Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki.com/vol5-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/03PDMN417.pdf Статья опубликована 09.10.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Костылев Д. С. Интерактивный курс по дисциплине «Техника и оргтехника в сервисе» как результат самостоятельной работы студентов в LMS Moodle // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/03PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37
Костылев Денис Сергеевич
ГБОУ ВО «Нижегородский инженерно-экономический университет»1 Институт пищевых технологий и дизайна (филиал), Россия, Княгинино Доцент кафедры «Информационных и математических дисциплин»
Кандидат педагогических наук E-mail: d.s.kostylev@gmail.com ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1466-7060 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=229163
Интерактивный курс по дисциплине «Техника и оргтехника в сервисе» как результат самостоятельной работы студентов в LMS Moodle
Аннотация. В статье представлен опыт разработки электронного образовательного курса по дисциплине «Техника и оргтехника в сервисе» как результат самостоятельной работы студентов факультета сервиса в институте пищевых технологий и дизайна - филиале ГБОУ ВО Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (НГИЭУ). Данный курс разработан на платформе LMS MOODLE. Автором представлен опыт формирования у обучающихся качественных знаний и устойчивой мотивации к изучению дисциплины за счет применения различных форм контроля знаний и мониторинга активности внеаудиторной работы обучающихся в системе дистанционного обучения, и своевременной коррекции процесса изучения дисциплины. Приведен список основных тем, которые рассматриваются в рамках данной дисциплины. Описан механизм аудиторной работы и как продолжение её -самостоятельная групповая внеаудиторная работа в дистанционном курсе. Указан перечень интерактивных элементов системы дистанционного обучения MOODLE - обязательные к использованию в процессе внеаудиторной работы у обучающихся. Описана процедура всестороннего контроля знаний у обучающихся в рамках указанной дисциплины с применением интерактивных технологий. В конце статьи сделаны выводы по применению описанного подхода в учебном процессе.
Ключевые слова: система дистанционного обучения; техника и оргтехника в сервисе; Moodle; самостоятельная работа обучающихся; электронный курс
Современная компьютерная техника и оргтехника являются одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире. В каждом объекте инфраструктуры гостиничного и ресторанного бизнеса имеется большое количество технических средств для организации
1 603041, г. Нижний Новгород, ул. Спутника, д. 24а.
профессиональной деятельности. Понимание её функционала, методики подбора и приёмам работы с ней - главная задача дисциплины «Техника и оргтехника в сервисе». Выпускник направления подготовки 43.03.01 Сервис (квалификация бакалавр) профиль «Сервис в гостиничных и ресторанных комплексах» в своей профессиональной деятельности использует различные методы и технологии, для выбора той или иной линейки оборудования и расходным материалов. В связи с тем, что количество аудиторных часов, выделяемое для изучения дисциплины с позиции автора недостаточное, что влечет за собой беглое знакомство с материалом дисциплины. Это следует из реформирования системы высшего образования, в котором все большее внимание уделяется самостоятельной работе студентов [4]. Как оно из очевидных решений - это применение систем дистанционного обучения в роли системы информационной поддержки самостоятельной работы обучающихся. Применение электронного курса в учебном процессе позволяет преподавателю эффективно организовать самостоятельную работу студентов [5].
В институте пищевых технологий и дизайна в качестве элемента информационно-образовательной среды используется система дистанционного обучения МооШе. В большинстве высших учебных заведений используется именно эта система. Система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, но также подходит и для организации традиционных дистанционных курсов и поддержки очного обучения. Сама оболочка системы гибко подстраивается под устройство, на котором она отображается, и не важно, что использует обучающийся: стационарный компьютер, планшет или мобильный телефон, он получает доступ к абсолютно равновесной информации с любого из указанных устройств. Курс в системе МооШе наполняется посредством различных элементов, начиная от самых простых - страница, файл, ссылка. Элементы такова плана легко добавляются и редактируются, но лишены основного свойства в дистанционном обучении - интерактивности. Элементы, обладающие этим свойством - лекция, база данных, семинар, вики более сложны в размещении и настройке, но при правильном применении их, предают процессу обучения замотивированности, позволяют более глубоко изучить материал дисциплины, причем с высокой долей самостоятельности. Такие элементы курса дают возможность студентам играть активную роль в пополнении электронного учебно-методического комплекса, обогащая курс продуктами собственной учебно-исследовательской деятельности [1, 2].
Сама идея применения МооШе как системы поддержки процесса освоения дисциплин учебной программы не нова. В институте в 2014 выработаны обязательные критерии наполнения курсов учебным контентом представлены в таблице 1. Это минимальный набор элементов, которые преподаватели должны разместить.
Таблица 1
Минимальный набор элементов электронного курса в системе МооШе в Институте пищевых технологий и дизайна (составлено автором)
Раздел Элементы контента и форма представления
Общая информация о дисциплине Приветствие (текст) Инструкция студенту по работе с ЭУМД (текст) Рабочая программа (PDF) Методические рекомендации (общие и на отдельные виды работ) Форум по изучению дисциплины (элемент: форум)
Теоретическая информация Лекционный материал (элементы: страница, лекция, файлы PDF) Презентации по темам дисциплины (ppt) Словарь терминов и определений (элемент: словарь) Словарь персоналий (элемент: словарь) Ссылки на интернет ресурсы (тематические сайты) Дополнительная литература (ссылки на ресурсы ЭБС)
Мир Науки
Раздел Элементы контента и форма представления
Практические задания Критерии оценивания заданий (PDF или элемент страница) Практические задания по темам дисциплины (элемент: задание)
Контроль знаний Тестовые задания (минимум 30 заданий на 1 вариант) (элемент: тест) Методические рекомендации по подготовке к зачету/экзамену (PDF или элемент страница) Вопросы к зачету/экзамену (PDF или элемент страница) Типовые практические задания к зачету/экзамену (PDF или элемент страница) Методические рекомендации по подготовке контрольных работ (PDF или элемент страница) Методические рекомендации к курсовому проектированию (работам) (PDF или элемент страница) Тематика контрольных работ (PDF или элемент страница) Тематика курсовых работ (проектов) (PDF или элемент страница)
В четвертом семестре 2015 года был проведен опрос обучающихся на втором курсе высшего образования очной и заочной формы обучения. Выборка составила 208 человек. Вопросы были составлены таким образом, чтобы выявить самые востребованные элементы курсов. Наиболее значимые результаты опроса представлены в таблице 2.
Таблица 2
Наиболее значимые результаты опроса обучающихся (составлено автором)
Элементы Количество обучающихся выбравших элемент как востребованный Количество обучающихся в процентном соотношении выбравших элемент как востребованный
Форум по изучению 75 36
дисциплины
Презентации по темам 120 58
дисциплины
Ссылки на интернет ресурсы 104 50
Вопросы к зачету/экзамену 208 100
Типовые практические задания к зачету/экзамену 163 78
Тематика контрольных работ 177 85
Тестовые задания 135 65
Лекционный материал 86 41
Дополнительная литература 88 42
Методические рекомендации
по подготовке контрольных работ 184 88
Из полученных результатов видно, что обучающиеся больше ориентированы на элементы, отвечающие за контроль знаний, а не на элементы, способствующие получению их. Тем не менее половина просматривает теоретический материал по учебным дисциплинам и для самопроверки использует тестовые задания, как правило перед сессией.
Вывод: Недостаточная мотивация у обучающихся к самостоятельной работе в электронном курсе из-за «сухого» изложения материала и малой вовлеченности в работе с электронным курсом.
В 2016-2017 году в системе дистанционного обучения института пищевых технологий и дизайна (www.sdo.fvds.ru) создается дополнительный курс по указанной дисциплине, но обучающимся присваивается роль учителя, она дает возможность пользователю создавать и редактировать настройки в курсе различных элементов. Курс разбивается по тематике заданий для самостоятельной работы, и группа студентов сама наполняет блок курса.
В рамках аудиторных занятий в лекционной форме даются основные понятия о вышеуказанном оборудовании и приемам работы с ним, разбираются основные тренды,
Мир Науки
2017, Том 5, номер 4 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com
сложившиеся в профильной сфере, на практических занятиях обучающимся предлагается опробовать имеющееся в институте оборудование, а также оборудование на площадках -партнерах. После анализа полученной информации и опыта обращения с оборудованием обучающиеся проводят анализ состояния рынка данных товаров в сети Интернет посредством интернет-магазинов. Собирается более глубокая информация по оборудованию, способам применения, нюансам настройки на профильных сайтах и конференциях. После чего происходит наполнение курса, во внеаудиторное время, структурированной информацией согласно методическим рекомендациям по работе с системой дистанционного обучения института и методическими рекомендациями по изучению дисциплины «Техника и оргтехника в сервисе». Согласно методическим рекомендациям помимо простых элементов и ресурсов системы Moodle, обязательными элементами интерактивного курса являются:
• Модуль Вики (Wiki) который позволяет студентам добавлять и редактировать набор связанных веб-страниц. Вики может быть совместной - все способны редактировать ее, или индивидуальной, которую только автор может редактировать.
• Модуль «Семинар» организует работу таким образом, что студенты, выкладывая информацию о проделанной работе, могут проводить оценивание и рецензирование результатов работы своих сокурсников.
• Модуль «База данных» позволяет участникам создавать, обслуживать и искать записи из совокупности. База данных имеет множество применений, таких как: совместные коллекции веб-ссылок, книг, рецензий на книги, журнальные ссылки, библиографические списки, отображение студентами созданных фотографий, плакатов, веб-сайты или стихи для просмотра и взаимных комментариев.
После формирования курса рабочие группы студентов организуют выступление-презентацию перед сокурсниками, в которой делятся достигнутыми результатами и выводами
[9, 6].
Аттестация по дисциплине включает в себя не только экзамен, а еще обязательная внеаудиторная работа студентов в кусе дистанционного обучения как создание своего блока, так и работа с интерактивными ресурсами и элементами других блоков [3, 7]. Посещение которых и выполнение различного рода заданий (тестовых заданий, участия в семинарах, форумах и др.) записывается в журнал оценок курса. Участие и результат деятельности обучающегося заносится в электронное портфолио достижений студента в раздел «Достижения в учебной деятельности».
Описанный подход применяется в учебном процессе института пищевых технологий и дизайна в группах по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (квалификация бакалавр) профиль «Сервис в гостиничных и ресторанных комплексах» в течении 2-х лет с обучающимися по очной форме и в течении 2017 года с обучающимися по заочной форме.
В качестве инструментария измерения мотивированности обучающихся к самостоятельной работе была разработана анкета с её помощью были проанкетированы все участники электронного курса, измерителем качества обученности были повышенной сложности фонды оценочных средств.
Подход показал повышение качества обученности студентов дисциплине «Техника и оргтехника в сервисе» за счет применения различных форм контроля знаний и мониторинга активности внеаудиторной работы обучающихся в системе дистанционного обучения, и своевременной коррекции процесса изучения дисциплины. Повышение мотивации к самостоятельной работе.
(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот
ЛИТЕРАТУРА
1. Алеева Ю. В. Мотивация к учебной деятельности студентов на основе обучающей среды moodle. Теория и практика современной науки. 2016. № 11 (17). С. 956-959.
2. Гончарова Т. В. Применение системы moodle для реализации дистанционного обучения в вузе. Вестник стипендиатов ДААД. 2016. № 1. С. 105-116.
3. Захарова У. С., Сербин В. А., Фещенко А. В. Интеграция персональных учебных сред с lms moodle. Открытое и дистанционное образование. 2016. № 4 (64). С. 4452.
4. Костылев Д. С., Саляева Е. Ю., Ваганова О. И., Кутепова Л. И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5 . № 2 (15). С. 80-82.
5. Кутепова Л. И., Никишина О. А., Алешугина Е. А., Лошкарева Д. А., Костылев Д. С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71.
6. Нигматуллина Г. В., Карманова Е. В. Особенности реализации принципа интерактивности в электронном обучении средствами учебных семинаров lms moodle. Современная педагогика. 2016. № 12 (49). С. 70-77.
7. Смирнова Ж. В., Мухина М. В. Обучающаяся среда moodle в организации тестового контроля знаний. Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 182.
8. Старинский В. Н., Попова И. Ю. Практика применения системы дистанционного обучения moodle в процессе подготовки бакалавров. Экономика. Бизнес. Право. 2016. № 5-6 (17). С. 30-5.
9. Смирнова Ж. В., Емельянова А. М. Экспериментальная деятельность в интеграции информационных технологий системы профессионального обучения. Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 40.
10. Груздева М. Л., Толстенева А. А., Смирнова Ж. В. Результаты апробации модели управления самостоятельной работой обучающихся. Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12-3. С. 584-588.
Kostylev Denis Sergeevitsh
Nizhny Novgorod engineering and economic university Knyaginino branch, Russia, Knyaginino E-mail: d.s.kostylev@gmail.com
Interactive course on discipline "Engineering and office equipment in service" because of independent work of students in LMS Moodle
Abstract. Modern computer equipment and office equipment are one of the most dynamically developing industries in the world. Understanding its functional, selection techniques and techniques for working with it is the main task of the discipline "Technology and office equipment in service". Before the system of higher education, the task is to improve the quality of training specialists in this field. The article presents the experience of developing an electronic educational course in the discipline "Technology and office equipment in service" as a result of independent work of students of the faculty of service at the Institute of Food Technology and Design, a branch of the Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics. This course is developed on the LMS MOODLE platform.
Keywords: distance learning system; equipment and office equipment in the service; Moodle; independent work of students; e-course