УДК 378.811.111 ББК 74.58 П-18
Париева Татьяна Михайловна, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Государственный Морской Университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», e-mail:
Трущенко Ирина Николаевна, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «ГосударственныйМорской Университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», e-mail: [email protected];
Клейман Жозефина Львовна, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «ГосударственныйМорской Университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», т.: 8(961)8523610
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ
(рецензирована)
В статье рассматривается проблема совершенствования и управления самостоятельной работой студентов и основные функции, направленные на оптимизацию процесса организации этой работы. В статье раскрывается значение роли преподавателя и его задачи в организации самостоятельной работы с учетом мотивационных и мыслительных особенностей обучающихся.
Ключевые слова: управление самостоятельной работой студентов и её
совершенствование, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, научно-исследовательская работа, самосовершенствование, интеллектуальные способности студентов, мыслительная деятельность, мониторинг, профессиональная деятельность, мотивация, современные информационные технологии.
Pariyeva Tatyana Mikhailovna, associate professor of the Department of Foreign Languages of FSBEI HE “State Navy University named after admiral F.F. Ushakov”, e-mail: [email protected];
Trushchenko Irina Nikolaevna, associate professor of the Department of Foreign Languages of FSBEI HE “State Navy University named after admiral F.F. Ushakov”, e-mail: [email protected];
Kleiman Josephine Lvovna, associate professor of the Department of Foreign Languages of FSBEI HE “State Navy University named after admiral F.F. Ushakov”, tel.: 8(961)8523610.
IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS
(reviewed)
The article considers the problem of improvement and management of independent work of students and main functions focused on the optimization of the process of organization of this work.
The role of a teacher and his task in the organization of independent work taking into account the motivational and cogitative features of students have been revealed.
Keywords: management of independent work of students and its improvement, classroom independent work, out-of-class independent work, research work, self-improvement, mental abilities of students, cogitative activity, monitoring, professional activity, motivation, modern information technologies.
Современные условия требуют от молодых специалистов все большей профессиональной мобильности, что означает умение быстро и эффективно обновлять полученные знания и при необходимости менять квалификацию. Способность специалиста к подобной переквалификации определяется не только той подготовкой, которую он получил непосредственно в ВУЗе, выполняя обязательную учебную программу, но еще и созданием определенных условий для успешного саморазвития, способности самостоятельно приобретать и усваивать знания, а также приспосабливаться к новым сферам деятельности.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, основными из которых являются:
- развивающая, - предполагает обогащение интеллектуальных способностей студентов;
- информационно-обучающая, - учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, является малорезультативной;
- ориентирующая и стимулирующая, - подразумевается, что процессу обучения придается профессиональное ускорение;
- воспитывающая, - предполагает формирование и развитие профессиональных качеств специалиста;
- исследовательская, - призвана вывести молодого специалиста на новый уровень профессионально-творческого мышления. [1, с. 182]
Именно возможность разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики подтверждает необходимость организации различной самостоятельной деятельности студентов. В связи с этим усложняются и задачи преподавателя. Он должен отобрать содержание обучения, обеспечить эффективность и рациональность самообучения студентов, развить у них способность самостоятельно добывать знания, направлять их мыслительную деятельность, оценивать их знания и умения, принимая во внимание индивидуализацию учебного процесса.
Самостоятельная работа студентов должна быть направлена на решение ключевых задач обучения, среди которых: углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать справочную документацию и специальную литературу; развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений; формирование потребности в непрерывном образовании.
Все вышесказанное свидетельствует об исключительной важности самостоятельной работы студентов. Однако стоит обратить особое внимание на тот факт, что самостоятельная работа студентов сводится не только к выполнению домашних заданий. Следует разграничивать аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу.
Аудиторная самостоятельная работа студентов выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. В то время как внеаудиторная самостоятельная работа студентов подразумевает планируемую учебную, научноисследовательскую работу студентов, выполняемую во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия, и расписанием занятий не регламентируется [2, с. 275].
Внеаудиторная самостоятельная работа в свою очередь имеет свои цели: организацию под руководством преподавателя и без непосредственного контроля с его стороны, - подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, экзаменам, зачетам, коллоквиумам и т.п. Главной задачей для преподавателя здесь становится грамотное управление самостоятельной работой
студентов, т.е. прежде всего, суметь оптимизировать процесс сочетания этих двух целей. В основу этого управления должны быть заложены научные принципы организации учебного процесса с учетом мотивационных и мыслительных особенностей обучающихся [3, с. 117].
Научная организация самостоятельной работы студентов предполагает:
- четкое распределение функций между преподавателем и студентами;
- управление самостоятельной деятельностью студентов по специальным программам с привлечением современных информационных технологий;
- использование таких методик, которые при наименьших затратах времени и сил дают максимально эффективные результаты.
Такие технологии являются результатом «... взаимодействия педагогики и информатики в проектировании процесса электронного обучения, на котором отдельные функции управления учебной деятельностью обучающихся и соответствующие им процедуры представлены в виде программных продуктов и реализуются в КСО (компьютерное средство обучения)» [4, с. 38].
В качестве примера можно представить двухуровневый обучающий и контролирующий модуль “STEP”, разработанный преподавателями кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова» для использования при обучении не только в процессе практических занятий, но и при самостоятельном обучении. Дидактическая эффективность компьютерной технологии обучения зависит от «. большого числа факторов, среди которых основными являются:
- определение учебных целей (АУЗ) автоматизированного учебного занятия;
- выбор организационной формы проведения АУЗ;
- выбор опций представления содержания обучения;
- выбор методов, приёмов и способов обучения;
- совершенствование инструментальных программных средств разработки и проведения АУЗ (автоматизированного учебного занятия);
- выбор эффективных схем взаимодействия обучающегося и ЭВМ в процессе проведения;
- выбор инструментальных средств разработки сценария АУЗ» [5, с. 100].
Критериями оценок результативности внеаудиторной самостоятельной работы могут являться: уровень освоения студентами учебного материала, умения студентов использовать теоретические знания при выполнении практических заданий, грамотность и четкость в устных ответах [6].
Таким образом, говоря о совершенствовании научной организации самостоятельной работы студентов, нужно подразумевать систему рационального использования времени в цикле учебной деятельности, направленной на адаптацию студентов к изучаемому предмету, с учетом их индивидуальных особенностей.
Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование времени позволяет привить студентам умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации знаний, приобретенных в процессе обучения, обеспечит высокий уровень успеваемости в период обучения, научить повышать свой профессиональный уровень в течение всей трудовой деятельности.
Резюмируя все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы, несомненно, способствует модернизации всего учебного процесса в целом. В настоящее время ориентация учебного процесса на личностный рост путем саморазвития делает невозможным процесс обучения без учета индивидуальных особенностей и личностных характеристик обучаемых. Воспитать
компетентную личность, специалиста, ориентированного на будущее, способного принимать решения, исходя из приобретенного учебного опыта возможно только с повышением роли самостоятельной работы студентов, а также путем усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельного обучения, активности и инициативности будущих специалистов.
Литература:
1. Аванесова Т.П. Терминологические подходы к определению понятия «технология электронного обучения» // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. Вып. 1. С. 36-39.
2. Аванесова Т.П. Проблема профессиональной подготовки специалистов военно-морского флота с помощью компьютерных технологий обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2012. Вып. 4. С. 208.
3. Ведерникова Е.Г. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления. М.: Эксмо, 2012.
4. Гойдина Н.А. Организация самостоятельной аудиторной работы студентов. М: Эксмо-Пресс, 2011.
5. Карпекин В.Е. Контроль самостоятельной работы студентов. М., 2012. 512 с.
6. Трофимова И.А. Педагогика и психология. Основы самостоятельной работы студентов. СПб., 2013.
References:
1. Avanesova T.P. Terminological approaches to definition of the concept "technology of electronic training"//Bulletin of Maikop state technological university. 2013. Iss. 1. P. 36-39.
2. Avanesova T.P. Problem of vocational training of navy experts by means of computer technologies of training// Bulletin of the Adygh state university. Pedagogics and Psychology series. 2012. Iss. 4. 208 p.
3. Vedernikova E.G. Development of informative activity of students in the course of training and out-of-class activity through activization of thinking. M.: Eksmo, 2012.
4. Goydina N. A. Organization of independent classroom work of students. M: Exmo-Press, 2011.
5. Karpekin V. E. Control of independent work of students. M., 2012. 512 p.
6. Trofimova I.A. Pedagogics and psychology. Bases of independent work of students. SPb., 2013.