карательном», либо назидательном стимуле. Другая же категория 18 % обучающихся не пытается даже контролировать свою самостоятельную работу и следовать учебному плану, учить лекционный материал, выполнять практические задания. Ещё 11 % студентов дожидаются некоторого временного запаса
перед отчётным периодом и только тогда начинают готовиться к предстоящему контролю. И только 17 % опрошенных по-настоящему осуществляют самостоятельную работу, выра-жен-ную в систематическом выполнении заданий.
Результаты опроса свидетельствуют о том, что развитию образовательной самостоятельности студентов юридического вуза способствуют: индивидуально подобранные образовательные маршруты и скорость их освоения, возможность обучения в удоб-ное для студента время и самостоятельный выбор места освоения образовательного маршрута, использование многообразных форм и методов обеспечения индивидуа-лиза-ции процесса обучения (видеолекции, обучающие программы, индивидуальные тренин-ги на основе использования новых информационных технологий и т.п.).
В этой связи, для развития самообразования и самоактуализации личности необходимо обучать студентов различным педагогическим стратегиям. Давая сведения студентам об особенностях учебного процесса и поощряя их к разработке их собственных инструкций и заданий, данная система обучения освобождает их от чрезмерной зависимости от педагога и обеспечивает их педагогическими стратегиями в соответствии с которыми, обучаемые могут самостоятельно продолжать овладение знаниями, умениями и навыками по соответствующей специальности.
В качестве конкретных соответствующих педагогических стратегий можно рассматривать, по нашему мнению, разработанные Джоун Рубин и Айрин Томпсон метакогнитив-ные и когнитивные стратегии.
Метакогнитивные стратегии характеризуются как методы управленческого типа, направленные на самостоятельное контролирование обучаемым учебного процесса.
К метакогнитивным стратегиям можно отнести следующие [4, с. 15]:
- планирование - овладение данной стратегией способствует развитию навыков самостоятельного принятия решения относительно необходимого объема изучаемого материала, а также относительно порционного распределения всего объема материала в целях более полного охвата содержания;
- постановка целей - стратегия направлена на формирование навыка постановки целей относительно того, что конкретно изучать и что необходимо понять, что конкретно читать и что понять из прочитанного, какой будет цель готовящегося письменного сообщения по той или иной учебной задаче;
- мониторинг - стратегия ориентирована на умение оказать помощь самому себе при овладении различным учебным материалом;
- оценка - умение оценивать эффективность стратегий, которые были задействованы на различных этапах овладения учебными дисциплинами.
Когнитивные стратегии рассматриваются как методы реагирования на специфические учебные проблемы. Среди наиболее распространенных когнитивных стратегий выделяются следующие [5, с. 34]:
- предваряющая текстовая деятельность - данная стратегия формирует умение высказывать предварительную трактовку текстового содержания с последующим сопоставлением с реальным текстом, стратегия базируется на зрительных опорах, собственном опыте обучаемых, жанре предъявляемого для просмотра или чтения фрагмента, информации из самого электронного текста, логики построения фабулы, действий и взаимоотношений;
- слуховое и зрительное восприятие знакомого материала
- стратегия ориентирована на развитие навыков обучаемых узнавать как на слух, так и зрительно знакомую или частично знакомую информацию;
- запись основной информации по ходу чтения учебного материала - стратегия направлена на развитие умения выбирать основную информацию из всего объёма читаемых текстов, анализировать и систематизировать данную информацию;
- синтезирование всех предыдущих ресурсов в целях более полного понимания просмотренного, прослушанного или прочитанного.
Таким образом, личностно-ориентированный подход к обучению студентов юридического вуза различным педагогическим стратегиям самообразования с целью развития самостоятельности в организации и управлении учебным процессом направлен на повышение качества дистанционного обучения.
Развитие образовательной самостоятельности в ЧЮИ МВД России ведется на основе использования современных технических средств обучения, использования многообразных форм и методов индивидуальной работы, специально организованной педагогической поддержке [6, с. 178-179].
Педагогическая поддержка рассматривается в современной педагогике как часть образовательного процесса, наряду с другими его составляющими: обучением и воспитанием. Обучение, воспитание и педагогическая поддержка являются самостоятельными и в то же время взаимосвязанными частями образовательного процесса. Отличаются они, прежде всего, предметом деятельности. Предмет деятельности обучения -передача знаний и способов мышления; предмет воспитания -освоение культурных и со-циальных норм и ценностей; предмет педагогической поддержки - содействие обучающемуся в преодолении трудностей в процессе усвоения знаний и освоения ценностей. Педагогическая поддержка личности студента является функциональным компонентом системы гуманистического образования.
Педагогическая поддержка как составляющая образовательного процесса подразумевает: а) целенаправленно организованную педагогическую деятельность в целях создания пси-холого-педагогических условий для полноценного психического (в частности, интеллектуального) развития обучаемого;
б) деятельность по выявлению способов познавательной деятельности (в том числе, в рамках учебной), адекватных возрастным и индивидуальным характеристикам обучаемого;
в) деятельность, которая обеспечивает поступательную динамику в процессе психического развития средствами обучения.
Значение педагогической поддержки при личностноориентированном подходе к процессу дистанционного обучения студентов юридического вуза особенно велико в связи с тем, что две другие составляющие образования - обучение и воспитание - не могут быть реализованы традиционным путем, поскольку в случае очной формы подачи знаний преподаватель совмещает в себе и познавательную, и эмоциональную поддержку студента. Процесс педагогической поддержки
- это динамичный процесс все большей передачи ответственности за реализацию самообразования от педагога студенту.
Таким образом, организация личностно-
ориентированного подхода к процессу дистанционного обучения обеспечивает следующие права и возможности студентов юридического вуза:
- право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в изучаемой дисциплине, теме, учебном занятии;
- право на персональное понимание фундаментальных категорий и понятий;
- право на составление индивидуальных образовательных программ по изучаемым дисциплинам;
- право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;
- освоение содержания учебных дисциплин по индивидуальному плану;
- обеспечение персонального выбора для изучения дополнительных разделов и тем изучаемой дисциплины;
- право на формирование и сохранение персональных позиций в каждой образовательной области.
Выводом из вышеизложенного можно считать следующее: использование личностно-ориентированного подхода (организация равноправного диалогового общения, деятельностно-творческий характер обучения, направленность организации образовательного процесса на поддержку личностно-
го развития студента, предоставление обучающимся свободы обучения позволяют строить и реализовывать индивидуаль-
для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора ные траектории развития профессионально-значимых качеств
содержания и способов обучения и поведения), а также широ- студентов юридического вуза.
кое применение развивающих возможностей дистанционного
Библиографический список
1. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996.
2. Левин, В.И. Принципы дистанционного обучения. Новые компьютерные технологии обучения в региональной инфраструктуре: тез. докл. первой межрегиональной науч.-метод. конф. - Пенза: ЦНТИ, 1998.
3. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - Т. 2.
4. Rubin, J. Improving Foreign Language Listening Comprehension Research / J. Ru-bin, // Georgetown University Press, 1990.
5. Thompson, I. Can Strategy Improve Listening Comprehension. Foreign Language Annuals / I. Thompson, J. Rubin, 1992.
6. Миндибаева, Т.Н. Педагогическое сопровождение учебной деятельности студентов в дистанционном обучении // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс». - 2008. - № 8.
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования, 2002. - № 6.
8. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Изд-во корпорации «Логос», 1999.
УДК 378
Н.Д. Булатова, доц. МГУКИ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК ЦЕННОСТЬ И УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
В статье актуализируется проблема формирования ценностных ориентаций у студентов вузов культуры и искусств. В поиске эффективных форм, методов и средств формирования ориентаций у будущих специалистов в сфере культуры, автор выделяет этнопедагогику как ценность, условие и механизм формирования ценностных ориентаций молодежи.
Ключевые слова: профессиональное образование, ценности и ценностные ориентации, общечеловеческие культурные ценности, принцип преемственности, этнопедагогика, традиционное воспитание, национальные традиции воспитания, этнопедагогическая аксиология, методы и средства формирования ценностных ориентаций молодежи.
В настоящее время российская школа лишена нравственных ориентиров - четко определенной системы ценностей и идеалов, по которой всегда строился воспитательный и образовательный процессы. В современных условиях педагоги сталкиваются с новыми трудностями в процессе воспитания, связанными, во-первых, с появлением новых ценностей и ценностных ориентаций, навязыванием западного стиля жизни и чуждых отечественной культуре ценностей; во-вторых, с необходимостью различения истинных и ложных ценностей в структуре общественных и индивидуальных ценностей, в-третьих, с организацией возможных педагогических средств нейтрализации воз-действия ложных ценностей на личность, и, наконец, в-четвертых, с поиском эффективных форм, методов и средств формирования ценностей и ценностных ориентаций.
«Меняющееся общество не в состоянии ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося идеала человека и устойчивого сце-нария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки. Оно лишь знает, что нужно воспитывать «другого» человека и делать это по-другому», - отмечает известный психолог А.В. Мудрик [1, с. 245].
В конкретных условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения личности в социальном и предметном мире на основе усиления в них таких компонентов, как прогнозирование, свобода выбора, самоопределение. Реализация этих компонентов дает возможность решить некоторые проблемы ориентации личности в мире ценностей. Социальное развитие личности производится через динамику ее конкретных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. При этом проблема формирования ценностей и ценностных ориентаций как у школьников, так и у студентов еще недостаточно хорошо изучена в дидактике.
Основной проблемой остается отсутствие необходимой преемственности уровней средней и высшей школы в вопросах формирования ценностных ориентаций молодежи. Формирование и коррекция ценностных ориентаций молодежи -процесс трудный и длительный. Истоки этого процесса коре-
нятся в школе, и это предопределяет приоритетную роль школьного воспитания и образования.
Решая проблемы обновления общеобразовательной и профессиональной школы в современных условиях переходного периода, нельзя забывать, что сфера образования - зона повышенного риска, так как различные преобразования в ней чреваты долгосрочными и необратимыми последствиями. Любые новые и самые конструктивные формы образования не должны подрывать органических связей с историческим опытом, с непреходящими традициями отечественной школы и отечественной культуры. Именно культура (этнокультура, этнопедагогика как основная часть этнокультуры) как основной фактор самоорганизации общества в его цивилизованных формах должна стать центральным звеном содержания учебно-воспитательного процесса во всех звеньях и на всех уровнях современного образования: от начального, когда формируются основы познавательной культуры и основы ценностных убеждений, до высшего, когда реализуются высшие формы постижения культуры, философского осмысления глобальных процессов ноосферы, утверждения устоявшихся убеждений и установок, ценностных ориентаций жизни человека.
Из вышесказанного следует, что необходимо готовить профессионалов в различных областях культуры и одновременно педагогов, которые будут не только образцом нравственности, но и будут знать и передавать подрастающим поколениям традиции народного воспитания.
Поскольку в современном социокультурном пространстве выпускники вузов культуры и искусств имеют определенный статус, работают в разных областях культуры, науки и образования, то они (выпускники) должны быть идеологически грамотными специалистами, обладать определенными качествами (ценить и знать культуру своего народа, края, области; быть честным и порядочным; знать и владеть необходимым запасом общечеловеческих культурных ценностей; способствовать обеспечению толерантного отношения нового поколения россиян к цивилизованному положению России как в мире, так и внутри страны), то, естественно, необходимо моделирование системы ценностных векторов (направлений), в частности в формировании общечеловеческих культурных