Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ПРОСТРАНСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ'

КОМПЛЕКСНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ПРОСТРАНСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНЫЕ КАЧЕСТВА / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SUBJECTIVITY / SUBJECTIVE QUALITIES / SUBJECTIVE POSITION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PEDAGOGICAL SUPPORT / MOTIVATION / PERSONAL POTENTIAL / SUBJECT-SUBJECTIVE INTERACTION / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаранина Резеда Мухаррамовна

Процесс формирования субъектной позиции обучающегося подчиняется определенным закономерностям, реализуется посредством конкретных механизмов, методов и способов деятельности педагогического коллектива по повышению уровня субъектности, воспитанию субъектных качеств обучающегося, приобретению основы для формирования профессиональной идентичности. В статье рассматриваются вопросы организации и управления процессом формирования субъектной позиции студентов медицинского вуза в пространстве самостоятельной работы. Проблема формирования субъектной позиции студентов особенно актуальна, поэтому автор предлагает комплекс педагогических условий, реализацию которых считает целесообразной, рациональной, необходимой и достаточной. Автор предлагает свою систему реализации педагогических условий, направленных на оптимизацию личностно-профессионального развития и воспитание активной, сознательной, деятельной, самостоятельно мыслящей, активной и ответственной личности, обеспечивающих успешность осуществляемой педагогической деятельности: диагностику субъектных качеств обучающегося (психолого-диагностические условия), способствующих оптимальной адаптации, социализации студента в профессионально-образовательном пространстве; формирование мотивационной сферы студента в образовательном пространстве вуза (мотивационные условия); мобилизация усилий, возможностей и способностей обучающегося на полноценное развитие личности, на повышение уровня его субъектности (субъектно-персонализированные условия) посредством современных образовательных технологий, например, метод кейсов, решение ситуационных задач, технологии проектной и исследовательской деятельности, игровые технологии, тематические чаты, тематические мастер-классы, телеконференции; организация самостоятельной работы студентов, в процессе которой актуализируется преобразовательно-поступательное развитие его субъектной позиции (организационно-управленческие условия). Совокупность предложенных педагогических условий позволяет оптимизировать процесс актуализации мотивационных способностей, личностно-профессионального развития, обеспечивает приращение субъектного потенциала и направлен на достижение конечного результата - формирование субъектной позиции студента в пространстве самостоятельной работы в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX REALIZATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE SUBJECT POSITION OF THE STUDENT IN THE SPACE OF INDEPENDENT WORK

The process of formation of subjective position of a student is subject to certain laws implemented through specific mechanisms, methods and ways of the teaching staff to improve the level of subjectivity, raising the subjective qualities of the student, the acquisition of bases for the formation of professional identity. The article deals with the organization and management of the process of formation of the subjective position of medical students in the space of independent work. The problem of formation of the subject position of students is particularly relevant, so the author offers a set of pedagogical conditions, the implementation of which is considered appropriate, rational, necessary and sufficient. The author proposes his system of realisation of pedagogical conditions aimed at optimizing the personal and professional development and education of active, conscious, active, self-thinking, active and responsible person, to ensure the effectiveness of the implemented educational activities: diagnosis of the subjective qualities of the student (psycho-diagnostic conditions), promoting optimal adaptation, socialization of the student in the vocational educational space; formation of the motivational sphere of the student in educational space of the University (motivational conditions); mobilization, opportunities and abilities of the student to full development of personality, improvement of the level of his subjectivity (subjective / personalized conditions) by means of modern educational technologies, for example, case study, problem solving, technology design and research activities, gaming technology, chat rooms, thematic workshops, teleconferences; organization of independent work of students, in the process of which the transformative and progressive development of its subject position (organizational and managerial conditions) is updated. The set of the proposed pedagogical conditions allows to optimize the process of actualization of motivational abilities, personal and professional development, provides an increment of the subject potential and is aimed at achieving the final result-the formation of the subject position of the student in the space of independent work in higher education.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ПРОСТРАНСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

УДК 378.14

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0009

КОМПЛЕКСНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ПРОСТРАНСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

© 2020

SPIN: 2811-2978

AuthorlD: 670845

ORCID: 0000-0002-5827-3269

Гаранина Резеда Мухаррамовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей, бионеорганической и биоорганической химии Самарский государственный медицинский университет (443099, Россия, Самара, ул Чапаевская, 89, e-mail: CorolevaAnna@yandex.ru)

Аннотация. Процесс формирования субъектной позиции обучающегося подчиняется определенным закономерностям, реализуется посредством конкретных механизмов, методов и способов деятельности педагогического коллектива по повышению уровня субъектности, воспитанию субъектных качеств обучающегося, приобретению основы для формирования профессиональной идентичности. В статье рассматриваются вопросы организации и управления процессом формирования субъектной позиции студентов медицинского вуза в пространстве самостоятельной работы. Проблема формирования субъектной позиции студентов особенно актуальна, поэтому автор предлагает комплекс педагогических условий, реализацию которых считает целесообразной, рациональной, необходимой и достаточной. Автор предлагает свою систему реализации педагогических условий, направленных на оптимизацию личностно-профессионального развития и воспитание активной, сознательной, деятельной, самостоятельно мыслящей, активной и ответственной личности, обеспечивающих успешность осуществляемой педагогической деятельности: диагностику субъектных качеств обучающегося (психолого-диагностические условия), способствующих оптимальной адаптации, социализации студента в профессионально-образовательном пространстве; формирование мотивационной сферы студента в образовательном пространстве вуза (мотивационные условия); мобилизация усилий, возможностей и способностей обучающегося на полноценное развитие личности, на повышение уровня его субъектности (субъектно-персонализированные условия) посредством современных образовательных технологий, например, метод кейсов, решение ситуационных задач, технологии проектной и исследовательской деятельности, игровые технологии, тематические чаты, тематические мастер-классы, телеконференции; организация самостоятельной работы студентов, в процессе которой актуализируется преобразовательно-поступательное развитие его субъектной позиции (организационно-управленческие условия). Совокупность предложенных педагогических условий позволяет оптимизировать процесс актуализации мотивационных способностей, личностно-профессиональ-ного развития, обеспечивает приращение субъектного потенциала и направлен на достижение конечного результата - формирование субъектной позиции студента в пространстве самостоятельной работы в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: субъектность, субъектные качества, субъектная позиция, педагогические условия, педагогическая поддержка, мотивация, личностный потенциал, субъект-субъектное взаимодействие, самостоятельная работа студентов, личностно-ориентированные технологии.

COMPLEX REALIZATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE SUBJECT POSITION OF THE STUDENT IN THE SPACE OF INDEPENDENT WORK

© 2020

Garanina Rezeda Muharramovna, PhD in Pedagogy, Docent at Department of General, bioinorganic and bioorganic chemistry Samara State Medical University (443013, Russia, Samara, Chapaevskaya str., 89, e-mail: CorolevaAnna@yandex.ru)

Abstract. The process of formation of subjective position of a student is subject to certain laws implemented through specific mechanisms, methods and ways of the teaching staff to improve the level of subjectivity, raising the subjective qualities of the student, the acquisition of bases for the formation of professional identity. The article deals with the organization and management of the process of formation of the subjective position of medical students in the space of independent work. The problem of formation of the subject position of students is particularly relevant, so the author offers a set of pedagogical conditions, the implementation of which is considered appropriate, rational, necessary and sufficient. The author proposes his system of realisation of pedagogical conditions aimed at optimizing the personal and professional development and education of active, conscious, active, self-thinking, active and responsible person, to ensure the effectiveness of the implemented educational activities: diagnosis of the subjective qualities of the student (psycho-diagnostic conditions), promoting optimal adaptation, socialization of the student in the vocational educational space; formation of the motivational sphere of the student in educational space of the University (motivational conditions); mobilization, opportunities and abilities of the student to full development of personality, improvement of the level of his subjectivity (subjective / personalized conditions) by means of modern educational technologies, for example, case study, problem solving, technology design and research activities, gaming technology, chat rooms, thematic workshops, teleconferences; organization of independent work of students, in the process of which the transformative and progressive development of its subject position (organizational and managerial conditions) is updated. The set of the proposed pedagogical conditions allows to optimize the process of actualization of motivational abilities, personal and professional development, provides an increment of the subject potential and is aimed at achieving the final result-the formation of the subject position of the student in the space of independent work in higher education.

Keywords: subjectivity, subjective qualities, subjective position, pedagogical conditions, pedagogical support, motivation, personal potential, subject-subjective interaction, independent work of students, personality-oriented technologies.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Отличительной особенностью отечественной высшей медицинской школы является достаточно высокая эффектив-

ность системы здравоохранения при крайне ограниченном финансировании, высокий уровень квалификации медицинских кадров и их высокая самоотдача в благородном деле сохранения здоровья нации. Медицинское

Garanina Rezeda Muharramovna

COMPLEX REALIZATION OF PEDAGOGICAL ..

образование в России продолжает оставаться одним из самых качественных в мире благодаря работе квалифицированного профессорско-преподавательского состава, разнообразию и широкому выбору программ по подготовке специалистов в областях, смежных с медициной, например, физиологии, медицинской психологии, медицинской физики, биохимии, фармакологии, генетики, энтомологии, эмбриологии, фармацевтики, зоологии, лечебной физкультуре, судебной экспертизе и биологии. Вместе с тем сегодня актуальны не только задачи обновления целей, содержания, используемых технологий обучения, воспитания и развития личности, но и задачи совершенствования организации медицинского образования на всех уровнях.

Очевидно, что субъектность студента продолжает свое развитие в процессе обучения в высшем учебном заведении, а результатом его следует считать сформированные субъектные характеристики и сформированную субъектную позицию.

Формирование субъектной позиции - это длительный и сложный процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, в его мировоззрении, в стремлении получить более глубокие знания по определенной специальности и приобрести практический опыт в овладении основами профессиональной культуры. При организации и управлении процессом формирования субъектной позиции студента медицинского вуза в пространстве самостоятельной работы следует руководствоваться основным принципом педагогики - принципом максимально результативного повышения научной компетентности обучающихся и достижения ими максимально возможной степени научной компетентности, понимаемой как уровень их научного развития.

Формирование субъектной позиции представляет собой закономерно обусловленное, внутренне необходимое и прочувственное субъектом приобретение деятельно-смысловой устойчивости внешнего и внутреннего содержания, качественное самоизменение, ориентированное на определенную конечную цель и воплощение в некий законченный профессиональный образ, результатом которого становится самоэффективность и стремление к достижению вершин профессионального мастерства. Сформированная субъектная позиция позволяет студенту осознанно, разумно и в полной мере использовать все ресурсы современного высшего образования, а в дальнейшем развивать и совершенствовать свою субъектность, обеспечивая приращение субъектного потенциала в процессе своего профессионального и личностного развития. Именно поэтому проблема формирования субъектной позиции студентов особенно актуальна в настоящее время, и об этом свидетельствует появление целого ряда педагогических исследований, посвященных данной проблематике.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Отдельные вопросы формирования субъектной позиции исследованы в диссертационных работах, монографиях, научных статьях и посвящены: формированию субъектной позиции студентов педагогических вузов (А.Г. Гогоберидзе, А.С. Лебедев), студентов языкового вуза (Н.А. Пронина) и неязыкового вуза (Н.А. Иванцова), курсантов (Н.В. Щукина), учителя (Г.И. Аксенова, А.М. Трещев), в процессе изучения дисциплин педагогического цикла (Н.Е. Стенякова), в процессе проектирования образовательной деятельности (П.В. Киселёва, И.Ю. Малкова), в процессе последипломного образования (Е.В. Акулинина), в процессе профессионализации (Т.Д. Барышева, С.Н. Бегидова).

Большинство исследователей рассматривают субъектную позицию обучающегося как «источник его внутренней личностной активности, ответственности и са-

мостоятельности» [1, с. 157], как характеристику личности (Н.В. Дудина, Н.С. Скрыпник), «активную преобразовательную стратегию личности» [2, с. 95], как «аксиологическую позицию личностной и профессиональной самоорганизации» [3, с. 60], «предпосылку и показатель личностно-профессионального становления» [4, с. 10].

Формирование целей статьи (постановка задания). Мы считаем, что процесс формирования субъектной позиции обучающегося подчиняется определенным закономерностям, реализуется посредством конкретных механизмов, методов и способов деятельности педагогического коллектива по повышению уровня субъектности, воспитанию субъектных качеств обучающегося, приобретению основы для формирования профессиональной идентичности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для обеспечения результативности процесса формирования субъектной позиции, на наш взгляд, необходима реализация педагогических условий, направленных на оптимизацию личностно-профессионального развития и воспитание активной, сознательной, деятельной, самостоятельно мыслящей, активной и ответственной личности, обеспечивающих успешность осуществляемой педагогической деятельности и представляющих собой такие компоненты педагогической системы, которые не только отражают совокупность возможностей образовательной, информационной, учебно-исследовательской и материальной пространственной среды, но и детерминируют ее процессуальный, содержательный, субъектно-ролевой аспекты и обеспечивают эффективное функционирование и поступательное развитие.

Педагогические условия «представляют собой совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, которые должны обеспечить достижение обучающимися необходимого уровня саморазвития, самоорганизации для формирования их субъектной позиции в решении стоящих перед ними проблем» [5, с. 8]. Некоторые авторы трактуют педагогические условия как «один из компонентов педагогической системы, который отражает совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы, и обеспечивает её эффективное функционирование и развитие» [6, с. 11]. Что касается методологической позиции преподавателя, то она проявляется «при определении путей преодоления эффекта личностного диссонанса и при выборе направления проектирования педагогического процесса в целом» [7, с.85].

Запуск процессов поступательного развития субъ-ектности обучающегося и их результативность, модернизация способов приобретения знаний, трансформация сознания, отношения к учебной и учебно-исследовательской деятельности, движение процессов, обеспечивающих любые позитивные изменения, в значительной степени зависят от активности самого студента, уровня его мотивации, степени его целеустремленности и, несомненно, от его способностей и интеллекта. Основными движущими силами такого педагогического процесса мы считаем противоречия между усложняющимися требованиями и возможностями обучающихся, между собственным субъектным опытом студента и научными данными, между уже приобретенным уровнем знаний и компетенциями, которыми предстоит овладеть, между знанием и умением его применять на практике.

В качестве первого педагогического условия (Таблица) мы рассматриваем диагностику субъектных качеств обучающегося (психолого-диагностические условия), способствующих оптимальной адаптации, социализации студента в профессионально-образовательном пространстве и формированию его субъектной позиции. Методика диагностики сформированности субъектных качеств представляет собой мониторинг учебно-познавательной деятельности и учебно-профессиональной

деятельности обучающегося, позволяющий проводить умозаключение о динамике поступательно-преобразовательного изменения его познавательной самостоятельности, деятельной активности, адаптации, социализации, степени приращения субъектного потенциала. Диагностике подвергаются уровни мотивации, активности, инициативности, самостоятельности, волевых усилий, интеллектуальные способности, способность к адекватной самооценке, важнейшие личностные качества, способность к творческой деятельности, креативность, коммуникативные свойства. «Профессионально значимые личностные качества и компетенции студентов, формируемые на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении, нуждаются в планомерном отслеживании и оценке, что необходимо для подтверждения готовности студента к профессиональной деятельности и своевременной корректировки индивидуального образовательного маршрута» [8, с. 27].

Для реализации данного педагогического условия мы применяем такие методы педагогического исследования, как наблюдение, беседа, анкетирование, вовлечение студентов в учебно-исследовательскую деятельность (помогает студенту «раскрыться», проявить свои способности), педагогический эксперимент. Хорошим подспорьем служит анализ продуктов учебного труда студентов, продуктов их творчества (доклады, рецензии, рефераты, статистические выкладки, проекты, прикладные исследования медицинского профиля), тестирование.

Таблица 1 - Педагогические условия формирования субъектной позиции студента в пространстве самостоятельной работы

Педагогическое условие

1

Психолого-диагностические условия (диагностика субъектных качеств обучающегося)

Мотиваци-онные условия (формирование мотивацион-ной сферы студента в образовательном пространстве вуза)

Методы педагогического исследования и воздействия

2

- наблюдение, беседа, анкетирование, вовлечение студентов в учеб-но-иссле-довательскую деятельность;

- педагогический эксперимент;

- анализ продуктов учебного труда студентов, продуктов их творчества (док-лады, рецензии, рефераты, ста-тисти-ческие выкладки, проекты,прикладные исследования медицинского профиля);

- мониторинг;

- тестирование

-выявление факторов, влияющих на результативность учебно-профес-сио-нальной мотивации;

- изучение особенностей мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов первого курса (наблюдение, опросы, психологические тесты), анализ полученных результатов;

- мониторинг динамической мотивационной характеристики субъектной позиции студента;

- определение моти-вационного профи-ля студента;

- составление «мотиваци-онной карты»;

- выработка методических рекоменда-ций

Результаты воздействия

- появляется возможность изучения когнитивных потребностей и потребностей в саморазвитии, субъектных характеристик, воздействия на процессы самообучения и саморегуляции, возможность актуализации процесса саморазвития личности обучающегося;

- вырабатывается механизм для оценки этапов развития субъекта (эволюционирование), самооценки субъектных

- способствует развитию необходимых компетенций;

- предопределяет мотиваци-онную готовность будущего специалиста к достижению должного уровня компетентности, самоопределению в профессиональном сообществе, к актуализации субъектной позиции;

- мотивация является побуждающим факто-ром и основой самостоятельной учебной, учебно-исследовательской, учебно-профессиональной деятельности будущего специалиста, а его мотивационными характери-сти-ками можно управлять;

- открываются возможности для влияния на результативность обучения и повышение его эффективности;

- возрастает уровень ответственности за активную позицию в учении и личностном раз-витии, актуализируется способность к самопознанию и саморазвитию;

- мотивация является проявлением субъектности, обеспечивает развитие субъектности и способствует формированию субъектной позиции обучающихся

Субъектно-персонализированные условия (ориентация образовательного пространства на мобилизацию усилий и реализацию возможностей и способностей обучающегося, на полноценное развитие его личности, на повышение уровня его субъект-но-сти, развитие профессионально-личностных качеств будущего специалиста, формирование субъектной позиции студентов)

Организационно-управленческие усло-вия (организация самостоятельной работы студентов, в процессе которой актуа-лизи-руется преобразовательно-поступательное развитие его субъектной позиции)

реализация комплекса мер по индивидуализации и персонализации образования:

- индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория;

- актуализация межличностного пространства (более эффективное субъект-субъектное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество);

- развитие ценностно-смысловой направленности личности (удовлетворение образовательных потребностей личности, применение технологий проблемного, активного, эвристичного обучения, реализация принципа гибкости и вариативности организации содержания образования, вовлеченность в учебно-исследовательскую деятельность);

- совершенствование информационно-образовательной среды вуза на основе электронных ресурсов;

- применение аппаратно-программных комплексов,

- внедрение симуляцион-ных технологий;

- применение современных образовательных технологий (метод кейсов, технологии проектной

и исследовательской деятельности, игровые технологии, тематические чаты, тематические мастер-классы, телеконференции)

- применение новейших технологий и методик преподавания (кейс-метод, деловые игры);

- систематическое вовлечение студентов в процесс подготовки к семинарскому и практическому занятиям;

- представление возможности для проявления самостоятельности действий при решении учебно-профессиональных задач;

- организация студенческого самоуправления в процессе самостоятельной работы;

- сотрудничество и сотворчество преподавателя и студента в реализации таких действий, как постановка целей, планирование, анализ, оценка результата самостоятельной деятельности (создание тактики содействия, социального партнерства);

- воспитание рефлексии

- реализуется возможность использования учебных моделей различной сложности, бо-лее эффективного освоения лечебной тактики;

- создаются условия для объективной оценки практических навыков;

- актуализируется формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся и перспективное инвестиционное направление в медицинское образование;

- реализуются возможности и способности студента, например, умение эффективно на-ходить, оценивать и применять информацию и опыт общения для успешного включения в разнообразные виды деятельности и субъект-субъектных отношений;

- реализуется система условий, влияющих на формирование личности, актуализируется социально обусловленный характер об-разо-вания;

- формируется информационная и коммуникационная компетентность;

- создаются условия для формирования субъектной позиции обучающегося

- создается возможность для проявления инициативы, творческого начала,

- поддерживается и развивается познавательная активность и познавательная самостоятельность студентов,

- возрастает и стимулируется мотивация;

- актуализируется проектирование позитивного начала в деятельности, воспитание веры в себя;

- происходит освоение теоретических знаний и овладение практическим опытом и опытом клинического мышления,

- приобретается социальный опыт;

- более глубоко усваивается учебный материал, формируются прочные знания по выбранной теме (учебной, учебно-исследовательской);

- наблюдается рост и совершенствование личностных качеств, рефлексивного опыта;

- обеспечивается приращение субъектного потенциала;

- вырабатывается стремление к непрерывному самообразованию, которое становится потребностью в течение всей жизни

Очень важна, по нашему мнению, организация субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, при котором общение строится на принципах диалога, а совместная деятельность выстраивается на основе сотрудничества, в процессе которого также появляется возможность изучения субъектных характеристик, воздействия на процессы самообучения и саморегуляции, возможность актуализации процесса саморазвития личности обучающегося.

Второе педагогическое условие (таблица 1) - формирование мотивационной сферы студента в образовательном пространстве вуза (мотивационные условия), на наш взгляд, является не только и не просто важным, а

3

Garanina Rezeda Muharramovna

COMPLEX REALIZATION OF PEDAGOGICAL ..

определяющим, ведущим, поскольку мотивация является побуждающим фактором, «запускным механизмом» [9, с. 219], детерминантой и основой самостоятельной учебной, учебно-исследовательской, учебно-профессиональной деятельности будущего специалиста.

Учебно-профессиональная мотивация студента позволяет развить необходимые компетенции, находится в прямой зависимости от его субъектных характеристик и предопределяет мотивационную готовность будущего специалиста к достижению должного уровня компетентности, самоопределению в профессиональном сообществе, к актуализации субъектной позиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе формирования мотивационных характеристик обучающегося мы ориентируемся на принципы компетентностного обучения (формирование субъектного опыта самостоятельного решения проблем организационного, коммуникативного, познавательного, нравственного характера). Мотивационными характеристиками можно управлять, и это предоставляет широкие возможности для влияния на результативность обучения и повышение его эффективности, поскольку без мотивации в принципе невозможна какая-либо осмысленная деятельность.

Так как мотивация обучающегося представляет собой динамический процесс психологического самоуправления поведением, то мы рассматриваем ее как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов субъектных характеристик (самопознание, целенаправленность, самоорганизация, самообучение, самомониторинг, самооценка, самопрезентация). Наличие позитивной мотивации обусловливает ответственность за активную позицию в учении и личностном развитии, побуждает к самопознанию и саморазвитию, является проявлением субъектности, поэтому особую актуальность приобретает задача исследования учебно-профессиональной мотивации студентов, выявления факторов, влияющих на результативность учебно-профессиональной мотивации, определения мотивационно-го профиля обучающегося как важной векторной составляющей его субъектной позиции.

Для решения данной задачи мы изучаем особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов первого курса (наблюдение, опросы, психологические тесты), проводим анализ полученных результатов, осуществляем мониторинг динамической мотива-ционной характеристики субъектной позиции студента, определяем мотивационный профиль студента-первокурсника, что позволяет нам составлять «мотивацион-ную карту», разрабатывать методические рекомендации по повышению уровня мотивации будущего специалиста, достижению результативности его самоорганизации в образовательном пространстве вуза, становлению его субъектной позиции. Включение студентов в модельно-проектировочную деятельность, применение интерактивных технологий (кейс-метод) и привлечение самих студентов к ее реализации (составление учебных кейсов), участие в грантрайтингах являются, на наш взгляд, весьма эффективными способами повышения учебно-профессиональной мотивации, поскольку направлены на обеспечение развития субъектности и формирования субъектной позиции обучающихся. Обучение на основе кейс-метода позволяет студенту приобрести навыки решения учебно-исследовательских задач с опорой на современные методы анализа информационных и статистических данных, способствует повышению мотивации к учебной и учебно-исследовательской деятельности, способствует развитию таких качеств, как мобильность, самостоятельность, ориентация на конечный результат. Мы считаем, что кейс-метод может и должен применяться при изучении не только теоретических, но и клинических дисциплин, а также для организации практических занятий с использованием междисциплинарных связей. Возможности кейс-метода мало изучены, но уже сейчас можно говорить, что они достаточно широки и объемны

[10, с. 16].

Третье педагогическое условие (Таблица) - ориентация образовательного пространства на мобилизацию усилий и реализацию возможностей и способностей обучающегося, на полноценное развитие личности, на повышение уровня его субъектности (субъектно-персо-нализированные условия), развитие профессионально-личностных качеств будущего специалиста, формирование субъектной позиции студентов. Подтверждение нашим мыслям находим у П.П. Блонского, который писал: «Мы не хотим научить студента «всему», но мы хотим научить его самообразованию, научить его самостоятельно в течение всей его будущей жизни, когда при нём не будет ни лекторов, ни преподавателей, изучить все, что ему нужно» [11]. Особого внимания заслуживают вопросы реализации комплекса мер по индивидуализации и персонализации образования: индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория (позволяет учитывать образовательные запросы обучающихся, уровень развития их познавательных возможностей, способствует более полному раскрытию и проявлению личностного потенциала), актуализация межличностного пространства (более эффективное субъект-субъектное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество), развитие ценностно-смысловой направленности личности (удовлетворение образовательных потребностей личности, применение технологий проблемного, активного, эвристичного обучения, реализация принципа гибкости и вариативности организации содержания образования, вовлеченность в учебно-исследовательскую деятельность).

Данное педагогическое условие реализуется нами с опорой на личностный потенциал обучающихся (интеллект, активность, стремление к знаниям, способность к творчеству, инициативность, самостоятельность), раскрытие которого происходит в пространстве самостоятельной работы при решении учебно-профессиональных задач. Необходимо, чтобы субъект-субъектное взаимодействие педагога со студентом строилось на основе равноправного сотрудничества, партнерства, диалога, что позитивно влияет на мобилизацию усилий по повышению уровня субъектности обучающегося и развитию профессионально-личностных качеств будущего специалиста [12].

Совершенствование информационно-образовательной среды вуза на основе электронных ресурсов, применение аппаратно-программных комплексов, внедрение симуляционных технологий при обучении студентов в центрах практических навыков основаны на реалистичном моделировании, позволяют использовать учебные модели различной сложности, более эффективно осваивать лечебную тактику, создают условия для объективной оценки практических навыков, воспитывают познавательный интерес, способствуют быстрому и органичному «погружению» в профессию, т.е. являются средством формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся и перспективным инвестиционным направлением в медицинском образовании. Для реализации возможностей и способностей обучающихся важное значение имеет применение современных образовательных технологий, например, метод кейсов, решение ситуационных задач, технологии проектной и исследовательской деятельности, игровые технологии, тематические чаты, тематические мастер-классы, телеконференции.

Значимыми возможностями образовательной среды является ее обеспеченность: материальными ресурсами (традиционные библиотечные ресурсы, средства информирования, электронные архивы, компьютерные сети), информационными ресурсами (средства и методы поиска информации, поисковые системы, каталоги, глоссарии), коммуникационными ресурсами (средства общения и взаимодействия преподавателей и студентов, средства коммуникации). Информационная и коммуни-

кационная грамотность студентов является начальным уровнем и базовой основой для формирования информационной и коммуникационной компетентности и включает в себя совокупность компетенций и поведенческих качеств обучающегося, которые позволяют ему эффективно находить, оценивать и применять информацию и опыт общения для успешного включения в разнообразные виды деятельности и субъект-субъектных отношений.

Совокупность всех возможностей образовательной среды, как специального организованного целенаправленного процесса формирования личности, представляет собой систему условий, влияющих на формирование личности, детерминирует развитие всех ее участников, актуализирует социально обусловленный характер образования, создает условия для формирования субъектной позиции обучающегося.

В качестве четвертого педагогического условия (Таблица) мы выбрали организацию самостоятельной работы студентов, в процессе которой актуализируется преобразовательно-поступательное развитие его субъектной позиции (организационно-управленческие условия). Данное педагогическое условие предполагает организацию самостоятельной работы студентов, в процессе которой применяются новейшие технологии и методики, достигается высокий уровень самостоятельности при решении учебно-профессиональных задач, самоуправления и актуализируется преобразовательно-поступательное развитие его субъектной позиции.

Для реализации указанного педагогического условия необходима педагогическая поддержка (термин, предложенный О.С. Газманом), которая оказывается систематически, целенаправленно и подразумевает привлечение и вовлечение студентов в активную самостоятельную деятельность, помощь в преодолении возникающих трудностей (например, связанные с процессом адаптации, социализации, установлением межличностных взаимоотношений) и препятствий в учении (поддержка уровня мотивации, успешное продвижение по образовательной траектории) и формировании его субъектной позиции (стремление к достижениям в учебе, способность к самообучению и саморазвитию, авторский взгляд на перспективы профессионального самоопределения и развития); она предусматривает сотрудничество преподавателя и студента в реализации таких действий, как постановка целей, планирование, анализ, оценка результата, воспитание рефлексии, которые необходимы для формирования психологической устойчивости для самостоятельного преодоления трудностей в будущем. При этом важное значение имеет выстраивание тактики содействия обучающемуся, социального партнерства, ситуации вариативности действий, успеха, одобрения, проектирования позитивного начала в деятельности, воспитания веры в себя, умения отстаивать собственное мнение, т.е. применение всего комплекса мер (методы, технологии, средства), способствующих повышению образовательного и воспитательного потенциала субъектов образовательного процесса, который, в свою очередь, следует рассматривать, считает Л.Г. Тюрина, «не только как получение общих и специальных (профессиональных) знаний, но и как средство для решения практических задач, в т.ч. важных для самой личности (поступление в вуз, карьерный рост, конкурентоспособность на рынке труда и др.)» [13, с. 54].

Педагогическая поддержка, по мнению Н.М. Борытко, «предполагает большую инициативу педагога в оказании помощи» и, вместе с тем, «большую субъ-ектность воспитанника», и представляет собой стратегию совместного определения интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей студента и «способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию» [14, с.13]. Важную роль в обеспечении эффективности педагогической поддержки играет личность преподавателя высшей школы,

его субъектные качества и творческий потенциал, его готовность к профессионально-педагогической деятельности, к саморазвитию и самосовершенствованию. В процессе самостоятельной работы для студентов создается возможность для реализации выдвигаемых ими инициатив, проявления творческого начала; поддерживается и развивается их познавательная активность и познавательная самостоятельность, возрастает и стимулируется мотивация, а это является одним из значимых педагогических условий формирования субъектной позиции студентов. Например, А.Ф. Амиров считает, что самостоятельная работа - это «важнейшее средство повышения профессионально-познавательной активности будущих врачей», «оптимальное средство обучения и развития» [15, с. 184]. В создавшихся условиях студенту отводится роль активного субъекта образовательного процесса, усвоившего примеры саморазвития, самообразования, самоуправления и самооценки, а преподавателю - роль менеджера. При выполнении самостоятельной работы нами преимущественно использовались активизирующие методы обучения; знания соответствовали статусу университета и касались не только вопросов теоретических дисциплин, но и вопросов медицины, здравоохранения, а также социальной сферы, личной жизни [16].

Решение задачи по раскрытию профессионального и личностного потенциалов студента как субъекта образовательного процесса проводилось посредством личност-но ориентированных технологий развития творческого потенциала студентов (развитие интеллектуальных и познавательных способностей, индивидуальные программы т.д.) и профессионально важных качеств будущего врача, а также через формирование компетенций. Согласимся с мнением исследователей А.Ф. Амировым и Л.А. Амировой в том, что «многогранная и разносторонняя природа личности предполагает и обуславливает использование в образовательном процессе вуза всего многообразия видов деятельности, совокупное единство которых призвано обеспечить позитивные сдвиги как в социальной, так и в личностной сфере студента на пути к профессиональному становлению» [17, с. 112].

Для обеспечения успешности раскрытия личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы мы использовали в учебном процессе активные методы обучения, основанные на реальных ситуациях, возникающих в практике деятельности медицинского работника. Реализация такого подхода требовала применения профессионально и личностно ориентированных ситуаций, упражнений, задач с медицинским содержанием, задач с применением кейс-метода, деловых игр, выработка решений которых шла с привлечением метазнаний (проблемное обучение, междисциплинарное обучение), что инициировало развитие профессиональных потенциальных возможностей обучаемых. Активизация деятельности студентов происходила в процессе подготовки к семинарскому и практическому занятиям (самостоятельный поиск и анализ учебного материала, его систематизация, составление вопросов, тестов, формулирование выводов, применение методов математической статистики, составление таблиц, презентация рефератов, докладов). Участие в подобных проектах стимулирует познавательную активность и познавательную самостоятельность, обеспечивает приращение субъектного потенциала.

Среди личностно ориентированных технологий особое внимание мы уделили применению деловых игр и кейс-методу. Деловая игра моделирует предметное и социальное содержание профессиональной медицинской деятельности, передает основные закономерности лечебного процесса на материале учебно-профессиональных ситуаций, максимально приближена к реальной деятельности лечебного учреждения за счет создания моделей профессиональных отношений, позволяет приобретать социальный опыт, опыт клинического мышления; в процессе игровой деятельности происходит пере-

Garanina Rezeda Muharramovna pedagogical

COMPLEX REALIZATION OF PEDAGOGICAL ... sciences

вод теоретических знаний в деятельностный контекст [12].

В процессе деловой игры мы наблюдали формирование основных навыков будущего профессионального взаимодействия (навыки межличностного делового общения, планирования, самоорганизации; умение принимать решение и самостоятельно отвечать за их результаты; способность анализировать проблемы и искать оптимальные пути их решения; способность творчески мыслить; умение проявлять гибкость), реализацию профессионально-личностного потенциала (развитие, саморазвитие, самосовершенствование, самореализация субъекта; формирование необходимых профессиональных качеств), намечали перспективы роста и совершенствования личностных качеств (формирование устойчивой мотивации профессионального самоопределения, стремление реализовать профессиональные и личностные качества, ориентация личности на творческое саморазвитие, психологическая готовность к профессиональной деятельности), рефлексивного опыта (проницательность, способность к самоанализу, самомобилизации, саморегуляции, взаимопониманию в партнерских отношениях, отзывчивость), необходимых для будущей профессии. Кроме того, «игровые методы обучения обладают уникальными образовательными, дидактическими возможностями», «позволяют организовать такой эффективный вид деятельности» как дискуссия. Они учит выражать и отстаивать свою точку зрения, учиться уважать противоположное мнение. В совокупности это способствует воспитанию уважительного, внимательного отношения обучающихся к мнению коллег и друг к другу, развитию критического мышления [18-23].

Организация самостоятельной работы студентов посредством кейс-технологий применяются нами с целью индивидуализации и интенсификации образовательного процесса, активизации познавательной деятельности и познавательной самостоятельности студентов. При выборе набора ситуаций для кейса мы исходим из целей, задач и содержания конкретного занятия; уровня познавательной активности студентов. При проведении занятий с помощью метода кейсов мы активно привлекаем студентов к формированию содержания учебного кейса (поиск, анализ, обобщение и структурирование информации), обеспечивая тем самым освоение теоретических знаний и овладение практическим опытом; воздействуем на личностно-профессиональное развитие студентов (профессионализация и социализация в профессиональном сообществе); способствуем развитию у них интереса и позитивной мотивации по отношению к будущей профессиональной деятельности (примеры из жизни, истории болезни, решение ситуационных задач), вырабатываем стремление к непрерывному самообразованию (нацеливание на самостоятельное исследование, интеллектуальное оформление продуктов труда, перспективы карьерного роста), которое призвано стать потребностью в течение всей жизни. Все это в совокупности приводит к более глубокому усвоению учебного материала, формированию прочных знаний по выбранной теме [16].

Обобщенные результаты, полученные на основе нашего педагогического исследования, представляют собой систематизацию и установление качественных зависимостей между создаваемыми педагогическими условиями и методами педагогического исследования и педагогического воздействия.

Для определения роста уровня потенциальных возможностей студента для успешной учебной и учебно-исследовательской деятельности и оценки эффективности обучения с применением технологии деловых игр и кейс-метода мы провели опрос преподавателей (28 человек) и студентов (241 человек). 86% преподавателей и 92% студентов считают, что применение активных методов обучения способствует формированию и развитию у студента таких субъектных качеств, как 50

активность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность. 66% преподавателей и 79% студентов уверены, что вовлеченность студентов в подготовку и проведение занятия в форме деловой игры повышает уровень ответственности и улучшает коммуникативные качества. Организация практического занятия в форме деловой игры и методом case-study способствует улучшение когнитивных способностей обучающихся (94% опрошенных), мотивационных способностей (88% респондентов). 98% студентов заявили о возрастании интереса к изучаемой дисциплине, повышении веры в собственные возможности и способности (лидерские качества, аналитические способности, творческое отношение к учебной деятельности, например, применение системы научной организации труда). Таким образом, формат организации самостоятельной работы позволяет повысить мотивацию студентов к учебе, успешно освоить учебные дисциплины и сформировать необходимые компетенции выпускников [24-27] и обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Опытная работа показала, что в образовательном пространстве вуза созданы возможности и педагогические условия для повышения уровня самостоятельности, самоорганизации, самоуправления, актуализирующие формирование, становление и развитие субъектной позиции студентов в учебной, учебно-исследовательской и учебно-профессиональной деятельности. Основной функцией педагогических условий, способствующих формированию субъектной позиции студентов, является выбор и реализация возможностей содержания, форм, методов, средств педагогического взаимодействия в процессе обучения, обеспечивающих эффективное решение образовательных и воспитательных задач.

Определённый нами и реализуемый в образовательной среде вуза педагогические условия следует рассматривать, в связи с их взаимодополняемостью и взаимосвязанностью, как комплекс педагогических условий, как комплекс целесообразных и рациональных предпосылок, при воплощении которых происходит активное взаимодействие всех субъектов учебного процесса, оцениваются факторы успешного профессионально-личностного развития обучающегося, создаются условия для формирования и развития субъектной позиции студента в пространстве самостоятельной работы (психологическая готовность и сознательность субъекта, поэтапное развитие, управляемость, педагогическая поддержка, согласованность внешних и внутренних факторов).

Совокупность предложенных нами педагогических условий на каждой ступени сложного, длительного поэтапного пути формирования субъектной позиции студентов представляет собой важный элемент прогнозирования, организации, управления, мониторинга и оценки результативности данного процесса. Предложенный нами комплекс педагогических условий, создаваемых для научного исследования организационно-диагностических и организационно-управленческих аспектов имеющейся педагогической действительности (пространство самостоятельной работы), является, необходимым и достаточным; сам процесс научного исследования проблемы является актуальным и направлен на достижение конечного результата - формирование субъектной позиции студента в пространстве самостоятельной работы в высшем учебном заведении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мухаметзянова Ф.Г., Боговарова В.А. Индикаторы изучения феномена субъектности студента вуза // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 1(91). - С. 82-89.

2. Ежова Е.Ю. Формирование эстетической субъектной позиции будущего

3. специалиста в условиях высшего образования //Вестник ТГУ. - 2008. - №11. - С. 93-100.

4. Ольховая Т.А., Погадаева Ю.В. Аксиологические основы развития субъектной позиции студента университета //Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - №4. - С. 59-62.

5. Гогоберидзе А.Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования. — Автореф. дис. ... докт. пед. наук. — СПб., 2002.

— 47 с

6. Данилов Д.А., Корнилова А.Г. Социально-педагогические основы формирования субъектной позиции студентов в педагогическом процессе // Вестник СВФУ им. М.К. Амосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. — 2017. — №2. — С. 6-16.

7. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. — 2012.

— № 1. — С. 8-13.

8. Медведева Е.В. Становление субъектности студента в образовательном процессе вуза //Высшее образование в России. — 2013. — № 1. — С.82-88.

9. Маклонова Т.С., Тимошенко А.И. Приемы диагностики сфор-мированности профессионально значимых личностных качеств студентов педагогического вуза // Высшее образование сегодня. — 2016.

— №4. — С. 27-29.

10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. 384 с.

11. Гаранина, Р.М., Гаранин А.А. Методические рекомендации по формированию медицинских кейсов : учеб.- метод. пособие. — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — 61 с.

12. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. — М.: Педагогика, 1979. Т. 1., 304 с.

13. Гаранина, Р.М. Реализация личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза в процессе освоения теоретических дисциплин: дисс. ... канд. пед. наук. — Уфа, 2012. — 256 с.

14. Тюрина Л.Г. Учебная книга в информационном обществе // Alma mater. — 2018. — №8. — С.53-58.

15. Борытко Н.М. Теория и методика воспитания: учебник для студентов пед. вузов /Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. — 98 с.

16.Амиров А.Ф., Хусаинова А.А. Организация самостоятельной работы студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС // Вестник ПГГПУ. — 2014. — №2-2. — С. 182-187.

17. Гаранина Р.М. Реализация личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза в процессе освоения теоретических дисциплин // Педагогический журнал Башкортостана. — 2011. — №4 (35). — С. 145-149.

18. Амиров А.Ф., Амирова Л.А. Трехпарадигмальная основа системы профессиональной социализации студентов в высшей школе // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2014. — №4. — С. 108-113.

19. Скляр Е.С. Развитие коммуникативной компетенции как одной из составляющих профессиональной пригодности социальных работников //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 86-88.

20. Толикина Е.А. Формирование коммуникативной компетенции студентов посредством интегративного курса литературы // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 71-74.

21. Серпер С.А. Формирование общекультурных компетенций у будущих тренеров - преподавателей физической культуры: состояние, проблемы, перспективы // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 255-258.

22. Иванова Т.Н. Социокультурный потенциал молодого преподавателя вуза в условиях информационного общества (эмпирический опыт) //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 103-109.

23. Денисова Н.Г., Курилова О.О. Формирование профессиональной компетентности и профессионализма преподавателя медицинского вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 32-36.

24. Раздорская О.В., Цыбина Ю.Ю. Метафора в медицинском профессиональном общении // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 341-344.

25. Кметь Е.Б. Многоуровневый образ успешного выпускника вуза в разрезе мнений старшеклассников и студентов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 154-156.

26. Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г. Комплексная оценка готовности выпускников магистратуры к профессиональной деятельности // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 171-176.

27. Курилова О.Л., Смагин А.А., Липатова С.В., Курилов Ф.М. Мониторинг компетентности выпускников вуза // Вестник НГИЭИ. 2016. № 6 (61). С. 66-79.

Статья поступила в редакцию 05.12.2019 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.