Научная статья на тему 'Мотивационные кризисы и кризисно-обусловленная модель формирования учебной мотивации студентов'

Мотивационные кризисы и кризисно-обусловленная модель формирования учебной мотивации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1498
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ КРИЗИС / ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / EDUCATIONAL MOTIVATION / MOTIVATION CRISIS / DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL MOTIVATION / MODEL / PEDAGOGICAL AID

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ведута Ольга Витальевна

Предложена педагогическая интерпретация понятия «мотивационный кризис». На основании проведенного автором эмпирического исследования выделены кризисные периоды становления учебной мотивации студентов средних профессиональных учебных заведений технического профиля. Представлена разработанная с учетом выделенных мотивационных кризисов модель формирования учебной мотивации студентов. Определены и кратко описаны этапы педагогического содействия обучающимся в преодолении трудностей кризисных периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation crises and crisis-mediated model of students'' educational motivation formation

The article presents the pedagogical interpretation of the term "motivation crisis". Motivation crisis is considered as an internal dissonance resulting from a discrepancy between the students' level of knowledge and skills and the conditions of the educational environment. Motivation crisis makes students search for ways of overcoming the internal conflict. Motivation crisis possesses both positive and negative potentials. This means it can stimulate the development of educational motivation as well as decrease it. An empirical research allowed the author to determine crisis periods in the evolution of educational motivation of students of technical secondary professional educational institutions: adaptation crisis (the first term) connected with an unconscious choice of profession and adaptation problems; crisis of development of cognitive motives (the end of the second term the third term) characterized by a reduction of influence of external stimuli and insufficient development of cognitive motives; crisis of professional choice (the fifth term the sixth term, after the field internship) resulting from a discrepancy between students' expectations and the conditions of the professional life; crisis of substitution of educational motives by pragmatic motives (the seventh term) resulting from students' inaptitude to combine their work and study. The results of the research allowed the author to create a crisis-mediated concept model of students' educational motivation development. This model shows educational motivation development as a bilateral process including students' activity aimed at overcoming the difficulties of crises periods and pedagogical aid (actual and advanced). Actual pedagogical aid helps students to overcome the difficulties of an actual crisis period, and advanced pedagogical aid prepares them to solve the problem of the next stage of education. Pedagogical aid is organized according to the features of the determined crisis periods. Four stages referring to the four motivation crises of pedagogical work were determined: initial, intermediate, principal and final. The goals, tasks and methods of actual and advanced pedagogical aid were developed for each of these stages. The implementation of the proposed model creates favorable pedagogical conditions for phased transition from negative motivation and avoidance motives to combination of cognitive motives with motives of personal and professional self-improvement, social responsibility and cooperation. This transition occurs in the process of students' overcoming the difficulties of crisis periods and actual and advanced pedagogical support of this activity.

Текст научной работы на тему «Мотивационные кризисы и кризисно-обусловленная модель формирования учебной мотивации студентов»

Вестник Томского государственного университета. 2015. № 395. С. 198-203. Б01: 10.17223/15617793/395/32

УДК 377.5 (14.33.01)

О. В. Ведута

МОТИВАЦИОННЫЕ КРИЗИСЫ И КРИЗИСНО-ОБУСЛОВЛЕННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Предложена педагогическая интерпретация понятия «мотивационный кризис». На основании проведенного автором эмпирического исследования выделены кризисные периоды становления учебной мотивации студентов средних профессиональных учебных заведений технического профиля. Представлена разработанная с учетом выделенных мотивационных кризисов модель формирования учебной мотивации студентов. Определены и кратко описаны этапы педагогического содействия обучающимся в преодолении трудностей кризисных периодов.

Ключевые слова: учебная мотивация; мотивационный кризис; формирование учебной мотивации; модель; педагогическое содействие.

В современном образовательном процессе на первый план выходит не простое обучение предметным знаниям, объем которых постоянно и неуклонно растет и которые со временем могут оказаться устаревшими или невостребованными, а формирование личности обучающегося как активного деятеля, способного планировать свою деятельность, ставить цели и добиваться результатов, обладающего нравственными идеалами и имеющего активную гражданскую позицию. Характер протекания и результативность любой деятельности, в том числе и учебной, обусловливаются силой и качественными характеристиками побуждений, мотивирующих эту деятельность. В связи с этим в последнее время изучение мотивации и механизмов ее формирования стало одной из основных задач современной педагогики.

Проблема формирования учебной мотивации приобретает особую актуальность в учреждениях среднего профессионального образования (СПО), в которые поступают молодые люди преимущественно с невысоким уровнем обученности, с низкой мотивацией учения, часто неосознанно сделавшие выбор профессии.

Проведенное нами и описанное в статье «Психолого-педагогические особенности становления учебной мотивации студентов технического среднего специального учебного заведения» [1] исследование показало, что в развитии мотивации в процессе профессионального обучения существуют относительно стабильные и кризисные периоды (мотивационные кризисы).

При формировании нашего понимания мотивацион-ного кризиса мы опирались на представленные в психологической литературе (Ф.Е. Василюк) положения:

- ситуация характеризуется как кризисная, если жизненные обстоятельства ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом (Дж. Каплан);

- выделяются четыре последовательные стадии кризиса: 1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем; 2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными; 3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников; 4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорга-

низацией личности. Кризис может кончиться на любой стадии, если обнаруживается выход из ситуации (Дж. Каплан);

- кризис содержит в себе не только возможные патологические следствия, но и возможности роста и развития личности;

- с момента возникновения кризисной ситуации начинается психологическая борьба с нею процессов переживания, которые могут как способствовать преодолению кризиса, так и усложнять этот процесс [2].

Под мотивационным кризисом (от греч. кп^ч^' -переломный момент) мы понимаем внутренний диссонанс, возникающий при несоответствии уровня развития обучающихся, их потребностей и притязаний условиям образовательной среды и вынуждающий студентов искать пути преодоления внутреннего конфликта. Мотивационный кризис обладает как отрицательным, так и положительным потенциалом. Положительный потенциал мотивационного кризиса проявляется в том, что он инициирует деятельность обучающихся по устранению возникшего несоответствия. Отрицательный потенциал мотивационного кризиса проявляется при неспособности обучающихся справиться с трудностями кризисного периода, что приводит к переживанию чувства беспомощности или отрицанию объективности и значимости новых требований, снижает учебную мотивацию и дезорганизует учебную деятельность.

Анализ особенностей становления мотивации учения студентов в процессе обучения в технических средних специальных учебных заведениях (ссузах) позволил нам выделить четыре кризисных периода: адаптационный кризис, кризис становления познавательных мотивов, кризис профессионального выбора, кризис вытеснения учебных мотивов мотивами прагматическими.

Адаптационный кризис (первый семестр), связанный с неосознанностью выбора профессии и проблемами адаптации.

Начало обучения традиционно связывают с адаптацией к новой образовательной среде. Динамика мотивации начинается с защитной реакции на изменившиеся условия личностно значимой сферы деятельности и приспособления к этим условиям как способа поддержания активности. Затем следует осознание себя в новых условиях, рефлексия своих способностей, сформированности приемов и способов учебной

деятельности, своего отношения к обучению и соотнесение наличного уровня развития с новыми требованиями. Выявленные несоответствия вызывают рождение новых мотивов, целей, смыслов, реализация которых приводит к изменениям в структуре мотивации учения, ее перестройке.

Период адаптации является для студентов сложным этапом обучения в ссузе, его влияние на развитие мотивации учения неоднозначно. С одной стороны, в этот период происходит резкая ломка многолетнего, привычного рабочего стереотипа, включение в новые виды учебной деятельности и в новые виды общественных взаимоотношений. В ходе осуществления этих видов деятельности и социальных контактов в мотивацион-ной сфере обучающихся возникают новые качества -новообразования. Эти новообразования состоят, по данным психологических исследований (А.К. Маркова), в проявлении нового отношения: 1) к учебной деятельности; 2) к другому человеку; 3) к себе [3].

Новый тип отношения к учебной деятельности означает пересмотр смысла и значимости учения, освоение новых способов приобретения знаний, осознание роли самообразования.

Включение в новые виды взаимодействий со сверстниками и преподавателями оказывает влияние на отношение к учению как к общению и сотрудничеству с другими людьми, на все виды социальных мотивов (стремление занять позицию в отношениях с другими людьми, стремление осознать способы сотрудничества и др.).

В процессе освоения новых видов учебной деятельности и общения в структуре мотивационной сферы обучающихся происходят качественные изменения, и они постепенно приходят к осознанию этих изменений, к восприятию себя как более взрослой по сравнению со школой личности.

С другой стороны, изменившиеся условия обучения вынуждают студента проанализировать, насколько его уровень развития соответствует новым требованиям, оценить количество усилий, которые необходимо затратить для ликвидации выявленного несоответствия. Если обучающийся видит, что разрыв между его знаниями, умениями, навыками и новыми требованиями существенный, что для достижения цели необходимо приложить значительные усилия, а его волевые качества развиты слабо и он плохо владеет приемами планирования и организации своей деятельности, то учебная мотивация такого студента резко ослабевает. Студент отчаивается, перестает учиться, пропускает занятия, что неизбежно приводит к проблемам во время сессии и отчислению.

Негативно влияют на становление мотивации учения в этот период различного рода трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива; неосознанный выбор профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять саморегулирование поведения и деятельности; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; отсут-

ствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами, справочниками, указателями.

Как показало проведенное исследование [1], для большинства первокурсников характерна ориентация на внешние моменты учебной деятельности, которая чаще всего носит отрицательный характер: низкий уровень обученности и негативный опыт учебной деятельности обусловливают доминирование мотивов избегания. Учение мотивируется тревогой и страхом перед неизвестными формами контроля и наказания (зачетами, экзаменами, дисциплинарными взысканиями за пропуски занятий и др.). У немногих студентов отмечается ориентация на успех, которая также имеет внешний характер (мотивация экстериоризированного успеха, успеха, направленного во внешний контроль, внешнее признание и одобрение). Такие обучающиеся еще не столько стремятся получить прочные знания, сколько проявить себя, заработать определенный авторитет у преподавателей, доказать себе и другим, что они могут успешно обучаться в новом для них учебном заведении. В этот период обучения у многих первокурсников ярко выражены позиционные мотивы, проявляющиеся в стремлении занять определенную позицию в новом коллективе, заслужить одобрение окружающих.

Кризис становления познавательных мотивов (конец второго - третий семестр), характеризующийся ослаблением влияния внешних стимулов и недостаточной сформированностью познавательных мотивов.

В течение первого семестра происходит так называемая первичная адаптация: студент усваивает нормы и правила учебного заведения, у него появляется опыт учебной и внеучебной деятельности в новой образовательной среде, происходит становление студенческого коллектива группы.

Постепенно уменьшаются страх и тревожность, вызванные непривычными условиями обучения. Снижение тревожности неизбежно приводит к ослаблению влияния внешних стимулов. Более адаптированные к новой учебной среде и социальной группе студенты чувствуют себя увереннее. Как показывает проведенное нами исследование [1], на данном этапе учебная деятельность студентов мотивируется уже не столько страхом, стремлением проявить себя и приспособиться к новым условиям обучения, сколько пониманием необходимости получения образования, желанием получить знания по приобретаемой профессии, быть успешным. Однако перечисленные выше мотивы создают лишь установку к действию. Они оказывают существенное влияние на учебную деятельность лишь тех обучающихся, которые умеют воплощать свои мотивы через последовательную систему целей. Умение ставить промежуточные и перспективные цели, выбирать средства и способы их достижения организует и систематизирует учебную деятельность, а волевые качества помогают обучающимся преодолевать препятствия на пути достижения поставленных целей, воплощать цели в жизнь. Однако проведенное нами исследование показало, что у многих обучающихся слабо развиты приемы целеполага-ния и волевые качества, вследствие чего в большин-

стве случаев мотивы остаются лишь намерениями и слабо стимулируют учебную деятельность.

На данном этапе обучения «знаемые» мотивы ценности образования являются слабо действующими еще и потому, что обучающиеся видят лишь отдаленную перспективу практического применения знаний, получаемых на занятиях.

Кризис профессионального выбора (пятый - шестой семестр после возвращения студентов с производственной практики), являющийся следствием несовпадения реалий профессиональной деятельности со сформировавшимися представлениями обучающихся.

Отношение студентов к обучению в ссузе меняется после первой производственной практики, которая сталкивает их сложившиеся представления и ожидания с реальной профессиональной жизнью. Динамика учебной мотивации студентов в этот период неоднозначна: мотивация учения либо повышается (если реалии производства соответствуют ожиданиям студентов), либо резко ослабевает (если студент разочаровывается в профессии). Как показало проведенное нами исследование, причиной разочарования является не только несоответствие профессиональных интересов и склонностей студента приобретаемой специальности, но и неготовность обучающихся к работе в условиях производства (к выполнению тяжелой физической работы, к работе на открытом воздухе при неблагоприятных климатических условиях и т. п.). В ряде случаев негативное влияние на отношение студентов к специальности оказывает низкий престиж рабочих профессий в сочетании с необоснованными амбициозными желаниями молодых людей, запросом на высокую зарплату при недостаточном уровне компетенций.

Кризис вытеснения учебных мотивов мотивами прагматическими (седьмой семестр), возникающий вследствие неумения студентов рационально организовать совмещение трудовой деятельности с обучением).

Особенностями последнего года обучения являются длительная производственная практика, короткий период теоретического обучения, который составляет 18-19 недель (в зависимости от специальности).

Значительная часть студентов ссуза после окончания производственной практики продолжают работать, боясь потерять хорошее место или финансовый доход. Для некоторых из них трудовая деятельность и возможность самостоятельного заработка становятся более привлекательными, чем обучение. Такие студенты воспринимают работу как основной личностно значимый вид деятельности, уделяют недостаточно внимания обучению, не всегда умеют найти рациональные способы совмещения работы с учебой, что неизбежно приводит к многочисленным пропускам занятий, снижению учебных показателей, проблемам во время сессии, а иногда и к отчислению.

Степень выраженности каждого из выделенных кризисов обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся, которые необходимо учитывать при организации педагогического содействия студентам в преодолении трудностей кризисных периодов.

На основании результатов проведенного исследования была разработана модель формирования моти-

вации учения студентов учреждений СПО технического профиля, которая опирается на следующие теоретические положения:

- становление учебной мотивации студентов технических ссузов носит кризисно обусловленный характер, проявляющийся в кризисных периодах (адаптационном, становления познавательных мотивов, профессионального выбора, вытеснения учебных мотивов мотивами прагматическими), способных стимулировать развитие учебной мотивации студентов;

- педагогический механизм формирования учебной мотивации реализуется посредством активизации положительного потенциала мотивационных кризисов через педагогическое содействие обучающимся в преодолении трудностей кризисных периодов: актуальное (оказание помощи в преодолении текущих трудностей) и опережающее (подготовка обучающихся к решению задач следующего этапа обучения);

- соответственно четырем кризисным периодам выделяются четыре этапа формирования мотивации учения: начальный, переходный, основной, завершающий;

- содержание и средства педагогического содействия отбираются с учетом специфики мотивационно-го кризиса, характерного для каждого этапа, и перспектив развития обучающихся и способствуют формированию: на начальном этапе - адекватного представления о профессии, положительной мотивации учения (ориентации на успех); на переходном - нацеленности на приобретение общих и специальных знаний, на основном - стремления к овладению основами профессионального мастерства; на завершающем -готовности к работе по специальности, стремления к профессиональному самосовершенствованию и конструктивному сотрудничеству;

- эффективность педагогического содействия обеспечивается посредством создания единых педагогических условий (включение в работу большинства педагогов, синхронизация их деятельности) и ориентации на индивидуальные траектории развития обучающихся (оказание адресной помощи в преодолении трудностей кризисных периодов, опора на сильные стороны студентов);

- принципами формирования мотивации учения студентов технического ссуза являются:

1) принцип пролонгированного и поэтапного формирования учебной мотивации, предполагающий, что данный процесс должен представлять собой не единичную смену условий, а пролонгированное управление развитием учебной мотивации студентов, осуществляемое на основе определенной логики, выстроенной с учетом особенностей поступивших в ссуз первокурсников и социального заказа среднему профессиональному образованию (неопределенная мотивация - ориентация на положительные моменты учебной деятельности - познавательные мотивы -мотивы овладения специальными знаниями и основами профессионального мастерства - мотивы профессионального и личностного самосовершенствования, социальной ответственности и сотрудничества);

2) принцип активности обучающихся, основанный на идее А.Н. Леонтьева о том, что мотивы рождаются в

деятельности [4]. Для формирования мотивации необходимо включение обучающихся в различные виды деятельности и общественных взаимоотношений;

3) принцип благоприятного эмоционального климата, регулирующий характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. Для формирования учебной мотивации необходимо создание комфортных психологических условий, предполагающих отношения доброжелательности, поддержки и сотрудничества между педагогами и студентами и в среде обучающихся;

4) принцип социально-личностной ориентации, выражающий направленность процесса формирования учебной мотивации на оптимальное удовлетворение социального и личностного заказа образованию. Данный принцип опирается на сформулированное в работах И.В. Исмагиловой положение, что «задачей образования сегодня является, с одной стороны, удовлетворение социального заказа на качество специалиста как компетентного, инициативного, социально-адаптированного человека, обладающего гражданской позицией, ответственностью, с другой - сохранение и развитие уникальности его личности» [3, 5]. При формировании мотивации учения необходимо, ориентируясь на требования государственного образовательного стандарта, выстраивать индивидуальные траектории развития мотивации каждого обучающегося с опорой на сильные стороны его личности.

Предлагаемая модель (схема) представляет формирование учебной мотивации как двусторонний процесс, включающий в себя самостоятельную деятельность студентов по преодолению трудностей кризисных периодов и педагогическое содействие этой деятельности (актуальное и опережающее), организованное с учетом логики формирования учебной мотивации и специфики выявленных мотивационных кризисов.

Краткое описание этапов формирования мотивации учения:

1. Начальный этап (первый семестр)

Актуальное содействие

Цель: формирование положительной мотивации учения.

Задачи:

1) формирование опыта успешной учебной деятельности;

2) облегчение адаптации к условиям новой образовательной среды;

3) сплочение коллектива группы.

Методы: создание «ситуаций успеха» (дифференцированный подход, снятие негативной оценки, повышение успешности деятельности через использование коллективных форм работы и др.), ознакомление первокурсников с учебным заведением и организацией образовательного процесса в ссузе, тренинг сплочения коллектива и др.

Опережающее содействие

Цель: формирование базы для становления познавательных мотивов.

Задачи:

1) формирование адекватного представления о приобретаемой специальности;

2) формирование навыков самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности.

Методы: экскурсии на производственные предприятия, просмотр тематических фильмов, самостоятельный поиск информации о профессии, увеличение объема самостоятельной работы, выделение этапов осуществления деятельности, анализ эффективности и др.

Показатели эффективности: усиление ориентации обучающихся на положительные моменты учебной деятельности (стремление к достижениям и признанию), адекватное представление о приобретаемой специальности, повышение уровня самостоятельности учебной деятельности.

2. Переходный этап (второй - четвертый семестры)

Актуальное содействие

Цель: формирование познавательных мотивов.

Задачи:

1) повышение привлекательности учебных занятий для обучающихся;

2) создание условий для становления мотивов самообразования;

3) ориентация образования на будущую профессиональную деятельность.

Методы: активные методы обучения, создание ситуаций, стимулирующих самостоятельный поиск обучающимися информации (дискуссии, требующие убедительной аргументации своей позиции, урок-КВН и др.), расширение форм самостоятельной работы, интеграция специальных знаний в содержание занятий по общеобразовательным дисциплинам, техническое конструирование и др.

Опережающее содействие

Цель: подготовка студентов к производственной практике.

Задачи:

1) формирование реальных представлений об условиях производства;

2) подготовка обучающихся к адаптации к работе на производственных предприятиях.

Методы: экскурсии на производственные предприятия, моделирование проблемных ситуаций в аудиторных условиях, тестирование, индивидуальные и групповые консультации и др.

Показатели эффективности: ориентация обучающихся на приобретение общих и специальных знаний, умение осуществлять самостоятельную учебную деятельность и эффективное деловое взаимодействие, адекватное представление об условиях труда на производственных предприятиях, готовность к работе в этих условиях.

3. Основной этап (пятый - шестой семестры)

Актуальное содействие

Цель: повышение профессиональной мотивации

Задачи:

1) стимулирование профессионального интереса;

2) нейтрализация негативных впечатлений от практики, ориентация студентов на преодоление трудностей.

Методы: экскурсии на предприятия с современным уровнем организации производственного процесса,

конкурсы профессионального мастерства, обмен студентов опытом, полученным во время практики и др.

Опережающее содействие

Цель: воспитание понимания необходимости образования для реализации жизненных планов.

Задачи:

1) формирование образа современного конкурентоспособного специалиста;

2) ориентация студентов на завершение среднего профессионального образования.

Методы: анализ требований работодателей, обсуждение жизненных планов студентов, личные беседы и др.

Показатели эффективности: осознанное положительное отношение к профессии, стремление овладеть

основами профессионального мастерства, знание требований, предъявляемых к специалистам на рынке труда, понимание важности получения образования.

4. Завершающий этап (седьмой семестр)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальное содействие

Цель: ориентация студентов на завершение среднего профессионального образования.

Задачи:

1) формировании у обучающихся понимания приоритета образования, которое в будущем обеспечит им постоянную работу по специальности, перед временным заработком;

2) оказание помощи обучающимся в рациональной организации совмещения учебной и трудовой деятельности.

Модель формирования учебной мотивации студентов учреждений СПО технического профиля

Этапы формирования мотивации _первокурсник_

преобладание неопределенной мотивации учения

(знаемые мотивы необходимости получения образования, мотивы избегания, стремление занять позицию в новом коллективе, неопределенное отношение к специ-_альности)_

Начальный

адаптационный кризис

переход от неопределенной мотивации к ориентации на положительные моменты учебной деятельности

(мотивы успеха и признания, адекватное представление о специальности, навыки ^учебной деятельности в условиях ссуза)

Переходный

кризис становления познавательных мотивов

Я

-снижение влияния внешних стимулов, преобладание познавательных мотивов

(интерес к овладению общими и специальными знаниями, стремление к коллектив_'"•--■^_ному взаимодействию)_

Основной

кризис профессионального выбора

* Л

осознанное положительное отношение к профессии, понимание необходимости ^ образования для реализации жизненных планов

(стремление овладеть общими и специальными знаниями и основами профессио-__нального мастерства)_

Завершающий

кризис вытеснения учебных мотивов прагматическими мотивами

Л

сочетание познавательных мотивов с мотивами профессионального и личностного самосовершенствования, социальной ответственности и сотрудничества

(стремление работать по специальности, использовать знания и навыки в целях личностного и профессионального самосовершенствования и конструктивного сотрудничества)

выпускник Условные обозначения:

деятельность студентов по преодолению трудностей

Л

—► актуальное педагогическое содействие --► опережающее педагогическое содействие

Методы: анализ значимости образования для ставление индивидуальных образовательных графи-успешной самореализации в профессии, индивиду- ков, использование возможностей дистанционного альные беседы со студентами и их родителями, со- обучения и др.

Опережающее содействие

Цель: формирование у студентов мотивов личностного и профессионального самосовершенствования, социальной ответственности и сотрудничества.

Задачи:

1) формирование профессионального мышления, инициативной позиции, навыков коллективного взаимодействия, ответственного поведения;

2) формирование мотивов самообразования и саморазвития.

Методы: моделирование производственных ситуаций в аудиторных условиях, расширение форм и видов коллективной работы, тренинг ответственного поведения и др.

Показатели эффективности: успешное окончание ссуза, готовность работать по специальности, наличие планов профессионального самосовершенствования.

В результате реализации предложенной модели создаются благоприятные педагогические условия для поэтапного перехода от доминирования неопределенной мотивации учения и мотивов избегания к сочетанию познавательных мотивов с мотивами личностного и профессионального самосовершенствования, социальной ответственности и сотрудничества, который осуществляется в процессе преодоления студентами трудностей кризисных периодов и актуального и опережающего педагогического содействия этой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ведута О.В. Психолого-педагогические особенности становления учебной мотивации студентов технического среднего специального

учебного заведения // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО, 2011. № 7 (86). С. 55-65.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.

3. Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте. М. : Просвещение, 1983. 96 с.

4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 162-171.

5. Исмагилова И.В. Формирование смысло-ценностных основ профессионального самоопределения студентов ссуза : автореф. дис. ... канд.

пед. наук. Тюмень, 2006. 22 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 9 апреля 2015 г.

MOTIVATION CRISES AND CRISIS-MEDIATED MODEL OF STUDENTS' EDUCATIONAL MOTIVATION FORMATION

Tomsk State University Journal, 2015, 395, 198-203. DOI: 10.17223/15617793/395/32

Veduta Olga V. Tyumen State Oil and Gas University (Tyumen, Russian Federation). Е-mail: [email protected] Keywords: educational motivation; motivation crisis; development of educational motivation; model; pedagogical aid.

The article presents the pedagogical interpretation of the term "motivation crisis". Motivation crisis is considered as an internal dissonance resulting from a discrepancy between the students' level of knowledge and skills and the conditions of the educational environment. Motivation crisis makes students search for ways of overcoming the internal conflict. Motivation crisis possesses both positive and negative potentials. This means it can stimulate the development of educational motivation as well as decrease it. An empirical research allowed the author to determine crisis periods in the evolution of educational motivation of students of technical secondary professional educational institutions: adaptation crisis (the first term) connected with an unconscious choice of profession and adaptation problems; crisis of development of cognitive motives (the end of the second term - the third term) characterized by a reduction of influence of external stimuli and insufficient development of cognitive motives; crisis of professional choice (the fifth term - the sixth term, after the field internship) resulting from a discrepancy between students' expectations and the conditions of the professional life; crisis of substitution of educational motives by pragmatic motives (the seventh term) resulting from students' inaptitude to combine their work and study. The results of the research allowed the author to create a crisis-mediated concept model of students' educational motivation development. This model shows educational motivation development as a bilateral process including students' activity aimed at overcoming the difficulties of crises periods and pedagogical aid (actual and advanced). Actual pedagogical aid helps students to overcome the difficulties of an actual crisis period, and advanced pedagogical aid prepares them to solve the problem of the next stage of education. Pedagogical aid is organized according to the features of the determined crisis periods. Four stages referring to the four motivation crises of pedagogical work were determined: initial, intermediate, principal and final. The goals, tasks and methods of actual and advanced pedagogical aid were developed for each of these stages. The implementation of the proposed model creates favorable pedagogical conditions for phased transition from negative motivation and avoidance motives to combination of cognitive motives with motives of personal and professional self-improvement, social responsibility and cooperation. This transition occurs in the process of students' overcoming the difficulties of crisis periods and actual and advanced pedagogical support of this activity.

REFERENCES

1. Veduta O.V. Psychological Pedagogic Peculiarities of Developing Students' Motivation at Secondary Technical Institutions. Obrazovanie i nauka - Education and Science, 2011, no. 7 (86), pp. 55-65. (In Russian).

2. Vasilyuk F.E. Psikhologiya perezhivaniya (analiz preodoleniya kriticheskikh situatsiy) [Psychology of experience (analysis of

overcoming crisis situations)]. Moscow: Moscow State University Publ., 1984. 200 p.

3. Markova A.K. Formirovanie motivatsii v shkol'nom vozraste [Formation of motivation at school age]. Moscow: Prosveshchenie

Publ., 1983. 96 p.

4. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy i emotsii [Needs, motives and emotions]. Moscow: Moscow State University Publ., 1984,

pp. 162-171.

5. Ismagilova I.V. Formirovanie smyslo-tsennostnykh osnovprofessional'nogo samoopredeleniya studentov ssuza: avtoref. dis. kand.

ped. nauk [Formation of axiological basis of professional self-determination of secondary specialized college students. Abstract of Pedagogy Cand. Diss.]. Tyumen, 2006. 22 p.

Received: 09 April 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.