ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
УДК 378.1
АКТУАЛИЗАЦИЯ МОТИВАЦИОННОЙ
СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
В статье анализируются вопросы формирования мотивационной сферы студента в образовательном пространстве вуза. Выявлены особенности мотивации, представлена опытно-прогностическая модель экспериментального изучения мотивации обучающегося, определен егомотивационный профиль. Раскрываются факторы, оказывающие влияние на развитие мотивационной сферы, акцентируется внимание на характеристике трех уровней проявления мотивации, актуализируется когнитивная визуализация движущей силы мо- химии, Самарский госу-
тивации и ее влияние на развитие субъектности даРственный медицин' 1 ^ ский университет
и формирование субъектной позиции студента на E-mail: CorolevaAnna@ этапе профессионального образования.
Ключевые слова:мотивация, мотивационный профиль, мотивационная карта, субъектность, субъектная позиция студента.
Введение. Процесс обучения в вузе является многогранным и многофакторным результатом воплощения творческой деятельности всего педагогического коллектива. Эффективность процесса обучения зависит от целого ряда условий: материальных, социально-психологических и т.д. Принципиальное значение имеют цель и содержание образования, квалификация, профессиональное мастерство и профессиональная культура педагога, продуктивное использование инновационных технологий образовательных систем. Вместе с тем
Как цитировать статью: Гаранина Р. М. Актуализация мотивационной сферы личности студента в процессе формирования его субъектной позиции // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 1 (57). С. 55-69. DOI 10.24411/2224-0772-2019-10001
Р. М. Гаранина
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей, бионеорганической ибиоорганической
yandex.ru
Rezeda M. Garanina
PhD (Education), Senior Lecturer, Department of
nicCCan
SamaraStateMedical University, Russia
важной составляющей процесса становления будущего специалиста являются мотивационный профиль и субъектная позиция обучающегося. Мотивация является побуждающим фактором и основой любой деятельности. Согласно И. А. Зимней, мотивация представляет собой «„запускной механизм" любой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание» [5, с. 219].
Потребностно-мотивационная сфера субъекта — это пусковой механизм учебно-профессиональной деятельности студента на интуитивном, интеллектуальном, логико-смысловом, поисково-творческом, исследовательском уровнях, а его субъектная позиция тесно связана с его деятельностью. По мнению Д. Макклелланда, любого человека можно мотивировать на повышение эффективности и развить у него необходимые для работы компетенции [9, с. 263]. Потенциальные возможности и способности субъекта реализуются в деятельности, способствуя проявлению таких качеств, как ответственность, активность, самостоятельность, способность к саморазвитию [3, с. 217]. Согласно теории Г. Олпорта, «индивидуум представляет собой динамическую (мотивированную) развивающуюся систему» [12, с. 20-23].
Понятие «субъектная позиция» является феноменальным в том плане, что несет в себе функцию автономной личности, способной к самостоятельному существованию, системному координированию содержания деятельности, регулятивную основу которой составляет мотивационная направленность личности [3, с. 218]. Субъектная позиция студента «выступает одновременно и результатом его развития на данный момент, и потенциальной силой, движущей его дальнейшее развитие» [1, с. 16]. А управление мотивационными характеристиками студента «выступает фактором роста эффективности научно-исследовательской деятельности» [11, с. 413].
Постановка проблемы, цель статьи. Учебно-профессиональная мотивация студента находится в прямой зависимости от его субъектных характеристик. Важной составляющей субъектной направленности студента является его мотивационная сфера, представленная потребностями, наполненная мотивами, обусловленная целями, движимая стремлением к постижению вершин профессионального мастерства (в идеальном варианте) и получению профессии (в среднестатистическом варианте).
Очевидно, что актуальной задачей педагогического коллектива на всех этапах профессионального обучения является не только трансляция зна-
ний, а воспитание специалиста со сформированной личностью, с развитой субъектной позицией, с модельно-аналитическим системным мышлением, комплексным подходом к решению профессиональных задач, способного вести научные исследования, осваивать новые технологии. Важно также «изучить сам процесс проявления их позиции в разных сферах жизнедеятельности: в учебе (как особом виде деятельности), в области профессиональной занятости (как возможности включиться в трудовую деятельность, получитьпредставлениеопрофессиональнойкарьере,набратьпрактический опыт), в научной сфере и в общественной деятельности» [13, с. 125-126].
Обобщенный мотивационный профиль является индикатором взаимодействия внешнего (образовательного пространства) и внутреннего (мотивы, цели, задачи, готовность к обучению, самостоятельность, организованность), социального (мировоззрение, сознательность, саморегуляция, способность логически мыслить, готовность к самореализации) и индивидуального (воспитание, характер, способности, специфика интересов) в человеке и одновременно важной векторной составляющей субъектной позиции студента. Мотивационный профиль адекватно отражает мотивационную готовность будущего специалиста к профессиональному самоопределению, к актуализации субъектной позиции (Рисунок 1). Поэтому исследование мотивационного профиля — это часть объемной, сложной и важной работы педагогического коллектива, которая направлена на продуктивную реализацию процесса становления и развития субъектной позиции обучающегося.
Рисунок 1. Мотивационная готовность студента к актуализации субъектной позиции
Мотивация обучающегося — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, самопознание, направленность, организацию и самоорганизацию, обучение и самообучение, мониторинг, педагогическую поддержку. Различают мотивацию внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация является социальной мотивацией и обусловлена наличием внешних стимулов: взаимоотношения с преподавателем, система поощрений и порицаний, существующая в образовательном пространстве вуза, моральное и психологическое воздействие со стороны родителей. Внутренняя мотивация направлена на перспективное развитие личности и выражается в стремлении к приобретению новых знаний, раскрытию своих способностей, саморазвитию и самосовершенствованию, самореализации.
Мотивация обусловливает ответственность за активную позицию в обучении и личностном развитии; является проявлением субъектности как способности «инициировать, организовывать и контролировать свою деятельность, в том числе и образовательную» [10, с. 100]; побуждает к самопознанию и саморазвитию; актуализирует статусно-позиционные и коммуникативные мотивы. Некоторые авторы, такие, например, как Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон, X. Хекхаузен, считают, что некоторые мотивационные черты («стремление к успеху» и «стремление избегать неудачи») обеспечивают личную успешность человека [9; 14; 15; 16].
Научная и практическая целесообразность нашего исследования предопределена и обоснована противоречиями между требованиями профессионального сообщества и руководства и существующими проблемами в системе организации учебного процесса и подготовки специалистов в системе высшего образования.
Изучение особенностей педагогического процесса формирования субъектной позиции мы проводили с точки зрения системного (мотивация рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов субъектных характеристик), субъек-тно-деятельностного (субъект как источник активности и деятельности, имеющий потребность в самоутверждении и способность к самосовершенствованию), логического (возможность осмысления мотивации как сложного явления, как системы ценностно-смысловых регуляторов действий, поступков и оценок, как совокупности всех побуждающих факторов) подходов, которые взаимодополняют друг друга, направлены
на реализацию субъектного потенциала и представляются нам наиболее методологически адекватными в процессе нашего научного поиска [4, с. 75]. Кроме того, духовное измерение личности становится возможным на основе изучения категорий «субъект» [2, с. 15], «субъектность» и «субъектная позиция».
Основная цель нашей работы — исследование учебно-профессиональной мотивации студентов, определение мотивационного профиля обучающегося как важной векторной составляющей его субъектной позиции. Для достижения поставленной цели нами были сформулировали следующие задачи: выявить особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов первого курса, провести анализ полученных результатов, определить мотивационный профиль студента-первокурсника, объяснить когнитивную визуализацию движущей силы развития субъектности и формирования субъектной позиции студента на этапе профессионального образования.
Гипотеза исследования заключается в том, что мониторинг динамической мотивационной характеристики субъектной позиции студента позволит обозначить мотивационный профиль студента, составить «мотивационную карту» и выработать методические рекомендации, направленные на повышение уровня мотивации будущего специалиста, результативность его самоорганизации в образовательном пространстве вуза, становление его субъектной позиции.
Методы исследования. Очевидно, что для эффективного управления мотивацией студентов ее необходимо отслеживать, исследовать и оценивать [8, с. 64]. В то же время изучение мотивации является довольно сложной и неоднозначной методической проблемой, так как мотивация во многом является иррациональной и бессознательной. «Масштаб бессознательного неизвестен»,— писал З. Фрейд.
В проведенном нами исследовании принимали участие студенты I курса стоматологического и лечебного факультетов СамГМУ. Выборка составила 78 студентов. Исследование проводилось в первом и втором семестрах учебного года. В процессе организации исследования уровня учебно-профессиональной мотивации студентов мы провели анкетирование респондентов, выявили особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов первого курса, провели анализ полученных статистических данных, определили мотивационный профиль обучающегося. В своем исследовании мы применили такие
методы изучения мотивации, как наблюдение, опросы, психологические тесты. Опросы применялись нами для оценки степени удовлетворенности студентов. Формы опросов были различными: интервью, анкета. Психологическое тестирование позволило нам оперативно собрать достаточно объемный материал, выявить основные факторы (Рисунок 2), определяющие мотивацию учебно-профессиональной деятельности, определить отношение студента к учебной и учебно-профессиональной деятельности, ее содержанию, результативности, готовности к самореализации.
Рисунок 2. Факторы, влияющие на результативность учебно-профессиональной мотивации
Для проведения опросов и психологического тестирования при изучении мотивации студентов мы использовали психодиагностический комплекс: «Шкала оценки потребности в достижении успеха» (Ю.М. Орлов), тест «Мотивация к успеху» (Т. Элес), тест «Смысложизненные ориентации» (адаптирован Д. А. Леонтьевым), тест «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир, модификация А. А. Реана), «Методика изучения мотивации обучения в вузе» (Т. И. Ильина).
Результаты исследования. Опрос по методике Т. И. Ильиной (респонденты имели возможность выбирать несколько вариантов ответов) показал, что приобретение знаний является одной из главных целей будущего специалиста, о чем заявили 93% опрошенных, овладение профессией указали как главную цель 80% опрошенных, а получение диплома — 79%, то есть большинство первокурсников приоритетной
целью считают приобретение компетенций, освоение профессиональной деятельностью (Рисунок 3).
Опираясь на данные психологического тестирования, мы провели диагностику мотивации учебно-профессиональной деятельности, развития внешней и внутренней мотивации, анализ полученных результатов, обобщили данные, которые позволили нам сделать выводы о психологических качествах испытуемого, о выраженности его субъектности, которая «предполагает ощущение первопричинности собственных действий, ощущение себя источником, началом преобразований» [6, с. 335].
«от.
7»%
Приобретение Овлалевание Получение знаний профессией диплома
Рисунок 3. Мотивация обучения первокурсника в вузе
По итогам выполнения тестовых заданий мы определяли наличие, отсутствие и уровень развития характерологических свойств каждого обучающегося, например ориентацию на достижение успеха, уровень мотивации достижений, удельный вес внутренней и внешней мотивации (Рисунки 4, 5).
а очень высокая
Рисунок 4. Мотивация к успеху (по Т. Элису)
Рисунок 5. Уровень мотивации достижений (по Ю. М. Орлову)
С помощью стандартизированных тестов нами были получены количественные оценки, применение которых позволило нам сравнить проявление и выраженность психологических свойств обучающегося с их выраженностью в группе однокурсников. Обобщение анализа статистических данных позволило нам сформировать обобщенный мотивационный профиль студента-первокурсника.
Анкетирование студентов стоматологического и лечебного факультетов (респондентам была предоставлена возможность выбирать несколько вариантов ответов), обобщение и последующая обработка данных показали, что мотивационная сфера студента включает в себя такие компоненты, как стремление: 1) развиваться и самореализовываться — 36% опрошенных, 2) стать профессионалом — 75,8%, 3) получить знания — 89,8%, 4) получить образование — 32%, 5) приносить пользу обществу — 4%, 6) расширять круг общения — 4%, 7) добиться успеха в будущем — 4%, 8) получить диплом — 74,5%.
Анализ данных анкетирования позволил выявить основные компоненты мотивационной сферы первокурсника (Рисунок 6).
Рисунок 6. Основные компоненты мотивационной сферы первокурсника
В нашей работе рассматриваются методические предпосылки для исследования учебно-профессиональной мотивации обучающегося и предлагается моделирующий подход к исследованию мотивации, в которой выделяются три уровня ее проявления: высокий, оптимальный, малоэффективный.
Для исследования мотивационного комплекса учебно-исследовательской деятельности студентов нами была использована методика К. Замфир в модификации А. А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности», в основу которой положена концепция о внутренней и внешней мотивации.
Респондентам было предложено оценить значимость семи мотивов профессиональной деятельности по пятибалльной шкале. Анализ анкетных данных показал, что высокий уровень проявления мотивации имеют 73,3% опрошенных студентов. Он характеризуется выраженной направленностью на учебно-профессиональную деятельность, на развитие уровня самопознания и самообразования. Такие студенты тщательно планируют свою жизнь, ставят конкретные цели. Для них характерна высокая потребность в сохранении собственной индивидуальности, стремление к независимости, автономности, самоутверждению, своеобразной субъектности своих взглядов, убеждений. Эти студенты ориентированы на самостоятельную работу и углубленное изучение дисциплин, с доминированием ориентации на процесс и на результат. Для них характерен высокий уровень стремления к овладению новыми средствами, способами, методами осуществления учебно-профессиональной деятельности на практике и учебно-исследовательской деятельности, к самостоятельному информационному поиску. Они стремятся к ощутимым и конкретным результатам в деятельности, к самореализации в будущей профессиональной деятельности. Высокий уровень подразумевает стремление студента к дальнейшему достижению определенных карьерных высот, получение социального статуса. Преобладающим видом мотивации является внутренняя мотивация (51%).
Оптимальный уровень проявления мотивации демонстрируют 23,2% студентов. Он характеризуется сознательным отношением к учебно-профессиональной деятельности. Такие студенты адекватно выстраивают свою познавательную деятельность. Уровень их знаний соответствует предъявляемым требованиям. Такие студенты исполнительны, коммуникабельны, умеют работать в коллективе, стремятся воплотить свои
планы в жизнь, занять свою нишу в социальном и профессиональном сообществе. У них преобладают в основном познавательные мотивы, в целом направленные на эффективность учения, а не на овладение профессиональными компетенциями. Для них характерно стремление к изучению нового, овладению средствами, способами и методами реализации учебно-профессиональной и научно-профессиональной деятельности. Вместе с тем такие студенты не ставят вперед собой цели карьерного роста, что несколько снижает значимость мотивационных устремлений и достижений. Преобладающим видом мотивации является внешняя мотивация (32%), то есть студенты ориентируются не столько на результативность своей деятельности, сколько на аспект ее внешней оценки со стороны окружающих.
Малоэффективный (низкий) уровень учебной мотивации. Мы выявили лишь 3,5% таких студентов. Для этой группы обучающихся учебно-профессиональная среда, обучение не имеют должного значения. Они мало представляют себе свою будущую профессиональную жизнь, считают свою профессию неинтересной и непривлекательной. Такие студенты имеют слабый уровень знаний, посредственные навыки (низкая способность мыслить, учиться и действовать), не отличаются трудолюбием. Будущие планы у них не подкрепляются личным трудом и личной ответственностью за их реализацию. Учебно-познавательный аспект мотивации проявляется слабо, в основном с доминированием ориентации на избегание неприятностей. Студент несамостоятелен, ему неинтересен научно-познавательный процесс. Для него характерно учение ради учения, без удовлетворения от деятельности, учение из-за боязни неудачи, по принуждению или под давлением. Карьерный рост для них находится вне зоны видимых перспектив (деятельность ради деятельности). Для таких студентов характерна отрицательная внешняя мотивация (12,5%). Полученные нами статистические данные несколько отличаются друг от друга, что связано с разными целями психологических тестов, их
содержанием и разной методикой интерпретации данных и оценки.
Вместе с тем мы избегали «смешения таких понятий, как корреляция (связь между двумя переменными) и причинность. Случается, что две переменные очень связаны друг с другом, однако причинно-следственная связь между ними отсутствует» [7, с. 17]. Обобщив данные, полученные согласно методикам Ю. М. Орлова («Уровень мотивации достижений») и К. Замфир в модификации А. А. Реана («Мотивация профессиональной
деятельности»), позволили нам обозначить усредненный мотивационный профиль и составить мотивационную карту первокурсника СамГМУ (Рисунок 7).
Рисунок 7. Мотивационная карта студента I курса
При составлении мотивационной карты посредством опросов и мониторинга были выявлены основные субъектные характеристики, способствующие повышению мотивации к учебно-профессиональной деятельности: осознанность и направленность действий, целеустремленность, организованность, самостоятельность, трудолюбие, стремление к новизне, самообразованию и самоутверждению, удовлетворенность собственной деятельностью.
Изучение мотивационных характеристик студентов является необходимым, хотя и достаточно сложным элементом исследования в педагогической науке, поскольку все продукты их учебной, а затем и интеллектуальной деятельности обусловлены индивидуально-личностными характеристиками обучающихся.
Результатом исследования мотивационной сферы студентов стала разработка опытно-прогностической модели педагогического эксперимента (Рисунок 8).
Рисунок 8. Опытно-прогностическая модель педагогического эксперимента
Ожидаемые результаты (Рисунок 9) и их практическое воплощение (возможность конструирования педагогической модели как ориентировочной основы деятельности педагогического коллектива) направлены на достижение основной цели — актуализации субъектной позиции будущего специалиста и повышение качества его профессиональной подготовки.
Рисунок 9. Ожидаемые результаты изучения мотивационного профиля
первокурсника
Заключение. Мы полагаем, что изучение мотивационных характеристик студентов и молодых ученых является важнейшей стратегической задачей любого высшего учебного заведения, решение которой обеспечивает рост количественных показателей интеллектуального и научного потенциала вуза, позволяет качественно улучшить социальное, профессиональное и культурное образовательное пространство, которое является ведущим фактором воспитания и формирования нравственных ценностей, оптимизировать подготовку специалистов нового поколения.
Процесс формирования мотивационного компонента направлен на развитие субъектности, субъектной позиции и профессиональной культуры будущегоспециалиста. Обусловленнаямотивами, различными по степени актуальности, совокупности целей, смысловой составляющей, положительная мотивация является важнейшим регулятором учебно-профессиональной деятельности студента, выразительным признаком субъектной позиции как способа самореализации.
Наличие мотивации как одной из векторных составляющих субъ-ектности обучающегося является необходимым и принципиальным условием осуществления самостоятельной учебно-профессиональной и учебно-исследовательской деятельности, субъектного развития и, следовательно, формирования субъектной позиции будущего специалиста.
Становление субъектной позиции предполагает наличие у студента мотивированной цели, потребности в развитии и саморазвитии, образовании и самообразовании, самоактуализации и самореализации.
Именно мотивация, представляющая собой сложную скоординированную систему потребностей, мыслей, целей, направленных на достижение эффективности своей деятельности, является основной побудительной движущей силой развития субъектности обучающегося, логико-смысловым результатом которого становится когнитивная визуализация детерминированного процесса созидания личности и актуализация субъектной позиции студента на этапе профессионального образования.
Литература
1. Блинова Ю. Л. Субъектная позиция педагога: теория и психолого-акмеологическое сопровождение. Казань: ТГГПУ, 2010. 202 с.
2. Брушлинский А. В. Психология субъекта // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 2. С. 15-17.
3. Гаранина Р. М. Историко-логический анализ подходов к проблеме формирования субъектной позиции личности // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, N° 2 (19). С. 215-221.
4. Гаранина Р. М. Теоретико-методологические основания концепции становления студента вуза как субъекта образовательного процесса // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2018. № 8. С. 75-82.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. 384 с.
6. Иванова В. А. Мотивация в структуре субъектности // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184), вып. 22. С. 334-339.
7. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
8. Лейни Ю. Г. Методы и инструменты оценки мотивации в организациях // Наука и со-временность-2011: сб. мат-лов VIII Междунар. науч.-практ. конф. В 3-х ч. Ч. 2 / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. С. 64-69.
9. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 672 с.
10. Малкова И. Ю., Киселева П. В. Особенности развития субъектной позиции студентов в процессе проектирования образовательной деятельности // Язык и культура. 2014. № 1 (25). С. 95-109.
11. Новохатько И. М., Осипова А. С. Динамика мотивационных характеристик как фактор роста научно-исследовательского потенциала университета // Фундаментальные исследования. 2016. № 4-2. С. 413-418.
12. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды / пер. с англ. М. : Смысл, 2002. 462 с.
13. Смирнова О. Э., Чепкасова Е.В. Студент как субъект образовательного процесса // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2012. № 4. С. 123-130.
14. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
15. ХекхаузенX. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. 240 с.
16. Motivation and achievement / Atkinson J. W., Raynor J. O. (Eds.). Washington, D.C.: V. H. Winston & Sons (Halsted Press/Wiley), 1974. P. 271-326.
ACTUALIZATION OF THE MOTIVATION SPHERE OF THE STUDENT'S PERSONALITY IN THE PROCESS OF FORMATION OF HIS/HER SUBJECT
POSITION
The author revealed the features of motivation, presented an experimental-prognostic
model of an experimental study of the student's motivation, and also determined his/her motivational profile. The author also revealed the factors that influence the development of the motivation sphere, and also focuses attention on the characteristics of the three levels of manifestation of motivation. The author updates the cognitive visualization of the driving force of motivation and its influence on the development of subjectivity and the formation of the student's subject position at the stage of vocational education.
Keywords: motivation, motivational profile, motivational card, subjectivity, subject position of a student.
References
• Blinova Yu.L. Sub"ektnaya poziciya pedagoga: teoriya i psihologo-akmeologicheskoe soprovozhdenie. Kazan»: TGGPU, 2010. 202 s. [In Rus].
• Brushlinskij A. V. Psihologiya sub"ekta // Psihologicheskij zhurnal. 2003. T. 24, № 2. S. 15-17. [In Rus].
• GaraninaR. M. Istoriko-logicheskij analiz podhodov k probleme formirovaniya sub"ektnoj pozicii li-chnosti // Samarskij nauchnyj vestnik. 2017. T. 6, № 2 (19). S. 215-221. [In Rus].
• Garanina R. M. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya koncepcii stanovleniya studenta vuza kak sub"ekta obrazovatel'nogo processa // Alma Mater (Vestnik vysshej shkoly). 2018. N° 8. S. 75-82. [In Rus].
• HekhauzenH. Motivaciya i deyatel'nost». SPb.: Piter; M.: Smysl, 2003. 860 s. [In Rus].
• HekhauzenX. Psihologiya motivacii dostizheniya. SPb.: Rech», 2001. 240 s. [In Rus].
• Ivanova V. A. Motivaciya v strukture sub"ektnosti // Nauchnye vedomosti BelGU. Ser. Gumanitarnye nauki. 2014. № 13 (184), vyp. 22. S. 334-339. [In Rus].
• KrajgG. Psihologiya razvitiya. SPb.: Piter, 2000. 992 s. [In Rus].
• Lejni Yu. G. Metody i instrument^ ocenki motivacii v organizaciyah // Nauka i sovremennost»-2011: sb. mat-lov VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. V 3-h ch. Ch. 2 / pod obshch. red. S. S. Chernova. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGTU, 2011. S. 64-69. [In Rus].
• MakklellandD. Motivaciya cheloveka. SPb.: Piter, 2007. 672 s. [In Rus].
• Malkova I. Yu., Kiseleva P. V. Osobennosti razvitiya sub"ektnoj pozicii studentov v processe proek-tirovaniya obrazovatel'noj deyatel'nosti // Yazyk i kul'tura. 2014. № 1 (25). S. 95-109. [In Rus].
• Motivation and achievement / Atkinson J. W., Raynor J. O. (Eds.). Washington, D.C.: V. H. Winston & Sons (Halsted Press/Wiley), 1974. P.271-326.
• Novohat'ko I. M., Osipova A. S. Dinamika motivacionnyh harakteristik kak faktor rosta nauchno-issledovatel'skogo potenciala universiteta // Fundamental'nye issledovaniya. 2016. № 4-2. S. 413-418. [In Rus].
• Olport G. Stanovlenie lichnosti. Izbrannye trudy / per. s angl. M.: Smysl, 2002. 462 s. [In Rus].
• Smirnova O. E., Chepkasova E. V. Student kak sub"ekt obrazovatel'nogo processa // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii. 2012. № 4. S. 123-130. [In Rus].
• ZimnyayaI. A. Pedagogicheskaya psihologiya. M.: Logos, 1999. 384 s. [In Rus].