Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
самостоятельная работа / обучающийся / система высшего образования / преподаватель / дистанционные образовательные технологии / independent work / student / higher education system / teacher / distance learning technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янова Марина Геннадьевна, Оленцова Юлия Анатольевна

В статье изучаются вопросы организации самостоятельной работы обучающихся в системе высшего образования. Обосновывается необходимость применения дистанционных образовательных технологий для эффективной организации самостоятельной работы обучающихся. Рассматривается понятие «самостоятельная работа», его цели, задачи, и виды. Проблема самостоятельной работы обучающихся активно исследуется в рамках подготовки будущих специалистов в системе высшего образования. Использование дистанционных образовательных технологий значительно расширяет сферу полномочий преподавателя в организации самостоятельной работы. В статье рассматриваются функции преподавателя, как организатора самостоятельной работы. Посредством применения дистанционных образовательных технологий преподаватель качественно изменяет содержание, методы и организационные формы обучения, интенсифицирует и индивидуализирует самостоятельную работу обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янова Марина Геннадьевна, Оленцова Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF STUDENTS’ INDEPENDENT WORK IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM, THROUGH THE USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES

The article describes the organization of independent work of students in the higher education system. The necessity of using distance learning technologies for effective organization of students’ independent work is justified. The concept of "independent work", its goals, tasks, and types are considered. The problem of students’ independent work is actively studied in the framework of training future specialists in the higher education system. The use of distance learning technologies significantly expands the scope of the teacher's authority in organizing independent work. The article discusses the functions of a teacher as an organizer of independent work. Through the using distance learning technologies, the teacher qualitatively changes the content, methods and organizational forms of training, intensifies and individualizes independent work of students.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 372.881.1

DOI 10.24411/2409-3203-2020-12475

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Янова Марина Геннадьевна

доктор педагогических наук, профессор Оленцова Юлия Анатольевна

старший преподаватель кафедры «Иностранный язык» ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, Красноярск

Аннотация: В статье изучаются вопросы организации самостоятельной работы обучающихся в системе высшего образования. Обосновывается необходимость применения дистанционных образовательных технологий для эффективной организации самостоятельной работы обучающихся. Рассматривается понятие «самостоятельная работа», его цели, задачи, и виды. Проблема самостоятельной работы обучающихся активно исследуется в рамках подготовки будущих специалистов в системе высшего образования. Использование дистанционных образовательных технологий значительно расширяет сферу полномочий преподавателя в организации самостоятельной работы. В статье рассматриваются функции преподавателя, как организатора самостоятельной работы. Посредством применения дистанционных образовательных технологий

преподаватель качественно изменяет содержание, методы и организационные формы обучения, интенсифицирует и индивидуализирует самостоятельную работу обучающихся.

Ключевые слова: самостоятельная работа, обучающийся, система высшего образования, преподаватель, дистанционные образовательные технологии.

ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN THE HIGHER

EDUCATION SYSTEM, THROUGH THE USING DISTANCE LEARNING

TECHNOLOGIES

Yanova Marina Gennadievna

Doctor of pedagogical sciences, professor Olentsova Julia Anatolievna

senior teacher of the department « Foreign language» Krasnoyarsk state agrarian university Russia, Krasnoyarsk

Abstract: The article describes the organization of independent work of students in the higher education system. The necessity of using distance learning technologies for effective organization of students' independent work is justified. The concept of "independent work", its goals, tasks, and types are considered. The problem of students' independent work is actively studied in the framework of training future specialists in the higher education system. The use of distance learning technologies significantly expands the scope of the teacher's authority in organizing independent work. The article discusses the functions of a teacher as an organizer of independent work. Through the using distance learning technologies, the teacher qualitatively changes the content, methods and organizational forms of training, intensifies and individualizes independent work of students.

Keywords: independent work, student, higher education system, teacher, distance learning technologies.

Мобильность и конкурентоспособность специалистов СПО на международном, федеральном и региональном рынке труда, предполагают развитие навыков самообразования, которые формируются в процессе самостоятельной работы обучающихся. По результатам социологических опросов успех на рабочем месте зависит от того, насколько у специалиста развиты навыки самообучения. Многие обучающиеся высших заведений не способны овладеть предполагаемым объемом самостоятельной работы в силу разных причин. Одной из главных причин является несформированность навыков самостоятельной работы в школе. Поэтому, по мнению В. И. Загвязинского «перед преподавателем каждой учебной дисциплины в вузе ставится задача, максимально используя особенности предмета, помочь обучающемуся наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу, а также обеспечивать формирование общих умений и навыков самостоятельной деятельности».

Анализ научных публикаций (В. И. Загвязинский, Т. И. Гречухина, В. С. Сенашенко, И. В. Шмиголь и др.) показал, что проблема самостоятельной работы обучающихся активно исследуется в рамках подготовки будущих специалистов СПО в системе высшего образования - таблица 1.

Таблица 1 - Интерпретация понятия «самостоятельная работа»

Автор Интерпретация понятия «самостоятельная работа»

Сенашенко В. С. «планируемая учебная и научная работа, включающая активные формы и методы обучения, сочетание учебно-воспитательной и научно-производственной работы, сотрудничество обучающегося с преподавателем» [1].

Гречухина Т. И. «форма организации образовательного процесса, стимулирующая активность, самостоятельность, познавательный интерес обучающихся» [2].

Загвязински й В. И. «деятельность обучающихся по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им» [3].

Шмиголь И. В. «высшая форма учебной деятельности, направленная на эффективное освоение опыта, развитие и самосовершенствование познавательной сферы будущего специалиста» [4].

Анализ научно-педагогических источников позволил выделить следующие понимания понятия «самостоятельная работа»: планируемая учебная и научная работа, форма организации образовательного процесса, деятельность обучающихся, высшая форма учебной деятельности.

На основании выше сказанного, цель самостоятельной работы по мнению Шмиголь, И. В. можно представить в виде «стимулирования деятельности обучающихся в формировании определенных навыков, развитии инновационного потенциала в условиях их профессиональной подготовки».

Задача обучающегося в процессе обретения самостоятельности в принятие решения педагогических задач, по мнению Шкарупелова В. П. заключается в том, чтобы «выбрать наилучший способ выполнения действий по достижению целей образования и самостоятельно контролировать процесс обучения» [5].

Основой высшего образования является самостоятельная работа обучающегося. Она формирует волю к самообразованию, создает основу для дальнейшего обучения и имеет возможность постоянно совершенствовать свои навыки. Значительная часть обучающихся-первокурсников учится ниже своих возможностей из-за отсутствия навыков самостоятельной работы. Профессиональные преподаватели помогают обучающемуся, но, основную работу, связанную с овладением знаниями, обучающийся должен сделать сам.

Различают два вида самостоятельной работы обучающихся: аудиторная самостоятельная работа и внеаудиторная самостоятельная работа - таблица 2.

Таблица 2 - Виды самостоятельной работы обучающихся

Виды самостоятельной работы обучающихся

аудиторная внеаудиторная

слушать и записывать лекции конспектирование и работа с книгой

критически оценивать выступления одногруппников на семинарах оформление лекционного материала

готовить выступление на конференции проработка материала по учебникам

готовиться к зачетам и экзаменам выполнение рефератов

Исходя из таблицы, аудиторная самостоятельная работа обучающихся заключается в более глубоком и подробном изучении отдельных теоретических положений, методов и способов решения проблем. А для внеаудиторной работы предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен в аудитории, индивидуальные задания для закрепления и углубления знаний.

В последние годы в научных работах отмечается большой потенциал современных технологий для более эффективной организации самостоятельной работы обучающихся, например, можно выделить дистанционные образовательные технологии [6-8]. Внедрение данных технологий в сферу образования позволило преподавателям качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, интенсифицировать и индивидуализировать подготовку обучающихся.

Использование дистанционных образовательных технологий значительно расширяется сферу полномочий преподавателя в дистанционном обучении [9]. Преподаватели должны выполнять индивидуальную и групповую работу, чтобы обеспечить грамотное и эффективное использование учебно-методических материалов учебного курса, при необходимости подсказывать обучающимся, отвечать на их вопросы, проводить консультации. Кроме того, преподаватели могут помочь разработать индивидуальный график обучения, осуществлять групповые занятия, обратную связь и мониторинг реализации учебной программы [10]. К преподавателям предъявляются высокие профессиональные требования и разнообразные функции: они должны быть не только хорошо знакомы с предметом, но также свободно владеть различными методиками обучения и знаниями психологии. Поэтому в области дистанционного обучения используется расширенная классификация преподавателей:

- разработчик учебных курсов (разрабатывает учебные материалы, рабочие программы, проводит анализ процесса обучения, исправляет и обновляет материалы курса);

- методист (планирует и разрабатывает сценарий курса, структурирует содержание, выбор форм и методов в соответствии с имеющимися инструментами обучения);

- преподаватель (направляет, консультирует и руководит работой слушателей курсов).

Преимуществами технологии дистанционного обучения в организациях, где студенты работают самостоятельно, являются удобство и четкость материала, легкость движения, умение быстро находить необходимую информацию, чтобы показать изучаемый динамический процесс или явление. Кроме того, они позволяют освободить учителей от определенной части работы по контролю и консультированию. Некоторые более легкие темы, пригодные для самостоятельного обучения, требуют дополнительных источников информации, а также индивидуальной работы, связанной с исследованием и выполнением исследовательских задач, которые могут быть изучены без помощи преподавателей. Они предоставляют обучающимся учебные задачи и упражнения для оценки работы, своевременную помощи в виде советов, объяснения типичных ошибок и введения соответствующего теоретического материала [11-13].

По итогам некоторых педагогических исследований, можно сделать вывод об эффективности использования дистанционных образовательных технологий в организации самостоятельной работы обучающихся по сравнению с некомпьютерными методами (при

358

самостоятельном освоении учебного материала на начальном этапе на 20 — 30 %, а при решении типовых и нетиповых задач — на 30 —40 %). Разнообразие траекторий обучения, позволяющее каждому обучаемому выбирать наиболее подходящий для него путь и темп освоения учебного материала обеспечивает существенное сокращение разрыва между уровнями знаний хорошо и слабо успевающих обучающихся. Благодаря применению дистанционных образовательных технологий достигается более интенсивная помощь обучающемуся эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу, а также обеспечивать формирование общих умений и навыков самостоятельной работы.

Список литературы:

1. Сенашенко В. С. Самостоятельная работа обучающихся: актуальные проблемы / В. С. Сенашенко, Н. В. Жалнина // Высшее образование в России. - 2006.- № 7. - C. 103-109

2. Гречухина Т. И. Самостоятельная работа обучающихся: виды, формы, критерии оценки : учеб.-метод. пособие / Т. И. Гречухина и др.; под общ. ред. Т. И. Гречухиной А. В. Меренкова; М-во образования и науки рос. Федерации, Урал. федер. унт. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 80 с.

3. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. - М.: Академия, 2007. - 192 с, с. 155

4. Шмиголь И. В. Самостоятельная работа как средство формирования предметных компетентностей у будущих педагогов / И. В. Шмиголь // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. -№ 2 (13). - С. 317-320

5. Шкарупелов В. П. Организация самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателей / Интеграция науки и практики в профессиональном развитии педагога. - Оренбург: ОГУ, 2010. - С. 1121-1129

6. Оленцов А. Е. Переход обучающихся на дистанционное обучение в период пандемии коронавируса // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. 2020. № 16. С. 330-333

7. Рожкова А. В. Цифровые технологии в российском образовании / Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2020. С. 44-47.

8. Зинина О. В. Инновации в системе образования / Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2007. № 4 (17). С. 161-165.

9. Григорян, В. Л. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы обучающихся / В. Л. Григорян, П. Г. Химич // Высшее образование в России. - 2009. - № 11. - С. 108-114

10. Гареев, А. А. О мобильности обучающихся и организации их самостоятельной работы / Развитие непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе. - 2017. - С. 94-98

11. Храмцова Т. Г. Роль технологий в традиционном понимании с точки зрения образования / Проблемы современной аграрной науки. 2018. С. 298-301.

12. Капсаргина С. А. Использование LMS MOODLE для интенсификации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 7 (25). 120-123 (2018).

13. Ерыгин Ю.В., Зинина О.В. Формы и методы интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему: мировой и российский опыт / Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2012. № 1 (41). С. 175-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.