PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378.4
Гаранина Резеда Мухаррамовна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Самарский государственный медицинский университет, Россия Гаранин Андрей Александрович, кандидат медицинских наук, старший лаборант, Самарский государственный медицинский университет, Россия DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10510 АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Garanina Reseda Muharramovna,
Candidate of Pedagogic Sciences, Senior Lecturer, Samara State Medical University, Russia
Garanin Andrei Aleksandrovich, Candidate of Medical Sciences, Senior Assistant, Samara State Medical University, Russia
ACTUALIZATION OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF SUBJECTIVE POSITION OF A
STUDENT
Аннотация.
В статье рассматриваются вопросы формирования и развития субъектной позиции обучающегося в процессе самостоятельной работы в образовательном пространстве университета. Визуализируется функциональная взаимосвязь субъектных характеристик с личностными мотивированными возможностями студента. Рассматриваются аспекты и степень влияния субъектных качеств студента на активизацию его субъектной деятельности, формирование субъектной позиции будущего специалиста.
Abstract.
The article deals with the formation and development of the student's subject position in the process of independent work in the educational space of the university. The functional relationship of subject characteristics with the student's personal motivated capabilities is visualized. The aspects and the degree of influence of the student's subject qualities on the activation of his subject activity, the formation of the future specialist's subject position are considered.
Ключевые слова. Самостоятельная работа студентов, субъектные характеристики, познавательная самостоятельность, субъектный потенциал, субъектная позиция, субъектная позиция, профессиональная деятельность.
Keywords. Independent work of students, subject characteristics, cognitive independence, subject potential, subject position, subject position, professional activity.
Развитие является философским и общенаучным способом объяснения явлений окружающей действительности, в том числе такого явления, как формирование и становление субъектной позиции студента. Принцип развития предполагает, что при переходе от уже достигнутого уровня развития к другому, более высокому уровню, качественные изменения происходят последовательно и закономерно, отражают преемственность, дискретность процесса самопреобразования, тесную взаимосвязь всех этапов самоизменения субъекта, поступательное эволюционирование личности. Эволюционный
тип развития обеспечивает не только раскрытие личностных качеств и их проявление в деятельности, но и актуализацию потенциальных возможностей и способностей субъекта.
Процесс становления и развития субъектной позиции происходит в системе разнообразных субъект-субъектных отношений, в которые студент погружается и включается благодаря своей деятельности, проявляя при этом, прежде всего, такие личностные качества, как мотивационная готовность к постижению научных знаний, самостоя-
<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ4©)),2Ш9 / РЕБЛОООГСЛЬ 8С1Е1ЧСЕ8
тельность и ответственность. Важной составляющей этого процесса является способность субъекта к самоопределению, самоорганизации, самовыражению и самореализации, что создает необходимые условия для объективизации задач личностного роста, профессионального самоопределения будущего специалиста. Р.М. Асадуллин считает, что «современные социально-экономические отношения ориентируют вузы на подготовку творческих, неординарно мыслящих, способных к инновациям, инициативных и компетентных специалистов».
Соглашаясь с автором, отметим, что задачей педагогического коллектива является создание такого образовательного пространства, в котором по мере взросления и развития обучающегося его субъектные качества приобретали бы очертания устойчивости, пластичности, автономности, индивидуальности. Однако для достижения вершин профессионального мастерства необходим не просто набор компетенций, а комплекс компетенций в сочетании с творческой направленностью. Ведь не секрет, что среди представителей любых профессий много хороших профессионалов, но крайне мало специалистов высочайшего уровня и мастерства.
Формирование творческого подхода к деятельности предполагает психодиагностику творческих способностей, идентификацию творческого потенциала субъекта, влияние творческих способностей на развитие субъектной позиции. Главная же задача преподавателя «заключается в построении такого образовательного процесса, в котором проявлялась бы субъектная позиция обучающегося, обозначились бы его индивидуальные образовательные предпочтения и раскрылись его способности и возможности» [2, с.8].
Соглашаясь с авторами, отметим, что активизация субъектной деятельности обучающегося невозможна без должного уровня мотивации, познавательного интереса, более того, она не только затруднительна, но зачастую практически не возможна. Отсюда следует, что становление субъектной позиции невозможно представить без усилий самого субъекта по обозначению себя в социальном обществе, без выражения и проявления субъектности. Актуализация потенциальных субъектных возможностей студента приводит к осознанию необходимости проявления субъектности, к освоению им своей субъектной роли, выражаемой стремлением к самопониманию, самосовершенствованию и самореализации в учебно-профессиональной деятельности.
Смысловым и логическим продолжением этого процесса становится актуализация развития субъектной позиции обучающегося, позволяющая ему стать активным действующим лицом, способным совершенствовать себя, сохраняя самостоятельность, творческий стиль и авторский подход к самопреобразованию, осуществляемому адекватно и соответственно требованиям времени. Образовательный процесс, ориентированный на развитие субъектной позиции студента, предполагает актуализацию творческого потенциала обучающихся в
процессе самостоятельной работы с элементами поиска, приращение субъектного потенциала (целеустремленность, активность, инициативность, самостоятельность, наличие собственного мнения и собственной точки зрения по решению проблемы), приобретение субъектного опыта (социализация и профессионализация) и усвоение социальных норм и основ профессиональной культуры. «Самостоятельная работа позволяет студентам достигать высокого уровня самостоятельности, предполагающей самоорганизацию, самомониторинг и самоуправление. Эта деятельность должна инициировать проявления познавательных, интеллектуальных, исследовательских, мнемических, творческих, коммуникативных, специальных способностей студентов как меры соответствия личностных свойств требованиям профессиональной деятельности» [4, с. 200]. Справедливо полагать, что «самостоятельная работа - это активная познавательная творческая деятельность студента, направленная на самостоятельное приобретение способов познания окружающего мира, на развитие рефлексивного мышления, это способ развития творческих способностей» [3, с. 12].
Актуальность изучения творческих способностей обучающихся обусловлена необходимостью их наличия для успешного решения проблемных задач, оптимального разрешения возникающих противоречий, для придания решениям элементов новизны, оригинальности, личностно-профессио-нальной и социальной значимости.
Для верификации теоретических предположений нами было проведено эмпирическое исследование. Изучение параметров субъектности и их ведущей роли в формировании субъектной позиции проводилось на базе Самарского государственного медицинского университета. В исследовании приняли участие студенты 1 курса лечебного и стоматологического факультетов. Общее количество респондентов составило 142 человека.
В проведенном исследовании мы исходили из того, что проявление любознательности, стремление к познавательной самостоятельности, автономности при выполнении индивидуальных творческих заданий, уверенность в себе, стремление к независимости, способность к абстрактному мышлению, нестандартный подход к решению проблемных задач являются индикатором наличия ярко выраженного творческого потенциала студента. А такие личностные характеристики студента, как целеустремленность, дисциплинированность, инициативность, настойчивость, самообладание, адекватная самооценка подтверждают наличие развитых волевых качеств, необходимых для достижения уровня профессионального мастерства.
Для определения уровня развития волевых качеств и наличия стремления к творческой деятельности мы проводили изучение субъектных качеств с помощью следующих диагностических методик: «Определение творческих способностей учащихся» (методика Г.Дэвиса), «Тест на диагностику творческого потенциала и креативности», «Тест-
опросник самоорганизации деятельности», «Диагностика самоактуализации личности» (методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина).
Таблица 1
Субъектные качества студентов, необходимые для реализации творческих способностей в профессиональной деятельности
Субъектные качества студентов
Мотива-ционная готовность Ответствен-ность Самостоя-тель-ность Воле-вые качества Деятельная активность Твор-че-ский по-тен-циал Органи-за-тор-ские способности
кол-во опро-шен-ных 112 62 74 34 53 13 23
в % 78,9 43,6 52,1 23,9 37,3 9,2 16,2
Как видно из таблицы, мотивационная готовность характерна для 78,9% опрошенных, что свидетельствует о намерении и стремлении к усвоению социальных норм, освоению субъектных ролей в профессиональном сообществе, о гуманистической направленности целей.
43,6% студентов-первокурсников обладают высоким уровнем ответственности, признаками которой являются исполнительность, точность, обязательность, пунктуальность, умение доводить дело до логического завершения.
52,1% могут самостоятельно планировать, организовывать и эффективно осуществлять свою учебно-профессиональную деятельность и не нуждаются в постоянном контроле. Такой главный и сущностный признак субъектности, как самостоятельность, является важной качественной характеристикой студента, которая позволит им оптимизировать, интегрировать и проецировать профессиональные знания и умения в работу и решать профессиональные задачи адекватно современным требованиям.
9,2% студентов имеют ярко выраженный творческий потенциал, позволяющий им быстро включаться в учебно-исследовательскую работу, поисковую работу, избегать стереотипов, креативно мыслить, испытывать потребность в познании, искать нестандартные пути для реализации своих замыслов и планов, для самовыражения в профессиональном сообществе.
Развитыми волевыми качествами, проявляющимися в целеустремленности, внутреннем мотивированном стремлении к порядку, дисциплине, настойчивости, умении принимать оптимальные решения, обладают 23,9% респондентов.
Результаты исследования позволяют нам предположить, что для актуализации формирования субъектной позиции обучающегося в условиях образовательной среды вуза необходимо развитие таких личностных свойств как мотивация, активность, самостоятельность, автономность, инициативность, творческая направленность, волевые качества, личностная рефлексия, ответственность. Оптимизация процесса формирования субъектной позиции инициируется системным представлением о взаимосвязанном, непрерывном развитии всех
компонентов ее структуры и детерминируется динамикой развития субъектных характеристик, направлением психологической составляющей, изменением субъектной структуры субъекта в координатах самопознания, самоопределения, саморазвития и самореализации и совершенствования этой структуры в целом.
Проведенное нами исследование визуализирует функциональную взаимосвязь субъектных характеристик с личностными мотивированными возможностями студента в проявлении самостоятельной деятельности, дает возможность объемного представления о процессе формирования субъектной позиции будущего специалиста, обладающего индивидуальным профессиональным почерком, профессиональной культурой.
Систематизированная работа педагогического коллектива по формированию субъектной позиции специалиста нового поколения с высокой профессиональной подготовкой является актуальной задачей, для успешного решения которой необходим вдумчивый подход к рассмотрению образовательного пространства вуза как фактора развития субъ-ектности обучающегося и приращения его субъектной культуры.
Список литературы:
1. Асадуллин Р.М. Профессиональное образование и академическая наука: точки соприкосновения / Р.М. Асадуллин. Педагогический журнал Башкортостана №3, 2016. - С. 7-12.
2. Амиров А.Ф., Хусаенова А.А., Насретдинова Л.М. Самообучение на кафедрах Башкирского государственного медицинского университета / За качественное образование: материалы II Всероссийского форума. - Саратов: Сарат. гос. мед. ун-т, 2017. - С. 5-8.
3. Гаранина, Р.М. Реализация личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза в процессе освоения теоретических дисциплин: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Уфа, 2012. - 26 с.
4. Гаранин А.А., Гаранина Р.М. Алгоритм составления кейса в процессе освоения клинических дисциплин в медицинском вузе [Текст] / А.А. Гаранин, Р.М. Гаранина // Образование и наука. - 2016. - №3 (132). - С. 198-211.