Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход как основа дистанционного обучения студентов юридического вуза'

Личностно-ориентированный подход как основа дистанционного обучения студентов юридического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / DISTANCE LEARNING / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / UNASSISTED WORK / PEDAGOGICAL STRATEGICS / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миндибаева Т. Н.

В статье рассматривается личностно-ориентированный подход как основа управления самостоятельной работой студентов в системе дистанционного обучения. Значительное внимание уделяется педагогической поддержке как важной компоненте образовательного процесса дистанционного обучения студентов юридического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY-ORIENTED APPROACH AS THE BASIS OF DISTANCE LEARNING OF STUDENTS OF JURIDICAL COLLEGE

In the article the personality oriented approach as the basis of students' unassisted work management in the system of distance learning is considered. The significant attention pays to the pedagogical support as an important component of the educational process of juridical higher education establishment students' distance learning.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход как основа дистанционного обучения студентов юридического вуза»

5. Арюткина, С.В. Формирование у школьников обобщенных приемов математической деятельности (на примере задач с параметрами: монография). - Арзамас: аГпИ, 2009.

Статья поступила в редакцию 03.02.10

УДК 378

Т.Н. Миндибаева, соискатель УралГУФК, г. Челябинск, E-mail: vpk-aips@chelurid.ru

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматривается личностно-ориентированный подход как основа управления самостоятельной работой студентов в системе дистанционного обучения. Значительное внимание уделяется педагогической поддержке как важной компоненте образовательного процесса дистанционного обучения студентов юридического вуза.

Ключевые слова: дистанционное обучение, личностно-ориентированный подход, самостоятельная работа, педагогическая стратегия, педагогическая поддержка.

Из года в год в мире растёт интерес к образованию, от него зависит прорыв, лидерство в экономической, культурной и научной жизни. Образование в XXI веке становится не просто средством передачи традиционных ценностей и моделей уже существующих социальных структур, а агентом социальных изменений, продвигая новые знания, новые ценности и новые пути улучшения условий человеческой жизни.

Юридическое образование сегодня не рассматривается только как средство подготовки людей для рабочих мест или для приобретения профессии. Признано, что образование -это пожизненный процесс, и что образовательные системы должны обеспечить возможности для запросов и исследований в любой стадии человеческого развития. Одним из самых высокоэффективных направлений совершенствования системы высшего образования является использование в учебном процессе дистанционного обучения, в котором предусматривается обеспечение индивидуальной зоны творческого развития студента, позволяющей ему на каждом этапе создавать образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности [1, с. 37].

Формулируя цель образования на начало нового тысячелетия, ЮНЕСКО выделило четыре составляющие обучения:

- учиться получать знания;

- учиться применять эти знания;

- учиться жить вместе;

- учиться быть личностью, несущей ответственность за общие судьбы.

Эти слова призваны научить человека учиться, выработать систему универсальных учебных умений, которые являются основой дистанционного обучения. В таком случае задача преподавателя - помочь учащимся учиться.

Проблему формирования умения учиться, самообучения рассматривали в своих работах такие исследователи, как В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, И.М. Захарова,

А.В. Киричук, Х.Й. Лийметс, Б.П. Мартиросян, А.В. Мудрик, Н.А. Переломова, О.А. Подлиняев и другие исследователи.

Сейчас практически решается вопрос о том, как следует организовать дистан-ционное обучение, чтобы студенты находились в центре этого процесса. В этом плане приоритетным стал личностно-ориентированный подход.

Личностно-ориентированный подход определяет познавательный потенциал личности, то есть объём и качество информации, которой она владеет, и набор психологических качеств, обеспечивающих продуктивность познавательной деятельности. Это и её морально-нравственный потенциал, обусловленный этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, стремлениями, которые реализуются в мироощущении и мировоззрении. Развитие личности происходит во взаимодействии форм общения, познания, совместной деятельности. Подобный личностно-ориентированный подход обеспечивает формирование сознательного отношения к предмету, создаёт и поддерживает интерес и уважение к человеку как к представителю культуры.

Очевидным становится, что именно такой подход в значительной степени инициирует развитие сущности дистанционного обучения, принципами которого являются [2, с. 57]:

- свободный доступ, то есть право каждого, без вступительных испытаний, начинать учиться и получать среднее или высшее образование;

- дистанционность обучения, то есть обучение при минимальном контакте с пре-подавателем, с упором на самостоятельную работу.

Особенность учебной деятельности состоит в том, что «её результатом является изменение самого учащегося» [3, с. 275], учебная же деятельность в дистанционном ре-жиме служит развитию у студентов юридического вуза специфических умений, необходимых ему для решения поставленных учебных задач с помощью средств телекоммуникаций и ресурсов сети Интернет.

Личностно-ориентированный подход к процессу дистанционного обучения студентов юридического вуза можно обеспечить лишь в том случае, если педагог точно определит исходный уровень их обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тестирования. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций, обучающийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами. С учетом результатов такого тестирования педагог строит всю тактику обучения каждого студента и формирует группы сотрудничества.

Главным в дистанционном вузовском обучении студентов должна быть самостоятельная работа (самообразование), что является в личностно-ориентированном подходе значимым аспектом, реализующимся при следующих условиях:

- постоянная мотивация и управление самостоятельной работой студентов;

- построение учебно-воспитательного процесса на деятельностной основе;

- высокая степень индивидуализации учебновоспитательного процесса;

- объективность мониторинга прохождения обучающимися образовательных маршрутов.

К сожалению, попытки управления самостоятельной работой не всегда приводят к успеху. Очень часто возникают психологические проблемы, для решения которых необходим дополнительный стимул. Анализ опыта внедрения дистанционного обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ЧЮИ МВД России) выявил, что 53 % респондентов нуждаются либо в «карательном», либо назидательном стимуле. Другая же категория 18 % обучающихся не пытается даже контролировать свою самостоятельную работу и следовать учебному плану, учить лекционный материал, выполнять практические задания. Ещё 11 % студентов дожидаются некоторого временного запаса

перед отчётным периодом и только тогда начинают готовиться к предстоящему контролю. И только 17 % опрошенных по-настоящему осуществляют самостоятельную работу, выра-жен-ную в систематическом выполнении заданий.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что развитию образовательной самостоятельности студентов юридического вуза способствуют: индивидуально подобранные образовательные маршруты и скорость их освоения, возможность обучения в удоб-ное для студента время и самостоятельный выбор места освоения образовательного маршрута, использование многообразных форм и методов обеспечения индивидуа-лиза-ции процесса обучения (видеолекции, обучающие программы, индивидуальные тренин-ги на основе использования новых информационных технологий и т.п.).

В этой связи, для развития самообразования и самоактуализации личности необходимо обучать студентов различным педагогическим стратегиям. Давая сведения студентам об особенностях учебного процесса и поощряя их к разработке их собственных инструкций и заданий, данная система обучения освобождает их от чрезмерной зависимости от педагога и обеспечивает их педагогическими стратегиями в соответствии с которыми, обучаемые могут самостоятельно продолжать овладение знаниями, умениями и навыками по соответствующей специальности.

В качестве конкретных соответствующих педагогических стратегий можно рассматривать, по нашему мнению, разработанные Джоун Рубин и Айрин Томпсон метакогнитив-ные и когнитивные стратегии.

Метакогнитивные стратегии характеризуются как методы управленческого типа, направленные на самостоятельное контролирование обучаемым учебного процесса.

К метакогнитивным стратегиям можно отнести следующие [4, с. 15]:

- планирование - овладение данной стратегией способствует развитию навыков самостоятельного принятия решения относительно необходимого объема изучаемого материала, а также относительно порционного распределения всего объема материала в целях более полного охвата содержания;

- постановка целей - стратегия направлена на формирование навыка постановки целей относительно того, что конкретно изучать и что необходимо понять, что конкретно читать и что понять из прочитанного, какой будет цель готовящегося письменного сообщения по той или иной учебной задаче;

- мониторинг - стратегия ориентирована на умение оказать помощь самому себе при овладении различным учебным материалом;

- оценка - умение оценивать эффективность стратегий, которые были задействованы на различных этапах овладения учебными дисциплинами.

Когнитивные стратегии рассматриваются как методы реагирования на специфические учебные проблемы. Среди наиболее распространенных когнитивных стратегий выделяются следующие [5, с. 34]:

- предваряющая текстовая деятельность - данная стратегия формирует умение высказывать предварительную трактовку текстового содержания с последующим сопоставлением с реальным текстом, стратегия базируется на зрительных опорах, собственном опыте обучаемых, жанре предъявляемого для просмотра или чтения фрагмента, информации из самого электронного текста, логики построения фабулы, действий и взаимоотношений;

- слуховое и зрительное восприятие знакомого материала

- стратегия ориентирована на развитие навыков обучаемых узнавать как на слух, так и зрительно знакомую или частично знакомую информацию;

- запись основной информации по ходу чтения учебного материала - стратегия направлена на развитие умения выбирать основную информацию из всего объёма читаемых текстов, анализировать и систематизировать данную информацию;

- синтезирование всех предыдущих ресурсов в целях более полного понимания просмотренного, прослушанного или прочитанного.

Таким образом, личностно-ориентированный подход к обучению студентов юридического вуза различным педагогическим стратегиям самообразования с целью развития самостоятельности в организации и управлении учебным процессом направлен на повышение качества дистанционного обучения.

Развитие образовательной самостоятельности в ЧЮИ МВД России ведется на основе использования современных технических средств обучения, использования многообразных форм и методов индивидуальной работы, специально организованной педагогической поддержке [6, с. 178-179].

Педагогическая поддержка рассматривается в современной педагогике как часть образовательного процесса, наряду с другими его составляющими: обучением и воспитанием. Обучение, воспитание и педагогическая поддержка являются самостоятельными и в то же время взаимосвязанными частями образовательного процесса. Отличаются они, прежде всего, предметом деятельности. Предмет деятельности обучения -передача знаний и способов мышления; предмет воспитания -освоение культурных и со-циальных норм и ценностей; предмет педагогической поддержки - содействие обучающемуся в преодолении трудностей в процессе усвоения знаний и освоения ценностей. Педагогическая поддержка личности студента является функциональным компонентом системы гуманистического образования.

Педагогическая поддержка как составляющая образовательного процесса подразумевает: а) целенаправленно организованную педагогическую деятельность в целях создания пси-холого-педагогических условий для полноценного психического (в частности, интеллектуального) развития обучаемого;

б) деятельность по выявлению способов познавательной деятельности (в том числе, в рамках учебной), адекватных возрастным и индивидуальным характеристикам обучаемого;

в) деятельность, которая обеспечивает поступательную динамику в процессе психического развития средствами обучения.

Значение педагогической поддержки при личностноориентированном подходе к процессу дистанционного обучения студентов юридического вуза особенно велико в связи с тем, что две другие составляющие образования - обучение и воспитание - не могут быть реализованы традиционным путем, поскольку в случае очной формы подачи знаний преподаватель совмещает в себе и познавательную, и эмоциональную поддержку студента. Процесс педагогической поддержки

- это динамичный процесс все большей передачи ответственности за реализацию самообразования от педагога студенту.

Таким образом, организация личностно-

ориентированного подхода к процессу дистанционного обучения обеспечивает следующие права и возможности студентов юридического вуза:

- право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в изучаемой дисциплине, теме, учебном занятии;

- право на персональное понимание фундаментальных категорий и понятий;

- право на составление индивидуальных образовательных программ по изучаемым дисциплинам;

- право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;

- освоение содержания учебных дисциплин по индивидуальному плану;

- обеспечение персонального выбора для изучения дополнительных разделов и тем изучаемой дисциплины;

- право на формирование и сохранение персональных позиций в каждой образовательной области.

Выводом из вышеизложенного можно считать следующее: использование личностно-ориентированного подхода (организация равноправного диалогового общения, деятельностно-творческий характер обучения, направленность организации образовательного процесса на поддержку личностно-

го развития студента, предоставление обучающимся свободы обучения позволяют строить и реализовывать индивидуаль-

для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора ные траектории развития профессионально-значимых качеств

содержания и способов обучения и поведения), а также широ- студентов юридического вуза.

кое применение развивающих возможностей дистанционного

Библиографический список

1. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996.

2. Левин, В.И. Принципы дистанционного обучения. Новые компьютерные технологии обучения в региональной инфраструктуре: тез. докл. первой межрегиональной науч.-метод. конф. - Пенза: ЦНТИ, 1998.

3. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - Т. 2.

4. Rubin, J. Improving Foreign Language Listening Comprehension Research / J. Ru-bin, // Georgetown University Press, 1990.

5. Thompson, I. Can Strategy Improve Listening Comprehension. Foreign Language Annuals / I. Thompson, J. Rubin, 1992.

6. Миндибаева, Т.Н. Педагогическое сопровождение учебной деятельности студентов в дистанционном обучении // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс». - 2008. - № 8.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования, 2002. - № 6.

8. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Изд-во корпорации «Логос», 1999.

УДК 378

Н.Д. Булатова, доц. МГУКИ, г. Москва, E-mail: nbylatova@mail.ru

ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК ЦЕННОСТЬ И УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

В статье актуализируется проблема формирования ценностных ориентаций у студентов вузов культуры и искусств. В поиске эффективных форм, методов и средств формирования ориентаций у будущих специалистов в сфере культуры, автор выделяет этнопедагогику как ценность, условие и механизм формирования ценностных ориентаций молодежи.

Ключевые слова: профессиональное образование, ценности и ценностные ориентации, общечеловеческие культурные ценности, принцип преемственности, этнопедагогика, традиционное воспитание, национальные традиции воспитания, этнопедагогическая аксиология, методы и средства формирования ценностных ориентаций молодежи.

В настоящее время российская школа лишена нравственных ориентиров - четко определенной системы ценностей и идеалов, по которой всегда строился воспитательный и образовательный процессы. В современных условиях педагоги сталкиваются с новыми трудностями в процессе воспитания, связанными, во-первых, с появлением новых ценностей и ценностных ориентаций, навязыванием западного стиля жизни и чуждых отечественной культуре ценностей; во-вторых, с необходимостью различения истинных и ложных ценностей в структуре общественных и индивидуальных ценностей, в-третьих, с организацией возможных педагогических средств нейтрализации воз-действия ложных ценностей на личность, и, наконец, в-четвертых, с поиском эффективных форм, методов и средств формирования ценностей и ценностных ориентаций.

«Меняющееся общество не в состоянии ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося идеала человека и устойчивого сце-нария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки. Оно лишь знает, что нужно воспитывать «другого» человека и делать это по-другому», - отмечает известный психолог А.В. Мудрик [1, с. 245].

В конкретных условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения личности в социальном и предметном мире на основе усиления в них таких компонентов, как прогнозирование, свобода выбора, самоопределение. Реализация этих компонентов дает возможность решить некоторые проблемы ориентации личности в мире ценностей. Социальное развитие личности производится через динамику ее конкретных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. При этом проблема формирования ценностей и ценностных ориентаций как у школьников, так и у студентов еще недостаточно хорошо изучена в дидактике.

Основной проблемой остается отсутствие необходимой преемственности уровней средней и высшей школы в вопросах формирования ценностных ориентаций молодежи. Формирование и коррекция ценностных ориентаций молодежи -процесс трудный и длительный. Истоки этого процесса коре-

нятся в школе, и это предопределяет приоритетную роль школьного воспитания и образования.

Решая проблемы обновления общеобразовательной и профессиональной школы в современных условиях переходного периода, нельзя забывать, что сфера образования - зона повышенного риска, так как различные преобразования в ней чреваты долгосрочными и необратимыми последствиями. Любые новые и самые конструктивные формы образования не должны подрывать органических связей с историческим опытом, с непреходящими традициями отечественной школы и отечественной культуры. Именно культура (этнокультура, этнопедагогика как основная часть этнокультуры) как основной фактор самоорганизации общества в его цивилизованных формах должна стать центральным звеном содержания учебно-воспитательного процесса во всех звеньях и на всех уровнях современного образования: от начального, когда формируются основы познавательной культуры и основы ценностных убеждений, до высшего, когда реализуются высшие формы постижения культуры, философского осмысления глобальных процессов ноосферы, утверждения устоявшихся убеждений и установок, ценностных ориентаций жизни человека.

Из вышесказанного следует, что необходимо готовить профессионалов в различных областях культуры и одновременно педагогов, которые будут не только образцом нравственности, но и будут знать и передавать подрастающим поколениям традиции народного воспитания.

Поскольку в современном социокультурном пространстве выпускники вузов культуры и искусств имеют определенный статус, работают в разных областях культуры, науки и образования, то они (выпускники) должны быть идеологически грамотными специалистами, обладать определенными качествами (ценить и знать культуру своего народа, края, области; быть честным и порядочным; знать и владеть необходимым запасом общечеловеческих культурных ценностей; способствовать обеспечению толерантного отношения нового поколения россиян к цивилизованному положению России как в мире, так и внутри страны), то, естественно, необходимо моделирование системы ценностных векторов (направлений), в частности в формировании общечеловеческих культурных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.