- Гидрореабилитация;
- Физическая культура и спорт в профилактике негативных социальных явлений.
В рамках защиты выпускных квалификационных работ удалось проверить уровень сформированности 8-ми компетенций от общего числа компетенций: 3 - универсальных, 4 - общепрофессиональных и 1 профессиональную.
Уровень представленных к защите выпускных квалификационных работ высокий, о чем свидетельствует средний балл - 4,8. На оценку «отлично» защитили работу 35 студентов (81,4%). На оценку «хорошо» - 8 студентов (18,6%).
В результате анализа ответов 35 студентов набрали баллы в диапазоне от 80 до 91 балла, соответствующее оценке «отлично», 8 студентов набрали баллы в диапазоне от 68 до 72 баллов, соответствующее оценке «хорошо», что свидетельствует об отличном и хорошем уровнях сформированности компетенций и трудовых функций обобщенной функции - А. Организация групповых и индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Представленные данные свидетельствуют об однородности разработанных оценочных средств и возможности их дальнейшего применения для проверки сформирован-ности профессиональных компетенций по разработанным оценочным средствам с учетом требований профессионального стандарта (ПС) 05.004 «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту» к обобщенным трудовым функциям (ОТФ), трудовым функциям (ТФ) (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания).
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (уровень бакалавриат) : приказ Минобрнау-ки России от 12 марта 2015г. № 203 // ГАРАНТ.РУ : [информационно-правовой портал]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70829522/ (дата обращения: 02.02.2021).
2. Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02 апреля 2019 года № 197н // ГАРАНТ : [информационно-правовой портал]. - URL: https://base.garant.ru/72234046/ (дата обращения: 02.02.2021).
REFERENCES
1. Ministry of Education and Science of Russia (2015), On the approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 49.03.02 Physical culture for persons with disabilities in health (adaptive physical culture) (bachelor's level), order of the dated March 12, 2015. No. 203, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70829522/ (date of access: 02.02.2021).
2. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation (2019), On the approval of the professional standard "Instructor-methodologist in adaptive physical culture and adaptive sports, order of the No. 197n dated April 02, 2019, available at: https: //base.garant. ru / 72234046 / (date of access: 02.02.2021).
Контактная информация: afk_lesgaft@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.02.2021
УДК 796.038
УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ
СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ФИТНЕС-ПРИЛОЖЕНИЙ В ТЕЛЕФОНАХ
Алексей Олегович Егорычев, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет)
имени И.М. Губкина; Элина Викторовна Егорычева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский Политехнический университет
Аннотация
Введение. Переход на дистанционное обучение привел к снижению двигательной активности студентов. Для её восполнения преподаватели включали в учебный курс задания по самостоятельной физической активности (СФА). ВОЗ рекомендует придерживаться следующих рекомендаций: недельная продолжительность занятий - 150-180 минут, не менее 30 минут анаэробный характер упражнений, кроме аэробных должны присутствовать силовые и упражнений на равновесие. Контроль СФА осуществляется в виде дневников самостоятельных занятий студентов. Анализ отчетов показывает, что они носят формальный характер, а иногда скрывают академическую нечестность. Развитие современных цифровых технологий позволяет объективизировать отчеты студентов. Так в большинстве телефонов имеется фитнес-приложение, которые могут выполнять функцию дневника тренировок. Если рассматривать оздоровительную направленность занятий по физической культуре, то можно сформулировать показатели, которые необходимо включать в отчеты, для управления СФА студентов. Научная информация по управлению СФА студентов с использованием фитнес-приложений телефонов, в условиях дистанционного обучения, отсутствует. Цель исследования обосновать показатели, отражающие физическую нагрузку, которые можно использовать для управления СФА студентов, в условиях дистанционного обучения. Исследование проходило с октября по декабрь 2020 года в ходе естественного педагогического эксперимента. Анализировалась учебная работа 156 студентов, получивших задание самостоятельно заниматься физическими упражнениями на уличной спортивной площадке и подтверждать её с использованием фитнес-приложения телефона. Результаты исследования показали, что 2/3 студентов выполняли задание и высылали отчеты о СФА. Не выполняли задание по СФА - 1/3 студентов. Больше шести недель отчеты присылали - 14% студентов. 89,2% студентов смогли составить индивидуальную программу занятий на основе типовой; количество шагов в день указали - 69,9% студентов; время физической активности - 42,3% студентов. Дистанцию бега включили в отчет - 38,7% студента. Выводы. Отчеты о СФА активности можно формировать на основе фитнес-приложения телефона. Приложение может выполнять функцию дневника тренировок. В условиях дистанционного обучения, критериями, подтверждающими самостоятельную физическую активность, должны быть: дата; программа; время; геолокация дистанции бега; персональная фотография с места занятия. При использовании этих показателей можно говорить об управлении СФА студентов в условиях дистанционного обучения.
Ключевые слова: критерии, управление, студенты, самостоятельные занятия, фитнес-приложения, носимые приспособления, дневник самоконтроля.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p86-92
SELF-MANAGEMENT OF PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS ON THE BASIS
OF FITNESS APPS IN PHONES
Alexey Olegovich Egorychev, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, National University of Oil and Gas "Gubkin University"; Elina Viktorovna Egorycheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Polytechnic University
Abstract
Introduction. The transition to distance learning led to decrease in the motor activity of students. To make up for it, the teachers included tasks on independent physical activity (SFA) in the training course. WHO recommends following the recommendations: weekly duration of classes-150-180 minutes, at least 30 minutes of anaerobic exercise, in addition to aerobic exercises, strength and balance exercises should be present. The control of the SFA is carried out in the form of diaries of independent studies of students. Analysis of the reports shows that they are formal in nature, and sometimes conceal academic dishonesty. The development of the modern digital technologies makes it possible to objectify student reports. So most phones have a fitness app that can perform the function of a workout diary. If we consider the health-improving orientation of physical education classes, then we can formulate indicators that need to be included in reports for the management of students' SFA. There is no scientific information on the management of students ' SFA using fitness phone applications, in the context of distance learning. The
purpose of the study is to substantiate the indicators reflecting physical activity that can be used to manage the SFA of students in the context of distance learning. The study was conducted from October to December 2020 in the course of a natural pedagogical experiment. The study analyzed the educational work of 156 students who were assigned to exercise independently on an outdoor sports field and confirm it using the phone's fitness app. The results of the study showed that 2/3 of the students completed the task and sent reports on the SFA. 1/3 of the students did not complete the SFA task. More than six weeks of reports were sent-14% of students. 89.2% of students were able to make an individual program of classes based on the standard; the number of steps per day was indicated - 69.9% of students; the time of physical activity - 42.3% of students. The running distance was included in the report - 38.7% of the student. Conclusions. SFA activity reports can be generated based on the phone's fitness app. The app can perform the function of a training diary. In the conditions of distance learning, the criteria confirming independent physical activity should be: date; program; time; geolocation of the running distance; personal photo from the place of training. When using these indicators, we can talk about the management of students ' SFA in the context of distance learning.
Keywords: criteria, management, students, self-study, fitness applications, wearable devices, self-control diary.
С 15 марта 2020 года 100% высших учебных заведений, подведомственных Министерству образования, перешли на дистанционное обучение [2]. Не стали исключением и кафедры физического воспитания университетов. Снижение двигательной активности при переходе на дистанционное обучение отметили 71,4% студентов [5]. Согласно «Гло-бальным рекомендациям ВОЗ по физической активности для здоровья» минимальный объем физической активности студентов должен составлять - 150 минут. При этом не менее 30 минут высокоинтенсивных упражнений. Помимо аэробной части занятие должно включать упражнения на равновесие и силу [1].
Кафедры физического воспитания высших учебных заведений для устранения влияния гиподинамии на здоровье предложили студентам программы самостоятельной физической активности (СФА). В литературе существуют попытки обоснования двигательных программ оздоровительной направленности для самостоятельных занятий. Например, научные работы Е.А. Пироговой, А.Н. Усатова [7, 8], книги С. Йегер [3, 4]. Авторы рекомендуют использовать следующие показатели: продолжительность занятия - не менее 15 минут, количество занятий - не менее 3-х в неделю, анаэробный характер упражнений.
Оценивание работы студентов по СФА происходит на базе LMS-платформ (learning management system - система управления обучением). Наибольшие затруднения у преподавателей вызывает контроль отчетов о выполнении самостоятельных занятий. Преподаватели осуществляют его традиционным способом - анализируя записи в дневнике самоконтроля . Они отмечают, что отчеты носят формальный характер и часто вызывают сомнения. Дистанционный режим общения маскирует «академическую нечестность» ряда студентов. Имеет ограниченное применение и просмотр видеозаписей упражнений из-за не адекватных затрат времени на просмотр.
В то же время, развитие цифровых технологий привело к созданию целого класса «носимых приспособлений для фитнеса» [9]. Их задача повысить качество жизни человека за счет накопления и анализа дополнительной информации о работе организма. Эту функцию может выполнять и телефон с установленным фитнес-приложением. Встроенные в него датчики (акселерометры, гироскопы, барометры) позволяют с высокой точностью распознавать различные виды физической активности, а программное обеспечение - анализировать информацию с учетом персональных данных. Отмечается, что носимые приспособления для фитнеса увеличивают физическую активность и физическое состояние владельцев [6].
Изучение отчетов студентов о самостоятельных занятиях, полученных на основе фитнес-приложений телефонов, показало, что они не персонифицированы, отсутствуют данные о дате, месте и времени занятий, используемых средствах физической культуры.
Достижение пороговых значений физической активности подтверждается разными показателями. Поэтому, управление физической активностью студентов на основе фитнес-приложений в телефонах предполагает внедрение унифицированных критериев, понятных студентам и преподавателям. В доступной научно-методической литературе такая информация отсутствует. Это и обусловило актуальность исследования.
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В октябре 2020 года студентам была предложена типовая программа занятия на спортивной площадке, которая расположена близко к их месту проживания. Программа предлагала самостоятельный выбор нагрузки в зависимости от уровня физической подготовленности. Программа включала: равномерный бег (суммарно до 15 минут), общераз-вивающие (до 8 минут) и силовые упражнения - 8 (из них надо было выбрать 5 упражнений, 15-20 минут). Студенты с учетом места проживания и условий занятий должны были разработать индивидуальную программу СФА и присылать отчеты о занятиях, которые формировали с использованием фитнес-приложений в телефоне. Были сформулированы задачи:
1. Проанализировать количество студентов, включившихся в самостоятельную физическую активность (СФА) на основе типовой программы.
2. Изучить содержание отчетов студентов о СФА.
3. Сформулировать критерии для управления СФА студентов по программам оздоровительной направленности.
Задание было рассчитано на 10 учебных недель, достижение порогового уровня двигательной активности оценивалось согласно рейтингу до 2 баллов в неделю. Анализировались результаты учебной деятельности шести учебных групп (всего 156 студентов).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На рисунок 1 представлены данные по количественному составу студентов, включившихся в самостоятельную физическую активность.
70 60
60 50 40 30 20 10 0
Присылали Не присылали Присылали без данных из
фитнес-приложений телефонов
Рисунок 1 - Количество студентов присылавших отчеты на задание
Анализ данных показывает, что учебное задание по физической культуре, предполагавшее СФА, выполняли 65% студентов. Студентов, которые не прислали ответы на учебное задание по СФА, оказалось 35%. Анализ самих ответов показал, что 5% студентов в качестве ответа на задание прислали типовую программу тренировки, размещенную в курсе, без использования фитнес-приложения телефона. Это позволяет предположить, что отчет был выслан в надежде на ошибку преподавателя при проверке. В качестве положительного результата отметим, что примерно 2/3 студентов восприняли практическое задание по СФА как часть учебного процесса по физической культуре и включились в самостоятельную работу.
В таблице 1 представлены данные о количестве подтвержденных занятий с использованием фитнес-приложений в телефонах. Два балла начислялось студентам, предоста-
вившим недельный отчет, включавший 3 занятия продолжительностью 40-50 минут.
Таблица 1 - Количество баллов, набранных студентами в задании
Баллы по неделям
1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20
ж, чел.(п=26) 9 1 1 5 3 4 0 2 0 1
м, чел.(п=67) 26 15 8 7 4 0 3 1 1 2
Анализ данных показывает, что полностью задание выполнили 3 человека (3%) студентов из 93 приславших отчеты. Вторым результатом можно считать, что 10 человек (11%) можно отнести к тем, кто адаптировался к требованиям задания. Так как их отчеты подтверждают шесть и более недель занятий. То есть, размещая такое задание, можно предположить, что 14% студентов будут его выполнять и смогут пройти обязательное тестирование физической подготовленности в конце семестра.
В задании предлагались примерные упражнения, длительность и количество занятий в неделю. Анализ присланных отчетов показал, что наиболее часто студенты указывали следующие данные из фитнес-приложений телефонов: количество шагов за сутки и дату занятия. Намного реже они включали в отчет потраченные ккал за тренировку и еще реже информацию о дистанции бега и времени тренировки. В таблице 2 представлены данные по частоте использования различных показателей в отчетах.
Таблица 2 - Показатели физической активности студентов по отчетам
Пол Показатели
Количество шагов, чел. Время физической активности, чел. Расход энергии, чел. Дистанция бега, чел. Индивидуальная программа занятия, чел.
ж (п=26) 18 (69,2%) 11 (42,3%) 12 (46,2%) 11 (42,3%) 21 (80,7%)
м (п=67) 47 (70,1%) 30 (44,8%) 23 (34,3%) 25 (37,3%) 62 (92,5%)
Всего(п=93) 65 (69,9%) 41 (44%) 37 (39,8%) 36 (38,7%) 83 (89,2%)
В литературе представлены данные, что использование шагомеров, встроенных в фитнес-приложения, является достаточно информативным показателей физической активности. В качестве порогового значения оптимальной физической активности человека рекомендуются показатели, превышающие 10 тыс. шагов. Как показал анализ отчетов, основанных на этом показателе, около 50% студентов ограничивались нагрузкой в диапазоне 6-8 тыс. шагов в сутки. Это подтверждает, что в условиях дистанционного обучения даже включение СФА не всегда приводит к достижению пороговых значений двигательной активности.
Следующий показатель по частоте использования - время физической активности. Для студентов оно должно составлять 3 часа в неделю. Анализ отчетов показал, что больше 90% студентов достигали порогового значения - 3 часа в неделю. Но отчеты не содержали информации об анаэробном характере упражнений.
Расход энергии также является широко используемым показателем. По данные литературы к пороговым значениям будет относиться нагрузка - 2000 ккал в неделю. Большинство студентов не приводили информацию по недельному расходу энергии. В тех отчетах. Где эти цифры были - 95% студентов используют меньшие показатели нагрузки.
В программе СФА особое место должно отдаваться базовому аэробному упражнению. Наиболее простое упражнение - бег. Длина дистанция бега, обеспечивает оздоровительный эффект, при самостоятельных занятиях. Расстояние, пробегаемое человеком, легко определяется по данным геолокации в телефоне. При занятиях со студентами минимальная дистанция должна составлять 2400 метров. Оптимальная - 3200 метров. Это наиболее объективный показатель СФА. В соответствие с нашими рекомендациями, в конце десяти недельного цикла почти 39% студентов стали использовать этот показатель в отчетах.Видно, что большинство студентов - 83 человека (89%) сумели составить для себя индивидуальную программу занятий. Отчеты показали, что студенты могут изменять её в связи с погодными условиями или самочувствием. Но самостоятельно выбрать
показатели, наиболее полно отражающую физическую активность с использованием фитнес-приложений не смогли. Не включали в отчет студенты и свою фотографию с места занятия.
ВЫВОДЫ
1. Самостоятельная физическая активность студентов может реализовываться в рамках дистанционного обучения, если формировать отчеты о занятиях с использованием данных, полученных с помощью фитнес-приложений телефонов.
2. Количество студентов, которые готовы самостоятельно заниматься по программам оздоровительной направленности и для отчетов использовать фитнес-приложения телефонов, составило - 60%.
3. Существующие в телефонах фитнес-приложения могут выполнять функцию дневника самостоятельных занятий.
4. В условиях дистанционного обучения, критериями, подтверждающими самостоятельную физическую активность, должны быть: дата; программа; время; геолокация дистанции бега; персональная фотография с места занятия. Телефон может автоматически формировать отчет с указанными показателями.
5. Дополнительные показатели, которые желательно включать в отчет студентам при дистанционном обучении: общее количество занятий в неделю; общее время физической активности в неделю; количество шагов в неделю.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глобальные рекомендации ВОЗ по физической активности для здоровья // Всемирная организация здравоохранения : [сайт]. - URL: https://www.who.int/dietphysicalactivity/factsheet_recommendations/ru/ (дата обращения 04.02.2021).
2. Дистанционное обучение в экстремальных условиях / Интерфакс образование : [сайт]. -URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/ (дата обращения 03.02.2021).
3. Йегер С. Большая книга 15-ти минутных тренировок для женщин / С. Йегер. - Минск : Попурри, 2013. - 400 с.
4. Йегер С. Большая книга 15-ти минутных тренировок для мужчин / С. Йегер. - Минск : Попурри, 2013. - 391 с.
5. Милько М.М. Исследование физической активности студентов в условиях дистанционного обучения и самоизоляции / М.М. Милько, Н.В. Гуремина // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 5. - С. 195-200 - URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38056 (дата обращения: 01.02.2021).
6. Михайлова Л. Исследование показало, что фитнес-приложения повышают уровень физической активности / Лариса Михайлова // FB : [сайт]. - 30 декабря 2020. - URL: https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/news/outdoor-sports/2020/12/30/272188 (дата обращения 05.02.2021).
7. Пирогова Е.А. Совершенствование физического состояния человека / Е.А. Пирогова. -Киев : Здоровье, 1989. - 167 с.
8. Усатов А.Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности студенческой молодежи : автореф. дис. канд. пед. наук / Усатов Александр Николаевич. - Белгород, 2010. - 23 с.
9. Фитнес-трекеры: устройства, следящие за вашим здоровьем // МТС Медиа: [сайт]. -URL: https://media.mts.ru/gadgets/175845/ (дата обращения 05.02.2021).
REFERENCES
1. WHO global recommendations on physical activity for health, available at: https://www.who.int/dietphysicalactivity/factsheet_recommendations/ru/ (accessed 04.02.2021);
2. Distance learning in extreme conditions, available at: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/ (accessed 03.02.2021);
3. Yeager, S. (2013), The big book of 15-minute workoutsfor women, Potpourri, Minsk.
4. Yeager, S. (2013), The big book of 15-minute workoutsfor men, Potpourri, Minsk.
5. Milko M.M., Guremina N.V. (2020), "Research of physical activity of students in the conditions of distance learning and self-isolation", No. 5, pp. 195-200, available at: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38056 (accessed: 01.02.2021);
6. Mikhailova, L. (2020), "The study showed that fitness applications increase the level of physical activity", available at, https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/news/outdoor-sports/2020/12/30/272188 (accessed 05.02.2021);
7. Pirogova, E. A. (1989), Improving the physical state of a person, Zdorovye, Kiev.
8. Usatov, A.N. (2010), Independent physical training as a means of increasing the motor activity of student youth, dissertation, Belgorod.
9. Fitness trackers: devices that monitor your health, available at: https://media.mts.ru/gadgets/175845/ (accessed 05.02.2021).
Контактная информация: egorychev64@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 15.02.2021
УДК 796.058.2
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ
ПАНДЕМИИ
Максим Викторович Еремин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва; Андрей Валентинович Малышев, кандидат технических наук, доцент, Сочинский государственный университет; Анатолий Григорьевич Горшков, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма имени Ю.А. Сенкевича; Наталия Владиславовна Марьина, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет
Аннотация
Актуальность исследования основана на необходимости и целесообразности использования IT-технологий, во-первых, в помощь преподавателям ВУЗов в обучении бакалавров физкультурно-спортивных профилей в условиях пандемии, во-вторых, рационального использования учебного и высвободившегося свободного времени за счет карантина у студентов. Цель исследования - разработать программно-методический информационный модуль для дистанционного обучения бакалавров физкультурно-спортивных профилей.
Задачи исследования:
1. Разработать структуру и содержание информационно-программного модуля (ИПМ) «Sports statistics» для дистанционного обучения бакалавров физкультурно-спортивных профилей в условиях пандемии.
2. Показать эффективность предлагаемого ИПМ «Sports statistics» в образовательном процессе студентов-бакалавров.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе Российского государственного социального университета в феврале-апреле 2020 года. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты 2 и 3 курса. Изучение дисциплины «Метрология» бакалаврами с помощью ИПМ «Sports statistics» рассчитано на 5 недель (30 часов) - 3 раза в неделю по 2 часа. Основными методами исследования явились: моделирование структурных процессов в ИПМ, программирование, психологическое тестирование (тест «САН»), тестирование уровня компетенций. Для статистической обработки материалов исследования применялся стандартный пакет Microsoft Excel 2019, выявления межгрупповых различий в результатах и оценке эффективности разработанного ИПМ определялись посредством t-критерия Стьюдента. Результаты исследования. ИПМ «Sports statistics» способствовал быстрому и качественному освоению студентами основ спортивной метрологии и получению ими навыков математико-статистической обработки цифровых объемов данных. Выводы. В ходе исследования на основе полученных данных можно сделать вывод о том, что превосходство в полученных знаниях и навыках ЭГ обусловлено именно применением экспериментального ИПМ «Sports statistics». Более того, обучившись основам количественного и