Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЛОЖЕНИЯ RUNNING'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЛОЖЕНИЯ RUNNING Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ / РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бессонова В. П., Друзьянов И. И., Федоров Э. П.

Статья посвящена проблеме дистанционного обучения по дисциплине «Общая физическая подготовка» в период самоизоляции, организации самостоятельных тренировок бегом с использованием приложения Running, как инструмента для повышения интереса к бегу и укрепления организма. Изучен опыт дистанционного обучения физической культуре, который показал необходимость дальнейшего совершенствования и введения инновационных технологий. Проведен статистический анализ данных самостоятельных занятий бегом с приложением, а также наблюдение и опрос студентов. Целью исследования является повышение мотивации студентов к самостоятельным занятиям бегом для оздоровления и укрепления организма в период пандемии. Практическая значимость исследования заключается в повышении мотивации к занятиям бегом и организация взаимодействия преподавателя со студентами через различные коммуникационные системы, образовательные системы и в том числе через приложение Running.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бессонова В. П., Друзьянов И. И., Федоров Э. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS DURING PANDEMIC BY USING THE RUNNING APP

The article discusses the issue of distance learning in the discipline "General physical training" during the period of self-isolation, the organization of independent jogging training using the Adidas Running application as a tool to increase interest in running and strengthen the body. The experience of distance learning of physical culture was studied. The study showed the need for further improvement and introduction of innovative technologies. A statistical analysis of the data of independent jogging with the application was carried out, as well as observation and survey among students. The aim of the study is to increase students' motivation for independent jogging in order to improve and strengthen the body during a pandemic. The practical significance of the study lies in increasing the motivation for running and organizing the interaction of the teacher with the students through the Running app.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЛОЖЕНИЯ RUNNING»

УДК 378.14:004

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЛОЖЕНИЯ RUNNING

Валентина Прокопьевна Бессонова, кандидат педагогических наук, ассистент, Арктический государственный агротехнологический университет, г. Якутск; Иван Иванович Друзьянов, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск; Эдуард Павлович Федоров, кандидат педагогических наук, доцент, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с.

Чурапча, Республики Саха (Якутия)

Аннотация

Статья посвящена проблеме дистанционного обучения по дисциплине «Общая физическая подготовка» в период самоизоляции, организации самостоятельных тренировок бегом с использованием приложения Running, как инструмента для повышения интереса к бегу и укрепления организма. Изучен опыт дистанционного обучения физической культуре, который показал необходимость дальнейшего совершенствования и введения инновационных технологий. Проведен статистический анализ данных самостоятельных занятий бегом с приложением, а также наблюдение и опрос студентов. Целью исследования является повышение мотивации студентов к самостоятельным занятиям бегом для оздоровления и укрепления организма в период пандемии. Практическая значимость исследования заключается в повышении мотивации к занятиям бегом и организация взаимодействия преподавателя со студентами через различные коммуникационные системы, образовательные системы и в том числе через приложение Running.

Ключевые слова: физическая культура, оздоровительный бег, развитие выносливости, формирование интереса, взаимодействие, пандемия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p52-55

EXPERIENCE IN ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS DURING PANDEMIC BY USING THE RUNNING APP

Valentina Prokopyevna Bessonova, the candidate of pedagogical sciences, assistant, Arctic State Agrotechnological University, Yakutsk; Ivan Ivanovich Druzynov, the senior teacher, North-Eastern Federal University, Yakutsk; Eduard Pavlovich Fedorov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Churapchinsky State Institute of Physical Culture and Sports, p. Churapcha, Republic of Sakha (Yakutia)

Abstract

The article discusses the issue of distance learning in the discipline "General physical training" during the period of self-isolation, the organization of independent jogging training using the Adidas Running application as a tool to increase interest in running and strengthen the body. The experience of distance learning of physical culture was studied. The study showed the need for further improvement and introduction of innovative technologies. A statistical analysis of the data of independent jogging with the application was carried out, as well as observation and survey among students. The aim of the study is to increase students' motivation for independent jogging in order to improve and strengthen the body during a pandemic. The practical significance of the study lies in increasing the motivation for running and organizing the interaction of the teacher with the students through the Running app.

Keywords: physical culture, health-improving running, endurance development, interest formation, interaction, pandemic.

ВВЕДЕНИЕ

Переход на дистанционное обучение, в целях нераспространения новой коронави-русной инфекции в образовательных организациях высшего образования, показал как положительные, так и отрицательные тенденции. В период пандемии опубликовано немало статей о проблемах обучения и воспитания в период дистанционного образования. Меж-

ду тем, к переходу на дистанционное обучение российские вузы готовились более десяти лет. Так, в 2012 г. мы проводили опрос среди преподавателей вуза об уровне введения инноваций в виде онлайн обучения, на тот момент онлайн-обучение применяли 3,3% преподавателей, сети Интернет в учебных целях использовали 14%. Сегодня инновационные технологии получили интенсивное развитие, а в связи с пандемией практически все образовательные организации перешли на дистанционное обучение. Для дистанционного образования в вузах разработаны образовательные онлайн программы, Moodle, электронные ведомости и пр.. Дистанционное обучение по предмету «Общая физическая подготовка» в вузе по ФГОС является 100% практическим занятием и направлена, прежде всего, на физическое совершенствование студентов, развитие функциональных возможностей организма, гармоничное развитие личности студента. Анализ литературы по данной проблеме, опыт проведения дистанционного обучения с использованием инновационных технологий в вузе показал недостаточную эффективность дистанционного обучения. В нашем исследовании мы рассмотрим особенности дистанционного обучения студентов Арктического государственного агротехнологического университета по предмету «Общая физическая подготовка». Важно отметить природно-климатические особенности: продолжительная суровая зима, короткий световой день не позволяют длительно находиться на улице и тем более активно заниматься физической подготовкой, поэтому самоизоляция практически обездвижило все население региона, так как все спортивные объекты были недоступны. Таким образом, на дистанционном обучении студенты могли заниматься лишь в ограниченном пространстве в домашних условиях. Были рекомендованы самостоятельные занятия студентов, онлайн лекции, физические упражнения в ограниченном пространстве, выполнение тестовых заданий, видеокурсы и др.. Поэтому с наступлением теплой погоды в конце марта мы рекомендуем проведение занятий на свежем воздухе. Анализ самостоятельной работы студентов в первом семестре онлайн-занятий показал, что дистанционное обучение по физической культуре недостаточно эффективно, так как 51% не занимались по разным причинам или не имели мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой. Выход из дистанционного обучения через год в апреле 2021 г. показал, что у 30% студентов появился лишний вес, 21% не смогли сдать контрольные тесты на основе нормативов ВФСК ГТО.

В связи с тем, что контролировать физическую активность во время дистанционного обучения технически сложно, мы решили повысить двигательную активность с применением приложения Running. Так, целью нашего исследования является приобщение студентов к самостоятельным занятиям бегом с использованием приложения Running для укрепления здоровья, развития силы и выносливости.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели применялись следующие методы исследования: обзор литературы по теме в НЭБ eLibrary, проведен статистический анализ весенних тестов по общей физической подготовке студентов 1,2,3 курсов, самостоятельных занятий студентов бегом с приложением adidas Running, проживающих в период дистанционного обучения в разных районах Республики Саха (Якутия) и за рубежом (Монголия, Таджикистан).

Исследование, проведенное в 2020-2021 уч./г. показало уровень внедрения инновационных технологий по дисциплине «Общая физическая подготовка» в вузе. В системе дистанционного обучения основными формами учебного взаимодействия студентов с преподавателями стали индивидуально-групповая, фронтальная с использованием электронных систем на основе LMS платформы и интернет технологии, сетевые телекоммуникации: Moodle, Zoom, Google ресурсы, Youtube, WhatsApp, а также приложение для бега Adidas Running. Внедрение в учебный процесс социальных сетей для бегового сообщества на наш взгляд повысит интерес к занятиям спортом. Известно, что беговые

упражнения повышают физическую и умственную работоспособность, укрепляют организм. С марта 2021 г. студенты дистанционного обучения начали практиковать бег на улице с использованием приложения adidas Running с целью тренировки и восстановления организма после продолжительной самоизоляции и холодного зимнего периода. Температура воздуха в среднем в марте составляют от -25° до -15°C.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По запросу в научной электронной библиотеке eLibrary о проблемах дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура» всего найдено 21526 публикаций, что говорит о большой заинтересованности к вопросу. В публикациях отмечают следующие проблемы: нехватка времени для физической активности из-за увеличения самостоятельной работы по всем дисциплинам, отсутствие условий для проведения ДО, увеличение теоретической части дисциплины, которая на 95% является практической, технические проблемы с доступом к сети Интернет, организация ДО, отсутствие условий для выполнения заданий и др.

Для наших студентов основной проблемой стало ограничение двигательной активности во взаимодействии с преподавателем. Для решения этой задачи мы использовали приложение для любителей бега Adidas Running. Простой и понятный интерфейс, тре-кинг, возможность создания групп студентов удобно для использования на занятиях и самостоятельно для повышения интереса в бегу через чувство сопричастности к большому беговому сообществу, которое использует для бега данное приложение.

Running можно скачать в Google Play или App Store. Приложение поддерживает русский язык, есть статьи на английском языке, также содержатся рекомендации к тренировкам. К каждой пробежке выдается небольшая аналитика: дистанция, длительность тренировки, калории, средний темп, средняя скорость, максимальная скорость, среднее количество шагов, длина шага, подъем, снижение высоты, в платную (премиум) часть включена средняя частота пульса, максимальный пульс и потеря жидкости. Во вкладке «Прогресс» собрана статистика по всем тренировкам в виде диаграммы, есть статистика бега по дням недели и за двенадцать месяцев. Тут же доступна таблица лидеров группы. На занятиях по легкой атлетике необходимо обеспечить эффективную тренировку с учетом физических особенностей студентов, климатических особенностей. Стоит также отметить, что легкий, а также восстановительный бег являются наиболее безопасными беговыми нагрузками для организма. Программа по бегу выполняется исходя из текущего уровня подготовки. При беге активно работают все системы организма, прежде всего дыхательная, сердечно-сосудистая и мышечная системы. Перед началом каждой деятельности изучается теория и тактика действий. Конспекты по теории техники бега проверяются в Moodle. Существует достаточно большое количество различных вариантов тренировочных занятий по оздоровительному бегу. Мы использовали методику занятий по Е. М. Волкову и Е.Г. Мильнеру, которая разработана специально для начинающих. Рассмотрим положение для основной группы - практически здоровых людей. Первый этап можно обозначить как бег-ходьба. Он включает чередование ходьбы и бега на дистанции 2000 — 2400 м. Скорость бега и длина пробегаемых отрезков индивидуальны, частота пульса не должна превышать 22-24 ударов за 10 с. Через 3-4 недели, при хорошем самочувствии, дистанция увеличивается до 3200 м. Второй этап — это непрерывный бег. Дистанция 3 200 м, сохраняется до тех пор, пока бег не станет непрерывным. После этого начинается постепенное увеличение его продолжительности до 30-60 минут. К концу первого года регулярных тренировок дистанция может достигать у девушек - 5, а у парней — 100 километров. Третий этап подразумевает «марафонский бег». К примеру, можно воскресный бег увеличить до 1,5-2 часов, со скоростью 6.00-50 минут. 30 сек. на 1 км (девушки) и 50 минут 30 секунд - 5.00 (парни), при одинаковой частоте сердечных сокращений — 22-24 ударов за 10 сек.

Возможности преподавателя с использованием трекера на дистанционном обучении значительно повышаются за счет организации процесса тренировок группы и наблюдения, корректировки результатов каждого студента. Использование приложения показало положительные результаты в самостоятельных занятиях студентов бегом, повышение интереса к бегу. Для тренировок было достаточно использовать бесплатные функции приложения.

ВЫВОДЫ

Для получения информации об эффективности использования приложения Running для самостоятельных занятий студентов бегом проведен сравнительный анализ групп, занимающихся бегом с использованием приложения и групп, которые продолжали заниматься в самоизоляции. С выходом на офлайн обучение экспериментальная группа показала более высокие результаты по бегу и контрольным тестам. Дистанция 3-5 км не вызывает затруднений у студентов, которые тренировались с приложением. Продолжительная зима, занятия в ограниченном пространстве вызвали некоторый стресс для организма практически всех студентов. Проведенный опрос среди студентов показал, что 30% набрали лишний вес в период самоизоляции, но в то же время 21% хотели бы продолжить обучение дистанционно. Но тем не менее, использование трекера на дистанционном обучении по дисциплине «Общая физическая подготовка» внес некоторое разнообразие в образовательный процесс, повысил мотивацию к самостоятельным занятиям бегом, у 20% студентов появился соревновательный интерес и 10% планирую участие в онлайн-соревнованиях по бегу и полумарафонах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алпацкая Е.В. Методы оптимизации учебного процесса в условиях дистанционной работы в вузах физической культуры / Е.В. Алпацкая, А.Н. Грец, А.В. Юденков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 9-13.

2. Иванов В. Д. Бег как средство оздоровления / В. Д. Иванов, М.Ю. Бардина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - Том 4., № 1 - С. 41-47.

3. Стеценко Н.В. Цифровизация в сфере физической культуры и спорта: состояние вопроса / Н.В. Стеценко, Е.А. Широбакина // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - № 1 (22). - С. 35-40.

REFERENCES

1. Alpatskaya E.V., Grets A.N. and Yudenkov A.V. (2021), "Methods of optimization of the educational process in the conditions of distance work in universities of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp. 9-13.

2. Ivanov V.D. and Bardina M.Yu. (2019), "Running as a means of health improvement", Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, No. 1 Volume 4, pp. 41-47.

3. Stetsenko N.V. and Shirobakina E.A. (2019), "Digitalization in the field of physical culture and sports: state of the art", Science and Sport: modern trends, No.1, Volume 22, pp. 35-40.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.05.2021

УДК 796.1/3

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ НА ОСНОВЕ ПОЛИНОМИАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Владимир Яковлевич Бунин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.