УДК 378.147
Заводчикова Надежда Ивановна
кандидат педагогических наук
Плясунова Ульяна Валерьевна
кандидат педагогических наук
Суворова Мария Александровна
кандидат педагогических наук Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского [email protected], [email protected], [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
В статье описаны дидактические возможности применения системы дистанционного обучения (СДО) Moodle для организации самостоятельной работы студентов дневной формы обучения: рассмотрены особенности использования элементов онлайн-курса, таких как «Лекция», «Тест», «Семинар», «Вики», «Задание», «Форум», на различных этапах освоения учебного материала. В статье описаны возможности применения СДО Moodle для организации самостоятельной работы студентов в рамках модифицированной модели обучения «Перевернутый класс», которая является одним из компонентов технологии смешанного обучения. В этой модели внеаудиторные задания на основе системы дистанционного обучения Moodle используются для подготовки к восприятию материала аудиторных занятий, закрепления полученных знаний и выработки некоторых навыков. Приведены примеры использования каждого из перечисленных элементов курса Moodle для организации как самостоятельной, так иинтерактив-ной работы студентов.
Ключевые слова: learning management system, LMS, системы управления обучением, MOODLE, Blended Learning, смешанное обучение, Flipped classroom, перевернутый класс, методика обучения и воспитания.
Изучение любой дисциплины предполагает как аудиторную работу (контактную работу с преподавателем), так и самостоятельную работу студентов. Частично облегчить и автоматизировать работу преподавателя по управлению самостоятельной работой студентов может система управления обучением МооШе [3].
Moodle - среда, предназначенная для разработки электронных курсов (Е-УМК) и управления обучением. Курс, созданный в Moodle, представляет набор интерактивных элементов, сгруппированных в учебные модули по темам или неделям обучения. При разработке дидактического модуля как средства организации самостоятельной работы студентов особая роль отводится оперативной обратной связи [1]. МооШе предоставляет средства для разработки таких элементов, как интерактивная лекция, тест, задание, семинар, форум, wiki-страница и др.
В данной статье мы хотим рассказать об опыте использования системы перечисленных элементов онлайн-курса Moodle для организации самостоятельной работы студентов на различных этапах изучения ими учебного материала.
Традиционно выделяют следующие этапы работы с учебным материалом: актуализация имеющихся знаний, получение новых знаний, закрепление знаний и формирование умений и навыков, обобщение и систематизация полученных знаний, контроль усвоения материала. На каждом из перечисленных этапов можно добиться достижения дидактических целей с помощью использования различных возможностей элементов электронного курса, созданного в Moodle. В таблице 1 пока-
зано, для достижения каких целей на каждом из этапов могут использоваться различные элементы Moodle-курса.
Рассмотрим, каким образом указанные элементы курса могут быть применены для организации деятельности студентов очной формы обучения, какие возможности этих элементов необходимо использовать для достижения наибольшего эффекта.
Интерактивные элементы курса типа «Лекция» могут быть использованы для повторения и актуализации имеющихся знаний, самостоятельного изучения студентами теоретического материала, обучения решению задач.
В интерактивной лекции учебный материал делится на небольшие порции, после каждой из которых учащимся предлагается вопрос в тестовой форме или вопрос, предполагающий развернутый ответ в форме эссе. В зависимости от выбранного учащимся ответа ему может быть начислено определенное количество баллов, на экран выводится комментарий к ответу учащегося. Преподаватель может предусмотреть различные траектории изучения (повторения) материала в интерактивной лекции в зависимости от степени усвоения материала.
Этап актуализации знаний при изучении нового материала может включать в себя как повторение материала предыдущих тем, изученных в данном курсе, так и повторение материала других предметов, необходимого для понимания материала, изучаемого в настоящий момент. Приведем несколько примеров.
Повторение основных понятий курса имеет большое значение, например, при чтении курса «Алгоритмы на графах», где на первой лекции препо-
170
Вестник КГУ _J 2016
© Заводчикова Н.И., Плясунова УВ., Суворова М.А., 2016
Таблица 1
Дидактические возможности СДО Moodle
Этапы работы с учебным материалом
Актуализация знаний Изучение нового материала Закрепление изученного материала Обобщение и систематизация знаний Контроль усвоения материала
| Элементы Moodle-курса Лекция Повторение теоретических фактов и способов решения типовых задач Изучение теоретических фактов. Разбор способов решения типовых задач. Первичная проверка правильности понимания изучаемого материала Формирование понятийного аппарата. Формирование умений применять полученные знания на практике.
Тест Проверка готовности к усвоению нового материала Формирование навыка решения типовых задач (тест в режиме тренировки) Контроль усвоения понятийного аппарата, основных изучаемых вопросов, умения решать задачи
Задание Формирование умений применять полученные знания на практике Задания, ориентированные на систематизацию знаний Контроль сформи-рованности умений применять полученные знания на практике
Игры Повторение основных терминов Повторение основных терминов
Семинар, Форум, Wiki-страница Организация интерактивной работы студентов в процессе повторения и актуализации знаний Организация обратной связи, интерактивного обсуждения изучаемых вопросов, индивидуальной или групповой работы по структурированию изучаемого материала и связи его с ранее изученным. Организация интерактивного взаимодействия студентов при закреплении полученных знаний. Организация интерактивной работы студентов по обобщению и систематизации полученных знаний Контроль усвоения основных изучаемых вопросов, умения применять знания к решению задач
даватель вводит порядка двадцати новых понятий. Прохождение студентами интерактивной лекции, в которой, кроме самих определений и примеров объектов, входящих в объем различных понятий, предлагаются задания на понимание формулировки определений, задания на узнавание объекта, входящего в объем данного понятия, задания на усвоение условных обозначений, задания на установление соответствия и т. п., способствует более осмысленному восприятию материала следующих лекций.
При изучении методики преподавания информатики до аудиторного занятия студентам необходимо самостоятельно повторить материал курсов педагогики и психологии, а также материал, полученный ими при освоении специальных дисциплин, таких, как «Информатика», «Теоретические основы информатики», «Языки программирования и методы трансляции», «Моделирование» и др. [5]. Для организации такого повторения также целесообразно использовать интерактивную лекцию. В обзорной интерактивной лекции по каждой теме должны быть отражены основные изучаемые вопросы темы и их взаимосвязь, рассмотрены основные типы задач и варианты заданий ЕГЭ и ГИА по информатике.
Использование СДО Moodle позволяет реализовать модель обучения «Перевёрнутый класс» (flipped classroom) [5; 6], в которой преподаватель предоставляет студентам доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной внеаудиторной теоретической подготовки к занятию; на аудиторном занятии организуется практическая деятельность студентов. Таким образом, ознакомление с новым материалом начинается до аудиторного занятия по данной теме.
Данный подход используется при изучении таких дисциплин, как «ИКТ в образовании», «Методика обучения и воспитания в области информатики» и др. Значительный объем ряда документов (образовательные стандарты, конспекты уроков, видеоуроки и т. п.), предлагаемых для изучения, делает нецелесообразным знакомство студентов с ними непосредственно во время занятия. Для организации работы студентов с нормативными документами удобно использовать элемент курса «Лекция». При изучении общих вопросов методики преподавания информатики в интерактивной лекции содержание некоторого документа может быть разбито на небольшие блоки, первичная проверка правильности понимания материала каждого
блока проверяется с помощью тестового вопроса или эссе. Использование проверочных вопросов в тестовой форме позволяет автоматизировать обратную связь в процессе изучения материала студентом и обеспечить выбор траектории изучения материала, соответствующей степени его понимания студентом. Студент также может самостоятельно выбирать траекторию изучения материала в соответствии со своими потребностями (просматривать дополнительный материал, выбирать уровень сложности и т. д.).
Интерактивные элементы курса типа «Лекция» могут быть использованы для обучения решению задач, а именно для создания тренажеров и интерактивных задачников с нелинейной структурой. Разбор решения типовых задач осуществляется по шагам: переход к следующему шагу решения осуществляется только при условии освоения предыдущего шага. Освоение шагов решения контролируется с помощью вопросов тестового типа. Набор вопросов может быть различным в зависимости от ответов на предыдущие вопросы. Таким образом, появляется возможность создания занятий с управляемыми маршрутами. Для разработки такого маршрута целесообразно использовать дидактический граф [3]; каждому узлу дидактического графа сопоставляется набор вопросов, дидактических материалов и упражнений, содержание которых носит практико-ориентированный характер.
Лекции, разработанные в среде Moodle, имеют возможности не только статического представления информации, но и динамического. При преподавании курса «Основы математической обработки информации» для студентов факультета физической культуры требуется построить лекцию таким образом, чтобы была видна последовательность действий при объяснении нового материала. Эту возможность можно реализовать с помощью вставки фрагментов презентаций. Для студентов данного факультета эта возможность наиболее актуальна, т. к. не все обучающиеся, в связи с большой занятостью на тренировках и спортивных сборах, могут посещать занятия.
Встроенный в Moodle редактор для создания тестов позволяет создавать различные типы тестовых заданий (множественный выбор, задания на соответствие, короткие ответы и т. д.; возможен также импорт вопросов из файла), организовать случайный выбор вопроса из заданной категории (базы) вопросов, устанавливать ограничения на время прохождения теста, количество попыток, а также начало и окончание периода, в течение которого тест доступен обучающимся. Возможна настройка метода и критериев оценивания.
При создании математических тестов наиболее удобными являются следующие виды вопросов: вычисляемые и вопросы с вложенными ответами. Вычисляемые вопросы позволяют получить
большое количество различных задач одного типа путем варьирования значений параметров вопроса; таким образом, не требуется создание большого банка задач. Вопросы с вложенными ответами дают возможность отрабатывать у студентов алгоритм (последовательность) действий сложных задач, контролируя каждый шаг решения.
Тесты можно использовать для проверки готовности студента к усвоению нового материала, формирования навыка решения задач (при использовании теста в режиме тренировки), контроля усвоения учебного материала.
Как правило, задания, предназначенные для проверки уровня владения понятийным аппаратом темы, являются инвариантными для всех пользователей. Задания, проверяющие умение решать типовые задачи, предполагают создание банка вопросов: для каждого типа задачи создается своя категория вопросов. Далее каждому пользователю предлагается решить одну или несколько задач данного типа, выбранную случайным образом из банка вопросов, что позволяет индивидуализировать контроль усвоения материала.
Элемент курса «Задание» предоставляет студенту формулировку задания и материал для его выполнения; он предусматривает возможность загрузки студентом на сайт одного или нескольких файлов, содержащих выполненные задания, а также возможность представления ответа в виде форматированного текста, при необходимости содержащего иллюстрации, таблицы и гиперссылки. В рамках онлайн-курса возможно также оценивание заданий, выполненных вне среды Moodle.
Индивидуальные задания могут выполняться не только в специальном элементе курса «Задание» (где результат представляется в виде текста или одного или нескольких файлов), но и в электронной рабочей тетради (которая может быть реализована с использованием специального модуля или с помощью стандартного модуля «Вики-страница» в индивидуальном режиме работы), что дает больше возможностей для длительной работы студента над заданием. В этом случае результат выполнения задания виден только преподавателю и самому студенту.
Также задание может предлагаться в конце интерактивной лекции (в формате эссе), но такой подход не очень удобен, когда для выполнения задания студенту требуется значительное время (удобнее разделить интерактивную лекцию и написание письменной работы, оставив в лекции только вопросы в тестовой форме и простые упражнения).
Элемент курса «Семинар» может использоваться для организации взаимного оценивания студентами выполненных заданий. Преподаватель выставляет на сайт задания на семинар (инструкции для работы студентов), критерии оценивания; указывает максимальный балл, который может быть получен за работу и за оценивание чужих работ.
Студенты предоставляют свою работу в виде файлов любых допустимых форматов (текст, презентация, изображение и т. д.) или вводят текстовый ответ. На следующем шаге, как преподаватель, так и студенты оценивают работы с использованием заданных преподавателем критериев (распределение студентов для оценивания работ одногруппников может осуществляться преподавателем вручную или генерироваться программно). Каждый студент получает за семинар две оценки: за представленную работу и за оценивание работ своих сокурсников; итоговый балл за работу вычисляется автоматически на основании полученных студентом оценок, при этом оценка преподавателя имеет, как правило, больший вес.
Например, при изучении курса «Алгоритмы на графах» в качестве задания семинара студентам предлагается разработать систему тестов для проверки правильности работы программы, реализующей определенный алгоритм. Далее студенты должны оценить выполнение задания своими од-ногруппниками, после чего автоматически оценивается качество их работы по оцениванию.
При изучении курса «Основы математической обработки информации» для студентов факультета физической культуры студентам предлагается проанализировать протоколы соревнований того вида спорта, которым они увлекаются, и установить математически с помощью статистических критериев, какие параметры оказывают влияние на итоговый результат. Оценщики работ выбираются не случайным образом, а из тех студентов, которые анализировали этот же вид спорта. При оценке работы они могут анализировать гипотезу, выдвинутую одно-группником, приводить свои контрпримеры, и, соответственно, получать дополнительные баллы.
Для организации обобщения знаний по определенной теме могут быть использованы элементы дистанционного обучения: совместная работа студентов с вики-страницами, взаимодействие на форуме, в учебном чате, в элементе курса «Семинар» и др.; во всех этих случаях студенты взаимодействуют не только с преподавателем, но и друг с другом.
Технология вики изначально ориентирована на совместное редактирование текстов; в онлайн-кур-се вики-страницы могут быть использованы для организации работы по структурированию изученного теоретического материала и связи его с ранее изученным материалом. Студенты могут совместно создавать вики-страницу с результатом выполнения некоторого задания или использовать вики-страницы для организации работы над групповым проектом, при этом есть возможность увидеть вклад каждого отдельного студента, сравнив разные версии одного и того же документа (при сравнении версий зеленым цветом отмечены добавленные фрагменты текста, желтым - удаленные).
Студенты могут работать в малых группах, при этом можно использовать как изолированные группы (когда каждый студент видит только страницу своей группы), так и видимые группы (студент может редактировать страницы своей группы, а материалы других групп может просматривать и комментировать). Возможны варианты, в которых все студенты работают с одной и той же страницей.
При работе с вики-страницей в индивидуальном режиме она используется в качестве рабочей тетради, выполнение заданий в которой видно только самому студенту и преподавателю. Использование индивидуальной вики-страницы позволяет преподавателю при длительной работе студента над индивидуальным заданием отслеживать прогресс в выполнении задания и оперативно комментировать изменения в работе.
Вики-страница в индивидуальном режиме может также использоваться для организации порт-фолио студента или в качестве черновика, «копилки материалов» при работе над другими заданиями.
Элемент курса «Форум» используется, как правило, для организации обратной связи и интерактивного обсуждения сложных вопросов. Возможна организация консультации преподавателя в режиме форума в ситуациях, когда ответы преподавателя на вопросы студента желательно сделать доступными остальным участникам курса. Студенты могут использовать форумы для обсуждения сложных вопросов темы, рецензирования работ друг друга, организации работы над совместным проектом. При этом форум может быть доступен всем участникам курса или выбранной группе студентов. При необходимости возможно использование режима форума «Вопрос-ответ», в котором студенты видят ответы других участников форума только после размещения собственного ответа.
Необходимо отметить, что кроме возможности использования перечисленных элементов курса СДО Moodle позволяет включать в Е-УМК материалы к курсу, представляющие собой набор документов в стандартных форматах (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Flash и т. д.), и ссылки на нтернет-ресурсы.
Нами разработаны и успешно используются в течение нескольких лет Е-УМК следующих учебных курсов: «Алгоритмы на графах», «Элементы абстрактной и компьютерной алгебры», «Общая методика преподавания информатики», «Частная методика преподавания информатики», «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», «Дополнительные главы школьного курса информатики», «Основы математической обработки информации» и др. Опыт показывает, что использование возможностей СДО Moodle для организации самостоятельной работы студентов позволяет существенно повысить эффективность обучения.
Библиографический список
1. Буракова Г.Ю. Самостоятельная работа студентов-бакалавров в условиях реализации новых стандартов образования (на примере изучения «Элементарной математики») // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - С. 95-100.
2. Заводчикова Н.И., Плясунова У.В. Особенности методики обучения информатике с использованием дистанционной среды MOODLE // Ярославский педагогический вестник. - 2015. -№ 5. - С. 133-137.
3. Корнилов П.А., Яцканич А.И. Система компьютерной диагностики знаний для выявления и устранения пробелов в знаниях обучаемых // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика.
Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 4. - С. 24-28.
4. Moodle - Open-source learning platform // Moodle.org [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moodle.org (дата обращения: 10.09.2015).
5. Brame C. (2013). Flipping the classroom. Vanderbilt University Center for Teaching [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cft.vanderbilt edu/guides-sub-pages/flipping-the-classroom/ (дата обращения: 17.10.2014).
6. Blended Learning Model Definitions // Clayton Christensen Institute [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.christenseninstitute.org/ blended-learning-definitions-and-models/ (дата обращения: 17.10.2014).