Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / LMS MOODLE / АУДИТОРНАЯ РАБОТА / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Павел Владимирович, Белоусова Надежда Игоревна, Петрова Елена Владимировна

Одним из главных современных требований, предъявляемые высшему образованию, все большую долю времени образовательного процесса необходимо отводить самостоятельной работе, которая призвана развивать предметные знания, навыки и владения, являющиеся триггером готовности у обучающегося учебно-образовательных задач. Цель самостоятельной работы - научить обучающегося самостоятельно осмысленно осваивать сначала учебный материал в рамках проведения занятия, а далее формировать опыт работы с научной информацией и в целом способствовать закладке основ самообразования, самовоспитания и самореализации. На основании реализации федеральных государственных образовательных стандартов самостоятельная работа обучающихся определена как обязательное требование организации образовательного процесса. На примере организации самостоятельной работы на кафедре нормальной физиологии Курского государственного медицинского университета рассматриваются особенности ее применения на практических занятиях у лечебного факультета. На протяжении уже более 5 лет при изучении дисциплины для обучающихся используются учебные пособия, разработанные коллективом авторов и предназначенные для обучающихся. Также рассматриваются особенности применения аудиторной самостоятельной работы, разработанные на основе применения системы LMS MOODLE в условиях тяжелой эпидемиологической обстановки. Успешность использования данного вида работ позволяет формировать навыки самообразования, развитие познавательных и творческих способностей личности как основополагающего компонента будущей профессиональной компетентности выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткаченко Павел Владимирович, Белоусова Надежда Игоревна, Петрова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF MEDICAL FACULTY STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF NORMAL PHYSIOLOGY

One of the main modern requirements for higher education, an increasing proportion of the time of the educational process should be devoted to independent work, which is designed to develop subject knowledge, skills and skills that are a trigger for the student's readiness for educational tasks. The purpose of independent work is to teach the student to master the educational material in a meaningful way first within the framework of the lesson, and then to form an experience of working with scientific information and, in General, to help lay the foundations of self-education, self-education and self-realization. Based on the implementation of Federal state educational standards, independent work of students is defined as a mandatory requirement for the organization of the educational process. On the example of the organization of independent work at the Department of normal physiology of Kursk state medical University, the features of its application in practical classes at the faculty of medicine are considered. For more than 5 years, when studying the discipline for students, textbooks developed by a team of authors and intended for students are used. We also consider the features of using classroom independent work developed on the basis of using the LMS MOODLE system in a severe epidemiological situation. Successful use of this type of work allows you to form self-education skills, the development of cognitive and creative abilities of the individual as a fundamental component of the future professional competence of the graduate.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ТКАЧЕНКО Павел Владимирович и другие ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ...

УДК 378.147.88:378.096:61 1@(©«да^ЖЯ^Ш^

QQJ. 10 26140/anip-2021 -1002-0054 Ыtps://ereativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

© Автор(ы) 2021 SPIN-код: 3813-8010 AuthorlD: 452040 Scopus ID:37075972700 ORCID: 0000-0002-2725-6482 ТКАЧЕНКО Павел Владимирович, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой нормальной физиологии, директор научно-исследовательского института физиологии

AuthorlD: 917482 SPIN-код: 3306-1212

БЕЛОУСОВА Надежда Игоревна, ассистент кафедры нормальной физиологии AuthorlD: 918218 SPIN-код: 6064-8858

ПЕТРОВА Елена Владимировна, ассистент кафедры нормальной физиологии Курский государственный медицинский университет (305004, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3 e-mail: [email protected]) Аннотация. Одним из главных современных требований, предъявляемые высшему образованию, все большую долю времени образовательного процесса необходимо отводить самостоятельной работе, которая призвана развивать предметные знания, навыки и владения, являющиеся триггером готовности у обучающегося учебно-образовательных задач. Цель самостоятельной работы - научить обучающегося самостоятельно осмысленно осваивать сначала учебный материал в рамках проведения занятия, а далее формировать опыт работы с научной информацией и в целом способствовать закладке основ самообразования, самовоспитания и самореализации. На основании реализации федеральных государственных образовательных стандартов самостоятельная работа обучающихся определена как обязательное требование организации образовательного процесса. На примере организации самостоятельной работы на кафедре нормальной физиологии Курского государственного медицинского университета рассматриваются особенности ее применения на практических занятиях у лечебного факультета. На протяжении уже более 5 лет при изучении дисциплины для обучающихся используются учебные пособия, разработанные коллективом авторов и предназначенные для обучающихся. Также рассматриваются особенности применения аудиторной самостоятельной работы, разработанные на основе применения системы LMS MOODLE в условиях тяжелой эпидемиологической обстановки. Успешность использования данного вида работ позволяет формировать навыки самообразования, развитие познавательных и творческих способностей личности как основополагающего компонента будущей профессиональной компетентности выпускника.

Ключевые слова: самостоятельная работа, LMS MOODLE, аудиторная работа, внеаудиторная работа, компе-тентностный подход

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF MEDICAL FACULTY STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF NORMAL PHYSIOLOGY

© The Author(s) 2021

TKACHENKO Pavel Vladimirovich, doctor of Medical Sciences, associate Professor, head of the department of normal physiology, director scientific-research Institute of physiology BELOUSOVA Nadezhda Igorevna, assistant of the department of normal physiology PETROVA Elena Vladimirovna, assistant of the department of normal physiology Kursk State Medical University (305004, Russia, Kursk, Karl Marx Str., 3 e-mail: [email protected]) Abstract. One of the main modern requirements for higher education, an increasing proportion of the time of the educational process should be devoted to independent work, which is designed to develop subject knowledge, skills and skills that are a trigger for the student's readiness for educational tasks. The purpose of independent work is to teach the student to master the educational material in a meaningful way first within the framework of the lesson, and then to form an experience of working with scientific information and, in General, to help lay the foundations of self-education, self-education and self-realization. Based on the implementation of Federal state educational standards, independent work of students is defined as a mandatory requirement for the organization of the educational process. On the example of the organization of independent work at the Department of normal physiology of Kursk state medical University, the features of its application in practical classes at the faculty of medicine are considered. For more than 5 years, when studying the discipline for students, textbooks developed by a team of authors and intended for students are used. We also consider the features of using classroom independent work developed on the basis of using the LMS MOODLE system in a severe epidemiological situation. Successful use of this type of work allows you to form self-education skills, the development of cognitive and creative abilities of the individual as a fundamental component of the future professional competence of the graduate.

Keywords: independent work, LMS MOODLE, classroom work, extracurricular work, competence approach

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время инновационные подходы в образовательном процессе требуют принципиально новых решений в организации образовательной среды. Существуют различные формы получения высшего образования, включающие в себя очную, очно-заочную, заочную и дистанционную формы образования. В условиях реального времени высшим учебным заведениям необходимо подстраиваться под изменяющиеся подходы организации системы образования. Активное развитие информационных компьютерных технологий

позволяют постоянно и самостоятельно обучающимся пополнять знания и формировать соответствующие умения и владения [1].

Одним из главных современных требований, предъявляемые высшему образованию, все большую долю времени образовательного процесса необходимо отводить самостоятельной работе, которая призвана развивать предметные знания, навыки и владения, являющиеся триггером готовности у обучающегося учебно-образовательных задач [2-4].

Цель самостоятельной работы - научить обучаю-

TKACHENKO Pavel Vladimirovich and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK ... 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

щегося самостоятельно осмысленно осваивать сначала учебный материал в рамках проведения занятия, а далее формировать опыт работы с научной информацией и в целом способствовать закладке основ самообразования, самовоспитания и самореализации [5]. В дальнейшем, обучающийся освоивший азы самостоятельной работы с начальных курсов при изучении фундаментальных дисциплин, способен к развитию интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы, способен легко переходить от формального выполнения определенных заданий в пассивной роли обучающегося к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных профессиональных задач [6].

Истоки зарождения самостоятельной работы лежат в трудах отечественных ученых, которые в первую очередь вкладывают в содержание термина понятие «самостоятельность». Для развития творческого потенциала, для создания оптимальных условий изучения дисциплин, для ориентирования в материале занятия обучающийся самостоятельно, без участия преподавателя должен разобраться в учебном материале. На помощь в этом ему приходит самостоятельная работа, которая имеет ряд преимуществ:

1) обучающийся непосредственно сам достигает цели занятия;

2) процесс изучения темы становится увлекательным;

3) осуществляется индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

4) способствует овладению знаниями и навыками;

5) развивает мыслительные и творческие способности обучающегося [7].

Таким образом, самостоятельная работа выступает как целенаправленная совокупность действий обучающегося под опосредованным руководством преподавателя и направленная на достижение качественного результата, а именно получения знаний, умений и навыков. Следовательно, ориентирование образовательного процесса в высшем образовании на самостоятельную работу позволяет создать оптимальную образовательную среду для самовыражения и саморазвития обучающегося [8-12].

На основании реализации федеральных государственных образовательных стандартов самостоятельная работа обучающихся определена как обязательное требование организации образовательного процесса. В Курском государственном медицинском университете самостоятельная работа является важным аспектом профессиональной деятельности для формирования навыков самоорганизации, самообразования, обеспечивающая возможность непрерывного личностного роста [13-14].

Целью нашего исследования стало проследить особенности организации самостоятельной работы на кафедре нормальной физиологии у обучающихся лечебного факультета.

МЕТОДОЛОГИЯ

На данный момент самостоятельная работа обучающихся реализуется в трех основных видах:

1) аудиторная самостоятельная работа (практические занятия, лабораторные работы, решение ситуационных и практических задач)

2) внеаудиторная работа (выполнение домашних заданий, подготовка теоретических основ темы с использованием литературных источников)

3) контактная работа с преподавателем (выполнение заданий по индивидуальному графику обучения, ликвидация текущих задолженностей преподавателю.

Обратим внимание на организацию аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся на кафедре нормальной физиологии у студентов лечебного факультета Курского государственного медицинского университета. 222

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во время проведения практического занятия на кафедре нормальной физиологии самостоятельная работа является средством достижения познавательной деятельности студентов. На протяжении уже более 5 лет при изучении дисциплины «Нормальная физиология» для обучающихся используются учебные пособия, разработанные коллективом авторов - из числа сотрудников кафедры и предназначенные для обучающихся по направлению подготовки 31.05.01 - лечебное дело [15]. Основной целью этой разработки является освоение практических умений и владений в рамках действующего федерального государственного образовательного стандарта. Учебное пособие содержит следующие разделы: лабораторные работы, каждая из которых содержит краткий теоретический материал, определяющий цель ее выполнения, приводится перечень необходимого оборудования и материалов. Ход выполнения лабораторных работ требует самостоятельной теоретической подготовки и наличия определенного объема знаний, что в свою очередь и способствует формированию соответствующих компетенций. В учебном пособии так же представлена аудиторная самостоятельная работа (предлагается решение ситуационных задач по теме раздела, заполнение схем физиологических процессов, решение терминологических кроссвордов). Эти виды работ выполняются обучающимися как индивидуально, так и методом малых групп, что способствует формированию навыков коллективной работы для достижения общей конечной цели. Так же в пособии представлена внеаудиторная самостоятельная работа (домашнее задание), в которой обучающимся предлагается заполнить таблицы, схемы, графики, обобщая полученный при подготовке к занятию теоретический материал и закрепляя его в компактной форме [16-17].

Во время теоретического разбора темы занятия преподаватель для закрепления материала обращается к задаче или вопросам в учебном пособии в разделе аудиторная самостоятельная работа. В виде дискуссии разбираются задания от простого к сложному, что обеспечивает формирование оперативного реагирования на разные мнения, которые возникают при обсуждении проблем и задач. Обучающиеся записывают в доступное поле в учебном пособии правильные ответы, что позволяет реализовать образовательный процесс как целостную систему и обеспечить взаимосвязь всех этапов обучения в высшем учебном заведении.

Однако современные условия и тяжелая эпидемиологическая обстановка не позволяют столько качественно применять аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу при проведении практического занятия. Переход на дистанционную форму обучения требует инновационных методов решения поставленных перед высшим образованием задач [18].

На кафедре нормальной физиологии помимо традиционных методов, используется образовательная платформа LMS MOODLE, которая зарекомендовала себя как успешная система для организации поддержки очного обучения, для оценки знаний и контроля успеваемости [19]. Поэтому в условиях пандемии на кафедре нормальной физиологии стали использовать задания для аудиторной самостоятельной работы с автопроверкой, созданные на базе платформы MOODLE. К каждому занятию разработан банк вопросов, включающих в себя непосредственно вопрос и основные целевые фразы для ответа. При вводе текста как ответ на вопрос программа учитывает целевые ключевые фразы и выдает результат в виде набранного процента. Каждый вопрос ограничен по времени. Преподаватель пересматривает выполненное задание обучающимся и в зависимости от качества данного ответа может как повысить, так и понизить процент за выполненное задание. Все это упростило проверку аудиторной самостоятельной работы в условиях дистанционного обучения, а также позволило снизить среди

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ТКАЧЕНКО Павел Владимирович и другие ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ...

студентов распространение «одинаковых» ответов на вопросы и приучает обучающихся соблюдать «академическую честность». К каждому занятию разработано несколько вариантов заданий, включающих в себя вопросы как простые, так и сложные. Соответственно, данный вид заданий позволяет наиболее четко провести разбор темы для усвоения теоретического материала, а также позволит обучающимся развивать навыки умственной и аналитической деятельности.

ВЫВОДЫ

Самостоятельная работа обучающихся это планируемая работа по освоению общекультурных и профессиональных компетенций, выполняемая во внеучебное время по заданию, а также при методическом руководстве преподавателя в рамках изучения обучаемыми конкретных учебных дисциплин, но без его непосредственного участия. Внеаудиторная самостоятельная работа представляет собой особый подпроцесс образовательного процесса и служит достижению следующих целей: формирование навыков самообразования, развитие познавательных и творческих способностей личности как основополагающего компонента будущей профессиональной компетентности выпускника. Внеаудиторное и самостоятельное аудиторное освоение студентами материала основных образовательных программ высшего профессионального образования, позволяют в ходе аудиторной работы перенести акцент с репродуктивных методик преподавания на инновационные технологии обучения в соответствии с компетентностным подходом, а так же способствуют формированию научно-исследовательских компетенций обучающихся, способности к осуществлению самостоятельного творческого поиска и выполнения конкретных научных проектов, что в свою очередь играет неоспоримую роль в подготовке высокопрофессиональных и конкурентно-способных специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дмитриева Д.Д. Модель организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения русскому языку как иностранному //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 25-27.

2. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки / под общ. ред. Т.И. Гречухиной, А.В. Меренкова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 80 с.

3. Сечкина И.В., Сечкин Г.И. Возможности педагогической технологии синтеза знаний в организации аудиторной самостоятельной работы студентов технического вуза по математике //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 8. С. 58-63.

4. Андреева А.А Организация самостоятельной работы студентов в условиях сокращения аудиторных часов на примере дисциплины «деловой иностранный язык» // Образование и воспитание. 2016. № 3 (8). С. 34-37.

5. Соболева М.Л. Организация аудиторной и самостоятельной работы обучающихся по направлению «педагогическое образование» - будущих учителей информатики (уровень магистратуры) // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2019. № 5 (62). С. 92-96.

6. Беликова О.С. Самостоятельная деятельность студентов в условиях аудиторной и внеаудиторной работы // Вопросы филологии и педагогики. 2018. № 1. С. 32-47.

7. Погребная И.А., Михайлова С.В. Генерирование побуждения студентов технического вуза к самостоятельной работе в процессе обучения // Успехи гуманитарных наук. 2019. № 6. С. 158-164.

8. Галацин Е.А., Фещук А.М. Виды самостоятельной работы студентов технических специальностей на занятиях по английскому языку //Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 13-17.

9. Назарова А.А. Опытно-экспериментальная работа по оценке самостоятельной работы студентов // Вопросы педагогики. 2020. № 1-2. С. 162-171

10. Андриенко О.А. Сетевые образовательные технологии и их использование при работе с обучающимися //Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-7.

11. Пичугина Г.А. Самостоятельная деятельность как средство развития самообразования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 280-283

12. Колодезникова С.И., Тарасов А.Е. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3(16). С. 122-124

13. Одарич И.Н., Гаврилова М.И. Компетентностный подход в системе высшего образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1(18) С. 133-136

14. Смирнова И.А. Особенности самостоятельной работы студентов при подготовке к аудиторным занятиям // Вестник

Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 1. С. 126-127

15. Зайцева Г.Н., Балыбин Д.Н., Шапошников А.В. Разработка учебных пособий (рабочих тетрадей) для аудиторной и внеаудиторной работы студентов на кафедре нормальной физиологии КГМУ // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2019. Т. 1. С. 21-23.

16. Учебное пособие к практическим занятиям по темам: физиология системы крови, физиология возбудимых тканей, физиология нервной и эндокринной систем для студентов лечебного факультета (рабочая тетрадь №1)// П.В. Ткаченко, Г.Н. Зайцева, А.В. Шапошников, Д.Н. Балыбин, Е.В. Петрова. — Курск, 2019. — 96 с.

17. Учебное пособие к практическим занятиям по темам: физиология систем кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности для студентов лечебного факультета (рабочая тетрадь №2)// П.В. Ткаченко, Г.Н. Зайцева, А.В. Шапошников, Д.Н. Балыбин, Е.В. Петрова. — Курск, 2020. — 136 с.

18. Ваганова О.И., Абрамова Н.С., Кутепова Л.И. Современные технологии обучения экономическим дисциплинам в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 100-103.

19. Шапошников А.В., Соколова Н.И., Петрова Е.В. Внедрение системы MOODLE на кафедре нормальной физиологии // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 216-218

Статья поступила в редакцию 08.12.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.