Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаранина Р.М.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью активации такой важной управленческой функции учебного заведения, как организация эффективной самостоятельной работы студентов в высшей медицинской школе и реализации ее личностно-развивающего потенциала. Цель статьи заключается в выявлении и изучении возможностей самостоятельной работы как важнейшего средства повышения уровня самостоятельности студента в познавательной деятельности. Авторами сформулированы представления об оптимальном педагогическом обеспечении развития навыков самостоятельной деятельности обучающегося, уточнены понятие и цели самостоятельной работы в условиях информатизации общества, признаки самостоятельности обучающегося в познавательной деятельности, предложены принципы ее руководства. Раскрыта сущность самостоятельной работы, детерминируемой как самоорганизуемая работа с элементами самоуправления, самомониторинга и самооценки и заключающейся в развитии самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности. Классифицированы уровни самостоятельности студентов в познавательной деятельности, принципы руководства и методические приемы организации и управления самостоятельной работой. Предложено определение самостоятельной работы как самоорганизуемой деятельности с элементами самоуправления, самомониторинга и самооценки. Доказана целесообразность применения системного подхода в вопросах организации самостоятельной работы студентов, учета преемственности в обучении и воспитании на всех этапах образовательного процесса. Статья предназначена для преподавателей учебных заведений;.результаты исследования могут служить критерием работы преподавателя, показателем творческого отношения к своей педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF SKILLS OF INDEPENDENT ACTIVITY OF THE STUDENT IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The relevance of the article is due to the need to activate such an important managerial function of an educational institution as the organisation of effective independent work of students at the higher medical school and the realization of its personality-developing potential. The aim of the article is to identify and study the possibilities of independent work as the most important means of increasing the level of student’s independence in cognitive activity. The authors formulated the idea of optimal pedagogical support for the development of the skills of independent activity of the student, clarified the concept and goals of independent work in the conditions of informatization of society, signs of independence of the student in cognitive activity, proposed the principles of its management. The essence of independent work determined as self-organized work with the elements of self-management, selfmonitoring and self-assessment and consisting in the development of students’ independence in cognitive activity is revealed. The levels of students’ independence in cognitive activity, principles of leadership and methodological techniques for organizing and managing independent work are classified. The definition of independent work as a self-organized activity with elements of self-management, self-monitoring and self-assessment is proposed. The expediency of applying a systematic approach to the organization of independent work of students, taking into account continuity in teaching and upbringing at all stages of the educational process is proved. The article is intended for teachers of educational institutions;.the results of the study can serve as a criterion for the work of a teacher, an indicator of a creative attitude to his pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА»

УДК 378

Педагогическое обеспечение развития навыков самостоятельной деятельности обучающегося в образовательном пространстве вуза

Pedagogical support for the development of skills of independent activity of the student in the educational space of the university

Гаранина Р.М., Самарский государственный медицинский университет,

CorolevaAnna@yandex. ru

Garanina R., Samara State Medical University, CorolevaAnna@yandex.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.150.6.014

Ключевые слова: высшая школа, самостоятельная работа студентов, познавательная активность, самостоятельность, педагогическое творчество.

Keywords: higher school, independent work of students, cognitive activity, independence, pedagogical creativity.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью активации такой важной управленческой функции учебного заведения, как организация эффективной самостоятельной работы студентов в высшей медицинской школе и реализации ее личностно-развивающего потенциала.

Цель статьи заключается в выявлении и изучении возможностей самостоятельной работы как важнейшего средства повышения уровня самостоятельности студента в познавательной деятельности.

Авторами сформулированы представления об оптимальном педагогическом обеспечении развития навыков самостоятельной деятельности обучающегося, уточнены понятие и цели самостоятельной работы в условиях информатизации общества, признаки самостоятельности обучающегося в познавательной деятельности, предложены принципы ее руководства.

Раскрыта сущность самостоятельной работы, детерминируемой как самоорганизуемая работа с элементами самоуправления, самомониторинга и самооценки и заключающейся в развитии самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности.

Классифицированы уровни самостоятельности студентов в познавательной деятельности, принципы руководства и методические приемы организации и управления самостоятельной работой.

Предложено определение самостоятельной работы как самоорганизуемой деятельности с элементами самоуправления, самомониторинга и самооценки.

Доказана целесообразность применения системного подхода в вопросах организации самостоятельной работы студентов, учета преемственности в обучении и воспитании на всех этапах образовательного процесса.

Статья предназначена для преподавателей учебных заведений;.результаты исследования могут служить критерием работы преподавателя, показателем творческого отношения к своей педагогической деятельности.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to activate such an important managerial function of an educational institution as the organisation of effective independent work of students at the higher medical school and the realization of its personality-developing potential.

The aim of the article is to identify and study the possibilities of independent work as the most important means of increasing the level of student's independence in cognitive activity.

The authors formulated the idea of optimal pedagogical support for the development of the skills of independent activity of the student, clarified the concept and goals of independent work in the conditions of informatization of society, signs of independence of the student in cognitive activity, proposed the principles of its management.

The essence of independent work determined as self-organized work with the elements of self-management, self-monitoring and self-assessment and consisting in the development of students' independence in cognitive activity is revealed.

The levels of students' independence in cognitive activity, principles of leadership and methodological techniques for organizing and managing independent work are classified.

The definition of independent work as a self-organized activity with elements of self-management, self-monitoring and self-assessment is proposed.

The expediency of applying a systematic approach to the organization of independent work of students, taking into account continuity in teaching and upbringing at all stages of the educational process is proved.

The article is intended for teachers of educational institutions;.the results of the study can serve as a criterion for the work of a teacher, an indicator of a creative attitude to his pedagogical activity.

Введение. Вопросы организации

самостоятельной работы студентов в высшей медицинской школе и реализации ее личностно-развивающего потенциала являются важной управленческой функцией учебного заведения и довольно часто обсуждаются в научном сообществе. В научной педагогической литературе рассматриваются вопросы классификации самостоятельной работы студентов, выбор форм, средств и методов ее организации (М.А. Данилов, Т.И. Гречухина, В.И. Меренков), принципы ее реализации (Н.А. Гетман, Л.И. Сукач, М.С. Сукач), роль, значение и эффективность самостоятельной работы в системе высшего профессионального образования (Б.Н. Гузанов, В.А. Курчатов, В.А. Ермаков).

Вместе с тем анализ множества научных публикации по организации самостоятельной работы студента позволяет утверждать, что вопросы педагогического обеспечения развития навыков самостоятельной деятельности в недостаточном объеме присутствуют в трудах современных исследователей. В публикациях по педагогике в незначительном количестве встречаются работы, в которых бы обсуждались вопросы интерпретации проблем освоения теоретических знаний в медицинском вузе, актуализации междисциплинарных связей, особенно их взаимосвязь с дисциплинами клинического цикла, что в совокупности способствует целостному восприятию, пониманию, усвоению учебного материала и формированию новых знаний.

Преподаватели теоретических дисциплин имеют многолетний опыт преподавательской деятельности, однако их знания в области практической медицины носят лишь ознакомительный характер; они затрудняются в приведении примеров из медицинской практики, доказывающих важность и необходимость химических знаний для будущего врача, обеспечивающих его грамотную тактику в лечебной деятельности. Ситуация еще более усугубляется, если преподаватель не имеет классического химического образования (провизоры, инженеры-химики), что

автоматически означает, что его знания в области педагогической науки ограничиваются

фрагментарными представлениями об основах методики преподавания химии, педагогики и психологии. Эти специальные знания крайне необходимы преподавателю теоретических дисциплин, поскольку они важны и необходимы для оптимизации педагогического общения, субъект-субъектного взаимодействия,

эффективности и результативности организации и проведения аудиторного занятия, организации и руководства самостоятельной работой студентов, их нацеливания на самостоятельную исследовательскую деятельность, обеспечения педагогического содействия в развитии навыков самостоятельной деятельности.

Негативно влияет на качество знаний будущего специалиста в области медицины и факт резкого сокращения академических часов на преподавание теоретических дисциплин. Так, если еще недавно дисциплину «химия» студенты изучали один год (2 семестра), то сегодня на изучение химии отводится полгода (1 семестр). Сокращение аудиторных часов на изучение химии, сжатое изучение химических основ функционирования живого организма, недостаточно продуманная внеаудиторная самостоятельная работа приводят к тому, что студент «бегло» заучивает весь материал, более 35% обучающихся не могут сдать зачет с первого раза, особенно это наблюдается во внебюджетных группах.

Необходимо отметить, что одной из причин слабой успеваемости являются такие факторы, как недостаточная и несвоевременная адаптация студента в образовательном пространстве вуза, проблемы с социализацией (особенно для иногородних студентов), снижение показателей успеваемости, отсутствие навыков

самообразования, психоэмоциональные

переживания. И хотя элементарные навыки самообразования осваиваются еще в школе, результат обучения не всегда зависит только от уровня владения этими умениями. Значимыми факторами являются уровни подготовки и включенности в самостоятельную деятельность, от которых зависят его успехи в учебной деятельности (успеваемость, качество знаний), способность и готовность к учебно-исследовательской деятельности (эксперимент, проект), учебно-профессиональной деятельности

(практические навыки и опыт), а затем уровень приобретенного клинического мышления и профессиональной компетентности, способность выстраивать оптимальную тактику лечения пациента.

Самостоятельная работа студентов, представляющая собой показатель

самоэффективности обучающегося, является важной составляющей образовательного процесса в высшей медицинской школе, поэтому вопросы ее организации и руководства остаются актуальными и требуют дополнительных исследований в условиях трансформирующегося общества. Злободневность проблемы

подчеркивается необходимостью решать такие задачи учебного процесса, которые «слишком сложны и многообразны, чтобы для их решения и оценки можно было применять только строгие однозначные формулировки закономерных положений с количественной характеристикой результатов» [1, с.112]. Задача преподавателя вуза - обеспечить педагогическое руководство самостоятельной деятельностью обучающихся, «активизировать творческий поиск обучающихся, побудить их к систематическому исследованию собственных путей решения проблемы [5, с. 116].

Цель нашей статьи заключается в выявлении и изучении возможностей самостоятельной работы как важнейшего средства повышения уровня самостоятельности студента в познавательной деятельности.

Методология исследования. В нашем исследовании мы руководствовались принципом детерминизма, поскольку все явления и процессы (в нашем случае - самостоятельная работа студентов), происходящие в образовательном пространстве вуза, находятся в причинно-следственной взаимосвязи с ранее происходившими явлениями и процессами; принципом сознательности и активности, нацеливающим обучающихся на осмысленное восприятие учебной информации; принципом планирования и организации самостоятельной работы студентов.

Основу нашего исследования составил системный подход, посредством которого мы рассматриваем самостоятельную работу студента как целостную, устойчивую совокупность методов, способов и средств, находящихся в тесной взаимосвязи и во взаимообусловленном состоянии, посредством оптимального применения которых появляется возможность направленного решения основной задачи педагогического коллектива - воспитание конкурентоспособного специалиста в

профессиональном сообществе, владеющего

базовыми навыками XXI века (умение концентрировать внимание и управлять им, творческие способности и креативность, цифровая грамотность и т.д.).

Полагаем, что подготовка будущего врача к работе в практическом здравоохранении, бесспорно, диктует необходимость

существенного пересмотра стратегии преподавания теоретических дисциплин как способа формирования учебно-

исследовательских и учебно-профессиональных компетенций, оптимизации и настройки когнитивного ресурса, раскрытия и интенсификации творческого потенциала. Отдельного внимания заслуживает вопрос создания условий, обеспечивающих развитие интеллектуальной мобильности, умения аналитически мыслить, способностей

целеполагания и планирования, готовности вести целенаправленную деятельность по

приобретению и углублению дополнительных знаний (включая междисциплинарные), интерпретированию и обобщению полученной информации, поиску новых технологий диагностики и лечения. У будущего специалиста должна выработаться привычка, потребность самообразовании, в самостоятельном повышении квалификации, совершенствовании

профессиональных компетенций, составляющих основу профессиональной культуры.

Существенная часть подготовки будущего специалиста должна быть отведена самостоятельной работе студентов, которой еще со времен А. Дистервега в дидактике придавалось и придается первостепенное значение.

«Совокупность методов непременно должна приводить к достижению всех целей обучения» [6, с.22], поэтому оптимальное использование всех форм и методов самостоятельной работы актуализирует успешное решение тех задачи, которые поставлены сегодня перед высшими медицинскими образовательными учреждениями. В целом же оптимально организованная самостоятельная работа студентов (учебно-методическое обеспечение, применение инновационных технологий, мотивация, нацеливание, консультирование, педагогическое сопровождение, мониторинг, способность к самореализации), создание ситуации успешности (самоэффективности) является педагогическим обеспечением развития навыков самостоятельной деятельности обучающегося, средством его самообучения и самообразования, формирования его субъектной позиции в учебно-профессиональной деятельности, развития устойчивой системы самоорганизации и

самоуправления, результатом которого становится приобретенная субъектом

возможность и способность удовлетворения собственных потребностей в социализации и самореализации в учебной и профессиональной деятельности, повышения уровня

профессиональной культуры, постижения основ профессионального мастерства, непрерывного образования в течение всей сознательной жизни, что особенно актуально и важно для будущего врача в условиях стремительной информатизации общества.

С одной стороны, высшая медицинская школа все еще следует парадигме традиционного образования, сущность которого по-прежнему сводится к простой передаче знаний от преподавателя к студенту (обучение), а с другой стороны, глобализация и информатизация общества, потребность в освоении смежных знаний, профессиональной переподготовке актуализируют задачу реализации парадигмы учения, требующей системного подхода к организации учебного процесса, повышению мобильности педагога в вопросах выбора технологий обучения, совершенствованию ресурсов управления самостоятельной деятельности студента, выработке концепции сбалансированной визуализации процессов освоения учебных дисциплин и приобретения навыков в сфере коммуникации, коммерциализации, цифровизации образования с целью формирования компетенций будущего специалиста, обеспечения его

конкурентоспособности в профессиональной среде.

Устранение обозначенного противоречия, по нашему мнению, возможно посредством организации самостоятельной работы, главное назначение которой - активизировать процесс обучения, стимулировать поисковую

деятельность обучающихся, обеспечить высокое качество обучения и его результативность, развитие творческих способностей обучающихся на основе современных технологий обучения: информационных, коммуникационных и телекоммуникационных технологий, технологии укрупнения дидактических единиц, технологии сжатия учебной информации, технологии блочного, проблемно-модульного обучения, технологии учебного проектирования, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала.

Все усилия педагогического коллектива в этом случае, соответственно, направлены на коренной пересмотр и изменение взглядов и подходов к содержанию, структуре и форматам

взаимодействия преподавателей и студентов в условиях, когда актуальность знаний быстро утрачивается, возникает необходимость его постоянного обновления, а также необходимость создания инновационного продукта (новые технологии обучения, новые формы передачи знаний, новое мышление педагога, новые представления о современном специалисте, новые концепции лечения различных заболеваний и т.д.).

Очевидно, что «преподавательский состав в целом (и каждый преподаватель в частности) должен воспринимать целостно, четко понимать и четко представлять, почему и как будет строиться деятельность по достижению обозначенного результата (то есть должно быть свое «ноу-хау»)» [10, с.754].

Мы убеждены, что вопросы организации самостоятельной работы студентов будут всегда актуальны, если рассматривать ее как важнейшее средство повышения познавательной активности и познавательной самостоятельности будущего специалиста. Именно в процессе самостоятельной работы наглядно проявляется творческая мотивация студента, способность обозначать цели и планировать результаты, способность к информационному поиску, отчетливо

вычерчивается индивидуальный стиль учебной и учебно-исследовательской деятельности. Кроме того, открываются широкие возможности для самоактуализация, самостоятельного решения проблем и задач, самоорганизации, самомониторинга, самоконтроля, саморегуляции, самоуправления и саморазвития. Динамику развития всех указанных качественных показателей становления будущего специалиста призван обеспечить педагог, к которому тоже предъявляются требования по таким критериям, как эффективность его деятельности, эволюционирующие показатели

интеллектуального развития, целостность, системность и гибкость мышления, творческая активность, «высокий темп реакции на возникающие изменения в современном образовании, лабильность, амбивертность; эмоциональная устойчивость, высокий уровень саморегуляции [4, с.144].

«Самостоятельная работа студента в медицинском вузе предоставляет каждому заинтересованному студенту способ

формирования профессионально-значимых и личностных качеств» [2, с.103]. Весомое значение приобретает фигура преподавателя, как одного из субъектов образовательного процесса, организатора творческого аспекта

самостоятельной работы обучающегося,

подразумевающей ее постоянный мониторинг, анализ и регулирование, выполняемой в сотрудничестве и сотворчестве. И.Я. Лернер писал, что «сущность взаимодействия в процессе обучения состоит в том, что обучающий прямо или косвенно детерминирует действия обучающихся, обусловливая необходимую в данной ситуации деятельность учения, которая зависит от цели обучения» [6, с.23]. Общеизвестно, что существует такой важный психологический фактор, как прямая корреляционная зависимость между

нацеливанием на приобретение знаний и результативностью обучения.

Наконец, «самореализация личности в большой мере зависит от освоенности опыта самостоятельности - это уже обозначение пути к совершенствованию своих возможностей. Путь обретения самостоятельности - это и есть путь эффективной самореализации личности» [7, с.21]. При организации самостоятельной работы особое внимание следует уделять важной (и вечной) «проблеме преемственности на всех этапах обучения, поскольку решение обозначенной проблемы отвечает конкретным целям обучения, способствует актуализации внутренней мотивации студента, повышению качества его самообразовательной деятельности» [2, с.97].

Одним из примеров оптимального подхода к преемственности в обучении в системе школа-вуз мы считаем применение такого методического приема, как определение исходного уровня знаний по химии в начале обучения в вузе. Студентам предлагается письменная работа из 10 заданий по основным темам школьного курса химии: свойства неорганических и органических веществ, строение атома, основы термохимии и кинетики, окислительно-восстановительные процессы, решение задач на определение концентрации раствора т.п. Оцениваются не только знания и умения студента, но и анализируются и обобщаются такие сведения, как: виды заданий и количество ошибок, допущенных при их выполнении, наибольшее число ошибок (указываются темы), темы, слабее всего усвоенные при изучении химии в среднем звене, слабо усвоенные разделы. Анализ полученных данных завершается выдачей индивидуальных рекомендаций каждому студенту.

Необходимым и важным качеством студента мы считаем умение грамотно и вдумчиво работать с научной литературой, например:

- умение вести научный поиск, анализировать и систематизировать информацию,

- ориентироваться в общем смысловом содержании и структуре текста научной статьи,

- выстраивать собственное мнение о теоретической значимости и практической целесообразности.

К сожалению, на момент начала обучения в вузе немногие студенты (11,5%) способны самостоятельно вести научный информационный поиск и лишь единицы из них (2,6%) имеют представление о структуре научного труда (реферат, статья).

Активная познавательная деятельность, выработка исследовательских навыков, умение четко и конкретно излагать свои мысли, рационально распределять время, стремление овладевать наиболее эффективными приемами самоконтроля и самоуправления - все перечисленные компетенции формируются в процессе выполнения учебно-исследовательских работ или проектов.

Наблюдающаяся в последнее время интенсификация учебного труда в условиях информатизации и цифровизации образования требует принципиального нового отношения к научной организации труда студентов. Соответственно, научно организованными, современными должны быть формы и методы работы преподавателей, способных не только самим погружаться в новую, более технологичную среду «обитания», приобретать конкретный набор постоянно

трансформирующихся навыков и

совершенствовать свои компетенции, но и обеспечивать формирование

квалифицированного и компетентного специалиста качественно нового уровня, с когнитивной способностью и готовностью к решению профессиональных задач.

Отдельного внимания требуют вопросы организации, мониторинга и управления самостоятельной работой студентов, в регулировании и решении которых мы руководствуемся следующими принципами:

- обеспечение условий самостоятельной работы студентов для проявления их творческого начала (новые технологии обучения, соответствующее учебно-методическое обеспечение, сотрудничество, сотворчество);

- управление самостоятельной работой студентов (мотивация, педагогическое содействие, мониторинг, контроль, моральное поощрение);

- регламентация всех самостоятельных заданий по объему и времени (четкое планирование, конкретные задачи, алгоритмизация действий, набор ассоциативных

ключевых слов, знаков, блоков, имеющих смысловое значение и способствующих быстрому и эффективному восприятию и запоминанию и т.д.);

- индивидуализация заданий, сокращение неравенства в доступе к информационным и цифровым технологиям.

Если рассматривать самостоятельную работу с позиции деятельностного подхода, то ее можно охарактеризовать как осознанный и относительно свободный труд, базирующийся на системе целенаправленных и интеллектуальных действий, подкрепленный внутренней мотивацией. Кроме того, в идеальном понимании самостоятельная работа студента детерминируется как самоорганизуемая работа с элементами самоуправления, самомониторинга и самооценки. В процессе самостоятельной работы студенты планируют и реализуют целый ряд последовательных и взаимосвязанных действий: целеполагание, постановка задач, достижение цели, решение поставленных задач и вложение личностного смысла в реализацию намеченных действий.

Многие исследователи считают

самостоятельную работу необходимым и значимым, специфическим способом

деятельности и рассматривают ее как средство формирования самостоятельности обучающихся, отмечая при этом ее деятельностный характер (С.И. Архангельский, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, А.К. Осницкий, П.И. Пидкасистый и др.). Например, П.И. Пидкасистый квалифицировал действия обучающегося, как универсальную форму выражения познавательной активности, детерминирующей общую структуру его деятельности [8, с. 69]. А.К. Осницкий считал, что «под деятельностью в собственном смысле этого слова имеется в виду целенаправленная преобразующая активность» [7, с. 31].

Научный интерес представляют также перспективные идеи интегрированного подхода к вопросам развития мотивации и волевой саморегуляции студентов, оптимальный уровень которых коррелирует с показателями самостоятельности в познавательной

деятельности.

Результаты и обсуждение результатов. В процессе организации и управления самостоятельной работой, как правило, мы используем три группы приемов:

- мотивационные: обозначение цели учебного занятия, намечаем перспективы учебно-воспитательной деятельности и прогнозируем возможные результаты;

- обучающие: конкретизация задач, мониторинг, коррекция направлений деятельности, инструктирование, создание проблемных ситуаций, насыщение информационной среды;

- стимулирующие: убеждение, дискуссия, расширение объема работы, усложнение элементов труда, одобрение, поощрение.

Для изучения и оценки умений и свойств самостоятельности мы провели обследование, процедура которого предусматривала анкетирование по таким вопросам, как способность к целеполаганию, упорядоченности деятельности, детализации действий.

Оценивались также инициативность и уверенность в действиях, способность к самостоятельной реализации планов на практике, способность работать автономно, способность к самоконтролю и самооценке, ответственность в делах и поступках, практичность и оптимальность действий (всего 12 критериев). Было опрошено 78 студентов (42 студента в контрольных группах и 36 в экспериментальных). Респондентам предлагалось выбрать один из трех ответов: «да», «иногда», «нет». Обработка анкетных данных (а также наблюдение, устные опросы, интервьюирование) позволила установить, что применение обозначенных нами приемов приводит к следующим результатам:

- создание позитивной атмосферы для сотрудничества педагога и студентов (рост в экспериментальной группе на 17% по сравнению с контрольной);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание условий, способствующих повышению мотивации, укреплению воли, сознательной дисциплины, самоактуализации, концентрации творческих сил студента (актуализация субъект-субъектных связей);

- увеличение познавательной активности (рост на 23%) и познавательной самостоятельности (рост на 21%);

- повышение качества усвоения материала (рост на 14%);

- создание комфортных условий в процессе обучения (формирование творческих групп, взаимные консультации, доклады об актуальности изучаемой темы).

Ведущим компонентом саморегуляции учебной деятельности студента и показателем его познавательной активности является

самостоятельность. Для изучения динамики развития самостоятельности обучающихся мы применили методику Т.Н. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». Для определения уровней самостоятельности мы проводили наблюдение, оценку успеваемости на начало и конец

эксперимента, тестирование в начале первого семестра и в конце учебного года. Для низкого уровня (мало выраженная активность в учении) самостоятельности характерны следующие признаки: студент выполняет только конкретные поручения и задания, инертен, мало инициативен, нуждается в систематическом контроле со стороны преподавателя. Средний уровень (с частичной поисковой активностью)

характеризует студента, умеющего решать поставленные задачи, стремящегося к репродуктивному подходу к учебе, способного к самостоятельному поиску необходимой информации, но нуждающегося в периодическом консультировании и контроле. Высокий уровень (продвинутая активность) отличает студента, способного ставить перед собой и решать познавательные задачи, вести самостоятельную

поисковую деятельность, инициативного, любознательного, целеустремленного,

нацеленного на конечный результат.

Мы наблюдали 6 групп студентов-первокурсников в течение учебного года: мониторинговым исследованием были охвачены 3 контрольные группы (52 студента) и 3 экспериментальные (54 студента). Студенты экспериментальных групп вовлекались в работу студенческих конференций, к выполнению учебно-исследовательских проектов, презентаций по различным учебным и воспитательным темам, к составлению учебных кейсов. Результаты исследования были тщательно

проанализированы, обобщены и в целом показали эффективность мероприятий, проведенных в экспериментальных группах, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Сравнительные результаты диагностики самостоятельности в познавательной деятельности

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

В начале учебного года В конце года В начале учебного года В конце года

чел. в % чел. в % чел. в % чел. в %

Высокий 6 11.54 7 13.46 7 12.96 12 22.22

Средний 38 73.08 37 71.15 39 72.22 37 68.52

Низкий 8 15.38 8 15.38 8 14.82 5 9.26

На основе результатов исследования можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе число студентов с высоким уровнем самостоятельности в познавательной

деятельности увеличилось на 9.26% (в контрольной - на 1.92%). Количество студентов с низким уровнем самостоятельности в экспериментальной группе уменьшилось на 5.56%, в то время как в контрольной группе позитивных изменений не произошло.

Эффективность мероприятий, проведенных в экспериментальных группах, доказывают их оптимальность и эффективность, а результаты исследования могут служить критерием работы преподавателя, показателем творческого отношения к своей педагогической деятельности.

Заключение. Проблема педагогического обеспечения развития навыков самостоятельной деятельности, повышения уровня

самостоятельности в познавательной

деятельности студентов является особенно актуальной в условиях в условиях глобальной информатизации и цифровизации.

Педагогическое обеспечение комфортных условий в процессе обучения, позитивной

атмосферы для сотрудничества педагога и студентов, условий, способствующих

повышению мотивации, укреплению воли, сознательной дисциплины, самоактуализации, концентрации творческих сил студента является одним из основных вопросов качественного образования.

Формирование компетенций достигается в условиях интенсификации учебно-

познавательной деятельности обучающихся, с соблюдением принципов научной организации труда педагогов и студентов и сопровождается увеличением познавательной активности и познавательной самостоятельности. Повышение уровня самостоятельности в познавательной деятельности происходит одновременно с развитием общеучебных и исследовательских навыков, со знанием методов и техники управления собственными личностными ресурсами, временем, а педагогические мероприятия, проведенные в экспериментальных группах, доказывают их оптимальность и результативность.

Очевидно, что педагогическое обеспечение процесса развития навыков самостоятельной

деятельности становится более эффективным, если оно подкрепляется усилиями всех участников педагогического процесса и

сопровождается пониманием своей субъектной роли в учении и профессиональной деятельности.

Литература:

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

2. Гаранина Р.М. Реализация личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза в процессе освоения теоретических дисциплин: дисс. ... канд. пед. наук / Р.М. Гаранина. - Уфа, 2012. - 256 с.

3. Гетман Н.А., Сукач Л.И., Сукач М.С. Организация самостоятельной работы студентов в образовательной среде медицинского вуза / Н.А. Гетман, Л.И. Сукач, М.С. Сукач // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 3. - С. 16-22.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону, 2007. - 384 с.

5. Куликова Е.В. Использование проектно-ориентированных методов при обучении студентов иностранному языку / Е.В. Куликова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2019. - № 1 (53). - С. 116-124.

6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1984. - 185 с.

7. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. - 232 с.

8. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пидкасистый. - 2-е издание, доп. и перераб. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.

9. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: учеб.-метод. пособие / А.В. Меренков, С.В. Куньщиков, Т.И. Гречухина, А.В. Усачева, И.Ю. Вороткова; под общ. ред. Т.И. Гречухиной, А.В. Меренкова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 80 с.

10. Garanina R.M. Technology of Pedagogical Assistance to the Formation of the Student as a Subject of the Educational Space // European Journal of Contemporary Education. 2020. 9(4). С. 751-772. DOI: 10.13187/ ejced.2020.4.751

References:

1. Arkhangelsky S.I. The educational process in higher school, its natural foundations and methods / S.I. Arkhangelsky. - M.: Higher school, 1980. - 368 p.

2. Garanina R.M. Realization of the personal development potential of independent work of students of a medical university in the process of mastering theoretical disciplines: diss. ... Cand. ped. Sciences / R.M. Garanina. -Ufa, 2012. - 256 p.

3. Getman N.A., Sukach L.I., Sukach M.S. Organization of independent work of students in the educational environment of a medical university / N.A. Getman, L.I. Sukach, M.S. Sukach // Pedagogical education in Russia. - 2014. - № 3. - S. 16-22.

4. Zimnyaya I.A. Educational psychology: a textbook for university students / I.A. Zimnyaya. - Rostov-on-Don, 2007. - 384 p.

5. Kulikova E.V. The use of project-oriented methods in teaching students a foreign language / E.V. Kulikova // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. - 2019. - № 1 (53). - S. 116-124.

6. Lerner I.Ya. Didactic foundations of teaching methods / I.Ya. Lerner. - M.: Pedagogika, 1984. - 185 p.

7. Osnitsky A.K. Psychological mechanisms of independence / A.K. Osnitsky. - M.; Obninsk: IG-SOCIN, 2010. - 232 p.

8. Pidkasisty P.I. Organization of educational and cognitive activity of students / P.I. Perky. - 2nd edition, add. and revised - M.: Pedagogical Society of Russia, 2005. -144 p.

9. Independent work of students: types, forms, assessment criteria: study guide. textbook / A.V. Merenkov, S.V. Kunshchikov, T.I. Grechukhina, A.V. Usacheva, I.Yu. Vorotkov; under total. ed. T.I. Grechukhina, A.V. Merenkov; Ministry of Education and Science Ros. Federation, Ural. Feder. un-t. - Yekaterinburg: Ural Publishing House. University, 2016. - 80 p.

10. Garanina R.M. Technology of Pedagogical Assistance to the Formation of the Student as a Subject of the Educational Space // European Journal of Contemporary Education. 2020.9 (4). S. 751-772. DOI: 10.13187 / ejced.2020.4.751

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Сведения об авторе:

Гаранина Резеда Мухаррамовна (г. Самара, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры медицинской химии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства образования Российской Федерации, e-mail: CorolevaAnna@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.